Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема занятия: Гистофизиология крови, лимфа.





Занятие № 3

Тема занятия: Гистофизиология крови, лимфа.

 

Продолжительность изучения темы __ часов

Из них на занятии __ часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа __ часа.

 

Цель занятия: Изучить строение и функцию форменных элементов крови, состав и роль плазмы, лимфы. Ознакомиться с принципом изготовления мазков крови, их окраской и подсчетом лейкоцитарной формулы.

Задачи:

Знать:

1. Гистофизиологию мезенхимы как источника развития тканей внутренней среды;

2. Цитофункциональные особенности форменных элементов крови;

3. Состав плазмы и лимфы.

Уметь:

1. Приготовить мазок крови и окрасить его по методу Романовского-Гимза;

2. Идентифицировать в мазке форменные элементы крови на основе тинкториальных свойств цитоплазмы и специфической формы ядер;

3. Провести подсчет лейкоцитарной формулы;

4. Оценить состояние лейкоцитарной формулы (норма, патология);

5. Дифференцировать по ультрамикрофотограммам органеллы форменных элементов крови.

Значение изучения темы.

Кровь – одна из первых тканей, быстро реагирующих на отклонения в физиологическом состоянии организма. Поэтому строение и функции форменных элементов крови, состав плазмы, лимфы имеют важное диагностическое значение. Знание морфологии крови необходимы студенту при изучении соответствующих вопросов по нормальной и патологической физиологии, лабораторной диагностике, а также врачу любого профиля.

Методические рекомендации по самоподготовке

Теоретические вопросы для самоподготовки:

Необходимый уровень знаний из других курсов и тем:

1. Строение клетки.

2. Жизненный цикл клеток.

3. Тинкториальные свойства цитоплазмы и ее структур и включений.

4. Методы окраски гистологических препаратов.

5. Источники развития тканей.

Теоретические вопросы по теме занятия

1. Мезенхима: строение, функции, происхождение;

2. Гистогенез и морфофункциональные особенности тканей внутренней среды;

3. Кровь: источник развития, общий принцип строения, функции. Морфология, функция и классификация форменных элементов крови. Характеристика крови как ткани;

4. Представление о гемограмме и лейкоцитарной формуле, их возрастных и половых особенностях. Особенности лейкоцитарной формулы в детском возрасте;

5. Цитофизиология клеток крови, на световом и ультрамикроскопическом уровне:

– эритроциты: строение, функции.

– лейкоциты - гранулоциты (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы.). Знать специфические (отличительные) особенности строения гранулоцитов, уметь зарисовать. Знать функции каждой разновидности лейкоцитов.

- лейкоциты - агранулоциты (лимфоциты, моноциты), разновидности лимфоцитов по строению и функции.

– кровяные пластинки (тромбоциты): морфология, разновидности, функции.

6. Межклеточное вещество – плазма, сыворотка. Химический состав, функции.

7. Лимфа: состав, строение, функции. Отличие от крови.

 

Дополнительные вопросы для специальности педиатрия.

1. Количество эритроцитов в 1 мм3 крови у новорожденных и изменение их числа с возрастом.

2. Особенности строения эритроцитов у новорожденных.

3. Характерные особенности красной крови детей грудного периода.

4. Особенности строения белой крови у новорожденных.

5. Лейкоцитарная формула детей 2-3 лет жизни. Физио­логические перекресты грануло- и агранулоцитов.

6. Особенности крови недоношенных детей.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Плазма крови. Биохимический состав, физиологические свойства.

2. Кровяные пластинки. Образование, строение функции.

3. Особенности гемограммы и лейкоцитарной формулы детского возраста.

Элементы УИРС.

Темы рефератов (один по выбору):

1. Взаимоотношение крови в соединительно ткани.

2. Роль соединительной ткани в поддержании гомеостаза.

3. Возрастные изменения крови.

4. Накопление метгемоглобина и возраст эритроцитов.

5. Роль Т – и В – лимфоцитов и гранулоцитов в иммунологических реакциях организма.

6. Типы гемоглобинов эритроцитов. Характеристика пойкилоцитоза, анизоцитоза эритроцитов.

7. Схема ультрамикроскопического строения лимфоцитов.

8. Роль лейкоцитов в воспалении.

9. Гистофизиология тромбоцитов.

