Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И.И. Лузина, Т.В. Павлова. История и методология науки





 

Учебное пособие

УДК

ББК

Лузина И.И., Павлова Т.В. История и методология науки. Учебное пособие. Саратов, 2014. – 25 С.

 

 

Учебное пособие содержит материалы курса лекций по предмету «История и методология науки». Основной задачей учебного пособия является формирование у студентов понимания специфики научного мышления, необходимого для полноценной разработки научных проблем в любой области знаний. Пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, в учебный план которых включена данная дисциплина.

 

Рецензент

 

 

ISBN 978-5-9980-0127-7

Издательство

ИЦ «Наука»


Введение

Понятие науки

Как своеобразная форма познания наука возникла в Новое время (XVI-XVII вв.). С этого времени наука начинает развиваться самостоятельно.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Наука существовала не вовсе времена и не у всех народов.

Наука (по Канту) – совокупность знаний, упорядоченная связь истинных суждений, предположений и проблем, относящихся к действительности в целом и отдельным областям или сторонам её. В отличие от опытного знания (эмпирии), наука не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему». Используя анализ, наука переходит от «целого» к «частному», а при применении синтеза наоборот. Наука использует индукцию для перехода от опыта и наблюдений к понятиям, суждениям и умозаключениям, а дедукцию для перехода от общего к частному, всегда проверяя одно другим.

Развитие науки

Из древних интеллектуальных систем наиболее схожие современным черты имели учения цивилизации Древней Греции. Уже тогда наука развивалась как целостный организм и имела зачатки мышления, идущие в плане частных наук. В эпоху христианского средневековья наука также разрабатывалась и расширялась как единое целое. В конце средневековья началась подмена понятия «наука» понятием «естествознание». С той поры возможности науки резко возросли из-за того, что математика стала вторым из двух главных орудием. А эксперимент, обнаруживающий и исследующий закономерность её первым орудием. Даже Кант оценивал частные науки в зависимости от степени использования в них математики. Под влиянием экспериментально-математической науки изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остальных стран. Особенно это усиление произошло благодаря подведению строгого фундамента под возникшую из медицины технику. Дальнейшее развитие вызвало более глубокое разделение науки на специальности. Из-за этого появилась одна из проблем – утрата понимания истинной цели науки, как науки о мире в целом, а действительности – как единого целого.

В основе рационализма науки положен принцип главенства разума, веры в неограниченную силу человеческого познания. Завоевав науку, он пошел дальше, и в настоящее время превратился в главную форму образования и воспитания. Это превратило ученого в специалиста, а высшее учебное заведение – в место для подготовки специалиста.


 

Одна из проблем науки – отсутствие со стороны частных наук достаточного внимания к общей для них цели.

Рассмотрим историческое деление этапов развития науки.

1. Преднаука. Зачатки знаний на Древнем Востоке, Греции, Риме. Сюда относится развитие науки в Средние Века вплоть до Нового времени.

2. Классическая наука (18-19 вв.). Главная особенность – стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения.

3. Неклассическая наука (первая половина 20 в.). Её исходные пункты – разработка релятивистской и квантовой теории в физики. Она отвергает объективизм классической науки. Показывает, что реальность зависит от наблюдателя (субъективного фактора).

4. Постнеклассическая наука (вторая половина 20 в. – наши дни). Характеризуется преодолением всеобщего «субъективизма» включением субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ценностно-целевыми структурами. Характерная черта современной науки – универсальный (глобальный) эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода, что базируется на:

− теории нестационарной Вселенной;

− синергетике;

− теории биологической эволюции и развития на её основе концепции биосферы и ноосферы.

Классификация наук

Рассмотрим теперь возможные способы классификации наук. В первую очередь следует напомнить о классификации Канта, который распределял науки по мере использования в них математики, рассматривая последнюю не как науку, а как специфический язык науки. Существует общее деление, когда все науки делятся на физические, химические, биологические, социологические. Такая классификация чересчур общая, поэтому внутри каждого из типов можно разделить науки по их предмету или методу:

− описательные;

− объясняющие;

− типизирующие;

− генерализирующие;

− изучающие события, законы, структуру;

− теоретические дисциплины;

− технические методы;

Есть деление на:

− практические и теоретические;

− общие и специальные;

− идеальные и реальные;

Можно разделить науки по способу их применения:

− о природе (естествознание);

− об обществе (гуманитарные и социологические науки);

− о познании (логика, гносеология);

− технические.

