Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подготовка к овладению грамотой





В процессе овладения, фонетической стороной речи в занятия постепенно включались упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава сло­ва. Развитие умения выделить звуки, из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фоне­матического развития.

1 период обучения

Индивидуальная и подгрупповая работа проводилась ежедневно, фронтальные занятия по произношению – 2 раза в неделю.

На фронтальных занятиях изучались гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппъ, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йот – ль.

В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учиты­вая возрастные особенности детей, все задания предлагают­ся в игровой форме.

 

Развитие слуховой дифференциации звуков речи

Рассмотрим подробнее содержание работы по преодолению той формы нарушений зукопроизношения, которая связана с неразличением звуков на слух, поскольку всю необходимую помощь ребенку в большинстве случаев здесь могут оказать сами родители.

С целью преодоления этой формы нарушений звукопроизношения не­обходимо научить ребенка различать на слух заменяемые им в речи звуки. Для этого нужно.любыми возможными способам и довести до сознания ре­бенка разницу в их звучании. Здесь используется прием специального под­черкивания, даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. На­пример, звук З можно отождествить с писком комара или со звуком, издавае­мым звонком; Ж – с жужжанием жука; С – со свистом или со звуком выте­кающей из крана воды; Ш – с шумом листьев на дереве во время сильного ветра и т.п. В ходе таких упражнений взрослый продолжительно и достаточ­но громко произносит то звук З, то звук Ж, после чего каждый раз спрашива­ет ребенка: «Кто это, жук или комар?» Или после попеременного произ­несения звуков С и Ш ставится такой вопрос: «Что это, лес шумит или во­дичка из крана бежит?»

Например, в стихотворении «Свист и шум» по принципу противо­поставления «обыгрываются» звуки С и Ш. В двух первых четверостишиях дано «нагнетание» звука С, что позволяет лучше уловить особенности его звучания, в двух следующих четверостишиях – звука Ш. В последнем четве­ростишии противопоставляются оба эти звука и подводится общий итог в от­ношении особенностей их звучания (один звук – свист, другой – шум).

Свист и шум

В словах на «с» – повсюду свист,

Он слышен здесь прекрасно:

«Собака», «сумка», «сахар», «лист».

Теперь тебе все ясно?

Так ветер осенью свистит,

Стучась в стекло с разбегу,

И свистом словно говорит:

«Насыплю скоро снегу!»

В словах на «ш» – совсем не то,

Тут шум сплошной мы слышим:

«Шалаш», «подушка», «решето»,

«Шуршим», «решаем, «пишем»…

Так на ветру шумит камыш,

Шипит наш кот со звуком «ш»,

И если мышку уследишь,

То тоже ты услышишь «ш-ш-ш»..

Чтоб «с» услышать в слове «лист»,

Запомни ты без долгих дум,

Что в звуке «с» – один лишь свист,

А в «ш» – шипенье, шорох, шум!

В стихотворении «Свист и цокот» аналогичным образом сравнивается звучание звуков С и Ц, отождествляемых, как и в предыдущем случае, с не­речевыми звуками. Здесь звуки противопоставляются в каждом четверости­шии, а в последнем из них как бы в качестве проверки детям предлагается за­дание на различение С и Ц.

Особое внимание здесь следует обратить на более протяжное звучание С по сравнению с Ц.

Свист и цокот

Звук «с» – это просто свист,

Он плавно, спокойно звучит:

«Собака», «сосулька», «лист»,

А «ц» – как цокот копыт.

Звук «с» мы можем тянуть,

Послушайте: «с-с-с», «с-с-с», «с-с-с».

А «ц» спешит «улизнуть»,

Срывается – «ц», «ц», «ц».

Тревожен цокот копыт,

И звук их отрывист и строг.

Подкова о камень стучит

«Цок-цок», «цок-цок», «цок-цок»

И чтобы точно узнать,

Где «с», а где «ц» звучит,

Старайся ухом поймать

То свист, то цокот копыт.

Теперь попробуй понять.

И правильный дать ответ,

Где цокот, где свист прозвучат

В словах «сок-цок» и «свет-цвет»?

 

Последние слова должны быть отдельно предъявлены ребенку для слу­хового восприятия. То же самое должно делаться и во всех других подобных случаях.

В стихотворении «Звонок и жук» подчеркивается различие в звучании звуков З и Ж. В первой части стихотворения нагнетаются слова со звуком З, во второй - со звуком Ж. При этом указывается и на основные различия в звучании звуков (звук З - более высокий и более звонкий, а Ж звучит ниже и несколько глуше).

