|
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. ОБЩЕСТВО КАК СОВОКУПНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.Социальная группа — совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентации, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности (ощущение «мы — группа»). Признаки: устойчивость, продолжительность существования; определенность и однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; наличие общей система ценностей и социальных норм; осознание своей принадлежности к данной социальной общности; добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп); объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп); способность входить в качестве элементов в другие социальные общности. 3 основных признака СГ: 1) СГ — это совокупность индивидов, имеющих общие интересы, групповые установки и ориентации; 2) она характеризуется нормат-й регламентацией своей деятельности; 3) СГ означает совместную деятельность ее членов в рамках собственного пространственно-временного континуума (неразрывной связи деятельности, явлений и процессов во времени и пространстве). На основе этих признаков можно предложить достаточно широкое определение СГ, согласно кот-му она есть совокупность индивидов, характер-ся общими интересами, установками и ориентациями, нормат-й регламентацией совместной деятельности людей в рамках собственного пространственно-временного континуума. Конечно, к этим признакам можно добавить, например, что СГ развив-ся, имеет свою ролевую структуру, выполняет определенные функции в системе обществ-х отношений и др. Структура СГ: 1. Деятельность группы и каждого ее члена, заданная их местом в системе обществ-го разделения труда. Деятельность группы и ее членов определяет характер всех остальных элементов структуры, в первую очередь, межличностных отношений. 2. Межличностные отношения сост-т своеобр-й «скелет» группы. Собственно, сама групповая деятельность не знает иных форм своей реализации, кроме межличностных отношений и связей (коммун-й) между членами группы. 3. К оммуникации между ее членами. Эти коммуникациимогут приобретать самый разный харр — в зависти от вида группы. Поскольку из всех видов СГ лучше всего изучены малые группы, то более других известны связи именно между их членами. Всем известна схема типов коммун-й в группе из 5 человек, в ходе которых возникают разл-е результаты групповой деятельности (круг, игрек, штурвал(крест), сложный круг (паутина)). 4 Групповые процессы охватывают все изменения, происходящие в группе, в том числе ее развитие. 5. Ценности. Деятельность группы и Межличностные отношения в ней осуществляются прежде всего на ценностной основе. Конечно, есть универс-е челов-е ценности, широко принятые в О и конкретных СГ (представления о добре, зле, счастье и т.д.). Наряду с ценностями общего характера существует ценности, связанные с конкретными обществ-ми явлениями и выступающие непосред-ми регуляторами деятельности группы. Это могут быть ценности труда, образования, соц-й активности, культуры и т.д. Некоторые из них становятся для конкретных групп определ-ми. 6. Нормы и санкции. Как и в случае с ценностями, групповые нормы могут быть рассмотрены в широком и узком смысле. В первом случае — это соц-е нормы, действующие в О и явл-ся обязательными для каждой группы и всех ее членов. В узком смысле групповые нормы — это правила, вырабатываемые самой группой и обязательные для выполнения каждым ее членом, без чего совместная деятельность становится невозможной. Следовательно, как и ценности, групповые нормы выступают регулятором деятельности группы. С помощью санкций группа заставляет своего члена соблюдать ее нормы. Для этого она использует два вида санкций — поощрит-е и запретит-е. В большинстве групповых ситуаций использование первых предпочтит-е использования вторых. Рассмотренные элементы групповой структуры дают основание считать их универс-ми, действующими в любых типах и видах СГ. Основные классификации СГ. 1. Большая гр. отличается от малой тем, что она включает в свой состав значит-е число членов, характ-ся отсутствием обязат-х личных контактов между ними и обладает относительно меньшей степенью внутр-й сплоч-ти и организ-ти (в сравнении с малой группой). В качестве примеров больших гр. можно назвать класс, нацию, телевизионную, театральную, киноаудиторию, город и т.д. Под малой г р. понимается немногочисл-я по составу гр. (мин. 2-3 человека, макс. - количество членов, вызванное потребн-ю совместной групповой деятельности), члены которой объединены общей соц-й деят-ю и находятся в непоср-м личном общении, что является основой для возникн-я эмоц-х отношений, групповых норм и групповых процессов. Наиболее типичные малые гр.— семья, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д. В малой гр. обществ-е отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. 