Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.





Первый случай выплаты авторского гонорара в русской журналистике произошёл в конце 1824 года. Альманах «Полярная звезда» (1823-25), издаваемый известными писателями - декабристами К. Рылеевым и А. Бестужевым, оказался очень популярным, второй выпуск окупил затраты издателей, а третий принёс неожиданную прибыль (до этого все журналы и газеты были убыточными), и издатели заплатили всем авторам гонорар.

Альманах – тонкий журнал, издаваемый один или два раза в год, или вообще выходящий нерегулярно.

Журнал «Московский телеграф» (1825-1834)

Издателем журнала был выходец из купеческого звания Николай Полевой (у него был в Москве водочный завод), одаренный журналист, получивший необходимые знания путем самообразования. По содержанию «Московский телеграф» был первым толстым, или энциклопедическим, или универсальным журналом. Полевой старался сделать свой журнал интересным как можно более широкому кругу читателей, поэтому там были разделы и новостной, и литературный, и критический, и экономический, и научный, и советы хозяину и хозяйке, вплоть до выкройки.

 

Торговое направление в русской журналистике 1820-30-х годов.

Под торговым направлением понимаются те газеты и журналы, которые впервые стали приносить прибыль и стали специально ориентироваться на эту прибыль. Это газета «Северная пчела» и журнал «Библиотека для чтения».

Газета «Северная пчела» (1825-1864)

Это самая популярная газета первой половины 19 века. Редактор Ф.В. Булгарин, человек интересной судьбы. С 1806 году офицер русской армии. В 1811 году уволенный из русской армии, Булгарин переехал в Варшаву, вступил в армию Наполеона. Участвовал в походе на Россию. В 1814 г. он попал в русский плен, потом вернулся в Петербург. Булгарин отличался необычайной предприимчивостью, с 1822 года занялся журналисткой, издавал разные журналы, в 1825 году он организовал главное своё издание - газету «Северная пчела», которой за верноподданническое направление единственной разрешили печатать политические новости, чуть позже Булгарин стал тайным агентом полиции, он писал доносы на всех слишком вольнолюбивых писателей. «Северная пчела» была официальной газетой, там печатались правительственные сообщение, одновременно её можно назвать первым в России образцом жёлтой прессы, газета поставила своей главной целью развлечение читателя, стиль был лёгкий, содержание простое, поверхностное. В газете помещались разные сплетни, слухи, анекдоты, непроверенные сенсационные новости, что очень нравилось публике. Булгарин в «Северной пчеле» впервые применил приём скрытой рекламы (открытая реклама была запрещена), за довольно большие деньги он в своих статьях упоминал в нужной контексте определённые магазины, товары и т.д. В общем Булгарин впервые в России превратил печатное издание в прибыльный бизнес.

Журнал «Библиотека для чтения» (1834-1865)

Вторым русским прибыльным изданием стал журнал «Библиотека для чтения». Владелец – купец Смирдин, впервые добившийся чёткой регулярности выхода журнала (1 числа каждого месяца). Второе и более важное нововведение – впервые была введена определённая сумма гонорара и регулярно выплачивалась авторам. С этого времени русская журналистика смогла стать настоящей профессией, которой человек мог жить, зарабатывать себе на жизнь, до сих пор ею занимались люди, уже имеющие какой-то другой доход, в основном дворяне, имеющие крестьян. Смирдин как издатель сделал удачный ход, он снизил цену на годовую подписку, и за счёт большого притока подписчиков, соблазнившихся низкой ценой, журнал стал приносить ещё больше дохода. Редактор, основной автор художественных произведений и главный литературный критик журнала - О.И. Сенковский (псевдоним Барон Брамбеус), сделал журнал самым популярным в России (тираж – 7 тыс.). Сенковский, также как Булгарин, делал акцент на развлечении публики, а не её образовании и воспитании. Он писал легко, весело, даже развязно, ярко, красочно и поверхностно, стремясь угодить публике. В критике Сенковский использовал весьма оригинальный приём, его критические статьи-обозрения выходили то в виде восточных сказок, то в виде путешествий, в сюжет которых автор довольно умело вплетал свои отзывы о литературных новинках. Это было весело, но на серьёзный идейный анализ Сенковский был не способен. Его критика больше походила на мелочные придирки к частностям, прежде всего, к разбору стиля. Сенковский думал, что путь к успеху лежит через угождение вкусам самого простого, малообразованного читателя, после того, как в 1839 году стал выходить журнал «Отечественные записки», выходивший также регулярно и плативший авторам гонорары, но заговоривший с читателем серьёзно, тираж «Библиотеки для чтения стал неуклонно падать. Кроме того, Сенковский почти всегда без спросу редактировал, исправлял по своему вкусу художественные произведения, статьи других авторов, считая, что он сделает их лучше. Наиболее серьёзным авторам это не нравилось, и никто из них не печатался в журнале.

