|
ЛЕКЦИЯ 12. Тема 6. Безопасность транспортных средств, ее роль в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движенияПлан 1. Состояние и актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения 2. Роль безопасности транспортных средств в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения 3. Основные направления работ по обеспечению безопасности транспортных средств
1. Состояние и актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
Жизнь и трудовая деятельность людей неразрывно связаны с транспортом, без которого был бы невозможен технический и социальный прогресс. Вторая половина XX века характеризуется неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Автомобилизация требует решения комплекса сопутствующих ей задач, без которых не может быть обеспечен желанный эффект и положительное влияние автомобилизации на социальное развитие общества. Автомобиль, как средство передвижения, обладает рядом преимуществ перед другими видами транспортных средств. К этим преимуществам относятся: а) высокая мобильность; б) способность доставлять пассажиров и грузы “от двери до двери”; в) относительная простота управления; г) во многих районах страны (горная местность и т.д.) является единственным видом транспорта; д) автомобиль является необходимым средством и атрибутом быта в повседневной деятельности человека. Число автомобилей на дорогах во всем мире растет с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей. Только в Московской области за 1995 год добавилось около 300 тысяч автомобилей. Ежегодный рост автомобильного парка Москвы составляет около 30% при среднемировом уровне роста до 10%. Быстрое увеличение численности автомобильного парка сопровождается ростом числа пострадавших от дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По данным статистики ООН, ежегодно от автомобильных аварий во всех странах погибает около 300 тысяч человек, и около 10 миллионов получают телесные повреждения. Начиная с 1899 года, когда в США было зарегистрировано первое ДТП со смертельным исходом, в этой стране в результате автомобильных аварий погибло свыше двух миллионов человек, что почти в три раза превышает людские потери США во всех войнах, которые они вели на протяжении своей истории. По данным Национального Совета по безопасности движения США, ущерб от ДТП составляет в последнее время 50 миллиардов долларов в год; в Германии потери от ДТП достигли 14–15 миллиардов марок. В России в 2005 г. произошло свыше 223 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 33957 человек и ранено 274 864 человек. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 313,9 тыс. человек, из которых более четверти – люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 – 40 лет). Начиная с 2000 г., устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тысяч единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск) результате дорожно-транспортных происшествий, соответственно). Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние пять лет 2,2…2,6 % валового внутреннего продукта страны (в 2004 г. ущерб составил 369 млрд. р., в том числе в результате гибели и ранения людей – 227,7 млрд. р.). Относительная опасность автомобиля превышает относительную опасность воздушного транспорта более чем в три раза, а железнодорожного – в десять раз. На один миллиард пассажиро-километров на автомобильном транспорте приходится двадцать погибших, на воздушном – шесть, на железнодорожном – два. По сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, в России количество дорожно-транспортных происшествий на тысячу транспортных средств в 7-10 раз выше, чем в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и других. На порядок выше, чем в перечисленных странах, и такой показатель тяжести последствий ДТП, как число погибших на 100 пострадавших. В 2007 году в нашей стране он составил 10,2. В то время как в США он равен 1,3, в Германии – 1,8; в Швеции – 3,4; во Франции – 4,1; в Финляндии – 5,2.
2. Роль безопасности транспортных средств в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
Если раньше обеспечение БДД сводилось к деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, включающей совершенствование эксплуатационных свойств автомобилей, дорог, а также повышение мастерства водителей и уровня их транспортной дисциплины, то в последние годы в странах развитой автомобилизации отношение к проблеме безопасности движения коренным образом изменилось. Главные причины этого связаны с возросшей социальной и экономической значимостью проблемы. С одной стороны, рост автомобильного парка приводит к увеличению тяжести последствий от ДТП, повышению ущерба и уровня опасности (характеризуемого, например, вероятностью гибели участника движения в ДТП). С другой стороны, все более сложным, требующим привлечения огромных людских и материальных ресурсов, становится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Существенное сокращение тяжести последствий ДТП (социальный аспект проблемы), соизмерение затрат и результатов перехода к оптимальным методам планирования мероприятий (экономический аспект проблемы), координация деятельности множества предприятий и организаций (организационный аспект проблемы), технические возможности разработки и проведения разнообразных мероприятий (технический аспект проблемы) приводят к необходимости подхода к деятельности по обеспечению безопасности движения, как к сложной управляемой системе. Можно выделить из системы дорожного движения только ее транспортную часть, т. е. комплекс взаимосвязанных факторов, которые условно делят на четыре части: автомобиль, водитель, дорога и среда. Под дорогой при этом понимают собственно дорогу с ее обустройством (дорожное полотно, обочины, мосты) и окружающую обстановку (средства регулирования, другие транспортные средства, пешеходы, зеленые насаждения, близлежащие строения); под средой – погодно-климатические условия движения (температура, влажность воздуха, ветер, осадки, освещенность и т.д.). Объединение этих частей в единый комплекс водитель–автомобиль–дорога–среда (ВАДС) позволяет оптимизировать дорожное движение в комплексе, обеспечивать взаимное соответствие отдельных его элементов. Вместе с тем необходимо внимательно изучать и совершенствовать каждый элемент системы, добиваясь максимальной эффективности его функционирования во взаимодействии с остальными элементами. Из четырех элементов комплекса водитель–автомобиль–дорога–среда наибольшей потенциальной опасностью обладает транспортное средство. Созданный для передвижения с большой скоростью автомобиль именно в силу своей подвижности, возможности быстро изменять положение на дороге и относительно других объектов, как движущихся, так и неподвижных, представляет собой источник повышенной опасности. Обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте - это часть общей проблемы дорожной безопасности, которая является комплексной и многоплановой и поэтому требует для своего решения активного участия представителей различных областей знания и различных секторов народного хозяйства. В последние годы значительно расширился круг специалистов, которые привлекаются к решению отдельных вопросов проблемы: это медики и психологи, специалисты по электронике и вычислительной технике, социологии, педагоги, писатели и работники искусства. Например, если обратиться к проблеме подготовки водителя, профессионального совершенствования, то и здесь для достижения успеха требуется активное участие “смежников”. Процессы обучения и повышения квалификации водителей теперь не обходятся без показа учебных фильмов и, следовательно, без участия кинематографистов или специалистов по компьютерной графике, обычным для автотранспортных предприятий стало участие в профилактике ДТП медицинских работников, которые осуществляют медицинский контроль и предрейсовый осмотр водителей.
