Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 2. Обеспечение учебных занятий





Методическое обеспечение

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

Мультимедийные презентации, раздаточный материал для проведения текущего контроля (тесты и задания).

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Учебник, учебно-методические пособия (в т.ч. рабочие тетради).

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы (модуль I):

1. Место истории экономики в экономической науке.

2. Подходы к периодизации экономического развития общества.

3. Хозяйственная жизнь первобытного общества (общая характеристика).

4. Причины перехода от присваивающего к производящему хозяйству. «Неолитическая революция».

5. Особенности экономического развития древневосточных обществ («азиатский способ производства»). Экономическая роль государства, понятие восточной деспотии. Роль религии в экономике Древнего Востока.

6. Развитие экономики Двуречья (Месопотамии).

7. Экономика Древнего Египта.

8. Экономика Древнего Китая.

9. Особенности экономического развития государств Восточного Средиземноморья.

10. Основные черты и этапы экономического развития Древней Греции.

11. Социально-экономическое развитие полисного строя (на примере Афин). Влияние законов Драконта и реформ Солона и Клисфена на развитие экономики.

12. Греческая экономика классического периода: торговля, ремесло, сельское хозяйство. Греческая демократия и рабство.

13. Причины упадка полисного строя в Древней Греции.

14. Экономические причины и основные направления греческой колонизации.

15. Экономическое развитие в эпоху эллинизма (конец IV – I вв. до н.э.).

16. Основы периодизации экономической истории Древнего Рима.

17. Экономика Рима в Царский период (VIII-VI вв. до н.э.).

18. Экономика Рима в период Республики (510- 31 г. до н.э.).

19. Экономика Римской империи (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

20. Роль провинций в экономике Римской империи.

21. Специфика землевладения в Римской империи.

22. Кризис античного рабовладения. Экономическая природа и генезис колоната.

23. Восточная Римская Империя (Византия) и особенности ее экономического развития.

24. Экономические причины падения Римской империи.

25. Великое переселение народов. Основные направления передвижения и расселения племен (народов) на территории Западной Европы.

26. Основные черты и этапы развития западноевропейского феодализма

27. Формирование системы личной и поземельной зависимости. Феодальное хозяйство (манор, марка, сеньория).

28. Развитие ремесел в средние века (общая характеристика, региональные особенности). Экономические причины становления и эволюция цехового строя.

29. Развитие городов в средние века. «Коммунальные революции».

30. Феодальная экономика Франции X-XV вв. Особенности французского феодализма.

31. Особенности зарождения и развития феодализма в Германии. Священная Римская Империя германской нации.

32. Феодальная экономика Англии в XI-XV вв. Особенности английского феодализма.

33. Экономические причины религиозных войн («Крестовых походов»).

34. Экономическое развитие городов Северной Италии (Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза). Ремесло, торговля, денежное обращение.

35. Межрегиональная торговля в средние века. Торговые монополии и международные торговые союзы в средневековой Европе. Ганза.

36. Великие географические открытия: причины, основные направления, последствия для европейской экономики.

37. «Революция цен»: сущность, причины и последствия.

38. Экономика Нидерландов и Голландии (XVI-XVII вв.). Буржуазная революция в Голландии (1566-1609 гг.) и ее значение для развития экономики Голландии.

39. Причины экономического упадка Голландии во второй половине XVII века.

40. Особенности развития экономики Англии в XV-XVI вв.

41. Реформы Генриха VIII, их значение для развития английской экономики.

42. Экономическая политика Елизаветы I.

43. Внешние экономические отношения Англии в XVI –XVII веках.

44. Роль внешней торговли в формировании первоначального накопления (на примере Англии).

45. Аграрный переворот в Англии XVI-XVIII вв.

46. Мануфактура как форма организации производства, особенности развития мануфактурного производства в странах Западной Европы (Англии, Голландии, Франции, Германии).

47. Экономические причины Английской буржуазной революции, ее последствия.

48. Промышленное развитие в Англии в XVII-XVIII веках. «Промышленная революция».

49. Экономические причины Реформации и Крестьянской войны. «Второе издание»крепостничества.

50. Особенности экономического развития Германии XVI-XVIII вв.

51. Включение в мирохозяйственные связи американского континента.

52. Колониализм и рабство в истории американской экономики.

53. Экономические причины и последствия войны за независимость 1775-1783 гг., образование США.

