Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История Беларуси как наука, ее предмет, периодизация.





История Беларуси как наука, ее предмет, периодизация.

История Беларуси – это наука, изучающая исторические процессы на белорусской территории.

История зародилась одной из первых наук. Она зародилась, когда человек начал говорить. История воспитывает патриота, гражданина.

До 1990г. территория Беларуси входила в состав различных государств. Не зная историю этих государств, невозможно знать историю Беларуси.

Курс «Истории Беларуси» охватывает историю Беларуси от древнейших времен до наших дней. Он отражает историю той части человечества, которая на протяжении тысячелетий населяло территорию современной Беларуси.

Человеческое общество на территории Беларуси прошло следующие периоды своего развития.

Первобытное общество. 40 тыс. лет до н.э. – 5в. н.э. Этот период делиться на 3 этапа – каменный (40 тыс. лет до н.э. – 2 тыс. до н.э.), бронзовый (2 тыс. лет до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.), железный (начало 1 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.) века.

Средневековье. конец 5в.н.э. – 15в. Выделяются два этапа: начало перехода к классовому обществу и возникновение государственности на территории Беларуси (конец 5в. н.э. – 1 половина 13в.); развитие феодальной системы (середина 13в. – 15в.).

Новое время. 16в. – начало 20в. Делится на 2 этапа: оформление феодальной системы и назревание ее кризиса (16 – конец 18в.); генезис и укрепление капитализма, созревание кризиса буржуазного общества (конец 18 – 1917г.).

Новейшее время – с 1917г. до наших дней.

Классификация источников по истории Беларуси.

Любая наука основана на изучении своих собственных источников. Исторические источники – это документы и материалы, которые возникли в тот момент, когда происходили события или близко к нему, и могут дать более или менее объективное их толкование. Основные исторические источники делятся на 6 основных групп: археологические, этнографические, лингвистические, устные, письменные и кино-фото-фоно.

На территории Восточной Европы самые ранние памятники письменности датируются 10в., поэтому большое значение имеют другие источники.

Археологические источники – это материальные следы прошлого, обнаруженные и интерпретированные нами. Археологические источники позволяют историку делать выводы о древнейшем периоде. Их достоинство – массовость. Что позволяет делать более или менее объективные выводы; дают возможность изучать экономику, общественные отношения, материальную культуру. Их недостатки – являются немыми, их необходимо заставить говорить и от их интерпретации зависит абсолютно все; они чрезвычайно субъективны, т.к. многие изделия, обряды выявляются в единичном количестве; мы не в состоянии точно сказать – были ли эти изделия типичны. Археологические источники – категория весьма трудно интерпретируемая.

К археологическим источникам близко примыкают антропологические источники. Занимаются изучением человека, его останков с древнейших времен. Краниология – наука о черепах. Человеческий череп содержит огромную информацию о прошлом, родословной этого человека, его потомки вносят свою коррективу в его строение. Черепа были разделены на три типа: долигоцефалы (длинноголовые), брахитоцефалы (круглоголовые), мезоцефалы (среднеголовые). Кроме этого используется еще более 100 показателей. Каждому этносу соответствует свой тип черепов.

Белорусы – умеренные долигоцефалы. Русские – типичные мезоцефалы. Украинцы – мезоцефалы. Это заключается в том, какие народы были ассимилированы: русские – финно-уграми, украинца – тюрками, белорусы – балтами. Внутри каждого вида – подвиды: полесский, восточный, северный и т.д. Краниологические данные помогают внести в науку объективные показатели. Которые позволяют проследить историческую линию.

К археологическим источникам примыкаю палеоботанические и палеозоологические (останки древних животных и растений). Реставрируют природную среду. Самая ранняя пыльца датируется 450-500 тыс. лет до н.э.

Также примыкают этнографические источники (народоописание). Этнографы пытаются создать картину быта, одежды по предметам быта, дошедшим до нас.

К этнографии примыкает фольклористика – изучение устного народного творчества. Это история народа, рассказанная самим народом. Самые ранние былины записаны в Архангельской и Новгородской областях. Три типа былин киевского типа: обожествление князя Владимира, князь-эксплуататор (заставляет совершать подвиги богатырей, посылает на смерть), обыкновенный пьяница (князь).

К ним близко примыкают лингвистические источники – анализ лексики языка и анализ названий. Дает возможность выяснить контакты с носителями каких языков были более близкие контакты и в какое время (в белорусском языке – 40% балтийских слов, что говорит о балто-славянском обществе). Особое значение – названия водных объектов (гидронимические источники).

Буржуазно-демократическая историография истории Беларуси периода феодализма.

