Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды и направления научно-исследовательской работы музеев.





Музееведческие исследования призваны формировать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направления исследовательской деятельности музеев: разработка научной концепции музея; исследования в области комплектования фондов; изучение музейных предметов и коллекций; исследования в области охраны и хранения фондов; научное проектирование экспозиций и выставок; исследования в области музейной коммуникации; музейная педагогика; музейная социология.

1. Разработка научной концепции музея представляет собой всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации.

2. Исследования в области комплектования фондов – все исследования сводятся в документ, разработка научной концепции комплектования, обоснования тем комплектования. Основной результат исследований - создание или пополнение музейных коллекций.

3. Изучение музейных предметов и коллекций является необходимым условием их включения в научный оборот. Это источниковедческий анализ в ходе которых из музейных предметов извлекаются новые сведения.

4. Исследования в области хранения и охраны - направлены на выработку оптимальных условий сохранности музейных предметов.

Консервация – обеспечивает сохранность. Реставрация – консервация мероприятие по восстановлению.

5. Исследования в области музейной коммуникации имеют педагогический, социологический и психологический аспект. Исследования содержания и формы экспозиции, которые должны восприниматься как единое целое. Изучается эстетические,

6. Музейная педагогика - все виды взаимоотношений музея и его аудитории. Одно из направлений педагогической науки. Предметом исследования является культурно-образовательная деятельность в условиях музея. Изучает что и как воспринимает посетитель, изучает потребности разных возрастных групп.

7. Музейная социология - изучает музейную аудиторию, ее ценности, потребности, запросы общества, отслеживает эффективность деятельности музеев.

Выводы: вся деятельность музея прямо или косвенно опирается на научные исследования, без них невозможно ни успешное комплектование фондов, ни максимально продолжительное их хранения, ни проведение интересных экскурсий. Поэтому научные исследования являются необходимыми условиями функционирования музеев.

 

22. Научно-фондовая и учетно-хранительная работа.

Научно-фондовая работа.

Фондовая работа – одно из ведущих направлений деятельности музеев – это комплектование, хранение экспонатов, а это основа.

Фонды музея – это совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимся к ним научно-вспомогательным материалом, которые в соответствии с установленными правилами поступили на постоянное хранение в музей, они постоянно пополняются и определяют его профиль.

Основу музейных фондов составляют музейные предметы. Музейные предметы – это памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования, в связи с их способностью документировать общественные и природные процессы и явления.

По значимости музейные предметы бывают нескольких видов:

-типовой музейный предмет.

- уникальный музейный предмет.

Признаки для изъятия предмета из среды бытования:

1)Информативность. Предмет должен обладать знаниями об определенной эпохе. Он должен быть отражением этой эпохи.

2) Атрактивность. Должен привлекать внимание, быть необычным, естественно быть в нормальной сохранности.

3)Экспрессивность – умение вызывать ассоциации и эмоции.

Цель фондовой работы – создание оптимальных условий для отбора, сохранения, исследования и использования музейных предметов.

Научно-фондовая работа называется так потому что много направлений фондовой работы связана с проведением исследований.

Работа с фондами состоит из ряда этапов:

1.комплектование фондов. Это отбор предметов музейного значения из среды бытования.

2. учет музейных предметов. Закрепление за отобранными предметами определенного юридического статуса (т.е. принадлежность к национальному или всемирному культурному наследию и т.д.). Учет включает 2 этапа:

-первичная регистрация в книге поступлений;

- научная инвентаризация – это описание в инвентарных книгах.

3. хранение музейных фондов – это меры, направленные на защиту музейного собрания от порчи, посягательств и т.д. Обеспечение доступности фондов для использования самим музеем и другими учреждениями и лицами.

4. научно-исследовательская работа с коллекциями, направленная на введение их в научный оборот.

Учетно-хранительской деятельности.

Позволяет вести единые базы данных предметов и экспонатов, создавать на их основе различные каталоги. Позволяет избежать дублирования информации и совершенствует информационную деятельность музея. Перспективы использования этих программ: благодаря автоматизированной информационной системе (АИС) базы данных музейных коллекций, легче пополняются дополнительными данными и может осуществляться быстрый поиск музейных предметов.

 

23. Работа над экспозицией музея.

Она является одной из основ музейной коммуникации (передача от предмета к сознанию посетителя) и одна из основ реализации культурно-образовательной функции музея.

Экспозиция от лат. – экспоно – выставлять, показывать.

Музейная экспозиция – это целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованны композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены, и в итоге создают музейный образ природных и общественных явлений.

Экспозиция репрезентативно представляет музейную коллекцию.

Видов экспозиций много.

По времени существования они могут быть:

-постоянные (это те экспозиции, которые утверждены советом музея и представляют собой музейное собрание. Реэкспозиция постоянной экспозиции – очень редко)

-временные (меняются достаточно часто, и называются они выставки. Выставки тоже делятся на несколько видов: стационарные (не рассчитанные на перемещение с места на место) и передвижные).