54. Экономическое развитие США в первой половине XIX века. Особенности промышленного развития США

55. Экономические причины и последствия Гражданской войны 1861-1865 гг. в США.

56. Внешнеэкономические связи и колониальная экспансия Британской империи. Экономические причины «опиумных войн».

57. Особенности социально-экономического развития Франции в XVII-XVIII вв. Особенности развития мануфактурного производства во Франции.

58. Экономические причины Великой Французской революции.

59. Экономическая политика Наполеона.

60. Особенности экономического развития Франции во вт. половине XIX – нач. XX вв.

61. Особенности развития Германии к началу XIX века. Германский союз (1815 г.), создание Таможенного союза государств Северной Германии (1833 г.).

62. Промышленный подъем 50-60-х годов в Германии и его причины.

63. Экономические причины и последствия франко-прусской войны (1870-1871 гг.).

64. Особенности экономического развития Германии в последней трети XIX - начале XX веков (1871 – 1914 гг.). Монополизация, экспансия германского империализма.

65. Вторая научно-техническая революция, ее основные направления и значение для развития мировой экономики.

66. Особенности экономического развития ведущих европейских стран и США, процессы концентрации и монополизации производства и капитала в последней трети XIX – начале XX веков.

67. Колониализм периода промышленного капитализма. Роль колоний в экономической жизни метрополий в последней трети XIX – начале XX веков.

68. Структура мировых рынков и их передел в конце ХIX – начале ХХ вв. Экономические причины Первой мировой войны.

69. Экономические последствия Первой мировой войны.

70. Мировой экономический кризис 20-х годов и его последствия.

71. Развитие экономики США в послевоенный период, «просперити».

72. Экономической кризис 1929-1933 гг. («Великая депрессия»): причины и экономические последствия.

73. «Новый курс» Ф. Рузвельта и его роль в стабилизации экономики США.

74. Экономика Великобритании в межвоенный период.

75. Экономика Франции в межвоенный период.

76. Экономика Германии после Первой мировой войны. Мировой кризис 30-х годов в Германии. Возникновение фашизма.

77. Экономические причины Второй мировой войны.

78. Экономика стран Западной Европы после Второй мировой войны (общая характеристика экономик Великобритании, Франции, Германии). Европейская экономическая интеграция.

79. Бреттон-Вудская валютная система

80. Экономика США после Второй мировой войны.

81. Экономические причины «холодной войны».

82. Роль США в восстановлении экономик стран Западной Европы после Второй мировой войны. План Маршалла.

83. Особенности экономического развития Западной Германии после Второй мировой войны. Экономические реформы Л. Эрхарда.

84. Экономическое положение Японии после Второй мировой войны. Программа экономической стабилизации («Линия Доджа»).

85. Японская модель развития экономики («японское чудо»).

