Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Темы для подготовки к экзамену по истории и теории художественного образования





Темы для подготовки к экзамену по истории и теории художественного образования

1. Введение в курс «Теория и методика музыкального воспитания»

2. Из истории музыкального воспитания

3. Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования.

4. Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания

5. Сущность и характеристика содержания музыкального обучения младших школьников

6. Программы по музыке для младших школьников

7. Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее

8. Методы музыкального обучения

9. Урок музыки – основная форма организации музыкального обучения.

10. Планирование как творчество учителя. Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании. Методика определения музыкального развития младших школьников.

11. Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников

Тема 1:

Введение в курс теории и методики музыкального воспитания

Методика музыкального воспитания как наука. Методика музыкального воспитания как наука: ее предмет, цель, закономерности, принципы, взаимосвязь с другими науками. Место музыкально-методической подготовки в готовности учителя начальных классов к профессиональной деятельности.

Музыка как вид искусства. Сущность и значение искусства для общества. Особенности музыкального искусства. Механизм воздействия музыки на человека. Структура художественного образа. Виды музыкальной деятельности.

Воспитывающие и развивающие возможности музыки. Роль музыки в нравственном, духовном становлении личности. Значение музыки в творческом развитии ребенка. Влияние музыки на развитие речи, ее образности. Музыка как средство самовоспитания.

Литература:1, 4, 5, 6, 11, 16, 21, 26, 33, 39, 42, 43, 45, 46, 52, 75, 80.

Тема 2:

Из истории музыкального образования

Музыкальное воспитание в русской школе второй половине 19-го начале 20-го века. Место музыки в школах для народа и в школах для детей светского общества. Методика А.Н. Карасева. Бесплатная музыкальная школа (М.А. Балакирев, Г.А. Ломакин). Идеи С.И. Мироносицкого, Д.Н. Зарина, А.Л. Маслова. Бесплатные народно-певческие классы А.Д. Городцова. Московская народная консерватория.

Музыкальное воспитание в русской школе 20-го века. Особенности музыкального воспитания после революции, в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, 70-е годы.

Литература: 6. 16, 17, 33, 40, 41, 43, 74, 86, 88, 92.

Тема 3:

Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования

Проблемы современного музыкального образования школьников. Причины отчужденного отношения школьников к классической музыке. Проблема педагогических кадров в организации музыкального воспитания. Технологические проблемы музыкального воспитания.

Педагогика искусства (художественная дидактика) как основная тенденция развития современного музыкального воспитания Ядро художественной дидактики. Художественная деятельность как основа урока искусства. Принципы педагогики искусства. Урок-образ как ведущая форма педагогики искусства. Методы педагогики искусства.

Литература: 1, 5, 13, 14, 27, 28, 39, 53, 54, 72, 91.

Тема 4:

Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания

Цель школьного музыкального образования. Формулировка цели. Музыкальная культура общества. Ведущий компонент музыкальной культуры. Музыкальная культура личности. Главный показатель музыкальной культуры выпускника общеобразовательной школы.

Ведущие задачи музыкального воспитания школьников. Характеристика ведущих задач в формулировке Д.Б. Кабалевского. Основные задачи музыкального образования в интерпретации Э.Б. Абдуллина.

Принципы музыкального воспитания школьников. Общепедагогические принципы в музыкальном образовании. Принципы педагогики искусства по В.Г. Ражникову. Принципы педагогики искусства, сформулированные Л. Горюновой. Принципы, предложенные Д.Б. Кабалевским.

Литература: 1, 4, 5, 6, 11, 13, 14, 16, 28, 33, 39, 44, 53, 54, 55, 72, 80, 91.

Тема 5:

Сущность и характеристика содержания музыкального обучения младших школьников

Содержание музыкального обучения: общая характеристика. Определение понятия. Музыка – главный элемент содержания. Критерии выбора музыкального материала. Знания «ключевые» и «частные». Умения ведущие и частные. Музыкальные навыки.

