Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.





СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.
I. Понятие делового общения.  
II. Основы психологии делового общения.  
III. Этикет делового общения.  
IV. Основы делового протокола.  
V. Деловая беседа.  
VI. Деловые переговоры.  
Основные термины и понятия.  

 

I. ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Общение и его человекотворческая роль.

Виды общения.

Содержание и цели делового общения.

Существуют различные классификации видов общения. Классификация, разработанная С.И. Самыгиным и А.Д.Столяровым (см. Бузунова Л.Г., Маркина Ф.А. Психология общения и деловых отношений. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.М.Носова, 1998) является, на ваш взгляд, наиболее подходящей для выяснения специфики делового общения.

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски: вежливость, строгость, безразличие, скромность, участливость. Их сопровождает определенный набор выражений лица, жестов, стандартных фраз. Маски позволяют скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение – при нем оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если данный объект нужен, то с ним активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают или просто теряют к нему интерес.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

5. Духовное межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не прибегать к помощи слов: друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение к себе, к ситуации.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника различными способами - лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п. в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных ситуациях. Кодекс светского общения:

1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»;

2) одобрение, согласие – «не порицай другого»; «избегай возражений»;

3) симпатия – «будь доброжелателен, приветлив».

Жизнь постоянно ставит нас в самые различные ситуации, и мы в своей практике, часто неосознанно, используем для получения желаемого результата те или иные виды общения, один чаще, другие - реже.

Коммуникативно грамотный человек, зная о существовании разных типов общения, сумеет эффективно строить взаимоотношения с другими людьми и добиваться нужного результата.

Деловое общение – процесс установления и развития контактов между людьми, вызванный потребностью в социально-значимой совместной деятельности и направленный на решение социально-политических и производственно-экономических проблем.

Конституирующими признаками делового общения (в отличие от межличностного, светского, обыденного) являются:

1. Содержание делового общения – это обсуждение и решение социально-значимой проблемы;

2. Партнеры в деловом общении – это личности, заинтересованные в совместной деятельности.

3. Профессиональная компетентность – необходимое условие успешных деловых контактов.

4. Партнеры должны иметь полномочия от своих организаций для обсуждения и решения деловых проблем.

5. Главной целью делового общения является продуктивное сотрудничество.

Различают непосредственное (прямое) деловое общение и косвенное, когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция. В непосредственном общении наиболее полно действуют его социально-психологические механизмы.

Деловое общение реализуется в различных формах (жанрах): деловые беседы, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.

 

Стратегический и технический уровень общения.

Понятие культуры делового общения.

II. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Социально-психологическое пространство делового общения.

Упражнения.

Упражнение 1. «Избирательное внимание». (Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 2001)

Цель: тренировка управления вниманием.

Выполнение:

1. Несколько человек одновременно громко читают разные по содержанию тексты.

2. Тренируемый пытается выделить из общего потока информацию от одного из читающих и заполнить ее содержание.

3. Проводится проверка правильности запоминания текста и разбор приемов, которые использовал тренируемый.

4. Если были допущены ошибки, то необходимо указать причины их возникновения.

Примечание: тренинг можно повторить несколько раз, меняя тексты и участников, но затрачивая не более 5 минут на каждого тренируемого.

Упражнение 2. «Суждение о деловом поведении».

В ситуациях, когда мы оцениваем действия других, или когда один противопоставляет себя другому, все зависит от того, какие слова сказаны и какие невербальные средства использованы.

Описание поведения: что можно и чего нельзя.

Можно Нельзя
1. Действовать на основе установки «Я – хороший, ты – хороший». 1. Считать, что другие – «не хорошие».
2. Описывать то, что другой человек действительно делает. Пример: «Ты перебивал клиента» 2. Комментировать то, каким этот человек является в вашем воображении. Пример: «Ты был груб с клиентом».
3. Употреблять наречия, описывая отдельные действия. Пример: «Он громко разговаривал на совещании». 3. Употреблять прилагательные как ярлыки. Пример: «Он вообще слишком говорливый».
4. Описывать именно то, что имело место. Пример: «Когда мы не приходим к согласию относительно подхода к решению проблемы, она так и останется неразрешенной». 4. Использовать для описания происходящего осуждающие ярлыки. Пример: «Не могу поверить, что ты можешь быть таким упрямым».

