Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров подразделений ФГКУ «СУ ФПС №2 МЧС России» за 2010-2011 г





Типоразмер шин и радиусы колеса

Выбор пневматических шин производится с учетом их номенклатуры по наиболее нагруженным колесам ПА.

Динамический радиус колеса - Rд(м) в первом приближении принимается равным статическому радиусу прототипа - rст, который приводится в ГОСТ на пневматические шины.

При отсутствии данных по статическому радиусу пользуемся для эластичных шин следующим выражением:

 

rд = 0,5 d + λш*Δ*Вш, (6.1)

 

где d - посадочный диаметр обода колеса, указанный в маркировке шины в мм или дюймах, м;

λш - относительная радиальная деформация профиля шины (коэффициент смятия шины под нагрузкой), принимаемый λш = 0,89...0,9;

Δ - отношение высоты профиля шины к ее ширине: для обычных автомобильных шин принимается Δ = 1, для широкопрофильных и арочных указывается в маркировке шины;

Вш - ширина профиля шины, указанная в маркировке в мм, м.

 

Радиус качения колеса (кинематический) - rк определяется экспериментально. При отсутствии экспериментальных данных для диагональных шин принимаем rк = 1,02 rд, для радиальных шин rк = 1,04 rд.

 

rд = 0,5∙508 + 0,89∙1∙260 = 485,4 м.

 

rк = 1,04∙485 = 505 м.

 

Коэффициент полезного действия трансмиссии

Коэффициент полезного действия механической трансмиссии (КПД) характеризует потери мощности в механизмах трансмиссии при ее передаче от первичного вала коробки передач до ведущих колес автомобиля.

КПД механической трансмиссии - ηТР равен произведению коэффициентов полезного действия входящих в трансмиссию механизмов:

 

ηтр = ηкп ·ηдк · ηк · ηГ ·ηкр (6.2)

 

где: ηкп - КПД коробки передач (основной), принимаемый 0,96...0,98;

ηдк - КПД дополнительной коробки (раздаточной, демультипликатора) маркируемый в пределах 0,93.,.0,97;

ηк - КПД карданной передачи, для одного шарнира ηк = 0,995;

ηГ - КПД главной передачи, варьируемый в пределах 0,93...0,97;

ηкр - КПД колесного редуктора, принимаемый ηкр = 0,96...0,98.

 

ηТР = 0,98∙0,95∙0,995∙0,995∙0,96 = 0,885.

 

Коэффициент обтекаемости и площадь Миделя

Аэродинамические свойства ПА характеризуются фактором обтекаемости, представляющим собой произведение коэффициента обтекаемости и площади лобового сопротивления (Миделя).

Коэффициент обтекаемости - kв равен силе сопротивления воздуха, действующей на один квадратный метр лобовой площади ПА при скорости его движения 1 м·с-1.

Площадь Миделя - SМ равна площади проекции ПА на плоскость, перпендикулярную его продольной оси. В проектных расчетах она определяется из выражения:

 

SM = a∙BA∙HA, (6.3)

 

где а - коэффициент заполнения площади:

для грузовых автомобилей и автопоездов а = 0,75...0,90;

ВА - габаритная (наибольшая) ширина ПА, определяемая по компоновочной схеме или принимаемая по прототипу, м в соответствие таблицы 1.1;

НА - габаритная (наибольшая) высота ПА, определяемая по компоновочной схеме или принимаемая по прототипу, м в соответствие таблицы 3.1.

 

SМ = 0,65∙2,5∙3,6 = 5,85 м2.

 

Фактор обтекаемости - Кв определяем как:

 

КВ = kВ∙SМ. (6.4)

 

Кв = 0,6∙5,85 = 3,51.

 

6.2 Расчет параметров двигателя пожарного автомобиля

 

 

Требуемая эффективная мощность двигателя определяется из уравнения мощностного баланса при движении ПА с максимальной скоростью:

 

N = (ψυ∙GA∙υAmax + KВ∙SМ∙υA3max)/1000 ηтр. (6.5)

 

где NЕυ - эффективная мощность двигателя при максимальной скорости движения ПА (кВт);

ψυ - коэффициент сопротивления движению, соответствующий четвертой категории дорог, принимается ψυ = 0,02.