 
Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы (модуль II): 1. Предмет и метод экономической истории России. 2. Географические условия среды расселения восточнославянских племен и их влияние на хозяйственную жизнь. 3. Экономические условия образования Древнерусского государства. 4. Торговые пути, проходящие через территорию Руси, и их влияние на хозяйственную жизнь. 5. Значение сельского хозяйства в жизни славянских племен. Техника земледелия. 6. «Русская Правда» как источник сведений о хозяйственной жизни Киевской Руси. 7. Сословное деление в Киевской Руси и его эволюция. 8. Развитие вотчинного хозяйства. Экономические причины возникновения крепостной зависимости. 9. Экономика Новгорода. Торговля Ганзы с Новгородом и ее значение. 10. Социально-экономические последствия монголо-татарского ига. 11. Формы организации сельского хозяйства и его техника в XV-XVII веках. 12. Эволюция системы налогообложения в Московском государстве. 13. Особенности формирования национального рынка в XV-XVII вв., развитие внутренней торговли. 14. Развитие денежного обращения в XV-XVII вв. Денежные реформы. 15. Поместная и вотчинная системы землевладения в Московском государстве. 16. Государственно-административное устройство Московского государства. 17. Внешнеторговые связи Москвы в XVI-XVII вв. 18. Экономические интересы Московского государства в колонизации Сибири. Роль промышленников в освоении Сибири. 19. Экономическая политика Ивана Грозного. 20. Социально-экономические причины опричнины. 21. Правовые основы организации хозяйственной жизни Московского государства. Судебники 1497 г., 1550 г. Соборное уложение 1649 г. 22. Становление и сущность крепостного права. 23. Новоторговый устав 1667 г. 24. Историческая обусловленность реформ Петра I. 25. Финансовая политика Петра I. 26. Промышленная политика Петра I. 27. Итоги преобразований Петра I. 28. Особенности развития промышленности Российской империи во второй половине XVIII в. 29. Торговля Российской империи во второй половине XVIII в. 30. Денежная система Российской империи во второй половине XVIII в. 31. Экономические последствия Отечественной войны 1812 г. 32. Международное положение Российской империи в первой половине XIX века. 33. Реформа государственных крестьян 1838 года. 34. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. 35. Особенности промышленного развития Российской империи в перв. половине XIX в. 36. Экономические предпосылки отмены крепостного права. 37. Ход и социально-экономические последствия реформы 1861 г. 38. Структура внешней торговли Российской империи на протяжении XVIII-XIX вв. 39. Сельское хозяйство в пореформенный период (1861-1890-е гг.). 40. Экономическая и финансовая политика начала 80-х годов, подготовка к денежной реформе. Налоговая реформа Н.Х. Бунге. 41. Изменение структуры национальной экономики и размещения промышленности во второй половине ХIX в. 42. Экономические реформы С.Ю.Витте. 43. Значение иностранных капиталов в развитии русского народного хозяйства на рубеже XIX–XX вв. 44. Столыпинская аграрная реформа, реализация ее основных положений. 45. Экономическое положение Российской империи накануне Первой мировой войны. 46. Государственное регулирование экономики во время Первой мировой войны. 47. Экономические причины Февральской революции. 48. Основные причины Октябрьской социалистической революции. 49. Главные установки советской власти в сфере экономики. 50. Национализация и экспроприация экономики. 51. Причины гражданской войны и ее последствия. 52. Основное содержание политики военного коммунизма и ее ограниченность. 53. Объективные условия введения новой экономической политики (НЭПа). 54. Экономические предпосылки создания нового федеративного государства – СССР. 55. Индустриализация и свертывание НЭПа. 56. Коллективизация и государственное планирование. 57. Механизм и структура управления экономикой страны в 1928-1940 гг.. 58. Основные направления индустриализации народного хозяйства. 59. Итоги развития СССР к 1940 году. 60. Экономические причины Второй мировой войны. 61. Промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. Изменения в размещении промышленных предприятий в военные годы. 62. Восстановление народного хозяйства, денежная реформа 1947 г. 63. «Холодная война», ее влияние на экономику СССР. 64. Основные положения программы построения коммунистического общества. 65. Аграрная реформа Н.С. Хрущева и ее результаты. 66. Хозрасчетные отношения в советской промышленности. 67. Сущность планового хозяйства, его достоинства и недостатки. 68. Процессы объединения производственных предприятий: цели и результаты. 69. Состояние советской экономики в 70-80-е гг. ХХ века. 70. Перестройка советской экономики в 1985-1991 гг.    

2.1.3. Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Методику приема экзамена определяет лектор на первом занятии. Общая аттестация складывается из следующих компонентов:

1. Итог экзаменационного задания (письменного ответа на вопросы билета).

2. Итоги текущего контроля (баллы за семинарские занятия выставляются на основе учета трех факторов: посещаемости, ответов на устные и письменные вопросы в ходе семинарских занятий, подготовленных докладов).

3. Самостоятельное выполнение заданий (подготовка доклада или его части) по разделам программы.

4. Работа на семинарах.

