Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Истоки индустриальной цивилизации.





 

Возрождение

До сих пор речь шла об аграрных цивилизациях Запада, Востока и Америки. Вплоть до XVI в. западная цивилизация во многих отношениях отставала от восточных. Однако на рубеже XV – XVI вв. в европейском обществе произошли такие изменения, которые привели к смене типа цивилизации.

Среди этих изменений первенствующее значение имели изменения социокультурного порядка, которые обычно обозначают понятием «Возрождение». Сам термин в привычном нам смысле слова (Rinascita по-итальянски, Renaissance по-французски) предложил Дж. Вазари (1511 – 1574 гг.) еще в середине XVI в. Культура Возрожденияоценивалась и оценивается в историографии весьма по-разному. Одни историки превозносят эту культуру как открывшую новую эпоху, новые идеи права, свободы, демократической организации общества. Другие, напротив, возлагают на эту культуру ответственность за разрушение устоев морали, нравственности, церкви, семьи; они склонны даже менять термин «Возрождение» на «Вырождение» ( Л. П. Карсавин). При всей разности взглядов, обе позиции сходятся в том, что эпоха Возрождения была качественно иной по сравнению с эпохой средних веков.

Первое принципиальное отличие заключается в антропоцентричной картине мира. Антропоцентризм подразумевает выдвижение человека в центр мироздания. Лучшей иллюстрацией такого положения могут служить рассуждения руководителей Платоновской академии во Флоренции, Марсилио Фичино(1433 – 1499 гг.)иДжованни Пико делла Мирандола(1463 – 1494 гг.)вконце XV в.: человек сотворен Богом наполовину и помещен в центр мира; дальнейшее досотворение зависит от самого человека; если он будет делать выбор в пользу добра, то он возвысится до уровня ангелов и даже Бога, если же он будет делать выбор в пользу зла, то он деградирует, упадет до уровня скота.



Другой иллюстрацией антропоцентризма может служить теория прямой перспективы, открытая Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Филиппо Брунеллески(1377 – 1446 гг.) и другими живописцами XV в. Согласно этой теории видимые объекты уменьшаются, чем дальше от художника и зрителя они находятся. Здесь ощущается отчетливое осознание человеком XV в. своего центрального положения, от его глаза оцифровывается пространство как реальное, так и иллюзорное в картине до бесконечности, в которой все линии зрения оптически соединяются в точку. Антропоцентризм был неведом средневековью, основанному на теоцентризме, и тем более – восточным культурам. Нет надобности подчеркивать, что именно этот новый мировоззренческий принцип обусловил небывалую активность человека европейского Возрождения и редкий динамизм европейского общества XV – XVII вв. Человек осознал себя творцом, мастером, сравнимым с Первотворцом, Небесным мастером; он способен не только создавать искусственный мир вокруг себя, но и творить самого себя, восходя до статуса Бога.

Следующим отличием культуры Ренессанса от предшествующей был индивидуализм. Как показывают новейшие исследования, в частности, Л. М. Баткина, человек впервые стал осознавать себя индивидом, личностью только в эпоху Возрождения. Сам термин «индивид» производен от латинского «individuum», т.е. «неделимый», социальный атом. В ту же эпоху появилось понятие «persona» – личность, физическое лицо в правовой процедуре. В античности это понятие обозначало лишь театральную маску. Теперь же оно выражало субъекта права; личность стала осмысляться обладавшей неотъемлемыми, прирожденными правами на жизнь, на свободу и на собственность. Как собственность стали восприниматься результаты творческой деятельности, изобретения и идеи. Неслучайно именно в то время возникло понятие авторства, прежде неизвестное, возникли первые процессы по авторскому праву. Индивидуализм породил стихию конкуренции, самоутверждения, которые позднее будут признаны естественным состоянием и естественным правом.