Цель: выработать навыки описательного поведения.

Инструкция: используя в качестве модели вышеприведенные критерии, измените высказывания так, чтобы в них не было «ярлыков» и чтобы они представляли собой объективное описание того, что имело место в действительности.

1. «Сергей, ты слишком навязчив»

...............

2. «Александр, твои торговые агенты, все хотят быть в центре внимания».

..............................

3. «Ивен, ты становишься упрямым».

................

4. «Владимир, ты грубиян».

............

III. ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Основы служебного этикета.

В служебном этикете можно выделить несколько аспектов, специфика которых определяется особенностями взаимоотношений между коллегами, руководителями и подчинёнными. Рассмотрим указанные аспекты подробнее, но прежде – несколько общих замечаний.

- В деловых отношениях недопустимо сквернословие, крики и другие проявления несдержанности.

- Когда вы не заняты по работе, не простаивайте в коридорах и курительных комнатах, не читайте журналов, не занимайтесь личными делами.

- Не развлекайте друзей в своём кабинете.

- Не входите в чужой кабинет без доклада. Предварительно позвоните.

- Оставляйте своё плохое настроение за дверью. Не срывайте его на других. Не давите на окружающих.

- Не берите взаймы денег, оборудование или канцелярские принадлежности на рабочем месте.

- Никогда не жалуйтесь на свои проблемы, на других людей или задержку продвижения по службе так, чтобы вас слышали посторонние.

- Не пользуйтесь кличками на работе.

- Ваше рабочее место должно быть оформлено скромно, но со вкусом.

- Не смешивайте свою частную и деловую жизнь.

- Храните в тайне секреты, как профессиональные, так и личные.

- Не сплетничайте.

- Не ешьте за рабочим столом.

- Соблюдайте правила курильщиков, принятые в вашей компании.

И работы в интернете.

Свыше 50% всех деловых вопросов решается по телефону. По вашей манере общаться по телефону судят о вашей компании.

Имейте в виду, что, разговаривая по телефону, вы должны уметь подать себя и передать своё отношение к собеседнику при том, что он не видит вашего лица. При разговоре по телефону наиболее отчётливо проявляется неумение общаться. Например, если у вас ровный, монотонный голос, надо поработать над тем, чтобы он звучал более живо, особенно в разговоре с незнакомыми людьми.

Основы телефонного этикета.

- Будьте профессиональны, обращения типа «милый» и «моя дорогая» неуместны в бизнесе.

- Никогда не произносите слов типа «ага» или «о`кей». Говорите «да» и «конечно», «хорошо».

- Не придерживайте трубку подбородком. Говорите прямо в трубку, внятно и чётко.

- Вам не следует повышать голос при разговоре на дальние расстояния, если только дело не в плохом качестве связи.

- Говорите энергично. Если вам приходится часто отвечать на звонки, держите под рукой зеркало (на первое время). Перед тем, как ответить на звонок улыбнитесь, тогда улыбка будет звучать в вашем голосе.

- Внимательно слушайте абонента.

- Отвечайте так быстро, насколько это возможно.

- Не заставляйте людей ждать, это допускается только в случае крайней необходимости. Если ждать приходится больше минуты, дайте знать об этом вашему собеседнику.

- Будьте вежливы в случае набора неверного номера, в ответ на грубость или предоставление неверной информации.

- Дайте успокоиться разгневанному человеку прежде, чем вы попытаетесь обсудить ситуацию. Не выходите из себя.

- Вы имеете полное право повесить трубку в ответ на оскорбление. Ругань по телефону противопоказана.

- Секретари не должны «петь» название компании.

- Отвечать на телефонные запросы следует в день их получения или же в кратчайшие возможные сроки.

- Если вас разъединили, позвонившему следует перезвонить.

- Разговор заканчивает позвонивший. Исключение составляют только случаи, когда позвонивший забывает об этом правиле и никак не может остановиться.