 

NЕυ = (0,02∙15000∙9,8∙27,8 + 0,6∙5,85∙27,83)/(1000∙0,885) = 176 кВт.

 

Максимальная эффективная мощность двигателя - NЕ (кВт) определяется с помощью следующего соотношения:

Для дизельных двигателей

 

NEmax = N =176 кВт. (6.6)

 

Внешняя скоростная характеристика двигателя

Внешняя скоростная характеристика является основой технического расчета проектируемого двигателя. Ее расчет ведется, как правило, по формуле С.Р. Лейдермана:

 

NE = NEmax∙(a(n/nN) + b(n/nN)2 - c (n/nN)3), (6.7)

 

где Nе - текущие значения эффективной мощности;

а, b, с - постоянные для каждого типа двигателя коэффициенты:

для дизельного двигателя а = 0,53, b = 1,56, с =1,09;

n - текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя, об·мин-1;

nN - частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности двигателя, об·мин-1, в соответствии с таблицей 3.1.

 

NЕ = 176∙(0,81(1000/2200)+0,87(1000/2200)2 - 0,68(1000/2200)3) = 85,4 кВт.

 

Коэффициенты а, b, с выбраны для турбодизеля.

Эффективный вращающий момент двигателя - МЕ при этом определяем как:

 

МЕ = 9550 NЕ/n, (6.8)

 

где n - текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя, об·мин-1.

МЕ = 9550∙85,4/1000 = 815,75 Н·м.

 

Результаты расчетов заносим в таблицу 6.1. По полученным значениям строим графики соответствующие внешней скоростной характеристики двигателя, рисунок 6.1.

Таблица 6.1 – Параметры внешней скоростной характеристики двигателя

n, об·мин-1              
NЕ, кВт 85,4 122,1 153,8   184,5   0,875
ME, H·м 815,75   815,75   677,75    

 

Рисунок 6.1 – Внешняя скоростная характеристика двигателя

 

6.3 Расчет параметров трансмиссии

 

 

Правильный расчет параметров трансмиссии является необходимой предпосылкой получения высоких средних скоростей движения ПА и его хорошей топливной экономичности.

Анализ аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров подразделений ФГКУ «СУ ФПС №2 МЧС России» за 2010-2011 г

Анализ данных, характеризующих обстановку с пожарами в ЗАТО Железногорск за 2011 год, позволяет сделать вывод о том, что служба пожаротушения и дежурные караулы подразделений ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России», реализуя требования нормативных актов, приказов, указаний ДПСС МЧС России и Специального управления ФПС №2 МЧС России, в целом решили организационные и практические вопросы, связанные с тушением пожаров.

В 2011 года подразделения гарнизона совершили 2875 выездов, что на 105 выездов меньше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ) - 2980 выездов.

Сведения о выездах подразделений гарнизона за 2010 -2011 г.г. приведены в таблице 1.1.

Таблица № 1.1 – Сведения о выездах подразделений гарнизона за 2010 - 2011г.г.

№ п/п Цель выезда 2010г. 2011г.
1. Пожары (помощь ГУ МЧС по Красноярскому краю) 83(3) 76(2)
2. Загорания    
3. Лесные пожары (трава, пух, мусор)    
4. Аварии    
5. На срабатывание установок АПС    
6. Ложные вызовы    
7. Пожарно-тактические учения, отработки планов, ПТЗ и т.п.    
8. Оказание помощи населению, службам города, объектов и т.п.    
  Всего:    

 

Анализируя обобщенные данные (табл. 1.1) работы подразделений ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» за 2011 год, следует отметить значительное увеличения количества выездов по сравнению с АППГ:

- загорания – в 1,8 раза (на 104 выезда);

- лесные пожары (трава, пух, мусор) – в 1,35 раза (на 79 выездов);

- на срабатывания АПС – в 1,7 раза (на 372 выездов);

- пожарно-тактические учения, отработки планов, ПТЗ – в 2,8 раза (на 6 выездов);

В 2011 году на пожарах погибло 6 человек (в АППГ - 4 человека), количество получивших травмы населения составило 8 человек (в АППГ - 9 человек). В процессе ликвидации пожаров спасено 55 человек (в АППГ - 30 человек).

