Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Место России в мировой культуре





Сравнительное рассмотрение русской культуры и культур иных цивилизаций, как правило, имеет целью установление принципиального взаимодействия между ними, преодоление локалистского характера или даже (по Шпенглеру) «взаимонепроницаемости» замкнутых цивилизаций-культур. Сравнение возможно на трех уровнях: национальном (русская и французская, русская и немецкая и т.п.), цивилизационном (сопоставление России с цивилизациями Востока и западноевропейской, фаустовской, или западно-христианской цивилизацией), типологическом (Россия в контексте Запада и Востока).

В национальном отношении русская культура - одна из национальных европейских культур, имеющая свое особенное лицо. Эта специфика - ее огромная территория и единое государство

русского народа, а отсюда — совпадение нации и цивилизации. От восточных цивилизаций русскую отличает ее христианство и связь через греческую Византию с эллинской общеевропей­ской основой; от цивилизации западноевропейских народов -православный характер русской

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

культуры и указанные выше геополитические черты. Наконец, в самом широком культуро­логическом контексте Россия вместе с Западной Европой - это Запад в противоположность Востоку. Этим и определяется место России в диалоге культур. Как геополитическая сила она уже дважды спасала европейскую цивилизацию: от монгольского погрома культуры в средние века и от собственной европейской «чумы» (фашизма) - в XX в. Но может ли она как духовная сила стать «мостом» между Европой и Азией или, тем более, между изначальным христианством и будущей духовностью на нашей планете - это большой вопрос.



При размышлении о роли и месте России в современной мировой культуре допустимы два хода рассуждений: от мировой культуры к российской и наоборот. Две важнейшие особенности характерны для современной культуры: с одной стороны, культурная экспансия Запада в ситуации предельного обмирщения и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой -борьба за культурную автономию и самобытность в незападных цивилизациях перед лицом «мо­дернизации» и «вестернизации». Российская культура в Новое время и особенно в советскую и постсоветскую эпоху обнаружила значительное стремление к принятию стандартов Запада и «модернизма», что уже дважды привело к краху исторически сложившейся государственности. В какой мере культура, ориентированная на сциентистски-материалистический идеал универ­сальности, внутренне противоречивый в своей основе, имеет перспективу и будущее - вопрос, все более волнующий самых значительных мыслителей Запада. Их поиск, который ведется в направлении возрождения базисных ценностей христианской культуры, совпадает с усилиями тех православных мыслителей и ученых, людей искусства, практиков и политиков, которые отста­ивают не «самобытничество» России ради него самого, но традиционную для русской культуры идею ее принципиальной духовности. Именно этой своей духовностью как уже признанным вкла-

дом русской культуры в мировую культуру, наследием Пушкина и Достоевского она может помочь сегодня и себе самой, своему народу и государству, и тем напряженным исканиям, которые ведет в своем культурном самоанализе и самопознании западноевропейская цивилизация.

Этапы и основные тенденции развития российской культуры

Древнерусская культура

Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием как по своим непосредственным результатам, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду, хотя, разумеется, между действительностью и идеалом всегда существует огромный разрыв. При развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение. Язычество не выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения. С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире.

Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени было подлинной революцией, принесшей совершенно новые ценности, новые формы жизни, разрушавшие укоренившиеся древние стереотипы. Крещение меняло всю сферу мыслительной деятельности и вследствие этого вступало в конфликт с предшествующим религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных массах. В летописях описываются «бесовские» языческие игрища, народные восстания под предводительством волхвов. Больших успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием. Типичными языческими праздниками являются Новый год, масленица, день Ивана Купалы. Остатки языческих воспоминаний сохранились

практически во всех христианских праздниках России. Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало. Постепенно сложилось так называемое двоеверие - ком­промиссное равновесие языческих и христианских элементов.

Важная особенность принятия христианства на Руси связана с наличием своей письменности. Было слово, обращенное к народу на его языке. Алфавит, пришедший от южных славян, был приспособлен к фонетике, усваивался народом, многие представители которого, преимущественно в растущих городах, были грамотны. Достаточно вспомнить о новгородских и псковских

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

берестяных грамотах, чтобы судить об уровне развития грамотности в Древней Руси, хотя в то же

время можно задаться вопросом: а не слишком ли облегчила собственная письменность усвоение

христианства, делая это иногда слишком формально?