В середине 19в. усугубляется кризис феодальных отношений. Буржуазные историки объектом своего внимания сделали историю социально-экономических отношений, уделив особенно большое внимание формированию сословий, органов государственной власти и самой государственности, некоторое внимание уделялось и экономической истории.

Меняются и методологические установки. Методология провиденциализма исчезает, методологию волюнтаризма выступает редко. Важное место занимает методология географического детерминизма. В начале 20 века проникает марксистская методология.

С.М. Соловьев «История России с древнейших времен до наших дней» – предельно детализирована, имеет огромное количество ссылок и сносок, использует несколько источников сопоставления. Внимание уделяется ВКЛ и РП – политическая история Полоцких и Туровских земель, формирование ВКЛ, пограничные войны, мирные отношения. Концепция Соловьева по отношению к ВКЛ традиционна, но она более научна (он анализировал влияние католической церкви, что привело к тому, что получила распространение культура и литература на латинском языке, приведшее к всплеску культуры. Он видел и прогрессивное значение Польши, но влияние ее на ВКЛ – негативное явление, оно (ВКЛ) должно было развиваться самостоятельно. После введения ВКЛ в состав РП экономическое и культурное развитие приостанавливается, а затем начинает деградировать. Лишь ориентация на торговлю с Россией дало толчок на развитие.

Ключевский «Курс русской истории» (5т). В корне отличается от истории Соловьева. Концепция Ключевского основана на том, что читатель уже знает факты, и он дает только анализ. Роль политика должна оцениваться по шагам страны вперед и назад. Отношение к ВКЛ более теплое, он впервые применил термин «Другая Русь» - это конкурент Москвы, но унии не позволили создаться другому славянскому государству. Католическая церковь имела значение, т.к. она распространяла теории ученых на территорию славянских государств.

Неолит Беларуси.

Каменный век заканчивается эпохой неолита. Его начало определяется по-разному – с распространения шлифованный орудий труда, керамики, архаичного земледелия и животноводства. Более целесообразно отсчитывать начало неолита в лесной полосе Европы со времени, когда присваивающее хозяйство достигло максимального развития. Люди получали пищи больше, чем необходимо, и поэтому могли заготовить ее про запас. Свободное время, полученное человеком, использовалось для дальнейшего совершенствования хозяйства, быта и развития культуры. Он научился изготавливать и обжигать глиняную посуду. Наличие посуды – необходимое условие для сохранения пищи, а развитое рыболовство – главное средство ее добычи.

Неолит начался на Беларуси 4500-4000 лет до н.э. у племен, которые жили в соседних с Волынью юго-западных регионах. Кроме раннего периода в неолите выделяются средний (3500-2500 лет до н.э.) и поздний (2500-1800).

Эпоха неолита на Беларуси – это в основном история племен с гребенчатой керамикой. Населения с другой, шнуровой керамикой появилось в конце эпохи (на западе, в Прибалтике) или открывало собой новую эпоху – бронзовый век (Волынь, Поднепровье). На территории Беларуси в неолите существовала крупная этническая и культурная общность, в которую входили племена 4-х культур – неманской, днепро-донецкой, верхнеднепровской, нарвенской.

Неманская неолитическая культура.

Ареал распространения – верховья Припяти, почти все Понеманье и частично бассейн Вислы. Датировка – 4500-2000 (1800) лет до н.э. Начала формироваться в южной части ареала и только на последней стадии развития распространилась на северный запад. Известно до 300 памятников, исследовано около 30, в том числе около деревень Добрый Бор Барановичского, Камень, Лемешевичи Пинского, Низ, Русаково Слонимского районов и др. Стоянки Камень и Озерное Любанского района оказались со временем на метр ниже уровня воды.

Для культуры характерны в основном небольшие наземные жилища овальной формы с очагом в середине. Около 20 таких объектов выявлено на поселении Камень, 4 очага, обложенных камнем, имелись на стоянке Лысая Гора Столбцовского района. На позднепалеолитической стоянке Добрый Бор раскопан 3 полуземлянки прямоугольной формы с очагами. Площадь жилищ 10-13м2. Исключительным памятником культуры являются Красносельские шахты по добыче кремня (Волковыский район). Выявлено более 1000 шахт, которые углублялись в толщу мела на 5-8м. Исследовано 150 шахт и мастерские, в которых обрабатывали сырье, делали грубые заготовки для крупных орудий труда. В одной шахте найдены останки шахтера (культуры одиночных захоронений), в других – много горняцких кирок и копалок из рогов лося или оленя.

Горшки обычно имеют высокую коническую нижнюю часть, расширенную вверху, с намеченной шейкой. Среди орнаментальных мотивов – в основном поперечных полос – встречаются диагональные, треугольные узоры. На последнем этапе встречаются насечки, шнуровые оттиски. У некоторых горшков орнаментированы край и венчик с внутренней стороны. Остродонная посуда постепенно сменяется плоскодонной.