Часто используется термин «точные науки». К ним относятся те науки, которые основаны на мере и числе, в которых математика используется больше всего (математика, физика, астрономия). Итак, все науки образуют единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о законах мира. Эта система знаний делится на множество отраслей (чистых наук), которые различаются тем, какую сторону действительности и форму движения материи они изучают. Следует к отдельному классу отнести дисциплины, изучающие саму науку: история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение.

Черты науки

Основные особенности научного познания:

1. Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета и их выражения в форме абстракции. Если этого нет, то нет и науки.

2. Цель и высшая ценность научного познания – объективная истина. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение субъективных моментов. Но с другой стороны, активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике. Девизом науки с позиций этого пункта может быть: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»

4. Научное познание в гносеологическом (учение о познании) плане – сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, которые закреплены в языке искусственном (математической символике, химических формулах и т.п.). С этих позиций важным показателем научности является активность непрерывного самообновления наукой своего арсенала.

5. Применение в научном познании специфических материальных средств – приборов, инструментов. Характерно использование для исследования идеальных средств и методов, таких как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы.

6. Совмещение в науке строгой доказательности, обоснованности, достоверности выводов с гипотезами, догадками, предположениями, вероятностными суждениями.

Последний пункт ставит еще одну проблему, которая, кстати говоря, только в прошлом веке обрела надежную опору в лице точной науки – квантовой физики. Для достижения нового знания необходимо использовать обе стороны медали движения в общем смысле – хаос и порядок, точность и вероятность. Именно недостаток в структуре мышления одной из этих категорий приводит к ограниченности, замыканию в себе и, как следствие, застою и кризису науки. Поэтому следует техническое образование разбавлять, в разумных пределах, дисциплинами гуманитарного профиля и в первую очередь – философией. Особое внимание необходимо уделять логико-методологической подготовке исследователей. А философская культура, грамотно привитая мышлению, будет неустанно побуждать его к совершенствованию. Кратко укажем еще несколько критериев научности:

− внутренняя системность знания;

− формальная непротиворечивость знания;

− опытная проверяемость;

− воспроизводимость;

− открытость для критики;

− свобода от предвзятости;

− строгость.

 

Структура и уровни научного познания

Рассмотрим структуру научного познания, выполнив «срез». В первую очередь каждая наука имеет «твердое ядро» - достоверное знание, формирующееся годами. Далее наука состоит из «науки переднего края», включающей в себя как истинное, еще не закрепившееся, так и неистинное, еще не отмершее, знания. Третьей частью науки, которая проникает и в «твердое ядро» и в «науку переднего края» является неважная с точки зрения частных вопросов, но значительная, когда дело доходит до обобщений, история науки.

«Твердое ядро» науки состоит из:

− фактического материала, почерпнутого из эмпирического опыта;

− результатов первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях;

− основанных на данных проблем и научных предположений (гипотез);

− «вырастающих» из них законов, принципов и теорий;

− философских установок;

− социокультурных оснований;

− методов, идеалов и норм научного познания;

− стиля мышления.

Если рассматривать структуру познания, с позиций форм его проявления, то выделяется два уровня познания, связанные постоянным единством и борьбой противоположностей – эмпирический (аналог чувственного восприятия, связь с внешним миром) и теоретический (аналог рационального мышления, самоанализ).

Часто структуру познания рассматривают в динамике: «проблема – гипотеза – теория».

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это знание о незнании, это процесс между постановкой и решением.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на ряде фактов, истинное значение которого неопределено и нуждается в доказательстве. Знание носит вероятностный характер и требует проверки оснований. Выдвижение новой гипотезы опирается на результаты проверки старой, даже если они были отрицательными (например, в физике понятия «флогистона», «теплорода», «эфира»).

