Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Эволюция экономических взглядов социал-демократов в конце X?X - начале XX веков.





1. Социально-экономические причины "ревизии" концептуальных положений "Капитала" К. Маркса. Экономические взгляды Э. Бернштейна.

2. Значение работы Р. Гильфердинга "Финансовый капитал". Дальнейшая эволюция экономических взглядов Р. Гильфердинга.

3. Социал-демократические трактовки империализма. Концепция " государственно-монополистического капитализма".

Рекомендуемая литература:

1. История экономических учений \ Под ред. В. А. Жамина. - М., 1989. - Гл.38,39,40.

2. Бартенев С.А. История экономических учений.- М., 2004. Гл.13 (5,6).

3. История экономических учений/Под ред. В. Автономова …: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000, р. 3.

4. Всемирная история экономической мысли. Т.3.- М.,1989.- Гл.21-23,32,33.

5. История экономических учений. \ Под ред. Рындиной М. Н. - М.,1983. - Гл.12,15.

6. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. Исследование новейшей фазы в развитии капитализма. - М., 1959.

7. Ленин В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма. \\ Полное собрание соч. Т.27.

Темы докладов и рефератов

1. Пересмотр экономической теории Маркса Э. Бернштейном в свете современных представлений.

2. Современные формы финансового капитала.

3. Финансовый капитал в современной России.

4. Монополистический капитализм: миф прошлого или современная реальность?

Практическая работа.

1. Проверить на истинность утверждение Э. Бернштейна об отсутствии у Маркса эмпирического обоснования реальности объективной стоимости товаров.

2. Сопоставить трактовку фиктивного капитала К. Марксом и Р. Гильфердингом.

3. Сопоставить трактовку капиталистических монополий В.И. Лениным и теорию олигополий.

4. Осмыслить оценку Лениным монополистического капитализма как «умирающего» капитализма.

Семинарское занятие №10.

Тема: Основные направления развития неоклассической школы в первой трети XX века.

1. Формирование ординалистской концепции полезности. Теория потребительского поведения Дж.Хикса.

2. Новации в трактовке капитала, процента и прибыли. Роль И.Фишера, Ф.Найта и Дж.Хикса.

3. Развитие количественной теории денег. Механическая и психологическая версия.

4. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина. Теория несовершенной конкуренции Д.Робинсон.

5. Теория производственной функции. Линейная и агрегатная производственная функции.

6. Теория благосостояния А.Пигу.

Рекомендуемая литература:

1. История экономических учений. Ч.2. \ Под ред. А. Г. Худокормова. - М.,1994. - Гл.1,2,3,4.

2. История экономических учений/Под ред. В. Автономова …: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000, р. 2.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994. - с.408-424.

4. Ядгаров Я. С. История экономических учений. – 4-е изд.,М., 2008. - Гл.18.

5. Холопов А.В. История экономических учений.- М.: Эксмо, 2008. – Гл.9.

6. Селегмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.,1968.- Гл.5(3), 7(4,5), 8(2,3).

7. Шемятников В.Г. Теории капитала. - М., 1977. - Гл. 1,3,4.

8. Усоскин В.М. Буржуазная теория денег. - М., 1976.

9. Хикс Д. Стоимость и капитал. - М., 1992.

10. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т.1,2. - М., 1985.

Темы докладов и рефератов

1. Ординалистская теория потребительского поведения и проблема субъективной полезности.

2. Концепция капитала И. Фишера: революционный подход или трансформация традиционной (неоклассической) трактовки.

3. Вклад В. Парето в формирование теории благосостояния.

Практическая работа.

1. Продумать: действительно ли в рамках порядкового подхода к субъективной полезности отсутствует необходимость установления ее абсолютной величины?

2. Продумать: является ли в действительности рыночная неопределенность источником прибыли предпринимателя как утверждал Ф. Найт?

3. Сформулировать различия в трактовке субъектов несовершенной конкуренции Э. Чемберлином и Дж. Робинсон.

4. Установить какие новые явления в сфере денежного обращения отражала денежная теория И. Фишера.

Семинарское занятие №11.

Тема: Возникновение макроэкономического направления в маржинализме. Теоретическое наследие К.Викселля и Д.М.Кейнса. Эволюция кейнсианства и новый неоклассический синтез.

1. Проблема макроэкономического равновесия в традиционном маржинализме.

2. Теоретическое наследие К. Викселя.