3. Основные направления работ по обеспечению безопасности транспортных средств
Комплексный подход к изучению безопасности дорожного движения не исключает, а, напротив, предполагает детальное изучение и совершенствование каждого элемента в отдельности. Неудовлетворительное функционирование хотя бы одного из элементов системы, отсутствие четкой связи между ними, несоответствие их одного другому, даже частичное, приводит к утрате работоспособности (отказу) всей системы в целом. Отказ комплекса ВАДС проявляется в снижении интенсивности движения вплоть до полного его прекращения и возникновении дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Причиной дорожно-транспортного происшествия часто является несоответствие одного из элементов системы водитель–автомобиль–дорога–среда остальным элементам. Многие происшествия возникают вследствие того, что требования дорожной обстановки выше возможностей человеческого организма или конструкции транспортного средства. Органы чувств человека надежно работают лишь в сравнительно узких диапазонах нагрузок. Величины нагрузок, действующих на водителя в сложной дорожной обстановке, часто выходят за пределы этих диапазонов, что осложняет работу водителя и создает предпосылки для опасных ситуаций. Воздействие на водителя дополнительных нагрузок, вызванных недостатками конструкции автомобиля или его неудовлетворительным техническим состоянием, может резко ухудшить качество вождения, а в особенно неблагоприятных случаях привести к аварии. Напротив, удачная конструкция автомобиля, компенсирующая психофизиологические недостатки человека, может способствовать повышению безопасности дорожного движения. Для повышения безопасности движения необходимо одновременное совершенствование и развитие конструкций автомобилей, которое может вестись в нескольких направлениях: – дублирование наиболее важных в отношении безопасности движения систем и узлов; – повышение эффективности их действия (прежде всего совершенствование тормозных систем и систем управления); – улучшение условий управления автомобилем (в том числе – оснащение автомобилей современными средствами информации); – изменение конструкции травмоопасных элементов кабины и салона автотранспортных средств (т.е. улучшение пассивной безопасности) и др. Основными направлениями работ по повышению пассивной безопасности легковых автомобилей за последние 5 лет были разработки травмобезопасных рулевых колонок, повышение ударно-прочностных свойств кузовов. Конструкции кабин грузовых автомобилей ГАЗ-4301 и ГАЗ-3301 отвечают требованиям по ударно-прочностным свойствам при опрокидывании. Для большинства грузовых автомобилей решены вопросы установки задних противоподкатных брусов, обеспечивающих снижение тяжести последствий ДТП, а также вероятность попадания пешеходов под задние колеса. Автобусы семейств ЛиАЗ, ПАЗ, КАвЗ, УАЗ, ГАЗ в соответствии с международными требованиями оборудованы аварийными выходами и устройствами аварийного включения сигнализации, перекрытия подачи топлива и отключения клеммы аккумулятора. АТС отечественного производства на настоящий момент отвечают требованиям большинства Правилам ЕЭК ООН. И количество правил, к которым наша страна присоединилась, постоянно увеличивается. На Центральном автополигоне ведется работа по созданию специального участка дороги с различными (от 0,25 до 0,8) коэффициентами сцепления для полномасштабных испытаний АТС, оборудованных антиблокировочными и противобуксовочными системами. Несмотря на наличие отечественных (доведенных до производства) разработок таких систем, внедрение сдерживается из-за высокой стоимости (5–10% от стоимости автомобиля). Следует принять во внимание, что исход дорожно-транспортного происшествия из-за технических неисправностей автомобилей для пассажиров и водителей во многом зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Официальной статистикой не учитывается, что в ряде случаев ДТП, причиной которого формально не являлась техническая неисправность систем и узлов автомобиля, влияющих на безопасность движения, сопутствовало неудовлетворительное техническое состояние других агрегатов и механизмов. На первый взгляд, неисправность системы отопления или вентиляции автомобиля не имеет отношения к ДТП, которое произошло в результате неумышленного нарушения Правил дорожного движения. Однако такое нарушение может явиться следствием неудовлетворительного психологического состояния водителя, вызванного нарушением микроклиматических условий в кабине (холод, жара, загазованность и т.п.). Утомление и невнимательность водителя могли быть результатом неправильной установки сиденья, заедания механизмов управления и др. Причиной аварии при обгоне может явиться и неправильная установка зеркала заднего вида, снижающая обзорность, но обычно подобные ДТП расцениваются как результат невнимательности водителя. При расследовании причин ДТП зачастую эти факторы не учитываются, что не позволяет вскрыть первопричину подобных происшествий – неудовлетворительное техническое состояние автотранспортных средств. Для предотвращения ДТП по технической неисправности автотранспортных средств, помимо особого внимания к узлам и агрегатам, непосредственно влияющим на безопасность движения, необходимо добиваться полной технической исправности автомобиля. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|