|
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВАСтр 1 из 2Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
квалификация (степень) «бакалавр» ОГЛАВЛЕНИЕ
Рабочая программа учебной дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………...4 2. Место дисциплины в структуре ООП……………………………………..….4 3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………………...6 4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………....7 5. Тематический план………………………………………………………..…..10 6. Программа курса ……………………………………………………………..14 7. Планы практических занятий.........................................................................29 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……49 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины..................................51 10. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.52 11. Карта обеспеченности литературой……………………………………….53 12. Значение терминов………………………………………………………….54 13. Образовательные технологии………………………………………………61 Фонд оценочных средств Контроль знаний студентов. Оценочные средства…………………….……..62
1. Практические задания......................................................................................62 2.Тесты...................................................................................................................66 3. Вопросы для подготовки к экзамену..............................................................78 4. Ситуационные задачи.......................................................................................83
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Цели и задачи дисциплины Учебная дисциплина «История отечественного государства и права» является важнейшим компонентом в подготовке студентов по направлению «Юриспруденция». Цель освоения дисциплины - выявление общих закономерностей и особенностей становления и развития отечественного государства и права, исторических основ существующей государственной и правовой системы, ее обусловленности ходом исторического процесса. Задачи учебной дисциплины: - раскрыть место и значение данной учебной дисциплины в системе отраслей права; - усвоение студентами исторических тенденций развития государства и права России; - обучение комплексному восприятию учебного материала, методике сравнительного анализа, проблемному подходу к использованию источников; - формирование у студентов представления о закономерностях развития государства и права в конкретных исторических условиях; - приобретение студентами навыков толкования различных источников права. 2. Место дисциплины в структуре ООП Место дисциплины в структуре ООП. Курс «История отечественного государства и права является дисциплиной третьего цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция» и преподается студентам в 1-м и 2-м семестрах в объеме 7 зачетных единиц (252 часа). Освоение истории отечественного государства и права основывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, обществознания, философии. Данная дисциплина является базовой для всех дисциплин профессионального цикла учебного плана.
Основной задачей курса является установление исторических закономерностей возникновения и развития государственных и правовых институтов в зависимости от конкретной исторической обстановки. Программа курса включает 24 темы и не предусматривает написание курсовой работы. В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий. В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: предмет истории отечественного государства и права и ее место в системе юридических наук, феодальное Древнерусское государство и право (IX-XII вв.), а также в период феодальной раздробленности, образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV - начало XVI в.), сословно-представительная монархия в России (середина XVI - середина XVII вв.), становление и развитие абсолютизма (конец XVII-XVIII в.), Российская империя в XIX в., государство и право Российской империи на пути к буржуазной монархии (1905-1914 гг.), период Первой мировой войны (1914-1917 гг.), Советское государство и право во все периоды, его разрушение и современный период развития государства и права Российской Федерации. На практических занятиях продолжается углубленное теоретическое изучение наиболее важных разделов и тем, таких, как: государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.), сословно- представительная монархия, становление и развитие абсолютизма, период кризиса крепостничества, период реформ и пореформенный период, переход к буржуазной монархии, Советское государство и право в период создания, в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.), в период нэпа (1921-1929 гг.), в предвоенный период (1930- 1941 гг.), в период Великой Отечественной войны (1941— 1945 гг.), в послевоенный период (1945 - начало 1950-х гг.), в период либерализации общественных отношений (середина 1950-х - середина 1960-х гг.), в период замедления темпов общественного развития (середина 1960-х - середина 1980-х гг.), разрушение Советского государства, государство и право Российской Федерации (1991 г. - современный период). Проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала. Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: рабовладельческие и раннеклассовые государства на территории нашей страны, влияние Древнерусского государства на развитие международного права, Новгородская и Псковская Судная грамота, монголо-татарские государства на территории нашей страны (XIII-XV вв.), Великое княжество Литовское (XIII в.-1569 г.), православная церковь в политической системе России, правовые категории крестьянства, правовое положение различных разрядов крестьянства, деятельность М. М. Сперанского, государственная деятельность К.П.Победоносцева, деятельность П.А. Столыпина, влияние военных условий на развитие права, вопрос об Учредительном собрании в программах политических партий, рабочий контроль, организация продовольственного снабжения, судьбы некоммунистических партий в Советской России, борьба Советского государства с церковью, система ГУЛАГа, ликвидация некоторых автономий, мероприятия по восстановлению народного хозяйства, Положение о прокуратуре 1955 г., бюрократизация государственного управления, Съезды Советов СССР и РСФСР, Указ президента № 1400 от 21 сентября 1993 года. Формой итогового контроля знаний студентов в первом семестре является зачет, а во втором семестре - экзамен, в ходе которых оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).