Из 76 пожаров, произошедших в 2011 году, личным составом дежурных караулов потушено 75 пожаров, подручными средствами населением до прибытия подразделений пожарной охраны - 1 пожар. Сведения приведены на рисунке1.1

.

Рисунок 1.1 – Сведения по тушению пожаров подразделениями СУ ФПС № 2 в 2010 - 2011 г.г.

 

В 2011 году на 16 пожарах работы по спасанию людей и ликвидации горения производились звеньями ГДЗС. В 30 случаях на пожары были привлечены специальные пожарные автомобили (таблица № 1.2).

Таблица № 1.2 – Сведения по использованию специальной пожарной техники на пожарах в 2010-2011 г.г.

Специальные пожарные автомобили 2010 г.   2011г.
АСА-20, АД-90    
АЛ-50, АКП-50, АПТ-22, МШТС    
АР-2    
Всего:    

 

Оперативное время реагирования, состоящее из времени обработки вызова, сбора личного состава и следования к месту вызова является одним из важных показателей действий подразделений при выезде дежурного караула по тревоге. Согласно требования Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» статья 76 п.1. время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, в сельской и приравненной к сельской местности не должно превышать 20 минут.

В таблице № 1.3 представлены сведения по оперативному реагированию подразделений на 31 пожаре, произошедших в городской черте СУ ФПС № 2 МЧС России за 2011 год, 2010 год и подразделений по Российской Федерации за 2010 год.

Таблица №1.3 – Показатели оперативного реагирования с момента сообщения о пожаре до момента прибытия к месту вызова (в городском округе).

Время прибытия первого подразделения (мин.) Количество пожаров в городском округе (%) Среднее время прибытия, мин.
2010 год 2011 год 2011 год 2010 год РФ
До 5 минут 30 (81,0) 29(93) 3,12 5,9   7,15  
6 - 10 минут 7 (19,0) 2(7)
Более 10 минут 0 (0%) 0 (0)

Из данных указанных в таблице № 1.3 следует, что в 2011 году в сравнении с 2010 годом на 2,78 минуты улучшился показатель прибытия первых подразделений на пожары (ниже показателя по РФ на 4,03 минуты). Данный показатель улучшился в сравнении с 2010 годом на 52 %.

В таблице № 1.4 представлены сведения по оперативному реагированию подразделений Специального управления ФПС № 2 МЧС России на 30 пожарах, произошедших в сельских поселениях и приравненных к ним районах 2011 года.

Таблица №1.4 – Показатели оперативного реагирования с момента сообщения о пожаре до момента прибытия к месту вызова (в сельских поселениях и приравненных к ним районам).

Время прибытия первого подразделения (мин.) Количество пожаров в сельских поселениях (%) Среднее время прибытия, мин.
2010 год 2011 год 2010 год 2011 год
До 10 минут 23 (60,5) 32 (71) 13,5 8,7
10 - 20 минут 11 (29,0) 10 (22)
Более 20 минут 4 (10,5) 3 (7)

 

Из данных, указанных в таблице № 1.4 следует, что в 2011 году в сравнении с 2010 годом на 4,8 минуты улучшился показатель прибытия первых подразделений на пожары в сельских поселениях и приравненных к ним районах (ниже нормативного на 11,3 минуты).

Продолжительность локализации пожара в значительной мере зависит от продолжительности периода свободного развития пожара. По совокупному результату снижения средних показателей сообщения о пожаре и прибытия пожарных подразделений, прослеживается закономерное снижение среднего времени локализации пожара.

Время с момента прибытия первого подразделения к месту пожара

до его локализации.

Рисунок 1.2 – Время момента подачи первого ствола до его локализации в первом полугодии 2010-2011 г.г.

 

В 2011 году показатель по локализации пожаров остался на уровне 2010 года. Количество пожаров локализованных за время менее 5 минут увеличилось на 2 %. Количество пожаров локализованных за время 6-15 минут практически не изменились в сравнении с 2010 годом (снизилось на 0,2 %). Количество пожаров локализованных за время 16-30 минут не изменилось. Количество пожаров локализованных за время 31-60 минут улучшилось на 1,2 %. Причинами улучшения показателя локализации явилось то, что в 2011 году возросло количество проведенных службой пожаротушения и руководством специальных пожарных частей решений ПТЗ с личным составом дежурных караулов, что способствовало практической отработке навыков РТП и личного состава по тушению пожаров.

