|
Тема: Эволюция экономических взглядов социал-демократов в конце X?X - начале XX веков.1. Социально-экономические причины "ревизии" концептуальных положений "Капитала" К. Маркса. Экономические взгляды Э. Бернштейна. 2. Значение работы Р. Гильфердинга "Финансовый капитал". Дальнейшая эволюция экономических взглядов Р. Гильфердинга. 3. Социал-демократические трактовки империализма. Концепция " государственно-монополистического капитализма". Рекомендуемая литература: 1. История экономических учений \ Под ред. В. А. Жамина. - М., 1989. - Гл.38,39,40. 2. Бартенев С.А. История экономических учений.- М., 2004. Гл.13 (5,6). 3. История экономических учений/Под ред. В. Автономова …: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000, р. 3. 4. Всемирная история экономической мысли. Т.3.- М.,1989.- Гл.21-23,32,33. 5. История экономических учений. \ Под ред. Рындиной М. Н. - М.,1983. - Гл.12,15. 6. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. Исследование новейшей фазы в развитии капитализма. - М., 1959. 7. Ленин В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма. \\ Полное собрание соч. Т.27. Темы докладов и рефератов 1. Пересмотр экономической теории Маркса Э. Бернштейном в свете современных представлений. 2. Современные формы финансового капитала. 3. Финансовый капитал в современной России. 4. Монополистический капитализм: миф прошлого или современная реальность? Практическая работа. 1. Проверить на истинность утверждение Э. Бернштейна об отсутствии у Маркса эмпирического обоснования реальности объективной стоимости товаров. 2. Сопоставить трактовку фиктивного капитала К. Марксом и Р. Гильфердингом. 3. Сопоставить трактовку капиталистических монополий В.И. Лениным и теорию олигополий. 4. Осмыслить оценку Лениным монополистического капитализма как «умирающего» капитализма. Семинарское занятие №10. Тема: Основные направления развития неоклассической школы в первой трети XX века. 1. Формирование ординалистской концепции полезности. Теория потребительского поведения Дж.Хикса. 2. Новации в трактовке капитала, процента и прибыли. Роль И.Фишера, Ф.Найта и Дж.Хикса. 3. Развитие количественной теории денег. Механическая и психологическая версия. 4. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина. Теория несовершенной конкуренции Д.Робинсон. 5. Теория производственной функции. Линейная и агрегатная производственная функции. 6. Теория благосостояния А.Пигу. Рекомендуемая литература: 1. История экономических учений. Ч.2. \ Под ред. А. Г. Худокормова. - М.,1994. - Гл.1,2,3,4. 2. История экономических учений/Под ред. В. Автономова …: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000, р. 2. 3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994. - с.408-424. 4. Ядгаров Я. С. История экономических учений. – 4-е изд.,М., 2008. - Гл.18. 5. Холопов А.В. История экономических учений.- М.: Эксмо, 2008. – Гл.9. 6. Селегмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.,1968.- Гл.5(3), 7(4,5), 8(2,3). 7. Шемятников В.Г. Теории капитала. - М., 1977. - Гл. 1,3,4. 8. Усоскин В.М. Буржуазная теория денег. - М., 1976. 9. Хикс Д. Стоимость и капитал. - М., 1992. 10. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т.1,2. - М., 1985. Темы докладов и рефератов 1. Ординалистская теория потребительского поведения и проблема субъективной полезности. 2. Концепция капитала И. Фишера: революционный подход или трансформация традиционной (неоклассической) трактовки. 3. Вклад В. Парето в формирование теории благосостояния. Практическая работа. 1. Продумать: действительно ли в рамках порядкового подхода к субъективной полезности отсутствует необходимость установления ее абсолютной величины? 2. Продумать: является ли в действительности рыночная неопределенность источником прибыли предпринимателя как утверждал Ф. Найт? 3. Сформулировать различия в трактовке субъектов несовершенной конкуренции Э. Чемберлином и Дж. Робинсон. 4. Установить какие новые явления в сфере денежного обращения отражала денежная теория И. Фишера. Семинарское занятие №11. Тема: Возникновение макроэкономического направления в маржинализме. Теоретическое наследие К.Викселля и Д.М.Кейнса. Эволюция кейнсианства и новый неоклассический синтез. 