|
Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий — развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил,игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств. Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями и т. д.). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее. Слушая музыкальные произведения, дети должны различать плавное и отрывистое движения мелодии, акценты, регистр, темп, тембр и т. д. и выполнять движения, соответствующие характеру частей, образам персонажей (например, «Птички летают и птички клюют» Т. Ломовой, «Игра с бубном» Л. Шварца и др.). Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей (Н.А. Ветлугина). Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие—с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения). Развитие музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о свойствах музыкальных звуков) является средством активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки. Как было отмечено, дети с легкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее—о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии. Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше — ниже, длиннее — короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте и длительности. Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугин а разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные1. За основание этой классификации взято различие игровых действий детей. Э.П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей. Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью. Так, Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности2. Аналогично можно подобрать музыкально-дидактические игры и пособия для овладения детьми различными видами исполнительства (пением, музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах). Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно по этому основанию—их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные способности и интересы. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно в начальный период), в частности, дидактический материал. Эстетический вкус и нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в этом может оказать музыкально-дидактический материал, который является средством обучения и сенсорного воспитания детей, поскольку формирует их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука. Под музыкально-дидактическим материалом понимается музыкально-дидактические игры и пособия. Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представленияучащихся о средствах музыкальной выразительности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Этот материал обогащает учащихся новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактического материала в том, что он открывает перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков, и т.д.) Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. С енсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются во вкусовом, обонятельном восприятии, а также в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения). Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это, значит, сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребёнка нет способов, при помощи которых можно бы выявить, какому из именующихся образцов соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами – это и есть способы обследования предметов, которым учащихся и необходимо научить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Развитие музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о свойствах музыкальных звуков) является средством активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки. Хочется отметить, что дети с лёгкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее – о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии. Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше – ниже, длиннее - короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности. Хочется заметить, что просто в быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичными. Следовательно, для успешного музыкального развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика и рассматривает музыкально-дидактические игры и пособия. Игровой принцип подачи материала выбран не случайно. Игра является одним из главных средств познания для ребёнка младшего школьного возраста, а поэтому и наиболее действенным в процессе обучения, и пренебрегать игрой вовсе и даже сокращать объём игровой деятельности на уроке неразумно. Игра включает учащихся в активный процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, ребёнок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познаёт всё изнутри, постигая суть и терминологию. В игре ребёнок перевоплощается, раскрепощается, забывает об «официальности» занятия. Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трёх основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в определенных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться следующие игры. Пособия помогут педагогу сделать занятия более содержательными и решать целый ряд важных учебно-воспитательных задач, таких, как активизация процесса формирования интереса к музыке, развитие навыков восприятия музыкальных произведений, стимулирования творческой деятельности. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|