Время с момента локализации пожара до ликвидации.

Рисунок 1.3 – Время с момента локализации пожара до ликвидации в первом полугодии 2010- 2011 г.г.

 

В 2011 году процент количества пожаров с временем ликвидации 31-60 минут уменьшился в сравнении с 2010 годом на 2,49 %. Увеличилось количество пожаров ликвидированных за время до 5 минут - 50,6 % (2010 год — 42,85 %). Так же вырос показатель по пожарам, ликвидированным с 6 до 15 минут - 34% (2010 год — 29,89 %). Значительно улучшился показатель ликвидации пожаров с 16-30 минут -14% (2010 год — 23,37 %).

Время с момента прибытия первого подразделения к месту вызова

до его ликвидации

Рисунок 1.4 – Время тушения (%) с момента подачи первого ствола до его ликвидации открытого горения в первом полугодии 2009- 2010 г.г

 

Улучшение показателей локализации и ликвидации в 2011 году отразилось в целом на показателе тушения. Вместе с этим значительными остаются показатели времени в промежутках 31-60 минут и более 60 минут (в целом 17,8 %).

Основными недостатками при тушении пожаров в 2011 году остаются:

- слабые знания оперативным составом расчета сил и средств;

- не правильный выбор решающего направления;

- проведение боевого развертывания, с временем превышающим нормативное;

- недостаточное количество поданных на тушение пожарных стволов;

- недостаточные навыки работы ствольщиков с пожарным стволом на позициях, при маневрировании и продвижении вглубь пожара по мере его ликвидации.

По итогам проверок ОСД подразделений, осуществляемых сотрудниками службы пожаротушения, в 2011 году, отмечался ряд замечаний к руководству подразделений по вопросам организации и совершенствования деятельности в области пожаротушения в подразделениях. Пожары произошедшие в районе выезда подразделения с личным составом разбираются формально, занятия по боевой подготовке проводятся за частую на низком профессиональном уровне. Проведение практических занятий нередко подменяется изучением оперативно-тактических особенностей объекта, методические планы проведения занятий разрабатываются некачественно. Руководство подразделений не проводит детальный разбор допущенных ошибок РТП и личным составом, а также не в полном объеме доводит до начальников караулов замечания, выявленные в других подразделениях.

В 2011 году в ходе проведения пожарно-тактических учений, отработки планов пожаротушения, при проверках боеготовности дежурных караулов было выявлено 398 тактических ошибок, допущенных РТП, что на 30 ошибок больше чем за АППГ. Результаты отражены в таблице 1.5.

Таблица №1.5 – Ошибки, допущенные РТП.

№ п/п Характер ошибок 2011 год 2010 год
1. Не организована работа оперативного штаба.    
2. Отсутствие связи с ЕДДС (ПСЧ).    
3. Отсутствие связи с НТУ, звеньями ГДЗС.    
4. Не знание О.Т.О. объекта.    
5. Отсутствие взаимодействия с администрацией, службами жизнеобеспечения.    
6. Не созданы участки тушения пожара.    
7. Проведение развертывания сил и средств с временем превышающим нормативное.    
8. Недостаточное количество стволов, поданных на тушение.    
9. Не установлена АЦ на ПГ (ПВ).    
10. Не задействованы стационарные установки пожаротушения.    
11. Не подтвержден вызов № 2, не объявлен сбор личного состава.    
12. Не организовано спасание людей, эвакуация материальных ценностей.    
13. Недостатки при тушении электроустановок: - не получен допуск на отключения электроустановок; - не заземлены пожарный ствол или насос; - не использовали диэлектрические средства.    
14. Недостатки в вопросах ГДЗС: - отсутствие постового на посту безопасности; - экипировка звена; - отсутствие связи со звеном; - ведение служебной документации постовым на посту безопасности; - не создан КПП.    
15. Не задействована спецтехника.    
16. Недостатки при проведении пожарной разведки. - разведка проведена в одном направлении; - неправильный выбор решающего направления; - неправильная прокладка рукавных линий.    
17. Отсутствие контроля исполнения распоряжений РТП.    
18. Нарушение правил охраны труда.    
19. Не создан резерв сил и средств.    
20. Не знание расчета сил и средств.    
21. Недостатки при тушении пожаров в резервуарах: -не использование ТОК; -не создан второй рубеж защиты с прокладкой резервных рукавных линий; - не организовано выполнение мероприятий по подготовке пенной атаки.    
  Итого:    