Средства музыкальной выразительности в содержании обучения младших школьников: ритм, метр, размер, темп, лад, тональность, аккорд, фактура, гомофония, полифония, мелодия, движение мелодии, регистр, строение мелодии, динамические оттенки.

Литература: 1, 4, 5, 6. 9, 11, 13, 20, 25, 39, 44, 67, 85.

Тема 6:

Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского

Общая характеристика. История создания. Методическое оснащение программы. Концепция Д.Б. Кабалевского как крупное достижение отечественной культуры. Направления развития программы.

Цель, задачи, принципы и основополагающие методы программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского. Характеристика цели школьного музыкального образования, его центральных задач и основных принципов с точки зрения Д.Б. Кабалевского, а также ведущих методов построения уроков и всей программы.

Литература: 7, 16, 28, 44, 58, 71.

Тема 7:

Методы музыкального обучения

Сущность, специфика и классификации методов музыкального обучения. Характеристика понятия «методы музыкального обучения». Основные классификации методов музыкального обучения, исходящие из: 1) видов учебной музыкальной деятельности школьников на уроках музыки; 2) содержания музыкального образования (его отдельных элементов в их взаимосвязи); 3) основных задач музыкального образования.

Характеристика основных методов современного музыкального обучения. Методы педагогики искусства. Методы стимулирования музыкальной деятельности. Методы музыкального обучения на уроках творческого типа.

Литература:4, 6, 11, 14, 33, 39, 44, 62, 66, 91.

Тема 8

Урок музыки - основная форма организации музыкального обучения

Урок – общая характеристика. Сущность урока музыки. Основные виды учебной музыкальной деятельности на уроках музыки. Общие и отличительные черты уроков музыки и уроков по другим предметам.

Типы уроков музыки. Разнообразие и своеобразие типов уроков музыки. Характеристика типов уроков. Урок творческого типа. Урок-образ. Типы уроков в программе Д.Б. Кабалевского.

Литература: 4, 6, 11, 13, 14, 16, 33, 39, 44, 53.

Тема 9:

Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников

Задачи внеклассной работы по музыке.

Основные направления внеклассной работы.

Кружковые и массовые формы внеклассной работы.

Литература: 4, 6, 16, 32, 33, 39, 64, 69, 70, 84.

Лекции 20 и 21 (темы 5.1.1, 5.1.2,5.1.3):

Тема 10:

Планирование как творчество учителя. Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании. Методика определения музыкального развития младших школьников.

Виды планирования процесса музыкального воспитания. Функции и содержание «годичного», «четвертного», «поурочного» планов. Планирование внеклассной работы по музыкальному воспитанию.

Поурочное планирование. Этапы планирования: анализ – прогноз – план. Структура планирования и отражение его основных позиций в поурочном плане-конспекте. Учет факторов, способных повлиять на эффективность урока. Оформление плана-конспекта.

Структурные модели уроков музыки. Структура художественного образа и структура урока-образа. Модель (форма) урока как его композиционное строение. Одночастная, двухчастная, трехчастная модели, модели в форме рондо, вариаций, сонатного аллегро. Модель литературного произведения.

Педагогическая оценка на уроках музыки. Назначение и функции педагогической оценки на уроке музыки, ее функции и критерии. Особенности оценки младших школьников.

Основные формы учета и контроля в музыкальном воспитании. Разделение учета по форме и времени на индивидуальный, коллективный, текущий и итоговый. Характеристика видов учета. Основное назначение любого учета. Своеобразие учета и контроля в музыкальном воспитании.

Основные критерии музыкального развития младших школьников (Ю.Б, Алиев). Критерии музыкального развития по Л.В. Школяр. Методы исследования развития музыкальной культуры учащихся, их комплексное применение. Правила составления теста.