Еще одним немаловажным отличием культуры Возрожденияявляется гуманизм в его новоевропейском понимании. В античную эпоху гуманизм оценивался как качество воспитанного и образованного человека, возвышающего его над необразованным. В средневековую эпоху гуманизм понимался как качества греховной, порочной природы человека, ставившие его много ниже ангелов и Бога. В эпоху Возрождения человеческая природа стала оцениваться оптимистично; человек наделен божественным разумом, способен действовать автономно, без опеки церкви; грехи и пороки стали восприниматься позитивно, как неизбежное следствие жизненного экспериментирования. Определенные стандарты воспитанности и образованности становились нормой; знание классических языков, осведомленность в истории и литературе Эллады и Рима, способность к стихосложению и музицированию стали условием для занятия достойного положения в обществе. Разуму, его облагораживанию посредством воспитания и образования именно тогда стало придаваться ведущее значение. Складывалось убеждение в возможности усовершенствовать посредством studia humanitas (гуманитарных наук) все общество. Именно тогда Томас Мор(1478 – 1535 гг.)и Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.) выступили с проектами построения идеального общества.

Некоторые исследователи (К. А. Сергеев) говорят о новом типе человеческого достоинства, утвердившемся в эпоху Возрождения. Оно передавалось понятием virtu и определялось личными качествами человека, его талантами, интеллектуальными способностями. В предшествующие эпохи достоинство человека зависело не от него самого, а от принадлежности к сословно-корпоративной организации, к роду или гражданской общине. Переосмысление идеи virtu вызвало к жизни новое стремление человека продемонстрировать свои таланты и способности, стремление к славе и материальному успеху как общественному признанию своих талантов. Именно тогда стали проводиться конкурсы скульпторов, художников, музыкантов, публичные диспуты интеллектуалов, венчания лавровыми венками первых поэтов. Первыми в своих областях творчества признавались скульптор Лоренцо Гиберти (1381 – 1455 гг.), архитектор Филиппо Брунеллески (+1446 г.), художники Джотто (+1337 г.) и Мазаччо (1428 г.), поэты Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) и Франческо Петрарка(1304 – 1374 гг.). Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.) удавалось первенствовать и в музыке, и в живописи, и в изобретательстве, и в инженерии. Микеланджело (1475 – 1564 гг.) признавался лучшим в скульптуре, но также и в живописи, архитектуре и поэзии.

Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни (vita contemplativa), то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни (vita activa). Если прежде новаторство и эксперимент осуждались как грех и ересь, изменение природного мира представлялось недопустимым, то сейчас они стали поощряться; пассивность, монашеская созерцательность стали казаться преступлением; утвердилась идея, что Бог создал природу ради служения человеку, обнаружения его дарований. Отсюда нетерпимое отношение к бездеятельности и праздности. Именно в эпоху Возрождения был сформулирован принцип: «время – деньги», автором которого называют Альберти (1404 – 1472 гг.), но под которым мог бы подписаться каждый деятель XV – XVI вв. Тогда началось решительное преобразование природы, стали создаваться искусственные ландшафты, к чему причастны были Леонардо да Винчи (+1519 г.) и Микеланджело (+1564 г.). Интерес к земной жизни, ее радостям, жажда наслаждений стали ведущими мотивами художественного творчества Франческо Петрарки (+1374 г.), Джованни Боккаччо(1313 – 1375 гг.),Ариосто(1533 г.),Франсуа Рабле(+1553 г.) и других писателей Возрождения. Тот же пафос отличал творчество ренессансных художников – Рафаэля (+1520 г.), Леонардо да Винчи (+1519 г.), Микеланджело (+1564 г.), Тициана (+1569 г.), Веронезе (+1588 г.), Тинторетто (+1594 г.), Брейгеля(+1568 г.), Рубенса (+1640 г.), Дюрера (+1528 г.) и др.

Утверждению интеллектуальной автономии много содействовала критика средневекового типа мышления, его догматизма, подавленности авторитетами. Основная аргументация против схоластики и догматики черпалась в античном идейном наследии. Особую роль в этом сыграли Лоренцо Валла(+1457 г.),Никколо Макиавелли(+1527 г.),Эразм Роттердамский (+1536 г.), Мишель Монтень (+1592 г.) и др.

В эпоху Возрождения определилась ведущая роль городского населения: не только интеллектуальной элиты, но и купцов, ремесленников, являвшихся наиболее динамичными группами ренессансного общества. Уже к концу XV в. уровень урбанизации в Северной Италии и Северной Франциидостиг 50 %. Города этих регионов Европы обладали наибольшими денежными накоплениями, которые вкладывались в развитие искусств и образования.

