Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и современность





Влияние ислама на Европу в средние века было многоплановым и разносторонним, оно коснулось в большей или меньшей степени всех уровней европейского общества, охватило самые различные сферы: бытовую, торгово-экономическую, техническую, политическую, литературную, научную, философскую, религиозную. Мыть руки перед едой, посещать бани и т.п. вошло в привычку европейцев после знакомства с арабо-мусульманской цивилизацией. Благодаря возросшим международным связям, она постепенно привнесла большие изменения в образ питания средневековых европейцев, добавив к их рациону такие восточные овощи и фрукты, как сливы, артишоки, абрикосы, цветная капуста, сельдерей, укроп, кабачки, тыкву и баклажаны, а также рис, сорго, новые сорта пшеницы, финики и сахарный тростник.

Во время крестовых походов христиане были просто поражены роскошью и эффектностью искусства мусульман. Дворцы, вышитая одежда, скатерти, портьеры и ковры оказали огромное революционизирующее значение на всё европейское искусство. Наибольшее влияние на европейское художественное искусство оказал знаменитый мусульманский орнамент. Его сила, изящество, смелость свидетельствует одновременно как о фантазии, так и о математическом образе мыслей. Его сильное воздействие увело искусство европейского средневековья еще дальше от классического наследия, еще более обогатив средневековье многочисленными дотоле неизвестными фантастичными декоративными элементами.

Европейцы заимствовали у арабов нумерацию, и с XI в. стали использоваться арабские цифры. Тогда же в Европе стала известна «алгебра», обязанная своим становлением и самим названием арабам.

Общепризнанно влияние арабских наук на развитие европейской медицины и астрономии. В области философии – это влияние учения Ибн Рушда, труды которого в Европе с изобретением книгопечатания только во второй половине XV в. издаются шесть раз; это также проблемы, связанные с влиянием взглядов Ибн Сины, заимствованием понятийных категорий, которые были разработаны мусульманскими теологами (например, понятие атрибута).



Неоспоримым историческим фактом является то, что исламские университеты оказали огромное влияние на формирование европейских университетов, создававшихся по образцу медресе на организационной модели и научном наследии исламских университетов Андалусии. Исламские университеты Андалусии, которые притягивали к себе студентов не только из Испании и стран Магриба, но и со всей Европы.

Во многом благодаря освоению европейцами арабо-мусульманской учености, в ХII в. произошло сближение теологии с физикой и метафизикой. Первые оригинальные труды по метафизике были написаны переводчиками с арабского. Арабо-мусульманской культуре средневековая Европа обязана знакомством со многими произведениями Аристотеля.

Однако в ХIV-ХV вв. появились признаки культурного отчуждения европейцев от арабо-мусульманского мира. Это отчуждение вовсе не привело к свертыванию связей между двумя культурами. Напротив, дипломатические контакты становились более регулярными, торговые отношения расширялись. Да и в области естествознания, медицины, а отчасти и философии европейцы продолжали обращаться к арабским источникам за необходимыми знаниями. Но в познавательном плане некогда живой интерес к арабо-мусульманской мысли стал угасать.

В целом, в отличие от спокойной и даже индифферентной позиции мусульман по отношению к Европе, отношение христиан к исламу было эмоциональным и духовно непримиримым. Ислам был «вызовом», он требовал ответа и постоянного внимания к себе. Чтобы успешно бороться с верой могучего и опасного соперника, ее надо было изучать.

Таким образом, ислам не только дал Европе новые знания, он существенно повлиял на характер развития культурных процессов, во многом способствовал формированию европейского самосознания. Само понятие «христианская Европа», да и вообще представление о Европе как определенной территориальной и культурной целостности, складывается у европейцев только в ходе Реконкисты в Испании и Крестовых походов, т.е. возникает из противопоставления себя мусульманскому миру.