1. Проблема макроэкономического равновесия в традиционном маржинализме. 2. Теоретическое наследие К. Викселя. 3. Особенности метода, реализованного Д.М. Кейнсом в "Общей теории занятости, процента и денег". Теория эффективного спроса. Макроэкономическая функция государства. 4. Модель экономического роста Р. Харрода. 5. Модель экономического цикла Э. Хансена. 6. П. Самуэльсон и идея нового неоклассического синтеза Рекомендуемая литература: 1. История экономических учений. Ч.2. \ Под ред. А. Г. Худокормова. - М.,1994. - Гл.9,10. 2. История экономических учений/Под ред. В. Автономова …: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000, р.4. 3. Всемирная история экономической мысли. Т.4. \ Под ред. В. Н. Черковца. - М., 1990. -Гл.31,32. 4. Бартенев С.А. История экономических учений.- М., 2004. Гл.14, 17,19,20. 5. Холопов А.В. История экономических учений.- М.: Эксмо, 2008. – Гл.9,10,11. 6. Ядгаров Я. С. История экономических учений. – 4-е изд.. М.,2008. – Гл.19,21. 7. Селегмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.,1968.- Гл. 4 (4),6(1), 8(4,5). 8. Афанасьев В. С. Буржуазная экономическая мысль 30х-80х годов 20 века. - М.,1986. 9. Кейнс Д. М. Общая теория занятости процента и денег. / в книге "Антология экономической классики". - М., 1993. 10. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. - М., 1959 11. Харрод Р. На пути к построению теории экономической динамики. - М., 1959. 12. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. - М., 1996. - Гл. 6 (1) 13. 7.Осадчая И. Кейнсианство - прошлое, настоящее, будущее // Мировая экономика и Международные отношения. 1983, № 12. Темы докладов и рефератов 15. Личность и научный путь К. Викселля. 16. «Великая депрессия» как социально-политический фактор успеха «кейнсианской революции». 17. Личность и жизнь Д.М. Кейнса. 18. Причины эффективности кейнсианской политики макроэкономической стабилизации в 40-е – 60-е гг. ХХ века. Практическая работа. 1. Сформулировать методологические предпосылки теории цикла К. Викселля. 2. Продумать правомерность рассмотрения Д.М. Кейнсом в качестве первопричины спада и депрессии психологические склонности человека? 3. Установит признаки статичности модели Д.М. Кейнса. 4. Сформулировать антиномию между кейнсианской макроэкономикой и неоклассической микроэкономикой. Семинарское занятие №12. Тема: Экономические концепции “консервативного сдвига” 70 - 80 - х годов XX века. 1. Социально-экономические предпосылки "консервативного сдвига" в "экономикс". Ф. Хаек и его критика этатизации экономики. 2. Модель "вертикальной кривой Филлипса" М. Фридмена. 3. Монетарная теория М. Фридмена. 4. «Новая классическая школа» и концепция "рациональных ожиданий" Р. Лукаса. Современная школа предложения. Рекомендуемая литература: 1. История экономических учений/Под ред. В. Автономова …: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000, р.4. 2. История экономических учений: (современный этап):Учебник / Под общ.ред. А.Г. Худокормова.- М.: ИНФРА-М, 1998. 3. Бартенев С.А. История экономических учений.- М., 2004. Гл.21,23. 4. Холопов А.В. История экономических учений.- М.: Эксмо, 2008. – Гл.12,13. 5. Бартенев С. А. Экономические теории и школы. - М.,1996. - Гл. 10,13(2),14. 6. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. - М., 1996. - Гл.30,31. 7. Ядгаров Я. С. История экономических учений. – 4-е изд.,М., 2008. - Гл.20. 8. Усоскин В. М. Денежный мир Милтона Фридмена. - М., 1989. 9. Брагинский С. В. Монетаризм как экономическая доктрина. \\ Деньги и кредит. 1993г.№1. 10. Лутченко В. Макаренко В. Ученые-экономисты - лауреаты Нобелевской премии (Роберт Лукас - младший) \\ Маркетинг, 1996, №3, Стр.112-122. 11. Эклунд К. Эффективная экономика. - М., 1991. - Гл. 11,12. 12. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994. - Гл.16. Темы докладов и рефератов 1. Институционализм: «бунт» против формализма неоклассической теории? 2. Д.К. Гэлбрэйт и его критика неоклассики и кейнсианства. 3. Исторические условия формирования и методологические основы теории «идеальных типов хозяйства» В. Ойкена. 4. Й. Шумпетер и его оценка трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Практическая работа. 1. Продумать причины возникновения институционализма. 2. Обосновать ответ на вопрос: является институционализм собственно экономической теорией? 3. Установить, продолжением каких направлений раннего институционализма являются научные изыскания Д.К. Гэлбрэйта и Р. Коуза. 4. Установить, что является для Й. Шумпетера критерием периодизации развития общей экономической теории.
