Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАБОТА С «МАТРИЦАМИ» АЛЬТЕРНАТИВНОГО ВЫБОРА





ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

(Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения. Методические рекомендации к курсу по выбору. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005)

 

Работа с «матрицами» («схемами») альтернативного выбора, позволяющими формулировать, ранжировать и наглядно, количественно соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля (например, школьные предметы, интересующие учащегося, успеваемость по ним; мнения родителей; сертифицированные личные достижения учащегося в основном и дополнительном образовании; советы учителей; рекомендации психологов, перспективность или престижность варианта выбора, территориальная близость места бу­дущей учебы, материальное положение, состояние здоровья, чувстви­тельность к эмоциональному климату на месте учебы и т.д.), помогает школьнику принять решение.

Целесообразно, чтобы в ранжировании («взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что может обнаружить отличия приоритетных моти­вов профильной ориентации, а также выделить внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на выбор.

 

Примерный вид матрицы

 

«Весовой коэффициент» Факторы Вариант 1   Вариант 2  
х2 Успеваемость по профилирующим предметам 0x2=0 3x2=6
х3 Перспективность варианта 3x3=9 2x3=6
х2 Территориальная близость 2x2=4 2x2=4
х1 Трудности, связанные с материаль­ным положением семьи 1x1=1 3x1=3
Сумма баллов

 

В данном случае в качестве примера используется следующая шкала:

0 баллов – невыраженность фактора,



1 балл – низкая выраженность,

2 балла – средняя выраженность,

3 балла – высокая выраженность.

 

 

МЕТОДИКА «ПРОФИЛЬ»

(МОДИФИКАЦИЯ «КАРТЫ ИНТЕРЕСОВ»)

(Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005)

 

Инструкция

Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится – «–». Если сомневаетесь – «?».

Это не экзамен и не контрольная работа, поэтому здесь не может быть неправильных ответов – могут быть только необдуманные. Чем искреннее Вы ответите на все вопросы, тем точ­нее будет результат, который Вы получите сразу после заверше­ния работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления.

Бланк ответов

 

                   
                   
                   
                   
                   
                                       

 

Стимульный материал

Мне нравится...

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

4. Читать научно-популярные технические журналы.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за ру­бежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14. Посещать технические выставки, знакомиться с достиже­ниями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

21. Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными, растениями.

23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

24. Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, вело­сипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

27. Читать биографии известных политиков, книги по ис­тории.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школь­никам.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30. Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной про­граммы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на ком­пьютере.

35. Участвовать в географических, геологических экспеди­циях.

36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40. Заниматься физической культурой и спортом.

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

45. «Читать» географические и геологические карты.

46. Участвовать в спектаклях, концертах.

47. Изучать политику и экономику других стран.

48. Изучать причины поведения людей, строение человечес­кого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка и анализ результатов

После того как учащиеся завершили работу с опросником, они должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти ко­лонок. Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной деятельности: 1 – физика и математика; 2 – химия и биология; 3 – радиотехника и электроника; 4 – механика и конструирование; 5 – география и геология; 6 – литература и искусство; 7 – история и политика; 8 – педагогика и медицина; 9 – предпринимательство и домоводство; 10 – спорт и военное дело.

Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к это­му виду деятельности. Максимальный балл – 5 – говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает 2 балла, значит, профессиональ­ные интересы еще не сформированы.

Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка.

Рекомендации для психологов и учителей

Методика основана на самооценке, которая различна у всех учащихся. Слово «интерес» тоже каждый понимает по-своему. Поэтому предупредите учеников, чтобы они сравнивали число «плю­сов» в разных колонках своего бланка, а не с числом «плюсов» в бланке соседа по парте.

Поинтересуйтесь, кто согласен с полученными результатами, кто не согласен, кто ими удивлен. Напомните учащимся, что эта работа – только шаг в изучении своих интересов и склоннос­тей, поблагодарите их и соберите бланки.

 


Приложение 3

 

Анкета «Предпрофильная подготовка»

для родителей учеников основной ступени[4]

1. С какого возраста, по Вашему мнению, нужно определять предметную ориентацию (т. е. увлеченность какими-либо учебными предметами) ребенка (выберите и подчеркните)?

а) Начальная ступень (1-4 класс).

б) Средняя ступень (5-9 класс).

в) Старшая ступень (10-11 класс).

2. С какого возраста, по Вашему мнению, нужно делить учеников по профильным (специализированным) классам (выберите и подчеркните)?

а) Начальная ступень (1-4 класс).

б) Средняя ступень (5-9 класс).

в) Старшая ступень (10-11 класс).

3. Кем хочет стать Ваш ребенок _______________________________

4. Чем Вы советуете ему заниматься после окончания 9 класса? _________________________________________

где учиться?________________________________

профессия____________________________________

5. Согласны ли сын (дочь) с Вашим советом?

6. Какие трудности испытывает ребенок при обучении? _______________________________

7. Какие интересы и склонности Вы отмечаете у него? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что Вы делаете для развития интересов сына (дочери)? __________________________________________________________

9. Какие черты характера, темперамента Вы можете отметить у ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись родителей _____________


Приложение 4

Особенности образовательной среды школы

 

Дорогие учащиеся!

Просим вас ответить на вопросы анкеты, которая позволяет выяснить на сколько благоприятно Вы себя чувствуете в школе, что Вам нравится, а что нет. Вам предлагаются четыре группы высказываний. Оцените, в какой мере данное высказывание, на Ваши взгляд, является верным или неверным: абсолютно верно – 5; в общем верно – 4; частично верно, частично неверно – 3; в основном неверно - 2; совершенно неверно – 1.

 

1-я группа. Благоприятная атмосфера в школе и классе:

Высказывания
В школе легко найти друзей          
В школе у меня в большинстве случаев хорошее настроение          
В школе я хорошо и быстро ориентируюсь          
В школе много вещей, которые доставляют мне удовольствие          
Я хорошо чувствую себя в своем классе          
Учащиеся моего класса охотно бывают вместе          
В классе каждый занят собой и не интересуется проблемами других          

2-я группа. Учителя в нашей школе:

Высказывание
Учителя приветливы по отношению к нам          
Большинству учителей я доверяю          
Наши учителя уделяют нам много времени          
Они организуют уроки разнообразно          
В общем учителя объясняют материал не очень хорошо          
На учащихся, которые не посещают занятия, наши учителя не обращают внимания          
Я полагаю, что наши учителя думают, что не каждый из нас может хорошо выучить материал          
Наши учителя слишком мало внимания уделяют нашим проблемам          

3-я группа. Наше участие в делах школы:

Высказывания
У нас участие учащихся в управлении школой имеет большое значение          
Учащиеся должны воспринимать урок таким, какой он есть          
Если наши предложения хорошие, тогда мы можем оказывать влияние на урок          

4-я группа. Условия в нашей школе:

Высказывания
Наши классные комнаты слишком малы          
Наш класс выглядит красиво          
В нашей школе чисто          
В нашем дворе достаточно места для игр и занятий спортом          
Есть возможности для организации досуга и внеклассных мероприятий          
В нашей школе ничего не происходит          
Для учащихся моего класса в нашей школе есть возможности для занятий в свободное время (перечисли несколько)          
           

Обработка результатов. Показатель по каждой группе вычисляется по формуле (V) , если V>4, то можно говорить о высокой степени удовлетворенности; если 3<V<4, то – о средней степени удовлетворенности; если V<2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.


[1] Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 56 с.

[2] Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. - №2. – С.48-56.

[3] Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2006 ‑176с.

[4] Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2006 ‑176с.









ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.