В то же время многие исследователи, такие как Дж. Хадсон, Х.А.Р. Гибб, Х. Станг вообще склонны рассматривать ислам как часть западной цивилизации, а границу между Западом и Востоком проводят восточнее мусульманских земель.

Значение исламской цивилизации в современном мире настолько велико, что многие его явления находят отражение в мировых событиях и процессах, которые, в свою очередь, преломляются в мусульманских обществах и становятся объектом пристального внимания его интеллектуалов. От того, какие варианты развития мусульманского сообщества они предложат, во многом зависят судьбы мировой цивилизации. Несмотря на появление новых принципов развития, таких как: секуляризация политической и социально-экономической жизни в ряде мусульманских обществ, отказ от единой уммы в пользу многоконфессионального арабизма и др., большинство мусульман ищут ответы на вызовы времени в религии.

Основной тенденцией в развитии мусульманской общественно-политической мысли можно выделить восприятие демократии в контексте базовых основ исламской политической доктрины. Многие мыслители и богословы считают ее из всех форм правления в современном мире наиболее близкой к исламу и даже предтечей исламского государства. Развитие представлений о современном мусульманском демократическом обществе, а также эмиграция мусульман в другие государства ставит вопрос о предоставлении больших прав в мусульманском государстве немусульманам, вплоть до полного уравнения. Сегодня многие выступают за предоставление всем гражданам одинаковых прав, ссылаясь на пересмотр раннего подхода к концепции «покровительствуемых».

Проблема возрождения халифата теряет свою актуальность. Напротив, ряд авторитетных деятелей призывают своих единоверцев сконцентрировать все силы на интеграции в то общество, в котором они живут. С позиций халифатизма (т.е. воссоздания общемусульманского государства) выступают ряд радикальных групп, которые заняты, прежде всего, борьбой с режимами внутри стран их деятельности. Более активно обсуждается тема региональной интеграции в духе Европейского сообщества.

Стремление мусульманок активно участвовать в общественно-политической жизни не противоречит кораническим принципам, но нарушает традиционные устои и требует определенного оформления, что вызывает недовольство части общества.

Достижения мусульманской общественно-политической мысли, экономическое развитие, внутриполитическое положение и международная деятельность мусульманских государств демонстрируют тенденцию возрастания роли исламской цивилизации в мировом развитии.

 

Исторические личности:

аль-Курсави Абу-н-Наср – татарский мыслитель, родоначальник религиозного реформаторства, призывавший к активному мышлению, правотворчеству, новой трактовке мусульманских канонов путем абсолютного иджтихада.

аль-Фараби – выдающийся философ, построивший целостную систему философского наследия Аристотеля, создавший классификацию наук и разработавший социально-политическое учение о государстве и власти.

Ататюрк – лидер Турции; реформатор, начавший секуляризацию Османской империи, упразднивший институты султаната и халифата и провозгласивший республику.

Ибн Рушд (Аверроэс) – арабский философ, исследователь учения Аристотеля, комментарии к произведениям которого получили самостоятельную ценность, создатель концепции «двойственного пути к истине».

Ибн Сина (Авиценна) – выдающийся ученый, систематизировавший все современные ему философские и научные знания; автор «Канона врачебной науки», обобщившей опыт греческих, римских, персидских, среднеазиатских, индийских врачей, и автор «Книги спасения», создавшей новое толкование интеллектуальной природы сотворения Богом мира.

Омар Хайям - классик персидской поэзии, выдающийся философ, математик и астроном.

Пророк Мухаммед – основатель ислама.

Шихаб ад-дин Марджани – татарский ученый-энциклопе- дист, историк-востоковед, религиозный реформатор, стремившийся приспособить мусульманское право к потребностям общества, гражданско-административную и правовую область жизни мусульман к новой социокультурной ситуации второй половины XIX в.

Юсуф Кардави (Карадави) – глава Международной ассоциации улемов, разработчик системы и механизмов исламского банкинга, публицист, писатель, поэт.

 

Ключевые даты:

622 г. – переселение Мухаммеда из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.

