Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ФОРМЫ. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОСТИ.





Социальный процесс — это совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий. Социальные процессы, протекающие в отдельных сферах общества, могут быть социально-экономическими, социально-политическими, социокультурными и общественными.

СП протекают во времени и пространстве, которое выступают как их формы и одновременно условия и способы осуществования. Такие характеристики социального времени и пространства, как чередование действий, соц-й ритм, периодичность, цикличность, протяженность, соц-я дистанция и др., подчеркивают изменчивость и динамику СП.

СП включает в себя несколько фаз (стадий): зарождение, функционир-е, развитие, ослабление, исчезнов-е и характ-ся наличием ряда состояний: стабильность, застой, кризис. Многие СП в России сейчас находятся в состоянии кризиса, особенно экон-е, за которым должно начаться движение вперед, в направл-и стаб-ти.

Социологи Р. Парк и Э. Бёрджесс к социальным процессам относят кооперацию, конкуренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию, поддержание границ и систематические связи (последние два процесса проявляются только в группах).

Кооперация основана на согласованных действиях в достижении общих целей. Для нее характерно взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Смысл в обоюдной пользе, взаимной выгоде, может протекать в диадах, малых и больших группах.

Конкуренция основана на борьбе между индивидами, группами или обществами, чьи интересы в овладении ценностями совпадают. Проявляется на личностном и безличностном уровне и осуществляется по определенным правилам, достижение уровня соперников и их опережение, средство, стимулирующее личность к большим достижениям.

Приспособление — это принятие индивидом или группой норм, ценностей, эталонов действий новой среды, нормы и ценности старой среды уже не способны удовлетворить потребности. Формирование нового типа поведения в изменившихся условиях внешней среды представляет собой сложный, непрерывно меняющийся процесс, который состоит из подчинения, компромисса, терпимости.

Ассимиляция — двусторонний процесс взаимного культурного проникновения, благодаря которому личности и группы приходят к общей культуре, разделяемой всеми участниками процесса. Может значительно ослабить и даже погасить групповые конфликты.

Амальгамизация — это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, в результате чего они становятся одним народом.

Существует и другие основания для классификации СП. В зависимости от направленности СП могут быть прогрессивными и регрессивными, по характеру (интенсивность изменений качеств-го состояния объекта)— эволюционными и революционными. В оценке и тех, и других много релятивизма. В зависимости от отношения к качественному состоянию объектабудем различать СП функционир-я и развития. Первые означают воспроизводство качеств-го состояния, вторые — переход к новому качеству. Выделим специально функциональные и дисфункциональные процессы — в зависимости от того, как они способствуют реализации основных ф-й О или менее крупных соц-х образований. Если первые направлены на достижение основных целей О (его структур), то вторые препятствуют этому. Заслуга крупнейших представителей структурно-функционального анализа Парсонса и Мертона состоит в том, что они подробно рассмотрели эти виды СП (функц-е — Парсонс, дисфункц-е— Мертон).

По степени управляемости - управляем-е, слабо управл-е, неуправляем-е. По механизмам возникн-я СП могут быть стихийными, сознательно организованными, естественно-истор-ми. Стихийные явл-ся результатом действия многих разнонаправленных сил и выступают через определенные системы показателей как статистич-е величины. Социологию подобные процессы интересуют особенно, прежде всего их неявные, латентные последствия. Сознат-е процессы характ-ся целенапр-ми действиями с запланир-м результатом.

В соответствии с критерием эффективности СП можно характеризовать как эффективное, недостаточно эффективное, неэффективное. Важной характ-кой эффект-ти СП явл-ся достижение результата. Еще одна классификация СП связана с их содержанием. Здесь можно выделить экон-е, полит-е, духовные, информац-е и иные процессы. Каждый из этих видов имеет свою динамику, свои возможности и границы, свои особенности. Накладываясь друг на друга, переплетаясь в ходе взаимодействий, они создают то сложное образование, которое мы определяем как социальный процесс в целом.

Современные процессы: девиантность, бедность, маргинальность, проблемы семьи, заболевания, преступность, глобализация

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ГЛОБАЛИЗМА.

Г - это преобразование разнор-го мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещ-ся информац-е потоки, ценности, их носители, капиталы, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставл-я, деятельность соц-х институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия

Предпосылки: 1. Эпоха Возрождения, создала условия для формир-я нового, а именно - капиталист-го эконом-го уклада, общеевроп-го рынка, междунар-х отношений, отразившихся в зачатках международного права, развитии гуманизма и свободомыслия, становления наций, нац-х культур и их взаимодействия.