Темы докладов и рефератов. 1. Особенность трактовки богатства в работах Ксенофонта, Платона и Аристотеля. 2. Парадокс обмена Аристотеля. 3. Западно-Европейский и российский меркантилизм: общее и особенное. 4. И.Посошков – первый российский экономист. 5. У. Петти: трактовка богатства, его источника и меры. 6. Заработная плата и прибыль в представлении У. Петти – оценка с современных позиций. 7. Трактовка генезивса политической экономии К. Маркса. 8. Вклад физиократов в преодоление предрассудков исторических меркантилизма. 9. Двойственность метода А. Смита. 10. Учение Смита о производительном и непроизводительном труде. 11. «Догма Смита»: содержание и методологическое значение. 12. Предмет и метод политэкономии в трактовке Д. Рикардо. 13. Противоречия теории стоимости Рикардо и их трактовка в современной учебной литиратуре. 14. Противоречия теории денег Рикардо их исторические и методологические «корни». 15. Проблема редкости и полезности благ в теории стомости Д. Рикардо. 16. Правомерность вопроса о разложении классической школы. Точка зрения К. Маркса. 17. Мальтус и Рикардо в политической экономии – соратники или противники? 18. Ж.Б. Сей – развитие наследия Смита или доведение его ошибок до теоретического абсурда? 19. Концепция «рабочих денег» и отношение к ней К. Маркса и Ф. Энгельса. 20. Эмпирическое и логическое обоснование содержания стоимости товаров К. Марксом. 21. Проблеме товарного и денежного фетишизма в теории Маркса. 22. Проблема и значение «превращенных экономических форм» в теории Маркса. 23. Маркс как критик вульгарной политической экономии. 24. Основные трактовки сущности и причины маржинальной революции в политической экономии. 25. Проблема рационального и иррационального в субъективной теории меновой «ценности». 26. Вмененная ценность и вмененные издержки австрийской школы. 27. Модель общего равновесия в экономике Л. Вальраса: элементы преемственности в отношении классической политэкономии. 28. Личность и жизненный путь А. Маршалла. 29. Причины успеха и жизнеспособности «синтеза» Маршалла в официальной политической экономии. 30. Д.Б. Кларк и его попытка создания альтернативной теории распределения. 31. Пересмотр экономической теории Маркса Э. Бернштейном в свете современных представлений. 32. Современные формы финансового капитала. 33. Финансовый капитал в современной России. 34. Монополистический капитализм: миф прошлого или современная реальность? 35. Ординалистская теория потребительского поведения и проблема субъективной полезности. 36. Концепция капитала И. Фишера: революционный подход или трансформация традиционной (неоклассической) трактовки. 37. Вклад В. Парето в формирование теории благосостояния. 38. Личность и научный путь К. Викселля. 39. «Великая депрессия» как социально-политический фактор успеха «кейнсианской революции». 40. Личность и жизнь Д.М. Кейнса. 41. Причины эффективности кейнсианской политики макроэкономической стабилизации в 40-е – 60-е гг. ХХ века. 42. Предупреждение социализму Ф. Хайека и современность. 43. Кривая Филлипса: обратная связь между уровнями инфляции и безработицы или нечто иное? 44. Кенсианство и «сюрприз» стагфляции. 45. Концепция рациональных ожиданий: отражение реальности или желаемая действительность? 46. Институционализм: «бунт» против формализма неоклассической теории? 47. Д.К. Гэлбрэйт и его критика неоклассики и кейнсианства. 48. Исторические условия формирования и методологические основы теории «идеальных типов хозяйства» В. Ойкена. 49. Й. Шумпетер и его оценка трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. 50. Рональд Коуз: теретическое и прагматическое значение трансакционных издержек и прав собственности.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Экономические воззрения Ксенофонта, Платона и Аристотеля. 2. Меркантилизм и его эволюция. Особенности меркантилизма в России. 