Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕКЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО.





 

1. Принципы земельного законодательства.

2. Земельное законодательство.

3. Отношения, регулируемые земельным законодательством.

4. Применение международных договоров Российской Федерации.

5. Участники земельных отношений.

Статья 1 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ[1] (в ред. от 05.10.2015) («Основные принципы земельного законодательства»).

 

 

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

 

Статья 2 Земельного кодекса РФ («Земельное законодательство»).

 

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

 

Статья 3 Земельного кодекса РФ («Отношения, регулируемые земельным законодательством»).

 

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

 

Статья 4 Земельного кодекса РФ («Применение международных договоров Российской Федерации»).

 

 

Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

 

Статья 5 Земельного кодекса РФ («Участники земельных отношений»).

 

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

 

ЛЕКЦИЯ № 4. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО.

 

 

Объекты земельных отношений

 

 

Статья 6 Земельного кодекса РФ («Объекты земельных отношений»).

 

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2008 № 141-ФЗ.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

 

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г.[2] земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Конституция РФ, квалифицируя землю в качестве природного ресурса (п. 1 ст. 9 Конституция РФ), одновременно при этом устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (п. 3 ст. 36 Конституции РФ). В тексте Конституции РФ (ст.ст. 9, 36, 72) использована категория «земля», при этом категория «земельный участок» в тексте не упоминается.

Базовыми кодифицированными федеральными нормативно-правовыми актами для характеристики и определения легальной дефиниции (официального определения понятия) «земельный участок» в контексте земельно-имущественных правоотношений являются Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ[3] и Земельный кодекс РФ.

И Гражданский кодекс РФ и Земельный кодекс РФ оперируют такими категориями как «земля» и «земельный участок», которые при этом не являются равнозначными.

Категория «земельный участок», будучи одной из базовых для целей Земельного кодекса РФ, текстуально присутствует и активно использована в подавляющем большинстве статей Земельного кодекса РФ. При этом наряду с категорией «земельный участок» Земельный кодекс РФ использует категорию «земля» (ст. 1, 6, 7, 12, 14, 16, 56, 67, 70.1, 77-79, 83 и др.).

В этой связи принципиальным является то, что согласно пункту 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ, фиксирующей круг отношений, регулируемых земельным законодательством, земельное законодательство, состоящее согласно пункту 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). При этом в соответствии с пунктом 3 той же ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Таким образом, законодатель дифференцирует указанные категории «земля» и «земельный участок», не квалифицируя их в качестве равнозначных[4].

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[5], вступившим в силу 1 марта 2015 года, в Земельный кодекс РФ был внесен ряд изменений, в том числе указанные изменения затронули формулировку понятия «земельный» участок.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ в новой редакции земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки[6].

Характеризуя содержащиеся в п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ конструктивные элементы законодательного установленного понятия «земельный участок» необходимо отметить, что данная норма носит бланкетный характер, поскольку, во-первых, характеризует земельный участок в качестве объекта права собственности, во-вторых, характеризует земельный участок в качестве недвижимой вещи, в-третьих, как часть земной поверхности с характеристиками, позволяющими определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Таким образом, формулируя понятие «земельный участок», законодатель для понимания содержания его конструктивных элементов отсылает к нормам Гражданского кодекса РФ и нормам Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»[7] (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости).

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ вещи отнесены к числу объектов гражданских прав, при этом в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В данном случае, учитывая взаимную связь и взаимную обусловленность указанных категорий «объект гражданских прав», «недвижимые вещи», «земельный участок» правомерно говорить не о межотраслевой конкуренции норм в пределах кодифицированных нормативно-правовых актов, а о комплексном регулировании гражданского оборота земельных участков в качестве объектов гражданских прав, обеспечивающих нормативное единство.

Базовым признаком, индивидуализирующим земельный участок и трансформирующим его в индивидуально-определенную вещь, являются границы земельного участка, которые устанавливаются в результате осуществления процедуры межевания земель.

Согласно пункту 7 ст. 38 Закона о государственном кадастре недвижимости местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При этом местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

На сегодняшний день приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 № 518 «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке»[8] утверждены и вступили в силу Требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка.

Согласно пункту 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. При этом пункт 1 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, устанавливая, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) если объектом недвижимости является земельный участок - описание местоположения границ земельного участка в объеме сведений, определенных Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости»[9].

В соответствии с п. 1.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 г., процедура межевания земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Помимо указанной Инструкции по межеванию земель в части регулирования вопросов межевания земельных участков действуют Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 (в ред. от 18.04.2003) и Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 (в ред. от 18.04.2003), письмо Росземкадастра от 28.02.2003 № АО/54 «О применении «Инструкции по межеванию земель» и ряд иных нормативных актов.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 5. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО.

 

 

1. Состав земель в Российской Федерации.

2. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

3. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений.

 

 

Статья 7 Земельного кодекса РФ («Состав земель в Российской Федерации»).

 

 

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами[10] и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид[11] разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений[12].

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

 

 

Статья 8 Земельного кодекса РФ («Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую»).

 

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ст. 84 Земельного кодекса РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»[13]).

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (см.: Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (в ред. от 20.04.2015) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»[14], ст. 9 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 13.07.2015), ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса РФ»[15], ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», ст. 14 Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об охране озера Байкал»[16]).

 

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

 

Статья 9 Земельного кодекса РФ («Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений»)

 

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений[17];

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;

3.1) осуществление государственного земельного надзора;

4) установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации ст. 71 Конституции Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

 

Статья 9.1 Земельного кодекса РФ («Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации»)

 

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[18].

 

Статья 10 Земельного кодекса РФ («Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений»)

 

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

 

Статья 10.1 Земельного кодекса РФ («Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации»)

 

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[19].

 

 

Статья 11 Земельного кодекса РФ («Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений»)

 

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 6. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО.

 

1. Образование земельных участков.

2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

3. Раздел земельного участка.

4. Выдел земельного участка

5. Объединение земельных участков

6. Перераспределение земельных участков.

7. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки.

8. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

 

 

ГЛАВА I.1 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

 

Статья Земельного кодекса РФ 11.1. Утратила силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ.

 

Статья 11.2 Земельного кодекса РФ («Образование земельных участков»)

 

1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1.1. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ.

Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой.

2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[20], за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[21] (далее - Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения)».

6. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. - Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ.

7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. 46.1. «Развитие застроенных территорий») принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (ст. 45 «Подготовка и утверждение документации по планировке территории» Градостроительного кодекса РФ).

8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

 

Статья 11.3 Земельного кодекса РФ («Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»)

 

1. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. 43 «Проекты межевания территорий» Градостроительного кодекса РФ).

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

 

Статья 11.4 Земельного кодекса РФ («Раздел земельного участка»)<







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.