2. Интернационализ-я капиталов, рынков товаров и услуг на рубеже XIX-XX веков, когда завершился раздел мира между наиболее развитыми в промышленно-экон-м отн-и странами, челов-во вступило в эпоху империализма с его неотъемлемым стремлением к экспансии, приведшим к Первой, а затем и ко Второй мир-м войнам.

3. Возникшее в конце Второй мир-й войны стремление к объед-ю усилий многих стран в борьбе против фашизма и его последствий (Антигитлеровская коалиция; создание ООН, 1944 г., МВФ, 1944 г.; принятие Всеобщей декларации прав человека, 1948 г. и пр.)

Тенденции.

1. Формир-е единого информац-го пространства на основе новейших компьютерных технол-й. Объед-е пользоват-й в сети Internet привело к образованию качественно нового социального пространства, где возможна коммун-я и интеракция партнеров, находящихся за в разных соц-х средах и системах.

2. У силение экон-й интеграции, развитие новых форм транснацион-го бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информац-е потоки. Совр-е ТНК действуют преимущественно на информац-х и фин-х рынках. Происходит планетарное объединение этих рынков, формир-ся единое мировое финансово-информац-е простр-во. Соответственно возрастает роль и тесно с ТНК связанных наднац-х экон-х структур и организаций (Междунар-й валютный фонд, Междунар-й банк реконстр-и и развития и др.).

3. Формирование транснац-й элиты. В условиях Г происходит постепенное смещение центра принятия решений с нац-го на наднац-й уровень. Сегодня все наиболее важные страт-е решения принимаются небольшой группой ведущих держав. Возрастает роль в полит-й сфере и различных интеграц-х структур — НАТО, ОБСЕ и др.

4. Глоб-е процессы охватывают также сферу культуры. Благодаря СМИ и коммуникации формир-ся единое мировое социокультурные пространство. Доминирующей тенденцией стан-ся сближение культур, универсализ-я образа и стиля жизни, распростр-е западных культурных образцов и моделей поведения.

Исследователи отмечают появление «новой медиальной культуры» на основе электронных средств информаци. Делаются также прогнозы отн-но становления «планетарного сознания», новой гуманист-й культуры, в которой человек должен рассматр-ся как самоцель обществ-го развития.

Теории

Вначале Г рассматривали как следствие влияния Запада, а посттрадиционное О характ-ли как первое глобальное О. Сегодня Г нельзя понимать только лишь как вестернизацию. Такой подход в концепции мир-системного анализа И. Валлерстайна, особенно в ее начальном варианте, в котором имело место утверждение о глобальном превосходстве США — единственной сверхдержавы после разрушения Советского Союза.

Мир-системная теория выделяет в совр-м мировом сообществе 4 типа стран: 1) ядро, в которое входят США, Япония, Германия, Франция, Швейцария, Швеция и др.; 2) полупериферию - страны Восточной Европы, включая Россию, Беларусь, Украину, Польшу и т.п., а также Испанию и Португалию; 3) периферия — развив-ся страны Лат-й Америки, Азии, Африки; 4) внешняя арена - регионы афр-го и азиат-го континентов, которое не затраг-ся всемирными промышленно-торговыми связями. Мир-системная теория преувеличивает значимость экономики и американского варианта ее развития в осуществлении процессов Г, одновременно недооценивается значимость культуры, а культурные цен-ти (коды), наряду с деньгами и товарами включ-ся в циркуляцию, кругооборот капитала.

Р. Робертсон считает, что Г должна рассм-ся не как исключительный результатат развития Запада, а как следствие взаимодействия западных стран со всем остальным миром, причем взаимодействия многостороннего, происходящего в экон-й, военно-политической, торгово-технол-й, культ-й, религ-й, коммуникат-й и иных сферах. По мнению Робертсона, Г явл-ся итогом плюралист-го развития мира.

Николас Луман. Эта концепция в противовес идеям «мирового ядра», «мирового центра» выдвигает необходимость сочетания различия и идентичности, дифференциации и интеграции, частей и целого, причем акцент делает на интеграт-е процессы и функции. Особое внимание уделяется не экон-м факторам, а самоорганизации подсистем и соц-х движений, этнических и религ-х групп, что приводит к признанию большой значимости в этих процессах ценностей культуры. В итоге процесс Г мирового сообщества понимается как становление такой глоб-й соц-й системы, которая не имеет ни вершины, ни центра, а предст-т собой полицентричное, поликонцептуальное (благодаря многообразию культур) сообщество, в кот-м взаимод-т друг с другом различные полит-е, этнические, религ-е, социокультурные идентичности индивидов и групп.

