Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ





 

Материалы и оборудование размещаются в специально организованных местах, наличие которых побуждает детей к игре и занятиям. В группе размещаются следующие центры: сюжетно-ролевой, строительства, литература, искусство, манипулятивный, песок и вода, наука.

В центрах содержатся разнообразные материалы, которые дети могут использовать. Материалы должны тщательно отобраны воспитателем, с тем, чтобы стимулировать исследовательскую активность ребенка. Материал должен быть доступно размещен, хорошо виден. Материала должно быть достаточно, чтобы могли заниматься несколько человек. В центрах должна быть сменяемость материала.

Главную роль в организации работы центра играет воспитатель (см. таблицу №2.3).

Роль воспитателя в сюжетно-ролевом центре.

В этом центре воспитатель играет стержневую роль. Он организует условия игры, обустраивает оборудованием. Таким образом стимулирует воображение детей. В данный центр могут вноситься следующие центры: домоводство, моделирование.

Во время игры детей воспитатель стимулирует и направляет интерес детей в зависимости от того насколько легко развертывают свои чувства дети. Воспитатель может обогатить детскую игру, используя другие виды деятельности, предусмотренные программой. Во время игры воспитатель должен наблюдать за игрой детей, направлять их, но не «влазить» в их игру.

Центр строительства.

Организовать центр строительства так, чтобы он привлекал внимание детей. Количество материала определяется возрастом детей. Не следует выкладывать весь материал сразу в начале учебного года. Материал следует добавлять, убавлять, менять. Роль воспитателя заключается в том, чтобы наблюдать за детьми, как они взаимодействуют друг с другом, поощрять детей, задавать вопросы помогающие детям решать их проблемы, добавлять необходимые материалы, изготавливать вывески для игрушечных зданий, разрешать детям сохранять их постройки до следующего дня.

Художественная литература.

Воспитатель должен выявить интересы детей, любимые занятия, любимые сказки. Необходимо подобрать литературу соответствующую возрасту, красочно оформленную. Воспитатель должен демонстрировать любовь к литературе. Узнавая все больше о каждом ребёнке, воспитатель руководит его литературным развитием. Воспитатель записывает рассказы детей, помогает в выборе книг. Помимо этого воспитатель ведет записи, где фиксируется прогресс ребенок.

Центр искусства.

В центре искусств воспитатель дает возможность детям апробировать разные способы рисования используя разнообразные материалы. Развивать творчество, чувство цвета, формы. Дает возможность комбинировать разные материалы.

Центр науки.

В данном центре воспитатель дает возможность детям проводить исследовательскую работу. Обеспечивает разнообразными материалами. Дает возможно выполнять научные работы, опыты с разными материалами. Обеспечивает материалом которым дети могут пользоваться самостоятельно: буклеты, энциклопедии, иллюстрации и многое другое.

В каждом центре воспитатель дает возможность работать самостоятельно, наблюдать за детьми, ведет записи в дневниках наблюдений, определяет уровень развития ребёнка, его продвижение вперёд.

Программа «Step by Step»

Это программа реформирования образования, она направлена (ориентирована на ребёнка).

Концепты программы:

- общение;

- забота (наука, как сохранить окружающий мир, друг о друге, всё в мире взаимосвязано);

- сообщество;

- связи - взаимосвязь человека с окружающим миром

Четыре цели:

- развитие детей, которые будут учиться всю жизнь;

- создание обучающей среды, основанной на взаимном уважении и демократических принципах;

- обеспечение непрерывности и постоянной практики;

- гарантирование того, что все ваши дети приобретают академические, художественные, этические и практические навыки, чтобы успешно участвовать в демократическом обществе.

Для того, чтобы достигнуть всего этого, необходимо, чтобы изменился сам воспитатель, а именно: его взгляды на образование, умение быть коммуникабельным, демократичным, прогрессивным, не быть равнодушным к глобальным переменам, происходящим в мире, в нашей стране, а главное - рассматривать новые идеи в образовании как неизбежность построения нового демократического общества.

Каждый воспитатель должен стремиться совершенствовать свое профессиональное мастерство. Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как сочетание педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются, высока общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность (см. таблицу №2.4).

В результате работы по новой международной технологии “Step by Step” в большинстве детских учреждений Республики Казахстан сложилась инновационная модель образовательного процесса, которая призвана и может обеспечить личностно-ориентированный подход во взаимодействии взрослого с ребенком. (см. таблицу №2.5)

Таблица №2.3.

 

  Традиционная школа Программа «Step by Step»
Роль воспитателя и стратегия его работы Воспитатель – единственный источник информации Воспитатель – путеводитель к знаниям и фасилитатор
  Воспитатели представлены как люди, завершившие свое образование Воспитатели видят себя учениками наравне с детьми
  Воспитатели транслируют информацию с помощью лекций, учебников и т.п. Воспитатели создают обучающие ситуации, основанные на прямом опыте, социальном об- щении и исследованиях.
  Воспитатель строит опрос вокруг правильных (неправильных) ответов или закрытых вопросов. Воспитатель провоцирует детей на вопросы и развивает их мышление открытыми вопросами.
  Воспитатели видят детей как чистые страницы, на которые нужно нанести информацию Воспитатели видят в детях думающих людей, развивающих свои теории об окружающем мире.
Участие семьи: С родителями связываются только тогда, когда у их детей возникают проблемы. Контакт с родителями устанавливается с первого дня обучения, они участвуют в обучении ребёнка.
  Родители могут посещать школу в назначенные дни Родители могут посещать школу всегда, когда захотят.
Оценка: Оценивание контролируется воспитателями. К процессу оценивания привлекается ребёнок.
  Оценка выражается в отметках. Оценка ориентированна на прогресс ребёнка.
  Оценка основана на конкуренции Оценка рассматривается как индивидуальные достижения.