- Если вы не можете разобрать имя человека, попросите произнести его по буквам.

- Если вы находитесь в кабинете у сослуживца, когда ему звонят, покажите, что вы идёте за кофе и тихо извинитесь. Если сослуживец даёт понять, что вам следует остаться, отвлекитесь от телефона и говорящих.

- Не подключайте музыку или радиоприёмник к линии, когда вы вынуждены держать собеседника в ожидании. Это считается дурным тоном.

- Очень важно вежливо закончить разговор. Допустимы фразы: «Простите, что вас прерываю, но я боюсь опоздать на заседание», «Очень приятно с вами беседовать, но я обязана позвонить в другую организацию. Могу ли я позвонить вам позже?».

- Для завершения разговора можно сослаться на большую занятость.

- Если беседа с деловым партнёром прошла конструктивно, то её необходимо завершить соглашением о дальнейшем сотрудничестве.

- Если вы беседуете с посетителем и в это время раздаётся телефонный звонок, то не прерывайте беседу телефонными разговорами. Извинитесь перед посетителем за необходимость прервать беседу, снимите телефонную трубку, поздоровайтесь с телефонным абонентом, сообщите название фирмы, свою фамилию, укажите, что ведёте беседу с посетителем и договоритесь о переносе разговора.

Когда звоните вы.

- Сразу же назовите себя, а если нужный вам человек отсутствует, оставьте своё имя и номер телефона. (Назовите своё имя по буквам).

- Не спрашивайте, где находится нужный вам человек, если он или она не может подойти к телефону.

- Не звоните по личным делам на работу. Если это необходимо, говорите очень кратко.

- Не звоните повторно в то же день, если вы оставили свои координаты. Это допускается только в случае крайней необходимости.

- Если вы оставляете сообщение на автоответчике, назовите дату, время звонка, своё имя, название компании и краткое сообщение.

- Не проявляйте раздражения, если вас просят подождать.

- Звоня по личному вопросу своему деловому партнёру, учитывайте время дня. Сократите разговор до минимума.

- Будьте предельно вежливы, звоня на работу другу: на карту поставлена репутация вашего друга.

- Всегда спрашивайте, в удобное ли время вы звоните.

- Во время телефонного разговора не жуйте, не пейте, не курите, не шуршите бумагой.

- Сидите прямо. Говорите точно в микрофон.

- Звоните деловым партнёрам домой только в случае крайней необходимости.

- Не выходите из себя, если вас попросят изложить своё дело. Объясните кратко его суть.

- Если вы не смогли застать нужного вам человека, поинтересуйтесь, когда удобнее позвонить.

- Если вы ошиблись номером, извинитесь и повесьте трубку.

- Если вас попросили подождать и не отвечают в течении двух минут, повесьте трубку и перезвоните. Сохраняйте спокойствие. Потеря сомообладания – дурной тон.

- Если от вашего имени звонит ваш секретарь и нужный вам человек на месте, то вы должны быть на линии к тому моменту, когда он или она возьмёт трубку.

Когда звонят кому-то другому.

- Если звонящий ошибся и попал не на того человека, помогите ему отыскать нужного человека. Не подзывайте его криком и не бросайте со стуком трубку.

- Если вы не можете отыскать нужного человека, не заставляйте звонящего ждать, а примите сообщение.

Этические принципы работы в интернете.

Общение через интернет требует соблюдения определённых этических принципов. В настоящее время выработан так называемый этический кодекс, которому должны следовать пользователи интернета.

Этика терпимости.

- Неэтично подавлять высказывания других в том случае, когда эти высказывания впрямую оскорбляют ваши собственные взгляды и веру.

- Неэтично беспокоить других и угрожать другим.

- Неэтично апеллировать к судебным инстанциям для разрешения спора до того, как применены все переговорные и посреднические средства с целью предотвращения вреда и несправедливости.

Этика доверия.

- Неэтично публично распространять высказывания, изображения или мнения других без их согласия.

- Неэтично запрашивать или передавать информацию, созданную посредством принуждения или другим способом, попирающим свободу.