Евангельские истины быстрее доходили до людей на родном, понятном языке, но это не

стимулировало изучения греческого языка образованными людьми, а вместе с тем и постижения

ими эллинской культуры. Хотя мы и получили в дар величайшую книгу — Библию, однако только

одну, а «могли бы читать Гомера, философствовать с Платоном»1.

Огромное влияние на становление и формирование отечественной культуры оказала византийская

культура.

Русские впервые столкнулись с Византией, когда она была могущественной империей,

богатейшей страной мира, опережавшей в своем развитии Западную Европу. Поэтому для Древней

Руси Византия была примером, образцом общественного устройства, идеалом государственного

могущества. Но взаимодействие культур не заключается в пассивном восприятии одной из

культур другой. Происходит отбор естественного и необходимого для данной культуры из

разнообразия предлагаемых образцов, к тому же, попадая на иную почву, заимствованные

образцы претерпевают определенную трансформацию при соприкосновении с ценностным ядром

иной культуры. Византийские идеи и образцы не являлись объектом слепого поклонения и

обожания. Уже в «Слове

1 Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991. Т. 1.

С. 74.

о Законе и Благодати» Илариона Византия причисляется к «старым» странам, а Русь - к «молодым», за которыми будущее. Чуть ли не с самого момента вхождения Руси в сферу византийского влияния были заметны тенденции к отторжению этого влияния. После строительства Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1036), воплотившего типичные черты византийской архитектуры (пятикупольность, хоры), уже при создании Десятинной церкви в Киеве (XI в.) выявились чисто русские, не свойственные Византии черты: многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность композиции. Постепенно формируется общерусский национальный стиль в архитектуре, которому присущи башнеобразные формы, динамичная, устремленная вверх композиция. Яркие примеры этого стиля - церковь Вознесения в Коломенском, храм Василия Блаженного. Из Византии на Русь пришел иконографический канон, но со временем нормы построения изображения, свойственные византийской иконографии, трансформируются под влиянием особенностей национальных иконописных школ.

На основе книжного корпуса греко-византийских и болгарских сочинений на Руси сложилась собственная литературная традиция. Для русской литературы всегда были характерны накал духовных страстей, поиски праведной жизни. Д.С. Лихачев назвал древнерусскую литературу литературой одной темы - мировой истории и одного сюжета -смысла человеческой жизни.

Из огромного наследия Византии, востребованного Русью, возобладала аскетическая традиция, характеризующаяся определенным равнодушием к античному интеллектуальному наследию, восходящая к идеалам первоначального христианства. Мистическое богословие концентрировалось в Византии большей частью в монастырях Афона. Сюда стекались паломники из Древней Руси. Из Афона вышли виднейшие представители восточно-христианской мистики - Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит и Григорий Палама, на чьих сочинениях воспитывалось множество древнерусских неофитов. Первыми на Руси афонское благочестие восприняли киево-печерские старцы. Подобно всем мировым религиям, христианство на различной национальной почве приобретало различные черты, непосредст-

венно связанные с особенностями национального характера, с предшествующей культурной традицией, становясь более или менее синкретичным. Не стало исключением в этом отношении и русское православие: оно способствовало формированию человека нового типа, который стремился не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению. Древнее понятие правды, пройдя через православное переосмысление,

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

получило статус божественного идеала духовного совершенства и социальной справедливости. Повседневная жизнь была очень далека от идеала и противопоставлялась ему, мало интересуя православную церковь.

Русь не восприняла четко разработанную систему римского права, православие не вмешивалось в правовые представления общества. Большое значение придавалось совести, христианской морали. Правовое сознание не выделялось из морального сознания. В самом выдающемся литературном и философском произведении Древней Руси «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона Благодать, обращенная к душе человека, ста­вится выше Закона, обращенного только к внешней стороне жизни. Вместе с тем в древнерусском законодательстве имеются рецепции римского права, переработанного в Византии. Сравнение статей Русской Правды с подобными статьями Эклоги, Прохирона, Закона судного, других правовых актов Византии показывает, как гибко применялось византийское законодательство к условиям Древней Руси. Телесные наказания, еще непривычные в условиях общинного быта, заменялись штрафами, смертная казнь - самым большим штрафом - дикой вирой.

На древнерусской почве сложился своеобразный тип святого, не похожего ни на византийского, ни на западноевропейского святого. Князья Борис и Глеб безропотно приняли смерть во имя правды, став первыми русскими национальными святыми. Православие стало духовной основой Руси. Сформировалось единство языка, веры и власти, без чего впоследствии было бы невозможно создание единого государства, а также его сохранение в ходе колонизации земель.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.