3. Исторические условия зарождения классической школы политической экономии и ее общая характеристика. Экономическое наследие В. Петти и П. Буагильбера. 4. Методология и экономическая теория физиократов. 5. Роль А.Смита в эволюции классической политической экономии. 6. Методология и система политической экономии Д.Рикардо. 7. Теоретические новации Т. Мальтуса, Ж. Б. Сэя, Н. Н. Сениора и Ф. Бастиа. 8. Политическая экономия Ж. Сисмонди. 9. Политэкономические воззрения социалистов - рикардианцев. 10. Теория капитала К. Маркса. 11. Маржинализм как направление экономической мысли. Итория зарождения маржинализма. 12. Особенности методологии Австрийской школы. Политэкономические воззрения К. Менгера, Е. Бем-Баверка и Ф. Визера. 13. Кембриджская школа.Вклад А. Маршалла в формирование неоклассического направления в маржинализме. 14. Д. Б. Кларк и его вклад в маржинальную экономическую теорию. 15. Социал-демократические концепции капитализма начала ХХ-го века. 16. Формирование ординалистской концепции полезности. Теория потребительского поведения Дж.Хикса. 17. И.Фишер и механическая версия количественной теории денег. Психологическая версия и кембриджское уравнение обмена. 18. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина. Теория несовершенной конкуренции Д.Робинсон. 19. Теоретическое наследие К. Викселя. 20. Дж.М.Кейнс и его учение об эффективном спросе и занятости. 21. Эволюция кейнсианства. Динамические модели Р. Харрода и Э. Хансена. П.Самуэльсон и новый неоклассический синтез. 22. Ранний американский институционализм. 23. Институциональные концепции Д.К.Гэлбрейта и Р. Коуза. 24. Экономические воззрения М.Фридмена. 25. Концепция "рациональных ожиданий" Р. Лукаса. Современная концепция предложения. 26. Историческая школа в Германии. В.Ойкен и его учение об “идеальных типах хозяйства”. 27. Й. Шумпетер и его место в истории экономической мысли ХХ-го века. 28. Экономические воззрения М.И. Туган-Барановского, А.В.Чаянова и Н.Д.Кондратьева.
Практические задания Занятие 1. 1. Для Ксенофонта самым важным положительным следствием специализации труда рабов было: - повышение производительности труда и удешевление товаров; - повышение искусности труда рабов и улучшение потребительских свойств продукции. (дать обоснованный ответ). 2. Из перечисленных функций денег (мера стоимости, средство обмена, средство сбережения) были известны: - Ксенофонту: - Платону: - Аристотелю: 3. Определить, кто автор термина «экономика»: - Ксенофонт; - Платон; - Аристотель. 4. Определить, кто автор термина «хрематистика»: - Ксенофонт; - Платон; - Аристотель. 5. Для Аристотеля регулярный обмен полезными для людей вещами есть доказательство: - приравнивания этих вещей через сведение к присущему им общему качеству; - отсутствия эквивалентности обмена для владельцев товаров. 6. Для меркантилистов торговля представлялась: - эквивалентным для ее сторон явлением; - неэквивалентным для ее сторон явлением. Дать обоснованный ответ. 7. Укажите известные меркантилистам трактовки природы денег: - металлистическая; - номиналистическая; - количественная; - товарно-трудовая. Занятие 2. 1. Кого из ниженазванных экономистов К. Маркс относил к классической политэкономии: - В. Петти; - Ф. Кэнэ; - А. Смит; - Т. Мальтус; - Ж.Б. Сэй; - Д. Рикардо; - Ж. Сисимонди. 2. Кого из ниженазванных экономистов К. Маркс относил к вульгарной политэкономии: - В. Петти; - Ф. Кэнэ; - А. Смит; - Т. Мальтус; - Ж.Б. Сэй; - Д. Рикардо; - Ж. Сисимонди. 3. Истинный всеобщий знаменатель богатства для В. Петти: - земля; - труд и земля; - деньги (цены); - труд. 4. Высоту естественных цен товаров для Петти определяют: - полезность товара; - соотношение спроса и предложения; - издержки производства и сбыта товара; - рабочее время, затраченное на производство товаров. 5. Найти логическую ошибку в определении Петти заработной платы рабочих как цены их труда. 6. Проверить на предмет непротиворечивости соотношение положения Кэнэ о «бесплодности» труда в промышленности и факта эквивалентности обмена (в его «Экономических таблицах») между сельским хозяйством и промышленностью. Занятие 3. 1. Для метода исследования А. Смита характерно: - доминирование логической абстракции; - доминирование эмпирического подхода; - эклектическое сочетание вышеназванных подходов; - историко-описательное повествование. 