Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подходы к воспитанию родителей в современных психологических концепциях





Анализ зарубежного опыта работы с родителями, построенных на различных теоретических основах: гуманистическая психология (К. Роджерс, Т. Гордон), индивидуальная психология (А. Адлер, Р. Дрейкурс), бихевиористский подход (Б. Ф. Скиннер, М.К. Холл), модель групповой работы с родителями (Х. Джиннот), трансактный анализ (Т. Харрис, М. Джеймс, Д. Джонгвард) позволяет сделать следующие выводы. Основными задачами помощи родителям являются: обучение родителей демократическому стилю общения с ребенком, помощь родителям и детям в усвоении как можно более подходящих типов взаимодействия, повышение сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, повышение психолого-педагогической грамотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения [20].

Психолого-педагогическое просвещение родителей на Западе называется «воспитанием родителей». "Воспитание родителей", указывает Ю. Хямяляйнен - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Воспитание родителей - это постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности, приобретении знаний по различным вопросам воспитания детей, обеспечении родителей такими методами работы по интеллектуальному, эмоциональному, физическому развитию ребенка, которых хватило бы на весь период развития ребенка: от зачатия до взрослого состояния [54].

Понятие «воспитание родителей», как и многие другие обществоведческие и психологические понятия, теоретически еще не обозначено достаточно четко, поэтому трудно дать ему исчерпывающее и точное определение. С исследова­тельской точки зрения важно обратить внимание на со­держание этого понятия и сопоставить его с некоторыми другими, близкими по значению. Анализируя само поня­тие, легче определить и область его практического при­менения.

В большинстве определений термина «воспитание роди­телей», которые встречаются в литературе на эту тему, есть указание на назначение и целивоспитания родителей. Различаются же эти определения в той части, которая указывает на характер организации и широту целей этой работы. Таким образом, можно выделить две группы оп­ределений: одни дают более широкое толкование термина «воспитание родителей», другие — более узкое.

М. Фин, например, в своем руководстве по воспитанию родителей определяет понятие «воспитание родителей» как систематическую и содержательную программу, целью ко­торой является распространение информации, знаний и навыков в разных аспектах деятельности родителей [38].

Примерно так же трактуют это понятие Дж. Лэм и У. Лэм, которые пишут, что воспитание родителей — это формальная попытка повысить сознательность родителей и дать им навыки воспи­тания. Под оба эти определения не подходят спонтанное, неформальное консультирование или инструктаж родителей, которые играют тем не менее важную роль в воспитании

Детей [54].

Р. Якку-Сихвонен, определяя воспитание родителей как такое воспитание опекунов, целью которого является раз­витие у родителей черт воспитателей, отмечает, что в об­щественной практике это воспитание может проявляться в разныхвариантах и быть спонтанным или организованным в соответствующие социальные институты. Как и преды­дущие, это определение ограничивает основную цель дея­тельности в этом направлении помощью родителям в вы­полнении ими функций воспитателей: М. Фин, Дж. Лэм и У. Лэм используют термин «parenting», а Р. Якку-Сих­вонен пишет о чертах воспитателей у родителей [54, 11].

В другой связи Якку-Сихвонен выделяет две основные задачи воспитания родителей: это накопление педагогичес­ких знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей. Первая за­дача связана с приобретением знанийпо различным воп­росам воспитания детей. Самовоспитание (саморазвитие) же, если его вообще можно отделить от самообразования, означает рост самосознания и выяснение собственной шкалы - ценностей. В практической жизни эти две области очень трудно отделить Друг от друга — так тесно они переплетены.

Самовоспитание родителей в этом контексте означает такое развитие своей личности, которое содействует бла­гополучию детей и всей семьи. Воспитание родителей — по­стоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности. И это развитие не только одной личности, это совместное совершенствование всех членов семьи.

В основе теоретических исследований этой проблемы ле­жит идея формирования и изменения поведения ребенка.

Понятие «формирование» включает в себя значения «придание определенной формы» и «составление, образование какого-либо коллектива» [57]. Т.е., формирование и изменение поведения ребенка заключается в придании его поведению социально приемлемой формы и тем самым гарантировать его успешное вхождение в коллектив, в социум.

Тогда справедливо утверждение С. У. Бижу, который считает, что если целью является изменение поведения ребенка, то надо изменить и поведение влияющих на него людей (родителей) [34].

Б. Л. Хопкинс также считает, что воспитание родителей пытается, прежде всего, изменить поведение человека (родителя) таким образом, чтобы оно отразилось на изменении поведения другого человека (ре­бенка) [19].