- Неэтично пренебрегать предупреждениями, сопровождающими любую информацию, которая может быть неверно оценена, например, детьми или наивными людьми.

 

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Что такое этикет? 2. Назовите известные вам виды этикета. 3. В чем специфика делового этикета? 4. Перечислите общие правила служебного этикета. 5. В чем специфика взаимоотношений с коллегами? 6. В чем специфика делового этикета секретарей? 7. Какие выражения не стоит использовать в свое оправдание, если вас обвиняют в невыполнении какого-либо поручения? 8. Укажите особенности общения в системе «клиент-посетитель». 9. В чем состоит специфика телефонного этикета? 10. Назовите основные этические принципы работы в интернете.    
Задания. Тесты. Ответы.
1. Что из перечисленного не входит в сферу этикета: а) умение слушать; б) умение управлять своими эмоциями; в) умение грамотно говорить; г) умение профессионально выполнять свою работу. 2. Какое из определений этикета является на ваш взгляд верным? Этикет – это: а) правила галантности; б) правила хорошего тона; в) манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе; г) правила поведения сотрудников, установленные администрацией организации. 3. Вы пришли на деловую встречу или в гости. С кем из присутствующих вы должны поздороваться за руку: а) с каждым из присутствующих; б) с руководителями, организаторами, хозяевами; в) с хозяевами и руководителями; г) с руководителями. 4. Вы должны представить ваших гостей друг другу. Укажите правильный порядок: а) младшего – старшему; женщину – мужчине; б) младшего – старшему; мужчину – женщине; в) старшего – младшему; женщину – мужчине; г) старшего – младшему; мужчину – женщине. 5. Вы беседуете с клиентом у себя в кабинете. В это время раздается телефонный звонок. Ваши действия: а) продолжать беседу, не реагируя на звонок; б) поднять и тут же положить трубку на рычаг, чтобы звонки не мешали беседе; в) извиниться перед посетителем, снять трубку и начать разговор по телефону; г) извиниться перед посетителем, снять трубку и сообщить звонившему, что вы ведете беседу и договориться о переносе разговора.    

Понятие делового протокола.

Протокольные вопросы приёма делегаций.

Многовековой опыт развития деловых международных отношений позволил выработать важнейшие основные правила общения.

Эти правила в наиболее концентрированном виде представлены в дипломатическом протоколе.

Особая роль дипломатического протокола была связана с тем, что в течение многих лет международные отношения, в основном, развивались на государственном уровне, где отступление от протокола могло повлечь за собой серьёзные политические последствия.

По мере развития международных экономических связей, когда в процесс международного общения включается всё большее число людей-представителей делового мира, строгие правила дипломатического протокола находят своё применение и на этом уровне. Таким образом, в основе важнейших общепризнанных норм делового протокола лежат основные принципы дипломатического протокола. Дипломатический протокол – это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, дипломатическими работниками и другими официальными лицами в международном общении.

Правила дипломатического протокола основаны на общепризнанном международно-правовом принципе суверенного равенства государств независимо от системы, размера территории и населения страны, политического влияния или экономической мощи. Суверенитет государства выражается в таких нормах, как оказание почести государственному флагу, исполнение гимна.

Принцип равноправия государств проявляется в очерёдности представления дипломатов высокому лицу в стране пребывания, в рассадке делегаций на международных конференциях, дипломатов на дипломатических приёмах.

Нормы дипломатического протокола не имеют обязательной юридической силы и часто варьируются в зависимости от состояния отношений между странами, поставленных задач.

Но надо помнить, что любое отступление от сложившейся традиции неизбежно будет замечено и истолковано соответствующим образом.

Таким образом, строгое соблюдение правил дипломатического протокола играет важную роль в поддержании нормальных отношений между государствами.

Рассмотрим особенности делового протокола. В своей основе – это те же самые правила, которые регламентируют порядок встреч и проводов, проведение переговоров, организацию приёмов, оформление деловой переписки. Вместе с тем правила делового протокола менее консервативны, чем правила дипломатического протокола.