2. Расположите в порядке определяющей роли для богатства страны согласно Смиту: -внешняя торговля –внутренняя торговля – промышленность - сельское хозяйство. 3. Какая из функций денег является исходной и определяющей для Смита: - мера стоимости; - средство обмена; - средство сбережения и накопления. 4. Какое из определений стоимости, согласно Смиту, действительно для доклассового общества: - трудом, затраченным на производство товара; - трудом, воплощенном в покупаемом товаре; - доходами. 5. Какое из определений стоимости, согласно Смиту, действительно для классового общества: - трудом, затраченным на производство товара; - трудом, воплощенном в покупаемом товаре; - доходами. 6. Какое из определений стоимости товаров Смитом является логически непротиворечивым: - трудом, затраченным на производство товара; - трудом, воплощенном в покупаемом товаре; - доходами Занятие 4. 1. Для Д. Рикардо был характерен метод: - эмпирический; - дедукции; - исторический; - восхождения от абстрактного к конкретному. 2. Из какого определения стоимости исходит Рикардо: - трудом, затраченным на производство товара; - трудом, воплощенном в покупаемом товаре; - доходами; - издержками. 3. Какая из экономических категорий для Рикардо является первичной: - стоимость; - доходы; - этот вопрос для Рикардо не принципиален. 4. Что произойдет, согласно Рикардо, с величиной стоимости произведенных рабочими товаров, если при этом возросла их заработная плата: - возрастет; - уменьшится; - не изменится. Ответ обосновать. 5. Удалось ли Рикардо объяснить прибыль с позиций закона трудовой стоимости: - удалось; - не удалось. Ответ обосновать. Занятие 5. 1. Для Т. Мальтуса методологически в трактовке закона народонаселения характерен: - внеисторический подход; - конкретно-исторический полход; - теологический подход. 2. В объяснении цены (стоимости) товаров Мальтус склонялся к: - полезности товара; - издержкам производства; - взаимодействию спроса и предложения; - затратам труда (рабочего времени). 3. В объяснении цены (стоимости) товаров Ж.Б. Сэй склонялся к: - полезности товара; - издержкам производства; - взаимодействию спроса и предложения; - затратам труда (рабочего времени). 4. «Закон рынков» Сэя предполагает: - неизбежность общих кризисов сбыта; - невозможность общих кризисов сбыта; - не имеет отношения к проблеме общих кризисов. 5. В объяснении цены (стоимости) товаров Ж. Сисмонди склонялся к: - полезности товара; - издержкам производства; - взаимодействию спроса и предложения; - затратам труда (рабочего времени). 6. Кто из нижеприведенных экономистов является автором гипотезы, объясняющей происхождение факториальных доходов, «воздержанием» их собственников: - Д. Рикрдо; - Т. Мальтус; - Ж.Б. Сэй; - Ж.С. Сисмонди; - Н. Сениор. Занятие 6. 1. Маркс рассматривал капитализм («рыночную экономику») как: - Вне историческую систему, соответствующую естественной эгоистической природе индивида; - исторически сложившуюся систему, несущую своим развитием собственное отрицание; - систему, определяемую национальными, религиозными и этическими особенностями населения Европы. 2. Марксу принадлежит: - объяснение стоимости через затраты труда; - обоснование двойственности труда товаропроизводителя, рационально объясняющую двойственность товара как потребительной и меновой стоимости; - доказательство эксплуатации рабочих капиталистами. 3. Маркс обосновал, что объектом купли продажи между капиталистом и рабочим является: - труд; - свободное время рабочих; - право потребления профессиональных способностей рабочих (рабочая сила). 4. С точки зрения Маркса, производительный капитал в рамках своего обращения распадается на: - постоянную и переменную части; - основной и оборотный капитал. 5. Для Маркса прибыль: - естественное вознаграждение за предпринимательскую деятельность; - прибавочная стоимость, созданная рабочими сверх стоимости их рабочей силы и присвоенная капиталистом-предпринимателем; - реализованная прибавочная стоимость, воспринимаемая благодаря обращению капитала исключительно как результат его применения предпринимателем. 