Теория – наиболее развитая часть научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Любая теория должна соответствовать двум требованиям:1) непротиворечивость (внутренняя и внешняя); 2) фальсифицируемость (предусматривающая возможность опровержения или опытной проверки).

Кроме того, каждая теория должна иметь основные элементы:

1. исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.;

2. идеализированный объект – абстрактную модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;

3. логику теории, нацеленную на прояснение структуры и изменение знания;

4. совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений данной теории в соответствии с определенными принципами.

Основные функции теории:

1. синтетическая функция – объединение отдельных знаний в единую, целостную систему;

2. объяснительная функция – выявление причинных или иных зависимостей, связей данного явления;

3. методологическая функция – формулировка на базе теории многообразных специфических методов, способов и приемов решения задач;

4. предсказательная функция – функция, позволяющая оценить силу теории, в физике теория считается полностью утвердившейся, если с её помощью были предсказаны факты, которые впоследствии нашли опытное подтверждение (например, общая теория относительности, квантовая теория); возможность предвидения – вот главное требование, предъявляемое человеком к созданной теории;

5. практическая функция – воплощение результатов теории в практику, как в технологическом плане (непосредственное изготовление новых изделий), так и в интеллектуальном (эффективное использование теории для создания других теорий); теория должна быть руководством к действию.

Следует так же напомнить знаменитый постулат, которого придерживаются все грамотные исследователи – «бритву Оккама», «принцип простоты», который сам Уильям Оккам сформулировал как «простейшие объяснения – самые лучшие», не следует создавать сущностей больше, чем требуется. Необходимо удалять из теории понятия, которые не сводятся к интуитивному (аксиоматическому) и опытному (практическому) знанию. Карл Реймунд Поппер ввел следующие критерии, по которым следует выбирать нужную теорию из большого числа представленных. Лучшая теория должна:

1. сообщать наибольшее количество информации, т.е. иметь более глубокое содержание;

2. обладать большей объяснительной и предсказательной силой;

3. быть логически более строгой;

4. быть более строго, проверенной посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

МЕТОДОЛОГИЯ

МЕТОД (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность.

Каждая сфера человеческой деятельности имеет свои специфические методы. Всякий метод опирается на определенное знание об объектах познания или практической деятельности. Учение о методах называется методологией.

 

Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приемов и операций.

Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже у на ранних ступенях развития культуры. Так в Древнем Египте геометрия выступала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей. Важную роль при этом сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их последовательности, выбору наиболее эффективного способа действия. С развитием производства, техники, искусства, элементов науки и культуры в целом методология становится предметом специфической теоретической рефлексии, формой которой выступает прежде всего философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине. Так, например, в учении Гераклита "многознание" противопоставляется уму как способу познания диалектики мироздания - всеобщего логоса, отличного от многообразия получаемых ненадежным путем "мнений", преданий и др. Правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания стали предметом специального исследования в философии софистов. Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу мышления как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т.д. Учение о переходе от смутных представлений к расчлененным и отчетливым общим понятиям рассматривалось им как метод совершенствования искусства жить. Т.о., логические операции подчинялись у Сократа этическим целям: предметом истинного знания должно быть только то, что доступно целесообразной деятельности, цель же определяется посредством соответствующим образом организационной работы мысли. Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и категорий в поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должна двигаться соответственно объективной логике познаваемого предмета. Аристотель подверг анализу принципы построения суждения, правила умозалючения и доказательства, вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции в достижении истины. Ему принадлежит важная для методологии разработка учения о категориях как организующих формах познания, их диалектике (соотношение потенциального и актуального, формы и материи и др.). Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как "органон" - универсальное орудие истинного познания. До Нового времени проблемы методологии не занимали особого места в системе знания и включались в контекст натурфилософских и логических построений. Развитие производительных сил вызвало бурный расцвет естествознания, что потребовало коренных изменений в методологии. Эту потребность отразило направленное против схоластики учение Ф.Бэкона об индуктивном эмпирическом подходе к явлениям природы. В качестве образца научной методологии признавались принципы механики, ставшие руководящими для Галилея и Декарта. По Галилею, научное познание должно базироваться на планомерном и точном эксперименте - как мысленном, так и реальном. Для реального эксперимента характерно непосредственное изменение условий возникновения явлений и установление между ними закономерных причинных связей, обобщаемых посредством математического аппарата. У Декарта проблема методологии выступает в связи с обсуждением вопроса о том, на каких основаниях и с помощью каких методов достижимо новое знание. Декарт разработал правила рационалистического метода, среди которых первым является требование допускать в качестве истины только такие положения, которые осознаются ясно и отчетливо. За исходные принимаются аксиомы как самоочевидные истины, усматриваемые разумом интуитивно, без всякого доказательства; из непосредственно узреваемых положений выводится путем дедуктивного доказательства новое знание. Другая линия в методологии нового времени была представлена английским эмпиризмом. Так, например, Локк стремился разработать такие способы мышления, которые способствовали бы построению строго эмпирической науки, основанной на чувственном опыте. Ограниченность как рационалистического, так и эмпирического направлений в методологии была выявлена немецкой классической философией, которая подвергла критическому анализу условия познания, его формы и организующие принципы. В противовес механистической методологии, механистически трактовавшей пути и способы познания, была развита диалектическая методология, выступившая в классической немецкой философии в идеалистической форме (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Кант критически проанализировал структуру и типы познавательных способностей человека, разграничил конститутивные и регулятивные принципы познания, соотношение между его формой и содержанием. У Канта критическое отношение к наличному знанию служит методологическим основанием для преодоления догматических и метафизических воззрений на мир. Учение Канта утверждало принцип достоверности знания, который, однако, не был последовательно реализован из-за кантовского априоризма. Элементы диалектики, содержавшиеся в кантовском анализе процесса познания, получили развитие в диалектической философии Гегеля. Его диалектика имела характер всеобщего метода познания и духовной деятельности. Разработанные Гегелем категории и законы диалектики образовали тот мыслительный аппарат, который позволил под принципиально новым углом зрения исследовать взаимосвязи, противоречия и развитие бытия и мышления. Важнейшую роль в методологии Гегеля играет принцип восхождения от абстрактного к конкретному - от общих и бедных содержанием форм к расчлененным и наиболее богатым содержанием, к системе понятий, позволяющей постичь предмет в его сущностных характеристиках. В 20в. произошел быстрый рост методологических исследований, что обусловлено революционными изменениями в социальной практике, науке, технике и др. сферах жизни. Особое влияние на развитие методологии оказывают процессы дифференциации и интеграции научного знания, коренные преобразования классических и появление множества новых дисциплин, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, но и объединить различные представления и решения в условиях принципиальной неполноты и неопределенности информации о комплексном объекте (системе). Эти задачи обусловили разработку таких методов и средств, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие и синтез методов различных наук (системный подход, теоретическая кибернетика, концепция ноосферы В.И.Вернадского и др.).

Если раньше понятие методологии охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне дифференцированная и специализированная область знания. От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом и прежде всего - его содержательного основания, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания. От социологии науки и науковедения методология отлична своей направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организации знания.

Существует несколько классификаций методологического знания.

Одним из распространенных является деление методологии на содержательную и формальную. Первая включает в себя следующие проблемы: структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научных теория; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структуры научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д. В связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логической структуре научного знания и началось развитие методологии науки как самостоятельной области знания, охватывающей всё многообразие методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Её высшим и определяющим уровнем является философская методология, направляющие принципы которой организует методологическую работу на конкретно-научном уровне.

СПЕЦИФИКА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наука - это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности. Знание - главный продукт научной деятельности, но не единственный. К продуктам науки можно отнести и научный стиль рациональности, который распространяется во все сферы деятельности людей; и различные приборы, установки, методики, применяемые за пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность является и источником нравственных ценностей. Хотя наука ориентирована на получение истинных знаний о реальности, наука и истина не тождественны. Истинное знание может быть и ненаучным. Оно может быть получено в самых разных сферах деятельности людей: в обыденной жизни, экономике, политике, искусстве, в инженерном деле. В отличие от науки, получение знания о реальности не является главной, определяющей целью этих сфер деятельности (в искусстве, например, такой главной целью являются новые художественные ценности, в инженерном деле - технологии, изобретения, в экономике - эффективность и т.д.).