 

Анализ данных, приведенных в таблице 1.5, свидетельствует о том, что 2011 году в сравнении с АППГ произошло увеличение количества ошибок допущенных оперативным составом управления по следующим направлениям: не знание оперативно-тактических особенностей охраняемых объектов, не своевременное создание участков тушения пожара, недостаточное количество пожарных стволов, поданных на тушение пожара, не подтверждение вызова № 2, контроль РТП качества исполнения своих указаний и распоряжений, знания порядка расчета сил и средств, порядок организации тушения пожаров в: резервуарах, электроустановках и своевременное привлечение спецтехники.

Наибольшее количество ошибок продолжает оставаться в вопросах проведения пожарной разведки - 57 ошибок, ГДЗС - 63 ошибки, организации пожарной связи - 37 ошибок, что составляет 14,4 %, 15,9 % и 9,2 % от общего количества ошибок.

В 2011 году начальствующий состав, выступающий в качестве РТП, не занимался планомерным повышением своего оперативного мастерства, руководством подразделений не осуществлялся контроль устранения ошибок, проведение личным составом развертывания сил и средств с временем превышающим нормативное, допускаемых начальниками караулов, не планировались мероприятия, направленные на повышение их тактической грамотности. Разборы ошибок, допускаемых РТП и личным составом при ведении действий по тушению пожара в подразделениях, зачастую проводились формально.

1.2 Анализ использования специальной пожарной техники

 

 

За период с 2007 года по 2011 год на пожары для проведения работ по спасанию людей и ликвидации горения 140 раз были привлечены специальные пожарные автомобили. Сравнительные данные по использованию специальной пожарной техники на пожарах в 2007 – 2011 годах приведены в таблице 1.6.

Таблица 1.6 – Сведения по использованию специальной пожарной техники на пожарах в 2007 - 2011г.г.

Специальные пожарные автомобили   2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011год
АСА-20, АД-90          
АЛ-50, АКП-50, АПТ-22, МШТС          
АР-2          
Всего:          

 

Анализируя данные таблицы 1.6, можно увидеть, что для проведения работ по спасанию людей и ликвидации горения, очень часто привлекаются специальные пожарные автомобили. Значительную долю в использовании специальной техники занимают место аварийно-спасательные автомобили. За рассматриваемый период количество выездов автомобилей АСА-20 увеличилось и составляет 28,5% от общего количества выездов специальных пожарных автомобилей, рисунок 1.5. Это еще раз свидетельствует о необходимости в разработке аварийно-спасательного автомобиля. Рисунок 1.5 – Сведения о привлечении специальной пожарной техники

 

1.3 Анализ наличия и состояния пожарной техники

 

 

Подразделения СУ ФПС № 2 МЧС России укомплектовано 84-мя пожарными автомобилями основного, специального и вспомогательного назначения на различных базовых шасси, год выпуска которых колеблется от 1980 до 2011.

Таблица 1.7 – Распределение пожарных автомобилей по назначению

Пожарные автомобили Количество Процентное отношение,% Срок эксплуатации
до 10 лет, шт / (%) свыше 10 лет, шт / (%)
Основные     15 / (35,7%) 27 / (64,3%)
Специальные     8 / (53,3%) 7 / (46,7%)
Вспомогательные     9 / (33,3%) 18 / (66,7%)
Всего     32 / (38,1%) 52 / (61,9%)

 

Больше половины имеющихся на вооружении СУ ФПС № 2 МЧС России пожарных автомобилей подлежит списанию, так как эксплуатируются более 10 лет. Это еще раз говорит о необходимости разработки новых пожарных автомобилей как основного, так и специального назначения.