10. Лимфа. Химический состав, образование, функции.

 

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

 

Мезенхима – первая зародышевая ткань. В ее образовании принимают участие все эмбриональные закладки. В связи с чем выделяют нейромезенхиму, мезомезенхиму, экто- и энтомезенхиму. У зародыша мезенхима встречается везде, кроме полости нервной трубки, вторичной кишки, целома. Мезенхима состоит из отростчатых клеток и межклеточного вещества тканевой жидкости, волокон нет. Ее функция: опорно-трофическая, защитная. Впоследствии мезенхима дает начало всем тканям внутренней среды (эндотелий сосудов,кровь, соединительная, хрящевая, костная, гладкая мышечная).

Уяснить, что мезенхима – первая зародышевая ткань. В ее образовании принимают участие все эмбриональные закладки. В связи с чем выделяют нейромезенхиму, мезомезенхиму, экто- и энтомезенхиму. У зародыша мезенхима встречается везде, кроме полости нервной трубки, вторичной кишки, целома. Мезенхима состоит из отростчатых клеток и межклеточного вещества тканевой жидкости, волокон нет. Ее функция: опорно-трофическая, защитная. Впоследствии мезенхима дает начало всем тканям внутренней среды (эндотелий сосудов, кровь, соединительная, хрящевая, костная, гладкая мышечная). Кровь, как ткань, впервые возникает в стенке желточного мешка, а в последующем и в теле зародыша развиваются органы кроветворения, обеспечивающие на протяжении всей жизни процесс регенерации крови.

Кровь можно назвать «зеркало организма».

Анализ крови являются одним из самых распространенных лабораторных исследований. Наиболее широко применяется общий клинический анализ (гемограмма). Ознакомьтесь с показателями гемограммы и их клиническим значением. Гемограмма включает исследование концентрации гемоглобина (в 1 л по системе СИ), подсчет числа эритроцитов (СОЭ) в мм за 1 час.

Цветной показатель – индекс, отражающий относительное содержание гемоглобина в эритроцитах. Имеет значение для определения характера анемии.

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) - неспецифическая реакция. Увеличение СОЭ наблюдается при различных воспалительных процессах, интоксикациях, острых и хронических воспалениях, опухолях, после кровопотери и оперативных вмешательств. Замедление наблюдается при симптоматических эритроцитозах и др.

Эритроциты обладают антигенными свойствами, обусловливающими групповую принадлежность крови.

Гематокрит – дает представление о соотношении между объемами плазмы и форменных элементов крови (гл. образом эритроцитов). Показатель широко используется для суждения о степени анемии, при которой отмечается его снижения. Повышение гематокрита характерно для эритроцитозов, является сопутствующим врожденным порокам сердца, легочной недостаточности и некоторым гемоглобинопатиям.

Эритроциты - наиболее многочисленные форменные элементы крови. Изучите форму, размеры, строение эритроцитов. Уяснить какие важные функции выполняют эритроциты.

Основная функция эритроцитов связана с наличием в их цитоплазме гемоглобина. Ознакомиться с химическим составом гемоглобина. Это основной дыхательный пигмент эритроцитов, относиться к хромопротеидам, Он состоит из белка- гемо и глобина – соединения протопорфирина IX с железом, который придает гемоглобину характерную розоватую окраску. Гемоглобин способен легко связываться с кислородом. Таким образом, эритроциты обеспечивают клетки, ткани кислородом.

Процентное соотношение различных видов лейкоцитов называется лейкоцитарной формулой. Лейкоцитарная формула входит в гемограмму.

Кровяные пластинки (тромбоциты) - следующая разновидность форменных элементов крови. Обладают антигенными свойствами, основная роль участие в процессах свертывания крови, поддержании гомеостаза. Знать их разновидности. Уметь определять в мазке.