Важно подчеркнуть, что определение "ненаучный" не предполагает негативную оценку. Научная деятельность специфична. Другие сферы деятельности человека - обыденная жизнь, искусство, экономика, политика и др. - имеют каждая свое предназначение, свои цели. Роль науки в жизни общества растет, но научное обоснование не всегда и не везде возможно и уместно.

История науки показывает, что научное знание не всегда является истинным. Понятие "научный" часто применяется в ситуациях, которые не гарантируют получение истинных знаний, особенно когда речь идет о теориях. Многие научные теории были опровергнуты. Иногда утверждают (например, Карл Поппер), что любое теоретическое высказывание всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.

Наука не признает паранаучные концепции - астрологию, парапсихологию, уфологию и т.п. Она не признает эти концепции не потому, что не хочет, а потому, что не может, поскольку, по выражению Т.Гексли, "принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство". А никаких достоверных, точно установленных фактов в таких концепциях нет. Возможны случайные совпадения. По поводу такого рода проблем Ф.Бэкон писал так: "И потому правильно ответил тот, который, когда ему показали выставленное в храме изображение спасшихся от кораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа, признает ли теперь он могущество богов, спросил в свою очередь: "А где изображение тех, кто погиб после того, как принес обет?" Таково основание почти всех суеверий - в астрологии, в поверьях, в предсказаниях и тому подобном. Люди услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще".

Важные черты облика современной науки связаны с тем, что сегодня она является профессией. До недавнего времени наука была свободной деятельностью отдельных ученых. Она не была профессией и никак специально не финансировалась. Как правило, ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы в университетах. Однако сегодня ученый - это особая профессия. В XX веке появилось понятие "научный Для развития науки характерны противостояние различных направлений. Новые идеи и теории утверждаются в напряженной борьбе. М.Планк сказал по этому поводу: "Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу". Жизнь в науке - это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание идей.

КРИТЕРИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Каковы же критерии научного знания, его характерные признаки? Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Она является одним из критериев научности. Но знание может быть систематизированным не только в науке. Кулинарная книга, телефонный справочник, дорожный атлас и т.д. и т.п. - везде знание классифицируется и систематизируется. Научная же систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.

Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности. Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, обращение к статистическим данным и т.п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления.

В науке ценятся оригинальные, "сумасшедшие" идеи. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом - одно из отличий науки от искусства. Если бы художник не создал своего творения, то его бы просто не было. Но если бы ученый, пусть даже великий, не создал теорию, то она все равно была бы создана, потому что представляет собой необходимый этап развития науки, является интерсубъективной.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Хотя научная деятельность специфична, в ней применяются приемы рассуждений, используемые людьми в других сферах деятельности, в обыденной жизни. Для любого вида человеческой деятельности характерны приемы рассуждений, которые применяются и в науке, а именно: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, описание, объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение и пр. Основными методами получения эмпирического знания в науке являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это такой метод получения эмпирического знания, при котором главное - не вносить при исследовании самим процессом наблюдения какие-либо изменения в изучаемую реальность.

В отличие от наблюдения, в рамках эксперимента изучаемое явление ставится в особые условия. Как писал Ф.Бэкон, "природа вещей лучше обнаруживает себя в состоянии искусственной стесненности, чем в естественной свободе".

