Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Закупка телевизионных форматов на международных телевизионных рынках





Прочитав о всевозможных форматах, сам собой напрашивается вопрос: а где телевизионщики отсматривают и закупают контент, решают юридические вопросы? Ответ прост: на международных телевизионных рынках и выставках. Каждый год их проходит огромное множество, но крупнейших, куда вливаются огромные средства и где крутятся медиамагнаты из сотен стран мира, можно назвать единицы: это, несомненно, выставка NATPE, проходящая обычно в июне-месяце [NATPE, URL]; выставка MIPCOM и MipTV, которые проходят в апреле и в октябре в Каннах. В этой курсовой работе мы сделаем ставку на прошедший два месяца назад телерынок MipTV и рассмотрим, какие форматы предлагают для адаптации зарубежные страны, и какой продукт мог бы быть интересен отечественной аудитории.

Стоит сказать, что выставка MipTV делится на 3 телерынка-спутника:

- MIP DOC (рынок, посвящённый документальному кино)

- MIP Formats (рынок, посвящённый форматам теленовелл, сериалов, комедий и реалити-проектов)

- MIP Cube и MIP Digital Fronts (рынок, посвящённый инновациям и онлайн-видеоконтенту)

Первый и третий пункт в данном случае для нас не имеют значения, рассмотрим второй.

Весенний MipTV – это время, когда можно присмотреться, подумать, что снимать, и подготовиться к осеннему сезону. Для этого и проводится MIP Formats, который состоит из презентаций и конференций, диалогов, мастер-классов. Всё здесь направлено на то, чтобы представить новые форматы и отследить успешность прежних. К примеру, есть конференция под названием «Будущее проекта «Танцы со звёздами»; есть конференция, где авторы реалити «Утопия» подробно рассказывают, как можно его адаптировать для той или иной страны. Здесь тоже существует международный питчинг форматов, спонсируемый крупнейшей американской компанией. Русские телевизионщики также в нём участвуют.

В 2016 году на MIP Formats особо внимание уделялось scripted форматам, т.е. таким форматам, когда по прописанному сценарию играют актёры. То бишь это сериалы и игровые программы, наподобие «Понять. Простить», шедшей на «Первом канале». Non-scripted форматы – это те, где заранее подготовленного сценария не существует, и в которых принимают участие реальные герои. К таким форматам относятся ток-шоу, развлекательные программы и т.д.

Событием, как Mip Formats, так и самого MipTV, всегда являются презентации «Fresh TV» («Свежее телевидение»), которые проводят специалисты из Швейцарии. Они представляют самые интересные форматы года по минуте каждого: программы, шоу, фильмы, сериалы… Подробности о них потом уже на самом телерынке можно узнать на стендах телепроизво-дителей или связавшись с компанией напрямую. В этом году, например, специалист Вирджиния Мауслер определила тенденцию сезона как «Любовь, игры и развлечения». И показывала всё новое, что в этом плане появилось на телевидении в разных странах [Youtube.com, URL].

Огромным интересом со стороны покупателей в 2016 году пользовался израильский формат интеллектуальной игры «Boom» («Бомба»), в котором участники, отвечая на вопросы, перекусывают плоскогубцами провода, подключённые к бомбе. Каждому ответу соответствует цвет провода. Если ответ выбран неправильно, происходит водяной взрыв, что, безусловно, держит зрителя в напряжении. Многие также в восторге были от формата музыкального шоу, где участник поёт на сцене в душе. Зрители, в зависимости от того, нравится им исполнение или нет, - регулируют температуру воды [Вокруг ТВ, URL].

Аргентинские производители в очередной раз порадовали: в этот раз - форматом теленовеллы «Mis Amigos de siempre» («Мои друзья – навсегда») о четырёх молодых отцах, которые познакомились в центре, где учатся их дети, и стали неразлучными друзьями [La Redelchisme, URL].

Основным почётным гостем телерынка в этом году стал Израиль, который на сегодняшний день является одним из главных генератором идей на телевидении наравне с Японией и Мексикой. Для нашего зрителя были адаптированы несколько израильских проектов. Среди них можно назвать комедийный сериал «Светофор» для канала «СТС» (оригинал – сериал «Рамзор»), драматический сериал «Без свидетелей» (оригинал – сериал «Лечение»). Хотя, последний больше известен по американскому ремейку – сериалу «In Treatment» [СТС Media Biz, URL].

Особого лидера среди стран-продавцов форматов для адаптаций – нет, а вот среди жанров для адаптаций на первом месте стоят преимущественно сериалы. Несмотря на то, что оригинальная история по большей части, всегда стоит выше адаптированной, хочется верить, что у российских телевизионщиков получится действительно достойный продукт.

