Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные типы древнеримского зодчества





Христианизация Рима и ее отражение в художественно-этической культуре.

В IV в. - в период от Константина до Феодосия - происходил процесс «обращения» Римской империи в христианство и «обращения» христианства в Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений стало то, что к V в. Римская империя стала христианской империей, явив собой модель государства, во многом типичного для последующих веков. Римская империя стала христианской еще и потому, что с конца IV в. христианство начинает оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни римского общества, становится мировой религией и важнейшим фактором исторического развития.

христианизация представляет собой процесс взаимодействия и взаимовлияния всех структур позднеантичной цивилизации (экономики, социальной сферы, государства, идеологии и культуры) и христианской религии со всеми ее институтами (церкви, как политического и экономического организма, христианской идеологии и культуры). По сути, христианизация, как процесс взаимодействия христианства с различными светскими структурами в разные исторические эпохи, составляет главное содержание всей истории христианства. Однако в этой истории были этапы, которые оказали наибольшее влияние на историю всей мировой цивилизации и которые заслуживают особого внимания.

Как всякий исторический процесс христианизация имела не только религиозную сторону, но также социальную, политическую, экономическую и культурную стороны. И, как историческое явление, христианизация состояла из различных компонентов и аспектов.

Почти всех христианских авторов IV-V вв. объединяет языческое образование и факт крещения в зрелом возрасте. Став христианами, большинство из них сохранили определенную приверженность к античному наследию, использовали классических языческих авторов в своих произведениях и, таким образом, явились связующей нитью между языческой античностью и христианским средневековьем. Ценность их произведений заключается в том, что эти авторы жили в эпоху христианизации, в большинстве они являлись непосредственными участниками борьбы с язычеством и ересями, внутрицерковных столкновений и коллизий церкви и императорской власти. В силу этого в трудах этих авторов содержатся уникальные сведения, совершенно необходимые для анализа самых разных сторон истории Римской империи IV в. и процесса христианизации.

Историография по христианизации Римской империи отличается огромным объемом и количеством публикаций.

Общим выводом историографического обзора является то, что проблема христианизации Римской империи в IV в. в данной нами трактовке никогда не была предметом специального исследования ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Исследовались лишь отдельные ее аспекты, причем преимущественно в зарубежной историографии.

Основные типы византийской живописи.

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.

Вытесняющие мозаику фрески покрывают отныне целиком все стены и своды, маскируя их конструктивное назначение. Фрески располагаются полосами одна над другой, причем они либо образуют непрерывные фризы, либо разделяются коричнево-красными обрамлениями на ряд отдельных замкнутых сцен.

Ведущую роль в палеологовской живописи играет именно иконопись. Развиваясь в сторону все большего приближения к иллюзионистической картине, икона в яркой форме воплощает в себе антимонументальные тенденции византийского искусства XIV века. Как в иконе, так и в фреске и миниатюре все приобретает отныне движение: одеяния развеваются, усиливается жестикуляция фигур, их повороты становятся много свободнее, архитектурные массы динамически нагромождаются друг на друга, в архитектуре получают преобладание кривые и изогнутые линии, широчайшее применение находит себе беспокойно извивающийся велум. Человеческая фигура и архитектурные и пейзажные фоны объединяются в единое, функционально обусловленное целое, чему немало способствует уточнение масштабов. Фигуры уменьшаются в размере, пространство углубляется. Черты лица мельчают, выражение приобретает менее строгий характер. Нередко религиозные сцены приближаются к чисто жанровым композициям, настолько они проникнуты интимным, полным своеобразной сентиментальности настроением.

 

Основные типы древнеримского зодчества

Под полуденным небом Италии на семи холмах раскинулся Рим. Он был основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества Спасителя.

В первые годы своего существования это был бедный и невзрачный город, ему пришлось выдержать немало борьбы и невзгод, но храбрость и жизненная стойкость его жителей сослужили ему верную службу. С течением времени Рим креп и разрастался, соседние племена одно за другим покорялись его власти, а через пять веков уже вся Италия была в его руках. Мудрые законы, талантливые полководцы, верные граждане — все служило залогом благополучия государства. Победоносные римские войска стали постепенно переходить за границы Италии и завоевывать уже не отдельные племена, а целые государства. На заре своей истории Рим отличался суровостью. Простота считалась достоинством, изнеженность — пороком, роскошь преследовалась законом. Обычно считается, что римляне сделали три гениальных открытия в архитектуре: бетон, арка и купол. Смешивая известь с вулканическим пеплом, камнями и песком, римляне создали чрезвычайно прочный, дешевый, удобный, но эстетически абсолютно невыразительный строительный материал.

Рим превращался в художественный центр, столицу мира. В надежде получить щедрые заказы сюда съезжались мастера со всего света, поэтому римское искусство создавалось не только римлянами, но идеалы в нем воплощались римские. Сердцем Рима, средоточием его общественной жизни был Форум — городская площадь. Форум не имел правильных очертаний, но, развиваясь с VI века до н.э., он превратился в парадный архитектурный ансамбль.