Встреча миров, или Великие географические открытия

Помимо ренессансной культуры и вызванных ею изменений мощным фактором перехода к новому типу цивилизации стали «Великие географические открытия». В 90-е гг. XX в. наметился отход от этого определения, навязанного европоцентристскими воззрениями. Многие исследователи, особенно Л. Сеа, отмечали, что открытия не были «великими» и вообще не были «открытиями», а скорее – «закрытием», т.к. привели к гибели цивилизаций Нового Света, к уничтожению целых народов и их культур. Восточные и латиноамериканские историки показали, что для народов других континентов также было свойственно стремление к поиску новых земель. М. Бенедетти предложил иное понятие – «Встреча миров», которое было положительно встречено многими учеными.

Отмечая справедливость приведенных новых подходов к проблеме географических открытий, нужно тем не менее признать, что только европейские плавания, с их масштабами и регулярностью, привели к становлению мировой торговли и экономики, к удвоению знаний о мире и к возникновению действительно всемирной истории. Ни плавания китайского флотоводца Чжэн Хэ, ни экспедиции инкского государя Тупака ЮпанкиXV в., ни плавания арабов и полинезийцев не привели к массовым миграциям и мощным товарным потокам между континентами.

Европейцы оказались более подготовленными к потребностям нового времени в рынках сырья, сбыта, рабочей силы; они располагали самым современным к XVI в. флотом; круглые суда – навы и кокки, созданные к тому времени - обладали наилучшими мореходными качествами, наибольшей автономностью плаваний. Только европейские мореплаватели были снабжены приборами ориентирования в пространстве – лагом, измерявшим пройденное расстояние, астролябией и квадрантом для наблюдения за небесными светилами, гирокомпасом и механическими часами, необходимыми для определения местоположения. Только европейские мореходы пользовались компасными картами, без которых немыслимы прокладывание курса плавания и многократное его повторение.

Исследователи обращают внимание на социально-экономические, политические и психологические причины европейской экспансии в новые земли: здесь и рост относительно избыточного населения, обострение продовольственных проблем, в то же время – затоваренность ремесленной продукцией, для которой нужны были внешние рынки, исчерпание собственных ресурсов золота и серебра, установление монополии Османской Турции на обмен с Востоком; наконец, отмечалось усиление эсхатологических страхов в связи с возможным наступлением конца света на рубеже XV – XVI вв.; чаще всего назывался 1492 г., который одновременно был 7000 годом от Сотворения мира; в связи с этим вспоминались Библейские пророчества о гибели Старого Света и утверждении Нового Света. Неслучайно Колумб (+1506 г.) отправился в плавание в 1492 г., а открытые им земли были названы «Новым Светом».

Первым крупным открытием стало плавание в 1488 г. португальца Бартоломеу Диаша(+1500 г.), или Диаса до южной оконечности Африки. Самый крайний мыс африканского континента он назвал мысом Доброй Надежды. Было доказано, что Африкане тянется до Южного полюса и что в обход ее можно доплыть до богатой драгоценными камнями и металлами Индии. Через 9 лет, в 1497 г., это подтвердил Васко да Гама(+1524 г.), первым из европейцев доплывший до Индии.

Следующим крупным открытием явилось плавание Христофора Колумба. 12 октября 1492 г. он доплыл до острова Сан-Сальвадор. Впрочем, первооткрыватель Америки полагал, что он доплыл до Индии, и с его подачи местное население было названо индейцами. Только в ходе плаваний Америго Веспуччи (+1512 г.) в 1499 – 1504 гг. было установлено, что земля, открытая Колумбом, заканчивается к югу, и за ней вновь простирается океан. В своих письмах, опубликованных в 1504 г., Америго назвал открытый континент «Новым Светом». А в 1507 г. немецкий картограф Вальдзеемюллер издал карту мира, на которую был нанесен неизвестный прежде континент, названный им «Америкой».

Самым выдающимся открытием оказалось кругосветное плавание МагелланаЭлькано (1519 – 1522 гг.). Самому Магеллану (+1521 г.) не суждено было увидеть Европу – он погиб на Филиппинских островах. Единственный из пяти кораблей, с 18 моряками из 265, довел до Испанииего помощник Элькано. Он получил дворянское звание и герб, на котором был изображен земной шар, обвитый лентой с девизом: «Ты – первый обогнул меня». В 1522 г. был обнародован отчет Антонио Пигафетты о кругосветном путешествии. Впервые экспериментальным путем была доказана сферичность Земли.