 

Каким должен быть воспитатель программы «Step by Step»

Таблица №2.4.

Моделирование воспитателя:

 

Воспитатель задает вопросы: - ищем точку зрения ребенка (что вы думаете, что хотите узнать);   - бросать вызов всем детям, дать возможность задуматься, ответить на вопрос; - дети с воспитателем вместе ищут ответы на вопросы (моделирование поведения ребенка) 1. Масса идей; 2. Дети задают свои вопросы; 3. Поиск точки зрения ребенка.
4. Озадачить всех учащихся; 5. Оценка детей, используя различные методики.
6. Моделирование проведения обучения.

 

Таблица №2.5.

Моделирование ребенка:

 

1.Дети думают; выстраивают связь между новыми и старыми знаниями. 1. Мыслители
2. Воспитатель не решает проблему за ребенка, а только направляет ребенка. 2. Умеет решать проблемы.
3. Фиксировать и передавать информацию, перерабатывать информацию, передавать другим, уметь записывать. 3. Ребенок должен уметь передать, сформулировать знания.
4. Активный слушатель, формирует своё собственное мнение. 4. Слушатели
5. Уметь выразить свои идеи. 5. Уметь передавать идеи, мысли.
6. Уметь отвечать за своё принятое решение. 6. Организатор
7. Должен уметь работать вместе. 7. Партнёры.
8. Дети должны дружить, заботиться друг о друге. 8. Друзья.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе изучения инновационных технологий можно убедиться, что учебный процесс всем своим содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружение детей знаниями, но и на их разностороннее воспитание.

Многие годы дошкольное образование было ориентированно на обеспечении познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности.

Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие, творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Работу можно условно разделить на три направления:

1) Уверенность в себе;

2) Чувства, желания, взгляды;

3) Социальные навыки.

Первый раздел предполагает решение следующих задач: помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он как и каждый человек уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми каждый ребёнок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности ещё ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, что не смог сегодня.

Нам необходимо постоянно поддерживать каждого ребёнка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребёнку поверить в свои силы.

Уверенность в себе является важным качеством личности человека. Оно позволяет иметь и отстаивать собственно мнение, доверять себе и своим чувствам. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.

Более того, преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка.

Воспитание базируется на положительных примерах в поведение взрослых. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо не только учитывать это самим, но и уделять внимание работе с родителями.

Поэтому перед педагогами стоит особая задача – заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада. Сделать их союзниками в своей работе. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с результатами. В группах присутствуют разные формы определения активности родителей.

В своей работе следует избегать таких неэффективных способов педагогического воздействия, как долгие наставления и нравоучения, которые часто дают обратный эффект.

Целесообразно заранее продумывать позитивные способы воздействия, которые должны вытеснять прямые запреты и нарекания.

Инновационная технология Step by Step помогает в организации учебно-воспитательного процесса, создает благоприятные условия для преемственности воспитания и обучение детей, так как формирует положительный микроклимат при кризисном переходе одного возраста в другой. Таким образом, реализация демократическим принципов воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством использования оригинальных методик, ориентированных на развитии уникальных способностей ребенка и вовлечение семьи в образовательный процесс, способствует подготовке его к жизни в меняющимся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной и экономической жизни. Поэтому будущее образования в создании воплощении в жизнь новых программ обучения, дифференцированных для разных групп обучающихся, учитывающих индивидуальные способности и потребности каждой личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- Москва. «Народное образование» 1998.

2. Бабинский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1997.

3. Бабинский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. – М.: Педагогика, 1989.

5. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. – М.: Просвещение, 1990.

6. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М.: Знание, 1987.

7. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995.

8. Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. – Ярославль, 1991.

9. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.: «Педагогическое общество России», 2000.

10. Бершадский М.Е., В.В. Гузеев. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

11. Журнал «Педагогическая техника». №2. Типография НИИ школьных технологий, 2006.

12. Журнал «Педагогическая техника». №3. Типография НИИ школьных технологий, 2006.

13. Журнал «Начальная школа». №10. М.: Издательство и типография «Красная звезда», 2004.

14. Журнал «Начальная школа». №1. М.: Издательство и типография «Красная звезда», 2005.

15. Журнал «Начальная школа». №1. М.: Издательство и типография «Красная звезда», 2006.

16. Журнал «Начальная школа». №7. М.: Издательство и типография «Красная звезда», 2006.

17. Айджанова Д., Бейсенбаева С., Искакова А., Попова Т., Саймасаева Г. Инновационная технология “Step by Step” дошкольных учреждениях Казахстана. – Алматы: «Білім», 2000.

18. Из опыта работы. Рецензенты: Дмитриенко Е.А., Тасжурекова Ж. Соросовский образовательный центр “Step by Step”. – Алматы, 2002.

19. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. Журнал «Директор школы» №4. М.: «Сентябрь» 2006.

20. Журнал “Step by Step” Отпечатано в типографии «Комплекс» г. Алматы, 2003.

21. Айджанова Д., Искакова А. Организация педагогической практики Step by Step в дошкольных учреждениях. – Алматы, 2002.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.