Протокольные вопросы приёма делегаций.

Целью визита представителей других фирм, может быть: выяснение возможностей установления контактов; проведение переговоров; подписание документов; организация семинаров, ярмарок, выставок.

Цель визита делегации, её персональный состав и уровень представительства, с точки зрения протокола, самые существенные моменты, которые определяют уровень делегации и особенности её приёма. Другими словами, форма приёма делегации зависит от цели приезда делегации и ранга её главы.

Подготовка программы пребывания.

До приезда иностранной делегации принимающая сторона должна разработать две программы её пребывания в стране:

- общую программу, предназначенную для гостей

- техническую программу, включающую в себя детали, необходимые для принимающей стороны.

Общая программа включает в себя информацию о следующих вопросах:

1. Встреча делегации.

2. Деловая часть программы (переговоры, встречи, беседы).

3. Приёмы (завтраки, обеды и т.д.).

4. Культурная программа.

5. Поездки по стране.

6. Проводы делегации.

В технической программе необходимо отразить все организационные моменты, связанные с приёмом иностранной делегации.

Необходимо проработать следующие вопросы:

- персональный состав встречающих;

- участие (в случае необходимости) представителей прессы, радио, телевидения;

- преподнесение цветов;

- приветственные речи;

- обеспечение транспортом;

- размещение в гостинице.

Каждый пункт требует детальной проработки с указанием ответственных исполнителей.

В случае, если глава делегации пребывает с супругой, то принимающая сторона должна предусмотреть специальную программу или отдельные мероприятия в общей программе для супруги гостя и супруг лиц, сопровождающих его. Следует также учесть, что, несмотря на деловой характер визита, принято организовывать неофициальные неформальные встречи как хозяевами, так и гостями. Первая такая встреча всегда организуется принимающей стороной.

Для того, чтобы и гости могли воспользоваться возможностью организовать ответную встречу, необходимо запланировать один свободный вечер.

В программе каждого дня следует оставлять время для второго завтрака и личных дел. Делегации, прибывающие с краткосрочным визитом на 2-3 дня, лучше принимать в течение рабочей недели, не занимая суббот и воскресений, в противном случае необходимо предусмотреть программу и на выходные дни.

Приёмы и их виды.

Приёмы играют важную роль в развитии деловых контактов. Надо отметить, что основным содержанием приёма является не приём пищи и дегустация напитков. Приёмы носят деловой характер, они проводятся с целью углубления и расширения контактов, получения нужной информации в неофициальной обстановке.

На приёмах происходит взаимный обмен мнениями и информацией, и полезность этого обмена зависит от опыта и дипломатического умения каждого из собеседников. На приёме приходится встречаться и беседовать со многими людьми, представляющими различные круги общества страны пребывания. Это продолжение служебной деятельности. К приёму нужно тщательно готовиться: подумать, с кем и о чём поговорить, с кем познакомиться, кого представить. Также нужно быть готовым к ответам на возможные вопросы собеседников, которые заинтересованы в получении информации. Международная практика установила виды приёмов, методы их подготовки, этикет, которого придерживаются участники приёмов.

Приёмы устраиваются по случаю национальных праздников, годовщин событий, в честь находящейся в стране иностранной делегации, а также в порядке повседневной работы.

Приёмы подразделяются на дневные и вечерние, а также приёмы с рассадкой за столом и без неё.

Основными видами приёмов являются «Бокал шампанского» («Coupe de champagne») или «Бокал вина» («Vin d`Honneur»), «Завтрак» («Lunch»), «Обед» («Dinner»), «Обед-буфет» («Buffet Dinner»), «Ужин» («Jupper»), приёмы типа «а ля фуршет», «Коктейль», а также маленькие приёмы – «Кофейный или чайный стол».

К дневным приёмам относятся: «Бокал вина» или «Бокал шампанского» и «Завтрак». Все остальные приёмы относятся к вечерним. К приёмам с рассадкой за столом можно отнести такие приёмы, как «Завтрак», «Обед» и «Ужин».