3. Особенности метода, реализованного Д.М. Кейнсом в "Общей теории занятости, процента и денег". Теория эффективного спроса. Макроэкономическая функция государства.

4. Модель экономического роста Р. Харрода.

5. Модель экономического цикла Э. Хансена.

6. П. Самуэльсон и идея нового неоклассического синтеза

Рекомендуемая литература:

1. История экономических учений. Ч.2. \ Под ред. А. Г. Худокормова. - М.,1994. - Гл.9,10.

2. История экономических учений/Под ред. В. Автономова …: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000, р.4.

3. Всемирная история экономической мысли. Т.4. \ Под ред. В. Н. Черковца. - М., 1990. -Гл.31,32.

4. Бартенев С.А. История экономических учений.- М., 2004. Гл.14, 17,19,20.

5. Холопов А.В. История экономических учений.- М.: Эксмо, 2008. – Гл.9,10,11.

6. Ядгаров Я. С. История экономических учений. – 4-е изд.. М.,2008. – Гл.19,21.

7. Селегмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.,1968.- Гл. 4 (4),6(1), 8(4,5).

8. Афанасьев В. С. Буржуазная экономическая мысль 30х-80х годов 20 века. - М.,1986.

9. Кейнс Д. М. Общая теория занятости процента и денег. / в книге "Антология экономической классики". - М., 1993.

10. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. - М., 1959

11. Харрод Р. На пути к построению теории экономической динамики. - М., 1959.

12. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. - М., 1996. - Гл. 6 (1)

13. 7.Осадчая И. Кейнсианство - прошлое, настоящее, будущее // Мировая экономика и Международные отношения. 1983, № 12.

Темы докладов и рефератов

15. Личность и научный путь К. Викселля.

16. «Великая депрессия» как социально-политический фактор успеха «кейнсианской революции».

17. Личность и жизнь Д.М. Кейнса.

18. Причины эффективности кейнсианской политики макроэкономической стабилизации в 40-е – 60-е гг. ХХ века.

Практическая работа.

1. Сформулировать методологические предпосылки теории цикла К. Викселля.

2. Продумать правомерность рассмотрения Д.М. Кейнсом в качестве первопричины спада и депрессии психологические склонности человека?

3. Установит признаки статичности модели Д.М. Кейнса.

4. Сформулировать антиномию между кейнсианской макроэкономикой и неоклассической микроэкономикой.

Семинарское занятие №12.

Тема: Экономические концепции “консервативного сдвига” 70 - 80 - х годов XX века.

1. Социально-экономические предпосылки "консервативного сдвига" в "экономикс". Ф. Хаек и его критика этатизации экономики.

2. Модель "вертикальной кривой Филлипса" М. Фридмена.

3. Монетарная теория М. Фридмена.

4. «Новая классическая школа» и концепция "рациональных ожиданий" Р. Лукаса. Современная школа предложения.

Рекомендуемая литература:

1. История экономических учений/Под ред. В. Автономова …: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000, р.4.

2. История экономических учений: (современный этап):Учебник / Под общ.ред. А.Г. Худокормова.- М.: ИНФРА-М, 1998.

3. Бартенев С.А. История экономических учений.- М., 2004. Гл.21,23.

4. Холопов А.В. История экономических учений.- М.: Эксмо, 2008. – Гл.12,13.

5. Бартенев С. А. Экономические теории и школы. - М.,1996. - Гл. 10,13(2),14.

6. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. - М., 1996. - Гл.30,31.

7. Ядгаров Я. С. История экономических учений. – 4-е изд.,М., 2008. - Гл.20.

8. Усоскин В. М. Денежный мир Милтона Фридмена. - М., 1989.

9. Брагинский С. В. Монетаризм как экономическая доктрина. \\ Деньги и кредит. 1993г.№1.

10. Лутченко В. Макаренко В. Ученые-экономисты - лауреаты Нобелевской премии (Роберт Лукас - младший) \\ Маркетинг, 1996, №3, Стр.112-122.

11. Эклунд К. Эффективная экономика. - М., 1991. - Гл. 11,12.

12. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994. - Гл.16.

Темы докладов и рефератов

1. Институционализм: «бунт» против формализма неоклассической теории?

2. Д.К. Гэлбрэйт и его критика неоклассики и кейнсианства.

3. Исторические условия формирования и методологические основы теории «идеальных типов хозяйства» В. Ойкена.

4. Й. Шумпетер и его оценка трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Практическая работа.

1. Продумать причины возникновения институционализма.