VII в. – создание арабами теократического государства - халифата.

656-661 гг. – гражданская война в халифате и раскол ислама.

750 г. – переход власти халифа от династии Омейядов к династии Абассидов.

1047 г. – прекращение практики иджтихада и консервация мусульманской суннитской политико-правовой мысли, связанная с принципом следования авторитету (таклидом).

1055 г. – завоевание Багдада турками-сельджуками и распад халифата.

IХ-ХII вв. – период расцвета мусульманской культуры и ее лидерства в мировой материальной и духовной культуре.

1258 г. – гибель Багдадского халифата под ударами монголо-татар, возникновение мамлюкского султаната в Египте.

Конец ХV-начало ХVI вв. – кризис международной торговли на Ближнем Востоке и угасание мусульманских центров транзитной торговли в связи с великими географическими открытиями.

1517 г. – завоевание турками-османами мамлюкского Египта и принятие титула халифа османским султаном Селимом I.

XVI в. - появление державы Сефевидов в Персии и государства Великих Моголов в Индии.

1798 г. – завоевание Египта Наполеоном и начало политического кризиса Османской империи.

1924 г. – упразднение халифата турецким правительством Мустафы Кемаля.

1969 г. – создание Организации Исламская конференция, основного органа межгосударственного сотрудничества в рамках исламского мира.

Основные понятия:

Иджтихад – суждения авторитетного знатока религии для широкого круга мусульман по юридическо-богословским вопросам, не нашедшим конкретного отражения в Коране или Сунне.

Коран – священная книга, согласно исламскому вероучению, ниспосланная Богом пророку Мухаммеду.

Мазхабы – богословско-правовые школы, имеющие равноценное значение.

Муджтахид – человек, имеющий достаточно знаний для того, чтобы понимать и толковать источники шариата.

Султан – титул мусульманского светского правителя, легитимизация власти которого наступала после признания халифом; осуществлял назначения на все гражданские и военные должности.

Сунна – свод поступков и действий пророка Мухаммеда и первых халифов, догматизированных как источник и норма поведения мусульманина.

Суннизм – направление в исламе, признающее в качестве его источников Коран, Сунну, а также идиему – согласованное мнение.

Суфизм – практика аскетизма в исламе, направленная на познание Бога и приближение к нему через самосовершенствование.

Таклид – следование мнению раннеисламских авторитетов, принятому традиционным суннитским исламом.

Фетва – заключение, оценка какой-либо ситуации с позиций шариата и фикха, даваемое муфтием или группой знатоков шариата и фикха, либо особым органом.

Фикх – систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях.

Хадисы – предания о жизни пророка Мухаммеда.

Хариджизм – направление в исламе, признающее принцип выборности политического лидера мусульманской общиной.

Шариат – свод правовых и теологических нормативов, регламентирующих исламский образ жизни.

Шиизм – направление в исламе, признающее в качестве его источников лишь Коран и Сунну; при этом Сунна имеет редакцию отличную от суннистской, в частности, в Сунну включаются высказывания и поступки членов семьи пророка Мухаммеда и некоторых его потомков.

Эмир – правитель наместничества.

Источники:

Хадисы в переводе В. Прохоровой

Аль-Ахадис аль-'Кудсийа:

… Один человек, который жил до тебя, был призван к ответу. В его (поведении) не нашлось ничего хорошего, разве что он всегда находился среди людей и, будучи весьма богатым, он приказывал своим слугам освобождать всякого, кто находился в стесненном материальном положении от уплаты долга. Он (Пророк) поведал (нам) о том, что Аллах сказал: "В Своей щедрости Мы еще более достойны, чем вы в вашей. Отпустите его".

…Еще до тебя жил среди людей один человек, у которого была (никак не заживающая и чрезвычайно болезненная) рана. Он испытывал такие мучительные боли, что однажды (не в силах больше терпеть) он взял нож, сделал (глубокий) порез на руке и (вскоре) скончался от потери крови. Всевышний Аллах сказал: "Мой слуга сам опередил Меня. Я запретил ему Рай".