Литература: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 13, 16, 29, 33, 37, 39,43, 44, 53, 80, 81, 82.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для вузов / Э. Б. Абдуллин. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
  2. Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / Н. П. Корыхалова. - СПб.: Композитор, 2004. - 272 с.
  3. Кульневич С. В. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей нач. классов, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. вузов и колледжей/ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: УЧИТЕЛЬ, 2006. - 256 с.
  4. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
  5. Музыкальное образование в школе: Учеб пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.
  6. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 301 с.
  7. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. / Под рук. Д.Б. Кабалевского. 2-е изд. – М., Просвещение, 2005. – 225 с.
  8. Пчелкина Т.В. Диагностика и развитие музыкальных способностей: Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками / Т. В. Пчелкина. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
  9. Основы теоретического музыкознания: Учебное пособие для вузов / А.И. Волков [и др.]; под ред. М. И. Ройтерштейна. - М.: Академия, 2003. - 272 с

Дополнительная литература

  1. Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь: Учебное пособие для дошк. и младш. школ. возраста / Л.М. Абелян; комп. В. Степанов. - М.: Советский композитор, 1989. - 32 с.
  2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
  3. Агапова И.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы / И.А.Агапова, М.А. Давыдова. – М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002. – 240 с.
  4. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю.Б. Алиев. – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. – 352 с.
  5. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
  6. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: На лугу: Учебно-метод. пособие / Н. Н. Алпарова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 127 с.
  7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
  8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - М.-Л.: Музыка, 1965. – 151 с.
  9. Басина Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э. Басина, О.А. Суслова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 144 с.
  10. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для муз. фак. пед. вузов / Л. А. Безбородова. - М.: Флинта, 2000. - 216 с.
  11. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие / М.Ш. Бонфельд. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
  12. Борев Ю. Эстетика / Ю. Борев. – М.: Политиздат, 1988.
  13. Введение в музыкальную стилистику ХХ века: (1-3 кл. ДМШ), Ч. 1 / сост. А.А. Виниченко. - Саратов: Лицей, 1998.-65 с.
  14. Введение в музыкальную стилистику ХХ века: (1-3 кл. ДМШ), Ч. 2 / сост. А. А. Виниченко. - Саратов: Лицей, 1998. - 65 с.
  15. Воронова Е.С. Музыка, творчество, здоровье: Методическое пособие / Е.С. Воронова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 44 с.
  16. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь: Для детей млад. возраста / Н.А. Ветлугина. -4-е изд., перераб.. - М.: Музыка, 1988. - 111 с.
  17. Выготский Л.С. Психология искусства: 2-е изд. исп. и доп. / Л.С. Выготский. – М.: Искусство, 1968. – 576 с.

27. Горюнова Л.В. Музыка – дети – учитель // Музыка в школе / Л.В. Горюнова.- 2001.- № 1.- С. 35-42.