2. Обосновать ответ на вопрос: является институционализм собственно экономической теорией?

3. Установить, продолжением каких направлений раннего институционализма являются научные изыскания Д.К. Гэлбрэйта и Р. Коуза.

4. Установить, что является для Й. Шумпетера критерием периодизации развития общей экономической теории.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Особенность трактовки богатства в работах Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

2. Парадокс обмена Аристотеля.

3. Западно-Европейский и российский меркантилизм: общее и особенное.

4. И.Посошков – первый российский экономист.

5. У. Петти: трактовка богатства, его источника и меры.

6. Заработная плата и прибыль в представлении У. Петти – оценка с современных позиций.

7. Трактовка генезивса политической экономии К. Маркса.

8. Вклад физиократов в преодоление предрассудков исторических меркантилизма.

9. Двойственность метода А. Смита.

10. Учение Смита о производительном и непроизводительном труде.

11. «Догма Смита»: содержание и методологическое значение.

12. Предмет и метод политэкономии в трактовке Д. Рикардо.

13. Противоречия теории стоимости Рикардо и их трактовка в современной учебной литиратуре.

14. Противоречия теории денег Рикардо их исторические и методологические «корни».

15. Проблема редкости и полезности благ в теории стомости Д. Рикардо.

16. Правомерность вопроса о разложении классической школы. Точка зрения К. Маркса.

17. Мальтус и Рикардо в политической экономии – соратники или противники?

18. Ж.Б. Сей – развитие наследия Смита или доведение его ошибок до теоретического абсурда?

19. Концепция «рабочих денег» и отношение к ней К. Маркса и Ф. Энгельса.

20. Эмпирическое и логическое обоснование содержания стоимости товаров К. Марксом.

21. Проблеме товарного и денежного фетишизма в теории Маркса.

22. Проблема и значение «превращенных экономических форм» в теории Маркса.

23. Маркс как критик вульгарной политической экономии.

24. Основные трактовки сущности и причины маржинальной революции в политической экономии.

25. Проблема рационального и иррационального в субъективной теории меновой «ценности».

26. Вмененная ценность и вмененные издержки австрийской школы.

27. Модель общего равновесия в экономике Л. Вальраса: элементы преемственности в отношении классической политэкономии.

28. Личность и жизненный путь А. Маршалла.

29. Причины успеха и жизнеспособности «синтеза» Маршалла в официальной политической экономии.

30. Д.Б. Кларк и его попытка создания альтернативной теории распределения.

31. Пересмотр экономической теории Маркса Э. Бернштейном в свете современных представлений.

32. Современные формы финансового капитала.

33. Финансовый капитал в современной России.

34. Монополистический капитализм: миф прошлого или современная реальность?

35. Ординалистская теория потребительского поведения и проблема субъективной полезности.

36. Концепция капитала И. Фишера: революционный подход или трансформация традиционной (неоклассической) трактовки.

37. Вклад В. Парето в формирование теории благосостояния.

38. Личность и научный путь К. Викселля.

39. «Великая депрессия» как социально-политический фактор успеха «кейнсианской революции».

40. Личность и жизнь Д.М. Кейнса.

41. Причины эффективности кейнсианской политики макроэкономической стабилизации в 40-е – 60-е гг. ХХ века.

42. Предупреждение социализму Ф. Хайека и современность.

43. Кривая Филлипса: обратная связь между уровнями инфляции и безработицы или нечто иное?

44. Кенсианство и «сюрприз» стагфляции.

45. Концепция рациональных ожиданий: отражение реальности или желаемая действительность?

46. Институционализм: «бунт» против формализма неоклассической теории?

47. Д.К. Гэлбрэйт и его критика неоклассики и кейнсианства.

48. Исторические условия формирования и методологические основы теории «идеальных типов хозяйства» В. Ойкена.

49. Й. Шумпетер и его оценка трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

50. Рональд Коуз: теретическое и прагматическое значение трансакционных издержек и прав собственности.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Экономические воззрения Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

2. Меркантилизм и его эволюция. Особенности меркантилизма в России.

3. Исторические условия зарождения классической школы политической экономии и ее общая характеристика. Экономическое наследие В. Петти и П. Буагильбера.

4. Методология и экономическая теория физиократов.

5. Роль А.Смита в эволюции классической политической экономии.

6. Методология и система политической экономии Д.Рикардо.

7. Теоретические новации Т. Мальтуса, Ж. Б. Сэя, Н. Н. Сениора и Ф. Бастиа.