Фетва шейха Юсуфа Кардави: «Кто оживит нашу религию, в наше время?»

 

Вопрос:

Кто оживит нашу религию в соответствии с хадисом благословенного Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится: «Аллах каждые сто лет воздвигнет пред этой общиной того, кто оживит для нее ее религию».

Ответ:

… Этот хадис – лучик надежды, который вдыхает жизнь в мусульманскую умму и призывает отбросить уныние и разочарование, и укрепиться в вере, что Всемогущий Аллах не оставит общину свою в слабости, разобщенности и раздорах. Из века в век Всемогущий Аллах выдвигает из своей общины того, кто помогает в ее объединении, оживляет ее, пробуждает в мусульманах чувство большей ответственности.

Такого рода обновление и оживление религии означает духовное возрождение уммы через углубления понимания религии и направления на истинный путь.

Большинство мусульманских ученых считает, что упомянутый в хадисе «тот, кто оживит нашу религию» означает человека, которого Аллах наделил выдающимися моральными качествами и талантом ученого. Это позволяет такой личности оживить религиозное учение, сделать его актуальным для своего времени. «Оживление» религии происходит через вклад выдающегося ученого в знание Истины, совершение добрых дел, или предводительство мусульман в великом джихаде на пути Аллаха.

Исследователи также пытаются идентифицировать таких лидеров-реформаторов с конкретными именами. Так, например, большинство ученых согласны, что критериям подобной личности соответствует второй праведный халиф Умар ибн Абд аль-Азиз, во втором столетии хиджры «оживителем» может считаться Ибн Дакик аль-Айд. Но, что касается выдающихся мусульманских деятелей более поздних времен, то здесь мнения ученых сильно расходятся.

По моему суждению, упомянутый в хадисе «тот, кто...» может представлять собой как одного человека, так и группу лиц. Эта группа может включать в себя ученых, правителей, общественных лидеров, учителей религии и т. п. Они могут работать порознь, либо объединятся в сообщества и ассоциации. И свою деятельность такие персоны могут вести в разных областях – кто-то в деле дауата, кто-то в культуре, юриспруденции, педагогике или социальной политике, экономике и т. д. Лучше, конечно, если они делают это дело сообща, так как поодиночке они будут гораздо слабее, тем более перед лицом возможного противника.

Мнение о том, что обновление и реформа религиозной жизни – дело одной личности побуждает мусульман к несколько пассивному ожиданию подобного реформатора.

Я считаю, что обновление и оживление религии должно стать целью всех мусульман, объединенных в различные группы, богословские школы или общественные движения. Каждый мусульманин, ревностный в вере своей, должен принять в этом деле посильное участие. Таким образом, вопрос не в том, кто обновит нашу религию, а в том, что каждый из нас может сделать для обновления нашей религии.

Аллах Всевышний знает лучше».

По материалам сайта ИсламИнфо.ру

 

Устав Организации Исламская конференция (извлечение):

…Целями ОИК являются:

1. Укрепление исламской солидарности между государствами-членами.

2. Поддержка сотрудничества между государствами-членами в научной, культурной, социальной, экономической и других жизненно важных областях, а также проведение консультаций между государствами-членами в международных организациях.

3. Содействие ликвидации расизма и колониализма во всех его формах.

4. Проведение необходимых мероприятий для поддержания международного мира и безопасности, основанных на справедливости.

5. Координация действий во имя освобождения и сохранения целостности Святых мест и поддержки борьбы палестинского народа и оказания ему помощи во имя возвращения его прав и освобождения его территории.

6. Поддержка борьбы всех исламских народов во имя сохранения их достоинства, независимости и национальных прав.

7. Создание условий для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между государствами-членами и другими государствами.

…Государства-члены постановляют и принимают обязательства во имя осуществления целей Устава руководствоваться следующими принципами:

1. Полное равенство между государствами-членами.