6. В общих кризисах сбыта («перепроизводства») Маркс видел: - результат действия внешних и случайных для рынка сил; - результат стремления капиталистов увеличить производство и снизить заработную плату; - форму восстановления нарушаемой пропорциональности в развитии подразделений и отраслей общественного производства, дающую возможность для последующего экономического «восхождения» и кризиса. Занятие 7. 1. Маржинальную революцию в политэкономии свершили работы: - Д.С. Милля; - У.С. Джевонса; - К. Маркса; - К. Менгера; - Л. Вальраса. 2. В теории ценообразования маржиналисты австрийской школы исходили из понятия: - трудовой стоимости; - издержек производства в объективном смысле; - полезности в объективном смысле; - субъективной полезности. 3. Получила ли в рамках маржинализма субъективная полезность благ рациональное определение: - не получила; - получила. Ответь обосновать. 4. Для австрийской школы в методологическом плане характерны: - Логический метод, на основе каузального принципа исследования; - Логический метод на основе функционального принципа исследования; - историко-описательный метод. 5. Для лозаннской школы предметом исследований являлись: - представления человека о ценности благ и ее максимизации: - взаимодействие спроса и предложения на отраслевых рынках; - механизм формирования равновесного состояния экономики в целом (общего равновесия). Занятие 8. 1. Центральной проблемой для Маршалла является: - законы формирования доходов классов современного общества; - мотивы хозяйственного поведения изолированного индивида; - взаимодействие спроса и предложения на отраслевом рынке. 2. Ценовая эластичность спроса это: - открытие Маршалла; - творческая интерпретация открытия А. Курно; - творческая интерпретация открытия Г. Госсена. 3. Условие равновесного положения фирмы в коротком периоде (МR=МС): - открытие Маршалла; - творческая интерпретация открытия А. Курно; - творческая интерпретация открытия Г. Госсена. 4. Основной научной заслугой Маршалла считается: - защита трудовой теории стоимости и цены; - введение дифференциального исчисления как метода исследования экономических процессов; - создание компромиссного для маржиналистов варианта теории цены товаров, как цены по предельной полезности для покупателя и цены по предельным издержкам для продавца. 5. К научным заслугам Д.Б. Кларка относят: - создание теории предельной полезности; - разграничение статичного и динамического состояний экономики; - попытку создания маржинальной теории доходв. 6. Имеет ли в определении Д.Б. Кларком специфического продукта труда или капитала ситуация прочного логического круга: - да; - нет Ответ обосновать. Занятие 9. 1. Справедливо ли утверждение Э. Бернштейна, что трудовое определение стоимости товаров у Маркса не имеет эмпирического обоснования: - да; - нет. Ответ аргументировать. 2. Теория финансового капитала Р. Гильфердинга представляет собой: - обобщение новых явлений в сфере форм капиталистической собственности, фиктивного капитала и кредита как продолжения тенденций, открытых К. Марксом; - обобщение новых явлений в сфере форм капиталистической собственности, фиктивного капитала и кредита как отрицание тенденций, открытых К. Марксом; - не имеет никакого отношение к экономической теории К. Маркса. 3. Определение финансового капитала как капитала крупнейших банков, контролирующих промышленный капитал принадлежит: - Р. Люсембург; - К. Каутскому; - Р. Гильфердингу; - В.И. Ленину. 4. Определение финансового капитала как сосредоточения в одних руках (сращивание) монополистического промышленного и монополистического банковского капитала принадлежит: - Р. Люсембург; - К. Каутскому; - Р. Гильфердингу; - В.И. Ленину. 5. Концепция государственно-монополистического капитализма как сращивания капиталистических монополий и государственного аппарата ыпринадлежит: - Р. Люсембург; - К. Каутскому; - Р. Гильфердингу; - В.И. Ленину. Занятие 10. 1. Сторонниками ординалистской концепции полезности являлись: - К. Менгер; - В. Парето - А. Маршалл; - Д.Б. Кларк; - Д. Хикс. 2. Для неоклассического направления характерно рассмотрение природы денег с позиций: - товарно-трудовой концепции; - металлистической концепции; - номиналистической концепции; - количественной теории. 