8. Политическая экономия Ж. Сисмонди.

9. Политэкономические воззрения социалистов - рикардианцев.

10. Теория капитала К. Маркса.

11. Маржинализм как направление экономической мысли. Итория зарождения маржинализма.

12. Особенности методологии Австрийской школы. Политэкономические воззрения К. Менгера, Е. Бем-Баверка и Ф. Визера.

13. Кембриджская школа.Вклад А. Маршалла в формирование неоклассического направления в маржинализме.

14. Д. Б. Кларк и его вклад в маржинальную экономическую теорию.

15. Социал-демократические концепции капитализма начала ХХ-го века.

16. Формирование ординалистской концепции полезности. Теория потребительского поведения Дж.Хикса.

17. И.Фишер и механическая версия количественной теории денег. Психологическая версия и кембриджское уравнение обмена.

18. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина. Теория несовершенной конкуренции Д.Робинсон.

19. Теоретическое наследие К. Викселя.

20. Дж.М.Кейнс и его учение об эффективном спросе и занятости.

21. Эволюция кейнсианства. Динамические модели Р. Харрода и Э. Хансена. П.Самуэльсон и новый неоклассический синтез.

22. Ранний американский институционализм.

23. Институциональные концепции Д.К.Гэлбрейта и Р. Коуза.

24. Экономические воззрения М.Фридмена.

25. Концепция "рациональных ожиданий" Р. Лукаса. Современная концепция предложения.

26. Историческая школа в Германии. В.Ойкен и его учение об “идеальных типах хозяйства”.

27. Й. Шумпетер и его место в истории экономической мысли ХХ-го века.

28. Экономические воззрения М.И. Туган-Барановского, А.В.Чаянова и Н.Д.Кондратьева.

 

Практические задания

Занятие 1.

1. Для Ксенофонта самым важным положительным следствием специализации труда рабов было:

- повышение производительности труда и удешевление товаров;

- повышение искусности труда рабов и улучшение потребительских свойств продукции.

(дать обоснованный ответ).

2. Из перечисленных функций денег (мера стоимости, средство обмена, средство сбережения) были известны:

- Ксенофонту:

- Платону:

- Аристотелю:

3. Определить, кто автор термина «экономика»:

- Ксенофонт;

- Платон;

- Аристотель.

4. Определить, кто автор термина «хрематистика»:

- Ксенофонт;

- Платон;

- Аристотель.

5. Для Аристотеля регулярный обмен полезными для людей вещами есть доказательство:

- приравнивания этих вещей через сведение к присущему им общему качеству;

- отсутствия эквивалентности обмена для владельцев товаров.

6. Для меркантилистов торговля представлялась:

- эквивалентным для ее сторон явлением;

- неэквивалентным для ее сторон явлением.

Дать обоснованный ответ.

7. Укажите известные меркантилистам трактовки природы денег:

- металлистическая;

- номиналистическая;

- количественная;

- товарно-трудовая.

Занятие 2.

1. Кого из ниженазванных экономистов К. Маркс относил к классической политэкономии:

- В. Петти;

- Ф. Кэнэ;

- А. Смит;

- Т. Мальтус;

- Ж.Б. Сэй;

- Д. Рикардо;

- Ж. Сисимонди.

2. Кого из ниженазванных экономистов К. Маркс относил к вульгарной политэкономии:

- В. Петти;

- Ф. Кэнэ;

- А. Смит;

- Т. Мальтус;

- Ж.Б. Сэй;

- Д. Рикардо;

- Ж. Сисимонди.

3. Истинный всеобщий знаменатель богатства для В. Петти:

- земля;

- труд и земля;

- деньги (цены);

- труд.

4. Высоту естественных цен товаров для Петти определяют:

- полезность товара;

- соотношение спроса и предложения;

- издержки производства и сбыта товара;

- рабочее время, затраченное на производство товаров.

5. Найти логическую ошибку в определении Петти заработной платы рабочих как цены их труда.

6. Проверить на предмет непротиворечивости соотношение положения Кэнэ о «бесплодности» труда в промышленности и факта эквивалентности обмена (в его «Экономических таблицах») между сельским хозяйством и промышленностью.

Занятие 3.

1. Для метода исследования А. Смита характерно:

- доминирование логической абстракции;

- доминирование эмпирического подхода;

- эклектическое сочетание вышеназванных подходов;

- историко-описательное повествование.