  1. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе / Л.В. Горюнова. – 1988. – № 2. - С. 7-17.
  2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 1993. – 190 с.
  3. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку / Н.Л. Гродзенская. – М.: Музыка, 1969. – 76 с.
  4. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для пед. вузов/ Е. Л. Гуревич. - М.: Академия, 1999. - 320 с.
  5. Давыдова М.А. Музыкальные вечера в школе: композиции, сценки, викторины / М.А. Давыдова, И.А. Агапова. – М.: Рольф, 2001. – 288 с.
  6. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. уч-щ / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
  7. Духовная музыка: Россия и Запад: Программы общеобразовательных школ / Авт.–сост. И.В. Кошмина, В.В. Алеев. – М.: Просвещение, 1994. – 61 с.
  8. Жаворонушки: Песни. Приговорки. Прибаутки. Считалки. Потешки. Вып. 5 / сост. Г. Науменко. - М.: Советский композитор, 1988. - 112 с.
  9. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для вузов / В. Л. Живов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
  10. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987. - 159 с.
  11. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учеб. пособие для вузов / В.А. Самарин. - М.: Академия, 2002. - 352с.
  12. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
  13. Иванцова Н.Ф. Культура России в начале XX века (1900-1917 гг.): Учебное пособие / Н. Ф. Иванцова. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, - 2003. - 43 с.
  14. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.
  15. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Собр. соч.: в 10 т., т. 6: кн.1 / И.А. Ильин / Сост. и комм. Ю.Т. Лисицы. – М.: Русская книга, 1996. – С. 51 – 182.
  16. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып.1. Ч.2 / Сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. - М.: Прометей, 1991. – 194 с.
  17. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985. – С. 2 - 30.
  18. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 205 с.
  19. Коган Л. Искусство и мы / Л. Коган. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 272 с.
  20. Кодай З. Пятиступенчатая музыка / З. Кодай. Будапешт: ZenemuKiado, 1962. – 50 с.
  21. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие в 2 ч., ч. 1 / Т. Ф. Коренева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 112 с.
  22. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие в 2 ч., ч. 2 / Т. Ф. Коренева. - М.: ВЛАДОС, 2001.-104 с.
  23. Коэн В. Метод музыкальных «зеркал» // Искусство в школе / В. Коэн. - 1999.- №5 - С. 10 - 14.
  24. Кутузова И. А. Музыкальный калейдоскоп: Методическое пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / И. А. Кутузова. - М.: ИИП, 2002. - 165 с.
  25. Лосев А.В. Основной вопрос философии музыки // Советская музыка / А.В. Лосев. – 1990. - № 11. – С. 11-12.
  26. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика / Л.П. Маслова. – Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 1997.– 216 с.
  27. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 1981.- 96 с.
  28. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
  29. Музыка. 1 класс: Поурочные планы по учебнику Г.С. Ригиной / Авт.-сост. О.В. Тузлаева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 151 с.
  30. Музыка. 3 класс: Поурочные планы (по программе Э.Б. Абдуллина и др.) Под научным руководством Д.Б. Кабалевского) / Авт.–сост. Т.С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 153 с.
  31. Музыка. 4 класс. Часть 1: Поурочное планирование уроков музыки (по программе Д.Б. Кабалевского) / Авт. – сост. Ю.Д. Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 112 с.
  32. Музыка. 1 – 4 классы: Программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кинчак. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.
  33. Музыка: Для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 кл. - Волгоград: Учитель, 2000. - 100с.
  34. Музыкальная грамота в "сказках" и "сказочках": В помощь ученикам и их родителям: 1-7 классы дет. муз. школы. - М.: Кифара, 2002. - 220с.
  35. Музыка: начальная школа: программно-методические материалы/ сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 288с.
  36. Музыка. Начальные классы: Программы общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шамина. – М.:. Просвещение, 2005. – 22 с.
  37. Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников. - Волгоград: Учитель, 2002. - 144с.
  38. Музыкальный фольклор. 1–4 классы: Программы для средних общеобразовательных учреждений / Авт.–сост. Л.Л. Куприянова, Л.В. Шамина. – М.: Просвещение, 1992. – 15 с.
  39. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт.—сост. Н.А. Терентьева. – М., Просвещение, 1994. – 78 с.
  40. Музыкальная азбука от "А" до "Я": Путеводитель по классике. - М.: РОСМЭН, 2001. – 22 с.
  41. Плужников К.И. Механика пения: Принципы постановки голоса / К.И. Плужников. - СПб.: Композитор, 2004. – 88 с.
  42. Погорельский Ю.М. Сценарии детских музыкальных представлений / Ю.М. Погорельский. - М.: Изд. дом "Литера", 2001. - 192с.
  43. Праздники в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2001. - 101 с.
  44. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы / Научный руководитель Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985. – 158 с.
  45. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии / В.Г. Ражников. – 1988. - № 1. – С. 33-41.
  46. Руднева С. Д. Ритмика: музыкальное движение / С. Д. Руднева, Э. М. Фиш. - М.: Просвещение, 1972. -334 с.
  47. Русские композиторы: История отечественной музыки в биографиях ее творцов / Сост. и науч. ред. Л.А. Серебрякова. - Челябинск: Урал LTD. - 2001.-504 с.
  48. Рыбакова Н.А. Художественно-творческая самоактуализация учителя музыки: вопросы теории и практики: Монография / Н.А. Рыбакова. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005. – 203 с.
  49. Самарин В,А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учеб. пособие для вузов / В.А. Самарин. - М.: Академия, 2002. - 352с.
  50. Славкин М.И. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно-метод. пособие / Славкин М.И. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 124 с.
  51. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. - М.: Артист. Режиссер. Театр., 2002. – 487 с.
  52. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению / Стулова Г.П.: Учеб. пособие. - М., 1988.-- 69с.
  53. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры / Р.А. Тельчарова. - М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
  54. Теплов Б.М. Основные музыкальные способности // Избранные труды: В 2 т. / Б.М. Теплов. – М., 1985. – Т. 1. - С. 209–222.
  55. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: АПН РСФСР, 1961. – 408 с.
  56. Усачева В.О. Музыкальное искусство: 1 класс: Методическое пособие для учителя / Усачева В.О. - М.: Вентана-Графф, 2003.-176с.
  57. Фатеев С.В. Детские и музыкальные праздники / С. В. Фатеев. - М.: Лабиринт-пресс, 2000.-432 с.
  58. Холопова В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм: Учеб. пособие / В.Н. Холопова. -СПб.: Лань, 2002. - 368с.
  59. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для ин-тов / сост. О. А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1987. - 271 с.
  60. Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие / Н.А. Царева. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. – 93 с.
  61. Шацкая В. Н. Музыка в школе: 9-11 кл.: кн. 2 / В. Н. Шацкая. - М.: АПН РСФСР, 1963.-164 с..
  62. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре: Методика и опыт работы вокально-хоровой школы "Мечта"/ В. А. Шереметьев. - Челябинск: Версия, 1998.-256 с..
  63. Ширяева Н.С. Русское народное творчество. Экспериментальная программа для двухчасовых занятий в общеобразовательной школе. 1 - 3 классы Н.С. Ширяева. – М.: изд-во МПГУ, 1990. – 142 с.
  64. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др.. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 336 с.
  65. Яворский Б.Л. Первоначальные упражнения в голосоведении в мажорном ладу / Б.Л. Яворский. – М.: Гос. изд-во Музык. сектор, 1928. – 29 с.