3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», должны: знать место истории отечественного государств и права в системе других юридических наук; основные исторические этапы, общие закономерности и особенности становления и развития государства и права России; содержание основополагающих правовых актов государственного, гражданского, уголовного, процессуального и иных отраслей права в истории формирования и развития отечественных государственных и правовых институтов; историческое развитие структурных элементов механизма государства; уметь анализировать причинно-следственные изменения этапов развития общества и государства, а также отдельных зарубежных государственно-правовых институтов; оценивать юридическое значение актов, принимаемых различными государственными органами на том или ином этапе развития зарубежных государств; правильно анализировать важнейшие процессы государственно-правовой жизни зарубежных государств и применять полученные знания в учебном процессе, практической жизни; владеть категориальным аппаратом историко-правовой науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской); основами профессионального мышления юриста, позволяющими осознавать и анализировать окружающую действительность с позиции историко-правового знания; информацией о современном состоянии научных исследований актуальных проблем историко-правовой науки в зарубежных странах.
Процесс изучения дисциплины «История отечественного государства и права» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО): - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); - способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - уважительное отношение к отечественному и международному праву (ОК-6); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); - способность к использованию основных положений и методов социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); - способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, накопленных мировым и отечественным опытом (ПК-2); - способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии с нормами международного права (ПК-9); - способность преподавать правовые дисциплины, и в первую очередь «Историю отечественного государства и права», на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17). Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.
Заочная форма обучения Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.
5. Тематический план Очная форма обучения. Срок обучения 4 года. I-II семестр
Тематический план Заочная форма обучения. Срок обучения 5 лет. I-II семестр
6. Программа курса
Тема 1. Введение. Предмет истории отечественного государства и права и ее место в системе юридических наук Предмет истории отечественного государства и права. Задачи исторического изучения права. Место истории отечественного государства и права как базовой науки в системе юридических наук. История отечественного государства и права как учебная дисциплина, ее соотношение с другими правовыми дисциплинами, ее теоретическое и практическое значение для подготовки юристов высшей квалификации. Юридический быт и правовая культура. Историческая преемственность в развитии государства и права. Методология и методика изучения истории отечественного государства и права. Сравнительно-исторический метод как один из специальных методов изучения исторического развития государства и права. Периодизация истории отечественного государства и права, ее соотношение с этапами социального, экономического и культурного развития общества. Система курса и принципы его построения. Историография истории отечественного государства и права. Начало научного изучения истории отечественного государства и права (XVIII - первая половина XIX в.). «Государственная» школа. Основные направления историко-правовой науки в конце XIX – начале XX в. Евразийство. Становление и развитие марксистской историографии. Современные направления научного изучения правовой истории России. Научные издания юридических памятников.
Тема 2. Рабовладельческие и раннеклассовые государства на территории нашей страны Рабовладельческие государства на территории нашей страны. Государство и право Урарту (IX-VI вв. до н.э.). Общественный строй. Государственный строй. Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. до н. э. - IV в. н. э.). Империя Ахеменидов. Государство Селевкидов. Греко-бактрийское царство. Кушан - ское царство (I-IV вв. н. э.). Государственные образования в Причерноморье (VII в. до н. э. - IV в. н.э.). Скифское государство. Греческие колонии. Боспорское государство. Династия Спартокидов. Раннефеодальные государства в Закавказье и Средней Азии (IV-XIII вв.). Государственность и право в Закавказье. Развитие армянской государственности. Великая Армения. Васпуракан. Ванандское царство. Киликия. Право. Судебник Мхитар Гоша. Развитие грузинской государственности. Кахетинское государство. Абхазское княжество. Давид Строитель. Царствование царицы Тамар (конец XII - начало XIII в.). Государственность и право в Средней Азии. Эфталитское царство (V-VI вв.). Тюркский каганат (VI- VII вв.). Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII-IX вв). Государство Саманидов. Государство Караханидов (XI-XII вв.). Государство хорезмшахов (XII- XIII вв.). Общая характеристика права. Политические образования периода формирования феодализма[1]. Проблема государства и права периода формирования феодализма. Политические образования восточных славян. Общественный и политический строй восточных славян. Восточнославянские объединения: Куявия, Славия, Ар- тания. Хазарский каганат. Каган (хакан). Судебная система Каганата. Право. Булгарское царство. Полиэтничность государства. Государственный строй. Царь. Система органов управления. Суд. Развитие права. Тема 3. Феодальное Древнерусское государство и право (IX-XII вв.) Образование древнерусского государства. Возникновение государственности у восточных славян. Процессы классообразования. Строй военной демократии. Образование протогосударств. Образование единого Древнерусского феодального государства. Социальная дифференциация общества. Свободные общинники и рабы. Правовое положение отдельных социальных групп: князей, бояр, дружинников, духовенства; городского населения (купцов, ростовщиков, ремесленников); смердов, закупов, рядовичей и других категорий зависимого населения. Полиэтничность древнерусского общества. Государственный строй Древней Руси. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Высшие органы власти и управления в центре и на местах: великий князь киевский, удельные князья, становление княжеской администрации, феодальные съезды, вече, десятичная и дворцово-вотчинная системы управления, посадники. Налоговая система. Организация войска. Суд. Православная церковь в политической системе Древнерусского государства. Церковная организация и юрисдикция. Возникновение и развитие древнерусского права. Источники права: обычное право. Нормативно-правовые акты (договоры Руси с Византией. Русская Правда, княжеские уставы и уставные грамоты). Византийские и болгарские сборники права на Руси. Становление юриспруденции в Древнерусском государстве. Основные черты гражданского и семейного права. Уголовное право. Судопроизводство. Влияние Древнерусского государства на развитие международного права.
