Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обновленный идеал человека (классицизм и Просвещение)





Культура классицизма сформировалась в Европе в начале XVII в. Эстетика классицизма видела в искусстве античности идеальную модель художественного творчества и ориентировала художников, поэтов, композиторов на создание идеальных, возвышенно-героических, рационалистически четких произведений искусства. Классицизм с его устремленностью к разумной упорядоченности, гармонии, высокой нравственности и гражданственности соответствовал историческому периоду упрочения абсолютизма и победы принципа универсальной регламентации во всех сферах жизни.

Во Франции XVII в., абсолютистской монархии, живущей по единым законам и построенной рационально-разумным образом, возникает представление о человеке как о внутренне противоречивом существе. Именно классицизм утверждает дихотомию чувства и долга, а герой воспринимает ее как собственное внутреннее противоречие. В классицистских произведениях долг перед семьей, обществом, государством становится основой для выстраивания собственного поведения. Жертвовать чувством во имя осознаваемого индивидом долга - образцовая форма поведения. Само требование изложения художественных произведений при помощи правильного

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

и ясного языка, господство содержания над формой, когда форма не имеет самодовлеющего значения, а является лишь способом выражения содержания, представляют собой попытку об­щественным образом организовывать чувства и мысли человека. Люди должны были пожертвовать частью своей безудержной личной свободы во имя общественного блага. Это достигается при осознании личностью самой себя. Рефлексия в данном кон-

тексте — это не просто индивидуальное дело, а способ вписывания человека в новую систему отношений, способ организации внешнего социокультурного пространства путем упорядочения внутреннего Я. Конечно, классицистский герой с его простейшим противоречием между долгом и чувствами является лишь зародышевой клеткой того великого рефлексирующего движения, которое охватывает культуру второй половины XIX и XX в. Тем не менее герои Расина, Корнеля и Мольера становятся первыми, хотя и далекими, прообразами рефлексирующих героев Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова.

Усилие внутреннего самопознания и рефлексии, ведущее к упорядочению внутреннего мира субъекта классицистской культуры, явилось источником для создания модели нового, упорядоченного, разумного и гармоничного государственного устройства. Эти идеи были реализованы и осмыслены и на абстрактно-философском уровне; например, метод сомнения Р. Декарта есть не что иное, как попытка рефлексирующего разума найти основания своего бытия в самом себе. Cogito, ergo sum («Мыслю, следовательно, существую») предполагает примат существования прежде всего мыслящей субстанции, а значит, и разумного индивида. Данная рационалистическая тенденция продолжается в XVIII в. Прежде чем рациональным образом преобразовать мир на началах Истины, Добра и Справедливости, необходимо исправить человеческий разум. Корень революционных преобразований заключается прежде всего в воспитании, просвещении человека. Несмотря на весь бурный революционный пафос эпохи буржуазных революций XVIII в., идеологи Просвещения видят начало революции прежде всего в изменении сознания человека. Просветители не считали, что необходимо насильственным образом разрушать «неразумные» общественные порядки. С их точки зрения социальные преобразования можно осуществить на основе распространения передовых идей, борьбы с невежеством и предрассудками, с религиозным дурманом и искусством, отвечающим запросам феодальной знати. По их мнению, противоречия между личными и общественными интересами, между личностью и долгом можно решить, взывая к разуму индивида, прежде всего через воспитание.

Современная культура

Идеалы и установки современной европейской культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века, и того, что было достигнуто к концу XX в. Какие формы социальной жизни, образцы деятельности, способы мироощущения и мировосприятия отсеяло «сито времени», какие базисные культурные ценности были восприняты в XX в.?

В современной европейской культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Гуманизм - достаточно многообразное понятие. Например, ренессансный гуманизм, утверждающий мощь и свободу творческого человеческого духа, был, как говорилось выше, элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой для немногих избранных.

Суть современного гуманизма — его универсальность: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм.

Гуманистическая ориентация европейской культуры проявляет себя в различных сферах современного общества - экономической, нравственной, политической, художествененной и т.д. Эта тенденция определила, в частности, становление политической культуры. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в Декларации прав человека и гражданина (1789). Сравнение двух документов -Декларации прав человека и гражданина (XVIII в.) и Всеобщей декларации прав человека (XX в.) -показывает, как идеи, выработанные во Франции в эпоху Французской революции, при­нимаются сейчас в качестве идеала государствами — членами Организации

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Объединенных Наций.

Декларация прав человека и Всеобщая декларация прав

Гражданина человека

Статья 1. Люди рождаются и оста- Статья 1. Все люди рождаются сво-
ются свободными и равными в пра- бодными и равными в своем досто-
вах. инстве и правах.

Статья 2. Целью всякого Эти положения содержатся, в

политического союза является статьях 3, 4, 5, 8, 9, 14.

сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода и безопасность, сопротивление угне­тению.

Статьи 7, 8, 11 провозглашают сво- Эти положения содержатся в боду личности, свободу совести, статьях 12,18,19. слова и печати.

Статья 3. Источник всей верховной Статья 21. Воля народа должна
власти всегда находится в нации. (В быть основой власти правитель-
дополнении 1793 г. провозгла- ства. (Остальные положения со-
шаются обязанности общества ис- держатся в статьях 22-26.)
кать работу для неимущих, обеспе­
чивать средствами существования
нетрудоспособных, заботиться о
просвещении всех граждан.)

Идею всеобщего равенства выдвигало еще христианство. Христос учил: перед Богом все равны, ибо каждый человек независимо от своего социального положения обладает бессмертной душой. Однако христианская идея равенства носит скорее мистический характер. Ведь люди равны не в реальной жизни, а в загробной. На Земле же каждый должен смиренно нести свой крест, подобно Христу, так как существующее неравенство -социальное, классовое, имущественное - предопределено Богом.

Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым современной Европой, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система - наука. Уже в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Расширение сферы применения достижений науки в конце XIX - начале XX в. привело к изменению жизни десятков миллионов людей в промышленных странах, к объединению их в новую экономическую систему.

Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интерна-

ционализации хозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю этих корпораций приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствуют всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.

Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии европейской культуры. Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, послужило основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущения космичности своего бытия. Однако европейская культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации -индустриальное общество, привело к господству безличных экономических, технологических,

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным Я подлинной культуры.

В XX в. полностью обнаружились кризисные проявления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах Средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы. Человек стремился вырваться из зависимости от природы, и высшими ценностями культуры признавались господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия гос­подства человека над природой стали главными целями общественного прогресса. Но постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Выдающиеся гуманисты и мыслители XX в. с тревогой говорили о процессе деградации культуры. «Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является предпосылкой и одновременно следствием культуры, настолько очевидно также, что на определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало. Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах дает блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало. Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей цент­рализации управления»1. В результате в европейской культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок -сциентистской и антисциентистской.

В основе сциентизма (лат. scientia - знание, наука) лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Сциентисты утверждают: наука как абсолютный эталон способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, - экономические, политические, моральные и т.д. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире - наука: существует искусство, вера, человеческие чувства, отношения.

Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинение науки в том, что она вызвала все 1 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993. С. 244—245.

возможные кризисы - экономический, экологический, национальный.

Антисциентисты утверждают: «Наука - чума XX века». Возникшую ситуацию

обрисовал Ч.П. Сноу: «...На одном полюсе — художественная интеллигенция, на

другом - ученые и как наиболее яркие представители этой группы - физики. Их

разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и

вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное

представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же

вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств»1.

Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся во всем мире тип

научно-технической культуры очень много дал человеку для его освобождения. Но

техногенная цивилизация основана на таких взаимоотношениях между человеком и

природой, при которых природа является объектом человеческой деятельности, объектом

эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной. Ей свойствен тип развития, который

можно выразить одним словом «больше». Цель состоит в том, чтобы накапливать все

больше материальных благ, богатств и на этой основе решать человеческие проблемы -

социальные, культурные и др.

Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

объект эксплуатации человеком. Понимание глубины экологического кризиса разрушило это представление. Идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий поставило проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующего типа экономического развития. Возникла необходимость новых отношений с природой и между людьми. Рассматривая современную духовную ситуацию, Ю. Бохеньский выделил четыре наиболее важных вопроса, стоящих перед человечеством: какое место занимает человек в Космосе? Существует ли прогресс? В чем ценность науки? Как велики силы или бессилие человека? Современные ответы на эти вопросы весьма пессимистичны. Во- первых, астрономия показала, что Земля - лишь не-

1 Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973. С. 20.

значительный фрагмент Космоса в целом, ибо за пределами Млечного Пути существуют миллиарды и миллиарды подобных галактик, расстояние между которыми измеряется миллионами световых лет. Для антропоцентризма прошлых веков, культур, когда человек ставился в центр Вселенной, это открытие катастрофично. Мало того, ниспровергается миф об уникальных качествах человека, уникальности существования жизни во Вселенной. Отсюда следует, что человека нельзя рассматривать как средоточие вселенских сил. Человечество -лишь пылинка на окраине бытия. Новая духовная ситуация не позволяет мыслить антропоцентрически. Современная культура строится на иных основаниях.

Во- вторых, радикально разрушается представление о необратимости и нарастании общественного прогресса. Со времен бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под вопрос.

И наконец, новый дух времени вызывает скептическое отношение к возможностям научного знания, точные науки уже не считаются главными. Отсюда и охватившее человечество чувство бессилия перед вызванными им неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое наиболее ярко отражается в пессимистической философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный и безысходный характер.