2. Расположите в порядке определяющей роли для богатства страны согласно Смиту:

-внешняя торговля –внутренняя торговля – промышленность - сельское хозяйство.

3. Какая из функций денег является исходной и определяющей для Смита:

- мера стоимости;

- средство обмена;

- средство сбережения и накопления.

4. Какое из определений стоимости, согласно Смиту, действительно для доклассового общества:

- трудом, затраченным на производство товара;

- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;

- доходами.

5. Какое из определений стоимости, согласно Смиту, действительно для классового общества:

- трудом, затраченным на производство товара;

- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;

- доходами.

6. Какое из определений стоимости товаров Смитом является логически непротиворечивым:

- трудом, затраченным на производство товара;

- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;

- доходами

Занятие 4.

1. Для Д. Рикардо был характерен метод:

- эмпирический;

- дедукции;

- исторический;

- восхождения от абстрактного к конкретному.

2. Из какого определения стоимости исходит Рикардо:

- трудом, затраченным на производство товара;

- трудом, воплощенном в покупаемом товаре;

- доходами;

- издержками.

3. Какая из экономических категорий для Рикардо является первичной:

- стоимость;

- доходы;

- этот вопрос для Рикардо не принципиален.

4. Что произойдет, согласно Рикардо, с величиной стоимости произведенных рабочими товаров, если при этом возросла их заработная плата:

- возрастет;

- уменьшится;

- не изменится.

Ответ обосновать.

5. Удалось ли Рикардо объяснить прибыль с позиций закона трудовой стоимости:

- удалось;

- не удалось.

Ответ обосновать.

Занятие 5.

1. Для Т. Мальтуса методологически в трактовке закона народонаселения характерен:

- внеисторический подход;

- конкретно-исторический полход;

- теологический подход.

2. В объяснении цены (стоимости) товаров Мальтус склонялся к:

- полезности товара;

- издержкам производства;

- взаимодействию спроса и предложения;

- затратам труда (рабочего времени).

3. В объяснении цены (стоимости) товаров Ж.Б. Сэй склонялся к:

- полезности товара;

- издержкам производства;

- взаимодействию спроса и предложения;

- затратам труда (рабочего времени).

4. «Закон рынков» Сэя предполагает:

- неизбежность общих кризисов сбыта;

- невозможность общих кризисов сбыта;

- не имеет отношения к проблеме общих кризисов.

5. В объяснении цены (стоимости) товаров Ж. Сисмонди склонялся к:

- полезности товара;

- издержкам производства;

- взаимодействию спроса и предложения;

- затратам труда (рабочего времени).

6. Кто из нижеприведенных экономистов является автором гипотезы, объясняющей происхождение факториальных доходов, «воздержанием» их собственников:

- Д. Рикрдо;

- Т. Мальтус;

- Ж.Б. Сэй;

- Ж.С. Сисмонди;

- Н. Сениор.

Занятие 6.

1. Маркс рассматривал капитализм («рыночную экономику») как:

- Вне историческую систему, соответствующую естественной эгоистической природе индивида;

- исторически сложившуюся систему, несущую своим развитием собственное отрицание;

- систему, определяемую национальными, религиозными и этическими особенностями населения Европы.

2. Марксу принадлежит:

- объяснение стоимости через затраты труда;

- обоснование двойственности труда товаропроизводителя, рационально объясняющую двойственность товара как потребительной и меновой стоимости;

- доказательство эксплуатации рабочих капиталистами.

3. Маркс обосновал, что объектом купли продажи между капиталистом и рабочим является:

- труд;

- свободное время рабочих;

- право потребления профессиональных способностей рабочих (рабочая сила).

4. С точки зрения Маркса, производительный капитал в рамках своего обращения распадается на:

- постоянную и переменную части;

- основной и оборотный капитал.

5. Для Маркса прибыль:

- естественное вознаграждение за предпринимательскую деятельность;

- прибавочная стоимость, созданная рабочими сверх стоимости их рабочей силы и присвоенная капиталистом-предпринимателем;

- реализованная прибавочная стоимость, воспринимаемая благодаря обращению капитала исключительно как результат его применения предпринимателем.

6. В общих кризисах сбыта («перепроизводства») Маркс видел:

- результат действия внешних и случайных для рынка сил;

- результат стремления капиталистов увеличить производство и снизить заработную плату;

- форму восстановления нарушаемой пропорциональности в развитии подразделений и отраслей общественного производства, дающую возможность для последующего экономического «восхождения» и кризиса.

