Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФГОУ ВПО «Волгоградская Академия Государственной службы»





ФГОУ ВПО «Волгоградская Академия Государственной службы»

Кафедра экономики и финансов

Вишневский В.С.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

Финансы и кредит

(код специальности) (наименование специальности).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 2 от «19» сентября 2008г.     Подпись Заведующего кафедрой ……………………………….. В.Н.Кабанов    

 

Волгоград 2008

 


Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «История экономических учений»  
1.1. Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт  
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины  
1.4. Тематический план учебной дисциплины  
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины (материалы для проведения рейтинга)  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.2. Рекомендации по работе с литературой  
2.3. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса  
2.4. Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами  
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)  
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций  
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)  
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ  

 


РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

Требования образовательного стандарта

по учебной дисциплине «История экономических учений»

Основные этапы развития экономической науки: развитие экономических учений Древнего Востока, античного мира и Средневековья; эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики (меркантилисты, физиократы); классическая школа политической экономии; социалистическая школа в экономике; марксизм; историческая школа; формирование основных направлений современной экономической мысли (маржинализм, неоклассические школы: австрийская, лозаннская, кембриджская), американский институционализм, кейнсианство; современные экономические теории: неокенсианство, неолиберализм, неоклассицизм, институционально-социологическое направление; экономическая мысль в России.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины.

Целью учебной дисциплины «История экономических учений» является формирование у студентов целостного научно – обоснованного представления о зарождении, основных этапах развития и школах общей экономической теории (политической экономии), ознакомление с изменением методологических и содержательных представлений о ключевых категориях экономики и движущих силах ее развития.

Основными задачами данного учебного курса являются:

- Наработка студентами знаний в области прошлого современной экономической теории с целью углубления представлений, полученных в курсе «экономическая теория».

- Формирование у студентов конкретно-исторического восприятия развития политической экономии и вообще и отдельных ее школ в частности.

- Формирование критического отношения как к теоретическим воззрениям прошлого, так и к представлениям современной экономической науки.

- Выработка умения выделять и анализировать методологические основы тех или иных экономических теорий и концепций.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения предмета «История экономических учений» студент должен знать:

- Хронологию развития экономической теории, ученых, внесших заметный вклад в этот процесс.

- Исторические условия формирования, методологическую базу и ключевые положения основных школ политической экономии.

- Исторические и внутри научные причины «революций» в развитии общей экономической теории

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

- критически воспринимать теоретическое наследие прошлого и наработки современных школ общей экономической теории.

Студент должен приобрести следующие навыки:

- работы над первоисточниками, включая как труды ученых прошлого, так и современных авторов;

- выделения методологических основ экономических «теорем»;

- исторического «виденья» современных экономических проблем и вариантов их решения;

- аргументированной критики тех или иных теоретических положений в области политической экономии.

Дисциплина «История экономических учений» является базовой общегуманитарной дисциплиной, опирающейся на знания студентов по истории, философии, экономической теории и математике, праву. В свою очередь, история экономических учений, давая представление об условиях и самом развитии теоретических представлений об экономике, углубляет методологическую базу для лучшего усвоения студентами содержания всего спектра конкретно-экономических дисциплин.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» (94ч.)