Тема 1:

Тема 10.: Планирование как творчество учителя

1. Виды планирования процесса музыкального воспитания

В связи с тем, что учебного времени на музыку в школе отводится мало, учитель должен беречь и эффективно использовать каждую минуту. Ведь музыкально-слуховой опыт, навыки восприятия и исполнения музыки накапливаются постепенно. Добиться наибольшей результативности в этом помогает верное планирование уроков, внеклассной работы. План обеспечивает перспективу, уточнение того, что и когда дать детям, что должно составить основу, а что является дополнительным.

В зависимости от срока (объема времени), на который рассчитан план, он называется «годичный», «четвертной», «поурочный».

В годичном плане формулируются главные цели движения от класса к классу и определяется «модель» ученика, завершающего обучение на этом этапе или заканчивающего обучение вообще. Внимание учителя при составлении годичного плана акцентируется на решении главных задач года обучения.

Установив цели года, учитель определяет содержание и средства его доведения до учащихся за более короткие сроки – учебные четверти. Его содержание (как и годичного плана) обычно намечено в программе, где указаны знания и навыки, которые необходимо дать детям за этот срок, определен и музыкальный материал. Исходя из четвертного плана, педагог разрабатывает поурочные планы, примерное содержание которого тоже чаще всего представлено в программах. Однако это не значит, что поурочный план не требует творческого подхода, учета конкретных условий работы и уровня музыкального развития детей. Четвертной план несет, пожалуй, основу рабочую нагрузку. Именно в нем намечается система уроков, которая обеспечивает выполнение задач каждой четверти и в конечном итоге – целого учебного года.

В четвертных планах для каждого класса одной параллели могут быть существенные различия, которые возникают из-за особенностей класса, его «белых пятен». Изменения могут быть связаны с музыкальным материалом, сроками его освоения, но основные задачи должны совпадать.

