|
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Н. ЛУМАНА ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Николас Луман (1926-1998) – немецкий социальный философ, социолог, теоретик права, ведущий представитель функционального анализа и системной теории. Основная цель Лумана – разработка понятия и теории общества. Системный подход. Основные понятия теории Лумана: Система, Комплексность, Контингентность, Самореференция, Общество. Аутопойесис в разных ситуациях требует разных семантических затрат. Выделяет два типа общества: Общество слабосегментированное – традиционное архаическое общество, аутопойесис достаточно прост и реализовался в виде мифологии. В сложносегментированных обществах дифференциация зашла очень далеко, происходит возрастание семантических затрат. Общество переводит проблему тождества в абстрактный план, акцент делается на направленность вовне. (экстравертность) Механизмы аутопойесиса: 1. Через семантику либо через структуру 2. Через тавтологию либо через парадокс
17 .СОЦИОЛОГИЯ Ф. ТЕННИСА (1855-1936) Фердинанд Теннис родился в северной Германии, 26 июля 1855 года. Главный социологический труд - «Община и общество. Как возможно общество: сущность социального он видит как сознание и самосознание в контексте рационального действия. Здесь автор вводит понятие воли. Общее обозначается Теннисом как воля сущности («Wesenwille» - действие на традициях), а индивидуальное, единичное, автономное – как воля части («Kürwille» - собственные цели). Теннис выстроил свою систему социологии. Чистая социология. Антиномические пары «Kürwille» - «Wesenwille» и «Gemeinschaft» - «Gesellschaft». Прикладная социология. Наконец, социография. Социальная статика Концепция социальной статики Тенниса акцентирована на проблемах социальноговзаимодействия и социального порядка. Социальный атом выражается формулой «2 + n», где первое слагаемое – два актора как минимум общения. Второе слагаемое означает абстрактных «других». Общество как система взаимодействия включает в себя три формы последнего: отношения, совокупности, корпорации. Социальная динамика. Дихотомия Ф. Тенниса может быть переведена из логической в историческую (временную) плоскость. Первая тенденция: от общины к обществу, от отношений родства, дружбы к отношениям формально-рационализированным, к обществу товарного фетишизма и отчуждения. Вторая тенденция – от воли к рацио, от жизни – к трезвому расчету.
Основные парадигмы в историко-социологической традиции С одержательно-парадигмальная структура социологии в таком случае может быть рассмотрена в онтологическом,методологическом и уровнево-логическом аспектах. Онтологический аспект. Главный вопрос онтологии: «что» теории - «основой мировоззрения ученого». 1) природа социальной реальности (объективизм – субъективизм). 2) источники социальной реальности ( «а кционизм – функционализм»). 3) характер функционирования общества («солидаризм – конфликтологизм»). Методологический аспект. Он тесно связан с предыдущим и отвечает на вопрос «как» теории. А именно: познаваема ли социальная реальность? каковы природа и статус теории и понятий? Каковы роль и возможности научного метода? Номинализм – реализм. Уровнево-логический аспект. В этой связи принято выделять такие уровни как макро- и микросоциология. Основные направления русской социологии досоветского периода Механицизм. Описание общества в терминах физики и механики: притяжения и отталкивания, элементов и целого, средних величин и т.п. А.И.Стронин (1827-1889), автор концепции концентрических кругов. Также Л. Винярский, Н. Воронов, Е. Спекторский и др. Органицизм. Описывает общество в биологических терминах по аналогии с живым организмом. Один из ярких представителей – П. Ф.Лилиенфельд (1829-1903). Психологизм. Выразилось в форме бихевиоризма. Примером может служить умеренный бихевиоризм П. А. Сорокина (1889-1968).Также В. М. Бехтерев, частично – Н. И. Кареев. Социогеография. Также натуралистическое направление, связывающее становление общества с природным «первотолчком». Автором русского варианта был Л. И. Мечников (1838-1888). Юридическая социология. Крупнейшими представителями направления были Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов и другие. Наиболее показателен в этом плане Б. Н. Чичерин (1828-1904). Плюрализм и интегрализм. Связан с уникальной личностью М. М. Ковалевского (1851-1916). Ковалевский предложил вариант полифакторного анализа общества.Последователями Ковалевского были Е. де Роберти и отчасти П. Сорокин. Публицистическая социология. Включает такие направления как русская идея, анархизм, субъективизм и марксизм. Русская идея в социологии. Ее автор и адепт – Н. Я. Данилевский (1822-1885). Данилевский предложил цивилизационную концепцию общества. Сторонником автора был К.Н. Леонтьев. Другое направление – анархизм, представленный фигурами М. А. Бакунина (1814-1876) и П. А. Кропоткина (1842-1921). Общество должно «твориться» индивидами, гражданами, но не через представительскую модель демократии, а через партиципативную. Субъективизм представлен фигурами П. Л. Лаврова (1823-1900) и Н. К. Михайловского (1842-1904). Развитие общества определялось ими как борьба образованного меньшинства с необразованным меньшинством (и за него). Марксизм. Во-первых, это легальный марксизм. Его представители – М. И.Туган-Барановский (1865-1919), П. Б. Струве (1870-1944)), С. Н. Булгаков (1871-1948), Н. А. Бердяев (1874-1948). Приняв идею исторического материализма и прогрессивной роли капитализма на определенном этапе (борьбы с абсолютизмом), они не приняли идеи революции и коммунизма. Во-вторых, ленинский марксизм (В.И. Ленин, К.М. Тахтарев).
