Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод калькуляции себестоимости с полным распределением затрат





Себестоимость продукции определяется по расходам на все производственные факторы, необходимые для производства. К производственным факторам относятся материалы, труд, энергия (вода, газ, жидкое топливо, электричество), амортизация основных фондов, финансовые издержки, страхование и т.д.

Но следует отметить, что не все производственные издержки можно соотнести напрямую с продукцией. Это прямые и непосредственные издержки (например, материалы и непосредственный производственный труд).

Другие производственные факторы рассчитываются на основании стандартных количеств и стандартных норм, необходимых для производства товаров и услуг стандартного качества.

Таблица 8.3

Схема калькуляции себестоимости с полным распределением затрат

№ п/п Статьи № строки Продукт А Продукт Б
  Постоянные издержки   150 000 150 000
  Переменные издержки   880 000 760 000
  Общие издержки 3 = 1 + 2 1 030 000 910 000
  Продажи (выручка от реализации)   1 150 000 1 280 000
  Прибыль 5 = 4 – 3 120 000  
  Ранжирование      
  Всего прибыль   490 000

Метод калькуляции себестоимости по переменным издержкам

В случае, когда существует реальная проблема незагруженных производственных мощностей или рабочей силы, или ее части, удобнее оказывается метод калькуляции по переменным издержкам.

Все поступления сверх переменных издержек вкладываются в покрытие накладных расходов предприятия, даже если продажная цена устанавливается ниже себестоимости.

Накладные расходы – это все виды расходов, которые не связаны с производственными подразделениями или самими изделиями (например, общее управление фирмой, налоги и т.п.).


Таблица 8.4

Схема калькуляции себестоимости по переменным издержкам

№ п/п Статьи № строки Продукт А Продукт Б
  Продажи   600 000 700 000
  Переменные издержки   150 000 300 000
  Маржа 3 = 1 – 2 450 000 400 000
  Ранжирование      
  Общая маржа 5 = 4.4 + 4.5 850 000  
  Постоянные издержки   240 000  
  Всего прибыль 7 = 5 – 6 610 000  

Классические финансовые формы

Составной частью финансового раздела бизнес-плана являются 3 классические формы финансовой отчётности:

1. Отчёт о прибылях и убытках.

2. Прогнозный баланс.

3. Поток движения денежных средств.

1. Отчёт о прибылях и убытках является самой распространённой формой отчётности о результатах деятельности предприятия.

Цель отчёта – показать прибыльность или убыточность деятельности предприятия посредством отражения операционной, т.е. производственной деятельности в обобщённой форме за определённые периоды времени (месяц, квартал, год).

Таблица 8.5

Пример сокращённого отчёта о прибылях и убытках, млн.руб.

Наименование показателя Год
   
Выручка (нетто) от продажи продукции (работ, услуг) (за минусом налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей) 12 132 25 177
Себестоимость реализации продукции    
Прибыль от продаж    
Проценты к получению    
Проценты к уплате    
Доходы от участия в других организациях    
Прочие операционные доходы    
Прочие операционные расходы    
Прочие внереализационные доходы    
Прочие внереализационные расходы    
Прибыль отчетного периода    
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи    
Прибыль (убыток) от обычной деятельности    
Чрезвычайные доходы -  
Чрезвычайные расходы    
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток)) отчетного периода 3966* 7958*
* в том числе целевые инвестиционные средства    

Прогнозный баланс

Балансовый отчёт отражает финансовое положение предприятия на конец отчётного периода.

Баланс состоит из двух частей: актива и пассива. Главное правило баланса: равенство актива и пассива.

Актив отражает активную деятельность предприятия, т. е. куда вкладывает свои ресурсы предприятие.

В пассиве отражаются все источники поступления денежных средств. Здесь наглядно видно, откуда предприятие получает ресурсы для осуществления своей деятельности.

Таблица 8.6

Пример сокращённого баланса, млн.руб.

Наименование статей Период
01.01.2010 01.01.2011
Активы 166 911 173 932
Нематериальные активы    
Основные средства по остаточной стоимости 42 343 40 381
Незавершенное строительство 12 810 14 615
Долгосрочные финансовые вложения 83 742 90 196
Запасы    
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям    
Дебиторская задолженность 26 471 25 164
Краткосрочные финансовые вложения   1 841
Денежные средства    
Пассивы 166 911 173 932
Уставный капитал 21 558 21 558
Добавочный капитал 108 596 112 738
Резервный капитал   3 234
Фонды социальной сферы    
Нераспределенная прибыль прошлых лет и отч. года 18 220 16 870
Долгосрочные заемные средства 1 095 3 043
в том числе облигации   3 000
Краткосрочные заемные средства 4 605  
Кредиторская задолженность 12 275 15 050
Расчеты по дивидендам    
Доходы будущих периодов    
Фонды потребления    
Резервы предстоящих расходов и платежей    
Прочие пассивы    

3. Поток движения денежных средств (Кэш-фло) содержит данные обо всех поступлениях и расходовании денежных средств за определённый период.