2. Первичная гр. — это разновидность малой гр., обеспеч-я успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Кули говорил о двух основных функциях первичной гр.: а) формировать моральные нормы, которое человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь; б) выступать средством поддержки людей. Первичная гр. возникает за счет прямых личных контактов, отличается высокой плотностью взаимосвязей членов гр. и идентификацией их с ней. Характерные образцы первичной гр.— семья, группа друзей, сверстников, соседская общность и др. Вторичные гр. явл-ся разновидностями, как правило, больших и формальных гр. (соц-х институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует непоср-е взаимодействие членов этого соц-го образования. Так, для студента его академическая гр. явл-ся первичной, а коллектив университета — вторичной гр. Одно из основных отличий вторичной гр. от первичной состоит в том, что она ориентирована на достижение цели., тогда как первичная — на установление взаимосвязи между ее членами. 3. Деление гр. на формальные и неформальные впервые было предложено Э. Мэйо в ходе проведения им Хоторнского эксперимента. Форм-м гр. присущи правила организации, действия, в них «работают» запреты и дозволения, санкционир-е О. Здесь отношения в полном смысле слова оформлены. Примерами форм-х гр. являются соц-е организации, скажем школьный учительский коллектив. Главная функция форм-й гр. — обеспечить высокую упорядоченность и управляемость действий при достижении ставящейся цели. В форм-й гр. на основании принятых в ней норм четко заданы и распределены все позиции и роли ее членов. Неформ-я гр. не имеет жесткой нормат-ти, поведение ее членов не регламентировано, что, впрочем, не означает отсутствия порядка и организ-ти. Диапазон неформ-х гр. огромен: от кружка друзей, любителей искусства, обществ милосердия, защитников природы и культуры до нации или иной этнической общности. Существует неск-ко особ-тей взаимодействия форм-х и неформ-х групп. Одна из них состоит в том, что неформ-я гр. в ходе пост-й, регулярной совместной деятельности ее членов постепенно может приобретать некоторое черты форм-й гр. (именно таким путем создаются полит-е партии и движения). Др. особ-ть закл-ся в том, что в рамках форм-х групп часто создаются неформ-е (например, в студенческой группе или рабочей бригаде возникают группировки, состоящие из близких друзей, людей с общими внепроизводственными интересами — в западной социологии они получили название «клики»). Это имеет место и тогда, когда в группе обнаруживается неформ-й лидер, пользующийся значит-м авторитетом у ее членов. Наличие неформ-х групп в структуре форм-х может оказывать на последние неоднозначное возде, укрепляя или расшатывая форм-ю группу. 4. Группы членства и референтные группы. Эту классиф-ю ввел в научный оборот Г. Хаймен, большую роль в ее исследовании, особенно в изучении референтных групп, сыграли М. Шериф и Г. Келли. Критерием этой классификации является тип связей индивида с группой. Референтная гр. — это реальная или воображаемая СГ, выступающая для индивида в качестве эталона, с кот-м он сопоставляет свое соц-е положение, поведение и установки. Традиционно считалось, что референтная группа противостоит группе членства и в нее индивид не может входить; она референтна именно потому, что он стремится стать ее членом. Иная трактовка: референтной может считаться и гр. членства индивида. К примеру, для молодого человека, вошедшего в СГ предпринимателей, коммерсантов, она является в полной мере референтной. Сама по себе референтная гр. выполняет функции не только соц-го сравнения, но и социализ-и, принятия соц-х норм и ценностей желаемой группы. Референтная гр. может выступать также ориентиром соц-го перемещения индивида. Если референтная гр. является воображаемой, она может быть отнесена к числу номин-х гр.. 5. Номинальные г р. явл-ся условными и стат-ми, т.е. они не предполагают обязат-х, тем более непосредств-х связей между людьми. Это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и др. Выделение ном-х гр. проводит сам исследователь, в этом смысле оно явл-ся искусственным. Тем не менее часть ном-х гр. близка к реальным и может обладать качествами контактности и сплоченности. Так, студенчество России — это группа, которая имеет и реальный, и ном-й характер. 6. По заданности положения СГ могут делиться на объект-е и субъект-е. Первые характеризуется тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (скажем, соц-й класс, которой занимает свое место в обществ-й жизни, выполняет особую роль в системе производства, орган-и деятельности и т.д.). Вторые возникают и существует постольку, поскольку формир-ся сознат-ми дейст-ми людей. Все обществ-е организации или объединения кем-то сознательно сформированы, идет ли речь о полит-й партии или научном обществе. Совр-е неформ-е движения, объединения, клубы, союзы, «круглые столы» — это субъект-е группы. Как бы ни были они различны по содержанию деятельности, месту, занимаемому в О, составу и т.п., их характ-т «субъективность» положения. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|