В заключении материала о выставках, хотелось бы отметить ту положительную тенденцию, которая в последние несколько лет прочно обосновалась в умах российских телевизионщиков: лучше меньше, да лучше. Ведь ещё лет 7-8 назад российские компании пачками скупали всевозможные форматы (пример – молодёжный аргентинский проект «Флорисьента» и драматический аргентинский формат сериала «Каин и Авель»), которые так и не нашли применения на отечественном телевидении.

 

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ФОРМАТОВ НА РОССИЙСКОМ ТВ

Адаптации реалити-шоу

Самыми простые в плане адаптации проекты – это реалити-шоу. Каждый сезон на российском телевидении появляется несколько новых реалити-шоу.

Только за последние несколько лет можно привести в пример много удачных адаптаций: шоу «Голос», адаптацию голландского «Voice of Holland», «Один в один» - адаптация голландского «Your Face Sounds Familiar», «Битва хоров» - изначально английское шоу «Clash of the Choirs» и «Минута славы» - нелицензионный аналог передачи «Britain’s got talent». Странно, что правообладатели формата не подали в суд на «Первый канал» за «кальку» с оригинального проекта, и многие другие. А первым реалити-проектом, адаптированным в России, считается шоу «За стеклом» (канал «ТВ-6»), нелицензионная адаптация успешного международного проекта «Big Brother» («Большой брат»). Несмотря на, казалось бы, успешный старт, шоу получило немало критики в свой адрес и получило общественный резонанс. К слову, правообладатель формата, компания «Endemol» требовала денежных выплат за адаптацию, но на претензии компании режиссёр ответил, что «За стеклом» - оригинальный формат, созданный после прочте-ния романа Е. Замятина «Мы», в котором люди жили в стеклянных домах и каждый мог видеть, чем они занимаются. Последующие сезоны «За стеклом» успеха не имели, а возрождённое, уже лицензионное, на телеканале «ТНТ» шоу «Большой брат» имело низкие рейтинги, и продолжение после первого сезона так и не получило.

Наибольшим успехом у зрителей в начале 2000-х годов, когда телевизионщики стали активно закупать форматы, стали два проекта: робинзонада «Последний герой» (проект «Survivor») и музыкальная штамповка «Фабрика звезд» (проект «Operacion Triunfo»). Первый продержался 6 сезонов, второй – 7 с двумя ответвлениями от основной идеи: «Фабрика звёзд-8. Возвращение» (битва участников из прошлых сезонов) и «Фабрика звёзд-9. Россия VS Украина» (где соревновались выпускники из двух стран).

Кроме того, стоит выделить формат «Britain’s Psychic challenge», который в России известен по шоу «Битва экстрасенсов». Один из тех случаев, когда адаптация насчитывает на данный момент уже 17 (!) сезонов, а оригинальное шоу было закрыто ещё до конца второго.

Однако какой бы успешной не была лицензия, рекорд бесконечного отечественного реалити-шоу «Дом-2» вряд ли в ближайший век кто-то сможет побить. Во-первых, неизвестно, закроется ли он вообще в эту сотню лет, а во-вторых, стабильность рейтингов и нескончаемый наплыв участников на эту телестройку насчитывает уже 12 лет (на 28 июня 2016 года количество выпусков – 4431).

Давайте подробнее рассмотрим некоторые лицензионные форматы, их российские адаптации, и сравним их:

1). В первую очередь хотелось бы отметить такой успешнейший на мировом рынке формат под названием «Survivor» («Выживший»), который в России, благодаря рано ушедшему из жизни телеведущему Сергею Супоневу, обрёл название «Последний герой».

Оригинальный формат был придуман в Великобритании аж в 1992 году, но до массового зрителя он добрался только через 5 лет, и самым первым проектом считается шведская версия. До России «Survior» добрался только в 2001 году и стал самым громким и рейтинговым проектом сезона 2001-2002, хотя получил массу противоречивых отзывов от зрителей и критиков.

Российская адаптация проекта мало отличается от оригинала. Главными условиями в этой игре считаются: чётное количество участников (в некоторых странах количество игроков разнится), выживание на острове без подручных материалов, взаимоотношения между участниками, два конкурса в три дня (один – на подарок от проекта, другой – на битву за защитный тотем), совет племени, на котором раз в три дня выбывает один из участников, и, конечно, денежный приз, который в финале программы получает «Выживший» [Format Biz, URL].

Стоит сказать, что в России на данный момент вышло 7 сезонов программы, последний из которых закончился в 2009 году. На родине же, в Швеции (будем считать эту страну «первооткрывателем» формата) вышло 9 сезонов проекта, последний из которых был показан в 2005 году.

Формат «Survivor» стал поистине популярным на мировом телевизионном рынке и был адаптирован более чем в 47 странах мира. Во многих государствах проект уже закрыт (в том числе и в России), но Болгария, Франция, Мексика, США, Турция, Норвегия и Нидерланды до сих пор следят за перепитиями островной жизни на местных телеканалах.