на 2008 – 2009 уч. год для студентов Ф-200, ФЗ-100

Тема Очное Заочное
Лекции Семи-нары Самост. Раб. Лекции Семи-нары Самост. Раб.
1. Введение в курс. Предыстория теоретической экономической мысли.       0,5    
2. Зарождение классической школы.            
3. Экономическая система А.Смита.            
4. Д.Рикардо и его система.            
5. Разложение классической школы и его основные направления.            
6. Теория капитала К.Маркса.            
7. Маржинальная “революция” в политической экономии. Австрийская и лозаннская школы.            
8. Формирование неоклассической школы. Кэмбриджская школа и теоретическое наследие Д.Б.Кларка.            
9. Эволюция экономических взглядов социал-демократов в конце XIX – начале XX веков.       0,5    
10. Основные направления развития неоклассической школы в первой трети XX века.            
11. Возникновение макроэкономического направления в маржинализме. Теоретическое наследие К.Викселля и Д.М.Кейнса. Эволюция кейнсианства и новый неоклассический синтез.            
12. Экономические концепции “консервативного сдвига” 70 – 80 - х годов XX века.            
13. Американский институционализм и его эволюция. Теоретическое наследие Й.Шумпетера и В.Ойкена            
14. Историческая школа в Германии.            
15. Экономические концепции российского либерализма относительно характера и последствий социалистических преобразований 20-х годов ХХ века            
Всего            
Форма контроля Экз. Экз. Экз. Экз. Экз. Экз.

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Лекция 1. Введение в курс. Предыстория теоретической экономической мысли.

История экономической мысли в системе экономических наук. Связь с теорией познания и историческими науками. Проблема эмпирического и теоретиче­ского в научном познании.

Зарождение элементов теоретического экономического знания в работах мыс­лителей Древней Греции (Ксенофонта, Платона, Аристотеля).

Западно-Европейский меркантилизм и его эволюция. Идеи меркантилизма в России.

Основные термины и понятия. Эмпирическое знание. Теоретическое знание. Экономика. Хрематистика. Парадокс обмена по Аристотелю. Меркантилизм. Монетарный меркантилизм. Протекционизм. Зрелый меркантилизм. Революция цен. Металистическая и количественная концепции природы денег

Лекция 2. Зарождение классической школы.

Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы. Роль У. Петти в зарождении классической школы. Учение о природе естественной цены, заработной платы и ренты. Критика кольбертизма со сто­роны П. Буагильбера.

Общая характеристика условий возникновения физиократической системы в политэкономии. Методологические основы экономических представлений Ф. Кэнэ. Теоретические достижения и ограниченность экономического учения Ф. Кэнэ. Роль А. Тюрго в эволюции физиократической системы.

Основные термины и понятия. Классическая школа. Политическая арифметика. Политическая и естественная цены. Труд как общий знаменатель богатства. Зарплата и рента. Концепция естественного хозяйственного порядка. Авансы и чистый продукт. Экономические таблицы.

Лекция 3. Экономическая система А.Смита.

Исторические условия формирования филосовских, методологических и эконо­мических представлений А. Смита. Характеристика "Исследования о природе и причинах богатства народов" А. Смита. Трактовка Смитом разделения труда, обмена и денег. Учение о товаре и его естественной цене. Трактовки источника стоимости товара. Учение о доходах. Трактовка капитала и его происхождения. Накопление капитала. Критика меркантилизма и учения физиократов.

Основные термины и понятия. Метод А. Смита. "Исследование о природе и причинах богатства народов". Разделение труда, обмен и деньги. Рыночная и естественная цена. Абсолютная стоимость. Источники абсолютной стоимости. Заработная плата. Прибыль. Рента. Накопление капитала. Догма Смита.

Лекция 4. Д.Рикардо и его система.

Жизненный путь Д. Рикардо и условия формирования его политэкономических воззрений. Трактовка предмета и метода политэкономии. Характеристика "Начала политической экономии и налогового обложения". Трудовая теория стоимости. Противоречия трактовки природы денег. Законы заработной платы и прибыли. Теория земельной ренты. Концепция сравнительных издержек и международная торговля.

Противоречия системы Рикардо.

Основные термины и понятия. Метод Д. Рикардо. "Начала политической экономии и налогового обложения". Относительная и абсолютная стоимости. Закон стоимости. Природа денег. Законы заработной платы. Закон прибыли. Закон ренты. Сравнительных издержеки.

Лекция 5. Разложение классической школы и его основные направления.

