Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прежде всего необходимо выявить социальный статус (Приложение 1) и приоритеты в выборе направления повышения знаний родителей в вопросах воспитания (Приложение 2).





Цель анкетирования: выявление приоритетов в запросах родителей для выбора направления развития детского сада.

Мы использовали анонимное анкетирование, при котором достигается большая искренность и достоверность результатов.

Родители были разделены на 3 группы:

· чьи дети будут еще посещать детский сад (группа раннего возраста, средняя, старшая группы) – 54 ребенка.

· вновь поступающих детей – 15 детей.

· чьи дети выпускаются в школу (подготовительная группа) – 25 детей.

 

Результаты социологического опроса родителей, чьи дети посещают детский сад и вновь поступающих детей, показал:

1. Семья.

  Чьи дети посещают д/с Чьи дети вновь поступают в д/с Итого
Полная 74% 93% 77%
Неполная 24% 7% 21%
Опекунство 2%   2%

2. Количество детей в семье.

  Чьи дети посещают д/с Чьи дети вновь поступают в д/с Итого
1 ребенок 61% 73% 69%
2 детей 32% 27% 30%
3 детей и более 7%   7%

 

3. Возраст родителей.

  Чьи дети посещают д/с Чьи дети вновь поступают в д/с Итого
18-25 лет 11% 25% 17%
26-30 лет 43% 58% 41%
31-40 лет 44% 10% 41%
40 лет и старше 2% 7% 4%

 

4. Образование родителей

  Чьи дети посещают д/с Чьи дети вновь поступают в д/с Среднее
Среднее 20% 35% 24%
Среднее специальное 55% 57% 55%
Высшее 25% 8% 21%

 

5. Количество взрослых, работающих в семье.

  Чьи дети посещают д/с Чьи дети вновь поступают в д/с Среднее
Оба родителя 66% 60% 65%
Один из родителей 30% 40% 32%
Никто не работает 6%   3%

 

Мы видим, что основной контингент составляют работающие родители, со средним специальным и высшим образованием, среднего возраста, имеющие одного ребенка. Хочется обратить внимание на такой факт, что высокий процент составляют семьи, где один из родителей не работает (чаще всего – мама). Но эти семьи не отказываются от услуг детского сада.

На предварительном этапе социологическое анкетирование и беседы с родителями позволили составить следующий социальный портрет семей воспитанников ДОУ двух подготовительных групп, с которым мы в настоящее время работаем.

В двух группах – 25 дошкольников.

В полных семьях воспитываются 13 детей (52%), в неполных – 12 (48%). С одним ребенком – 12(48%) семей, с двумя – 12 (48%), с тремя – одна(4%).

По уровню образования можно выделить следующие группы родителей: с высшим образованием 18 родителей (72%) (13 мам – 52% и 5 пап – 20%); со средним специальным образованием 18 родителей (72%) (11 мам – 44% и 7 пап - 28%); со средним образованием 2 человека – 8% (1 мама и 1 папа).

По профессиональному статусу можно выделить следующие группы: руководители (1 человек – 4%); работники бюджетной сферы 12 человек – 48% (педагоги – 6, врачи и медсестры – 5, 1 работник УВД); инженерные работники – 7 – 28%; рабочие – 13 – 52%; предприниматели – 5 – 20%.

По обеспеченности жильём можно выделить такие группы семей: в однокомнатных проживают 2 семьи – 8%, в двухкомнатных квартирах – 11 семей – 44%, в трехкомнатных – 12 семей – 48%.

Благоприятные условия воспитания созданы в 22 семьях, требуют постоянного внимания и контроля за воспитанием детей в трех семьях.

Это определило следующие цели совместной работы с родителями дошкольников: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с воспитателями, а в дальнейшем и с педагогами в начальной школе; развивать коммуникативные способности родителей в родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.

Цели конкретизированы в задачи: знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками дел; проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей; создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности коллектива.