Тема 4. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII—XIV вв.) Русские земли в условиях политической раздробленности. Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Особенности феодальных отношений. Развитие княжеской власти. Институт раннефеодальной монархии. «Господин Великий Новгород» и «Господин Псков». Новгородское и Псковское государства. Особенности общественного строя и феодальных отношений на северо-западе Руси. Власть князя. Феодальная демократия и самоуправление. Местное управление. Развитие права. Источники права: обычное право и нормативно-правовые акты. Русская Правда, княжеские грамоты, Новгородская и Псковская Судная грамота. Формы судопроизводства. Кормчая книга, договоры между княжествами и международные договоры. Развитие юриспруденции в русских землях. Гражданское право. Вещное и обязательственное право. Наследственное право. Правовое регулирование семейно-брачных отношений. Развитие уголовного права. Судоустройство и судопроизводство. Тема 5. Монголо-татарские государства на территории нашей страны (XIII—XV вв.) Империя Чингисхана и чингисидов. Государство Чагатая. Государство Хулагидов. Золотая Орда. Распад Орды. Татарские государства Поволжья и Сибири. Особенности феодальных отношений. Военная организация. Государственный строй. Форма правления. Органы государственной власти: хан, феодальные советы, центральная и местная администрация. Отношения с русскими княжествами. Ярлыки на княжение. Влияние на политическую и правовую культуру Руси. Источники татаро-монгольского права.
Тема 6. Великое княжество Литовское (XIII в.—1569 г.) Образование и развитие Великого княжества Литовского. Великое княжество Литовское как сословная монархия. Русские земли в составе великого княжества. Особенности общественного строя. Развитие городов. Государственный строй: князь, феодальные сеймы, местная администрация, городское самоуправление. Судебная организация. Общинные суды. Люблинская уния. Развитие права в Литовском государстве. Литовские статуты: редакции, источники. Правовые формы феодальных отношений. Семейное право. Уголовное право.
Тема 7. Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV — начало XVI в.) Предпосылки образования Русского централизованного государства. Московское княжество в XII-XV вв. Усиление власти московских князей. Развитие феодально-поместных отношений. Колонизация. Образование единого русского государства вокруг Москвы. Общественный строй. Изменения в социальной структуре общества. Правовое положение сословий: служилые люди по отечеству (служилые князья, бояре, дети боярские, дворяне и др.), служилые люди по прибору (солдаты, стрельцы, казаки и др.). Складывание системы служилого землевладения. Духовенство. Городское население. Правовые категории крестьянства. Холопство и его правовая эволюция. Формирование крепостного права. Государственный строй. Особенности государственной централизации. Форма государственного единства. Преобразование политической системы и административных органов. Великий князь. Феодальные съезды. Формирование сословно-представительных учреждений. Боярская дума. Дворцово-вотчинная система управления. Местные органы управления. Кормления. Органы городского управления. Православная церковь в политической системе России. Развитие русского феодального права. Источники права. Двинская (1397 г.) и Белозерская (1488) уставные грамоты. Судебник 1497 г. как памятник права. Формы законодательства. Частные акты. Правовые формы феодальной собственности: домен, вотчина, поместье. Виды вотчин. Регламентация отчуждения собственности. Права крестьян на землю. Гражданское право. Обязательственное право. Уголовное право. Процессуальное право.
