|
Древние культуры Южной АмерикиВ сравнении с давно изучаемыми цивилизациями Древнего Востока, Эллады и Рима история древних культур Америки известна в гораздо меньшей степени. Остается неясным, как заселялся Американский континент в древности. Высказываются самые различные точки зрения – о заселении Америки выходцами из Австралии или Океании через Южный полюс, Антарктиду; о переселениях из Азии через Берингов пролив, когда уровень воды понизился на 100 м, и оказался возможным сухопутный переход из Азии в Америку; о миграциях из Африки, островных архипелагов Тихого океана; и даже о спасении беженцев с погибшей Атлантиды. Порой культуры Америки объявляются не развившимися до уровня цивилизации, так как им не были свойственны агротехника искусственного орошения, металлургические технологии, средства сухопутной и морской коммуникации, не были известны колесо и парус, отсутствовала развитая силлабо-тоническая письменность, не сформировалось научное знание. Действительно, культуры Америки отличались значительным своеобразием, они развивались в иной естественно-географической среде. Здесь, прежде всего в Центральной и Южной Америке, встречалось необыкновенное разнообразие плодовых деревьев: авокадо, папайя, маниок, хикама – только самые известные из них, не составляющие и 1/10. Здесь произрастали томат, батат, табак, кока и др. Главной зерновой культурой был маис, разведение которого не требовало значительных трудовых затрат, как это было характерно для Старого Света. На уровне мотыжной технологии обработки земли, почти не претерпевшей изменений на протяжении тысячелетий, достигался урожай сам – 500, немыслимый в Африке или Азии. Голод и недоедание, приводившие к эпидемиям и смертности в Старом Свете, в Америке отсутствовали, преодолевались маисовой жвачкой. Из крупных домашних животных жителям Америки была известна лишь лама, которая не давала молока, не могла использоваться для езды верхом, для транспортировки грузов. Поэтому Америка не знала всаднического войска и соответствующего привилегированного сословия. Говоря о длительном доминировании каменных орудий труда и войны, о медленном развитии металлургии, так и не достигшей обработки железа, нужно отметить, что в Андах и Кордильерах имелись уникальные месторождения, где металлы находились в расплавленном состоянии, что не требовало изобретения и создания сложных плавильных печей. Ограниченность культурного пространства, отсутствие внутриконтинентальных морей не создали стимула к развитию сухопутных и морских средств коммуникации. Особую сложность составляет хронология развития культур Америки. Можно, опираясь на исследования А. Руса и М. Галича, выделить следующие периоды: ранний доклассический (XV – IX вв. до н.э.); средний доклассический (VIII – IV вв. до н.э.); поздний доклассический (III в. до н.э. – II в. н.э.); протоклассический (II – III вв. н.э.); ранний классический (IV – VI вв.); поздний классический (VII – IX вв.); постклассический (X – XV вв.). Первой известной историкам культурой Америки является ольмекская. Ольмеки населяли область Табаско на территории нынешней Мексики. Уже во II тыс. до н.э. они знали развитое земледелие, строили поселения. До совершенства была доведена технология обработки камня. Сохранились ольмекские алтари, вырубленные в скалах; остались гигантские каменные головы «негроидного» типа, оставившие ученых в недоумении; дошла до наших дней ольмекская фресковая живопись. Ольмеки первыми из американских племен стали использовать знаки для записи цифр, создали идеографическое письмо, календарь. Они отличались редкими познаниями в астрономии, гомеопатии. Именно ольмеки открыли игру в мяч, отчасти напоминавшую баскетбол: мяч забрасывался в кольцо, но не руками, а телом – плечами, бедрами, ягодицами, игроки надевали маски и нагрудники. Это была ритуальная игра, связанная с культом плодородия; побежденному отрезалась голова. Ольмеки, в отличие от других племен, использовали накладные бороды, практиковали деформацию черепа, бритье головы, подпиливание зубов. У них был распространен культ ягуара. Во главе общества стояли жрецы-астрологи. Рядом с ольмеками проживали сапотеки. В II – VIII вв. они перешли к террасно-орошаемому земледелию; они изобрели специальные подъемники для подачи воды на устроенные в горах террасы. Они первыми начали обрабатывать медную руду. Во главе общества стоял гоккитао, обладавший политической, военной и судебной властью. Рядом с ним находился жрец – цихатоо. Большую роль играли предсказатели – коланихе. Существовало разделение на области во главе со старейшинами. Сапотеки почитали в качестве верховного бога Кокишека. Как и ольмеки, они использовали двадцатиричную систему счета, солнечный календарь в 365 дней и особый ритуальный календарь в 260 дней. Остается загадкой культура Теотиуакана. Неизвестна этническая и языковая принадлежность ее создателей. Это огромный для Америки культовый центр, «Город Богов», площадью 30 кв. км. В нем возвышались величественные пирамиды Солнца и Луны, великое множество скульптурных изваяний различных богов. Главным богом был Кецалькоатль в образе Пернатого Змея. Особое значение имела космологическая символика пяти Солнц: 1.Солнце Ночи в виде животного из семейства кошачьих, символизировавшее древнейшую эпоху, царство тьмы; 2. Солнце Дыхания, символ Возрождения; 3. Солнце Огненного Ливня, уничтожившего все на земле, кроме птиц; 4. Солнце Воды, изображавшееся в виде рыб; 5. Солнце Движения. На вершине храма Солнца находился самый величественный фетиш солнечного светила – круглый монолит весом 25 т и диаметром 3,5 м, который считают календарем. В IV – V вв. культура Теотиуакана достигла наибольшего расцвета, а в VII в. «Город Богов» был заброшен, и причины его запустения остаются неизвестными. В VIII в. ольмеков сменили тотонаки. Они основали столицу Семпоала, украсили ее храмами и дворцами. Тотонаки изобрели колонну. Им была известна идеографическая письменность. Они умели делать бумагу из древесной коры, оставили книги и географические карты. У тотонаков существовала постоянная армия. Они использовали труд рабов. Тотонаки оказали сильное влияние на последующее кулинарное искусство Америки: они создали эмпанадас – блюдо из маисовой муки и дичи, они готовили накатамалес – маисовые лепешки, напиток из шоколада – пульке и др. Сапотеков сменили миштеки. Они умели обрабатывать золото. Знали секреты изготовления пергамента и бумаги, пользовались идеографическим письмом. Сохранился рисуночный кодекс на оленьей шкуре, 11 м длиной, сложенный «гармошкой» 44 раза. Майяская цивилизация Первой значительной цивилизацией в Центральной Америке стала майяская. Майя принадлежали к майяской языковой семье, они занимали большую часть территории нынешней Мексики. Уже к VIII в. майя создали сильное централизованное государство. Его столицей был город Майяпан, окруженный мощной стеной протяженностью 8 км. В городе находились 4 тыс. построек, проживали 12 тыс. жителей. Во главе государства стоял халач-виник («настоящий человек») или ахав («господин»). Его власть была наследственной. Существовал государственный совет – ах куч каб, в который входили жрецы и сановники. Ближайшими помощниками правителя были чилам – прорицатель, которого носили на плечах, и наком – отвечавший за жертвоприношения. Государство делилось на провинции, во главе которых стояли батабы, родственники правителя; они обладали гражданскими, военными и судебными полномочиями. Батабам в провинциях подчинялись «народные дома» (паполна), мастера пения (ах холькооб). Основой власти халач-виника и батабов была многочисленная наемная армия. Воины (хольканы) получали вознаграждение. Главнокомандующий, также носивший титул наком, должен был придерживаться правил строгой аскезы, воздерживаться от интимного общения с женщинами, которое, считалось, ослабляло воинственность. Майяское право отличалось жестокостью. Большинство преступлений наказывалось смертью. Смертная казнь назначалась за богохульство, оскорбление достоинства правителя; за супружескую неверность налагалась самая жестокая казнь: оскорбителя чести мужа поражали стрелами, раздавливали голову камнем, вытаскивали кишки через пупок; неверную жену также казнили, хотя муж мог ее помиловать, и тогда она подвергалась общественному позору. Изнасилование каралось смертью, если до суда насильник не женился на жертве. За содомию сжигались, что считалось самым тяжким наказанием, лишавшим надежды на обретение вечной жизни. Практиковались бесчестящие наказания. Скажем, сановники и чиновники за должностные преступления подвергались татуировке, которой покрывались обе щеки от подбородка до лба. За воровство обращали в рабство, длительность которого определялась величиной ущерба. Существовал запрет на браки между лицами одного тотема, одной фамилии. Общество майя было весьма дифференцированным. Высшее положение занимали альмехенооб («те, у кого есть отец и мать»), знать. Вслед за ними стояли ахкинооб («дети солнца»), жрецы, являвшиеся хранителями