3. Идея разграничения понятий «капитала – запаса» и «капитала – потока» принадлежит: - И. Фишеру; - В. Парето; - Ф. Найту; - Д. Хиксу; - Э. Чемберлину; - А. Пигу; - Д. Робинсон. 4. Создатель теории монополистической конкуренции: - И. Фишер; - В. Парето; - Ф. Найт; - Д. Хикс; - Э. Чемберлин; - А. Пигу; - Д. Робинсон. 5. Создатель теории несовершенной конкуренции: - И. Фишер; - Ф. Найт; - Д. Хикс; - Э. Чемберлин; - Д. Робинсон. 6. Создателями теории благосостояния являлись: - В. Парето; - Ф. Найт; - Д. Хикс; - А. Пигу. - Д. Робинсон. Занятие 11. 1. Какое историческое событие поколебало веру в справедливость «закона рынков» Сэя: - первая мировая война; - социалистическая революция в России; - «Великая депрессия» 1929-1933 гг.; - вторая мировая война. 2. К. Викселль рассматривал макроэкономическое состояние как следствие: - состояния «реального сектора» экономики; - состояния кредитно-финансового сектора; - соотносительного изменения доходности в реальном и финансовом секторах экономики. 3. Для метода Д.М. Кейнса характерен: - каузальный подход; - функциональный подход. 4. Теория Кейнса усматривает причины депрессии и вынужденной безрабтицы: - в стихийности рыночной экономики, - в элементах огосударствления экономики; - в недостаточных инвестиционных расходах предпринимателей; - в психологических законах отношения людей к изменению потребляемой и сберегаемой частей своего дохода по мере его увеличения и высокой оценке ликвидной формы сбережений. 5. Для кейнсианства характерно: - признание необходимости участия государства в регулировании величины совокупного спроса с целью обеспечения макроэкономической стбилизации; - отрицание необходимости участия государства в регулировании величины совокупного спроса с целью обеспечения макроэкономической стбилизации; - обоснование участия государства в создании «общественных товаров»; - обоснование ключевой роли государства в обеспечении справедливого распределения доходов и богатства. 6. Кейнсианские динамические модели экономического роста разрабатывали: - Д. Хикс; - Е. Домар; - Р. Харрод; - Э. Хансен; - Р. Солоу; - П. Самуэльсон. 7. Второй неоклассический синтез П. Самуэльсона это соединение: - трудовой теории стоимости и теории предельной полезности; - в объяснении цены концепций предельной полезности и предельных издержек; - кейнсианской макроэкономической теории с маршаллианской микроэкономической теорией; - неоклассической и институциональной теорий. Занятие 12. 1. Макроэкономическая ситуация, предопределившая кризис кейнсианства и выдвижение на первый план концепций, исходящих из справедливости «закона рынков» Сэя: - «Великая депрессия»; - послевоенный общемировой экономический подъем 40-х – 50-хг. ХХ в.; - стагфляция второй половины 70-х г.; - экономических подъем 80-х г. 2. Экономист, подвергший сомнению наличие обратной зависимости между уровнями инфляции и безработицы в долгосрочном периоде: - Р. Баро; - Р. Лукас; - А. Лаффер; - М. Фридмен; - Т. Сарджент; - Э. Прескотт. 3. Экономист, сформулировавший характер зависимости между изменением ставок налогообложения доходов и размерами налоговых поступлений в бюджет: - Р. Баро; - Р. Лукас; - А. Лаффер; - М. Фридмен; - Т. Сарджент; 4. Экономист, сформулировавший эффект отрицательного воздействия государственных заимствований на объемы частных инвестиций и экономический рост (эффект вытеснения): - Р. Баро; - Р. Лукас; - А. Лаффер; - М. Фридмен; - Т. Сарджент; 5. Экономист, рекомендовавший универсальный «рецепт» лечения макроэкономической нестабильности – наращивание денежной массы в пропорции естественного темпа роста экономики: - Р. Баро; - Р. Лукас; - А. Лаффер; - М. Фридмен; - Т. Сарджент; 6. Лидер «новой классической школы»: - Р. Баро; - Р. Лукас; - А. Лаффер; - М. Фридмен; - Т. Сарджент; Занятие 13. 1. Экономист, заложивший основы технократического направления в институционализме: - Т. Веблен; - Д. Коммонс; - У. Митчелл; - Д.К. Гэлбрэйт; - Р. Коуз. 2. Экономист, заложивший основы социально-правового направления в институционализме: - Т. Веблен; - Д. Коммонс; - У. Митчелл; - Д.К. Гэлбрэйт; - Р. Коуз. 3. Экономист, заложивший основы эмпирического направления в институционализме: - Т. Веблен; - Д. Коммонс; - У. Митчелл; - Д.