|
Лекция 3 «Морфология культуры» ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Основные формы культуры: ° миф ° религия ° искусство ° наука
Миф Первая форма рационального познания мира. Рациональность мифа основана на единстве понимания человека и природы и ощущения своего родства с окружающим миром. Становление мифа следует рассматривать в контексте формирования мифологического сознания, которое было исторически первой формой мышления homo sapiens. Важнейшей чертой мифологического сознания является образность и, соответственно, ориентация на символ. Символические образы, которые присущи всему человечеству, называются архетипами. Считается, что эти образы коренятся в глубинах человеческого подсознания. В разных мифологиях выделяются ее наиболее архаические пласты. ° Наиболее древними считаются космогонические мифы, которые объясняют происхождение и строение вселенной. Эти мифы тесно связаны с экологическими характеристиками среды обитания. Например, у сибирских народов широко распространен мир о водоплавающей птице-демиурге, которая поднимает со дна океана Землю. ° Мифы антропогонические, повествующие о происхождении человека. Связь с космогоническими обнаруживается в мифах о сотворении мира из частей первочеловека. Например, в скандинавских мифах первосущество – Имир, гигант. ° Более позднюю группу составляют мифы этиологические, которые повествуют о происхождении тех или иных ритуальных и социальных норм. Основными инструментами мифологического повествования выступают метафоры и метонимия. Миф демонстрирует свою устойчивость и в современной культуре, хотя занимает периферийное место по отношению к научному сознанию.
Религия Лат. religio – все, что связано с культом Папы. Религия – организованное поклонение высшим силам. (С.Н.Трубецкой) В основе религиозного сознания лежит миф, поэтом религия по отношению к мифологии вторична, она формируется на ее основе. Но религия отличается от мифа концепцией сверхъестественного, которая не поддается рациональному объяснению - чудо. Миф стремится создать логические связи для объяснения вещей, хотя эта логика может быть и довольно своеобразной. Религия предлагает принимать на веру. Ранние формы религии. o Анимизм. Э. Тайлор считал, что анимизм возник в результате попыток рационализировать смерть и сновидения, в результате которых душа отделяется от тела. Анимизм – вера в духовные сущности или существа, которые существует независимо от человека и могут вступать с ним в контакт. Вера не только в души, но и в духов. o Фетишизм. Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами. Объектом поклонения может стать любой предмет, включая части тела человека и животного. В разных культурах отношение к почитаемым предметам существенно различалось. Одни народы относились к ним благоговейно, другие – более практично. Известны случаи, когда магические вещи наказывали, если они не помогали исполнить желание. Во многих случаях священные предметы имели антропоморфную (человекоподобную) форму. Наиболее распространенным видом являются магические амулеты, которыми человечество пользуется до сих пор. Недавнее увлечение – тамагочи. o Тотемизм. Система религиозных представлений о родстве между группой людей и мифическим предком, в качестве которого может выступать человек, животное, растение или (значительно реже) неодушевленный предмет. Тотем – это не божество, а начальное звено в генеалогической цепочке. В рамках тотемизма сформировалась система запретов. Эти запреты обозначаются термином табу. o Магия. Вера в сверхъестественные возможности человека воздействовать на людей и природу. Ученые различают различные магические практики: любовная, вредоносная, метеорологическая, и т.д. Магические свойства приписывались и именам. Существовала широкая практика сокрытия подлинного имени. Искусство Считается, что оно, как и религия, возникло на базе мифа. Хотя не исключено, что оно формировалось и вместе с мифом. Они дополняли друг друга. Язык возникал в результате общения мужчины с мужчиной, потому что при общении с женщиной каких-то особых выразительных средств не требовалось. А.Д. Столяр – концепция «натурального макета». Первой формой художественной деятельности был макет, который включал в себя искусственную конструкцию и шкуру животного. На смену натуральному макету приходит символическое изображение животного в виде примитивной скульптуры. Легче всего было лепить скульптуру к стене, чтобы она стояла. Так появился рельеф. Следующим этапом появился рисунок, а затем, на базе рисунка, живопись.
Наука Наука как форма рационального познания мира связана с появлением специализированной человеческой деятельности, которая была направлена на систематизацию знаний о природе, человеке и обществе. Базируется на принципах объективности, достоверности. Первоначально существовала как эмпирическое знание о мире. Важным этапом в становлении науки стал эксперимент, научный опыт.
Функции культуры Функция – совокупность ролей, которые культура выполняет в обществе. 1. Функция социализации (человекотворческая). Благодаря ней из биологической особи возникает разумный общественный человек. Основной инструмент социализации – язык. Осваивая первые слова – понятия, человек присягает на верность культуре. За одним понятием стоит целая культурная стратегия (пример: растение сорняк – садовые растения, стратегия садоводства). Человеческая личность: 70% социум + 30% биология. Доброта, отзывчивость, совесть передаются по наследству! 2. Гносеологическая (познавательная). Связана с возможностью освоения накопленного опыта. Результатом этого освоения становится формирование картины мира, которая в каждой культуре своя. 3. Информационная. Обеспечивает преемственность передачи культуры и социального опыта, связана с накоплением, хранением и передачей информации. Эта функция динамично развивается вместе с культурой и тесно связана с процессом образовательной деятельности. Начиная от подражания старшим, заканчивая современными средствами передачи визуальной информации. 70% информации человек получает из общения, 30% - визуально. 4. Ценностно-регулятивная. Культура проявляет себя как регулятор социального поведения людей. Регулирование осуществляется через нормы, обычаи и обряды. Существует несколько уровней регуляции. 3 главные сферы регуляции: право, мораль и обычаи. Высший регулятивный уровень составляют нормы морали. Потом – нормы права, которые определяются нормами морали. Иногда нормы морали расходятся с нормами права (например, смертная казнь или эвтаназия). Низший нормативный уровень – обычаи и обряды. Обряды от обычаев отличаются тем, что имеют религиозную форму. Религиозные нормы в современных обществах также регулируют повседневную жизнь человека. В одних случаях они полностью совпадают с нормами морали. В других – являются важной составной частью морали. Например, в мусульманских странах нормы морали полностью совпадают с нормами религиозными. 5. Функция дифференциации и интеграции. Культура выступает как фактор объединения и разграничения социальных групп и этносов. Объединение может происходить по национальным, религиозным и другим признакам, но любое объединение изначально противопоставляет себя всем остальным. 6. Прогностическая функция культуры. Связана с предсказанием результатов будущего развития.
20.10.2011 Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|