2). Вторым форматом, который сейчас активно идёт во многих странах мира, хотелось бы назвать испанский проект «Tu Cara me Suena» компании «Endemol». Международное название проекта – «Your face Sounds Familliar». Впервые в России проект вышел в прошлом году под названием «Один в один».

Испанцы стали первооткрывателями этого проекта. В 2011 году на местном телеканале «Antena 3» вышел первый выпуск этого музреалити, ставший феноменом сезона. На международных выставках проект имел колоссальный успех, поэтому немудрено, что в данный момент адаптация проекта продана в 35 стран по всему миру.

Российская адаптация проекта возведена в жёсткие рамки формата: гендерный состав участников – 50/50, музыкальное оформление и декорации – точно по оригиналу. Обязательным условием проекта является жюри (во всех странах их четверо) и двое ведущих: мужчина и женщина.

На данный момент в России транслируется второй сезон этой адаптации. Несмотря на то, что первый сезон стал самым громким проектом весны 2013, второй сезон не смог удержать рейтинговую планку. Показатели проекта упали чуть ли не вдвое. Причиной этому мог стать переезд шоу на другой телеканал; неинтересный для обширного зрителя состав участников; повторяющиеся образы участников из первого сезона. На последнем пункте хотелось бы остановить особое внимание: во всём мире огромное количество музыкантов и исполнителей. Почему россияне дублируют одних и тех же – загадка. Однако, сравнивая нашу адаптацию с зарубежными, можно сказать, что российская версия получилась на голову лучше, чем у коллег.

3). Третьим форматом, о котором также стоит упомянуть, является голландский музыкальный проект «The Voice of Holland», появившийся в Нидерландах в 2010 году и вот уже шесть лет являющийся лидером телевизионных рейтингов на Родине. Седьмой сезон проекта в Нидерландах стартует в этом году.

Несмотря на то, что первопроходцами формата были Нидерланды, особую популярность получила американская версия проекта – «The Voice», в частности, и в России, где любители проекта смотрели его в Интернете. Главным козырем американской версии явилось наличие ировых испол-нителей в качестве членов жюри. В кресле судей успели побывать такие звёзды как Кристина Агилера, Шакира, Ашер и Гвен Стефани.

В Америке 9-й сезон проекта стартует уже в сентябре, а в России всего лишь пятый (сейчас идёт кастинг шоу). Собственно, в нашей стране оно появилось позже, чем в США – в 2012 году. «Первый канал» анонсировал проект как самую громкую премьеру года. По итогам сезона «Голос» действительно стал самым популярным проектом года, во многом благодаря интересному и разноплановому жюри (хоть и без мировых известных имён), сильному составу участников и, конечно же, самой идеи проекта.

Логотип проекта, декорации, музыкальное сопровождение – всё в рамках международного формата. Кроме того, правообладатель формата, голландская компания «Talpa Productions» строго следит за трансляцией своего продукта в странах. На сайте «Первого канала» российский «Голос», к примеру, могут официально смотреть только зрители России. Даже, казалось бы, в близком и родственном нам Казахстане или Белоруссии, доступ для просмотра проекта будет закрыт. Другое дело, что в наше время ограничения к какому-либо контенту для заядлых «интернетчиков» – отнюдь не проблема.

После успеха «The Voice» на международном рынке, голландцы придумали так называемый «спин-офф» проекта, то бишь ответвление от основной идеи. Этим проектом стал формат «The Voice. Kids» («Голос. Дети»), ставший не менее популярным, чем «взрослый». Первый сезон проекта в России стартовал в 2014 году и по рейтингам обогнал второй сезон взрослого «Голоса» [Первый канал, URL].

Изменения в формате проекта «Голос. Дети» в сравнении со «взрослым» были незначительными: трое членов жюри вместо четырёх, двое ведущих – мужчина и женщина – вместо одного мужчины. Стоит добавить, что роль женщины в этом проекте больше психологическая. Иначе как маленькому ребёнку справиться с волнением перед выходом на сцену?

Особенных отличий между западными версиями и российской нет. Однако, на наш взгляд, украинская версия проекта, чисто по ощущениям, получилась более динамичной, трогательной и интересной, нежели российская [Ломоносов, URL].

 

Вывод: отсмотрев на примере трёх лицензионных реалити-шоу: «Последний герой» (реалити о выживании), «Один в один» (музыкально-пародийное реалити) и «Голос» (музыкальное реалити), можно с уверенностью сказать, что адаптация лицензионных проектов сдерживается жёсткими рамками формата по требованию компании-производителя. Но, несмотря на это, местным производителям формата всё равно даются некие «поблажки», благодаря культурным особенностям отдельно взятой страны.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.