Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В) Представление задачных формул в виде логических цепочек





При традиционной методике рекомендуется перед решением задач осуществлять запись формул темы в тетради в виде отдельных объектов. Эффективнее представить формулы в виде логической цепочки взаимосвязанных формул, вытекающих одна из другой и заключать их в рамки, например, в виде лент. В рамке содержатся знания в сжатом виде. Примеры таких цепочек по теме «Молекулярная физика: газовые законы,уравнение Клапейрона-Менделеева» (ленты 1, 2) приведены ниже. У каждого ученика в тетради на отдельной странице должны быть оформлены такие ленты формул. Они не только хорошо запоминаются, т.к. напоминают шпаргалку, но и являются работающими опорами в решении задач. В ленте 1 помещены формулы газовых законов в развернутом виде, вытекающие одна из другой, представленные одномоментно. При решении задачи учащийся мысленно сворачивают ленту до нужной формульной пары или мысленно вырезает подходящую из неё связку формул.

Лента 1

PV = nRT= NRT/Na = mRT/M = VRT/Vм = NkT

 

 

N/Na; m/M; V/Vм k=R/ N

Обозначения: Р – давление, V – объем, m – масса газа, M – молярная масса газа, n – количество вещества (молей), N – число молекул, Na – число Авогадро, T – абсолютная температура, R – универсальная газовая постоянная,
k – постоянная Больцмана.

 

Изменение (D) в давлении Р или объеме V (слева) влечет за собой обязательное изменение какой-либо величины в уравнении справа. Это обстоятельство отражает лента формул 2.

Лента 2

D(P V) = nRDT = DNRT/Na = DmRT/M = DVRT/Vм = DNkT

 

Алгоритмическое предписание решения задач к лентам:

1. Выбрать подходящую ленту, вырезать из неё нужную связку формул – уравнение с искомой и заданными величинами – и решить его относительно искомой величины.

2. Если даны 2 газа – написать 2 уравнения состояния и для них и решить систему.

3. Если дана смесь газов – написать исходное уравнение для количества вещества смеси газов: n = n1 + n2.

Аналогичные ленты формул составляются по теме «Термодинамика» и на их основе – алгоритмы. Например, для изменения внутренней энергии газа можно записать ленту:

Лента 3

D U =3/2 k TN =3/2 PV =3/2 n RT = 3/2 RT N/Na = 3/2 RT m/M = 3/2 RT V/Vм

 

 

D D D

В ленте 4 помещены формулы, помогающие решению задач на закон сохранения механической энергии.

Лента формул 4 (закон сохранения механической энергии)

 

 

где Н – максимальная высота, h, v – высота и скорость тела в промежуточном положении, m – масса, vо, vк – начальная и конечная скорости тела.

Использование таких цепочек ускоряет процесс решения задач, так как при решении учащийся быстро выделяет (мысленно «вырезает») из цепочки нужную связку формул.

Г) Использование задачников разного уровня трудности.

Каждому учащемуся необходимо иметь три задачника разного уровняи работать по ним, постепеннопереходя к более сложному. Например, задачники: А.П. Рымкевича (1-й уровень), Н.И. Гольдфарба или Г.Н. Степановой (2-й уровень), Г.В. Меледина (3-й, олимпиадный уровень). К концу 10-го класса базовым задачником для всех становится задачник 2-го уровня.

 

При применении указанных выше методов решению физических задач в описанном режимеучитель с учащимися за два года нарешивают большое количество задач. При этом в памяти обучаемых создается «банк задач», классифицированных по блокам (темам, типам, методам решений). Учащиеся не только хорошо ориентируются в задачном материале, но и знают подходы к решению типов задач.

В долговременной памяти учащихся скапливаются совокупность решённых типовых задач, каждую из которых ученик может воспроизвести в нужный момент времени и применить к «незнакомой» ситуации – новой нерешённой задаче.

Таким образом, сокращение времени на формирование умений решению

физических задач достигается за счёт:

- использования алгоритмов;

– уплотнения задачного материала благодаря его систематизации и распре-

деления в блоки, что позволяет решать в 1,5-2 раза больше задач за то же время;

– систематического проведения обобщённых занятий по решению задач.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.