Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕКЦИЯ 11. Тема 5. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя





План

1. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя

1. Психофизиологические основы деятельности и подготовки
водителя

Одним из основных мероприятий, направленных на совершенствование профессиональной подготовки водителей транспортных средств, является психофизиологический отбор лиц, которые претендуют получить право на управление транспортным средством, и оценка их пригодности.

В целях совершенствования методов подготовки водителей транспортных средств используется схема по оценке комплекса психофизиологических характеристик водителя транспортных средств и контролю знаний, приобретенных в процессе обучения.

Данная методика позволяет проводить изучение психофизиологических характеристик водителя транспортных средств таких как, тип темперамента, простая и сложная сенсомоторные реакции, внимание, память, мышление и т. д. Для общей картины психофизиологического типа личности водителя, следует проводить эти исследования комплексно.

На рис.1 предлагается схема подготовки водителей транспортных средств

Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для ОБДД периодичности, но не реже 1 раза в год по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями.

В Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, "организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов регламентировано проведение инструктажей с водителями и наличие в АТО журнала вводного инструктажа и журнала инструктажей, обеспечивающих водителей информацией об условиях движения и работы на маршруте.



Вводный инструктаж проводится при приеме водителей на работу и содержит информацию об особенностях условий выполнения перевозок и ПРР в АТО, маршрутах перевозки, вопросах организации и осуществления мероприятий по БДД. Вводный инструктаж проводит руководитель АТО или работник, назначенный ответственным за работу по БДД.

Предрейсовый (ежедневный) инструктаж включает в себя информацию об условиях движения и наличии опасных участков (особенности дороги, наличие железнодорожных переездов, путепроводов, мест скопления людей), погодных условиях, режиме труда и отдыха, местах заправки топливом, отдыха и приема пищи, порядке стоянки и охраны транспортных средств. Предрейсовый инструктаж проводит диспетчер перед выпуском водителей на линию.

Рисунок 1 - Предлагаемая схема подготовки водителей транспортных средств

 

Периодический инструктаж проводится ежемесячно и должен содержать сведения о новых нормативных документах, касающихся работы водителей, действиях водителя при возникновении критических ситуаций, ДТП, по осуществлению противоугонных и противопожарных мер.

Сезонный инструктаж проводится работником службы БДД 2 раза в год и содержит информацию об особенностях безопасного управления транспортными средствами в различных условиях, изменении транспортных и пешеходных потоков, анализ ДТП.

Специальный инструктаж проводится в случаях направления водителя в командировку, дальний рейс, на работу в отрыве от основной базы, при перевозке детей, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, при изменении маршрута перевозки или характера груза. Специальный инструктаж проводят работники эксплуатационной службы.

Внеплановый инструктаж включает в себя информацию об изменениях в нормативно-правовых документах, которые необходимо довести до водительского состава, о стихийных бедствиях, дорожно-транспортных или экологических происшествиях в зоне маршрута движения транспортных средств, разбор обстоятельств и причин ДТП, катастроф на AT и т.д. Внеплановый инструктаж проводят работники службы БДД.

На все виды инструктажа кроме ежедневного должны быть разработаны инструкции, утвержденные руководителем АТО, с присвоением порядкового номера.

В АТО должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личную карточку водителя.

Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы. При невозможности перевода водитель подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

В автотранспортных предприятиях и организациях должен проводиться учет и анализ всех ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места возникновения ДТП, его последствий и вины водителей.

Общими задачами учета и анализа ДТП на предприятиях, в организациях, учреждениях является оценка состояния БДД и анализ причин и условий возникновения ДТП с последующей разработкой необходимых профилактических мероприятий.

Учет ДТП в АТО осуществляется работниками службы БДД или иными лицами, назначенными приказом по организации.

Предприятия и организации обязаны немедленно сообщать в органы внутренних дел по территориальной принадлежности о всех ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств. Предприятия и организации ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о ДТП с пострадавшими.

При анализе структуры аварийности используют удельные и относительные показатели аварийности, объектами сопоставления при таком анализе могут быть:

виды ДТП;

типы и марки транспортных средств;

группы водителей с разным стажем (общим и в организации), возрастом, другими особенностями;

регулярные маршруты, обслуживаемые организацией;

подразделения организации (колонны, отряды, бригады) и др.

При этом сопоставление производится также со средними значениями соответствующих показателей по отрасли.