Дж. Холл пишет, что целью воспитания родите­лей является обеспечение родителей такими методами работы по физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка, которых хватило бы на весь период развития ребенка от зачатия до взрослого со­стояния [15].

В широком смысле термин «воспитание родителей» мож­но трактовать как «семейное воспитание». В этом случае в него, кроме вопросов, связанных с воспитанием детей, включаются и другие необходимые для семейной жизни знания и навыки, например: знание законодательства о браке и семье, овладение навыками ведения домашнего хозяйства и медицинского обслуживания. Такое понимание воспитания родителей охватывает все сферы традиционного семейного воспитания, которые можно разделить по сле­дующим признакам: половое воспитание, медицинское воспи­тание, соблюдение национальных традиций семейной жизни, обязанностей по ведению домашнего хозяйства, воспитание отношений между людьми, «воспитание воспитателей», совершенствование шкалы ценностей и образа жизни. Се­мейное воспитание включает в себя, естественно, знания и навыки; связанные с функциями родителей в воспита­нии детей.

 

Таблица 1. Определение термина «воспитание родителей» в широком и узком его значении [54]

Цель воспитания родителей
В узком значении В широком значении
Формальное сообщение родителям знаний, не­обходимых для воспита­ния детей (обычно в фор­ме какой-то программы) Организация систематического обучения роди­телей воспитанию детей и навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи Сочетание спонтанных, неформальных и орга­низованных официальных консультаций, инструктажей по воспитанию детей. Участие в них в равной степени родственников и друзей, а также профессионалов, работаю­щих в соответствующих детских учреждениях

 

Таким образом, с точки зрения общества быть родителем - значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его счастье, здоровье, благополучии; способствовать всестороннему развитию личности ребенка и всех членов семьи; развивать такие взаимоотношения между ними, которые были бы основаны на стремлении к общению между собой. Эти цели достигаются путем передачи родителям знаний о воспитании детей и возрастных и психологических особенностях, характерных для конкретного возрастного периода или данного ребенка, о выявленных психологом причинах для беспокойства, побудивших родителей к обращению в консультацию [54].

Существует множество концепций воспитания родителей. Приведем наиболее распространенные среди них.

Альфред Адлер известен как психолог, занимавший­ся проблемами личности, одновременно ставший одним из основоположников работ по воспитанию родителей. Он разработал основные критерии воспитания родителей и семейной терапии, которыми специалисты пользуются и поныне. А. Адлер считал, что задачей психологии и психиатрии является влияние на семью общества, именно поэтому в его концепции так выделен общественно-политическии аспект [1].

Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправлен­ном поведении родителей. А. Адлер рассматривает воспитание родителей не только с точки зрения развития ре­бенка и семьи, но и с точки зрения общества — как деятель­ность, результат которой оказывает влияние на его состояние.

Последователем А. Адлера был Рудольф Дрейкурс, ко­торый много сделал для пропаганды концепции Адлера, довел ее до сознания врачей, педагогов, работников со­циальной сферы и, конечно, родителей. Р. Дрейкурс, по­жалуй, наиболее яркая фигура среди последователей Адлера. Дрейкурс утвердил практику консультаций и лекций для родителей иподготовил почву для мысли о возможности демократического пути разрешения этой проблемы в семье, школе, на предприятиях и в других сообществах людей [54].

Философское развитие моделиА. Адлера идет от идеи личности, согласно которой человек по природе существо социальное иего поведение диктуется социальными мотивами. В теории личности, разработанной А. Адлером, под­черкивается уникальность личности и творческие свойства человеческого «Я» (мотивов, черт характера и ценностей).

Теория личности А. Адлера решительно отличается от теорий, разработанных 3. Фрейдом или К. Г. Юнгом. По А. Адлеру, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений.

Естественно, что эти мысли составляют иядро теории воспитания родителей, предложенной А. Адлером. В центре внимания здесь оказывается отношение ребенка к остальным членам семьи, особенно к родителям. А. Адлер писал о проблемах воспитания, но практику применения его теории разработали его ученики. Особенно большой вклад они внесли в развитие проблемы воспитания родителей.

Адлер считал, что чувство единения, т. е., связи чело­века с окружающими его людьми и членами сообщества, делает человека способным к сотрудничеству с этими людьми. Ощущение себя равноправным членом данного сообщества позволяет человеку найти свое место в жизни. Трудности же и проблемы чаще всего связаны с тем, что люди не могут найти своего места в обществе, обрести чувства единения. Если человек не лишен его и ощущает себя рав­ноправным членом сообщества, он социально активен и стремится к конструктивному сотрудничеству [1].