Занятие 7.

1. Маржинальную революцию в политэкономии свершили работы:

- Д.С. Милля;

- У.С. Джевонса;

- К. Маркса;

- К. Менгера;

- Л. Вальраса.

2. В теории ценообразования маржиналисты австрийской школы исходили из понятия:

- трудовой стоимости;

- издержек производства в объективном смысле;

- полезности в объективном смысле;

- субъективной полезности.

3. Получила ли в рамках маржинализма субъективная полезность благ рациональное определение:

- не получила;

- получила.

Ответь обосновать.

4. Для австрийской школы в методологическом плане характерны:

- Логический метод, на основе каузального принципа исследования;

- Логический метод на основе функционального принципа исследования;

- историко-описательный метод.

5. Для лозаннской школы предметом исследований являлись:

- представления человека о ценности благ и ее максимизации:

- взаимодействие спроса и предложения на отраслевых рынках;

- механизм формирования равновесного состояния экономики в целом (общего равновесия).

Занятие 8.

1. Центральной проблемой для Маршалла является:

- законы формирования доходов классов современного общества;

- мотивы хозяйственного поведения изолированного индивида;

- взаимодействие спроса и предложения на отраслевом рынке.

2. Ценовая эластичность спроса это:

- открытие Маршалла;

- творческая интерпретация открытия А. Курно;

- творческая интерпретация открытия Г. Госсена.

3. Условие равновесного положения фирмы в коротком периоде (МR=МС):

- открытие Маршалла;

- творческая интерпретация открытия А. Курно;

- творческая интерпретация открытия Г. Госсена.

4. Основной научной заслугой Маршалла считается:

- защита трудовой теории стоимости и цены;

- введение дифференциального исчисления как метода исследования экономических процессов;

- создание компромиссного для маржиналистов варианта теории цены товаров, как цены по предельной полезности для покупателя и цены по предельным издержкам для продавца.

5. К научным заслугам Д.Б. Кларка относят:

- создание теории предельной полезности;

- разграничение статичного и динамического состояний экономики;

- попытку создания маржинальной теории доходв.

6. Имеет ли в определении Д.Б. Кларком специфического продукта труда или капитала ситуация прочного логического круга:

- да;

- нет

Ответ обосновать.

Занятие 9.

1. Справедливо ли утверждение Э. Бернштейна, что трудовое определение стоимости товаров у Маркса не имеет эмпирического обоснования:

- да;

- нет.

Ответ аргументировать.

2. Теория финансового капитала Р. Гильфердинга представляет собой:

- обобщение новых явлений в сфере форм капиталистической собственности, фиктивного капитала и кредита как продолжения тенденций, открытых К. Марксом;

- обобщение новых явлений в сфере форм капиталистической собственности, фиктивного капитала и кредита как отрицание тенденций, открытых К. Марксом;

- не имеет никакого отношение к экономической теории К. Маркса.

3. Определение финансового капитала как капитала крупнейших банков, контролирующих промышленный капитал принадлежит:

- Р. Люсембург;

- К. Каутскому;

- Р. Гильфердингу;

- В.И. Ленину.

4. Определение финансового капитала как сосредоточения в одних руках (сращивание) монополистического промышленного и монополистического банковского капитала принадлежит:

- Р. Люсембург;

- К. Каутскому;

- Р. Гильфердингу;

- В.И. Ленину.

5. Концепция государственно-монополистического капитализма как сращивания капиталистических монополий и государственного аппарата ыпринадлежит:

- Р. Люсембург;

- К. Каутскому;

- Р. Гильфердингу;

- В.И. Ленину.

Занятие 10.

1. Сторонниками ординалистской концепции полезности являлись:

- К. Менгер;

- В. Парето

- А. Маршалл;

- Д.Б. Кларк;

- Д. Хикс.

2. Для неоклассического направления характерно рассмотрение природы денег с позиций:

- товарно-трудовой концепции;

- металлистической концепции;

- номиналистической концепции;

- количественной теории.

3. Идея разграничения понятий «капитала – запаса» и «капитала – потока» принадлежит:

- И. Фишеру;

- В. Парето;

- Ф. Найту;

- Д. Хиксу;

- Э. Чемберлину;

- А. Пигу;

- Д. Робинсон.

4. Создатель теории монополистической конкуренции:

- И. Фишер;

- В. Парето;

- Ф. Найт;

- Д. Хикс;

- Э. Чемберлин;

- А. Пигу;

- Д. Робинсон.