Вслед за географическими открытиями началась конкиста: завоевание новых земель. Португальцы устремились устанавливать свое господство в Америке, Индии, Индонезии; испанцы приступили к завоеванию Южной Америки. ФранцияиАнглия позднее вступили на этот путь, начав колонизацию Северной Америки.

В новые земли устремились тысячи конкистадоров и колонистов, миссионеров и негоциантов. В Старый Свет были направлены потоки золота и серебра, неизвестных прежде продовольственных товаров: маиса, картофеля, какао, шоколада и др. Последние позволили снять проблему голода. Приток же драгоценных металлов вызвал резкий рост цен, породивший панику в Европе. В росте цен объявлялись повинными итальянские ломбарды, евреи и даже ведьмы. Прокатилась волна еврейских погромов и сожжений ведьм. Дело же заключалось в том, что в XVI в. стали устанавливаться мировые цены на золото и серебро, которые оказались ниже, чем прежние цены на драгоценные металлы в Старом Свете, где технология их добычи была крайне дорогостоящей. Новые цены на золото и серебро привели к переоценке всех товаров, за каждую единицу которых теперь пришлось выкладывать большее количество золотых и серебряных монет. Последующие историки это явление порой называли «революцией цен».

Реформация

Еще одним фактором обновления европейского общества в XVI в. стала Реформация. Обычно под Реформацией понимают изменения в церковной организации, отделение от католической церкви протестантской церкви, буржуазной по смыслу. Существует также идущая от В. Циммермана, с середины XIX в., традиция оценки Реформации как широкого социально-политического и экономического преобразования общества. Известно определение Ф. Энгельса Реформации как первой буржуазной революции. Современные исследователи (Х. Оберман, Р. ван Дюльмен, М. Болтон) склонны воспринимать Реформацию как раннюю форму общенационального движения, проходившего под лозунгами создания национальной, независимой от Рима церкви и потому объединившего патриотически настроенное дворянство и духовенство, горожан и крестьян.

При этом деятели Реформациине ставили своей задачей создание нового церковного и общественного устройства; они ориентировались на идеалы раннехристианской, евангельской общины, которую наделяли атрибутами равенства, свободы, братства. Реформаторыотвергали церковную иерархию, абсолютное верховенство папы римского, требовали введения выборности священников; они не признавали догматов католицизмао чистилище, переизбытствующей благодати, приводивших к практике купли-продажи индульгенций, к перераспределению национальных богатств в пользу католического духовенства во главе с папой римским; реформаторы выступали против почитания икон, мощей святых, святынь, против совершения таинств, считая все это пережитками магии и идолопоклонства; они требовали введения богослужения на национальных языках, перевода Библиина национальные языки и признание за верующими права свободного понимания текста Священного писания, без авторитарного контроля римских теологов.

Уже в первой половине XVI в. сформировались четыре направления европейской Реформации, или протестантизмалютеранство, цвинглианство, кальвинизми англиканство.

Основателем лютеранства был Мартин Лютер(1483 – 1546 гг.). Первым актом реформирования церкви стали его знаменитые 95 тезисов против индульгенций, которые, согласно преданию, были прибиты 31 октября 1517 г. на дверях Виттенбергской церкви. Впрочем, современные исследователи, в частности, Х. Оберман, говорят о мифологизации этого акта как начала массовых выступлений против торговцев индульгенциями; Лютер не придавал своим тезисам такой публичности, он предназначал их для диспута в Виттенбергском университете, которым, по обычаю, начинался учебный год. Тезисы были подвергнуты экспертизе в Риме, и Лютер был объявлен подозреваемым еретиком по всем 95 пунктам; он вызывался в Рим на инквизиционныйтрибунал. На защиту Лютера встала вся Германия. Под давлением общественности суд над Лютером был перенесен в Германию, в Вормс, председателем суда был сам император Карл V(+1558 г.). Процесс закончился беспрецедентно: подозреваемый еретик был оправдан. Основной идеей учения Лютера была идея оправдания верой (sola fide). Главной проблемой человеческого существования является неизвестность о своем предназначении к спасению или наказанию. Показателем предызбранности к спасению, полагал реформатор, являются только вера, наличие совести, судящей способности сердца; тот человек, который уповает на формальные обрядовые действия, приобретение индульгенций, оказывается лишенным веры, совести и, следовательно, обречен на наказание; и наоборот, тот человек, который страдает муками совести, обладает неформальной, истинной верой, обретает спасение. Лютер внес новое понимание в учение о призвании, которое он передавал понятием Beruf: любая человеческая деятельность, даже самая грязная и тяжелая, должна восприниматься как призвание свыше, и человек должен максимально проявлять свои способности, свои таланты, чтобы наилучшим образом исполнить это призвание.