знаний, хронологии, календаря, исторической памяти и ритуалов. Основную массу населения составляли ах чембаль виникооб («низшие»), лемба виникооб («трудящиеся») и ялба виникооб, («простолюдины»); они были лично свободными, пользовались землями, но не могли самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией. Самое низшее положение майяского общества занимали пентакооб – рабы; источниками их пополнения были пленники, должники, преступники. Они же предназначались для многочисленных жертвоприношений по случаю смерти господина, начальника или правителя, а также по различным иным случаям. Основой экономики являлось земледелие. Единственным орудием обработки земли оставалась мотыга. Была неизвестна частная собственность. Вся земля считалась принадлежавшей богу Солнца, от имени которого ею распоряжался халач-виник. Не существовало денег, практиковался простой продуктообмен. Весь произведенный продукт хранился в государственных амбарах и выдавался чиновниками по строго установленным стандартам потребления, соответствовавшим положению в обществе. Это дало повод называть майяскую экономику «социалистической». Помимо земледелия у майя развивались ремесло и торговля, центрами которых выступали города, в особенности портовые. Несмотря на то, что майя научились обрабатывать медь, золото и серебро сравнительно поздно – в VIII – X вв., у них была достаточно развита техника. Майя строили сложные акведуки, нередко подземные, водосборные цистерны и другие гидротехнические сооружения, позволявшие регулировать разливы рек, конденсировать дождевую воду и т.п. Майя принадлежит приоритет в создании каменного свода, что позволило им строить величественные ступенчатые пирамиды. Они оставили тысячи пирамид, сотни культовых центров, обсерватории, площадки для игры в мяч, предшественницы современного футбола, театральные площадки и др. Самыми выдающимися памятниками майяской культуры являются Чичен-Ица, Паленка, Майяпан. К X в. майя освоили технологии ковки, литья, сварки, чеканки мягких металлов – меди, золота и серебра. Им была знакома технология золочения. Особую известность получили золотые диски майя, являвшиеся фетишами Солнца. Майя знали технологию производства бумаги из древесной коры. Они создали иероглифическое письмо, насчитывавшее несколько сотен знаков. Расшифровку майяской иероглифики предложил Ю. Кнорозов, однако до сих пор чтение майяских кодексов представляет большую трудность. Майя пользовались двадцатиричной системой счета, заимствованной у ольмеков; они знали число «ноль». Майя разработали совершенный календарь, в котором учитывались циклы Солнца, Луны и Венеры. Календарь майя включал в себя 365,2420 суток, что превосходит по точности современный европейский календарь; расхождение с астрономическим годом составляло 1 сутки за 10000 лет. Майя определяли период движения Луны в 29,53086 суток, делая ошибку на 0,00025. Майяские астрономы знали и другие планеты, зодиак, рассчитывали их синодические обороты. Яркой достопримечательностью майяской культуры является театр. Сохранились театральные площадки, окруженные рядами для зрителей. Такова, например, «Платформа Луны». Руководил театром ах-куч-цублаль. Ставились комедии, фарсы; пользовались успехом выступления хоров и иллюзионистов. Майя являются одним из немногих древних народов Америки, оставившим богатую литературу. Самым выдающимся памятником литературы является «Пополь-Вух». Сохранились «Анналы Какчинелей». Религиозная система майя исключительно самобытна. Они почитали бога Солнца – Ах Кина, или Кинич Ахава; его символом был четырехлепестковый цветок. Рядом с ним помещался Чаака – бог Дождя; его символами были черепаха, лягушка, а обязательными атрибутами – топор и барабан. Особое значение в картине мира майя имели четыре ветра: Чакпавахтун – Восточный ветер, его символом был красный цвет; Канпавахтун – Южный ветер, обозначавшийся желтым цветом; Экпавахтун – Западный ветер, его знак – черный цвет; и Сакпавахтун – Северный ветер (белый цвет). Покровительницей женщин, любви, родов выступала Ишчель – богиня Луны; она же опекала ткачей и врачевателей. В X в. цивилизация майя столкнулась с внешними вторжениями. В 917 г. Чичен-Ица была занята племенами науа. В 987 г. этот культовый центр оказался под властью тольтеков; майя низведены до положения несвободных. В середине XIII в. Чичен-Ица пришла в окончательный упадок из-за внутренних конфликтов. В 1441 г. в ходе крупного восстания пал Майяпан. Инкская цивилизация Другой значительной цивилизацией