Вот начала статьи про «Мертвые души» Гоголя.

«Вы видите меня в таком восторге, в каком никогда еще не видали. Я пыхчу, трепещу, прыгаю от восхищения: объявляю вам о таком литературном чуде, какого еще не бывало ни в одной словесности. Поэма!.. да еще какая поэма!.. Одиссея, Чайлд-Гарольд, Фауст, Онегин, с позволения сказать - дрянь в сравнении с этой поэмой. … Это, может быть, превосходит все силы вашего соображения, но это действительно так, как я вам докладываю. Никогда еще гений человеческий не производил подобной поэмы. … Можно с ума сойти от радости, если хоть немножко любишь искусство, русский язык и честь своей литературы!

Как мои благосклонные читатели, как люди от природы любопытные, как зрители моего бешеного восторга, не приготовленные к чудесам, которые не вмещаются в человеческой голове, вы, натурально, спрашиваете меня, каким размером писана эта поэма. На что я отвечаю, что в ней нет никакого размера: это поэма совершенно нового рода; поэма, какой вы еще не видали; коротко сказать, поэма не в стихах. - Так в прозе? - говорите вы. - На что я ничего не отвечаю: не могу знать, будете судить сами. В вещах, которые выше всякого понятия, всякой похвалы, всякого порицания, в вещах необъятных, как грезы тщеславия в бреду, определения и разборы невозможны. Позвольте мне смиренно прочесть вам несколько страниц этой великой, удивительной, неподражаемой, непостижимой поэмы». Далее начинаются стилистические, грамматические придирки к тексту поэмы.

 

 

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)

Самый яркий талантливый журналист, критик первой половины 19 века. Эмоциональный, страстный темперамент сочетался в Белинском со стремлением глубоко и серьёзно воспитывать, образовывать формировать читателя, влиять на его мировоззрение. Журналистика, с его точки зрения, имеет высокую миссию, она должна просвещать умы людей, и эти просвещённые люди должны делать жизнь лучше, справедливее, добрее и свободнее. Белинский не развлекал, он стремился влиять на жизнь, он проповедовал благородные идеи. Как говорили современники, он в любой своей самой маленькой заметке умудрялся учить читателя жизни. Он был литературным критиком, потому что только через отзыв о литературном произведении он имел возможность высказывать свои общественные и философские взгляды. Прямые публицистические статьи на эти тему были запрещены (так как была довольно жёсткая цензура). Особенно яркими и яростными были полемические статьи Белинского, в основном направленные против славянофилов. Белинский вкладывал душу в свои произведения, он был разночинцем, не имел другого дохода, кроме работы в журнале, он работал очень много и надорвал здоровье, умер от чахотки, то есть туберкулёза в 37 лет.

Начал свою журналистскую деятельность в 1834 году в журнале «Телескоп», который в 1836 году напечатал «Философические письма» Чаадаева с критикой России и был закрыт. Потом Белинский работает в малоизвестном журнале «Московский наблюдатель». Но основная часть журналистской деятельности Белинского началась с приходом в журнал «Отечественные записки». Там он работал почти семь лет, с 1839 по 1846 год.

Владельцем журнала «Отечественные записки» в те годы был известный русский издатель-предприниматель А.А. Краевский. Его цель была простая – сделать прибыльный журнал, разбогатеть. Он понимал, что огромная часть русской интеллигентной публики недовольна «Библиотекой для чтения» Сенковского, и он решил сделать деньги на том, чтобы объединить все передовые, прогрессивные силы русской интеллигенции в одном журнале и противопоставить их Сенковскому и Булгарину. И в этом Краевский сделал ставку на Белинского, хотя Белинский ему не нравился своим излишним бунтарством и свободолюбием, но он понял, что Белинский – самый талантливый журналист и пользуется огромным успехом у читателя, и пригласил его в качестве основного критика. Журнал имел успех исключительно благодаря Белинскому и скоро догнал, а потом и обогнал по тиражу «Библиотеку для чтения». Кроме Белинского в журнале активно печатался Герцен. Именно после прихода в «Отечественные записки» у Белинского окончательно сформировалось его мировоззрение западника и демократа. Ориентируясь в целом на европейские ценности: образованность, свободу, справедливость, законность, защита прав отдельной личности и т.д., Белинский делал акцент на социальной справедливости, на защите прав простого народа, критике крепостного права (хотя в прямую этот вопрос обсуждать было запрещено), поэтому его называют основоположником революционно-демократической мысли, на самом деле революционером он не был, это ему приписали в советское время, он был западником-демократом.

