|
РАБОТА С «МАТРИЦАМИ» АЛЬТЕРНАТИВНОГО ВЫБОРА ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ (Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения. Методические рекомендации к курсу по выбору. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005)
Работа с «матрицами» («схемами») альтернативного выбора, позволяющими формулировать, ранжировать и наглядно, количественно соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля (например, школьные предметы, интересующие учащегося, успеваемость по ним; мнения родителей; сертифицированные личные достижения учащегося в основном и дополнительном образовании; советы учителей; рекомендации психологов, перспективность или престижность варианта выбора, территориальная близость места будущей учебы, материальное положение, состояние здоровья, чувствительность к эмоциональному климату на месте учебы и т.д.), помогает школьнику принять решение. Целесообразно, чтобы в ранжировании («взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что может обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации, а также выделить внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на выбор.
Примерный вид матрицы
В данном случае в качестве примера используется следующая шкала: 0 баллов – невыраженность фактора, 1 балл – низкая выраженность, 2 балла – средняя выраженность, 3 балла – высокая выраженность.
МЕТОДИКА «ПРОФИЛЬ» (МОДИФИКАЦИЯ «КАРТЫ ИНТЕРЕСОВ») (Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005)
Инструкция Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится – «–». Если сомневаетесь – «?». Это не экзамен и не контрольная работа, поэтому здесь не может быть неправильных ответов – могут быть только необдуманные. Чем искреннее Вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат, который Вы получите сразу после завершения работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления. Бланк ответов
Стимульный материал Мне нравится... 1. Узнавать об открытиях в области физики и математики. 2. Смотреть передачи о жизни растений и животных. 3. Выяснять устройство электроприборов. 4. Читать научно-популярные технические журналы. 5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах. 6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях. 7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом. 8. Наблюдать за работой медсестры, врача. 9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе. 10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях. 11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями. 12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии. 13. Ремонтировать бытовые электроприборы. 14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники. 15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах. 16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах. 17. Участвовать в общественной жизни школы, города. 18. Объяснять одноклассникам учебный материал. 19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству. 20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни. 21. Проводить опыты по физике. 22. Ухаживать за животными, растениями. 23. Читать статьи об электронике и радиотехнике. 24. Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды. 25. Коллекционировать камни, минералы. 26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы. 27. Читать биографии известных политиков, книги по истории. 28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам. 29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов. 30. Участвовать в военных играх, походах. 31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы. 32. Замечать и объяснять природные явления. 33. Собирать и ремонтировать компьютеры. 34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере. 35. Участвовать в географических, геологических экспедициях. 36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях. 37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом. 38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели. 39. Искать и находить способы зарабатывания денег. 40. Заниматься физической культурой и спортом. 41. Участвовать в физико-математических олимпиадах. 42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии. 43. Разбираться в принципах работы электроприборов. 44. Разбираться в принципах работы различных механизмов. 45. «Читать» географические и геологические карты. 46. Участвовать в спектаклях, концертах. 47. Изучать политику и экономику других стран. 48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма. 49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет. 50. Участвовать в спортивных соревнованиях. Обработка и анализ результатов После того как учащиеся завершили работу с опросником, они должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной деятельности: 1 – физика и математика; 2 – химия и биология; 3 – радиотехника и электроника; 4 – механика и конструирование; 5 – география и геология; 6 – литература и искусство; 7 – история и политика; 8 – педагогика и медицина; 9 – предпринимательство и домоводство; 10 – спорт и военное дело. Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл – 5 – говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает 2 балла, значит, профессиональные интересы еще не сформированы. Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка. Рекомендации для психологов и учителей Методика основана на самооценке, которая различна у всех учащихся. Слово «интерес» тоже каждый понимает по-своему. Поэтому предупредите учеников, чтобы они сравнивали число «плюсов» в разных колонках своего бланка, а не с числом «плюсов» в бланке соседа по парте. Поинтересуйтесь, кто согласен с полученными результатами, кто не согласен, кто ими удивлен. Напомните учащимся, что эта работа – только шаг в изучении своих интересов и склонностей, поблагодарите их и соберите бланки.
Приложение 3
Анкета «Предпрофильная подготовка» для родителей учеников основной ступени [4] 1. С какого возраста, по Вашему мнению, нужно определять предметную ориентацию (т. е. увлеченность какими-либо учебными предметами) ребенка (выберите и подчеркните)? а) Начальная ступень (1-4 класс). б) Средняя ступень (5-9 класс). в) Старшая ступень (10-11 класс). 2. С какого возраста, по Вашему мнению, нужно делить учеников по профильным (специализированным) классам (выберите и подчеркните)? а) Начальная ступень (1-4 класс). б) Средняя ступень (5-9 класс). в) Старшая ступень (10-11 класс). 3. Кем хочет стать Ваш ребенок _______________________________ 4. Чем Вы советуете ему заниматься после окончания 9 класса? _________________________________________ где учиться?________________________________ профессия____________________________________ 5. Согласны ли сын (дочь) с Вашим советом? 6. Какие трудности испытывает ребенок при обучении? _______________________________ 7. Какие интересы и склонности Вы отмечаете у него? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Что Вы делаете для развития интересов сына (дочери)? __________________________________________________________ 9. Какие черты характера, темперамента Вы можете отметить у ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись родителей _____________ Приложение 4 Особенности образовательной среды школы
Дорогие учащиеся! Просим вас ответить на вопросы анкеты, которая позволяет выяснить на сколько благоприятно Вы себя чувствуете в школе, что Вам нравится, а что нет. Вам предлагаются четыре группы высказываний. Оцените, в какой мере данное высказывание, на Ваши взгляд, является верным или неверным: абсолютно верно – 5; в общем верно – 4; частично верно, частично неверно – 3; в основном неверно - 2; совершенно неверно – 1.
1-я группа. Благоприятная атмосфера в школе и классе:
2-я группа. Учителя в нашей школе:
3-я группа. Наше участие в делах школы:
4-я группа. Условия в нашей школе:
Обработка результатов. Показатель по каждой группе вычисляется по формуле (V) , если V>4, то можно говорить о высокой степени удовлетворенности; если 3<V<4, то – о средней степени удовлетворенности; если V<2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. [1] Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 56 с. [2] Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. - №2. – С.48-56. [3] Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2006 ‑176с. [4] Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2006 ‑176с. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|