Предпосылки и природа процесса разложения классической школы. Трудовая теория стоимости и концепция издержек производства. Т. Мальтус и его "опыт закона о народонаселении". Учение о "стоимости" и прибыли. Обоснование не­обходимости "праздных классов". Роль Ж. Б. Сэя в разложении классической школы. Факториальная концепция производства. "Закон рынков" Сэя. Теорети­ческие представления Н. Сениора и Ф. Бастиа.

Ж. С. Сисмонди и его критика классической школы. Теория кризисов.Основные необходимости возврата к мелкотоварному производству.

Экономические воззрения социалистов-рикардинцев (Т. Годскин, У. Томпсон, Д. Грэй, Д. Брэй). Классовая трактовка капитала. Утопия "рабочих денег".

Основные термины и понятия. Разложение классической школы. Трудовая теория стоимости. Концепция издержек производства. “Закон народонаселения” Т. Мальтуса. Концепция “третьих лиц”. Факториальная концепция производства. "Закон рынков" Сэя. Концепция “воздержания” Н. Сениора. Теория кризисов Ж.С. Сисмонди. Социалисты - рикардинцы. Классовая трактовка капитала. Рабочие деньги.

Лекция 6. Теория капитала К.Маркса.

Исторические условия формирования филосовских и политэкономических взглядов К. Маркса. Особенности трактовки предмета и метода политической экономии. Общая характеристика структуры "Капитала". Двойственный харак­тер труда, как "ключ" к теоретическому познанию отношений капиталистиче­ского способа производства. Товар рабочая сила и закон прибавочной стоимо­сти. Исторический предел существования капитала. Накопление капитала и промышленная резервная армия. Обращение индивидуального капитала. Вос­производство общественного капитала. Обращение капитала и превращение прибавочной стоимости в прибыль. Средняя прибыль и цена производства. Природа торгового и ссудного капитала. Фиктивный капитал. Теория земель­ной ренты.

Основные термины и понятия. Предмет и метод политической экономии. Восхождение от абстрактного к конкретному. "Капитала. Критика политической экономии”. Двойственный харак­тер труда. Товар рабочая сила. Прибавочная стоимость. Постоянный и переменный капитал. Закон прибавочной стоимо­сти. Исторический предел существования капитала. Накопление капитала и его строение. Промышленная резервная армия. Обращение индивидуального капитала. Основной и оборотный капитал. Скорость оборота. Вос­производство общественного капитала. Издержки. Прибыль. Норма прибыли. Средняя прибыль. Цена производства. Торговый капитал. Ссудный капитал. Фиктивный капитал. Дифференциальная рента первого и второго рода. Абсолютная земель­ная рента

Лекция 7. Маржинальная “революция” в политической экономии. Австрийская и лозаннская школы.

Предпосылки маржинальной революции. Особенности методологии маржинализма. Предшественники маржинализма (И. Тюнен, А. Курно, Г. Госсен). Направления и этапы развития маржинализма. Психологическое, функ­циональное и математические направления в маржинализме. Австрийская школа. Характеристика особенностей метода австрийской школы. К. Менгер и его учение об экономических благах. Субъективно-психологическая концепция цены по предельной полезности. Роль Е. Бем-Баверка и Ф. Визера.

Лозаннская школа. Методологические особенности. Модель общего равновесия Л. Вальраса. Теоретические новации В. Парето.

Основные термины и понятия. Маржиналная революция. Методология маржинализма. Предшественники маржинализма. Направления и этапы развития маржинализма. Психологическое, функ­циональное и математические направления в маржинализме. Австрийская школа. Субъективно-психологическая концепция цены. Субъективная теория процента и капитала. Лозаннская школа. Модель общего равновесия Л. Вальраса. Оптимум В. Парето.

Лекция 8. Формирование неоклассической школы. Кэмбриджская школа и теоретическое наследие Д.Б.Кларка.

Особенности методологии Кэмбриджской школы. Неоклассический синтез

А. Маршалла. Модель частичного равновесия. Классификация издержек. Трак­товка факториальных доходов.