Форум был заставлен статуями героев и памятниками в честь побед над врагами. Здесь же росли вековые деревья, которые рим­ляне считали священными. Кроме того, здесь были огорожены все места, в которые когда-либо ударяла молния, так как удар молнии для римлян — это таинственный знак Юпитера. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам. Богов в Риме было великое множество. Но при всем обилии богов римляне были не очень набожны, фанатизм и религиозная нетерпимость им были чужды.

Римский Форум был торговым и политическим центром Рима. Но когда город разросся, площадь, заставленная памятниками, лавками, храмами, перестала удовлетворять столицу Римской империи. Рядом с ним стали вырастать новые общественные центры. Здесь не было того хаоса, который царил на римском Форуме, наоборот, здесь все построили в строгой симметрии.

Юлий Цезарь еще в I веке до н.э. первый построил новую площадь в виде прямоугольного мощеного двора со стоящим в его глу­бине храмом — форум Цезаря. Вслед за ним в начале I века новый форум построил Август, после него в конце I века — Веспасиан, потом Нерва и, наконец, самую грандиозную площадь построил в начале II века император Траян. Он приказал срыть холм высотой в 38 метров, а на его месте разбить самый большой и роскошный форум Рима.

После самоубийства Нерона император Веспасиан Флавий разрушил дворец, расплавил статую, а на месте искусственного моря заложил фундамент гигантской эллиптической чаши, способной вмещать до 60 000 человек. Это сооружение должно было показать Риму, что новая династия Флавиев больше прежней заботится о своих гражданах, и поэтому постройке было дано название «амфитеатр Флавиев», но римляне зовут его Колизеем. О том, что здесь было искусственное озеро, напоминает лишь система каналов и шлюзов, позволяющая затопить арену за несколько минут.
Свое название Колизей получил от латинского слова «colossus», что означает «великан».
Колизей имел форму удлиненного круга и стоял на 80 арках, над которыми поднимались арки меньшего размера. 240 огромных арок в три яруса снаружи окружают колоссальный эллипс. Потолка не было. Хитроумная система канатов и блоков позволяла натягивать на мачтах парусиновый тент, защищавший зрителей от дождей и палящего солнца. Арена Колизея имела деревянный, обычно засыпаемый песком пол, который мог опускаться и подниматься. В Колизее проводили и спортивные состязания, но недобрая слава сооружения связана с жестокими боями гладиаторов.

Сохранилось предание, что зодчий Колизея Гавденций принял христианство и претерпел мучения на площади им же самим построенного амфитеатра.
После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В средние века в нем совершались христианские церемонии. В конце XIII века Колизей был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра, и все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

Вернемся к великим изобретениям римлян. Последнее из них - это купол. Хотя купольные постройки существовали в эгейской и этрусской архитектуре, настоящий купол смогли создать только римляне. В совершенстве овладев искусством кладки арок и возведения сводов, римляне создали купол, который оказался логическим завершением развития этих конструкций. Купол, как множество арок, перекинутых через одну точку - замок купола, - во всей своей красе предстает перед нами в великом римском сооружении эпохи императора Адриана – Пантеоне.

Снаружи Пантеон выглядит довольно мрачно и сурово, непохоже на приветливые греческие храмы. Ничто не предвещает, того, что, пройдя под сенью портика с 16 колоннами, вы окажетесь в совершенно удивительном внутреннем пространстве. Оно напоминает огромный шар из света и воздуха, потому что высота храма и его диаметр одинаковы и составляют 43,2 метра, а огромный купол представляет собой полушарие. Вес купола настолько велик, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров. Но находясь внутри, об этом не догадываешься. Стены как будто нет вовсе. В центр зала обращены 7 высоких ниш со статуями богов, проемы с аркадами и колоннами. В начале 7 века Пантеон превратили в христианскую церковь, а в 1520 году в одной из ниш этого храма похоронили гения итальянского Возрождения - Рафаэля Санти. Вплоть до второй половины 19 века купол Пантеона оставался непревзойденным по величине во всем мире.

Римская империя, простиравшаяся от Британии и Галлии на севере до Африки на юге, и от Сирии на востоке до Испании на западе, сыграла огромную положительную роль для дальнейшего развития этих стран в эпохи, последовавшие за падением Рима. Именно формы римской архитектуры, такие как купол и базилика, были подхвачены архитектурой христианского мира и не миновали исламских стран. Базилики - огромные общественные здания. В базиликах совершались торговые сделки, выступали ораторы или даже сам император, велись диспуты, вершился суд при одновременном стечении большого количества людей. Как и многое другое в римской архитектуре, базилики поражают своими размерами.
Ещё одна идея римлян нашла достойную оценку и развитие в эпоху Возрождения и послужила отправной точкой для создания особого вида архитектуры - садово-парковой. Самой знаменитой Римской виллой является вилла императора Адриана в предместье Рима, Тиволи. Античное наследие то тут, то там постоянно дает о себе знать в отдельных архитектурных элементах, формах, строительных приемах. Творческий потенциал римских зодчих оказался поистине неисчерпаемым источником для последующих поколений вплоть до 20 века.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.