2 Техника для проведения аварийно-спасательных

работ

 

 

2.1 Зарубежные автомобили

 

 

Пожарный автомобиль технической службы RW 2 фирмы IVЕКО МАGIRUS, Германия (рис.2.1). Предназначен для доставки комплекта специального оборудования на место проведения аварийно-спасательных работ, удаление дыма, освещения рабочей зоны, обеспечение энергией специализированного электроинструмента.

Рисунок 2.1 – Пожарный автомобиль технической службы RW 2 фирмы IVЕКО МАGIRUS

 

На автомобиле с колесной формулой 4x4 и дизельным двигателем мощностью 189 кВт размещена канатная лебедка с гидравлическим приводом (5т), электрогенератор с защитно-отключающим устройством (20кВт), световая мачта со светильниками заливного света (высота выдвижения 7 м), потребляемая мощность 4кВт.

Автомобиль доставляет на место аварии комплект спасательных средств, специальную и защитную одежду, средства оказания первой медицинской помощи, набор гидравлического и электромеханического инструмента.

В России выпуск аналогичной техники Минстройдормашем прекращен в 1984 году.

Пожарный автомобиль технической службы RFС II фирмы ROSENBAUER, Австрия, рисунок 2.2. Предназначен для доставки комплекта спецоборудования на место проведения работ, освещения рабочей зоны, проведения грузоподъёмных операций.

Рисунок 2.2 – Пожарный автомобиль технической службы RFС II фирмы ROSENBAUER

 

Боевой расчет- 3 человека. Мощность двигателя 124 кВт. Колесная формула 4x4. Усилие лебедки - 5т. Генератор мощностью 20 кВт, напряжение 380/220 В. Осветительная мачта -7м. Грузоподъёмность крана при вылете стрелы 1,7м- 3,5 т; 2,4м- 2,5т; 5м- 1,2т. Полная масса 11800 кг.

Американская фирма «American la France» по заказам муниципалитетов изготовляет пожарные автомобили для проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях, авариях на предприятиях нефтехимической промышленности, авиа- и железнодорожных катастрофах и других случаях, требующих оказания срочной технической помощи.

Автомобили изготавливаются на шасси разных фирм с колесной формулой 4x2, полной массой 20 т и мощностью дизельного двигателя до 262 кВт. Автомобиль перевозит до 80 различных единиц спасательного оборудования.

 

2.2 Отечественные автомобили

 

 

Автомобиль аварийно-спасательный АСА (4310) ПМ- 523 предназначен для (рис.2.3):

- доставки к месту аварии или пожара личного состава, специального аварийно-спасательного инструмента, оборудования, средств связи и освещения;

- проведения аварийно-спасательных работ;

- освещения мест тушения пожара или аварии;

- удаления дыма и подачи свежего воздуха;

- разборки строительных конструкций и поднятия грузов с помощью крана.

Рисунок 2.3 – Автомобиль аварийно-спасательный АСА (4310) ПМ- 523

 

Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в районах с умеренным климатом, при температуре окружающего воздуха от -40° до + 40° С. Расчет 3 человека, мощность двигателя 162 кВт (220 л.с.), колесная формула 6x6. Максимальное тяговое усиление лебедки при подаче троса вперед -3,5 т; назад- 5 т. Генератор мощностью 20 кВт, напряжение 230 В, осветительная мачта- высота подъёма- 6м. Грузоподъёмность крана- Зт, угол поворота + 180градусов? максимальная высота подъёма груза — 6м. Полная масса автомобиля 15100 кг.