Еще более радикальным реформаторским направлением стало цвинглианство. Его основателем был Ульрих Цвингли(1481 – 1531 гг.). Он гораздо категоричней выступал против католической церкви и папы римского, объявлял его Антихристом. Он более решительно выступал за право народа самостоятельно менять церковное устройство, не дожидаясь санкций властей. Он требовал закрытия монастырей, уничтожения икон, всевозможных святынь, изъятия собственности католической церкви и ее распродажи среди реформаторов. Он ввел в Берне выборный орган управления – синод, состоящий из 12 пресвитеров по аналогии с советом апостолов. Синод обладал законодательной, судебной и исполнительной властью. Вслед за Берном к реформации Цвингли присоединились другие города Швейцарии.

Наиболее влиятельным среди реформаторских движений оказался кальвинизм. Его основателем был Жан Кальвин(1509 – 1564 гг.). Фундаментальные принципы своего учения он изложил в трактате «Наставления в истинной вере». Главенствующее положение занимал принцип абсолютного предопределения. Человек, учил Кальвин, предопределен к спасению или наказанию еще до рождения; он не в силах изменить этого предопределения; узнать о своей участи человек может по успеху, поскольку успех является результатом Бога, а Бог помогает только тому, кого он предызбрал к спасению. Эта идея стала самым сильным обоснованием предпринимательской деятельности, дала моральную санкцию успеху в коммерции, банковских операциях, индустрии.

Кроме этого Кальвин выдвинул принцип мирского аскетизма, согласно которому собственность стала рассматриваться как дар божий, подобно таланту, исключительным способностям; поэтому собственность нельзя безумно расточать, ее нужно беречь, приумножать, дабы приумноженной передать потомкам; отсюда – осуждение гурманства, пьянства, роскоши, раздачи милостыни.

В 1541 г. Кальвин начал преобразования в Женеве. Была избрана консистория, в которую вошли пресвитеры; они исполняли службу государству, ministerium, отсюда их позднейшее название – министры. Консисторияявлялась одновременно законодательным собранием, правительством и высшей судебной инстанцией. Была провозглашена республика, главой исполнительной власти, в должности викария, стал Жан Кальвин. Были приняты законы против роскоши, пьянства, азартных игр, были запрещены многочисленные праздники, кроме Рождества и Пасхи; были секуляризованы земли католической церкви и распроданы с аукциона; закрыты монастыри, и монахи обязаны были трудоустроиться; были уничтожены иконы, отменены таинства, кроме крещения и причащения; стали преследоваться тунеядство, попрошайничество, супружеская неверность.

Кальвинизм вышел далеко за пределы Женевы. Он распространился во Франции, получил название гугенотства, привел к гугенотским войнам, автономии Южной Франции в 70 – 80-е гг. XVI в. Кальвинизм распространился в Нидерландах, привел к восстанию Нидерландовпротив испанского абсолютизма, которое порой называют Нидерландской революцией. Он распространился в Англии и также привел в конечном счете к революции. Наконец, кальвинизм вышел за пределы Европы, с эмигрантами и колонистами он укоренился в Америке.

Наиболее умеренным направлением в Реформации стало англиканство. Идеи англиканской реформы церкви были поддержаны парламентом, который в 1535 г. принял «Акт о супрематии», объявлявший главой новой церкви короля АнглииГенриха VIII Тюдора(1491 – 1547 гг.). Он назначал архиепископа Кентерберийского, примасаАнглии, который руководил чисто церковными делами; король назначал епископов, распоряжался церковными землями и имуществами, управлял доходами церкви. Вводился английский язык в богослужении, использовался английский перевод Библии, выполненный еще во второй половине XIV в. Джоном Уиклифом(+1384 г.). В остальном англиканство не порывало с католицизмом: сохранялось почитание икон, оставались таинства, продолжали отмечаться те же праздники, признавались те же догматы, кроме догмы о супрематии папы.