Для детализации причин аварийности проводят анализ по времени и месту совершения ДТП, виду и характеру перевозки, видам нарушений ПДД, в зависимости от продолжительности работы на линии и т.д. Целью анализа является выявление условий, характеризующихся повышенной частотой совершения ДТП или повышенной тяжестью последствий.

Анализ аварийности завершается построением матрицы причины ДТП — мероприятия (или направления деятельности) по устранению причин ДТП.

При выявлении причин ДТП используют также материалы служебных расследований, проводят опросы водителей и специалистов АТО.

Для проведения анализа аварийности в АТО необходимо иметь и накапливать не только данные о ДТП, но и данные о последствиях ДТП; данные о парке транспортных средств, о водительском составе (сведения о водителях, как правило, накапливают и обобщают в карточках персонального учета водителей); данные о скоростных режимах движения (средних скоростях, заложенных в расписании); данные о нарушениях ПДД и принятых мерах; сведения о реализации запланированных мероприятий по БДД (число проверок, медицинских осмотров, инструктажей и т.д.).

Для анализа и оценки профилактической работы по БДД целесообразно применять так называемые неаварийные показатели. Их использование обусловлено, во-первых, тем, что часто данных об аварийности недостаточно для анализа и оценки аварийности, а во-вторых, неаварийные показатели позволяют реагировать на симптомы неблагоприятных тенденций до того, как они станут причинами ДТП.

Приведем перечень показателей, разделенных по основным
задачам деятельности по предупреждению ДТП.

1. Обеспечение надежности водительского состава.

1.1. Аварийные показатели:

· число ДТП, погибших и раненых в ДТП по вине водителей;

· коэффициент виновности в разных классах ДТП (отношение ДТП по вине водителей к ДТП с участием транспортных средств АТО).

1.2. Неаварийные показатели:

· число выявленных нарушений ПДД водителями на линии по отношению к числу проверок;

· число водителей в «опасном состоянии» (нетрезвом, переутомленном, болезненном), отстраненных после предрейсового медицинского осмотра;

· число нарушений ПДД, число водителей с неоднократными нарушениями ПДД;

· число водителей, повысивших свою квалификацию;

· число водителей со стажем работы до 1 года.

2. Обеспечение технической исправности транспортных средств в эксплуатации.

2.1. Аварийные показатели:

· число ДТП по причине технической неисправности транспортных средств;

· удельная тяжесть последствий, связанная с неисправностью транспортных средств.

2.2. Неаварийные показатели:

· число сходов транспортных средств с линии по технической неисправности;

· число транспортных средств, выявленных на линии с техническими неисправностями;

· число транспортных средств, не оснащенных необходимыми приборами и оборудованием;

· число транспортных средств со сроками эксплуатации, превышающими нормативные.

3. Обеспечение безопасности при организации перевозочного процесса.

3.1. Аварийные показатели:

· число ДТП, совершенных водителями после 8 ч работы на линии;

· число ДТП, совершенных водителями при использовании автомобиля в личных целях;

· число ДТП, совершенных неопытными водителями (со стажем работы от 1 до 3 лет).

3.2. Неаварийные показатели:

· число выявленных нарушений режимов труда и отдыха водителей и нарушений Правил перевозки пассажиров и грузов;

· частота проведения линейного контроля;

· число (процент) водителей, не охваченных предрейсовым медицинским осмотром.

4. Обеспечение безопасных условий работы водителей на линии.

4.1. Аварийные показатели — число ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий.

4.2. Неаварийные показатели:

· число маршрутов, на которых не обследовались дорожные условия в установленные сроки;

· число (процент) маршрутов регулярных перевозок, на которые не составлены паспорта и схемы маршрутов с указанием опасных мест;

· число сходов транспортных средств с линии из-за неблагоприятных дорожных условий, срывов графиков движения и др.

Перечисленные показатели можно считать потенциальными носителями причин ДТП.

Увеличение значений аварийных и неаварийных показателей с большой вероятностью свидетельствует о наличии проблем БДД, т. е. отклонений в работе служб АТО по ОБДД.

Итак, на основании анализа аварийности (сопоставительного анализа динамики и структуры аварийности), анализа единичных ДТП (в ходе и по материалам служебных расследований), анализа неаварийных показателей, анализа практики реализации мероприятий по БДД в АТО, анализа выполнения требований нормативных документов выявляются основные причины ДТП, формируются проблемы (узкие места, недостатки) в деятельности АТО по БДД, определяются задачи, основные направления деятельности по устранению выявленных причин, проблем.

Результаты проведенного комплексного анализа являются базой для формирования плана (программы) конкретных мероприятий по БДД.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.