Большое значение имеет поурочный план, где намечаются цель и задачи урока, его структура, музыкальный материал, ход урока, оборудование и наглядность, время на каждый вид деятельности. При этом урок должен обеспечивать целостное развертывание его темы, не состоять из малосвязанных частей.

Н.Л. Гродзенская проводила свои уроки очень свободно, но считала, что план необходим, так как помогает предусмотреть все содержание урока, точно его представить. Она считала также, что определение времени на каждый конкретный отрезок урока является достаточно условным. Точность выполнения плана зависит от сочетания разных объективных и субъективных моментов (состояние класса, учителя, индивидуальных особенностей учащихся, разнообразные непредвиденные моменты и т.д.).

Внеклассная работа также требует тщательного планирования. План помогает избежать спешки, неорганизованности в работе. Заранее зная, что, когда, кем будет выполняться работа, какое участие примут ученики в организации внеклассных мероприятиях, в чем могут проявить инициативу. Сопоставление ежегодных планов музыкальных мероприятий позволяет сделать выводы о совершенствовании этой области воспитания.

2. Поурочное планирование

Приступая к поурочному планированию, учитель музыки в плане-конспекте:

- определить цель урока;

- отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом темы, цели урока и в соответствии с принципом целостности;

- структурировать последовательность различных видов деятельности детей;

- определить объем времени для каждого этапа (раздела) урока;

- сформулировать комплекс задач к каждому этапу (разделу) урока;

- подобрать адекватные теме, целям, задачам методы, приемы работы;

- продумать ход урока, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях и т.д.

Известно, что процесс планирование проходит три этапа: анализ – прогноз – план. Для анализа ситуации, в которой будет проходить урок, необходимо учесть ряд факторов, которые способны повлиять на эффективность урока. Выявив таковые, необходимо запланировать урок таким образом, чтобы учесть их. К таким факторам могут быть отнесены:

- ведущие мотивы, интерес детей к предмету;

- насколько тема предстоящего урока может заинтересовать детей;

- степень развития музыкального восприятия школьников, их музыкальных способностей;

- сформированность «умения учиться» (заниматься на уроках музыки);

- работоспособность класса в связи с: днем недели, порядковым расположением урока, с предыдущим уроком, с расположением в структуре четверти (начало, середина, конец;

- реальность освоения всего объема работы конкретным классом;

- характер внимания детей;

- дисциплинированность;

- жизненный опыт школьников;

-активность детей;

- развитость творческих способностей и умений;

- уровень знаний, умений, навыков;

- музыкальные предпочтения;

- реальные возможности учителя;

- наличие оборудования, методических пособий и т.д.

Оформляться план может по-разному. Это может быть развернутый план-конспект, или опорный конспект. Сама схема плана может быть вариативной. Однако в любом случае план должен отражать все основные составляющие урока (тема, цель, задачи, музыкальный материал, оборудование, время, конкретные методы и приемы работы).

3. Структурные модели уроков музыки

Урок музыки – урок искусства, а профессиональная деятельность учителя музыки и учебная деятельность школьников – деятельность художественно-творческая. Следовательно, урок должен строиться по законам художественного творчества. При этом особое внимание следует уделить конструированию и общению.

Урок-образ является ведущим типом любого урока музыки, который при этом может одновременно быть уроком творчества, коллекцией, путешествием, исследованием, кроссвордом, концертом, введения в тему, углубления темы и др.

В контексте сценарно-драматургического метода (Н.А. Рыбакова) любой урок музыки должен рассматриваться как развертывание определенного художественного образа, имеющего соответствующие сценарий и драматургию.

Для того чтобы создать сценарий урока-образа, на наш взгляд, необходимо исходить из представлений о художественном образе, каждый из структурных элементов которого по-своему отражается в логике разработки урока.