Д. Б. Кларк и американская "ветвь" маржинализма. Учение об экономической статике и динамике. Теория специфической (предельной) производительности труда и капитала. Эвристическое значение концепции предельной производи­тельности факторов производства.

Основные термины и понятия. Кэмбриджская школа. Неоклассический синтез А. Маршалла. Метод частго равновесия. “Крест” Маршалла. Издержки. Факториальные доходы. Концепция экономической статики и динамики. Специфическая и предельная производительность фактора производства. Закон заработной платы. Закон процента.

Лекция 9. Эволюция экономических взглядов социал-демократов в конце X?X - начале XX веков.

Социально-экономические предпосылки пересмотра и развития концептуаль­ных положений экономической теории К. Маркса. "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" Э. Бернштейна. Центристское направление в со­циал-демократии. "Финансовый капитал" Р. Гильфердинга. Дальнейшая эво­люция взглядов Р. Гильфердинга и его концепция "регулируемого капита­лизма". Экономические воззрения К. Каутского. Лево-радикальное направление в социал -демократии. Теория империализма

В. И. Ленина. Концепция государственно-монополистического капитализма. Эволюция взглядов В. И. Ленина на экономику переходного периода.

Основные термины и понятия. "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" Э. Бернштейна. Ревизия “Капитала”. Экономическая стоимость. “Социальная” концепция заработной платы. "Финансовый капитал" Р. Гильфердинга. Определения империализма К. Каутского. Теория империализма В. И. Ленина. Монополистический капитализм. государственно-монополистический капитализм

Лекция 10. Основные направления развития неоклассической школы в первой трети XX века.

Отрицание кардиналистской и формирование ординалистской концепции по­лезности. Развитие теории потребительского поведения в работах В. Парето, Ф. Эджоурта и Д. Хикса. Развитие количественной теории денег. Механиче­ский вариант количественной теории денег И. Фишера. Психологический (кэмбриджский) вариант количественной теории денег. Разработка теорий мо­нополистической и несовершенной конкуренции. Роль Э. Чемберлина и Д. Робинсон. Модели производственной функции. Агрегатная функция Кобба - Дугласа. Развитие теории благосостояния.

Основные термины и понятия. Кардиналистскаяй и ординалистская концепции по­лезности. Кривые безразличия и предельная норма замещения. Бюджетное ограничение. Эффект замещения. Эффект дохода. Трансакционное уравнение обмена. Кэмбриджское уравнение обмена.. Теория мо­нополистической и несовершенной конкуренции.Э. Производственная функция.. Агрегатная функция Кобба - Дугласа. Теория благосостояния.

Лекция 11. Возникновение макроэкономического направления в маржинализме. Теоретическое наследие К.Викселля и Д.М.Кейнса. Эволюция кейнсианства и новый неоклассический синтез.

Проблема общего равновесия в неоклассической школе. Уравнение Л. Вальраса и торжество "закона рынков" Ж. Б. Сэя. Роль К. Викселя в обосновании несо­стоятельности "закона рынков" Сэя. Модель экономического цикла К. Викселя.

Интеллектуальная эволюция Д. М. Кейнса. Социально-экономические предпосылки "кейнсианской революции". Характеристика "Общей теории за­нятости, процента и денег". Особенности методологии Д. М. Кейнса. Эффек­тивный спрос и вынужденная безработица. Основной психологический закон и предпочтение к ликвидности. Инвестиционные ожидания и норма процента. Макроэкономическая роль государства. Ограниченность и недостатки модели "эффективного спроса" Д. М. Кейнса.

Превращение кейнсианства в доминирующее направление маржинализма. По­слевоенная социально-экономическая ситуация и необходимость модификации теории Д. М. Кейнса. Модель экономического роста Р. Харрода - Е. Домара. Уравнения экономического роста их интерпритация. Модель экономического цикла Э. Хансена. Взаимодействие эффектов мультипликации и акселерации в динамике экономического цикла. Практические аспекты макроэкономической модели Э. Хансена.