Кремневые орудия встречаются на поселениях Неманской культуры в большом количестве – много треугольных стрел, разнотипных топоров и тесел, широких и узких ножей с заостренным концом, скребков, скобелей, разных проколок. На стоянке Камень выявлено 9000 орудий из кремня, 70 из рога и кости (мотыги, топоры, проколки, ножи). Сохранились 3000 костей животных, в основном кабана, оленя, лося, тарпана, бобра, зубра или тура, и, что особенно важно, крупных рогатых животных, а также свиньи.

Днепро-донецкая культура. Ареал – Восточное Полесье, на восток от Горыни, включая низовья Березины и Сожа, а также среднее Поднепровье. Датировка – 4300-2000гг. до н.э. В северо-восточной Беларуси известно до 150 памятников, наибольшие группы около д. Осоревичи Брагинского, Юровичи Калинковичского, Лучажевичи Мозырского, Красноселье, Ломыш, Хвощевка Хойникского районов. Остатки двух жилищ выявлены на северо-западном берегу озера Литвин. Одно жилище овальное полуземляночное размерами 3,6-5м с узким входом с юга и опорным столбом посредине, остатками очага, обложенного камнями. Другое жилище – прямоугольное 4,5х5м с очагом в углу, которое было вымощено небольшими камнями. Захоронения этого времени известны только на Украине. Умерших хоронили сначала в родовой могиле, потом индивидуально: клали на спину, посыпали охрой, рядом ставили горшок. Около скелетов встречаются подвески из зубов, костяные пластины для одежды, орудия труда.

Глиняная посуда обычно низкая, широкогорлая, с высокой конической придонной частью. В позднем палеолите появляется посуда с плоским дном, изготавливались небольшие кубки, орнаментированные грузила. Орнаментация посуды очень богатая, сложно-геометрическая, с фигурами, трехзональная. Особенную красоту придают овальные лапчатые наколы. На стенке одного горшка из поселения Литвин помещен мифический эпизод: мужчина-воин, который танцует перед уткой. На посуде из Киевщины сохранились отпечатки зерен ячменя. Среди найденных вещей треугольные наконечники стрел, ножи, скребки, проколки, в основном угловые резцы, мелкие вставки рубящих и режущих орудий, иногда пластинчатые наконечники стрел, орудия из рога (тесла, топоры, проколки).

Люди днепро-донецкой культуры были высокорослыми, сильные, долихоцефалы (длинноголовые), с широким лицом, типичные северные европеоиды.

Верхнеднепровская (рогачевская) культура. Существовала в бассейне Верхнего Днепра на север от Ипути и устья Березины, охватывала междуречье и пространство в направлении от Оки до Валдая, ее датировка 4000-2000 (1800)гг. до н.э. На территории восточной Беларуси, в основном в бассейне Сожа, известно около 200 стоянок, из которых 30 раскапывались – около деревень Веть Быховского, Глыбовка, Новые Громыки, Рудня Шлягина Ветковского, Демьянки, Дубовый Лог Добрушского, Романовичи Гомельского, Струмень Кормянского районов.

На ранних стоянках около д. Дубовый Лог исследовано два круглых жилища диаметром 3м с очагом посредине. Остатки жилищ с очагом, которое было обложено камнем, нашли на стоянке Залесье. Жилища углублялись в почву на 02-04м. Несколько поздних овальных жилищ размерами 2,5-4м, которые углублены в землю на 0,8м, изучены на стоянке Струмень. Они имели неровный пол, очаг посредине или около стены и почти всегда яму неизвестного назначения. На поселении раскопано также втрое больше хозяйственных ям, рабочих мест мастеров. Исследовано прямоугольное жилище с 6 опорными столбами по периметру и очагом посредине на стоянке Лучин. Яма для обжига посуды выявлена в Лоше.

Горшки были довольно высокие с низкой конической или яйцеподобной донной частью. Край посуды оставался вертикальным. Высота, обычно больше чем диаметр, достигает 35-50см, стенки толстые, небрежно заглаженные. В глиняном тесте имелась грубая растительная примесь, позднее использовался песок. Однообразная орнаментация покрывает всю поверхность или концентрируется вверху. Почти половина узоров состоит из отпечатков гребенчатого штампа, в более раннее время крупного, затем мелкозубчатого. Любимыми были орнаменты с густо размещенных овальных ямок или лапчатых отпечатков.