В целом Реформация привела к созданию национальной государственности и соответствовавшей ей национальной церкви, к возвышению предпринимательских и вообще производительных социальных групп, которые в отдельных государствах добились установления Республики (Швейцария, Нидерланды); Реформация привела к утверждению буржуазной идеологии и морали.

Революция в естествознании

Стремительная модернизация Европы в XVI – XVII вв. была бы невозможной без множества открытий и изобретений, сделанных в ту эпоху. Исследователи говорят порой о «революции в естествознании» XVI – XVII вв. Ее смысл усматривают в открытии макро- и микромира.

В 1543 г. почти одновременно вышли в свет два трактата: «De revolutionis orbium coelestium» («Об обращении небесных сфер») и «De humani corporis fabrica» («О строении человеческого тела»). Автором первого трактата был Николай Коперник (1473 – 1543 гг.); он впервые описал вращение Земли вокруг оси и движение ее вокруг Солнца вместе с множеством других планет, составляющих Солнечную систему. Автором второго трактата был Андреас Везалий(1514 – 1564 гг.); он дал наиболее полное описание органов человеческого тела, описал их функционирование.

Около 1600 г. в Нидерландах, в мастерской по шлифовке линз, были сделаны безымянными мастерами телескоп для наблюдения за бесконечно удаленными макротелами и микроскоп, позволявший увидеть невидимые обычным глазом микротела.

Пользуясь телескопом, Иоганн Кеплер (1571 – 1630 гг.) доказал эллиптический характер орбиты Марса. Галилео Галилей (1564 – 1642 гг.) с помощью того же прибора открыл моря и горы на Луне, установил фазы движения Венеры, туманности вокруг Сатурна, обнаружил три спутника Юпитера и пятна на Солнце.

Мигель Сервет(1509 – 1553 гг.), испанский врач и гуманист, в середине XVI в. открыл малый круг кровообращения. А Уильям Гарвей (1578 – 1657 гг.), английский анатом и физиолог, дал описание малого (легочного) и большого кругов кровообращения. Он установил, что количество крови в организме постоянно, что она приводится в движение сокращениями сердца и циркулирует по замкнутой системе кровеносных сосудов; за полчаса сердце проталкивает столько крови, сколько весит тело. Позднее М. Мальпиги (+1694 г.) при помощи микроскопа смог описать функционирование капилляров. Р. Гук и Я. Сваммендарм (+1680 г.) подвергли изучению насекомых, бактерии, сперматозоиды, инфузории, открыв мир бесконечно малого.

Не только открытие макромира и микромира характеризует становление новоевропейской науки. В то же самое время были сделаны выдающиеся открытия почти во всех областях знания.

В географии Ж. Фернель (+1558 г.) в середине XVI в. измерил градус меридиана, а Дж. Фризиус (+1555 г.) и Г. Меркатор (+1594 г.) создали градусную сетку, заложив основы картографии. Меркатор ввел понятие «атлас», издав первый многолистный атлас мира.

В математике Ф. Виет (+1603 г.) расширил область применения символики во всех расчетах, во всех алгебраических и тригонометрических доказательствах. С. Стивен (+1620 г.) ввел в 1585 г. десятичные дроби, а Непер (+1617 г.) в 1614 г. логарифмы.

В физике Тарталья (+1557 г.) и Бенедитти (+1590 г.) открыли законы баллистики, изучая траектории пушечных ядер. Гартман (+1564 г.), Р. Норман(+1590 г.) и У. Гильберт (+1603 г.) открыли явление магнетизма; впервые было экспериментально изучено свойство притяжения, была высказана идея о том, что именно силы притяжения удерживают Землю и другие планеты в своих орбитах. Э. Торричелли(+1647 г.) изобрел барометр и впервые измерил атмосферное давление. И. Б. ван Гельмонт (+1644 г.) ввел понятие газ. Б. Паскаль (+1662 г.) установил падение давления по мере восхождения на гору.

В химии были открыты новые элементы, прежде всего металлы, такие, как висмут, цинк, кобальт, купферникель. Были освоены и теоретически описаны методы дистилляции, амальгамирования, окисления.