ГЕМОГРАММА

Возраст Эритроциты в 1 мм3 Лейкоциты в 1 мм3 Тромбоциты в 1 мм3 Плазматические клетки Ретикулоциты
Новорожденный (1 день) Новорожденный (6-7 день) Грудной (11-12 мес.) 6 лет 16 лет Старше 16 лет 6-7 млн. 5,5 млн. 4,3 млн. 4,5 млн. 5,2 млн. 4,5-5,5 млн. 10-19 тыс. 10-11 тыс. 10-11 тыс. 8 тыс. 4-7 тыс. 4-7 тыс. 250 тыс. 250 тыс. 250-300 тыс. 250-300 тыс. 200-300 тыс. 200-300 тыс. 0,25 0,5 0,25 25 % 11-15 % 4-5 % 6-7 % 6-7 % 5%

 

ЛЕЙКОЦИТАРНАЯ ФОРМУЛА

  Возраст Лейкоциты
Гранулоциты Агранулоциты
Миело- циты Ю - П - С Эозино- филы Базо- филы Лимфо- циты Моно-циты
Новорожденный (1 день) Новорожденный (6-7 день) Грудной (11-12 месяцев) 6 лет 16 лет Старше 16 лет   6 % - 27 % - 30 % 2 % - 4 % - 31 % 0,5 % - 4-6 % - 30 % 1 % - 4 % - 39 % 0,5 % - 4 % - 58-65 % 0 - 2-4 % - 60-70 % 2-4 % 2-4 % 2-4 % 2-4 % 2-5 % 2-5 % 0,25 % 0,5 % 0,5 % 0,5 % 0-0,5 % 0-0,5 % 24 % 44 % 50-60 % 42-45 % 25-40 % 25-30 % 10 % 11 % 8-11 % 8-10 % 6-8 % 6-8 %

Кровь детей старше года

После года жизни содержание гемоглобина постепенно увеличивается, число ретикулоцитов возрастает до 6-7%. При медленном увеличении количества эритроцитов число лейкоцитов снижается. Второй физиологический перекрест нейтрофилови лимфоцитов, сопровождающийся увеличением числа нейтрофилов, происходит в возрасте от 5 до 7 лет. Среди нейтрофилов постепенно уменьшается число юных форм, и исчезают плазматические клетки.

Кровь недоношенных детей

В крови недоношенных детей есть метгемоглобин и даже эритробласты, много ретикулоцитов, для эритроцитов характерен анизо- и пойкилоцитоз. В лейкоцитарной формуле сразу имеет место лимфоцитоз, а среди зернистых лейкоцитов встречаются очень молодые формы клеток вплоть до миэлобластов. Нормобласты и миэлобластыисчезают через неделю после рождения. Содержание гемоглобина в крови после рождения ребенка постепенно падает и к 4 мес. развивается анемия недоношенных.

Лейкоцитарная формула

Э % Б % Нейтрофилы Л % М %
Ю% П% С%
О,5-5 0-1 0-1 1-6 47-72 19-37 3-11

 

Усвойте классификацию форменных элементов крови. Получите представление смысловых значений терминов: анемия, -филия, -пения, -цитоз, пойкилоцитоз, анизоцитоз. Уяснив тинкториальные свойства цитоплазмы, изучите цитофизиологию всех форменных элементов. Запомните специфические признаки строения каждого клеточного элемента.

Выучите показатели лейкоцитарной формулы.

Лейкоциты - второй вид форменных элементов крови – белая кровь.

Белая кровь очень быстро реагирует на различные воспалительные процессы, инфекции, кровопотерю аллергические состояния и т.д. Лейкоциты высокоспециализированные клетки, обладающие различными защитными функциями. Благодаря фагоцитарной активности, участвуют в клеточном и гуморальном иммунитете, обмене гистамина, гепарина, реализуют антимикробные, антитоксические, антителообразующие и другие важнейшие компоненты иммунологических реакций.

Количественное увеличение лейкоцитов называется лейкоцитозом, уменьшение содержания - лейкопенией. Увеличение числа нейтрофилов называется нейтрофилией, эозинофилов - эозинофилией и т.д. Уясните, что увеличение в формуле молодых клеток крови означает «сдвиг лейкоформулы влево», а старых – «сдвиг вправо».

Зрелые лейкоциты характеризуются специфической структурой ядер, особенностью тинкториальных свойств цитоплазмы и включений (зернистости) и сложным внутриклеточным метаболизмом. Различные формы зрелых лейкоцитов являются объектом лабораторных исследований.

Уясните морфофункциональные особенности каждого из гранулоцитов и агранулоцитов с целью определения их в мазке крови. Запомните их специфические функции.

Плазма крови (межклеточное вещество). Это бесцветная жидкость, содержащие около 90% воды и 10% сухого остатка: В плазме содержаться белки, жиры, углеводы, другие органические и минеральные соединения. К основным белкам плазмы относятся альбумины, глобулины и фибриноген.