На стоянках использовалось много разнотипных кремневых орудий. Встречаются пластинчатые, треугольные и ромбовидные наконечники стрел. Половина изделий – скребки, скобли, среди находок немало небольших, грубообработанных тесел, топоров, пикоподобных орудий. Костяное производство известно только по некоторым находкам в долине р. Бася. Микролитический вид инвентаря и архаичность отдельных типов орудий свидетельствует о местном происхождении верхнеднепровской культуры.

Нарвенская культура. Была распространена в северной части территории Беларуси. В 3600-1800гг. до н.э. Белорусского Поозерье от бассейна Вилии до междуречья Двины и Днепра на север от Орши, как почти вся Прибалтика, входила в ее ареал. Верхнедвинский ее вариант часто рассматривают как отдельную усвятскую культуру. Основное количество памятников размещается на берегах озер под пластами торфа. В Беларуси известно до 40 стоянок, из которых раскапывались Особец Бешенковичского, Сосенка Вилейского, Плиса Глыбокского, Головск Сенненского районов.

Над кривинскими стоянками образовался пласт торфа толщиной до 1,5м. Много интересных вещей из кости, рога и дерева дали торфяниковые поселения Осовец и Кривина. Бабиновичи и Затенье занимают промежуточное положение в отношении верхнеднепровской культуры. Со временем под воздействием культуры шнуровой керамики нарвенская эволюционировала в северобелорусскую культуру, существование которой затянулось до 1600-1500гг. до н.э.

На стоянке Осовец, которая в древности находилась на берегу большого озера, были выявлены очаг, частично сложенный из камня, остатки деревянных построек на полях; на Кривине – более 3000 костей животных. Охотились преимущественно на кабана, медведя и лося. Жилища имели двухскатную крышу, в середине – очаг. Сохранились даже остатки пищи, а рядом – скорлупа водяных орехов, желуди, раковины.

Кривинская стоянка славится в археологии своими изделиями из кости и рога, на стоянке Осовец их найдено около 450 – наконечники стрел и дротиков, шилья, проколки, тесла, топоры, гарпуны, кинжалы, рыболовные крючки. Уникальными являются изображение бородатого мужчины, вырезанное из кости лицо – «осовецкая мадонна», фигурки змея и птиц, лося, подвески из зубов бобра. Найдены также костяные подвески, браслеты, кольца, накладки, вероятно, на одежду. Торфяной слой сохранил в себе и некоторые деревянные изделия – остатки челна и весла, ложки, рукоятки орудий. Очень интересная находка – идол в виде широколицего мужчины.

Для нарвенской культуры характерны низкие горшки с высокой конической или яйцеподобной донной частью. Орнаментация состояла из редких поперечных лент или рядов. Они получались насечками, наколами, ямками, изредка нанесенными мелкозубчатами отпечатками. Позже поверхность горшков стала штриховаться и только потом покрываться орнаментом. Среди последних сетки, зигзаги, дугоподобные мотивы. Часть их выполнялась отпечатками шнура. На стенках горшков бывают изображения человека и утки.

Производство керамики – очень характерная черта эпохи, которая наступила сначала на южном западе Беларуси. Местные племена под воздействием населения Волыни и, возможно, Повисленья, научились изготавливать глиняную посуду. Они усовершенствовали присваивающее хозяйство, потом начали постепенно переходить к производящему, что обеспечило получение и сохранение прибавочного продукта. Очень много времени потребовалось на овладение примитивным земледелием и скотоводством.

Земледелие пришло на территорию Беларуси от племен Балканского полуострова, с Дуная и Днестра, через Волынь. Им овладели сначала племена нарвенской и днепро-донецкой культуры. Понадобилось не менее 2-х тысячелетий, чтобы вся Беларусь сделалась земледельческой страной. Этот величайший в истории человечества хозяйственный переворот получил название неолитической революции, однако, для большинства населения Беларуси он осуществлялся в следующую эпоху (бронзовый век).

До конца эпохи неолита на территории Беларуси жило около 5-6 тысяч – в среднем по 10-20 человек на каждой из 200 одновременно существовавших стоянок (1 человек на 30м2). Были заселены только речные долины более-менее больших рек. На территории Беларуси ареалы культур совпадали в основном с бассейнами рек Западной Двины (нарвенская), Днепра (верхнеднепровская), Припятское Полесье делили две культуры – неманская и днепро-донецкая. Могильники днепро-донецкой культуры, найденные на Украине принадлежали северным европеоидам или поздним кроманьонцам.