Открытия в физике и химии были теснейшим образом связаны с потребностями зарождавшейся индустрии. Бирингуччо (+1539 г.), автор «Пиротехники», и Георг Бауэр, более известный под именем Агрикола (+1555 г.), автор трактата «De re metallica» («О металлургии»), стремились реализовать свои значительные естественнонаучные познания в развитии новых технологий в горнорудном деле, металлургии, стеклоделии. Основываясь на достижениях предшествующих XIV – XV столетий, когда зарождалась технология доменного процесса, техника плавки чугуна, были разработаны новые приемы обогащения руды, очистки чугуна от примесей; было предложено использование каменного угля в качестве топлива вместо древесины; нагнетание высоких температур достигалось с помощью мехов, приводившихся в действие гидроэнергией. В горнорудных и угольных шахтах использовались насосы, деревянные рельсовые пути, вагонетки. Совершенствование доменной плавки привело к количественному и качественному росту металлургического производства: стали отливать тонны металла за сутки, стали получать более высокие марки металла, недоступные при прежних технологиях.

С. Стуртевант ввел в начале XVII в. понятие «прожектер», изобретатель описал «эвретику» – искусство изобретать. Сам он прославился множеством изобретений. Он первым предложил использовать каменный уголь в доменной плавке, он изобрел фаянс и печи для его обжига. Страсть к изобретательству стала отличительным признаком западного общества. Уже в XVII в. К. Дреббель сделал первую подводную лодку и демонстрировал ее погружение и подъем на р. Темза. Еще в XVI в. Леонардо да Винчи предложил проекты гусеничного транспорта, прокатных станов, подвижных землеройных машин, пытался реализовать проекты летательных аппаратов; всевозможные зубчатые передачи, спиральные кулачные приводы, маятниковые механизмы стали использоваться благодаря его изобретательскому таланту. Дж. Кардано(+1576 г.) изобрел механизм, преобразующий один вид движения в другой, получивший название по его имени.

Тогда же стали создаваться первые учебные заведения, где готовили инженеров, ученых-практиков. Одним из таковых стал Грешем-колледж, открытый в 1579 г. по завещанию Т. Грешема, финансиста, основателя Лондонской биржи. В 1576 г. Тихо Браге(+1601 г.) открыл Ураниборг на острове Вен в Зундском проливе, где была устроена обсерватория. Это был первый научно-исследовательский институт в Европе. Стали возникать первые общества ученых. Вслед за Платоновской академией во Флоренции конца XV в. оформлялись академии в других городах Италии. Самыми знаменитыми стали Accademia dei Lincei (Академия «рысей») в Риме, основанная в 1600 г., Accademia del cimento (Академия опытов) во Флоренции, открытая в 1651 г. В 1662 г. было образовано Лондонское королевское общество, а в 1666 г. стала действовать Французская королевская академия наук. Наука становилась действенной силой, определяющей общественное развитие.

Генезис капитализма

В XVI – XVII вв. наблюдались изменения в экономике. Появились аренда, фермерское хозяйство, мануфактурное производство, основанное на применении наемного труда. В XVI в. стали функционировать первые биржи – товарные, фондовые, ценных бумаг. В XVII в. на сталелитейном производстве в Льеже стала применяться серийная технология литья, возникла первая фабрика. Европа стояла накануне новой индустриальной эпохи.

Историки называют это время генезисом капитализма. По этой проблеме существуют самые различные концепции. Адам Смит (1723 – 1790 гг.), создатель классической политэкономии, полагал, что капитализм является естественным состоянием; основные его качества – свобода, конкуренция, частная собственность – соприродны человеку. В дальнейшем, под воздействием низких человеческих качеств, возникло искусственное общество – феодальное, отличавшееся иерархией, личной зависимостью, сеньориально-вассальной системой. Преодолеть это искусственное общество можно реформированием или просвещением, как думали большинство мыслителей XVIII в.

Другой ученый, Т. Мальтус(1766 – 1834 гг.), утверждал, что в основе общественного развития, и капиталистической эволюции в том числе, лежат стихийные, периодически повторяющиеся кризисы, обусловленные перенаселением. По его заключению, средства пропитания увеличивались в арифметической прогрессии, а численность населения возрастала в геометрической прогрессии. Возникавшие кризисы перенаселения преодолевались стихийными бедствиями, эпидемиями, войнами. Кризисы нельзя устранить, но можно смягчить разумным законодательством, ограничением рождаемости, модернизацией техники.