При составлении отчёта разделяют приход и расход наличных по производственной (операционной или текущей), финансовой и инвестиционной деятельности предприятия:

· операционная деятельность – основной вид деятельности, создающий поступление и расходование денежных средств компании (за исключением финансовой и инвестиционной деятельности);

· инвестиционная деятельность – вид деятельности, связанной с приобретением, созданием и продажей внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов) и прочих инвестиций, не включенных в определение денежных средств и их эквивалентов;

· финансовая деятельность – вид деятельности, как правило, связанной с привлечением и возвратом кредитов и займов, необходимых для финансирования операционной и инвестиционной деятельности, а также изменением собственного капитала (выпуск акций, облигаций и т.п.).


Таблица 8.7

Пример отчета о движении денежных средств

Наименование статьи I кв. 2011 г. II кв. 2011 г.
Поступления от продаж 1 364 300 5 024 300
Затраты на материалы и комплектующие 2 958 333 5 116 667
Постоянные издержки 73 011 21 900
Зарплата и социальные взносы 130 583 130 583
Налоги -266 048 51 739
Расходы по процентам 69 396 59 721
Лизинговые платежи    
Кэш-фло от операционной деятельности -1 531 579 -296 589
Приобретение основных средств 305 680  
Строительство 400 000  
Прочие капиталовложения 26 000  
Кэш-фло от инвестиционной деятельности -731 680  
Акционерный капитал 2 000 000  
Поступления заемных средств 1 500 000  
Возврат займов 15 000 215 000
Выплата дивидендов   91 147
Кэш-фло от финансовой деятельности 3 415 604 -365 868
СУММАРНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК 1 152 344 -662 457
Денежные средства на начало периода   1 152 344
Денежные средства на конец периода 1 152 344 489 887

 


ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН. ОЦЕНКА РИСКОВ И СТРАХОВАНИЕ

9.1. Инвестиционный план

Расчёт требуемых инвестиций

В инвестиционном плане отражается потребность предприятия в инвестициях, указывается, за счёт каких средств будет осуществляться финансирование проекта (собственных/заёмных).

Таблица 9.1

Расчёт требуемых инвестиций

Объекты инвестиций Периоды реализации проекта – объёмы инвестиций
       
1. Предпроектные исследования, планирование проекта      
2. Объекты основных средств, в том числе:      
недвижимость      
оборудование      
3. Нематериальные активы, в том числе:      
строительство      
ремонт      
4. Другие объекты      
Итого      

 

Источники инвестиций

Таблица 9.2

Финансирование проекта

Наименование и источник финансирования Сумма Направления вложения
Собственные денежные средства   проведение маркетинговых исследований приобретение оборудования ремонт
Займ ОАО «Призма»   закупка сырья
Итого  

 

Оценка рисков и страхование

Предпринимательский риск – опасность недополучения дохода, возникновения материальных и финансовых потерь в предпринимательской деятельности.

Различают степени риска:

· допустимый риск, при котором уровень потерь не превосходит ожидаемой прибыли предпринимателя,

· критический риск с ощутимой вероятностью потерь, превосходящих расчетную прибыль,

· катастрофический риск, характеризуемый потерями, которые предприниматель не в силах возместить, ведущими к банкротству, краху бизнеса.

Потери от риска в предпринимательской деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные потери – это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).

Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности вдет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.)

К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими неблагоприятными социальными и морально-психологическими факторами.

Особая группа специальных видов потерь – потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. Они вносят неразбериху в сложившиеся экономические условия жизни людей, нарушают ритм производственно-хозяйственной деятельности, порождают повышенные затраты живого и овеществленного труда, снижают прибыль. К типичным источникам политического фактора риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнение принятых законодательных актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи, не имеющие здравого экономического смысла, отчуждение имущества или денежных средств и др.

Трудовые потери – потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами, например использованием некалиброванного прутка и обработкой его на универсальном токарном станке вместо автомата; применение опытно-статистических норм времени вместо технически обоснованных (единица измерения –
чел.-час. или чел.-дни рабочего времени).

Риск-менеджмент – это система управления риском и финансовыми отношениями. Управление осуществляется с помощью различных видов информации.

Основными способами уменьшения риска могут быть:

1. Привлечение к разработке проекта консультантов.

2. Глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем.

3. Прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги.

4. Распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями.

5. Страхование.

6. Приобретение доп. Информации о выборе и результатах – помогает сделать более точный прогноз и снизить риск,

7. Лимитирование – установление предельных сумм расходов, продажи, кредита,

8. Диверсификация – распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала (не связанными между собой) с целью снижения степени риска и потерь доходов,

9. Самострахование – резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Для определения степени риска используют два метода: статистический и экспертный.