Тема 8. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI - середина XVII вв.) Общественный строй. Развитие сословного строя. Правовое положение отдельных сословий и сословных групп: бояре, дворянство, духовенство, городское население. Правовые категории крестьянства. Государственный строй сословно-представительной монархии. Власть царя. Боярская дума. Приказы. Земские соборы. Местное самоуправление. Местничество. Зарождение феодальной бюрократии. Правовая политика самодержавной монархии в XVI. Государственные реформы середины XVI в.: административная, губная, военно-финансовая, усиление централизации. Опричнина. Уголовная политика Ивана IV. Церковь в политической системе России. Церковная организация и церковное право XV-XVII вв. Система церковного управления. Церковь в учреждениях сословно-представительной монархии. Введение патриаршества. Власть патриарха. Церковные приказы. Источники церковного права. Кормчая книга. Правосудие митрополичье. Стоглав. Церковная юрисдикция. Регулирование внутрицерковной жизни. Опричнина. Уголовная политика Ивана IV. Развитие русского феодального права. Источники права. Судебник 1550г.: источники, разработка. Преступления и наказания по Судебнику. Судопроизводство. Формирование системы судебного розыска. Уложение 1649г. как свод феодального права. Земский собор 1648-1649 гг. и разработка Уложения. Источники, структура. Полномочия государя. Правовые формы феодальной собственности: домен, вотчина. Поместье. Административное и судебное право. Обязательственное право. Наследственное право. Семейное право. Уголовное право. Система преступлений. Виды и системы наказаний. Развитие процессуального права: розыскной и состязательный процессы. Система доказательств. Участие Русского государства в развитии международного права. Развитие вещного и обязательственного права. Наследственное право. Расширение территории Российского государства. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Сибирь в составе России. Вхождение Украины в состав России. Земский Собор 1653 г. и Переяславская Рада. Статус Левобережной Украины в составе России. Слободская Украина.
Тема 9. Становление и развитие абсолютизма (конец XVII-XVIII в.) Предпосылки абсолютизма. Становление абсолютной монархии в России. Изменения сословного строя и политической системы во второй половине XVII в. Отмирание сословно-представительных учреждений. Усиление власти монарха, политическая борьба с церковью. Развитие административной централизации. Особенности российского абсолютизма. Завершение формирования сословного строя. Сословные преобразования Петра I и Екатерины II. Формирование классов-сословий. Правовая консолидация дворянства. Дворянство как высшее сословие. Отмена местничества в 1682 г. Табель о рангах 1722 г. Манифест о даровании вольности российскому дворянству 1762 г. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Сословное самоуправление. Духовенство. Городское население. Городовое положение 1785 г. Сословное самоуправление. Развитие крепостного права. Правовое положение различных разрядов крестьянства. Государственный механизм. Государственные реформы первой четверти XVIII в. Реорганизация центрального и местного управления. Провозглашение империи. Власть императора. Сенат. Верховный Тайный совет. Кабинет министров. Прокуратура и фискалат. Коллегии. Областные реформы и местная администрация при Петре I и Екатерине И. Губернская реформа 1775 г. «Учреждения для управления губерний». Власть губернатора. Местная администрация. Система сословных судов. Судебное право «просвещенного абсолютизма». Реорганизация полиции. «Устав благочиния» 1782 г. Военные реформы. Изменения в правовом положении церкви. Ликвидация патриаршества. Синод и синодальное управление. Секуляризация церковных имуществ. Изменения в сословном статусе духовенства. Законодательство о неправославных исповеданиях. «Духовный регламент». Изменения в церковном праве. «Просвещенный абсолютизм» в России. Доктрина и практика государственного либерализма. «Наказ» Екатерины И. Уложенная комиссия 1767 г. Законодательная деятельность Екатерины II. Государственные реформы «просвещенного абсолютизма»: реформа Сената, реорганизация коллегиальной системы, императорский совет, кабинет императора. Формирование новой системы права. Источники права. Развитие юриспруденции в России. Формы законодательных актов. Становление отраслевого законодательства. Попытки систематизации права. Гражданское право. Развитие вещного права. Обязательственное право. Наследственное право. Межевое законодательство. Семейное право. Уголовное право. Судебно-процессуальное право. Становление военно-уголовного законодательства. Процессуальное право. Участие России в развитии международного права. Положение национальных районов в составе Российской империи. Передача Швецией России Эстляндии, Лифляндии и части Финляндии. Разделы Польши и присоединение к России Западной Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы, Герцогств Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|