2. Уважение права на самоопределение и невмешательство во внутренние дела государств-членов.

3. Уважение суверенитета, независимости и целостности территории каждого государства-члена.

4. Решение мирными средствами споров, которые могут возникнуть между государствами-членами, путем переговоров или посредничества, или примирения, или арбитража.

5. Воздержание государств-членов в отношениях между собой от применения силы или угрозы ее применения против целостности и неприкосновенности территории или политической независимости любого государства – члена Организации.

…Устав зарегистрирован в Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава ООН 1 февраля 1974 года».

Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Междунар. отношения, 1991. С. 184-188.

 

Всеобщая исламская декларация прав человека (19 сентября 1981 г.) (извлечение):

… Человеческая жизнь священна и неприкосновенна, и должны предприниматься все усилия для ее защиты. В частности, никто не должен подвергаться ранению или быть предан смерти, кроме как властью Закона. …После смерти, как и при жизни, неприкосновенным остается священный характер тела человека…

…Человек рождается свободным. Не должно быть никакого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона. …Любой человек и любой народ имеет неотъемлемое право на свободу во всех ее формах: физическую, культурную, экономическую и политическую, и должны иметь право бороться всеми доступными способами против нарушения или отмены этого права. Любой угнетенный человек или народ имеют право на законную поддержку со стороны других лиц и/или народов в этой борьбе.

…Все люди равны перед законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защиту Закона. …Все люди должны получать равную плату за равный труд…

…Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обходились в соответствии с Законом и только в соответствии с Законом. …Любой человек не только имеет право, но и обязан протестовать против несправедливости. Он должен иметь право обратиться в предусмотренном Законом порядке к властям в случае нанесения ему необоснованного ущерба. Он имеет право защищаться в случае, если ему предъявлено обвинение, и добиваться справедливого решения независимого суда в случае спора с государственными властями или любым лицом. …Любое лицо имеет право и долг защищать права любого другого лица или всей общины (хизба). …Никто не должен подвергаться дискриминации за стремление защищать свои частные или общественные права. …Каждый мусульманин имеет право и долг отказаться выполнить приказ, противоречащий Закону, от кого бы ни исходил этот приказ.

…Никто не может быть признан виновным в совершении правонарушения и понести наказание, если доказательство вины не было признано независимым судом. …Наказание должно назначаться в соответствии с Законом, пропорционально тяжести правонарушения и с учетом обстоятельств, при которых оно было совершено…

…Никакой человек не должен подвергаться психическим или физическим пыткам, унижению, угрозе причинения вреда ему или тому, кто ему дорог, кому он сочувствует, насилию с целью получения признания в совершении преступления, принуждению соглашаться с действиями, приносящими вред его интересам.

…Всякий человек имеет право защищать свою честь и репутацию от клеветы, необоснованных обвинений и умышленных попыток диффамации и шантажа.

…Принцип Корана «В религии нет принуждения» должен определять религиозные права немусульманских меньшинств. …В мусульманской стране религиозные меньшинства для ведения своих гражданских и личных дел должны иметь возможность выбора между исламским Законом и их собственными законами.

…Как предусмотрено Законом, любой член общины (Уммы) имеет право занимать государственную должность. …Процесс свободной консультации (шура) является основой административных отношений правительства с народом. В соответствии с этим принципом народ также имеет право выбирать и смещать своих правителей.

…Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, предусмотренных Законом. Напротив, человек не имеет права распространять ложь, сведения, которые могут оскорблять общественные приличия, клевету, наносить вред репутации других лиц. …Поиски знания и правды являются не только правом, но и обязанностью всякого мусульманина… …Никто не должен ни презирать, ни осмеивать религиозные убеждения других лиц, ни способствовать общественной враждебности по отношению к ним. Уважение религиозных чувств других обязательно для всех мусульман.

…Всякий человек имеет право на свободу совести и вероисповедания в соответствии со своими религиозными убеждениями.

…Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культурной и политической жизни своей общины и создавать институты и органы, предназначенные для определения того, что хорошо (мааруф), и противодействия тому, что плохо (мункяр). …Всякий человек имеет право создавать институты, позволяющие осуществить его права…

…В своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами… …Все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с Законом. …Всякий человек обладает правом собственности, которой он владеет индивидуально или совместно с другими лицами… …Бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную закятом и выделяемую в соответствии с Законом. …Все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (Уммы); запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться. …исламский Закон запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы. …Разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины (Уммы) и не нарушают исламские Законы и ценности.

…Никакое имущество не может быть экспроприировано, если это не отвечает общественным интересам. Экспроприация возможна при условии уплаты справедливой компенсации.

…Ислам чтит труд и человека труда… Он должен не только регулярно получать заработанное, но и иметь право на достаточный отдых и досуг.

…Всякий человек имеет право на пищу, жилье, одежду, образование и на медицинское обслуживание в зависимости от ресурсов общины. Эта обязанность общины распространяется в особенности на всех тех, кто не может обеспечить себя сам в силу временной или постоянной недееспособности.

…Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой… …Каждый из супругов имеет право на уважение и почитание со стороны другого… …Всякий ребенок имеет право быть на иждивении родителей и расти в семье. Запрещается заставлять работать маленьких детей и подвергать их нагрузкам, вредным для их естественного развития. …Если в силу каких-либо причин родители не способны выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, общине надлежит выполнять эти обязанности за счет общественных ресурсов. …Всякий человек имеет право на материальную поддержку, так же как и на заботу и защиту семьи в детстве, в старости или в случае недееспособности. Родители имеют право на материальную поддержку, так же как и на заботу и защиту со стороны детей. …Материнство имеет право на уважение, заботу и особую помощь со стороны семьи и общественных органов общины (Уммы)… …Никто не может вступить в брак против своей воли, утратить полностью или частично свое юридическое лицо вследствие вступления в брак.

…Всякая замужняя женщина имеет право:

…получать средства, необходимые для поддержания такого уровня жизни, чтобы он был не ниже, чем у ее супруга, а в случае развода получать в течение периода законного ожидания (идда) содержание, соответствующее средствам ее мужа, для себя самой, так же как и для детей, которых она кормит и воспитывает;… …потребовать и получить расторжение брака (хула) в соответствии с положениями Закона;… …на строгое соблюдение мужем или бывшим мужем, если она разведена, конфиденциального характера той информации, которой он может располагать на ее счет и распространение которой могло бы причинить вред ее интересам. Такая же обязанность лежит на ней по отношению к супругу или бывшему супругу.

…Всякий человек имеет право получить образование в зависимости от своих природных способностей. …Всякий человек имеет право свободы выбора профессии и карьеры, получения возможностей для полного развития своих природных способностей.

…Всякий человек имеет право на защиту своей личной жизни.

…любой мусульманин должен иметь право на свободный въезд в любую мусульманскую страну и на свободный выезд из нее…

Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Междунар. отношения, 1991. С. 195-199.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Исак Ф. Быть мусульманином. - М.: Гранд; ФАИР-пресс, 2002. - 344 с.

2. История религий. - М.: Центр «Руник», 1991. - 249 с.

3. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 1998. - 480 с.

4. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. - М.: Центр «Руник», 2001. - 240 с.

5. Религия в истории и культуре / Под ред. М.Г. Писманина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 591 с.

6. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. - М., 1965.

7. Бенвенист Э. Цивилизация. История слова. Общая лингвистика. - М., 1974.

8. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х томах. - М., 1994.

9. Грюнебаум Г.Э фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). - М., 1988.

10. Коран. Перевод смыслов и комментарии. Перевод В. Прохоровой. М., 2005.

 

 

ТЕМА 9. ЕВРОПЕЙСКИЙ МИР

 

Учебные вопросы:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.