Южной Америки стала инкская. Инки принадлежали к языковой группе кечуа и занимали территорию Перу, отчасти Чили, Боливии, Аргентины, Колумбии и Эквадора. Созданное ими государство достигло наивысшего расцвета в XIV – XV вв. Официальным названием инкского государства было «Тауантинсуйу» – «четыре соединенных стороны света». Столицей был легендарный город Куско. Во главе государства стоял сапа инка – «Единственный Инка». Он воспринимался «Сыном Солнца» (интип Чурин), являлся преемником Солнечного светила, сошедшим на Землю. Сапа инка имел особые инсигнии – красную налобную повязку, бахрому, одежду и обувь, украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда и обувь использовались только один раз, после чего уничтожались. Налобная повязка и бахрома носились пожизненно и после смерти сапа инки украшали его мумию. Пищу правитель вкушал из золотых сервизов, которые также являлись предметом одноразового использования. Женой сапа инки могла быть только сестра – койа. Кроме этого, государь имел гарем. Наследник (аука) определялся волей государя из числа сыновей; приоритет отдавался сыну от койи, но далеко не всегда; он мог быть отвергнут из-за родинки, кривых зубов или по каким-либо иным мотивам. Существовал государственный совет, в который входили родственники сапа инки. Совет избирал верховного жреца – Вильяк Уму, также из числа родственников правителя. Государство делилось на 4 части – Кольясуйу, Контисуйу, Чинчасуйу и Антисуйу. Управляли ими наместники, суйуйок арукуна, ближайшие родственники правителя. Они же входили в государственный совет. Инкам было известно кодифицированное право. Свод инкских законов был составлен около середины XV в. Пачакути. Самым тяжким преступлением считалась государственная измена; из кожи виновного делался барабан, из костей – флейты, дом виновного сравнивался с землей, земельный надел посыпался солью. Тяжким преступлением считалось вступить на территорию дворца Единственного Инки, богохульство, за них налагалась смертная казнь. Сурово карались должностные преступления: на обвиненного чиновника с высоты 1 м сбрасывался камень на позвоночник. Практиковались наказания без вины – жителей деревни за преступление на их территории, отца за несовершеннолетнего. Преследовались аборты: за нерожденного мальчика женщина подлежала смерти, за нерожденную девочку – 200 ударам плетью. Наказывался инцест. Однако сапа инка не мог жениться ни на ком, кроме сестры. Были наказания за безделье, лень. Если человек крал от голода, то наказывался чиновник, не обеспечивший его продовольствием. Тяжким наказанием было заключение в тюрьму, т.к. камеры заполнялись хищниками, змеями, смертоносными насекомыми. Если заключенный не погибал за 48 часов, то считался невиновным, и сапа инка уплачивал ему компенсацию. Обществу инков была присуща развитая стратификация. Высший слой составляли капак – знать, называвшаяся еще хатунринкрийоки, т.е. «большеухие», т.к. им оттягивались уши в знак высокого благородства. Кроме знати выделялись кураки, чиновники. Возглавлял чиновников тукук рикой – «тот, кто видит все». Ему непосредственно подчинялись унукамайоки – надзиратели над 10000 подданных; ниже их стояли уаранкамайоки, надзиравшие над 1000; затем шли пачакамайоки, смотрители над ста жителями; еще ниже были пикамайоки – смотрители над 50, и наконец, чунчакамайоки – контролеры над десятью подвластными. Основную массу населения составляли хатунруна – «маленькие люди», они платили налоги, обрабатывали общественные земли, исполняли миту, различные общественные работы, 90 дней в году. Инкская экономика носила такой же характер, как и майяская: отсутствовала частная собственность, не было денег. Однако была развита меновая торговля. Инки делали тростниковые лодки и уампу – плоты с крытыми постройками, мачтами и квадратными парусами. Они совершали плавания в океан. Известно, что Тупак Юпанки совершил морскую экспедицию в конце XV в. в Тихий океан. Его флотилия составляла несколько сотен уампу, на которых находились 20 тыс. человек. Экспедиция длилась год, и историки полагают, что Тупак Юпанки доходил до острова Пасхи. После этого плаванья в Тауантинсуйу появились рабы-негроиды. Инки строили дороги, выложенные кирпичом и имевшие бордюры. Главная дорога, которую испанцы назвали «Королевской», превышала протяженностью 5000 километров. Дороги местами прорубались в скалах, местами поднимались на искусственных виадуках. Сохранилась 13-километровая дамба над болотом, являвшаяся составной частью одной из