|
Темы для подготовки к экзамену по истории и теории художественного образованияСтр 1 из 4Следующая ⇒ Темы для подготовки к экзамену по истории и теории художественного образования 1. Введение в курс «Теория и методика музыкального воспитания» 2. Из истории музыкального воспитания 3. Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования. 4. Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания 5. Сущность и характеристика содержания музыкального обучения младших школьников 6. Программы по музыке для младших школьников 7. Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее 8. Методы музыкального обучения 9. Урок музыки – основная форма организации музыкального обучения. 10. Планирование как творчество учителя. Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании. Методика определения музыкального развития младших школьников. 11. Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников Тема 1: Введение в курс теории и методики музыкального воспитания Методика музыкального воспитания как наука. Методика музыкального воспитания как наука: ее предмет, цель, закономерности, принципы, взаимосвязь с другими науками. Место музыкально-методической подготовки в готовности учителя начальных классов к профессиональной деятельности. Музыка как вид искусства. Сущность и значение искусства для общества. Особенности музыкального искусства. Механизм воздействия музыки на человека. Структура художественного образа. Виды музыкальной деятельности. Воспитывающие и развивающие возможности музыки. Роль музыки в нравственном, духовном становлении личности. Значение музыки в творческом развитии ребенка. Влияние музыки на развитие речи, ее образности. Музыка как средство самовоспитания. Литература:1, 4, 5, 6, 11, 16, 21, 26, 33, 39, 42, 43, 45, 46, 52, 75, 80. Тема 2: Из истории музыкального образования Музыкальное воспитание в русской школе второй половине 19-го начале 20-го века. Место музыки в школах для народа и в школах для детей светского общества. Методика А.Н. Карасева. Бесплатная музыкальная школа (М.А. Балакирев, Г.А. Ломакин). Идеи С.И. Мироносицкого, Д.Н. Зарина, А.Л. Маслова. Бесплатные народно-певческие классы А.Д. Городцова. Московская народная консерватория. Музыкальное воспитание в русской школе 20-го века. Особенности музыкального воспитания после революции, в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, 70-е годы. Литература: 6. 16, 17, 33, 40, 41, 43, 74, 86, 88, 92. Тема 3: Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования Проблемы современного музыкального образования школьников. Причины отчужденного отношения школьников к классической музыке. Проблема педагогических кадров в организации музыкального воспитания. Технологические проблемы музыкального воспитания. Педагогика искусства (художественная дидактика) как основная тенденция развития современного музыкального воспитания Ядро художественной дидактики. Художественная деятельность как основа урока искусства. Принципы педагогики искусства. Урок-образ как ведущая форма педагогики искусства. Методы педагогики искусства. Литература: 1, 5, 13, 14, 27, 28, 39, 53, 54, 72, 91. Тема 4: Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания Цель школьного музыкального образования. Формулировка цели. Музыкальная культура общества. Ведущий компонент музыкальной культуры. Музыкальная культура личности. Главный показатель музыкальной культуры выпускника общеобразовательной школы. Ведущие задачи музыкального воспитания школьников. Характеристика ведущих задач в формулировке Д.Б. Кабалевского. Основные задачи музыкального образования в интерпретации Э.Б. Абдуллина. Принципы музыкального воспитания школьников. Общепедагогические принципы в музыкальном образовании. Принципы педагогики искусства по В.Г. Ражникову. Принципы педагогики искусства, сформулированные Л. Горюновой. Принципы, предложенные Д.Б. Кабалевским. Литература: 1, 4, 5, 6, 11, 13, 14, 16, 28, 33, 39, 44, 53, 54, 55, 72, 80, 91. Тема 5: Сущность и характеристика содержания музыкального обучения младших школьников Содержание музыкального обучения: общая характеристика. Определение понятия. Музыка – главный элемент содержания. Критерии выбора музыкального материала. Знания «ключевые» и «частные». Умения ведущие и частные. Музыкальные навыки. Средства музыкальной выразительности в содержании обучения младших школьников: ритм, метр, размер, темп, лад, тональность, аккорд, фактура, гомофония, полифония, мелодия, движение мелодии, регистр, строение мелодии, динамические оттенки. Литература: 1, 4, 5, 6. 9, 11, 13, 20, 25, 39, 44, 67, 85. Тема 6: Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского Общая характеристика. История создания. Методическое оснащение программы. Концепция Д.Б. Кабалевского как крупное достижение отечественной культуры. Направления развития программы. Цель, задачи, принципы и основополагающие методы программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского. Характеристика цели школьного музыкального образования, его центральных задач и основных принципов с точки зрения Д.Б. Кабалевского, а также ведущих методов построения уроков и всей программы. Литература: 7, 16, 28, 44, 58, 71. Тема 7: Методы музыкального обучения Сущность, специфика и классификации методов музыкального обучения. Характеристика понятия «методы музыкального обучения». Основные классификации методов музыкального обучения, исходящие из: 1) видов учебной музыкальной деятельности школьников на уроках музыки; 2) содержания музыкального образования (его отдельных элементов в их взаимосвязи); 3) основных задач музыкального образования. Характеристика основных методов современного музыкального обучения. Методы педагогики искусства. Методы стимулирования музыкальной деятельности. Методы музыкального обучения на уроках творческого типа. Литература:4, 6, 11, 14, 33, 39, 44, 62, 66, 91. Тема 8 Урок музыки - основная форма организации музыкального обучения Урок – общая характеристика. Сущность урока музыки. Основные виды учебной музыкальной деятельности на уроках музыки. Общие и отличительные черты уроков музыки и уроков по другим предметам. Типы уроков музыки. Разнообразие и своеобразие типов уроков музыки. Характеристика типов уроков. Урок творческого типа. Урок-образ. Типы уроков в программе Д.