|
Аналитический и синтетический способы решения ФЗСтр 1 из 2Следующая ⇒ Физических задач (ФЗ) Классификация ФЗ. Аналитический и синтетический способы решения ФЗ Технолгия решения ФЗ с помощью алгоритмов. Систематизация задачного материала. Понятия: физическая задача, технология обучения решению ФЗ, технология решения задачи, алгоритм, процедура
Классификация ФЗ ФЗ – это небольшая проблема, которая решается на основе методов физики путем логических умозаключений, физического эксперимента и логических действий. Решение ФЗ имеет огромное значение для обучения, воспитания и развития учащихся. Обучение учащихся решению задач: 1) формирует у учащегося виды деятельности, связанные с применением знаний в конкретных ситуациях, а также способствует усвоению учащимися курса физики. 2) воспитывает у учащихся личностные и профессиональные качества: настойчивость, воля, усидчивость, самостоятельность, формирует профессиональную компетентность. 3) развивает логическое мышление в процессе овладения учащимся эвристическими и алгоритмическими приемами решения. ФЗ классифицируются по следующим основаниям: 1) содержанию, 2) форме выражения вопроса и ответа; 3) Способам выражения условия в ФЗ; 4) Способам решения ФЗ; 5) Степени сложности (рис. 1) По содержанию ФЗ делятся на группы, соответствующие резделам физики: механические задачи, задачи по молекулярной физике и термодинамике, задачи на электричество и магнетизм, задчи по оптике и т.д. По степени сложности ФЗ делятся на простые и сложные. Сложность оценивается по числу операций, которые необходимо выполнить при ее решении. Простые задачи- тренировочные, требуют знание формул и единиц физических величин и сводятся к вычислению в одно действие. Сложные задачи – задачи, решение которых предполагает выполнение нескольких действий. К ним относятся и комбинированные и творческие и олимпиадные. Задачи, в которых требуются сведения из 2-х или нескольких разделов физики называются комплексными или комбинированными. Виды классификаций ФЗ
Рис. 1. Классификация ФЗ
Геометрический способ использует знания геометрии: действия с векторами, площади и объёмы фигур. Пример – решение задач на принцип суперпозиции, задачи из геометрической оптики. Графический способ решения задачи используется, когда объектом решения задачи является график. При этом графические задачи подразделяются на 2 вида: 1) график является условием задачи; 2) график надо построить в результате решения задачи. Примером графических задач являются задачи на изопроцессы. Например, задача на нахождение работы при линейном процессе Р= кV. Работа находится как площадь трапеции.
Общий алгоритм оформления задач по физике
Рис.2.
Пример 1 частного алгоритмического предписания решения задач на динамику:
1. Сделать чертеж (размером 1/3-¼ листа) с указанием всех сил, действующих на тело. 2. Написать уравнение Ньютона в векторной форме: ® ® ® ¾ ® ¾ ® åFi=m a (напр.: Fтяги + mg + Fтр +N = ma)
3. Выбрать оси координат: X- по движению тела, y ^ x.
4. Спроецировать все силы на оси х.: …… y: ……. 5. Если есть сила трения дописать 3-е уравнение: Fтр=mN 6. Решить систему уравнений в проекциях и найти искомую величину.
Пример 2 частного алгоритмического предписания решения задач на тему «Принцип суперпозиции электростатических полей»: 1. Сделать чертеж, на котором указать векторы напряженностей электростатических полей Е 1, Е 2, Е 3 … Е n, создаваемых зарядами q1, q 2, q 3 , …q n. (Начало всех векторов находится в точке, для которой надо найти значение результирующего вектора напряжённости). 2 Написать принцип суперпозиции в векторном виде: Е 0 = Е 1 + Е 2 + … + Е n () 3.Геометрическим путем найти результирующий вектор Е0, изобразить его на чертеже и написать расчетную формулу для вычислениявеличины напряжённости Eо. 4. Найти величину напряжённости поля, создаваемого каждым зарядом Е1, Е2 …. по формуле: Ei = kqi / r², B/м () 5. Подставить числа в расчетную формулу и найти величину E0. В настоящее время общепризнано: сформировать умение решать задачи можно только с использованием алгоритмических методов. Это - единственно верный путь. В долговременной памяти учащихся скапливаются совокупность решённых типовых задач, каждую из которых ученик может воспроизвести в нужный момент времени и применить к «незнакомой» ситуации – новой нерешённой задаче. Таким образом, сокращение времени на формирование умений решению физических задач достигается за счёт: - использования алгоритмов; – уплотнения задачного материала благодаря его систематизации и распре- деления в блоки, что позволяет решать в 1,5-2 раза больше задач за то же время; – систематического проведения обобщённых занятий по решению задач.
Физических задач (ФЗ) Классификация ФЗ. Аналитический и синтетический способы решения ФЗ Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|