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА Этап (Дореволюционный) 1) Позитивизм: Скорее не заимствование, а критика Конта. Начало натуралистических направлений 2)субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев. С. Южаков и другие. Продолжение натурализма, переход к публицистике. 3) натуралистическое направление: Механицизм (Стронин),Органицизм (Лилиенфельд), Психологизм (Сорокин, Кареев, Бехтерев), Социогеография (Мечников), Юридическая социология (Чичерин), Плюрализм и интегрализм (Ковалевский). 4) Публицистическая социология: Историко-цивилизационная («Русская идея» - Данилевский), Анархистская (Бакунин, Кропоткин), Марксизм (Туган-Барановский, Ленин, Тахтарев) Этап (Советский) 1. Ленинский период – первое десятилетие советской власти – характеризуется бурным и плодотворным развитием отечественной социологии. В академической социологии это определилось инерцией – работой уже маститых Сорокина, Кареева и других, в прикладных исследованиях – еще и политикой властей. Это время бурной издательской деятельности, развития социологии как учебной и прикладной дисциплины. 2. Во время правления Сталина ситуация кардинально изменилась. Официальная доктрина определяла социологию как буржуазную науку. Это в большей степени относилось к теоретической социологии: исторический материализм был провозглашен ее единственно верной заменой. Прикладная социология существовала эпизодически, все институциональные формы были упразднены, преподавание социологии прекращено. Превращение социологии в демографию. 3. Хрущев. В 60-е годы, с началом политической “оттепели” социология была разрешена, хотя не стала самостоятельной наукой. Ей отводился статус эмпирической дисциплины в рамках исторического материализма. В это время начинается освоение опыта зарубежных теорий и методик. В СССР начинают проникать труды зарубежных теоретиков, и одновременно с этим происходит их осмысление советскими учеными. В целом этот процесс можно охарактеризовать как «критику буржуазной социологии»: оспаривая западные теории, которые не соответствовали принципам марксизма-ленинизма, отечественные ученые знакомили интересующуюся публику с их содержанием. Данный период играет важную роль в становлении социологии, так как именно в 60-е годы XX века происходит оформление основных отраслей будущей Российской социологии. Оформляются Московская, Лениградская, Новосибирская школы. Фамилии: (Ядов, Шкаратан, Заславская, Бородкин) 4. Брежнев К концу 60-х были достигнуты большие успехи (эпоха «социологического ренессанса»): в 1968 году был создан Институт конкретных социологических исследований, десятки центров и лабораторий функционировали в регионах. В этот период продуктивно работали такие известные социологи как Ю.А. Левада, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, Г.В. Осипов, Г.М. Андреева, В.Н. Шубкин и другие. Перестройка Институциональные изменения. Так, в 1988 Институт конкретных социологических исследований (ИКСИ) был переименован в Институт социологии АН СССР (ИСАН); в 1991 создается Институт социально-политических исследований АН СССР (ИСПИ); в 1989 был создан социологический факультет МГУ, а сразу после этого – во многих других вузах страны. Была организована система подготовки и переподготовки кадров: Высшие социологические курсы при Институте молодежи, магистерские курсы и курсы переподготовки при Институте социологии РАН и др. Важным событием стало образование Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) – первого научно-исследовательского центра в стане. Особенно следует отметить позитивные шаги в переводческой и издательской сфере. К примеру, это переводы фундаментальных и «знаковых» классических трудов – как научных, так и учебных - М. Вебера, Т. Парсонса, М. Мосса, П. Бурдье, Н. Элиаса, П. Бергера, З. Баумана, Н. Смелзера, А. Мендра и др.; выход в свет ряда учебников по общей социологии, истории социологии и отраслевым социологиям. Далее, это новая профессиональная периодика: «Социологический журнал», «Вопросы социологии», «Социология: 4М» и другие. Этап (Постсоветский) К основным особенностям современного этапа российской социологии относят следующие. 1. Тематическая и институционально-организационная диверсификация. Сюда можно отнести как бурное увеличение отраслевых направлений исследований, так и появление множества образований (прежде всего, коммерческих) по сбору и обработке информации). 2. Академическая неопределенность. Здесь отметим такие моменты как кадровая инерция (значительная часть преподавательского состава вышли из кафедр общественных наук и с «параллельным» базовым образованием), а также несформированность профессионального облика и статуса профессионала-социолога. Последнее связано с отсутствием «структурных ниш» профессионального применения, за исключением вузовского преподавания. 3. Структурный дисбаланс. Выражается в перекосе в сторону прикладных и «среднетеоретических» штудий по сравнению с социологической теорией. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|