К. Гэлбрэйт; - Р. Коуз. 4. Экономист, создатель институциональной концепции зрелой корпорации и критик второго неоклассического синтеза: - Т. Веблен; - Д. Коммонс; - У. Митчелл; - Д.К. Гэлбрэйт; - Р. Коуз. 5. Укажите основные направления научных исследований Й. Шумпетера: - теория субъективной полезности и потребительского поведения; - экономическая динамика, циклы и роль предпринимательства; - инфляция как форма макроэкономической нестабильности; - теория истории экономического анализа; - проблемы трансформации капитализма в социализм. 6. Укажите функцию государства, необходимость которой обосновал В. Ойкен: - установление «правового поля» хозяйственной деятельности; - содействие удовлетворения потребностей граждан в «общественных товарах»; - недопущения макроэкономической нестабильности; - содействие своевременной структурной перестройке экономики как формы приспособления к НТП и изменению международного разделения труда; - защита и поощрение конкуренции на отраслевых рынках. Тематика курсовых работ 1. Идеи меркантилизма и современное внешнеэкономическое пложение России. 2. Современное значение теоретического наследия В. Петти. 3. Влияние “Богатства народов” А. Смита на современную экономическую теорию. 4. Идеи Т. Мальтуса и их современное значение. 5. Достижения и противоречия теории Д. Рикардо. 6. Содержание факториальной концепции производства и стоимости Ж.Б. Сэя и ее значение в истории экономической мысли. 7. “Закон рынков” Ж.Б.Сэя и его роль в истории экономической мысли. 8. Маркс и развитие трудовой парадигмы классической школы политэкономии. 9. Австрийская школа и ее значение для современной экономической мысли. 10. Роль А. Маршалла в становлении современной экономической теории. 11. Значение идей Д.Б. Кларка для развития микро и макро экономической теории. 12. Основные идеи К. Викселля и их место в истории экономической мысли. 13. Кейнс и “кейнсианская революция” в Экономикс. 14. Значение работ Р. Харрода и Э. Хансена в исследовании проблем макроэкономической динамики. 15. Монетарная теория М. Фридмана и ее значение для осмысления проблемы макроэкономической нестабильности. 16. Содержание и значение критики процесса этатизации экономики Ф. Хайеком. 17. Тождество и различие подходов Э. Чемберлина и Д. Робинсон в исследовании рынков с ограниченной конкуренцией. 18. Содержание и опыт практического применения современной теории предложения. 19. Тождество и различие инстиуциональных концепций Т. Веблена и Д.К. Гэлбрэйта. 20. Содержание и современное значение теоретического наследия В. Ойкена. 21. Теория семейно-трудового крестьянского хозяйства и крестьянской кооперации А.В. Чаянова. 22. Содержание и современное значение теории “больших циклов” Н.Д. Кондратьева. 23. Выдающиеся российские экономисты - математики.
Список литературы 1. Агапова И.И. История экономической мысли.—М.: ВиМ, 1997. 2. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - 4-е изд.- М.: Политиздат, 1985. 3. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. - М.,1990. 4. Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политической экономии: (Очерк теории).- 2-у изд., доп. и перереб.-М.: Экономика,1985 5. Бартеньев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): курс лекций.– М.: Издательство БЕК, 1996. 6. Бартеньев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие.—Юристъ, 1998. 7. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: Дело ЛТД, 1994. 8. Блюмин И.Г. Критика буржуазной политической экономии. Т.2. М., 1962. 9. Вишневский В.С. Основные этапы и направления развития экономической мысли. Ч.1. - Волгоград, 1999. 10. Вишневский В.С. Основные этапы и направления развития экономической мысли. Ч.П. - Волгоград, 2000. 11. Всемирная история экономической мысли. В 6 т./ МГУ им. М.В. Ломоносова; Гл. Редкол.: В.Н. Черковец (гл. ред.) и др.- М.: Мысль, 1987. 12. Гальчинский А.С. К.Маркс и развитие экономической мысли Запада.- М.:Экономика, 1990. 13. История экономических учений. Ч.1: Учебное пособие/Под. Ред. В.А.Жамина, Е.Г. Василевского. - М.: Изд-во МГУ, 1989. 14. История экономических учений. Ч.II. Учебник/ Под ред. А.Г. Худокормова.—М.: Изд-во МГУ, Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|