Теория Д. М. Кейнса и проблема логического единства "Экономикс". П. Самульсон и идея "нового неоклассического синтеза".

Левое кейнсианство (Д. Робинсон и Н. Калдор). Кризис кейнсианства в 70е годы 20 века. Формирование посткейнсианского направления.

Основные термины и понятия. "Закон рынков" Ж. Б. Сэя. Модель экономического цикла К. Викселя. Эффек­тивный спрос. Вынужденная безработица. Основной психологический закон. Предпочтение к ликвидности. Склонность к потреблению, к сбережению и инвестированию. Инвестиционные ожидания и норма процента. Мультипликатор инвестиций и дохода. Макроэкономическая роль государства.

Кейнсианство. Модель экономического роста Р. Харрода - Е. Домара. Фактический рост. Гарантированный рост. Естественный рост. Модель экономического цикла Э. Хансена. Эффекты мультипликации и акселерации. овый неоклассический синтез. Посткейнсианство.

Лекция 12. Экономические концепции “консервативного сдвига” 70 - 80 - х годов XX века.

Причины консервативного сдвига в экономической науке в 70е-80е годы 20 века. Стагфляция. Кризис кейнсианства. Критика кейнсианских "рецептов" стимулирования экономического роста М. Фридменом. Модель "вертикальной кривой Филлипса".

Монетарная модель макроэкономической динамики М. Фридмена. Основное монетарное правило и правильная денежная политика. Достижения и ограни­ченность современного монетаризма.

Концепция рациональных ожиданий и "современная экономика предложения. Лукаса и Т. Сарджента. Роль А. Лаффера.

Основные термины и понятия. Стагфляция. Кризис кейнсианства. Консервативный сдвиг. Модель "вертикальной кривой Филлипса".Монетарная модель макроэкономической динамики М. Фридмена. Основное монетарное правило.Концепция рациональных ожиданий. Современная школа предложения.

Лекция 13. Американский институционализм и его эволюция..Теоретическое наследие Й.Шумпетера и В.Ойкена

Условия и причины формирования институционализма в США (конец 19-начало 20 века). Особенности трактовки предмета и метода экономической науки. Т. Веблен и технократическое направление институционализма. Индустриальная система и бизнес. Необходимость революции технократов.

Д. Коммонс и социально-правовое направление институционализма. Сделка как форма разрешения социальных конфликтов и средство поддержания социального мира. У. Митчел и эмпирическое направление в институционализме. Идея макроэкономического мониторинга. Д. К. Гэлбрэйт: концепции "уравновешивающей силы" и "новой индустриальной системы". Р. Коуз и теория прав собственности.

Основные направления научных разработок И. Шумпетера. "История экономического анализа" И. Шумпетера и периодизация этапов развития политической экономии. Проблема экономической динамики в работах Шумпетера. Роль предпринимателя в динамике экономического цикла. Проблема исторического генезиса капитализма.

В. Ойкен и наследие новой исторической школы. Особенности методологических представлений В. Ойкена. Концепция идеальных типов хозяйственного порядка. Централизованно-урпавляемое и рыночное хозяйства. Переплетение элементов идеальных хозяйственных порядков в реальных исторических типах хозяйства. Государство как гарант сохранения конкуренции. Эволюция доктрины идеальных типов хозяйств в послевоенный период (40е - 70е годы 20 века).

Основные термины и понятия. Институционализм. Технократическое направление институционализма. Индустриальная система и бизнес. Технократия. Революции технократов. Социально-правовое направление институционализма. Сделка. Эмпирическое направление в институционализме. Макроэкономический мониторинг. Гарвардский барометр. Концепция "уравновешивающей силы". Концепция "нового индустриального общества”. Теория прав собственности.