В основе статистического метода лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия). В качестве показателей финансово-хозяйственной деятельности, как правило, используют отношение прибыли к затратам или к инвестициям (показатели рентабельности).

Статистический метод относительно точен, но требует значительного объема данных и в то же время не учитывает резких изменений в инвестиционной политике предприятия и влияния внешних факторов.

Для преодоления этих недостатков используют экспертный метод. Он основан на усреднении экспертных оценок риска.

Каждый риск (R) описывается определенным числом факторов риска. Значения каждого риска ранжируются по степени вероятного риска и нормируются, то есть каждому присваивается определенный балл B (1–10). С учетом степени рискоёмкости каждому фактору присваивается экспертным путем свой вес W, который отражает долю влияния фактора в общей величине риска. Сумма весов приравнивается к 1. Отсутствие какого-либо фактора оценивается нулевой отметкой. Балл фактора умножается на соответствующий вес, а сумма результатов определяет величину данного риска (9.1.).

R = E (BхW) (9.1.)

Чем ближе величина R к 1, тем меньше риск, а чем ближе к 10, тем он больше. Существует понятие зон риска, пределов, в которых риск не превышает определенных величин.

Таблица 9.3

Зоны риска

Границы зоны риска Зона риска
  Безрисковая
0,1 – 2,5 Минимальная
2,6 – 5,0 Повышенная
5,1 – 7,5 Критическая
7,6 – 10,0 Недопустимая

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ЗАЧЁТА

1. Охарактеризуйте понятия «бизнес-план», «бизнес-планирование».

2. Назовите вопросы, на которые отвечает бизнес-план.

3. Раскройте сущность функций бизнес-плана.

4. Охарактеризуйте понятие «планирование» и пять этапов деятельности.

5. Охарактеризуйте понятие «стратегия». Объясните сущность анализа исходной позиции по критериям.

6. Дайте определение миссии фирмы, приведите примеры.

7. Назовите характеристики целей фирмы.

8. Охарактеризуйте этапы выработки стратегии.

9. Охарактеризуйте цели бизнес-планирования.

10. Перечислите проблемы, решаемые с помощью бизнес-планирования.

11. Назовите виды бизнес-планов, дайте им характеристику.

12. Перечислите содержание бизнес-плана.

13. Назовите правила по оформлению бизнес-плана.

14. Охарактеризуйте этапы разработки бизнес-плана.

15. Объясните назначение и приведите содержание аннотации бизнес-плана.

16. Объясните назначение и приведите содержание меморандума конфиденциальности.

17. Объясните назначение и приведите содержание резюме.

18. Перечислите элементы содержания 1 раздела бизнес-плана: «Описание предприятия и отрасли».

19. Какие задачи и как решает анализ состояния и перспектив развития отрасли?

20. Перечислите содержание описания отрасли.

21. Поясните сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Приведите примеры показателей.

22. Объясните сущность swot-анализа и приведите примеры содержания этой матрицы.

23. Поясните сущность и приведите содержание 2 раздела: «Описание продукции (услуг)».

24. Охарактеризуйте понятия «рынок», «ёмкость рынка», «сегментация», «сегмент рынка».

25. Объясните, почему в бизнес-планировании важным элементом является анализ рынка сбыта.

26. Приведите пример сегментации рынка сбыта по различным критериям.

27. Охарактеризуйте потребителя продукции, его требования и пути их выполнения на предприятии.

28. Охарактеризуйте каналы сбыта продукции.

29. Охарактеризуйте методы стимулирования сбыта.

30. Назовите элементы анализа конкурентов.

31. Объясните сущность выбора стратегии маркетинга с помощью матрицы Ансоффа.

32. Приведите элементы ценовой политики, включаемые в 3 раздел бизнес-плана: «План маркетинга».

33. Охарактеризуйте элементы 4 раздела бизнес-плана: «План производства».

34. Раскройте содержание части организационного плана: «Руководство компании».

35. Объясните сущность организационной структуры.

36. Перечислите содержание подраздела: «Система управления предприятием».

37. Перечислите элементы содержания 6 раздела бизнес-плана: «Финансовый план».

38. Охарактеризуйте подраздел: «Базовые допущения».

39. Дайте характеристику видам издержек.

40. Объясните сущность амортизации и линейного метода расчёта её годовой нормы.

41. Охарактеризуйте методы калькуляции себестоимости.

42. Охарактеризуйте классические финансовые формы.

43. Раскройте содержание 9 раздела бизнес-плана: «Инвестиционный план. Оценка рисков и страхование».

44. Назовите степени риска. Объясните сущность риск-менеджмента.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Черняк В.З. Бизнес-планирование. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Гомола А.И., Жанин П.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Бизнес-планирование: Учебник/Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2010.

4. Просветов Г.И. Экономический анализ: задачи и решения: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.

5. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламы: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009.

6. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2008.

7. Электронный учебник: В.З. Черняк Бизнес-планирование. – М.: КНОРУС, 2010.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.