Согласно международной практике, наиболее почётными по своему характеру видами приёмов являются «Завтрак» и «Обед». «Бокал шампанского» или «Бокал вина» начинаются в 12 часов и заканчиваются к 13 часам. Во время такого приёма обычно подаются только шампанское, вина, соки. В качестве закуски – маленькие пирожные, бутерброды, орешки и т.д. Приём проходит стоя. Форма одежды – повседневный костюм или платье. «Завтрак» устраивается между 12 и 15 часами. Наиболее распространённое время начала завтрака от 12.30 до 13.30. завтрак продолжается 1-1,5 часа, из которых 45- 60 минут гости проводят за столом, а 15-30 минут – за кофе (кофе, чай могут быть поданы за тем же столом или в гостиной). За завтраком подают одну-две холодные закуски, одно рыбное или одно мясное блюдо, десерт.

Во время сбора гостей им предлагается аперитив. По завершении завтрака подаются чай, кофе. Предлагается коньяк и ликёр. Форма одежды – повседневный костюм или платье, если форма одежды специально не указывается в приглашении.

Приём типа «Коктейль» начинается между 17-18 часами. Продолжительность приёма 2 часа. Приём проходит стоя. На приглашении указывается время начала и окончания приёма (17.00 – 19.00; 18.00 – 20.00). Гости могут приходить и уходить в любой час указанного времени. Нормальным считается пребывание на приёме до 1,5 часов.

Первые гости собираются в течение 15 – 30 минут. Позднее прибытие и ранний уход (без уважительной причины) рассматривается как желание гостя подчеркнуть натянутые отношения к устроителям приёма.

Сотрудники фирмы не должны появляться на приёме позже своего руководства. Разъезд происходит в обратном порядке: первым уезжает руководство, за ним остальные сотрудники в порядке старшинства.

Хозяин и хозяйка на этих приёмах в течение всего времени стоят у входа, встречают и провожают гостей. Кроме того, хозяйка представляет вновь прибывших тем из гостей, с которыми они не знакомы. Если хозяйки нет на месте, то вновь прибывший должен найти её, поздороваться с ней, прежде чем вступить в контакт с гостями.

Подают налитые в бокалы коктейли. Их разносят официанты. Иногда устраивается бар-буфет со спиртными напитками. В качестве закуски подаются канапе с различными солёными маслами, кремами, паштетами, рыбой, мясом, фаршированные яйца, мини-пирожные, печенья, солёный и сладкий миндаль, орехи, фрукты.

Приём типа «а ля фуршет» проводится в те же часы, что и «коктейль» (17.00 – 19.00 или 18.00 – 20.00). Его формальное отличие состоит в том, что на приёме «Коктейль» обычно подают больше напитков и меньше закусок, а на фуршетных приёмах напитков подаётся меньше, а закусок предлагается значительно больше.

После холодных закусок подают запечённую еду (жульены). Можно также подавать сосиски, маленькие котлеты. После горячей закуски гостей угощают десертом – сыром с фруктами, желе, мороженым. В конце приёма подают кофе. Гости обслуживают себя сами. Официанты лишь наполняют блюда, меняют тарелки, наливают напитки и накладывают мороженое.

Приходя на такой приём, надо, прежде всего, разыскать хозяина и хозяйку, поздороваться с ними. Уходить разрешается не прощаясь. Уходя с приёма, оставьте в передней на особом подносе две свои карточки и карточку жены с загнутыми уголками.

Форма одежды повседневная – костюм или платье, если иное не указано в приглашении.

«Обед» – это наиболее почётный вид приёма. Он обычно начинается в промежутке между 19.00 и 21.00. Столы ставят в виде буквы «П» или «Т». Почётные места за торжественным столом организуют «лицом» к входным дверям или, если это невозможно, к окнам, выходящим на улицу. Стол украшают цветами и маленькой холодной закуской с декоративными овощами. Выбор холодных закусок невелик – только по одному рыбному и мясному блюду и овощные салаты. После холодных закусок подают бульон с гренками, затем – какое-либо мясное блюдо. Могут быть два горячих кушанья, одно из них рыбное, которое подают перед горячим мясным блюдом с приготовленными по-разному овощами. Обед заканчивается десертом: желе, кремы, различные сладкие блюда, ягоды со сливками. В заключение подаётся чай или кофе.