Анализ основных положений адлеровского воспитания ро­дителей сводится к следующему:

1) человек — социальное существо, для которого важно чувство принадлежности к определенной группе людей;

2) социальные интересы людей — основной мотив их дея­тельности;

3) поведение человека всегда имеет определенную цель; чтобы понять поведение человека и смысл его деятельности, необходимо знать преследуемые им цели;

4) каждый индивидуум сам создает свой образ жизни, ее стиль, являющийся сгустком установок, целей и верова­ний, с помощью которых человек старается найти свое место в жизни и достичь своих целей как личность;

5) принцип равенства, провозглашенный обществом, требует равного отношения ко всем членам общества;

6) сотрудничество между членами семьи невозможно без чувства ответственности; свобода тесно связана с ответ­ственностью;

7) человек ведет себя в соответствии со своими ожи­даниями и формирует свое понимание места в семье со­гласно естественным и логическим результатам, связанным с этими ожиданиями.

По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует идеалы и цели своей личной системы ценностей и в которой он как человек учится жизни.

Поскольку поведение человека преследует определенные социальные цели, то и для понимания поведения ребенка также надо знать его устремления. По Р. Дрейкурсу плохое поведение ребенка может объясняться тем, что он пытается обратить на себя внимание, напугать, отомстить или показать собственное несовершенство. Плохое поведение ребенка — чаще всего попытка достичь чувства безопасности в семье.

Принципы, лежащие в основе адлеровского воспитания и касающиеся прежде всего семейной жизни и воспитания детей, можно сформулировать так:

1) семья — это организация, деятельность которой стро­ится на понимании каждым членом своих задач и огра­ничений;

2) чувства следуют за мыслью и поведением. Человек относится дружелюбно к тем, кто отвечает ему тем же. Члены семьи должны совместными усилиями создавать теп­лые и дружеские отношения между собой;

3) люди могут сотрудничать, только будучи равноправ­ными, а это означает, что каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность;

4) разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика и руководителя. Только так можно достичь теплой, дружеской, основанной на взаимном уважении семейной атмосферы;

5) в воспитании нужно следовать внутренней логике взаимоотношений: родители должны позволить ребенку уже в раннем детстве прочувствовать последствия их действий и поведения, так ребенок поймет, как устроен мир. Используйте естественные последствия, а не контролируйте действия детей с позиции силы.

Основными понятиями адлеровского воспитания роди­телей являются«равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». C ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потреб­ностей ребенка. Эта модель воспитания подчеркивает ра­венство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, - равенство, но не тождественность. Здесь речь идет о том, что нужно научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и не­прикосновенность детей с самого раннего возраста, и при этом подчеркивается, что дети не являются собственностью родителей.

По данной модели, помощь родителям должна носить скорее воспитательный, чем терапевтический характер. Родители ведут себя по отношению к детям неправильно потому, что не знают, как надо поступать в тех или иных случаях. Отсюда необходимость помочь родителям в осознании своих задач в семье, чтобы они в свою очередь смогли помочь детям адаптироваться в современном демократическом обществе.

Задачи воспитания родителей по адлеровской модели,связанные с углублением родителями своих педагогических знаний. Упрощенно две основные задачи адлеровской модели выглядят следующим образом:

- помочь родителям понять детей, войти в их образ мыш­ления и научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;

- помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности.

Действуя в этих направлениях, адлеровская теория вос­питания стремится создать предпосылки для плодотворного взаимовлияния родителей и детей.

Переходя от основных задач к более детальным, конк­ретным, ближайшим задачам, мы накладываем общую теорию на отдельные ситуации, характерные для различных семей. При этом должны соблюдаться следующие принципы: 1) невмешательство родителей в конфликты между детьми. Это приводит к их уменьшению;

2) понимание каждым членом семьи того, что он сам ответствен за порядок в своей комнате и своих вещах;

3) равное участие всех членов семьи в домашних делах.

Эти принципы, выработанные в процессе воспитания в духе равенства, сотрудничества и с опорой на естествен­ные результаты, воспитывают в человеке чувство ответствен­ности [54].

Равенство в воспитании детей означает взаимоуважение в семье и неприятие разрешения конфликтов с позиции силы. Речь идет не о полной тождественности между ро­дителями и детьми, а о признании индивидуальных раз­личий и разных способностей, прав каждого на критику и уважение. Отказ от действий с позиции силы — это от­каз от диктата по отношению к детям; руководить детьми нужно, стимулируя их на те или иные поступки. Уважать ребенка — значит верить в его способности, относиться к нему как к человеку, который имеет право на самостоя­тельные решения. Это не означает, конечно, что ребенку позволено все. Каждый член семьи играет свою роль, каж­дый имеет право пользоваться уважением именно в этой роли.