5. Создатель теории несовершенной конкуренции:

- И. Фишер;

- Ф. Найт;

- Д. Хикс;

- Э. Чемберлин;

- Д. Робинсон.

6. Создателями теории благосостояния являлись:

- В. Парето;

- Ф. Найт;

- Д. Хикс;

- А. Пигу.

- Д. Робинсон.

Занятие 11.

1. Какое историческое событие поколебало веру в справедливость «закона рынков» Сэя:

- первая мировая война;

- социалистическая революция в России;

- «Великая депрессия» 1929-1933 гг.;

- вторая мировая война.

2. К. Викселль рассматривал макроэкономическое состояние как следствие:

- состояния «реального сектора» экономики;

- состояния кредитно-финансового сектора;

- соотносительного изменения доходности в реальном и финансовом секторах экономики.

3. Для метода Д.М. Кейнса характерен:

- каузальный подход;

- функциональный подход.

4. Теория Кейнса усматривает причины депрессии и вынужденной безрабтицы:

- в стихийности рыночной экономики,

- в элементах огосударствления экономики;

- в недостаточных инвестиционных расходах предпринимателей;

- в психологических законах отношения людей к изменению потребляемой и сберегаемой частей своего дохода по мере его увеличения и высокой оценке ликвидной формы сбережений.

5. Для кейнсианства характерно:

- признание необходимости участия государства в регулировании величины совокупного спроса с целью обеспечения макроэкономической стбилизации;

- отрицание необходимости участия государства в регулировании величины совокупного спроса с целью обеспечения макроэкономической стбилизации;

- обоснование участия государства в создании «общественных товаров»;

- обоснование ключевой роли государства в обеспечении справедливого распределения доходов и богатства.

6. Кейнсианские динамические модели экономического роста разрабатывали:

- Д. Хикс;

- Е. Домар;

- Р. Харрод;

- Э. Хансен;

- Р. Солоу;

- П. Самуэльсон.

7. Второй неоклассический синтез П. Самуэльсона это соединение:

- трудовой теории стоимости и теории предельной полезности;

- в объяснении цены концепций предельной полезности и предельных издержек;

- кейнсианской макроэкономической теории с маршаллианской микроэкономической теорией;

- неоклассической и институциональной теорий.

Занятие 12.

1. Макроэкономическая ситуация, предопределившая кризис кейнсианства и выдвижение на первый план концепций, исходящих из справедливости «закона рынков» Сэя:

- «Великая депрессия»;

- послевоенный общемировой экономический подъем 40-х – 50-хг. ХХ в.;

- стагфляция второй половины 70-х г.;

- экономических подъем 80-х г.

2. Экономист, подвергший сомнению наличие обратной зависимости между уровнями инфляции и безработицы в долгосрочном периоде:

- Р. Баро;

- Р. Лукас;

- А. Лаффер;

- М. Фридмен;

- Т. Сарджент;

- Э. Прескотт.

3. Экономист, сформулировавший характер зависимости между изменением ставок налогообложения доходов и размерами налоговых поступлений в бюджет:

- Р. Баро;

- Р. Лукас;

- А. Лаффер;

- М. Фридмен;

- Т. Сарджент;

4. Экономист, сформулировавший эффект отрицательного воздействия государственных заимствований на объемы частных инвестиций и экономический рост (эффект вытеснения):

- Р. Баро;

- Р. Лукас;

- А. Лаффер;

- М. Фридмен;

- Т. Сарджент;

5. Экономист, рекомендовавший универсальный «рецепт» лечения макроэкономической нестабильности – наращивание денежной массы в пропорции естественного темпа роста экономики:

- Р. Баро;

- Р. Лукас;

- А. Лаффер;

- М. Фридмен;

- Т. Сарджент;

6. Лидер «новой классической школы»:

- Р. Баро;

- Р. Лукас;

- А. Лаффер;

- М. Фридмен;

- Т. Сарджент;

Занятие 13.

1. Экономист, заложивший основы технократического направления в институционализме:

- Т. Веблен;

- Д. Коммонс;

- У. Митчелл;

- Д.К. Гэлбрэйт;

- Р. Коуз.

2. Экономист, заложивший основы социально-правового направления в институционализме:

- Т. Веблен;

- Д. Коммонс;

- У. Митчелл;

- Д.К. Гэлбрэйт;

- Р. Коуз.