Спиртные напитки те же, что и на завтраке. Пред обедом гостям предлагаются аперитивы.

Торжественный приём требует парадной формы одежды. В этом случае на приглашениях (в левом нижнем углу) обычно пишут «White tie» (белый галстук, что означает – фрак) или «Black tie» (чёрный галстук, т.е. смокинг); «Evening dress» – вечерняя одежда, что также означает фрак. Если форма одежды указывается, выполнение этого является обязательным. Дамы в таких случаях должны быть в вечерних туалетах.

Женщинам на приёмы следует приходить в одежде строгого покроя, неярких тонов. На завтрак, коктейль принято являться в платье обычной длины, платье – костюме или костюме, небольшой шляпе из фетра, шёлка и другого подобного материала, причём шляпу во время приёма снимать не обязательно. Не рекомендуется приходить на приёмы с большим количеством ювелирных украшений. Их вообще не надевают до 18.00. Днём уместнее выглядит бижутерия или украшения из полудрагоценных металлов.

На приёмы, начинающиеся до 20.00, дама может прийти в шёлковых, лайковых перчатках с замшевой или кожаной сумочкой. Перчатки, однако, снимают сразу по приходу, самое позднее – в фойе, где разносят аперитив.

К вечернему платью можно надеть шёлковые, кружевные, другие тонкие перчатки, причём, чем короче рукава платья, тем длиннее должны быть перчатки и наоборот.

На приглашениях иногда пишут: «Undress» (буквально – без одежды). Это означает, что надлежит быть в простом костюме.

Парадная одежда требует соблюдения некоторых общих правил. К фраку полагаются: белый галстук – бабочка, завязанный от руки (шёлковый или, лучше пикейный), туго накрахмаленная манишка, стоячий воротничок с загнутыми углами, белый пикейный жилет (надевают и шёлковый, но это не считается хорошем тоном), чёрные лакированные туфли. На фрачной жилетке три пуговицы, которые должны быть всегда застёгнуты. В нагрудном кармане – белый носовой платок в том случае, если на груди не прикреплены ордена. Запонки должны быть скромными. При себе надо иметь свежие белые перчатки.

К смокингу полагается тугая крахмальная манишка, стоячий воротничок с загнутыми углами, чёрный галстук – бабочка, лакированные туфли, чёрный жилет. С фраком не носят наручные часы, а только карманные на цепочке.

«Обед-буфет» является разновидностью «Обеда». Поскольку этот вид приёма берёт своё начало в Швеции, его называют «шведский стол». Буфетный обед проводится в те же часы, что и «Обед». Его проведение проще, т.к. не связано с размещением гостей за столом. Сервируя стол в виде буфетной стойки, его помещают у стены или в центре комнаты.

На середину стола ставят холодные закуски, холодные соусы, хлеб, различные салаты, печенья, кондитерские изделия, прохладительные напитки, соки, минеральную воду.

Участники буфетного обеда не сидят за общим столом, а подходят к нему, берут левой рукой салфетку, на которую ставят тарелку с предварительно положенными на неё ножом и вилкой, а затем накладывают на тарелку кушанья. Правой рукой берут бокал с вином, соком или каким-либо другим напитком.

Наполнив тарелку, гости отходят от стола и рассматриваются за маленькими столиками. Они могут располагаться также на диванах, в креслах, стараясь сесть с теми людьми, с которыми необходимо поговорить.

Вина, коктейли и другие спиртные напитки выставляются на буфетных стойках и столах, за которыми стоят официанты.

Форма одежды такая же, как на «Обеде».

«Ужин» начинается в 21.00 и позднее. От «Обеда» отличается лишь временем его начала. Кроме того, на ужине, как правило, не подают суп.

Форма одежды указывается в приглашении – тёмный костюм, смокинг или фрак; для женщин – вечернее платье.

Партнёры по деловому общению могут устраивать и менее официальные встречи – за чайным или кофейным столами.