Элементы методики Рекомендации по заполнению
1. Вид экзаменационного задания Экзаменационное задание состоит из двух открытых вопросов.
2. Количество вариантов (билетов) заданий Количество вариантов (билетов) определяется количеством студентов в группе, программой курса, материалами лекций и рекомендованной учебной и дополнительной литературой
3. Требования к содержанию и оформлению ответов К ответам студентов предъявляются следующие требования: 1) понимание вопроса, соответствие содержания ответа вопросу; 2) полное раскрытие содержания вопроса (в пределах программы, материалов лекции и рекомендованной учебной и дополнительной литературы) 2) точность в изложении фактических данных; 3) аргументированность суждений и обоснованность выводов; 4) использование необходимых терминов и понятий; 5) логическая стройность ответа; 6) ясность, точность и грамотность изложения.
4. Правила проведения экзамена Экзамен начинается по расписанию деканата, для всех обучающихся одновременно, проводится без перерыва, возможность выхода не предусматривается, замена варианта (билета) не допускается, опоздание расценивается как неявка
5 Время проведения экзамена 2 часа (90 минут)
6.Использование технических средств Использование технических средств не допускается
7.Использование дополнительных источников информации Использование дополнительных источников информации не допускается
8.Критерии оценки экзаменационных заданий Указывается шкала оценки
9. Критерии выставления оценки за экзамен Вопросы экзаменационного задания оцениваются в диапазоне от 0 до 5 баллов. 5 баллов выставляется, если ответ на вопрос полностью соответствовал указанным в п. 3 настоящей методики требованиям; 4 – если ответ в целом соответствовал указанным в п. 3 настоящей методики требованиям, но дан недостаточно полно, содержит небольшие неточности; 3 – если ответ по большей части соответствует указанным в п. 3 настоящей методики требованиям, но не является в достаточной степени полным. Содержание ответа не в полной мере соответствует вопросу, в нем допущены искажения в передаче фактических данных и неточности в использовании терминов и определений, нарушена логическая стройность, приводятся неаргументированные суждения и необоснованные выводы, присутствуют отступления от ясности, точности и грамотности изложения; 2 – если в ответе допущены значительные пробелы в освещении вопроса, имеются грубые ошибки, бессвязность изложения; 1 баллов – если ответ демонстрирует общее понимание вопроса, но содержит лишь отрывочные сведения о рассматриваемой проблеме; 0 - если в ответе не обнаружено понимание вопроса или ответ отсутствует. Итоговая оценка выставляется следующим образом. Если оценка хотя бы за один из вопросов равна 0, то итоговая оценка равна «F». В противном случае, оценки за оба вопроса суммируются. При выставлении итогового количества баллов учитывается работа на семинарах и результаты контрольных работ. Полученная сумма соотносится со следующей шкалой: «A» - 10 баллов «B» - 8-9 баллов «C» - 6-7 баллов «D» - 4-5 баллов «E» - 3 балла «F» - 0-2 балла

 

2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)

Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости:

Примерные тесты по темам модуля I

1. Какие факторы способствовали «революции цен» в Европе XVI в.?

a. добыча серебра в Новом Свете

b. ввоз золота из Африки португальцами

c. порча монеты европейскими монархами

d. все указанное верно

2. Куда в середине XVI в. направлялась английская морская экспедиция, участником которой был Р. Ченслер, оставивший записки о Московии?

a. На поиск пути в Южную Америку

b. В Новую Англию.

c. На поиск Северо-Восточного пути в Индию.

d. В Сибирь.

3. Когда в Англии принимаются первые законы об ограничении (максимуме) заработной платы?

a. в 1085 г., по приказу Вильгельма I Завоевателя

b. после эпидемии чумы («Ордонанс о рабочих и слугах» Эдуарда III, 1349 г.)

c. в период революции 1642-1649 гг. (акт О. Кромвеля)

d. во время промышленного переворота (конец XVIII-XIX вв.)

4. По английскому статуту 1547 г. городские и приходские власти забирали от нищих родителей детей в возрасте от 5 до 14 лет и направляли их

a. в Новую Англию – колонии нуждались в переселенцах

b. продавали в рабство

c. отдавали в монастыри

d. отдавали на обучение земледелию или ремеслу в более благополучные семьи

5. Какую категорию крестьян во Франции называли «сервы»?

a. бывших колонов, они считались лично свободными держателями земли феодала и уплачивали ему оброк

b. потомков рабов, когда-то приобретенных землевладельцами

c. всех без исключения деревенских жителей

d. крестьян, которые на барщину являлись со своими инструментами (вилами, например)

6. Накануне Первой мировой войны во Франции в облигации внутренних займов и в иностранные ценные бумаги было вложено больше средств, чем в промышленность, примерно в 10 раз. Это происходило потому, что

a. французская промышленность не нуждалась в инвестициях

b. французское правительство ограничивало предпринимательскую деятельность

c. ценные бумаги приносили больший доход, чем вложения в национальные промышленные предприятия

d. во Франции почти все предприятия принадлежали семейным кланам – это ограничивало возможности вкладчиков