Художественный образ состоит из содержания (тема, идея, оценка автора) и формы (композиционное построение, комплекс выразительных средств). Тема соотносится с темой урока, идея равна ведущей его цели как определенному стержню урока, его основной художественно-педагогической идее. Наиболее «индивидуальный» компонент – оценка автора. В плане создания сценария урока, автором которого является учитель, она означает его собственное ценностное отношение к содержанию урока в целом, которое непосредственно отражает личностные художественно-творческие ценности педагога.

Тема, идея и оценка автора (учителя) составляют неделимую основу для создания сценария урока, которая требует соответствующих адекватных средств и способов воплощения, то есть определенной формы.

В первую очередь, это композиционное построение, своего рода структурная модель урока,. Поскольку урок музыки развертывается как развивающийся художественный образ, его построение должно быть аналогично какой-либо форме музыкального или литературного произведения. В зависимости от содержания урока, педагог может избрать одночастную, двухчастную, трехчастную форму, форму рондо, вариаций или сонатного аллегро, между частями которой устанавливаются логические и художественно-смысловые связи.

Кроме того, в основу построения сценария может быть положена структура литературного произведения, включающая последовательность таких основных частей как пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Тема 5.1.2.:

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Методика музыкального воспитания как наука: ее предмет, цель, закономерности.
  2. Принципы методики музыкального воспитания, ее взаимосвязь с другими науками.
  3. Значение музыкально-методической подготовки в готовности учителя начальных классов к профессиональной деятельности.
  4. Сущность и значение искусства для общества. Особенности музыкального искусства.
  5. Воспитывающие и развивающие возможности музыки.
  6. Музыкальное воспитание в русской школе второй половине 19 начале 20 века. Место музыки в школах для народа и в школах для детей светского общества. Методика А.Н. Карасева.
  7. Музыкальное воспитание в русской школе второй половине 19 начале 20 века.
  8. Музыкально-педагогическая деятельность Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского. Вклад Б.М. Теплова в музыкальную педагогику.
  9. Музыкально-педагогическая деятельность В.Н. и С.Т. Шацких, Н.Л. Гродзенской.
  10. Особенности музыкального воспитания после революции, в 20-е и 30-е годы ХХ века.
  11. Особенности музыкального воспитания в 40-е, 50-е, 60-е и 70-е годы ХХ века.
  12. Проблемы современного музыкального образования школьников.
  13. Педагогика искусства (художественная дидактика) как основная тенденция развития современного музыкального воспитания Ядро художественной дидактики. Художественная деятельность как основа урока искусства.
  14. Принципы педагогики искусства. Урок-образ как ведущая форма педагогики искусства. Методы педагогики искусства.
  15. Цель и ведущие задачи школьного музыкального образования.
  16. Принципы музыкального воспитания школьников.
  17. Содержание музыкального обучения: общая характеристика.
  18. Концепция музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского: общая характеристика.
  19. Сущность, специфика и классификации методов музыкального обучения.
  20. Методы педагогики искусства. Методы стимулирования музыкальной деятельности. Методы музыкального обучения на уроках творческого типа.
  21. Урок музыки - основная форма организации музыкального обучения
  22. Типы уроков музыки.
  23. Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников: задачи и основные направления.
  24. Кружковые и массовые формы внеклассной работы.
  25. Виды планирования процесса музыкального воспитания.
  26. Поурочное планирование.
  27. Педагогическая оценка на уроках музыки.
  28. Основные формы учета и контроля в музыкальном воспитании.

 

 

Темы для подготовки к экзамену по истории и теории художественного образования

1. Введение в курс «Теория и методика музыкального воспитания»

2. Из истории музыкального воспитания

3. Проблемы и тенденции развития современного музыкального образования.

4. Цель, задачи и принципы современного музыкального воспитания

5. Сущность и характеристика содержания музыкального обучения младших школьников

6. Программы по музыке для младших школьников

7. Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее

8. Методы музыкального обучения

9. Урок музыки – основная форма организации музыкального обучения.

10. Планирование как творчество учителя. Оценка, учет и контроль в музыкальном воспитании. Методика определения музыкального развития младших школьников.

11. Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников

Тема 1:







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.