Б. Кабалевского. Литература: 4, 6, 11, 13, 14, 16, 33, 39, 44, 53. Тема 9: Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников Задачи внеклассной работы по музыке. Основные направления внеклассной работы. Кружковые и массовые формы внеклассной работы. Литература: 4, 6, 16, 32, 33, 39, 64, 69, 70, 84. Лекции 20 и 21 (темы 5.1.1, 5.1.2,5.1.3): Тема 10: Планирование как творчество учителя. Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании. Методика определения музыкального развития младших школьников. Виды планирования процесса музыкального воспитания. Функции и содержание «годичного», «четвертного», «поурочного» планов. Планирование внеклассной работы по музыкальному воспитанию. Поурочное планирование. Этапы планирования: анализ – прогноз – план. Структура планирования и отражение его основных позиций в поурочном плане-конспекте. Учет факторов, способных повлиять на эффективность урока. Оформление плана-конспекта. Структурные модели уроков музыки. Структура художественного образа и структура урока-образа. Модель (форма) урока как его композиционное строение. Одночастная, двухчастная, трехчастная модели, модели в форме рондо, вариаций, сонатного аллегро. Модель литературного произведения. Педагогическая оценка на уроках музыки. Назначение и функции педагогической оценки на уроке музыки, ее функции и критерии. Особенности оценки младших школьников. Основные формы учета и контроля в музыкальном воспитании. Разделение учета по форме и времени на индивидуальный, коллективный, текущий и итоговый. Характеристика видов учета. Основное назначение любого учета. Своеобразие учета и контроля в музыкальном воспитании. Основные критерии музыкального развития младших школьников (Ю.Б, Алиев). Критерии музыкального развития по Л.В. Школяр. Методы исследования развития музыкальной культуры учащихся, их комплексное применение. Правила составления теста. Литература: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 13, 16, 29, 33, 37, 39,43, 44, 53, 80, 81, 82. Рекомендуемая литература Основная литература
Дополнительная литература
27. Горюнова Л.В. Музыка – дети – учитель // Музыка в школе / Л.В. Горюнова.- 2001.- № 1.- С. 35-42.
Тема 1: Тема 10.: Планирование как творчество учителя 1. Виды планирования процесса музыкального воспитания В связи с тем, что учебного времени на музыку в школе отводится мало, учитель должен беречь и эффективно использовать каждую минуту. Ведь музыкально-слуховой опыт, навыки восприятия и исполнения музыки накапливаются постепенно. Добиться наибольшей результативности в этом помогает верное планирование уроков, внеклассной работы. План обеспечивает перспективу, уточнение того, что и когда дать детям, что должно составить основу, а что является дополнительным. В зависимости от срока (объема времени), на который рассчитан план, он называется «годичный», «четвертной», «поурочный». В годичном плане формулируются главные цели движения от класса к классу и определяется «модель» ученика, завершающего обучение на этом этапе или заканчивающего обучение вообще. Внимание учителя при составлении годичного плана акцентируется на решении главных задач года обучения. Установив цели года, учитель определяет содержание и средства его доведения до учащихся за более короткие сроки – учебные четверти. Его содержание (как и годичного плана) обычно намечено в программе, где указаны знания и навыки, которые необходимо дать детям за этот срок, определен и музыкальный материал. Исходя из четвертного плана, педагог разрабатывает поурочные планы, примерное содержание которого тоже чаще всего представлено в программах. Однако это не значит, что поурочный план не требует творческого подхода, учета конкретных условий работы и уровня музыкального развития детей. Четвертной план несет, пожалуй, основу рабочую нагрузку. Именно в нем намечается система уроков, которая обеспечивает выполнение задач каждой четверти и в конечном итоге – целого учебного года. В четвертных планах для каждого класса одной параллели могут быть существенные различия, которые возникают из-за особенностей класса, его «белых пятен». Изменения могут быть связаны с музыкальным материалом, сроками его освоения, но основные задачи должны совпадать. Большое значение имеет поурочный план, где намечаются цель и задачи урока, его структура, музыкальный материал, ход урока, оборудование и наглядность, время на каждый вид деятельности. При этом урок должен обеспечивать целостное развертывание его темы, не состоять из малосвязанных частей. Н.Л. Гродзенская проводила свои уроки очень свободно, но считала, что план необходим, так как помогает предусмотреть все содержание урока, точно его представить. Она считала также, что определение времени на каждый конкретный отрезок урока является достаточно условным. Точность выполнения плана зависит от сочетания разных объективных и субъективных моментов (состояние класса, учителя, индивидуальных особенностей учащихся, разнообразные непредвиденные моменты и т.