Альбулины и глобулины синтезируются в печени, в плазме крови поддерживают коллоидно-осмотическое давление, играют важную роль в транспорте многих веществ экзо- и эндогенного происхождения. Фибриноген принимает участие в процессах свертывание крови. Дефибринированная плазма- сыворотка крови. Плазма крови имеет рН около 7,36.

Обратить внимание на химический состав лимфы, на наличие в ней из форменных элементов лимфоцитов. Выделить отличия лимфы от крови.

Выявите особенности лейкоцитарная формулы в детском возрасте.

           
 
     


%

70 -нейтрофилы

60 -

лимфоциты

50 -

           
     
 
 
 


40 -

Годы
Месяцы
Дни
30 -

       
   
 
 


2 5 8 4 10 5 8 10 14
20

 

На графике показано изменение количества нейтрофилов (1) и лимфоцитов (11) крови, выраженное в процентах, в различные возрастные периоды детского возраста (По А.Ф. Туру). Картина белой крови у детей претерпевает большие изменения. Обратите внимание на наличие двух, так называемых, физиологических перекрестов. У новорожденных количество лейкоцитов составляет в среднем 20х 10 9/л (30-10х10 9/л). Первые дни жизни ребенка наблюдаются нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево. Число нейтрофилов составляет 65-66% от общего числа лейкоцитов, а лимфоцитов 16–34%. К 5-6 дню их процентное соотношение уравнивается (по 45%). Наблюдается, так называемый, первый физиологический перекрест. К концу 1мес. число нейтрофилов уменьшается до 25-30%, а лимфоцитов возрастает до 55-60%. К 5-6 годам количество нейтрофилов нарастает, а лимфоцитов уменьшается. Их процентное соотношение становиться вновь по 45%. Наблюдается второй физиологический перекрест. К 12–14 годам между этими форменными элементами устанавливаются такие же процентные соотношения, как и у взрослых.

На занятии предлагается самостоятельно приготовить мазок крови для определения лейкоцитарной формулы. Научиться дифференцировать лейкоциты в окрашенном мазке. Освоить принцип подсчета формулы. Проанализировать результаты.

Методические указания к самостоятельной работе на занятии.

Задания и ориентировочные основы действий.

Основные термины к теме

Гранула азурофильная Granulum azurophilicum

Гранула базофильная Granulum basophilicum

Гранула нейтрофильная Granulum neutrophilicum

Гранулоцит базофильный Granulocytus basophilicus

Гранулоцит нейтрофильный Granulocytus neutrophilicus

Гранулоцит нейтрофильный сегменто- Granulocytus neutrophilicus segmen-

ядерный tonuclearis

Гранулоцит нейтрофильный юный Granulocytus neutrophilicus juvenilis

Гранулоцит эозинофильный (ацидо- Granulocytus eosinophilicus (acidophi-

фильный) Hcus

Лейкоцит зернистый (гранулоцит) Granulocytus

Лейкоцит незернистый (агранулоцит) Agranulocytus

Лимфоцит Lymphocytus

Моноцит Monocytus

 

Литература

Основные учебники

1. Гистология, цитология и эмбриология: Учеб. для студентов мед. ВУЗов/Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Медицина, 1999 – 744с.: ил.-

2. Гистология. Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина. Москва. Издательство «Медицина»,1989г.

3. Гистология: Учебник для ВУЗов/Под ред.В.Г. Елисеева, Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983. – 592с.:ил.

4. Гистология. Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина Москва. Издательство «Медицина», 1983г

5. Гистология: Учебник для студ. мед. ин-тов / Под ред. В.Г. Елисеева. – М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1969.-671с.

Дополнительные учебники

1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. пос. / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров., В.Л. Горячкина. – М.: Мед. информ. агентство, 2002. –373с.

2. Гистология, цитология и эмбриология; Атлас Учеб. пос. (О.В.Волкова, Ю.К.Елецкий, Т.К Дубовая и др.; Под ред. О.В.Волковой, Ю.К.Елецкого.- М.Медицина, 1996.-544с.

3. Гистология. Ф. Хэм, Д. Кормак. – М.: Мир. 1-5т., 1982-1983г.