История экономического анализа" И. Шумпетера. Периодизация этапов развития политической экономии. Экономическая динамика. Предпринимательство. Исторический генезис капитализма. В. Ойкен. Концепция идеальных типов хозяйственного порядка. Централизованно-управляемое хозяйство. Рыночное хозяйство. Социальное рыночное хозяйство.

Семинарское занятие №1.

Темы докладов и рефератов

1. Особенность трактовки богатства в работах Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

2. Парадокс обмена Аристотеля.

3. Западно-Европейский и российский меркантилизм: общее и особенное.

4. И.Посошков – первый российский экономист.

Практическая работа.

1. Обосновать причины негативного отношения античных мыслителей к использованию денег и денежному богатству.

2. Сформулировать признаки конкретно-исторического восприятия роли разделения труда (специализации) в представлениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

3. Дать оценку отношения А. Смита к идеям и практике меркантилизма.

Семинарское занятие № 2.

Тема: Зарождение классической школы.

1. Исторические условия зарождения классической школы политической экономии и ее общая характеристика.

2. Зарождение классической школы в Англии. Экономическое наследие В. Петти.

3. Особенности формирования классической школы во Франции. Экономическое наследие П. Буагильбера.

4. Методология и экономическая теория физиократов.

Рекомендуемая литература:

1. Ядгаров Я. С. История экономических учений. Учебник для вузов. 4-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2008. - Гл.5.6,7.

2. История экономических учений/Под ред. В. Автономова …: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000, р. 1.

3. Бартенев С.А. История экономических учений.- М., 2004. Гл.3,4.

4.

5. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело1996.- Гл.1 - 7.

6. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. Т.1. / МГУ им. М.В. Ломоносова; Гл. Рекол.: В.Н. Черковец (гл. ред.) и др. - М.: Мысль, 1987. - Гл. - 8,18-20.

7. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело ЛТД, 1994. - Гл.1.

8. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. - М.: Финансы и статистика, 1998. -

9. История экономических учений. Ч.1. Учебное пособие / Под ред. В. А. Жамина, Е.Г. Василевского. - М.: Изд-во МГУ, 1989.- Гл. 3 - 8.

10. Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - 4-е издание. - М.: Политиздат, 1985. - Гл.1,2.

11. Холопов А.В. История экономических учений.- М.: Эксмо, 2008. – Гл. 3.

12. Петти В. Трактат о налогах и сборах. / В кн.: Антология экономической классики. - М.: МП"ЭКОНОВ", "КЛЮЧ", 1993.

13. Кэнэ Ф. Избранные экономические произведения. / Пер. с фр. - М.1960.

Темы докладов и рефератов

1. У. Петти: трактовка богатства, его источника и меры.

2. Заработная плата и прибыль в представлении У. Петти – оценка с современных позиций.

3. Трактовка генезивса политической экономии К. Маркса.

4. Вклад физиократов в преодоление предрассудков исторических меркантилизма.

Практическая работа.

1. Найти в воззрениях У. Петти элементы меркантилистских взглядов.

2. Обосновать «безразличие» Петти к спросу и предложению при объяснении естественных цен товаров.

3. Установить рациональность попытки Петти выделить в урожае зерна «долю» земли и «долю» «труда».

4. Оценить правомерность объяснения У. Петти естественной заработной платы суммой цен жизненных средств наемных рабочих.

Семинарское занятие № 3.

Тема: Экономическая система А.Смита.

1. Философская и методологическая основы экономической теории А. Смита.

2. Учение А. Смита о разделении труда, обмене и деньгах. Проблема цены и стоимости товара.

3. Трактовка природы доходов основных классов. Капитал и накопление капитала.

4. Проблема общественного воспроизводства. Государство и его экономическая политика.

Рекомендуемая литература:

1. Ядгаров Я. С. История экономических учений. Учебник для вузов. 4-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2008. - Гл.8.