Звонок и жук

Звенит, звенит, звенит звонок!

Зовет, зовет он на урок!

Звонка призывный звучный звон

Созвал друзей со всех сторон.

В звонке высокий, звонкий звук,

Он разливается вокруг.

Тот звук ты мысленно прикинь:

«Дзынь-дзынь», «дзынь-дзынь»,

«Дзынь-дзынь», «дзынь-дзынь»!

Запомни тот задорный звон,

Он с детства каждому знаком,

Он к знаньям весело манит,

В ушах звенит, звенит, звенит...

Когда же зажужжит вдруг жук,

То у жука пониже звук,

И глуше будет жук жужжать,

Как будто жук слегка прижат.

Жука жужжанье нас тревожит,

Мы ждем, что жук ужалить может,

Но жук живет совсем без жала,

Напрасно жук жужжит, пожалуй!

В стихотворении «Шелк - щелк» противопоставляются звуки III и HI и подчеркиваются особенности их звучания. Затем в качестве проверки - детям предлагается задание на слуховую дифференциацию двух слов, различаю­щихся только этими звуками (здесь имеется в виду ленинградский, то есть «взрывной» вариант произнесения звука Ш).

Шелк – щелк

«Пещера» и «ящик»,

«Кощей» и «щенок» –

Здесь слышится «щ», несомненно,

В словах же «машина», «мешок» и «шнурок»

Звук «ш» мы уловим мгновенно.

«Трещать» и «пищать», «помещать» и «вращать»,

«Выращивать», «щелкать» и «щупать»,

А также еще «ощущать», «навещать», –

Здесь «щ» можно сразу «прощупать».

В других же словах - «шутим», «пишем», «шумим»,

«Решаем», «шагаем» и «дышим»,

А также «спешим», «совершим», «насмешим» -

Звук «ш» мы отчетливо слышим.

Звук «ш» словно тише, он только шипит,

Как мышка шуршит осторожно,

А в «щ» еще что-то прощально трещит

И щелкает как-то тревожно.

И чтоб не оставить звук «ш» для щенка,

Понять в этих звуках толк,

Научимся шум отличать от щелчка,

Послушайте: «шелк – щелк»!

 

В стихотворении «Капли-барабаны» сначала противопоставляются группы звонких и глухих согласных в целом, а затем – последовательно каж­дая из шести пар этих звуков:

П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З, Ш – Ж.

В конце стихотворения подводится общий итог, где еще раз подчерки­вается основной различительный признак в звучании звонких и глухих со­гласных (громко – тихо). При чтении этого стихотворения все отдельные со­гласные звуки должны произноситься без всяких призвуков («п», а не «пэ», «б», а не «бэ», и т.д.).

Капли – барабаны

Глухие звуки звучат глухо,

Голоса в них нет.

Звонкие звуки тревожат ухо,

В них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: «пугаться», «пускать»,

Здесь голоса нет в звуке «п»,

А в слове «бороться» и в слове «бежать»

Слышится звонкое «б».

Можно все звонкие прокричать,

Попробуем: «б», «в», «г»!

Глухие же можно лишь прошептать,

Послушайте: «п», «ф», «к»…

 

В стихотворении «Нежный или злой»? обыгрываются мягкие и твердые согласные и подчеркиваются основные различительные признаки каждой из этих групп звуков (мягкие согласные, по сравнению с твердыми, звучат не­сколько выше и протяжнее, продолжительнее). В конце стихотворения также дается проверочное задание для. детей.

Нежный или злой

Есть мягкие звуки и твердые звуки,

Их можно легко смешать,

Но чтобы не вышло подобной штуки,

Научимся их различать.

Мягкие звуки звучат повыше,

Звучанье у них нежней,

А твердые – словно грубее и ниже,

Как будто твердые - злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки:

«Ель», «капель», «мель», «метель».

Они как нежные мамины руки,

Что ласково стелют постель.

Твердый звук обрывается резко.

Послушайте: «стол», «укол»!

Для нежности нет в этом звуке места,

Скорее – он даже зол.

Он строг и отрывист, звучит очень кратко,

Как двери тревожный стук.

Уходит он быстро, совсем без оглядки,

Послушайте: «молот», «лук»!

А мягкий звук задержать еще можно,

Он не спешит уходить,

Прощается с нами он осторожно,

Его мы можем продлить.

Послушайте: «свежесть», «близость», «весть» –

Здесь все протяжно звучит,

Как будто у звуков желание есть

Чуть-чуть попозже уйти.