4. Гистология: Учеб.- Н.А. Юрина. А.И. Радостина. М.: Медицина, 1995. – 256с.

5. Руководство по гистологии. Общая гистология (учение о тканях 1 том, 2 том). Р.Д. Данилов, В.Л. Быков Санкт-Петербург. Издательство: СпецЛИТ, 2001г.

6. Гистология. Э.Г. Улумбеков, Ю.А. Челышева Москва. Издательство: «Мир», 1982г.

7. Гистология. Н.А. Юрина, А.И. Радостина. – м.: Медицина, 1996.

8. Руководство по гистологии. Общая гистология (учение о тканях 1 том). Р.Д. Данилов, В.Л. Быков, Санкт-Петербург. Издательство: Спец.ЛИТ, 2001г.

Литература для углубленного изучения

1. Основы сравнительной гистологии Заварзин А.А.: Учеб. пос. для студентов, обуч. по спец. «Биология»/ЛГУ. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. – 400с.

2. Основы общей цитологии. А.А. Заварзин, А.Д. Харазова Ленинград. Москва. Изд-во: Ленинградского университета, 1982г.

3. Общая цитология. Ю.С. Ченцов. Москва. Изд-во: МГУ, 1978г.

4. Функциональная морфология тканей. Е.А. Шубникова. М.: МГУ, 1981.

5. Регулярные механизмы регенерации. А.Н. Студитского, Л.Д. Лиознера. Москва. Изд-во: «Медицина», 1973 г.

6. Гематологический атлас. М.Г. Абрамов. М., 1985.

7. Гистология (органы кро­ветворения). Ю.И. Афанасьев., Л.П. Бобова., К.К. Рогажинская Микролистовки. М., 1982.

8. Терентьева Э. И., Шишканова 3. Г. Атлас ультраструктуры клеток кроветвор­ной ткани. М., 1972.

9.

Учебные пособия, практикумы

1. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. пос. / Под ред. проф. Ю.И. Афанасьева. – М.: Высш. школа, 1990.-399с.:ил.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии: Практикум/Гос. комитет СССР по народному образованию; Под ред. Н.А. Юриной, А.И. Радостиной. – М.: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1989. –253с.:ил.

3. Практикум по гистологии: (Учеб. пос.) И.И. Таскаев, В.В. Семченко, Л.П. Туровинина; М-во общ. и проф. Образования Р.Ф., М-во здравоохранения Р.Ф. Сиб. отд-ние акад. наук. Высш. Шк., Омск. гос. мед. акад., Сургут. гос. ун-т. – Омск; Сургут: ОГМА, 2000. – 198с.

4. Экскурс в медицинскую эмбриологию и практическую гистологию: учеб. пос. / И.И. Таскаев, В.В. Семченко, Л.П. Туровинина; под ред. И.И. Таскаева. М-во общ. и проф. образования Р.Ф., М-во здравоохранения Р.Ф. Сиб. отд-ние акад. наук. Высш. Шк., Омск. гос. мед. акад., Сургут. гос. ун-т. – Омск; Сургут: ОГМА, 2005. – 128с.

5. Возрастная гистофизиология: учеб. пос./ И.И. Таскаев: М-во общ. и проф. образования РФ и др. – Омск: Б. И, 1998. – 256с.

6. Ситуационные задания по гистологии: (Для практических занятий и экзаменов)/ М-во здравоохранения РСФСР; Омский мед. ин-т; Омское отделение Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов. – Омск, 1984. – 19с.

7. Видеоатлас: Приложение к видеофильму «Общая и частная гистология»/ М-во здравоохранения РФ; Омская гос.мед. академия; Сибирское отд.АН высшей школы; Под ред. В.В. Семченко, И.И. Таскаева 1997. – 52 с.:ил.

8. Практикум по функциональной гистологии И.И. Таскаев, В.В. Семченко.: Учебно-методическое пос./м-во здравоохранения РФ; Омская гос. мед. академия. –3-е изд., перераб., доп. – Омск, 1997. – 84 с.: ил.

9. Клинические аспекты гистофизиологии (избранные темы) / м-во здравоохранения РФ. Омская гос. мед. академия – Омск: Изд-во Омской мед. академии, 1999.-128с. И.И. Таскаев, В.В. Семченко.

Ситуационные задания, тестовый контроль знаний.