Важно подчеркнуть, что эмпирическое исследование не может начаться без определенной теоретической установки. Хотя говорят, что факты - воздух ученого, тем не менее постижение реальности невозможно без теоретических построений. И.П.Павлов писал по этому поводу так: "...во всякий момент требуется известное общее представление о предмете, для того чтобы было на что цеплять факты..." Задачи науки никак не сводятся к сбору фактического материала. Сведение задач науки к сбору фактов означает, как выразился А.Пуанкаре, "полное непонимание истинного характера науки". Он же писал: "Ученый должен организовать факты. Наука слагается из фактов, как дом из кирпичей. И одно голое накопление фактов не составляет еще науки, точно так же как куча камней не составляет дома". Научные теории не появляются как прямое обобщение эмпирических фактов. Как писал А.Эйнштейн, "никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории". Теории возникают в сложном взаимодействии теоретического мышления и эмпирии, в ходе разрешения чисто теоретических проблем, в процессе взаимодействия науки и культуры в целом. В ходе построения теории ученые применяют различные способы теоретического мышления. Так, еще Галилей стал широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории. В ходе мысленного эксперимента теоретик как бы проигрывает возможные варианты поведения разработанных им идеализированных объектов. Математический эксперимент - это современная разновидность мысленного эксперимента, при котором возможные последствия варьирования условий в математической модели просчитываются на компьютерах.

При характеристике научной деятельности важно отметить, что в ее ходе ученые порой обращаются к философии. Большое значение для ученых, особенно для теоретиков, имеет философское осмысление сложившихся познавательных традиций, рассмотрение изучаемой реальности в контексте картины мира. Обращение к философии особенно актуально в переломные этапы развития науки. Великие научные достижения всегда были связаны с выдвижением философских обобщений. Философия содействует эффективному описанию, объяснению, а также пониманию реальности изучаемой наукой.

Важные особенности научного знания отражает понятие "стиль научного мышления". М. Борн писал так: "... Я думаю, что существуют какие-то общие тенденции мысли, изменяющиеся очень медленно и образующие определенные философские периоды с характерными для них идеями во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в науке. Паули в недавнем письме ко мне употребил выражение "стили": стили мышления - стили не только в искусстве, но и в науке. Принимая этот термин, я утверждаю, что стили бывают и у физической теории, и именно это обстоятельство придает своего рода устойчивость ее принципам". Известный химик и философ М.Полани показал в конце 50-х годов нашего века, что предпосылки, на которые ученый опирается в своей работе, невозможно полностью вербализировать, т.е. выразить в языке. Полани писал: "То большое количество учебного времени, которое студенты-химики, биологи и медики посвящают практическим занятиям, свидетельствует о важной роли, которую в этих дисциплинах играет передача практических знаний и умений от учителя к ученику. Из сказанного можно сделать вывод, что в самом центре науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно". Знания такого типа Полани назвал неявными. Эти знания передаются не в виде текстов, а путем непосредственной демонстрации образцов. Термин "менталитет" применяется для обозначения тех слоев духовной культуры, которые не выражены в виде явных знаний, но тем не менее существенно определяют лицо той или иной эпохи или народа. Но и любая наука имеет свой менталитет, отличающий ее от других областей научного знания, но тесно связанный с менталитетом эпохи. Говоря о средствах научного познания, необходимо отметить, что важнейшим из них является язык науки. Галилей утверждал, что книга Природы написана языком математики. Развитие физики полностью подтверждает эти слова Галилея. В других науках процесс математизации идет очень активно. Математика входит в ткань теоретических построений во всех науках. Ход научного познания существенно зависит от развития используемых наукой средств. Использование подзорной трубы Галилеем, а потом - создание телескопов, радиотелескопов во многом определило развитие астрономии. Применение микроскопов, особенно электронных, сыграло огромную роль в развитии биологии. Без таких средств познания, как синхрофазотроны, невозможно развитие современной физики элементарных частиц. Применение компьютера революционизирует развитие науки. Методы и средства, используемые в разных науках, не одинаковы.

Различия методов и средств, применяемых в разных науках, определяются и спецификой предметных областей, и уровнем развития науки. Однако в целом происходит постоянное взаимопроникновение методов и средств различных наук. Аппарат математики применяется все шире. По выражению Ю.Винера, "невероятная эффективность математики" делает ее важным средством познания во всех науках. Однако вряд ли следует в будущем ожидать универсализации методов и средств, используемых в разных науках.

Методы, развитые в одной научной области, могут эффективно применяться в совсем другой







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.