На кофе, как правило, приглашают с 17.00 до 19.00, на чай можно приглашать и позже – до 20.00.

К кофе или чаю подают маленькие бутерброды, пирожки, сладкое и солёное печенье, сдобные булочки, кексы, солёные или сладкие торты. На стол можно поставить коробки шоколадных конфет, сливки, мороженое, лимоном.

Перед кофе можно подать горячую закуску или салат, тосты, оладьи с начинкой, омлеты, печенья. К кофейному столу также рекомендуется подавать соки, минеральную воду.

Форма одежда – повседневный костюм или платье.

Деловое письмо.

Официальная переписка охватывает любое письмо или другую форму корреспонденции, направляемые любым официальным лицом в этом его качестве, от его имени и в силу занимаемого им поста.

Существует два основных вида официальной корреспонденции:

- Официальная переписка между государственными организациями различных стран, иностранными представительствами и их должностными лицами (ноты, меморандумы, памятные записки). Этот вид корреспонденции используется в основном в дипломатической практике.

- Деловые письма, имеющие часто полуофициальный характер и широко применяемые при организации деловых контактов между фирмами, организациями и т.д.

Современные формы переписки, принятые в международном общении, сложились около 150 лет назад в Англии.

За рубежом формальной стороне переписки придают больше значения, чем у нас. И чтобы не испортить деловых отношений, надо строго соблюдать этикет переписки.

- Деловое письмо принято писать на бланках фирмы или организации, где уже имеются реквизиты учреждения или фирмы-отправителя. Внешний вид бланка – своеобразная визитная карточка фирмы. Чем официальнее бланк, тем официальнее должен быть стиль письма.

- Письмо начинается с адреса. Во всём мире сначала пишут Кому, а потом Куда.

- Адрес получателя пишется дважды: на конверте с правой стороны внизу и в левом верхнем углу письма.

- Если письмо вкладывается в конверт с прозрачным окошком, то адрес пишется один раз – в левом верхнем углу письма. При этом письмо складывается так, чтобы адрес получателя просвечивался через окошко конверта.

- Затем необходимо написать фамилию адресата с инициалами: первыми пишутся инициалы, а затем – фамилия. Вежливость требует поставить перед фамилией одно из обращений «Г-ну», «Г-же» или «Г-дам». Слова «Господин» и «Госпожа» всегда пишутся сокращённо и не употребляются без фамилии. А такие звания и титулы, как генерал, полковник, профессор или президент, предпочтительно писать полностью, особенно на конверте письма.

- Если вы хотите послать письмо лично корреспонденту, то после фамилии следует поставить слово «лично» («Confidential»).

- После этого следует написать название фирмы, где работает адресат, затем указать её почтовый адрес: номер дома, название улицы, название города, штата (графства, кантона и т.п.), почтовый индекс и страна.

Пример: Г-ну К.Лампикоски,

Генеральному директору,

«ТАМПЕЛЛА ПАУЭР Инк.»,

109, Лапинти,

ТАМПЕРЕ, 33101,

ФИНЛЯНДИЯ.

- При пересылке в конверте небольших брошюр, буклетов пишут «Печатная продукция» («printed matter»).

Структура письма.

- С правой стороны и чуть ниже реквизитов фирмы-отправителя указывается дата отправления с указанием месяца буквами (12 мая 1999г.). Принятые у нас цифровые обозначения месяца не применяются в международной практике.

- Само письмо начинается с точного повторения в левом верхнем углу адреса, написанного на конверте.

- Ещё ниже, без абзаца, сразу у поля вновь с левой стороны пишут вежливое обращение. Оно традиционно состоит из слов: «Дорогой г-н (г-жа) + фамилия» или «Дорогой доктор + фамилия», или «Господа», «Уважаемые господа», «Уважаемый господин + фамилия».

- В официальных письмах не принято обращаться на ты.

- После вступительного обращения ставится запятая, а не восклицательный знак, как принято в нашей практике.

- Следующей строкой после обращения принято обозначать тему письма. Для этого достаточно поставить Re: («Reference»), русский экв







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.