2. История экономических учений/Под ред. В. Автономова …: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000, р. 1.

3. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело1996.- Гл.1 - 7.

4. Бартенев С.А. История экономических учений.- М., 2004. Гл.4.

5. История экономических учений. Ч.1. Учебное пособие / Под ред. В. А. Жамина, Е.Г. Василевского. - М.: Изд-во МГУ, 1989г. Гл. 11.

6. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. - М.: Финансы и статистика, 1998. - Т.3.

7. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. Т.2. / МГУ им. М.В. Ломоносова; Гл. Рекол.: В.Н. Черковец (гл. ред.) и др. - М.: Мысль, 1987. - Гл. - 8,18-20.

8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело ЛТД, 1994. - Гл.1.

9. Холопов А.В. История экономических учений.- М.: Эксмо, 2008. – Гл. 4.

10. Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - 4-е издание. - М.: Политиздат, 1985.- Гл.1,2.

11. Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политической экономии: (очерк теории). - 2-е изд., доп. И перераб. - М.: Экономика, 1985.

12. А. Смит. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М., 1961. См. так же в книге: "Антология экономической классики. - М.1993.

13. Костюк В.Н. История экономических учений. - М., 1997. - Гл. 2.

Темы докладов и рефератов

1. Двойственность метода А. Смита.

2. Учение Смита о производительном и непроизводительном труде.

3. «Догма Смита»: содержание и методологическое значение.

Практическая работа.

1. Сравнить представления А. Смита о роли разделения труда с представлениями Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

2. Охарактеризовать классы и социальные группы в их отношении к производительному труду (в оценке А. Смита).

3. Установить: из какого определения стоимости товаров исходит Смит при содержательном объяснении доходов (заработной платы, прибыли, земельной ренты).

4. Установить: какая из сфер экономики является согласно Смиту наиболее предпочтиительной отраслью для приложения капитала? Насколько прав в этом А. Смит?

Семинарское занятие № 4.

Тема: Д.Рикардо и его система.

1. Исторические условия формирования теории Д. Рикардо и особенности метода.

2. Теория стоимости Д. Рикардо. Трактовка природы денег.

3. Учение Рикардо о заработной плате, прибыли и земельной ренте. Трактовка капитала.

4. Внешняя торговля и концепция сравнительных издержек.

Рекомендуемая литература:

1. Ядгаров Я. С. История экономических учений. Учебник для вузов. 4-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2008. - Гл.9.

2. История экономических учений/Под ред. В. Автономова …: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000, р. 1.

3. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело1996.- Гл.1 - 7.

4. Бартенев С.А. История экономических учений.- М., 2004. Гл.4.

5. История экономических учений. Ч.1. Учебное пособие / Под ред. В. А. Жамина, Е.Г. Василевского. - М.: Изд-во МГУ, 1989г. Гл. 11.

6. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. - М.: Финансы и статистика, 1998. - Т.3.

7. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. Т.2. / МГУ им. М.В. Ломоносова; Гл. Рекол.: В.Н. Черковец (гл. ред.) и др. - М.: Мысль, 1987. - Гл. - 8,18-20.

8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело ЛТД, 1994. - Гл.1.

9. Холопов А.В. История экономических учений.- М.: Эксмо, 2008. – Гл. 5.

10. Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - 4-е издание. - М.: Политиздат, 1985.- Гл.1,2.

11. Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политической экономии: (очерк теории). - 2-е изд., доп. И перераб. - М.: Экономика, 1985.

12. А. Смит. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М., 1961. См. так же в книге: "Антология экономической классики. - М.1993.

13. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. // Соч.Т.1., М., 1955г. Смотри так же в книге: "Антология экономической классики". - М.1993.

Темы докладов и рефератов

1. Предмет и метод политэкономии в трактовке Д. Рикардо.

2. Противоречия теории стоимости Рикардо и их трактовка в современной учебной литиратуре.