Пожарно-спасательный автомобиль ПСА 2,0-40/2 (43206) предназначен (рис.2.4):

для тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций в жилых и общественных зданиях, на промышленных объектах, транспортных средствах;

для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации (аварии) пожарно-спасательного расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, специального оборудования и инструмента, средств радиосвязи и освещения;

для подачи в очаг пожара огнетушащих веществ (воды или воздушно-механической пены) через стационарный лафетный ствол, ручные стволы и ручной ствол-распылитель высокого давления с забором воды из цистерны, открытого водоема или гидранта, а пенообразователя из штатного пенобака или сторонней емкости;

насосная установка оборудована насосом центробежным пожарным комбинированным НЦПК-40/100-4/400, водо-пенные коммуникации оснащены стволом-распылителем высокого давления с катушкой рукавной СРВДК-2/400-60, на крыше ПСА установлен стационарный лафетный ствол ЛС-С20У;

для проведения аварийно-спасательных и специальных (вскрытие и разборка строительных конструкций, проведение спасательных работ с высот, освобождение пострадавших из под завалов и т.п.) работ;

для освещения мест проведения работ;

система обогрева кабины боевого расчета и насосного отсека выполнена на основе автономной отопительной установки типа ОВ65-0010-В на дизельном топливе;

кузов для размещения пожарно-технического вооружения (ПТВ) и аварийно-спасательного оборудования и инструмента (АСО) изготовлен с широким применением листового материала из алюминиевого сплава и нержавеющей стали, двери боковых отсеков выполнены шторными.

 

Рисунок 2.4 – Пожарно-спасательный автомобиль ПСА 2,0-40/2 (43206)

 

Вся вышеперечисленная техника позволяет проводить аварийно-спасательные работы в местах, куда она может пройти по относительно хорошим дорогам. Но данная техника не позволяет проводить аварийно-спасательные работы в труднодоступных местах (горные районы, болота, тундра и т.д.), в условиях бездорожья и при наводнении.


3 Конструирование аварийно-спасательного автомобиля

 

 

3.1 Назначение и область применения АСА

 

 

Пожарные аварийно – спасательные автомобили предназначены для доставки к месту пожара и аварии личного состава, специального аварийно – спасательного инструмента, оборудования, средств связи и освещения, проведения аварийно – спасательных работ с использованием электромеханических инструментов и приборов, освещения мест тушения пожара и аварий, разработки строительских конструкций и завалов, а также поднятия грузов с помощью крана. АСА может работать самостоятельно или в совокупности с другими пожарными машинами.

Основным недостатком АСА является то, что при работе самостоятельно эта машина не может обеспечивать тушения очагов возгораний и машине требуется дополнительная кооперация с автоцистернами.

Современный мониторинг частей МЧС показывает, что остро востребованным сейчас являются автомобили первой помощи, быстрого реагирования и аварийно – спасательные машины. Однако всё чаще и чаще складываются ситуации, когда при ликвидации аварий остро встаёт вопрос о необходимости использования средств порошкового, газового и углекислого тушения, когда необходим запас пенообразователя (не менее 8% от количества вывозимой воды) и т.д.

3.2 Современная концепция развития аварийно-спасательных автомобилей

 

 

Необходимость в проведении пожарно-спасательных работ может возникнуть при каждом боевом въезде оперативных подразделений. В тоже время редкая авария или катастрофа обходятся без необходимости ликвидации возгорания или тушения пожара, Эти соображения необходимо учитывать при разработке типажа современных пожарных в ряде стран пожарных машин уже нельзя рассматривать как положительный фактор из-за проблем возникающих при подготовке личного состава и эксплуатации автомобилей, а также высокой их стоимости.

Анализ пожарных машин показывает, что в основу типажа современных аварийно – спасательных автомобилей, являются составной частью общего типажа ПА, находящихся на вооружении пожарной охраны разных стран, положены следующие концептуальные соображения:

- универсальность автомобилей, обеспечивающая экономичность их эксплуатации и обеспечивающая подготовку личного состава к действиям в экстремальных условиях.

- серийность комплектующих элементов и возможность их комбинирования, позволяющая оптимизировать техническое обслуживание, сократить номенклатуру запасных частей, обеспечивать взаимозаменяемость элементов в случае их выхода из строя.

- функциональная надёжность автомобилей, обеспечивающая их высокую боеготовность, сокращения затрат на приобретение и обслуживание техники.

- разумное сочетание достаточности и экономичность типажа, обеспечивающего выполнения всего комплекса операций на месте инцидента с минимальными затратами средств на приобретение и содержание техники.

- наличие в комплектации входящих в типаж автомобилей не только оборудования для выполнения технических работ, но и приборов контроля состояния среды на месте инцидента и снаряжения и защиты личного состава от опасных факторов, являющихся следствием аварии или катастроф.