Давайте отыщем мягкие звуки

В группе предложенных слов:

«мель – мел»,

«брать – брат»,

«кровь – кров».

 

Для противопоставления звуков Р и Л могут быть использованы такие четверостишия:

Звук «л» он словно ласкает слух,

Послушайте: «голос», «мел»,

А «р» так громко прорвется вдруг,

Как грозный гром прогремел!

 

После того, как ребенок уловит различие в звучании заменяемых им в речи звуков, нужно прочно закрепить этот навык в ходе выполнения специ­альных заданий. Все эти задания рассчитаны на то, чтобы внимание ребенка было постоянно привлечено к нужной паре звуков.

Перечень игр и упражнений в приложении № 4.

 

 

Планирование работы по периодам обучения

Звуки I период обучения у, а, ау, ауиз, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х, хь
Подготовка к звуковому ана­лизу и синтезу.   Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д. Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак). Анализ и синтез обратных слогов типа am, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путем изменения одного звука от, ym.-urn.
Закрепление лексико-грамматических катего­рий и развитие связной речи.   Закрепление навыка употребления категории множе­ственного числа существительных { утка – утки., конфета – конфеты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Таты – боты, у Нины – конфеты, у Вовы – кубики, а у Толи, – утки). Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женско­го, среднего рода (мой кот, кубик; моя утка, кон­фета; мое окно). Категории числа и лица глаголов настоящего вре­мени (я пою, мы поем, вы поете, они поют). Употребление категорий прошедшего времени гла­голов множественного числа (гуляли, пели, ката­ли. купали, мыли). Составление предложений по демонстрации дейст­вий. Объединение этих предложений в короткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подметает. Они помогают маме.
Звуки II период обучения ль, йот, ы-и, с-сь, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж
Подготовка к звуковому ана­лизу и синтезу. Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Опре­деление места звука в слове. Выделение гласного звука в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су.
3акрепление лексико-грамматических катего­рий. Развитие связной речи. Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс (зеленый), синяя (зеленая) ваза, синее (зеле­ное) пальто; образования относительных прилага­тельных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс, сосновый лес, сосновая хвоя, стек­лянный стакан, стеклянная ваза, железный нож, железная шпага, снежный ком. снежная баба, бу­мажный змей, бумажная пеленка). Согласование числительных с существительными (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег – снежинка, снега – снежный – снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад. пылесос, самолет и т.д.). Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам. Распространение предложений путем введения однородных подлежащих, сказуе­мых, дополнений, определений (Соня и Миша слепи­ли. снеговика (снежную бабу, снежный ком, само­лет). Саша, Женя, Наташа и Миша купили стек­лянную вазу, меховую шапку, зеленый пояс и синюю коляску; Вася и Сима помогали маме: они носили воду, копали яму, поливали пионы, лилии, маки. Составление предложений по опорным словам (Соня, стоять, мосту; Даша, шуба, вешать). Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений.
 
Звуки III период обучения л, р, л-ль, р-рь, ль, л-р, ч, щ, ч-ш
Звуковой анализ и синтез.   Различение на слух и в произношении изучаемых звуков. Выделение их среди других звуков и слогов. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных сло­гов (ал-ла. ор-ро, лара-лоро). Анализ и синтез од­носложных слов (лак-рак, стол-стул), преобра­зование слов путем замены первых звуков (лак-бак, бок-рог). Знакомство со схемой слова – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – ............ Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков.
Закрепление лексико-грамма-­ тических категорий. Развитие связной речи. Закрепление навыка образования уменьшитель­ной формы существительных (ящичек, вазочка, сучочки), прилагательных (сосновый лес, сосно­вая роща, шишка, ветка, иголка; клюквенный морс, сок, кисель, сироп). Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло, мы­лить. обмылки, мыльница); приставочных гла­голов (машина поехала к дому, подъехала к до­му, отъехала от дома, объехала вокруг дома, между домами проехала, из ворот выехала). Употребление предложных конструкции (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался меж­ду столом и шкафом). Подбор слов с противоположным значением (тол­стый – тонкий, короткий –длинный). Образование существительных от глаголов и наобо­рот (читать – читатель, читательница; учить – учитель, учительница; воспитывать – воспитательница; пловец – плавать; лет­чик – летать; краснота – краснеть). Закрепление навыка употребления сложносочи­ненных предложений с разными придаточными { Миша заплакал, потому что он упал, ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.). Составление разных типов рассказов; «оречевление» серии выполненных действий.






Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.