3. Экономист, заложивший основы эмпирического направления в институционализме:

- Т. Веблен;

- Д. Коммонс;

- У. Митчелл;

- Д.К. Гэлбрэйт;

- Р. Коуз.

4. Экономист, создатель институциональной концепции зрелой корпорации и критик второго неоклассического синтеза:

- Т. Веблен;

- Д. Коммонс;

- У. Митчелл;

- Д.К. Гэлбрэйт;

- Р. Коуз.

5. Укажите основные направления научных исследований Й. Шумпетера:

- теория субъективной полезности и потребительского поведения;

- экономическая динамика, циклы и роль предпринимательства;

- инфляция как форма макроэкономической нестабильности;

- теория истории экономического анализа;

- проблемы трансформации капитализма в социализм.

6. Укажите функцию государства, необходимость которой обосновал В. Ойкен:

- установление «правового поля» хозяйственной деятельности;

- содействие удовлетворения потребностей граждан в «общественных товарах»;

- недопущения макроэкономической нестабильности;

- содействие своевременной структурной перестройке экономики как формы приспособления к НТП и изменению международного разделения труда;

- защита и поощрение конкуренции на отраслевых рынках.

Тематика курсовых работ

1. Идеи меркантилизма и современное внешнеэкономическое пложение России.

2. Современное значение теоретического наследия В. Петти.

3. Влияние “Богатства народов” А. Смита на современную экономическую теорию.

4. Идеи Т. Мальтуса и их современное значение.

5. Достижения и противоречия теории Д. Рикардо.

6. Содержание факториальной концепции производства и стоимости Ж.Б. Сэя и ее значение в истории экономической мысли.

7. “Закон рынков” Ж.Б.Сэя и его роль в истории экономической мысли.

8. Маркс и развитие трудовой парадигмы классической школы политэкономии.

9. Австрийская школа и ее значение для современной экономической мысли.

10. Роль А. Маршалла в становлении современной экономической теории.

11. Значение идей Д.Б. Кларка для развития микро и макро экономической теории.

12. Основные идеи К. Викселля и их место в истории экономической мысли.

13. Кейнс и “кейнсианская революция” в Экономикс.

14. Значение работ Р. Харрода и Э. Хансена в исследовании проблем макроэкономической динамики.

15. Монетарная теория М. Фридмана и ее значение для осмысления проблемы макроэкономической нестабильности.

16. Содержание и значение критики процесса этатизации экономики Ф. Хайеком.

17. Тождество и различие подходов Э. Чемберлина и Д. Робинсон в исследовании рынков с ограниченной конкуренцией.

18. Содержание и опыт практического применения современной теории предложения.

19. Тождество и различие инстиуциональных концепций Т. Веблена и Д.К. Гэлбрэйта.

20. Содержание и современное значение теоретического наследия В. Ойкена.

21. Теория семейно-трудового крестьянского хозяйства и крестьянской кооперации А.В. Чаянова.

22. Содержание и современное значение теории “больших циклов” Н.Д. Кондратьева.

23. Выдающиеся российские экономисты - математики.

 

Список литературы

1. Агапова И.И. История экономической мысли.—М.: ВиМ, 1997.

2. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - 4-е изд.- М.: Политиздат, 1985.

3. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. - М.,1990.

4. Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политической экономии: (Очерк теории).- 2-у изд., доп. и перереб.-М.: Экономика,1985

5. Бартеньев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): курс лекций.– М.: Издательство БЕК, 1996.

6. Бартеньев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие.—Юристъ, 1998.

7. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: Дело ЛТД, 1994.

8. Блюмин И.Г. Критика буржуазной политической экономии. Т.2. М., 1962.

9. Вишневский В.С. Основные этапы и направления развития экономической мысли. Ч.1. - Волгоград, 1999.

10. Вишневский В.С. Основные этапы и направления развития экономической мысли. Ч.П. - Волгоград, 2000.

11. Всемирная история экономической мысли. В 6 т./ МГУ им. М.В. Ломоносова; Гл. Редкол.: В.Н. Черковец (гл. ред.) и др.- М.: Мысль, 1987.

12. Гальчинский А.С. К.Маркс и развитие экономической мысли Запада.- М.:Экономика, 1990.

13. История экономических учений. Ч.1: Учебное пособие/Под. Ред. В.А.Жамина, Е.Г. Василевского. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

14. История экономических учений. Ч.II. Учебник/ Под ред. А.Г. Худокормова.—М.: Изд-во МГУ,







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.