Концепция структуриз-и, разраб-я Энтони Гидденсом. он отмечает: «полит-е соображения, военные столкновения, культурные факторы - все это имеет великое значение для формир-я глоб-й взаимозависимости». Существ-ю роль в этом играют также глоб-е коммун-и, трансформации регион-х, локальных и даже личных контактов социального опыта.

Гидденс говорит о пяти основных чертах Г. Первая — это возникн-е глоб-й взаимосвязан-ти экон-х процессов, где, как уже отмечалось выше, существ-ю роль сыграли транснац-е корпорации. Вторая черта — появление новой системы междунар-х отношений между нациями-государства ми. Третья черта опред-ся складыванием нового мирового военного порядка — с учетом того обстоят-ва, что совр-е вооруж-е и военная сила приобретают глоб-й характер, превращая лок-е вооруженные конфликты во всеобщие. Четвертая черта означает диффер-ю и разделение труда между разл-ми странами и частями планеты. Наконец, пятая черта, которая сегодня становится одной из наиболее значимых и обсуждаемых, — «культ-я Г». Она означает бурное развитие технол-й коммун-й, глоб-й трансфер культурных ценностей, реальных достиж-й в области культуры.

Основные параметры глобализации:

1) Системообразующим элементом глобализации является экономический фундамент общества, но вместе с тем важную роль в этом процессе выполняет: трансформация социальной структуры общества, динамика политических систем, развитие культуры, религиозные верования, действующие в обществе социальные нормы и институты, образцы поведения. Культурно-цивилизационная общность сохраняет свою идентичность и способность к саморазвитию только в той мере, в какой все эти структурные компоненты в процессе своего взаимодействия образуют единую, целостную, устойчивую и динамично развивающуюся систему.

2) Глобализация имеет нелинейный характер, сопровождается усилением неравномерности социально-экономического развития, приводящим, с одной стороны, к возникновению пресловутого экономически преуспевающего «золотого миллиарда», а с другой - к маргинализации целого ряда стран, где люди находятся на грани выживания, где свирепствуют голод, болезни.

3) В процессе развертывания глобализации возникло противопоставление глобального и локального. Глобализация проникает в самые глубины социально-экономических структур и, сопровождаясь мощными информационными потоками, пропагандирующими западные стандарты жизни, нередко сталкивается в острейших противоборствах с такими локальными структурами, как местный образ жизни, традиции, обычаи, привычки, образцы поведения. Это приводит к возникновению и распространению новых форм идентификации, национального экстремизма.

4) Глобализация подталкивает к национальной консолидации, к повышению значимости национальных социокультурных традиций, национального самосознания. Общемировой процесс демократизации общественно-политической жизни очень часто переплетается с возрождением и усилением традиционных национально-цивилизационных и этнорелигиозных ценностей. А такая ситуация приводит к тому, что глобализационные процессы в так называемом «центре» и на «периферии» мировой системы начинают развиваться не по сходящимся, а по расходящимся траекториям.

Важнейшим компонентом глобализации является ее социокультурное измерение, что находит многообразие проявлений в повсеместном распространении культуры постмодерна, различных вариантов поп-культуры, новых интегральных форм религиозных культов, мирового туризма, возникновении глобальных социокультурных гибридов (таких, например, как рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда»). Все это оттесняет классические и национальные формы культуры на обочину массового сознания, что вызывает тревогу и неприятие среди культурной элиты не только развивающихся, но и высокоразвитых стран (в частности, Франции), побуждая ее выступать против глобализации культуры в ее поп-американизированных вариантах.

В силу многокомпонентности своей структуры и множественности вариантов осуществления, равно как и множественности своих последствий, глобализация в принципе несовместима с идеями «ядра», «центра», «однополярного мира», который якобы должен развиваться и впредь в русле капиталистической мировой системы. Наиболее реальной перспективой глобализации станет не однополярный мир с центром в «ядре», а полицентрическая структура отношений в глобальной социальной системе. Именно такой вариант поддерживают Россия, Беларусь, другие страны СНГ, Китай, Индия и т.д., т е половина человечества, значит он и имеет наибольшие шансы на реализацию.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.