Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Составные элементы воспитательных технологий и условия их эффективного применения (по Концепции воспитания детей и молодежи в РБ)





В Концепции воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь технология воспитаниярассматривается в широком и в узком смыслах.В широком – как система последовательного развертывания педагогического мышления и педагогической деятельности, направленных на достижение поставленной цели. В узком – как проявление мастерства конкретного педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитиеличности в конкретной ситуации. В качестве основной в Концепции названагуманистическая технология воспитания.

 

 

Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Воспитательная система -это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система школы имеет определенную структуру (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). Ее компоненты:

( цели(то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

( деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

( субъект деятельности,ее организующий, в ней участвующий;

( рождающиеся в деятельности и общенииотношения, интегрирующие субъект в некую общность;

( средасистемы, освоенная субъектом;

(управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

развитие этой системы.)

 

 

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие « воспитательная система» связано с такими понятиями, как « личность», развитие», «целостность», « отношения», « структура». « взаимосвязь».



 

Структура воспитательной системы: педагогические цели, деятельность педагогов и учащихся, управленческая деятельность, педагогические средства (содержание деятельности, формы и методы педагогической деятельности).

 

Принципы воспитательной системы: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность. Разнообразие воспитательных систем: воспитательная система И.П. Иванова ( « Педагогика общей заботы»), А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Ю.П. Сокольникова, Н.Е. Щурковой, Обзор зарубежных воспитательных систем.(исторические и современные аспекты вопроса) Особенности воспитательной системы сельской школы В.А. Сухомлинский). Воспитательная система школы.

 

Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:

 

· Управление воспитательной системой - искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;

 

· Содержание воспитательной системы - совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры;

 

· Организация воспитательной системы - реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов;

 

· Общение - единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

 

Воспитательная система не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три основных этапа.

 

Первый этап - становление системы (прогностическая стадия) Разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы.

 

Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности.

 

Третий этап - окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив - это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью. В центре воспитания здесь - воспитание гуманной, творческой, духовной, практичной личности. Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

 

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.

 

Характеристика некоторых воспитательных систем:

 

1. «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.

 

2. « Педагогика успеха» Эта система выстроена на основе идей « педагогики успеха», что позволяет проектировать работу школы по созданию условий гармоничного развития личности. Успех - это наиболее полное достижение поставленной цели. Школа - это субъект успешного развития. Воспитательные системы, выстроенные на основе идей « педагогики успеха», позволяют проектировать работу школы по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех - полное достижение поставленной цели, а достижение - предметный результат. В основу программы развития были положены идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности. В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.

 

3. « Школа диалога культур» В основе лежит переход от идеи «образованного человека» к идее « человека культуры» Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы. Результатом воспитания должна стать базовая культура личности - нравственная, экологическая, умственная, физическая, гражданская, эстетическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школы диалога культур основана на диалогизации, творчестве, использовании приема « точка удивления».

 

4. Воспитательная система сельской школы. Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом. Показательна в этом отношении воспитательная система В.А. Сухомлинского, применяемая в Павлышевской сельской школе. Он разработал ВС школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота. Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно -нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. Главными источниками учебно- воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

 

5. Скаутизм как воспитательная система. Добровольное неполитическое движение. Скаутская организация - воспитательная система, н направленная на разностороннее развитие и воспитание личности. Основной принцип скаутизма- атриотизм, аполитичность, веротерпимость, внеклассовый характер. Основные формы деятельности - походы, военнизированные лагеря, трудовые.

 

Понятие ВС по Сластенину В.А.

Многие ученые и педагоги-практики прошлого и современности как у нас, так и за рубежом (Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванов, В. А. Караковский, Л.Кольберг, В.О.Кутьев, Н.Д. Никадров, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, Р. Штейнер и др.) пришли к выводу, что воспитание — осо­бая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обу­чению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания. В свою очередь определе­ние воспитания как составной части образования принижает его роль и не соответствует реалиям современности. Повышение эффек­тивности воспитательной работы связывают с созданием воспита­тельных систем (ВС).

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие «воспитательная система» органично связано с такими понятиями, как «личность», «развитие», «отношения», «целостность», «струк­тура», «компонент», «взаимосвязь», «результативность» и др.

Отсюда воспитательная система (ВС)сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулиру­емое и управляемое. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнооб­разную деятельность и общение.

Воспитательные системы многообразны. Они могут создаваться в школах разного типа, учреждениях культуры, дополнительного образования, в детских организациях и объединениях и т.п.

В основу создания воспитательной системы как модели положе­на теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, прин­ципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие ак­тивной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.

Теоретическая концепция ВС реализуется в четырех взаимосвя­занных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание (рис. 4).

Управление ВС рассматривается нами как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности.

Функции управления ВС разнообразны: психолого-педагогичес­кая диагностика воспитательного процесса и деятельности его уча­стников; обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); организация со­вместной, творческой, развивающей деятельности; сотрудничество школы, семьи и общественности; развитие гуманистических отно­шений между взрослыми и детьми.

Содержание ВС— это совокупность научных знаний, разнооб­разной информации, ценностных ориентиров, достижений куль­туры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности.

Организация ВС предусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.

Общение как компонент ВС представляет единство трех эле­ментов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга). Эффек­тивность воспитательных систем зависит также от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совмест­ной деятельности (отношения сотрудничества и гуманизма, об­щей заботы и доверия, внимания к каждому, диалог и ситуации успеха).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.