|
Метод калькуляции себестоимости с полным распределением затрат ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Себестоимость продукции определяется по расходам на все производственные факторы, необходимые для производства. К производственным факторам относятся материалы, труд, энергия (вода, газ, жидкое топливо, электричество), амортизация основных фондов, финансовые издержки, страхование и т.д. Но следует отметить, что не все производственные издержки можно соотнести напрямую с продукцией. Это прямые и непосредственные издержки (например, материалы и непосредственный производственный труд). Другие производственные факторы рассчитываются на основании стандартных количеств и стандартных норм, необходимых для производства товаров и услуг стандартного качества. Таблица 8.3 Схема калькуляции себестоимости с полным распределением затрат
Метод калькуляции себестоимости по переменным издержкам В случае, когда существует реальная проблема незагруженных производственных мощностей или рабочей силы, или ее части, удобнее оказывается метод калькуляции по переменным издержкам. Все поступления сверх переменных издержек вкладываются в покрытие накладных расходов предприятия, даже если продажная цена устанавливается ниже себестоимости. Накладные расходы – это все виды расходов, которые не связаны с производственными подразделениями или самими изделиями (например, общее управление фирмой, налоги и т.п.). Таблица 8.4 Схема калькуляции себестоимости по переменным издержкам
Классические финансовые формы Составной частью финансового раздела бизнес-плана являются 3 классические формы финансовой отчётности: 1. Отчёт о прибылях и убытках. 2. Прогнозный баланс. 3. Поток движения денежных средств. 1. Отчёт о прибылях и убытках является самой распространённой формой отчётности о результатах деятельности предприятия. Цель отчёта – показать прибыльность или убыточность деятельности предприятия посредством отражения операционной, т.е. производственной деятельности в обобщённой форме за определённые периоды времени (месяц, квартал, год). Таблица 8.5 Пример сокращённого отчёта о прибылях и убытках, млн.руб.
Прогнозный баланс Балансовый отчёт отражает финансовое положение предприятия на конец отчётного периода. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива. Главное правило баланса: равенство актива и пассива. Актив отражает активную деятельность предприятия, т. е. куда вкладывает свои ресурсы предприятие. В пассиве отражаются все источники поступления денежных средств. Здесь наглядно видно, откуда предприятие получает ресурсы для осуществления своей деятельности. Таблица 8.6 Пример сокращённого баланса, млн.руб.
3. Поток движения денежных средств (Кэш-фло) содержит данные обо всех поступлениях и расходовании денежных средств за определённый период. При составлении отчёта разделяют приход и расход наличных по производственной (операционной или текущей), финансовой и инвестиционной деятельности предприятия: · операционная деятельность – основной вид деятельности, создающий поступление и расходование денежных средств компании (за исключением финансовой и инвестиционной деятельности); · инвестиционная деятельность – вид деятельности, связанной с приобретением, созданием и продажей внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов) и прочих инвестиций, не включенных в определение денежных средств и их эквивалентов; · финансовая деятельность – вид деятельности, как правило, связанной с привлечением и возвратом кредитов и займов, необходимых для финансирования операционной и инвестиционной деятельности, а также изменением собственного капитала (выпуск акций, облигаций и т.п.). Таблица 8.7 Пример отчета о движении денежных средств
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН. ОЦЕНКА РИСКОВ И СТРАХОВАНИЕ 9.1. Инвестиционный план Расчёт требуемых инвестиций В инвестиционном плане отражается потребность предприятия в инвестициях, указывается, за счёт каких средств будет осуществляться финансирование проекта (собственных/заёмных). Таблица 9.1 Расчёт требуемых инвестиций
Источники инвестиций Таблица 9.2 Финансирование проекта
Оценка рисков и страхование Предпринимательский риск – опасность недополучения дохода, возникновения материальных и финансовых потерь в предпринимательской деятельности. Различают степени риска: · допустимый риск, при котором уровень потерь не превосходит ожидаемой прибыли предпринимателя, · критический риск с ощутимой вероятностью потерь, превосходящих расчетную прибыль, · катастрофический риск, характеризуемый потерями, которые предприниматель не в силах возместить, ведущими к банкротству, краху бизнеса. Потери от риска в предпринимательской деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Материальные потери – это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия). Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности вдет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.) К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими неблагоприятными социальными и морально-психологическими факторами. Особая группа специальных видов потерь – потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. Они вносят неразбериху в сложившиеся экономические условия жизни людей, нарушают ритм производственно-хозяйственной деятельности, порождают повышенные затраты живого и овеществленного труда, снижают прибыль. К типичным источникам политического фактора риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнение принятых законодательных актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи, не имеющие здравого экономического смысла, отчуждение имущества или денежных средств и др. Трудовые потери – потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами, например использованием некалиброванного прутка и обработкой его на универсальном токарном станке вместо автомата; применение опытно-статистических норм времени вместо технически обоснованных (единица измерения – Риск-менеджмент – это система управления риском и финансовыми отношениями. Управление осуществляется с помощью различных видов информации. Основными способами уменьшения риска могут быть: 1. Привлечение к разработке проекта консультантов. 2. Глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем. 3. Прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги. 4. Распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями. 5. Страхование. 6. Приобретение доп. Информации о выборе и результатах – помогает сделать более точный прогноз и снизить риск, 7. Лимитирование – установление предельных сумм расходов, продажи, кредита, 8. Диверсификация – распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала (не связанными между собой) с целью снижения степени риска и потерь доходов, 9. Самострахование – резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Для определения степени риска используют два метода: статистический и экспертный. В основе статистического метода лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия). В качестве показателей финансово-хозяйственной деятельности, как правило, используют отношение прибыли к затратам или к инвестициям (показатели рентабельности). Статистический метод относительно точен, но требует значительного объема данных и в то же время не учитывает резких изменений в инвестиционной политике предприятия и влияния внешних факторов. Для преодоления этих недостатков используют экспертный метод. Он основан на усреднении экспертных оценок риска. Каждый риск (R) описывается определенным числом факторов риска. Значения каждого риска ранжируются по степени вероятного риска и нормируются, то есть каждому присваивается определенный балл B (1–10). С учетом степени рискоёмкости каждому фактору присваивается экспертным путем свой вес W, который отражает долю влияния фактора в общей величине риска. Сумма весов приравнивается к 1. Отсутствие какого-либо фактора оценивается нулевой отметкой. Балл фактора умножается на соответствующий вес, а сумма результатов определяет величину данного риска (9.1.). R = E (BхW) (9.1.) Чем ближе величина R к 1, тем меньше риск, а чем ближе к 10, тем он больше. Существует понятие зон риска, пределов, в которых риск не превышает определенных величин. Таблица 9.3 Зоны риска
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ЗАЧЁТА 1. Охарактеризуйте понятия «бизнес-план», «бизнес-планирование». 2. Назовите вопросы, на которые отвечает бизнес-план. 3. Раскройте сущность функций бизнес-плана. 4. Охарактеризуйте понятие «планирование» и пять этапов деятельности. 5. Охарактеризуйте понятие «стратегия». Объясните сущность анализа исходной позиции по критериям. 6. Дайте определение миссии фирмы, приведите примеры. 7. Назовите характеристики целей фирмы. 8. Охарактеризуйте этапы выработки стратегии. 9. Охарактеризуйте цели бизнес-планирования. 10. Перечислите проблемы, решаемые с помощью бизнес-планирования. 11. Назовите виды бизнес-планов, дайте им характеристику. 12. Перечислите содержание бизнес-плана. 13. Назовите правила по оформлению бизнес-плана. 14. Охарактеризуйте этапы разработки бизнес-плана. 15. Объясните назначение и приведите содержание аннотации бизнес-плана. 16. Объясните назначение и приведите содержание меморандума конфиденциальности. 17. Объясните назначение и приведите содержание резюме. 18. Перечислите элементы содержания 1 раздела бизнес-плана: «Описание предприятия и отрасли». 19. Какие задачи и как решает анализ состояния и перспектив развития отрасли? 20. Перечислите содержание описания отрасли. 21. Поясните сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Приведите примеры показателей. 22. Объясните сущность swot-анализа и приведите примеры содержания этой матрицы. 23. Поясните сущность и приведите содержание 2 раздела: «Описание продукции (услуг)». 24. Охарактеризуйте понятия «рынок», «ёмкость рынка», «сегментация», «сегмент рынка». 25. Объясните, почему в бизнес-планировании важным элементом является анализ рынка сбыта. 26. Приведите пример сегментации рынка сбыта по различным критериям. 27. Охарактеризуйте потребителя продукции, его требования и пути их выполнения на предприятии. 28. Охарактеризуйте каналы сбыта продукции. 29. Охарактеризуйте методы стимулирования сбыта. 30. Назовите элементы анализа конкурентов. 31. Объясните сущность выбора стратегии маркетинга с помощью матрицы Ансоффа. 32. Приведите элементы ценовой политики, включаемые в 3 раздел бизнес-плана: «План маркетинга». 33. Охарактеризуйте элементы 4 раздела бизнес-плана: «План производства». 34. Раскройте содержание части организационного плана: «Руководство компании». 35. Объясните сущность организационной структуры. 36. Перечислите содержание подраздела: «Система управления предприятием». 37. Перечислите элементы содержания 6 раздела бизнес-плана: «Финансовый план». 38. Охарактеризуйте подраздел: «Базовые допущения». 39. Дайте характеристику видам издержек. 40. Объясните сущность амортизации и линейного метода расчёта её годовой нормы. 41. Охарактеризуйте методы калькуляции себестоимости. 42. Охарактеризуйте классические финансовые формы. 43. Раскройте содержание 9 раздела бизнес-плана: «Инвестиционный план. Оценка рисков и страхование». 44. Назовите степени риска. Объясните сущность риск-менеджмента. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Черняк В.З. Бизнес-планирование. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 2. Гомола А.И., Жанин П.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 3. Бизнес-планирование: Учебник/Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2010. 4. Просветов Г.И. Экономический анализ: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. 5. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламы: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009. 6. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2008. 7. Электронный учебник: В.З. Черняк Бизнес-планирование. – М.: КНОРУС, 2010.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|