В связи с натиском племен древнеямной культуры постепенно исчезает днепро-донецкая культура, в бассейне Сожа появились поселения с ямочно-гребенчатой керамикой, характерной для фино-угорского населения. На юге Полесья население трипольской культуры начали вытеснять кочевники, которые хоронили умерших в ямах под курганами. В область Повисленья начали расселяться племена неманской культуры. Вероятно, на это повлияло проникновение на север Восточной Европы западной ветви фино-угорских племен. Около 20 названий рек и озер этих мест являются фино-угорскими. Местная нарвенская культура обогатилась некоторыми видами ямочно-гребенчатых орнаментов. Почти повсеместно на юг от Западной Двины пришельцы были ассимилированы местными жителями. Большую враждебность встретили племена воронковидных кубков, которые были вынуждены насыпать вокруг своих поселений валы и ставить заборы. Под их воздействие посуда становилась плоскодонной и горловина воронковидной. Однако эта культура со временем менялась, в ее составе появляется все больше шароподобных амфор (влияние древнеямной культуры). Относительно этнической принадлежности этих двух культур мнения исследователей расходятся. Бесспорно, они принадлежали северным европеоидам. Последние могли разговаривать на древнеиндоевропейском языке или освоили его под влиянием племен древнеямной культуры.

Неолитические племена делились между собой – у одних хозяйство оставалось присваивающим, основывалось на развитом рыболовстве, другие начали переход к примитивному земледелию. По-прежнему большую часть продуктов давали коллективные формы рыболовства и охоты. Общие усилия требовались при расчистке лесов под поля. Поэтому члены общины, как и в древнее время, совместно владели основными средствами ведения хозяйства. Однако появился обычай, когда охотник или земледелец оставлял себе большую долю.

В неолите особенно развивается первая форма собственности – племенная. Каждое племя занимало определенную территорию, имело свои охотничьи и рыболовецкие, а позднее и земледельческие участки.

В связи с ростом населения часть родов была вынуждена отделятся и переходить на новые места. Постепенно образовалась группа племен, говоривших на близких языках. В эпоху неолита начали создаваться значительные этнические общности, которые населяли четко очерченные области. Каждая группировка племен отличалась от соседней материальной культурой, а также особенностями духовной жизни – культами, представлениями, обычаями и традициями. Памятники материальной культуры, орудия труда, украшения, формы и орнаментация посуды, которые остались на местах поселений, обычно довольно специфические. Они объединяются в одну совокупность – археологическую культуру. Позже нарушилось соответствие культуры определенному этносу.

Полоцкая земля в 9-11вв.

Самым магутным значным княствам з усх, якя існавалі на тэрыторы Беларусі ў Х-ХІІІ стст., з’яўлялася Полацкая зямля, гістарычным ядром якой было племянное княжанне крывічоў-палачан больш раннх часоў.

У сувязі з незвычайнай гсторыяй Полацкага княства неабходна прыгадаць, што ўяўляла сабой Кіеўская Русь, якая ўзнікла ў канцы ІХ стагоддзя ва Усходняй Еўропе, там, дзе пралягаў шлях “з вараг у грэкі”. Спасылаючыся на работу К. Маркса “Выкрыцце дыпламатычнай гісторы ХVІІІ стагоддзя” (не перакладзена на рускую беларускую мовы), некаторыя даследчыкі называюць старажытную “імперыю Рурыкавічаў” “скараспелай”, “шматковай” дзяржавай і параўноўваюць яе з імперыяй Карла Вялікага – кангламератам плямен і народаў у Заходняй Еўропе. Рурыкавічы – княская дынастыя, якая замацавалася ў Кіеве, а пад “шматкамі” маюцца на ўвазе землі, што ўваходзілі ў склад Русі.

Многія сучасныя гісторыкі пішуць аб адносна адзінай дзяржаўнай структуры Кіеўскай Русі ў канцы Х-ХІ стагоддзяў, якая ў першай палове ХІІ стагоддзя канчаткова распалася на самастойныя княствы. Яна характарызуецца як сярэднявечная федэрацыя з пэўным саюзам адносін паміж князямі на пачатках сюзеранітэта-васалітэта. Зпункту гледжання дзяржаўнай арганзацыі Кіеўская Русь склаалася з розных тэрытарыяльных адзінак. Гэтыя ўтварэнні вядомы па назвай “воласць”, “зямля”, “вобласць”.

Ужо ў першым упамінанні Полацка ў пацьеўскім летапісе пад 862 годам адзначана яго воласць. Полацк тады не падпарадкаваўся Кіеву.

Полацкая зямля размяшчалася ў паўночнай Беларусі, уключаючы Віцебскую вобласць і паўночную палову Менскай. На паўночным захадзе ўладанні полацкіх князеў прасціраліся па ніжняму цячэнню Заходняй Дзвіны (Даўгавы), дзе знаходзіліся гарады Кукенойс і Герцыке, да Рыжскага заліва.