государственных дорог. Строились подвесные мосты. Самым известным был мост через р. Апуримак длиной 80 м, на высоте 36 м; он был сделан по приказу Сапа Инки Роки в 1350 г. и продержался 500 лет. Инки первыми стали использовать канатные дороги (оройи); тросы плелись из волокон листьев агавы; кабинки для путников также были плетеными. Дороги использовались для передвижения войск, для транспортировки товаров, которые переносили вручную. Существовала эстафетная почта. Для исполнения почтовой службы отбирались самые быстроногие и выносливые юноши. Должность почтальона (часки) считалась почетной. Лучшие часки награждались сапа инкой. От Куско до Куму расстояние превышало 2000 км, и почта доходила за 5 дней. За задержку почтовой корреспонденции часки наказывались 50 ударами палкой по голове, после чего им отрезали ноги. Инки довели до высокого искусства технику обработки драгоценных металлов. «Восьмым чудом Света» назвали конкистадоры «Золотой Сад» в Куско; в нем из золота и серебра были выполнены деревья, кусты, цветники; маисовые початки были сплетены из серебряной проволоки; на лугу паслось стадо лам с детенышами, сделанными из драгоценных металлов; две дюжины таких же искусственных пастухов «срывали» золотые яблоки с райских деревьев; по земле «ползали» золотые змеи со вставными глазами из драгоценных камней, «порхали» золотые бабочки, «сидели» золотые жуки. Изумление вызывает строительная техника инков. Столица их царства, Куско, защищалась мощной крепостью из трех рядов стен – Саксауман. Первый ряд стен был выложен из блоков весом 350 т; был возведен 21 бастион. Шедевром архитектуры является Мачу-Пикчу, открытый в 1911 г. Х. Бингемом. Этот священный город находился на высоте 3000 метров над уровнем моря, в Старом Свете на такой высоте не строились даже деревни. В нем не было улиц, передвижение осуществлялось по лестницам, которых насчитывалось несколько сотен. Там были инкауаси – Дворец правителя, Дворец принцессы, Тореон – Круглая башня; в центре находился «Храм трех окон», солнечная обсерватория инков: «место, где привязано Солнце». Кроме этого, в Мачу-Пикчу был обнаружен подземный город, где хранились мумии нескольких поколений сапа инков. У инков были два типа письма: кипу, предназначенное для передачи административно-экономической информации, и килька – для передачи традиций и ритуала; первый тип письма был «узелковым», использовались шнуры разной длины и разного цвета, на которых завязывались десятки видов узлов; второй тип письма – «рисунчатый». Известно, что один из самых прославленных правителей инков, Пачакути, реформатор, философ и поэт, повелел создать рисованную историю своего народа; полотна были вставлены в золоченые рамы и помещены в специально построенном дворце – Пукинканча, который являлся уникальным архивом и библиотекой. Сегодня известны более 400 знаков инкского письма. Т. Бартель предложил расшифровку части пиктограмм инков, он прочел надпись на «плаще» Виракочи, нового для инков божества, культ которого ввел Пачакути. Большое внимание уделялось образованию и наукам. В Куско в середине XV в. была открыта высшая школа – ячауаси, первый университет Древней Америки. Там преподавали самые выдающиеся ученые, амаута. Преподавали ораторское искусство, ритуалы, право, астрономию, музыку. Существовали особые школы для девушек – аклья-уаси («дом невест Солнца»). В них отбирали со всего царства самых красивых и обучали женским искусствам. Некоторые становились фаворитками сапы инки, а многие отдавались в дар сановникам и чиновникам за заслуги. Инкская цивилизация просуществовала до 30-х гг. XVI в., до завоевания испанским конкистадором Франсиско Писарро (+1541 г.). Он захватил и разграбил Куско в 1533 г., пленил последнего сапа инку Атауальпу, потом освободил его за фантастический выкуп: в течение 60 дней камера, в которой находился пленный сапа инка, наполнялась его подданными золотом и серебром до потолка; было доставлено более 5 т золота и 12 т серебра. Несмотря на это, в дальнейшем Атауальпа вновь был схвачен и сожжен. Тольтекско-ацтекская цивилизация Последней крупной цивилизацией Америки была тольтекско-ацтекская. В X в. в Мезоамерике появились тольтеки, принадлежавшие к языковой семье науа. Во главе их стоял вождь Мишкоатль. У него был наследник – Се-Акатль Топильцин, отличавшийся редкой мудростью. Топильцин был избран верховным жрецом тольтеков. В 980 г. он основал город Толлан, или Тулу Шикокотитлан, построил храм Тлауискальпантекутли; алтарь в этом храме держали