3. Противоречия теории денег Рикардо их исторические и методологические «корни».

4. Проблема редкости и полезности благ в теории стомости Д. Рикардо.

Практическая работа.

1. Установить, почему для Д. Рикардо взгляды Смита на природу стоимости товаров не являются достаточно последовательными?

2. Обосновать, почему для Рикардо полезность и «редкость» товаров не объясняют их меновую стоимость?

3. Оценить, насколько справедливы утверждения о том, что Рикардо абсолютизировал положение об обратной зависимости между величиной заработной платы и прибыли.

4. Выделить противоречия Рикардо в трактовке денег.

Семинарское занятие № 5.

Темы докладов и рефератов

1. Правомерность вопроса о разложении классической школы. Точка зрения К. Маркса.

2. Мальтус и Рикардо в политической экономии – соратники или противники?

3. Ж.Б. Сей – развитие наследия Смита или доведение его ошибок до теоретического абсурда?

4. Концепция «рабочих денег» и отношение к ней К. Маркса и Ф. Энгельса.

Практическая работа.

1. Осмыслить правомерность статистического обоснования Т. Мальтусом «закона народонаселения».

2. Дать оценку положению Т. Мальтуса о невозможности реализации совокупного продукта без спроса со стороны «третьих лиц».

3. Осмыслить на предмет рациональности факториальную трактовку производства Сея.

4. Осмыслить рациональность теории «недопотребления» Ж.С. Сисмонди.

Семинарское занятие № 6.

Темы докладов и рефератов

1. Эмпирическое и логическое обоснование содержания стоимости товаров К. Марксом.

2. Проблеме товарного и денежного фетишизма в теории Маркса.

3. Проблема и значение «превращенных экономических форм» в теории Маркса.

4. Маркс как критик вульгарной политической экономии.

Практическая работа.

1. Проследить ключевые моменты единства (тождества и различия) экономической теории Маркса и Рикардо.

2. Осмыслить необходимость обоснования К. Марксом двойственного характера труда товаропроизводителей.

3. Продумать аргументы Маркса, отрицающие возможность труда быть товаром, а заработной платы – быть его ценой.

4. Осмыслить роль обращения капитала в превращении прибавочной стоимости в прибыль.

5. Проследить процессы формирования средней нормы прибыли и цен производства.

Семинарское занятие № 7.

Темы докладов и рефератов

1. Основные трактовки сущности и причин маржинальной революции в политической экономии.

2. Проблема рационального и иррационального в субъективной теории меновой «ценности».

3. Вмененная ценность и вмененные издержки австрийской школы.

4. Модель общего равновесия в экономике Л. Вальраса: элементы преемственности в отношении классической политэкономии.

Практическая работа.

1. Привести аргументы в пользу реальности субъективной полезности поведения товаровладельцев и примеры таковой.

2. Осмыслить рациональность предложенного К. Менгегом решения «парадокса воды и алмаза» А. Смита.

3. Установить: присутствует или нет «догма» Смита в модели общего равновесия Л. Вальраса.

4. Привести примеры вмененных издержек.

Семинарское занятие № 8.

Тема: Формирование неоклассической школы. Кэмбриджская школа и теоретическое наследие Д.Б.Кларка).

1. Общая характеристика неоклассического направления в маржинализме.

2. Кембриджская школа и ее представители. Вклад А. Маршалла в формирование неоклассического направления в маржинализме.

3. Методологические и теоретические новации Д. Б. Кларка. Значение теории специфической производи­тельности факторов производства.

Рекомендуемая литература:

1. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1-3. - М.: Прогресс, 1993.

2. Кларк Д. Распределение богатства. - М.: Экономика, 1992.

3. Ядгаров Я. С. История экономических учений. 4-е изд., М., 2008. - Гл.16.

4. Бартенев С.А. История экономических учений.- М., 2004. Гл.11.

5. История экономических учений/Под ред. В. Авт







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.