Кіеў і Ноўгарад сапернічалі паміж сабой за аб’яднанне ўсходнеславянскіх зямель, пры гэтым Полацку надавалася важнае значэнне. Кіеўск князь Аскольд разам са сваім братам Дзірам у 860-х гадах зрабіў паход на палачан і прынес м шмат бяды. Пераемнік Рурыка князь Алег у 882 годзе здолеў аб’яднаць паўночную і паўдневую Русь у адну дзяржаву са сталіцай у Кіеве.

У летапісе Полацк залічаны да гарадоў, дзе “седяху велиции князи, под Олгом суіе” ў апавяданні пра яго паход на Канстанцінопаль у 907 годзе. Упамінанне тут пра Полацк пацвярджае, што полацкая знаць і мясцовыя княз дзейнічалі, абапіраючыся на кіеўскага князя. Полацк у пачатку Х стагоддзя можна разглядаць як саюзніка Кіева. Горад на рэчцы Палата ў перыяд фарміравання старажытнарускай дзяржавы падтрымліваў кантакты з Кіевам. Даніна, што ішла ў Полацк ад грэкаў, выкарыстоўвалася на ўтрыманне полацкай дружыны, якая прымала ўдзел у гэтым удалым паходзе.

У апошняй трэці Х ст. у Полацку сядзеў незалежны ад Кіева і Ноўгарада князь Рагвалод. Яго зусім выключнае становішча сярод іншых княстваў летапісец падкрэсліў словамі “трымаў Полацкую зямлю і правіў ей”. Гэта сведчыць пра самастойнасць Полацка.

Відаць, мелі рацыю тыя гісторыкі, якія сцвярджалі, што а драматычных падзей 980 года Полацк ніколі не быў па уладай Кіева. Іншыя даследчыкі сцвярджаюць, што Полацк з сваей воласцю з’яўляліся горадам-дзяржавай. Горадам-дзяржавай таксама называюць Тураў.

У 980 годзе Уладзіміру Святаславічу, які быў таы наўгародскім князем і змагаўся з сваім братам Яраполкам за кіеўск трон, удалося захапіць Полацк. Рагвалод быў забіты, яго дачка Рагнеда прымусова стала жонкай Уладзіміра. Затым у роспачы Рагнеда зрабіла няўдалы замах на жыцце Уладзіміра была разам з сынам Ізяславам выдалена з Кіева ў Полацкую зямлю.

Уладзімір Святаславіч вымушаны быў узнавіць бацькаўшчыну Рагнеды, аддаўшы ей яе “отчину” – Полацкую зямлю. Сацыяльнай сілай, якая выражала мясцовыя палітычныя тэндэнцыі, з’яўлялася полацкае баярства. Адсюль вынікае, што ўступка была зроблена Уладзімірам гэтай рэальнай сіле ў Полацкім княстве.

Ізяслаў Уладзіміравіч з Рагнедай атрымаў спачатку Ізяслаўль (сучаснае Заслаўе), а затым, верагодна, быў запрошаны палачанамі княжыць у Полацк. Супраць гэтага не выступаў Уладзімір бо прыкладна тады, пасля хрышчэння Русі, кіеўскі князь, праводзячы адміністрацыйную рэформу, накіроўваў другіх сваіх сыноў у буйныя гарады ў якасці намеснікаў.

Знаходжанне Полацка ў склазе старажытнарускай дзяржавы было непрацяглым і нетрывалым. У адпаведнасці з уяўленнямі скандынаваў (варагаў) уся Кіеўская Русь у ХІ ст. падзялялася на тры часткі на чале з Ноўгарадам, Полацкам і Кіевам. Гэтыя гарады сапернічалі паміж сабой нават у галіне манументальнага дойлдства.

Пасля 1036г. уладу ў Кіеўскай Русі захоўвалі толькі дзве княскія галіны, сын Уладзіміра – Яраслаў Мудры ў Кіеве і праўнук Рагвалода – Брачыслаў Ізяславіч у Полацку. У ой час, калі ўсе іншыя землі на тэрыорыі старажытнарускай дзяржавы пераходзілі паводле старшынства да нашчадкаў Яраслава Мудрага, Полацк устойліва знаходзўся ў руках прадстаўнікоў мясцовага княскага роду. Добра вядомы ў старажытнай гісторыі Беларус князь Усяслаў Брачыславіч, які княжыў у Полацку з 1044 да 1101 г. Пры м Полацкае княства дасягнуа найбольшай магутнасці.