на руках статуи 4,5 м высотой; храм был украшен колоннами в виде змей. В XI в. от тольтеков отделился вождь Меши, образовался род мешиков, который двинулся в сторону озера Тескоко. В 1247 г. вождем этого рода был избран Теноч, с этого времени тольтекский род стал называться теночками. Они вели полукочевой образ жизни, отличались воинственностью, знали обработку металлов. В 1325 г. мешики-теночки поселились на островах озера Тескоко. Так возник город Мешико-Теночтитлан, ставший в дальнейшем столицей огромной ацтекской империи. Во главе государства стоял тлатоани. Его власть была абсолютной и передавалась по наследству. Еще при жизни Тлатоани избирал преемника из братьев или племянников. Тлатоани назначал Высший Совет 4-х военачальников. Государство делилось на кальпулли – территориально-клановые единицы. Они находились под управлением кальпулеков. Над ними стоял тлатекутли. Высшее сословие ацтекского общества составляли пилли, «дети господ», знать; они были свободны от налогов. Затем стояли теопантлалли, жрецы. К привилегированным сословиям относились также тлатокатлалли (чиновники) и почтека (торговцы). Податным сословием являлись масехуали – земледельцы, ремесленники, свободные общинники. Кроме этого, в ацтекском обществе были тлатлакотин, рабы. Вся собственность была государственной. Масехуали обладали лишь правом пользования частью урожая со своих наделов и могли передавать это право по наследству. Денег ацтеки не знали. В качестве менового эквивалента использовали плоды какао и драгоценные минералы. Были развиты торговля и ремесло. Самым крупным торговым центром Древней Америки был Мешико-Теночтитлан. Это было подлинное чудо ацтекской цивилизации. Город занимал площадь 12 кв. км; он был построен по координатной сетке, разделен искусственными каналами, через которые были возведены мосты. Город делился на четыре части, на 80 кварталов, соответствовавших кальпулли. В каждом квартале были свой центр, храм, рынок. Город соединялся с материком хорошо укрепленными дамбами. В центре города, окруженном стеной, высилась пирамида Теокалли; на вершине располагались два храма – бога войны Уицилопочтли и бога дождя Тлалоку. В этом же священном центре находился круглый храм Кецалькоатля, площадка для игры в мяч и дворец Мотекусомы II. Вода озера Тескоко отличалась соленостью, и ацтекам приходилось делать плотины, дабы отделить пресную воду от соленой. На острова были проведены с материка акведуки для подачи пресной воды. Существовала развитая система канализации, для чего использовались керамические трубы. Наибольшее удивление вызывали плавучие сады (чинампы). Жилища отличались удобством; деревянные двери и замки отсутствовали; дверные проемы закрывались занавесками с золотыми или серебряными колокольчиками. Существовало искусство воспитания – тлакауапауалицли. У ацтеков были два типа школ: тельпочкалли и кальмекак. Все юноши в возрасте 15 лет независимо от сословного состояния обязаны были поступить в школы. В тельпочкалли преподавали пипильтины – учителя; они давали основы письма, счета, ритуала, музыки; они проводили экзамен и отбирали самых талантливых для продолжения образования в кальмекаке. Там преподавали тламатиниме – мудрецы; под их руководством изучались риторика, песнопение, религия, астрология, осуществлялось толкование «книги судеб» (тоналаматль) и «книги лет» (шиуматль), т.е. истории мешиков и теночков, предков ацтеков. Ацтекам была известна пиктографическая письменность. Они умели изготавливать кодексы, рисунчатые книги (тлакуилос). Они использовали два календаря – ритуальный, известный только жрецам, и общий, включавший 365 дней (18 месяцев по 20 дней плюс 5 добавочных дней). Ацтеки почитали пару прародителей – Ометекутли, отца, и Ометуатль, мать. Особое место в мифологии и религии ацтеков занимали четыре владыки сторон света: Шипе-Тотек – Восток, обозначавшийся красным цветом; Тескатлипока – Север, соотносившийся с черным цветом; Уицилопочтли – Юг, его символом был голубой цвет; Кецалькоатль – Запад, совпадавший с белым цветом. Между прочим, европейцы отождествлялись с посланцами Кецалькоатля, воспринимались как божественные существа, и потому им не оказывалось сопротивления. В 1519 г. в империю ацтеков вторглись испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом. В 1520 г. был взят Мешико-Теночтитлан, последний тлатоани Мотекусома II Шокойоцин был сожжен. Так завершилась история тольтекско-ацтекской цивилизации.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|