Естественные логические рассуждения - основной принцип адлеровской модели воспитания — позволяет ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результат своих действий. Постоянное следование этому принципу намного уменьшает трения в семье и спо­собствует развитию гармоничных отношений. Логика рас­суждений приводит к тому, что ребенок быстро осознает недостатки собственного поведения.

По теории А. Адлера родителям не следует наказывать своих детей, так как это порождает озлобленность, равную той, к которой приводит и метод принуждения и командования.

Сотрудничество — естественное следствие действия принципов равенства, свободы и ответственности. Это значит, что каждый член семьи действует со всеми во имя общего блага семьи. Так появляется чувство, что все в семье устремятся общими усилиями и без всякого принуждения добиваться поставленных целей. Однако здесь необходимы и определенные ограничения, определение обязанностей каж­дого, его ответственности. Безграничная свобода не есть демократия. В воспитании детей такая свобода превращает их в тиранов, а взрослых — в рабов, или наоборот. Ограничения в сотрудничестве создают у ребенка чувство безопасности и придают уверенность в правильности своих действий.

Р. Дрейкурс в своих статьях особо подчеркивает об­щественные цели воспитания родителей. По его мнению, воспитание родителей — это общественно-политическая де­ятельность, целью которой является создание демократичес­кого общества, основанного на равенстве. Л. К. Франк, один из основоположников теории воспитания родителей, еще в 20-х годах рассматривал воспитание родителей как средство реформирования общества.

Адлеровская концепция также признает воспитание родителей неотъемлемой частью и условием функционирования демократического общества. Работа с родителями во имя сотрудничества всех членов семьи в духе равенства и взаимоуважения служит демократи­зации всего общества и его отдельных структур.

По Р. Дрейкурсу, предпосылки демократического общест­ва закладываются в семье, строящей жизнь на основе демократии и уважения прав и мнений всех ее членов. Равенство тем не менее не означает полного освобождения от всего и вся, так как вседозволенность ведет к анархии. Под демократией надо понимать «свободу, в которой есть порядок», тогда как авторитаризм означает порядок без свободы. Дети должны воспитываться в духе демок­ратии, в которой существует ограниченная свобода, а ответственность каждого — существенная часть всей системы. Поэтому родителям, вместо того чтобы подчеркивать свой авторитет, следует больше надеяться на более корректные методы, например на поощрение.

Идеалом демократического воспитания, предложенного Р. Дрейкурсом, является человек, способный к самоконтролю. Воспитать его можно, еще в семье приучив отвечать за самого себя, за свои поступки и их последствия. Как существо социальное, ребенок нуждается в доверии к себе и в отведенном ему месте в семье. Самостоятельные, уверенные в себе и внутренне управляемые люди создают демократичное, организованное общество и сами в свою очередь воспитывают детей в духе разумной, демократий ческой свободы.

Учебно-теоретическая модель разрабатывалась многими учеными. Корни ее уходят в бихевиористскую психологию и терапию учёбы. Основной упор в модели делается на технику поведения и его формирование у ребенка.

В основе учебно-теоретической модели воспитания роди­телей лежат результаты экспериментальных исследований. С их помощью была сделана попытка определить, каким образом установки и поведение родителей влияют на ребенка. Хотя первые такие исследования были проведены уже в 30-х годах нашего века, считается, что бихевиористкое направ­ление в воспитании родителей появилось только в 50— 60-х годах. Именно в то время наблюдался большой интерес ученых к воздействию окружения ребенка на его развитие.

Учебно-теоретическое направление воспитания родителей основано на общей теории бихевиоризма. И хотя многие исследователи этой теории (Ватсон,. Б. Ф. Скиннер в своих трудах не употребляют термин «воспитание родителей», именно их, наряду с многими другими психологами того же направления, мы и должны считать родоначальниками учебно-теоретического направления. Данная модель вобрала в себя множество различных программ по воспитанию родителей методом эмпирического моделирования.

Наиболее известны из программ такого ро­да READ, Parents Are Teachers, Responsive Parenting Pro­gram, The Rortage Project ja Winning. Эта модель использу­ется еще и в множестве других программ, которые до сих пор постоянно развиваются и совершенствуются. Опытное и экспериментальное совершенствование программ имеет боль­шое значение в работе по воспитанию родителей [54].