В 1846 году Белинский ушёл из «Отечественных записок», потому что Краевский откровенно эксплуатировал его, платил очень маленькие гонорары, а работать заставлял много. Белинский ушёл в журнал «Современник», который был создан ещё Пушкиным в 1836 году. В 1846 году издателем и главным редактором «Современника» стал Н.А. Некрасов, человек идейно близкий Белинскому. Журнал «Современник» в 1847-48 годах выходивший под общим руководством Белинского, стал в эти годы лучшим русским журналом, в нём печатались все лучшие художественные произведения: роман Герцена «Кто виноват?», роман Гончарова «Обыкновенная история», «Записки охотника Тургенева» и т.д.

Для примера приведу не журнальную статью Белинского, а его письмо Гоголю, которое стало одним из самых ярких подпольных публицистических произведений 19 века. Письмо распространялось переписанное от руки, читалось молодёжью, молодой Достоевский был приговорён сначала к расстрелу, а потом к каторге за публичное чтение этого письма.

В 1847 году Гоголь издал книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», сборник публицистических статей в форме прямого поучения в славянофильско-религиозном духе. Гоголь утверждал, что России не нужны европейские реформы, не нужно отменять крепостное право, вводить свободу слова и т.д. Нужно только чтобы каждый человек соблюдал основные религиозные и нравственные нормы, чтобы каждый на своём месте честно и добросовестно исполнял свой долг: крепостной крестьянин, помещик, чиновник, царь и т.д. Книга не понравилась почти никому (даже друзьям Гоголя славянофилам), не понравилась сама интонация поучения, Белинского она просто взбесила.

«Да, я любил Вас со всею страстью, с какою человек, кровно связанный с своей страною, может любить ее надежду, честь, славу, одного из великих вождей ее на пути сознания, развития, прогресса. … Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах, ни о тех воплях дикой радости, которые издали при появлении ее все враги Ваши… Вы сами видите хорошо, что от Вашей книги отступились даже люди, по-видимому, одного духа с ее духом. … Я думаю, это оттого, что Вы глубоко знаете Россию только как художник, а не как мыслящий человек, роль которого Вы так неудачно приняли на себя в Вашей фантастической книге. И это не потому, чтобы Вы не были мыслящим человеком, а потому, что Вы столько уже лет привыкли смотреть на Россию из Вашего прекрасного далека; а ведь известно, что ничего нет легче, как издалека видеть предметы такими, какими нам хочется их видеть... Поэтому Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их исполнение. А вместо этого она представляет собой ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми…, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отмена телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть…. И в это-то время великий писатель, который своими дивно художественными, глубоко истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давший ей возможность взглянуть на самое себя, как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их неумытыми рылами!.. И это не должно было привести меня в негодование?.. Да если бы Вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел Вас за эти позорные строки...».

 

Славянофилы

Главными соперниками в журнальной борьбе Белинского были славянофилы, это Алексей Хомяков, братья Константин и Иван Аксаковы, Иван Киреевский (к ним примыкал и Гоголь), главным их журналом был «Москвитянин» (1841-1856), в котором они критиковали современную русскую культуру и государственное устройство России за бессмысленное подражание Западу, отстаивали национальные допетровские традиции, национальную самобытность России, сущность которой видели в особой религиозности русского народа – в православии. Большая часть славянофилов выступали за те же реформы, что и Белинский и другие западники, за отмену крепостного права, свободу слова и т.д. Российскую власть они довольно жёстко критиковали, были в оппозиции. Они считали, что Россия должна развиваться по пути синтеза лучших достижений Европы и русской особой религиозной духовностью, соборностью.

В истории общественной мысли остались яркие споры славянофилов с западниками в 1840-е годы на страницах печати. Однако никого, хоть немного напоминавшего Белинского по темпераменту и влиянию, среди славянофилов не было.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.