К. Маркс(1818 – 1883 гг.) решающим фактором возникновения капитализма считал прогресс производительных сил, рост производительности труда. Он приводил факты изобретения технологии доменного процесса, создание более грузоподъемных средств морской коммуникации, конструирование педального ткацкого станка, нитекрутильных машин, переход к конной тяге в плужной обработке земли и др., которые действительно привели к увеличению производительности труда в десятки, сотни и даже тысячи раз. Однако только материального, экономического фактора оказывается недостаточно.

В конце XIX – начале XX вв. теория Маркса была подвергнута серьезной критике. М. Вебер(1864 – 1920 гг.), Э. Дюркгейм (1858 – 1917 гг.), В. Зомбарт (1863 – 1941 гг.) показали, что на Востоке многие изобретения и открытия были сделаны гораздо раньше, чем в Европе, и позволили получать неменьшую производительность труда, однако капитализм там стал возникать много позднее. Эти исследователи обратили внимание на человеческий фактор, на индивидуализированную психологию европейца, на протестантскую апологию частной собственности и предпринимательского успеха.

Во второй половине XX в. сложилась теория циклов большой протяженности, наиболее влиятельная в настоящее время. Ее создателями были Ф. Бродель, М. Постан и В. Абель. Они настаивали на необходимости учета множества факторов капиталистической эволюции – естественно-географических, демографических, социальных, политических, экономических, а также социально-психологических, или ментальных.

С 1000 по 1750 г. они выделили два цикла большой протяженности:

1000 – 1450 гг.;

1450 – 1750 гг.

Каждый из циклов образовывал стадии роста и спада:

Первый цикл Второй цикл

1000 – 1350 гг. рост 1450 – 1650 гг.

1350 – 1450 гг. спад 1650 – 1750 гг.

Стадии роста проявлялись в благоприятности естественно-географических условий, в увеличении рождаемости и продолжительности жизни, в стабильности социальных отношений, отсутствии внутренних конфликтов, в государственной централизации и деятельности представительных институтов власти, в росте доходов, в устойчивости идеологических институтов, церкви, освящаемых ею моральных ценностей.

Стадии спада, наоборот, характеризовались неблагоприятностью естественно-географических условий, значительным похолоданием в Европе в конце XIV – начале XV вв., в конце XVII – начале XVIII вв., которые современные историки климата оценивают как «Малый ледниковый период»; демографическими катастрофами середины XIV в. и середины XVII в., вызванными в первом случае эпидемией чумы, а во втором случае Тридцатилетней войной;стадии спада отличались, далее, социальной дестабилизацией, народными восстаниями и крестьянскими войнами, такими, как Жакерия, восстаниеУота Тайлера, Фрондаи др.; внешними войнами, такими, как Столетняя война, турецкая экспансия в Европу, усилением авторитарности правления, разгоном представительных институтов власти, кризисом официальной церкви и религиозности.

Характерно, что новые капиталистические формы организации экономики появлялись в периоды кризисов: во второй половине XIV – первой половине XV вв. появились аренда, право частной собственности, мануфактура, банки, вексельные операции; во второй половине XVII – первой половине XVIII вв. начали действовать акционерные компании, биржи, механизированное производство. Объясняется это только особенностями человеческого фактора в Европе, способностями человека активно реагировать на ухудшение внешних условий жизни. Дело в том, что ценность человека на Западе была несравненно выше, чем на Востоке; стоимость рабочей силы человека на Западе была на несколько порядков выше, чем на Востоке; в восточных странах всегда существовала огромная масса избыточного населения, которая обесценивала рабочую силу человека почти до нуля; неслучайно на Востоке человек использовался для транспортировки грузов, судов и даже других людей, обладавших высоким достоинством, человек использовался для обработки земли и вращения жерновов вместо животных и механизмов, что было экономически выгоднее. В условиях кризисов, резкого ухудшения демографической ситуации, когда население на Западе сокращалось на 25 – 30 %, стоимость человеческой энергии возрастала в 2 – 3 раза, отсюда заинтересованность компенсировать дороговизну и дефицит рабочей силы использованием механизмов, машин, более совершенной организацией экономики.

В целом все рассмотренные нами изменения в европейском обществе, вызванные Возрождением и Реформацией, Великими географическими открытиями и переворотом в естествознании, заложили основы новой индустриальной цивилизации, становление которой оказалось длительным и отнюдь не линейно эволюционным.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.