Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы членства России во Всемирной торговой организации.





Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

· выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;

· международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия может использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

· возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;

· защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);

· получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

· доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

· создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

· расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

· создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

· участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

· улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

22 августа 2012, после 18 лет переговоров Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО).

Вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это отрицательно повлияет на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения(согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.

В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

46. Конкурентоспособность как многоплановая экономическая категория и факторы конкурентоспособности.

Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров, с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название-конкуренция.

Понятие «конкуренция» лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность.

Прежде всего, необходимо различать конкурентоспособность объекта и субъекта.

Конкурентоспособность объекта (товара, услуги) - формируется в процессе деятельности конкретного экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой по средствам выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающие субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует конкурентоспособность субъекта (фирмы).

Конкурентоспособность, как экономическая категория выражает функциональный результат использования множества факторов действующей конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка.

Термин «конкурентоспособность» рассмотрен в трудах многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность это, прежде всего, способность конкурировать, соперничать. Дальнейшее уточнение этого термина раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки и позволяет ответить на следующие вопросы:

ü С кем конкурирует?

ü По каким критериям и показателям конкурирует?

ü На каком уровне конкурирует?

Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается.

Ответы на остальные вопросы учитывают особенности объекта и позволяют увидеть, где и как реализуется способность объекта конкурировать.

Таким образом, конкурентоспособность, как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны.

Рассмотрим особенности трактовки конкурентоспособности на нескольких уровнях:

1. Конкурентоспособность страны.

2. Конкурентоспособность региона.

3. Конкурентоспособность предприятия.

4. Конкурентоспособность товара.

Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность и самого предприятия, его финансово-экономическое состояние и репутацию. Но это возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью продукции.

Нередко конкурентоспособность продукции отождествляют с качеством продукции, не учитывая, что, во-первых, с позиций качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые.

Существует множество определений конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке.

Таким образом, наиболее удачным определением

конкурентоспособности продукции является определение, согласно которому конкурентоспособность продукции - комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка, адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

На конкурентоспособность влияют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы:

1. Уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли, организации, выпускаемой товар - с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара;

2. Сила конкуренции на выходе системы (среди ее конкурентов), входе системы (среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов) и среди товаров-заменителей – увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара;

3. Появление новых потребностей - снижает конкурентоспособность выпускаемого товара;

4. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой - повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара;

5. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) - с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается.

Внутренние факторы:

1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);

2. Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);

3. Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);

4. Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);

5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);

6. Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);

7. Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).

Существует также мнение, что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.

Издержки производства - это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.

Производительность труда - это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.

Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.

В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.

47. Валютная политика, валютное регулирование и валютный контроль: их содержание.

Валютная политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации; валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализации валютных операций и т.п.

Валютная политика отражает принципы взаимоотношений стран.

Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.

Разделяют текущую и структурную валютную политику.

Текущая валютная политика - это совокупность мер, направленная на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, возможных операций, деятельности валютного рынка и рынка золото. Текущая политика традиционно осуществляется рядом государственных органов управления- Министерство финансов, Центральным банком, специализированными учреждениями валютного контроля и т.п. В рамках текущей валютной политики проводится регулирование конъюнктуры рынка посредствам валютных интервенций, ограничений, субсидирования, диверсификации валютных резервов и т. д. Из текущей валютной политики можно особо выделить девизную валютную политики, которая представляет собой систему регулирования валютного курса через покупки и продажи иностранной валюты денежным властями и валютные ограничения.

Структурная валютная политика - это совокупность мероприятий, направленных на осуществление долговременных структурных изменений в международной валютной системе. Структурная валютная политика осуществляется на межгосударственном уровне или уровне экономических группировок разных стран.

Любая национальная валютная политика с правовой точки зрения основана на валютном регулировании, которое является системой, регламентирующей порядок международных расчетов и сделок с валютными ценностями, а так же государственной регламентацией валютных отношений, издания нормативных актов, валютного контроля и оперативного руководства со стороны соответствующих государственных органов, заключения международных валютных соглашений.

Задачи валютного регулирования в России – поддержание курса с учетом обеспечения конкурентоспособности российских товаров и пропорций платежного баланса, борьба против утечки капитала.

Валютный контроль используется в целях снижения дефицита баланса, стимулирования определенных видов экспорта и импорта; защиты фиксированного валютного курса и сохранения золотовалютного курса резервов; уменьшения возможностей для несоответствующего движения в краткосрочном периоде валютного курса реальному положению дел в экономике; пресечения нежелательного влияния перетоков «горячих денег» и защиты международной меновой стоимости национальной валюты.

Валютная политика является составной частью денежно-кредитной политики государства, имея те же цели и задачи в масштабах государства.

В России, как и в других странах мира существует развитая система валютного регулирования, основанная на валютном законодательстве, в частности «Закон о валютном регулировании и валютном контроле». Валютное регулирование является основой валютной политики России, ее главным исполнительным органом является Центральный банк Российской Федерации.

Как любая часть финансового сегмента валютная политика требует государственного контроля. Валютный контроль необходим для надзора, регистрации и учета операций с валютными ценностями. Каждый орган валютного контроля действует строго в пределах своей компетенции, решая определенные задачи, преследуя строго поставленные цели.

Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль являются важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства и развитие ее внешнеэкономических связей.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.