Адносіны памж Кіевам і Полацкам часта ўскладняліся ў ХІ ст. Полацк сапернічаў з Ноўгарадам і Смаленскам за суседнія раены. Калі ў першай палове ХІ ст. кіеўскія князі яшчэ стрымлівалі імкненне полацкага князя да адасаблення, дык у другой палове становішча змянілася і полацкі князь зрабіўся асноўным сапернікам Кіева. Пацверджаннем гэтага з’яўляецца Нямігская бітва, якая адбылася ў 1067г. паміж князямі Яраславічамі і полацкім князем Усяславам, пахоы Улазіміра Манамаха ў Полацкую зямлю.

Полацкія князі настойліва намагаліся пашырыць свае ўладанні, у першую чаргу, за кошт выгадна размешчаных тэрыторый, здаўна заселеных крывічамі. Перыядычныя спробы паўдневарускіх князеў прымусіць Полацк і Менск падпарадкоўвацца ўладзе Кіева прыводзілі да ваенных сутычак. Працягласць і ўпартасць барацьбы сведчаць, што полацка-менскія князі мелі моцную падтрымку ў сваім княстве.

ВКЛ в конце 13в. – 1377г.

Преодолев самые тяжелые времена, Литовское государство начинает восходить к вершине своей власти. В первую очередь это связано с деятельностью великого князя Витеня (1293-1316) – личности довольно загадочной. Нам не известно, где и когда он родился, из какого рода происходил, как умер. Историки обратили внимание на славянское имя Витеня и его сыновей – Воина и Федора. Они указывают на славянские корни. Правил Витень в Новогордке, который при нем оставался столицей ВКЛ. Князь сражался за внутреннее укрепление государства. Ему удалось добиться политического единства. Княжество Витеня началось в очень неблагоприятных условиях. В 1294г. подняли восстание жемойтские феодалы, имея намерения пойти на союз с крестоносцами. Витень мечом успокоил их.

В 1307г. Литва овладела Полоцком. Как случилось это объединение - при отсутствии документов судить сложно. Очевидно, что не военной силой, а на основе «рады»-договора, который гарантировал полочанам сохранение местных законов и суда, и с согласия полоцкого боярства и богатого купечества. Объединение ВКЛ и Полоцка скорее всего случилось через избрание полочанами своим князем сына Витеня Воина. Выгода от объединения было взаимная. Витенево войско было усилено военными силами Полоцкой земли. Полоцк сохранил вечевой строй, автономность земли, имущественные права, неподвластность великокняжескому суду, самостоятельность в вопросах веры и торговли.

Значительным территориальным приращением во время Витеня было присоединение Берестейсеой земли в 1315г.

От Витеня, как свидетельствует Ипатьевская летопись, идет наш исторический герб погоня, который сначала был личной эмблемой князя, а со временем стал гербом династии великих князей литовских, а с 1384г. – государственным гербом ВКЛ. Введение княжеского герба и общегосударственной печати, только будучи закрепленной которой приобретали юридическую силу документы, было важным централизаторским шагом.

Витенева княжение прошло в войнах с жемойтскими феодалами, прусскими и ливонскими крестоносцами, с поляками. С 1284г. после окончательного покорения тевтонами прусских территорий, ВКЛ становится объектом агрессии Прусского ордена. На протяжении 1300-1315гг. орденское войско провело 20 рейдов с территории Пруссии на Жемойть и Литву. В 1311 и 1315 годах Витень сам возглавлял походы в Пруссию. Оба они были неудачными. Поход 1315г. стал последним делом великого князя. Возвращаясь назад, он был убит молнией.

1316г. можно принять за дату завершения создания государства.

В еще более широких масштабах продолжит объединительную политику Гедимин (1316-1341), который занял великокняжеский престол после смерти отца. В 1320г. князь строит в Троках замок на острове и переносит сюда свою резиденцию. Уже при Витене доминирующая роль Новогрудка в государстве стала падать. Первой причиной этого были очень неблагоприятные внешний условия. Если в 50-70-х годах 13в. Новогрудскую землю опустошали с помощью татар галицко-волынские войска, то, начиная с 80-х годов, она становится объектом крестоносной агрессии, что не могло не подорвать экономику, а вместе с тем и политическое значение земли. Разрушение Новогрудка в 1274, 1277 и 1314гг. не могли не подействовать отрицательно на судьбу его как на стольный город государства.

Гедимин переносит столицу в Вильно, основанное на месте древнего поселения 11-12вв. на Кривой (Лысой) горе. Славянское происхождение ее первых поселенцев и названия города – бесспорно. Уже в 1323г. Вильно называется в Гедиминовых грамотах «королевским городом». Себя же он называл «королем Литвы и Руси».