7. Во время «просперити» (процветания 1923-1929 гг.) в промышленности США

a. ничего не менялось, оборудование устаревало, наблюдался застой

b. наблюдался всеобщий спад (уменьшался выпуск продукции, увеличивалась безработица)

c. важнейшие отрасли тяжелой промышленности (сталелитейная, нефтедобывающая и т.п.) постепенно приходили в упадок, рост наблюдался только в текстильной промышленности

d. происходил рост энерговооруженности и внедрение новой техники

8. Реформы администрации Ф.Д. Рузвельта, получившие название «новый курс» ("New Deal") проводились

a. в промышленности, остальные сферы жизни американского общества не регулировались

b. в сельском хозяйстве – фермерам нужна была поддержка государства (в форме кредитов, государственных закупок и пр.)

c. в социальной сфере – были установлены пособия по безработице, урегулированы трудовые отношения и пр.

d. во всех сферах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, финансовой и банковской системе, а также в социальной сфере

9. После Второй мировой войны количество безработных в Японии составило 10 миллионов человек. В их число входили

a. демобилизованные солдаты и офицеры

b. работники военных предприятий, закрытых после капитуляции

c. японцы, депортированные из бывших колоний и оккупированных территорий

d. все перечисленные выше категории японского населения

10. Какое из перечисленных направлений в экономической политике Л. Эрхарда названо правильно?

a. Стабилизация денежного обращения.

b. Высокие налоги на предпринимательство.

c. Насыщение внутреннего рынка американскими товарами.

d. Государственная поддержка картелирования в промышленности.

 

Примерные тесты по темам модуля II:

1. Национализация фабрик и заводов, принадлежащих немецким (германским) предпринимателям, была проведена

А) в августе 1914 г.;

Б) в феврале-марте 1917 г.;

В) в октябре-ноябре 1917 г.;

Г) в марте 1918 г., после подписания Брестского мира.

2. Большинство железных дорог было национализировано

А) в сентябре 1914 г.;

Б) в феврале 1917 г.;

В) в октябре-ноябре 1917 г.;

Г) к лету 1918 г.

3. Советское правительство в апреле 1918 года объявило об аннулировании

А) внешних долгов, сделанных царским и Временным правительствами, внутренние долги новое правительство признавало, чтобы не потерять поддержку населения.

Б) внешних и внутренних долгов, сделанных царским и Временным правительствами.

В) долги царского правительства, долги Временного правительства новая власть признавала.

Г) долги Временного правительства, долги царского правительства были аннулированы Временным правительством.

4. Продовольственная диктатура, объявленная в мае 1918 года – это

А) принудительное изъятие продовольствия у крестьян по твердым ценам;

Б) продажа продовольствия по свободным ценам;

В) прямой продуктообмен, без денег;

Г) принудительное изъятие продовольствия, чаще всего без какой-либо оплаты.

5. Комитеты деревенской бедноты (комбеды) были созданы

А) членами союза “Земля и воля” в деревнях для строительства сельских школ и больниц;

Б) во время проведения столыпинской реформы для общинного контроля над справедливым распределением земель;

В) в 1918 году для помощи продотрядам и организации сельскохозяйственных работ в трудное для страны время;

Г) в 1921 г. для создания коммун, артелей, товариществ по совместной обработке земли и пр., их деятельность поддерживалась большевиками в течение многих лет, до завершения коллективизации.

6. Формирование Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) проводилось

А) на добровольной основе;

Б) на договорной (контрактной) основе;

В) на основе регулярной и обязательной мобилизации;

Г) на основе партийной принадлежности.

7. Государственным планом по электрификации России (ГОЭЛРО, март-апрель 1920 г.) предусматривалось

А) восстановление и модернизация довоенной энергетики;

Б) восстановление и реконструкция старых и строительство новых электростанций;

В) строительство новых электростанций;

Г) электрификация всей страны.

8. Главным источником пополнения государственного бюджета первых послереволюционных лет (1918-1921 гг.) была

А) продажа водки и табака населению, т.е. косвенные налоги;

Б) национализация промышленности;

В) денежная эмиссия;

Г) прямые налоги с населения.

9. В России в 1921 г. самыми распространенными единицами измерения ценности потребительских товаров были

А) золотые монеты царской чеканки;

Б) произведения искусства;

В) расчетные знаки РСФСР;

Г) хлеб, соль, керосин.

10. По декрету ВЦИК "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом"

А) размер налога был фиксированным, после его уплаты крестьяне распоряжались

оставшейся частью продукции;

Б) продналог устанавливался как долевое отчисление от произведенной продукции;

В) устанавливалась сумма налога в денежном выражении, что стимулировало внутренний рынок;

Г) сумма налога ежегодно менялась с учетом инфляции в стране.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.