|
Выявление уровня воспитанности ученикаЧтобы хорошо изучить и понять ученика, надо знать, что за каждым его поступком лежат обычно скрытые от непосредственного наблюдения мотивы. Они и побуждают его вести себя определенным образом, влияют на характер его деятельности. Исследования психологов показывают, что успех любой человеческой деятельности во многом зависит от ее мотивов. Мотивы подразделяются на внутренние (наличие интереса к чему-либо) и на внешние (требования общества, взрослых, сверстников и т. п.). Оба эти вида мотивов находятся во взаимодействии. Но наиболее сильно воздействуют внутренние мотивы. Поэтому в процессе изучения учащихся важно выявлять их и одновременно содействовать их развитию. В ряде случаев внешнее поведение ученика не выражает его внутреннего состояния. Следовательно, необходимо научиться правильно оценивать не только поступки школьника, но и мотивы, которые лежат за этими поступками. При изучении учащихся классному руководителю необходимо помнить о требованиях к личности выпускника школы (это должен быть человек большой культуры и широкого кругозора, деятельностный и высоконравственный); определять качества, посредством которых реализуется его жизненная позиция; развивать способности, склонности и дарования. Для эффективности решения этих задач классному руководителю следует знать критерии оценки и показатели воспитанности.
Степень сформирования качества личности оценивается по пятибалльной системе: «2» – качество проявляется редко; «3» – качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя; «4» – качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых, коллектива; «5» – качество стало потребностью, иначе ученик поступить не может.
Диагностику в педагогике определяют как педагогическую деятельность, направленную на изучение и распознавание объектов воспитания в целях управления ими. Педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления учебно-воспитательным процессом. На основе диагностических исследований создаются прогностические модели воспитательных систем, способствующих «переводу учащихся с одного уровня воспитанности на другой». Перед любой школой, взявшейся за организацию качественного управления процессом воспитания, встают как минимум два вопроса: первый – это вопрос выбора показателей, контролируя которые можно управлять качеством воспитания; второй – выбор инструментария, позволяющегося многократно измерять эти показатели. Психологами, дидактами и методистами рекомендуется использовать следующие показатели воспитанности: отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В.А.Яковлев, А.С.Белкин и др.); активная жизненная позиция (Т.Н.Мальковская, Н.Ф.Родионова); направленность личности (Л.И.Божович, Т.Е.Конникова, З.И.Васильева, А.В.Зосимовский и др.); сознательная саморегуляция поведения и самоорганизации деятельности в отношении к учебному труду, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям (Н.П.Капустин, М..Шилова и др.); согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением (А.К.Маркова, Н.Е.Щуркова). Эти факторы, показатели и признаки выполнимы в том случае, если воспитанность анализируется во взаимосвязи с основными условиями и факторами становления личности школьника, а данные помогают обосновать выбор содержания и методов воспитания. При этом необходимо иметь возможность соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированными и предвидеть более отдаленные результаты своей работы. Наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Смысл наблюдения – в сборе и описания фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них (поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе). Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записи наблюдений. Анкетирование и другие опросные методы дают сведения и личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты – непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить. Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много легкообрабатываемых сведений, однако ответы на всегда могут быть полные, точные, искренние. Беседа – более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности – это упрощает обработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, что требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например, «Как обычно проходит твой вечер?» вместо закрытого «Любишь ли ты смотреть телевизор?». Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить. Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Тест – стандартизированное задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа – проективные методики. Данные здесь получают на основе анализа действий испытуемого с материалом, в работе с которым открываются особенности его восприятия, поведения. Работая с предложенным материалом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе. Если тесты первых двух групп создаются и используются в основном специалистами и психологами, то некоторые проективные тесты может применять классный руководитель.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|