В 1321 и 1322гг. после очередной победы над крестоносцами Гедимин совершил два похода на юг, в Киевскую. Волынскую и Северскую земли. Киевское княжество признает верховную власть Гедимина. Старая столица Рюриковичей была разрушена в результате монголо-татарских набегов. Но обстоятельства окончательного перехода Киевской земли под власть ВКЛ полностью не ясно. Закрепление этих земель за ВКЛ произошло уже при Ольгерде. Во время правления Гедимина к княжеству были присоединены также Витебская, Менская, Туровская земли. Вошло в состав ВКЛ также Подляшье, а в 1340г. – Волынь. Таким образом, при Гедимине большая часть современных белорусских земель оказалась в составе ВКЛ.

Гедимин умело использовал все разногласия между русскими княжествами и поддерживал противников московского князя Ивана Калиты. Влияние ВКЛ распространилось на Северную Русь. И с этим должен был считаться Калита, он вступает в контакт с Гедимином и сватает своего сына за его дочь.

Возможно, Гедимин достиг бы большего на Руси, но его внимание значительно оттягивал запад, где по-прежнему главным врагом был Тевтонский орден. Основным театром войны являлось Понемонье. Для обороны от крестоносцев Гедимин возвел первоклассные по тому времени крепости в Троках, Вильно, Медниках, Лиде, Креве. В борьбе против Ордена Гедими имел помощника – князя Давыда Гароденского, который фактически был наместником в Гародне и главным воеводой княжества. Зимой 1341-1342г. войска ВКЛ захватили крепость крестоносцев Баербург. Правда, платой за это была жизнь великого князя. С конца 1330-х гг. на вооружении у крестоносцев появилось огнестрельное оружие. Каменное ядро попало в Гедимина, который находился среди воинов. По другим данным, Гедимина отравили. Хоть большинство бояр при дворе Гедимина были православными, а сам он симпатизировал христианству, похоронили его как язычника.

Гедимин умело балансировал между восточным и западным христианством. Не ущемляя прав православной церкви, он стремился влиять на конфессиональные дела путем ставления в митрополиты своего кандидата. Появление и рост нового политического центра на Руси не прошел мимо внимания константинопольского митрополита. Об этом свидетельствует разрешение основать около 1311г. самостоятельную митрополию с центром в Новогрудке, которая охватывала Полоцку и Туровскую епархии. Литовско-новогрудским митрополитом стал Феофил. Одновременно Гедимин не прерывал контактов с католической церковью. Заключив соглашение с Ригой, он с ее помощью отправил несколько посланий папе Ивану 10, обещал ему крестить Литву по западному образцу. В 1324г. в княжество прибыло папское посольство. Однако против планов введения католичества выступили представители православного населения. ВКЛ добилось при Гедимине международного признания и начало играть заметную роль в Восточной Европе. Дипломатическим успехам Гедимина содействовала многочисленность его потомства. Дочь князя Альдона стала женой польского королевича Казимира, другие также вышли замуж за знаменитых людей. Гедимин был не против сближения с западом. Брак Гедиминовны с потомком польского короля положил начало союзническим отношениям государств.

В это время Русь Московская и Русь Литовская обрастают землями и неумолимо сближатся границами. Уже в первой половине 14в. происходили первые, пока еще небольшие столкновения между ними: поход Ивана Калиты на союзный Литве Смоленск, нападение Ольгерда на Можайск в 1341г., однако время открытого столкновения государств еще не пришло. У Гедимина было 7 сыновей. Два из них – Ольгерд и Кейстут оказали наибольшее влияние на историю.

Еще при жизни Гедимин поделил государство между сыновьями. Больше всего посчастливилось Евнуту, который получил великокняжескую власть. Ольгерду досталось Кревское и Витебское княжество, Кейстуту – Трокское, Жемойтское и Берестейское. В 1345г. Кейстут и Ольгерд свергли своего брата. Фактически братья являлись соправителями. Они разграничили «сферы влияния» и интересы. Кейстут, управляя Жемойтью и Троками, взял на себя борьбу с крестоносцами, в чем имел значительные успехи. Объявленный великим князем литовским Ольгерд (1345-1377) занимался восточной и южной политикой. Братья выполняли общую задачу – сохранение, укрепление и расширение ВКЛ. Они смогли сберечь редкое для политических деятелей качество – искреннюю братскую любовь. В то время как Кейстут охранял границы, Ольгерд продолжал дело отца – собирание русских земель.

Политическая карьера Ольгерда началась тогда, когда он женился на витебской княжне и после смерти ее отца в 1320г. был принят витебчанами на княжение.

При Ольгерде ВКЛ выступило с политической программой объединения, собирания всех русских земель и объявило себя преемником духовных и культурно-исторических традиций древней Руси. В 1359г. после смерти бывшего литовского союзника Ивана Смоленского, Ольгерд отхва<







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.