Определив социальные проблемы родительского коллектива, для выяснения проблем, которые волнуют современных родителей, нами была разработана оригинальная анкета, состоящая из 14 вопросов (Приложение 2).

Прежде всего, необходимо было выяснить, насколько групповая форма работы интересна для родителей, и каковы же перспективы групповой работы с родителями?

Дело в том, что, встречаясь с родителями на индивидуальных консультациях, родительских конференциях, собраниях, мы видели, что многие родители хотят получить ответы по вопросам воспитания детей, и пришли к выводу, что там, где обычные лекции, индивидуальные консультации не помогают, эффективным средством может стать групповая работа с родителями. Во-первых, эффект группового занятия позволяет снять ощущение уникальности собственных проблем. Во-вторых, анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя со стороны, глазами других. В-третьих, родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с ребенком. А это обучение становится наиболее эффективным, когда оно проводится в группе.

Таким образом, одним из основных вопросов в оригинальной Анкете был вопрос: «Хотите ли Вы принять участие в групповом обсуждении проблем, связанных с воспитанием Вашего ребенка?», на который 100 % родителей ответили «Да».

Кроме того, из ответов на вопрос № 14 («Назовите три проблемы, в решении которых, по Вашему мнению, у Вас недостаточно знаний или опыта») мы смогли сформировать график собраний, темы которых будут интересны большинству родителей. Эти же ответы легли в основу Банка консультаций – цикла бесед психолога с родителями по наиболее сложным вопросам воспитания и развития детей.

Кроме того, родителям был предложен небольшой психологический тест «Мой стиль воспитания» (Приложение 3), [39] результаты которого нами не отслеживались, но которые, надеемся, заставили самих родителей задуматься.

6. Выбор наиболее важного направления работы ДОУ.

Нами было предложено несколько вариантов этого ответа. Получили следующие результаты:

  Направления   Чьи дети посещают д/с Вновь поступают в д/с  
Кол - во ответов % соотношение Кол - во ответов % соотношение Среднее (%)
Уход и присмотр          
Физическое развитие          
Нравственное воспитание          
Эстетическое воспитание          
Патриотическое воспитание          
Умственное развитие          
Подготовка к школе          
Экологическое воспитание          
Этическое воспитание          

 

Были родители, которые выбирали два и даже все три направления, считая их одинаково важными. Родители, чьи дети уже посещают детский сад, в большей степени ориентированы на необходимость умственного развития, подготовки детей к школе. Но надо отметить, что такие категории как нравственное, патриотическое и этическое воспитание занимают высокие позиции (43% - 22% - 33%). Коррекция позиции родителей в процессе сотрудничества с детским садом показывает наличие тенденции расширения родительского кругозора благодаря работе воспитателей. Вновь поступающие родители больше всего голосов отдали за уход, присмотр и умственное развитие, нравственное воспитание стоит на третьем месте. По сравнению с родителями, чьи дети посещают детский сад, ответов было в 2 раза меньше. Это можно объяснить тем, что большую часть времени малыш находится с родителями, под их присмотром. Следовательно, каких-то конфликтных ситуаций еще не возникало.

 

7. Что ожидают родители от детского сада, чьи дети поступают в детский сад.

Родителям было предложено написать самим ответ на этот вопрос. Было выдвинуто несколько вариантов:

· содействие в воспитании - 32%;

· развитие ребенка – 16%

· присмотр – 16%;

· подготовка к школе – 16%;

· нравственное воспитание – 5%;

· приучение к режиму – 5%;

· обучение общению – 5%;

· ничего – 5%.

Мы видим, что родители рассчитывают на помощь детского сада, прежде всего, в воспитании ребенка и его развитии. Потребность в помощи в воспитании показывает осознание родителями сложности этого процесса, его многоаспектности, вычленение в нём каких-либо проблем. Огорчаем то, что часть родителей ждут от детского сада только функции присмотра (5%), и ещё одна группа не ждёт ничего (5%).

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.