По задачам организации экспозиции делятся на 3 вида:

- тематические (раскрывают какой-то сюжет)

- фондовые (достаточно редкие и интересные выставки, там представлены предметы, которые обычно хранятся в запасниках)

- отчетные (рассказывают об итогах к-л направления работы музея, например реставрация картины «Даная Рембрандта» - выставляли только 1 картину, или например выставка по результатам такой деятельности как комплектование – т.е. закупили что то, или подарили музею и т.д.)

Методы и принципы построения экспозиции

В экспозиции музейный предмет приобретает новый статус – экспонат.

Принципы построения экспозиции:

1) Построение экспозиции на основе научной концепции, отражающей историческую действительность как единый, но многообразный процесс.

2) Принцип предметности – исходит из сущности музея. Музейный предмет является доказательством исторического факта и вызывает особые чувства, связанные с восприятием подлинных достоверных предметов

3) Доходчивость и универсальность. Учитываются восприятия различных групп посетителей.

Каждая экспозиция имеет определенную тематическую структуру (это уже к методам).

Научно-обоснованный порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции.

Традиционно выделяют следующие основные методы:

- систематический (этим методом соответствуют экспозиции – названия – систематическая экспозиция, ландшафтная экспозиция и т.д

- ансамблевые экспозиции и ансамблевый метод экспонирования.

-ландшафтная экспозиция. Воссоздает взаимосвязь и взаимозависимость природных компонентов.

- тематическая экспозиция или тематический метод экспонирования.

 

24. Культурно-образовательная деятельность музея и ее формы.

Понятие к-о деятельность в России появилась недавно – в начале 90-х годов 20 века. Появление было вызвано новыми подходами в работе с посетителями.

В 30-е годы этот отдел и это направление деятельности музея называлось идеологическая пропаганда. С 50-х-60-х годов (оттепель) музеям возвращается статус научных учреждений. Стал употребляться термин научно-просветительская работа, т.е. подчеркивалось что деятельность музея носит просветительский характер, но осуществляется исключительно на научной основе. Ну а в 90-е годы появляется термин культурно-образовательная деятельность.

С перестройкой музей стал рассматриваться как учреждение, призванное развивать эстетический вкус, творческое воображение. Музей стал рассматриваться как коммуникационная система, т.е. музей должен обращаться к внутреннему миру посетителя. В связи с новым пониманием взаимоотношений музея и посетителей возникает новый термин – культурно-образовательная деятельность, подразумевающий образование в пространстве культуры.

Основные формы культурно-образовательной деятельности:

1) Экскурсия – традиционная, классическая. Экскурсия от лат.слова поездка.

2)Лекция. Тоже традиционная форма. Тематика лекции связана с профилем музея. В корне отличается от лекций в университете. Для музейной лекции присущ показ предметов из музейной коллекции.

3) Тематические циклы лекций.

4). Лектории выходного дня

5) Выездные лекции

6) Консультации. В России не распространены.

7) Кружок. Сейчас это называется студией эстетического воспитания. Это группы детей, которые объединены по интересам и занимаются под руководством сотрудника музея.

8) Олимпиады

9) Театрализованные представления

10) Музейный праздник

11) Встреча с интересным человеком.

 

25. Международное законодательство о культурном наследии.

Ведущая роль в координации культурной и туристской деятельности во всем мире принадлежит ВТО и ЮНЕСКО.

Приоритетное развитие культурного туризма получило развитие после принятия «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия», которая была принята на генеральной конференции ЮНЕСКО в 1972 году. Она вступила в силу 17 декабря 1975 года. Конвенцию ратифицировало 21 государство в 1975 году. В настоящее время число государств-сторонников конвенции превышает 160. Основная цель Конвенции – привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы.

Для эффективности работы конвенции в 1976 году были образованы Комитет и Фонд Всемирного наследия. Спустя 2 года (1978 год) первые природные и культурные объекты были включены в Список Всемирного Наследия – это своеобразный фонд выдающихся памятником. Первые объекты – 2 нац. парка – Йелоустон, и ещё какой-то, и Галапагос кие острова. К началу 2005 года список включал 145 природных, 504 культурных, 23 природно-культурных объекта, расположенных в 129 странах мира. На международном семинаре по туризму, проводимом ВТО была принята Хартия культурного туризма, на основе которой была предложена классификация использования культурного наследия.

Выделили 3 типа использования культурного наследия:

- достояние, используемое туристами

- достояние смешанного пользования

- достояние, используемое местным населением

2003 год – генеральная конференция ЮНЕСКО, была принята конвенция об охране нематериального культурного наследия, вступившая в силу 20 апреля 2006 года.

нематериальное культурное наследие – обряды, традиции, ремесла, фольклор и языки.

Согласно этой Конвенции были созданы 2 списка:

1) Представительный список нематериального культурного наследия человечества

2) Список нематериального культурного наследия, нуждающийся в срочных охранных мерах.

И на этой же конференции ЮНЕСКО учредили Фонд охраны нематериального культурного наследия.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.