В учебно-теоретической модели воспитания родителей подчёр­кивается, что поведение родителей и детей заучено и изменить его можно методом переучивания. Основное его решение заключается в учебе. Объектом особого внима­ния являются такие формы изменения окружающей сре­ды, которые ведут к переучиванию ребенка, к новому его опыту. Цель воспитания родителей, таким образом, состоит в том, чтобы научить их быть «техниками поведения», или «инженерами окружающей среды».

Согласно основной идее модели, поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственного поведения и поведения детей, а такое изменение соответственно отражается и на поведении детей. Постепенно родители, овладевают умением управлять факторами, влияющими на поведение членов

семьи, и регулировать взаимоотношения в семье.

Исходной посылкой учебно-теоретического направления является мысль о том, что родители могут научить детей адекватному поведению детей в обществе. Для этого родителям необходимо лишь самим понять принципы социального обучения и применить их по отношению к своим детям. Теоретическая разработка социального обучения — за­дача лабораторий по проблемам психологии. В данной мо­дели результаты их работы находят практическое приме­нение.

Говоря о связи этой модели с бихевиористской психо­логией и философией, мы имеем в виду, что ее принципы выведены из элементов теории социального обучения и практических наблюдений за поведением [26].

Представители этого направления выделяют обычно три способа формирования поведения: положительное подкрепление (поощрение);

отрицательное подкрепление (наказание); отсутствие подкрепления (нулевое внимание). При этом положительное подкрепление может быть конкретным (например, кон­фета) или символичным (высказанная благодарность). В программах этого направления родителей учат применять данные стратегии в разных ситуациях, возникающих меж­ду родителями и детьми.

Учебно-теоретическая модель воспитания исходит из того, что измененияв окружении ведут к изменению поведения. Поэтому родители могут сыграть роль «агентов», регулирующих поведение своих детей с помощью изменения условий их жизни. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители, изменять поведение детей с помощью техники бихевиорального анализа, т. е. обучая их принципам систематического подтверждения и действиям его законов.

Оценивая учебно-теоретическую модель воспитания роди­телей с точки зрения философской, мы должны будем при­знать, что поведение родителей и детей подчинено здесь контролю со стороны науки. Как отмечает сам Б.Ф. Скиннер, его теория игнорирует традиционный идеал человеческой ценности и свободы личности — определение поведения переносится c отдельного человека на его окружение. Как на индивидуальном, так и на общественном уровне созда­ются такие модели поведения и такие условия, которые гарантируют нужное поведение, предотвращают разложе­ние общества и гибель человечества. Воспитание родителей, таким образом,— это лишь часть гегемонии техники научно обоснованного поведения, регулирующей жизнь человека [53].

С практической точки зрения, учебно-теоретическая модель воспитания родителей — это направление, которое стре­мится помочь родителям управлять собственным поведением и поведением детей и по мере необходимости изменять его.

Родителей обеспечивают научными данными по регуляции поведения, знакомят со специальной терминологией, помога­ющей описать эти процессы. В отдельных программах дан­ной модели воспитания родителей речь идет не столько об общих взглядах Б. Ф. Скиннера, сколько о помощи роди­телям в специфических ситуациях и при решении опре­деленных проблем.

Задачи учебно-теоретической модели. Одной из основных целей воспитания по этой модели является подготовка ро­дителей к диагностическому расчету. Родители должны на­учиться оценивать и рассчитывать поведение, в том чис­ле и собственное, но особенно — поведение детей, в трех отношениях:

1) делает ли человек что-то лишнее;

2) делает ли он чего-то слишком мало (недостаточно);

3) не трудно ли че­ловеку постоянно делать то, что общепринято и считается целесообразным (поддержка состояния).

Уже сам факт обращения родителя к психологу свидетельствует о том, что он готов к принятию помощи специалистов, мотивирован на определенные отношения с консультантом, на углубление знаний о своем ребенке и о себе. По мнению некоторых ученых, новая информация порождает изменения в сознании родителей, что в свою очередь ведет к изменению их поведения, а также образа жизни всей семьи и тем самым влияет на поведение и развитие детей [26]. На основании проведенного анализа отечественных и зарубежных исследований был сделан вывод о том, что для работы с родителями более успешно сочетание традиционных и активных (интерактивных) форм и методов реализации психолого-педагогического просвещения.

Вывод: Воспитание родителей не является законченной теорети­ческой структурой с определенными организационными фор­мами в общественной системе воспитания. Для воспитания родителей скорее характерна раздробленность и случайность, а для его теории — расплывчатость. Такие недостатки и заставляют развивать воспитание родителей далее. Это продиктовано, прежде всего, тем, что современной семье не­достает конструктивного воспитания, отчего и возникают отклонения в развитии личности ребенка.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.