д.). Внеклассная работа также требует тщательного планирования. План помогает избежать спешки, неорганизованности в работе. Заранее зная, что, когда, кем будет выполняться работа, какое участие примут ученики в организации внеклассных мероприятиях, в чем могут проявить инициативу. Сопоставление ежегодных планов музыкальных мероприятий позволяет сделать выводы о совершенствовании этой области воспитания. 2. Поурочное планирование Приступая к поурочному планированию, учитель музыки в плане-конспекте: - определить цель урока; - отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом темы, цели урока и в соответствии с принципом целостности; - структурировать последовательность различных видов деятельности детей; - определить объем времени для каждого этапа (раздела) урока; - сформулировать комплекс задач к каждому этапу (разделу) урока; - подобрать адекватные теме, целям, задачам методы, приемы работы; - продумать ход урока, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях и т.д. Известно, что процесс планирование проходит три этапа: анализ – прогноз – план. Для анализа ситуации, в которой будет проходить урок, необходимо учесть ряд факторов, которые способны повлиять на эффективность урока. Выявив таковые, необходимо запланировать урок таким образом, чтобы учесть их. К таким факторам могут быть отнесены: - ведущие мотивы, интерес детей к предмету; - насколько тема предстоящего урока может заинтересовать детей; - степень развития музыкального восприятия школьников, их музыкальных способностей; - сформированность «умения учиться» (заниматься на уроках музыки); - работоспособность класса в связи с: днем недели, порядковым расположением урока, с предыдущим уроком, с расположением в структуре четверти (начало, середина, конец; - реальность освоения всего объема работы конкретным классом; - характер внимания детей; - дисциплинированность; - жизненный опыт школьников; -активность детей; - развитость творческих способностей и умений; - уровень знаний, умений, навыков; - музыкальные предпочтения; - реальные возможности учителя; - наличие оборудования, методических пособий и т.д. Оформляться план может по-разному. Это может быть развернутый план-конспект, или опорный конспект. Сама схема плана может быть вариативной. Однако в любом случае план должен отражать все основные составляющие урока (тема, цель, задачи, музыкальный материал, оборудование, время, конкретные методы и приемы работы). 3. Структурные модели уроков музыки Урок музыки – урок искусства, а профессиональная деятельность учителя музыки и учебная деятельность школьников – деятельность художественно-творческая. Следовательно, урок должен строиться по законам художественного творчества. При этом особое внимание следует уделить конструированию и общению. Урок-образ является ведущим типом любого урока музыки, который при этом может одновременно быть уроком творчества, коллекцией, путешествием, исследованием, кроссвордом, концертом, введения в тему, углубления темы и др. В контексте сценарно-драматургического метода (Н.А. Рыбакова) любой урок музыки должен рассматриваться как развертывание определенного художественного образа, имеющего соответствующие сценарий и драматургию. Для того чтобы создать сценарий урока-образа, на наш взгляд, необходимо исходить из представлений о художественном образе, каждый из структурных элементов которого по-своему отражается в логике разработки урока. Художественный образ состоит из содержания (тема, идея, оценка автора) и формы (композиционное построение, комплекс выразительных средств). Тема соотносится с темой урока, идея равна ведущей его цели как определенному стержню урока, его основной художественно-педагогической идее. Наиболее «индивидуальный» компонент – оценка автора. В плане создания сценария урока, автором которого является учитель, она означает его собственное ценностное отношение к содержанию урока в целом, которое непосредственно отражает личностные художественно-творческие ценности педагога. Тема, идея и оценка автора (учителя) составляют неделимую основу для создания сценария урока, которая требует соответствующих адекватных средств и способов воплощения, то есть определенной формы. В первую очередь, это композиционное построение, своего рода структурная модель урока,. Поскольку урок музыки развертывается как развивающийся художественный образ, его построение должно быть аналогично какой-либо форме музыкального или литературного произведения. В зависимости от содержания урока, педагог может избрать одночастную, двухчастную, трехчастную форму, форму рондо, вариаций или сонатного аллегро, между частями которой устанавливаются логические и художественно-смысловые связи. Кроме того, в основу построения сценария может быть положена структура литературного произведения, включающая последовательность таких основных частей как пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Тема 5.1.2.: ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Темы для подготовки к экзамену по истории и теории художественного образования 1. Введение в курс «Теория и методика музыкального воспитания» 2. Из истории музыкального воспитания 3. Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования. 4. Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания 5. Сущность и характеристика содержания музыкального обучения младших школьников 6. Программы по музыке для младших школьников 7. Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее 8. Методы музыкального обучения 9. Урок музыки – основная форма организации музыкального обучения. 10. Планирование как творчество учителя. Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании. Методика определения музыкального развития младших школьников. 11. Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников Тема 1: ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|