1. Ситуационные задания по гистологии: для практических занятий и экзаменов / М-во здравоохранения РСФСР; Омский мед. ин-т;. – Омск, 1984. – 19с.

2. Тестовые задания по гистологии и эмбриологии: учеб. пос. / В.В. Семченко, И.И. Таскаев; Омская мед. академия. – Омск, 1997. – 90с.

3. Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии. Н.Н. Мушкамбаров, Кузнецов С.Л.— М.: Диаморф, 2002.

Атласы

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. В.Г. Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ф. Котовский. – М.: Медицина, 1970.

2. Атлас по гистологии и эмбриологии. И.В. Алмазов, Л.С. Султанов. – М.: Медицина, 1978.

Словари

1. Международная гистологическая номенклатура на латинском, русском и английском языках/ М-во здравоохранения РФ Всерос. науч. общ. анатомов, гистологов, эмбриологов и др.; Под ред. В.В. Семченко и др. (3-е изд.). –т Омск: Омск. гос. мед. акад., 1999-156с.

2. Словарь по гистологии / В.Д.Новиков, Г.В. Правоторов, В.А. Труфакин; Новосиб. мед. ин-т Новосибирск: Б.и., 1998.-149с.

Электронные образовательные ресурсы локальной компьютерной сети

1. Общая и частная гистология: Видеофильм. - 1 видеокассета +Бр. видеоатлас 51с. Омск, 1997.-

2. Семченко, В.В. Видеоатлас: Приложение к видеофильму «Общая и частная гистология»/ В.В. Семченко, И.И. Таскаева Омская гос. мед. акад.; Сибирское отд.АН высшей школы; 1997. – 52 с.:ил.

3. Кузнецов, С.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: рук-во / Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.П., Горячкина В.Л. - М.: ММА, 1998.

4. Данилов, Р.К. Гистология человека в Мультимедиа: электронный учебник / Р.К. Данилов, Клишов А.А., Боровая Т.Г. - СПб: В МедА, 1998.

5. Павлов, А.В. Знаете ли Вы гистологию? Павлов А.В., Гансбургский А.Н., Щербаков А.О.— Ярославль: ЯГМА, 1999.

6. Мельников И.А. Гистологические тесты (ГистоТест). - Мн.: БГМУ, 2000.

7. Корн М.Я. Световая микроскопия: атлас-справочник. - М.: Диаморф, 2001.

8. Слука Б.А. Принципы диагностики электронограмм: мультимедийная презентация к лекции (электронное учебное пособие). - Мн.: БГМУ, 2001.

9. Мушкамбаров, Н.Н. Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии. Н.Н. Мушкамбаров, Кузнецов С.Л.— М.: Диаморф, 2002.

10. Слука Б.А. Принципы диагностики гистологических препаратов: мультимедийная презентация к лекции (электронное учебное пособие). - Мн.: БГМУ, 2002.

 

Занятие № 3

Тема занятия: Гистофизиология крови, лимфа.

 

Продолжительность изучения темы __ часов

Из них на занятии __ часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа __ часа.

 

Цель занятия: Изучить строение и функцию форменных элементов крови, состав и роль плазмы, лимфы. Ознакомиться с принципом изготовления мазков крови, их окраской и подсчетом лейкоцитарной формулы.

Задачи:

Знать:

1. Гистофизиологию мезенхимы как источника развития тканей внутренней среды;

2. Цитофункциональные особенности форменных элементов крови;

3. Состав плазмы и лимфы.

Уметь:

1. Приготовить мазок крови и окрасить его по методу Романовского-Гимза;

2. Идентифицировать в мазке форменные элементы крови на основе тинкториальных свойств цитоплазмы и специфической формы ядер;

3. Провести подсчет лейкоцитарной формулы;

4. Оценить состояние лейкоцитарной формулы (норма, патология);

5. Дифференцировать по ультрамикрофотограммам органеллы форменных элементов крови.

Значение изучения темы.

Кровь – одна из первых тканей, быстро реагирующих на отклонения в физиологическом состоянии организма. Поэтому строение и функции форменных элементов крови, состав плазмы, лимфы имеют важное диагностическое значение. Знание морфологии крови необходимы студенту при изучении соответствующих вопросов по нормальной и патологической физиологии, лабораторной диагностике, а также врачу любого профиля.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.