Все приведённые соображения по-своему важны, однако вопросам универсальности, возможностям комбинирования и надёжности в настоящее время уделяется особое внимание.

В Германии, например, разработана концепция оптимизации типажа выпускаемых в стране пожарных автомобилей, в известной мере базирующийся на приведённых выше соображений. Предложенная концепция заключается в переходе от существующего широкого ассортимента пожарных автомобилей узкого назначения к универсальным базисным пожарным автомобилям трёх классов, оснащённым необходимым оборудованием для выполнения пожаротушения и технической помощи. Причём всё это оборудование для размещения пожарных автомобилях на пожарных автомобилях стандартизировано и объединено в 9 больших групп:

- защитные костюмы и дыхательные аппараты

- огнетушители и агрегаты для комплектации пожарных автомобилей

- рукава, стволы и гидравлическая арматура

- технические средства для проведения спасательных работ

- медицинская техника

- осветительное оборудование и тревожная сигнализация

- вспомогательная техника и оборудование

- специальные технические средства

- ручные приборы и измерительная техника.

В группу приборов входят и приборы, используемые пожарными для измерения радиаций: 3 индивидуальных дозиметра, 3 сигнализатора опасной дозы облучения, измеритель уровня радиации, сигнализатор опасного уровня радиации, индикаторы дозы, измеренной индивидуальным дозиметром.

Предлагая данную концепцию базисных автомобилей, специалисты исходили из предложения, что они должны заменить автоцистерны и автонасосы, а также частично аварийно – спасательные автомобили. Например, этому предложению полностью соответствует третий (тяжёлый) класс базисного пожарного автомобиля, который пригоден для выполнения боевых задач любой сложности, связанных как с тушением пожара, так и с выполнением аварийно спасательных работ.

Этот автомобиль с полной массой 14 – 16 т. И боевым расчётом 6 человек, вывозит 2000 л воды и 200 л пенообразователя, оборудован автоматическим самовсасывающим насосом производительностью 45 л·с-1 при давлении 8 бар и 5 л·с-1 при давлении 35 бар. Высокая удельная мощность, около 15 кВт·т-1 обеспечивает высокие динамические показатели и проходимость машины. Спектр функциональных возможностей автомобиля расширен благодаря применению многочисленного комплектующего оборудования, в состав которого входят: комбинированный лафетный ствол с подачей воды или раствора пенообразователя 27 л·с-1, катушка первой помощи с жёсткими шлангами длинной 60 м, 5 ручных стволов и 2 пеногенератора, 4 изолирующих противогаза, 2 погружных электронасоса, выносной электроагрегат мощностью 8 кВт. В кузове пожарной надстройки размещён стационарный электрогенератор мощностью 20 кВт, привод которого осуществляется от коробки отбора мощности. В задней части кузова установлена световая мачта с тремя прожекторами заливающего света мощностью по 1000 Вт (высота мачты до 7 м). В комплектацию автомобиля входит специальное оборудование: комплект гидроинструмента, пневмодомкраты, вентилятор производительностью 10 тыс. м3·ч-1, защитная одежда для личного состава и др. Конструкция кузова современная – блочно-модульная.

Усиление базисных автомобилей при сложных пожарах, авариях, катастрофах, предлагается осуществлять с помощью автомобилей со съёмными надстройками. Пожарная охрана Германии первой начала использовать модульной компоновки, в том числе с прицепным ведущем модулём.

Что касается системы съёма кузова, более рациональной была признана компоновка со съёмными модулями, представлена на рисунке 3.1.

Идея автомобиля со съемными модулями заключается в том, что таким пожарным машинам придаются функции оперативных ПА, и они вводятся в боевой расчет частей, на вооружении которых находятся. Для этого создается гамма модулей - не только со специальным оборудованием и приборами, но и со средствами тушения и устройствами для их подачи

В первую очередь это порошковые установки, которые могут работать без отбора мощности от базового шасси, оборудованного баллонами со сжатым инертным газом. Емкости с пенообразователем, оборудованные пеносмесителями, арматурой и другими принадлежностями. Такой модуль может работать в паре, например, с а







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.