Однако сейчас происходят серьезные изменения в характере и направленности развития культуры. Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического европейского индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности. Человек перестает быть элементом технологической, экономической или политической системы, где его деятельность жестко определяется внешними по отношению к его личностной культуре качествами. Эта жесткая детерминированная схема не просто ослабевает - возникает принципиально новая ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие зависит от состояния духовного мира личности, от ее развития и социокультурной устремленности.

Подобная ситуация обусловлена не только глобальными угрозами существованию человечества, но и коренным переворотом в системе отношений человек - производство. Современная

экономика носит инновационный характер. Это означает, что материальные и вещественные факторы производства перестают быть основным носителем ценностей, так как устаревают каждые 3-4 года. Орудия труда, машины, станки, производственные линии, различного рода техника меняются буквально на глазах. Главным фактором обновления производства и получения прибыли является человек, его интеллектуальные и творческие возможности. Развитие личностных качеств, творческих способностей и возможностей, воспитание высококвалифицированной рабочей силы становится наиболее выгодным вложением капитала. В результате общественный субъект приобретает все большую независимость от базиса, его свобода нарастает. В современном информационном обществе человеческий выбор оказывается решающей детерминантой

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

социально-исторического развития.

Классик современной западной футурологии А. Тоффлер, обобщая развитие человеческого общества в XX в. и пытаясь осознать те перемены, которые вводят нас в XXI в., показал, что в современном обществе знание превращается в настоящее богатство и в ту взрывную силу, которая произведет сдвиг власти. Весь общественный организм подвергается резким трансформациям, уходит в небытие деление мира на социалистический и капиталистический, на Север и Юг. На смену этому приходят системы быстрых и медленных экономик. Если первые основаны на инновации и обновлении, на идее неповторимости, то вторые традиционно устойчивы и инерционны. Новый экономический мир основывается на знаниях и способностях человека, на мироощущении свободы и идее творческого саморазвития.

Одним из методологических подходов, концептуально осмысливающим происходящие изменения, оказалась идея японского социолога Е. Масуды. В 1945 г. он предложил многим казавшуюся тогда фантастической теорию информационного общества. Это общество объединено единой информационной сетью, благодаря чему у человечества появится возможность вырабатывать единые цели, а у человека — проявлять свои творческие возможности. Внедрение новых информационных технологий, прежде всего компьютерной техники и систем телекоммуникации, показало, что концепция информационного общества вовсе не утопична.

Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющим фактором стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц могут получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. В сфере информационной деятельности работает более 50% трудоспособного населения. Концепция информационного общества определила пути формирования «материального тела» культуры конца XX в.

* * * Европейская культурная традиция зародилась при крахе крито-микенского общества и возникновении полисной культуры античной Греции. Именно в этот период возникло то универсальное явление, которое объединяет все общества западного типа -самостоятельный и свободный индивид, личность, на свой страх и риск осуществляющая политическую, экономическую, общественную и т.п. деятельность. Пирамида соци­ального устройства перевернулась, найдя свою опору в универсальности человека, открытой в античности и получившей свое дальнейшее развитие в современной европейской культуре. Демократия, гражданское общество, цивилизованная рыночная экономика стали возможными благодаря тем культурным истокам, которые были впоследствии названы «греческим чудом». Однако и многие противоречия, тупики техногенной цивилизации оказались связанными с абсолютизацией идеи безудержной свободы личности, превалировании ее интересов над интересами общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое античный полис?

2. Каковы основные черты древнегреческой демократии?

3. Какие тенденции, начало которым положили реформы Солона, характеризуют социальное
развитие полиса?

4. В чем проявляется элитарный характер культуры итальянского Возрождения?

5. Каковы причины самоутверждения человека в культуре итальянского Возрождения?

6. Какая эпоха и почему выступила мировоззренческой основой культуры итальянского Возрождения?

7. В чем состоит противоречивость культуры итальянского Возрождения?

8. Почему можно утверждать, что Возрождение дало миру новое представление об идеале
человеческого существования?

9. Как следует понимать «оборотную сторону титанизма»?

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru 10. Каково влияние Возрождения на современную культуру?

ЛИТЕРАТУРА

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л., 1976.

Античность как тип культуры / Отв. ред. А.Ф. Лосев. М., 1978.

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

Волков Г.Н. У колыбели науки. М., 1971.

Гесиод. Теология. Работы и дни // Эллинские поэты / Пер. В. Вересаева. М.,

1963.

Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1960.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1987. Вып. 1.

Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки. М., 1939.

Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963. Т. 1.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Гл а в а 7. РОССИЯ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ § 1. Российская культура в понятийной парадигме «Восток - Запад»







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.