Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 1. Основы финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента





Лекция 1. Основы финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента

 

Вопросы:

1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента;

2. Функции финансового менеджмента;

3. Механизм финансового менеджмента;

4. Принципы финансового менеджмента;

5. Базовые концепции финансового менеджмента.

 

Сущность, цель и задачи финансового менеджмента

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.

Финансовый менеджмент решает следующие задачи:

1. Обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов для развития предприятия (максимальное привлечение собственных ресурсов за счет внутренних источников, определение целесообразности формирования собственных ресурсов за счет внешних источников, управление привлечением заемного капитала, оптимизация структуры источников формирования финансовых ресурсов);

2. Обеспечение наиболее эффективного распределения и использования ресурсов (установление пропорциональности в использовании на цели экономического и социального развития предприятия, выплаты собственникам и т.д.);

3. Оптимизация денежного оборота (обеспечение синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам, поддержание ликвидности его оборотных активов);

4. Обеспечение максимизации прибыли (для достижения целей развития предприятия оно должно стремиться максимизировать не валовую, а чистую прибыль, что требует эффективной налоговой, амортизационной и дивидендной политики. Решая эту задачу необходимо помнить, что рост прибыли достигается, как правило, при возрастании рисков);

5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска;

6. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия (такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности);

7. Обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий деятельности предприятия (возникновение новых задач, снижение отдачи капитала, изменение конъюнктуры рынка).

 

Функции финансового менеджмента

Функции финансового менеджмента можно подразделить на 2 группы:

1) функции финансового менеджмента как управляющей системы (эти функции можно отнести к любому виду менеджмента);

2) функции ФМ как специальной области управления предприятием.

1 группа:

– разработка финансовой стратегии предприятия;

– создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия;

– формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений;

– осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия;

– осуществление планирования финансовой деятельности предприятия;

– разработка системы стимулирования и мотивации;

– осуществление эффективного контроля.

2 группа:

– управление активами (выявление реальной потребности в активах, обеспечение их ликвидности, эффективного использования, ускорение оборачиваемости, выбор источников их финансирования);

– управление капиталом (определение потребности в капитале, оптимизация его структуры);

– управление инвестициями (выбор направления инвестиционной деятельности, форм инвестиций, оценка инвестиционной привлекательности инвестиционных проектов и финансовых инструментов);

– управление денежными потоками (синхронизация входящих и выходящих потоков денежных средств по объему и по времени, эффективное использование временно свободных денежных активов);

– управление финансовыми рисками;

– управление стоимостью бизнеса;

– антикризисное финансовое управление (в процессе реализации этой функции на основе постоянного мониторинга финансового состояния предприятия диагностируется угроза его банкротства; оценивается уровень этой угрозы; используются внутренние механизмы финансовой стабилизации предприятия, а в необходимых случаях – обосновываются направления и формы его санации).

Основные функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием рассмотрены в наиболее агрегированном виде. Каждая из этих функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики предприятия как объекта финансового управления и основных форм его финансовой деятельности. С учетом осуществления такой конкретизации на каждом предприятии стоится многоуровневая функциональная система управления финансовой деятельностью.

 

Принципы финансового менеджмента

Принципы финансового менеджмента:

1. «Время-деньги» реализуется в двух аспектах:

– со временем деньги теряют или увеличивают свою стоимость;

– чем быстрее товарный и денежный оборот, тем больше экономия денег или мобилизация (высвобождение) финансовых ресурсов и наоборот, замедление оборачиваемости влечет убытки или иммобилизацию (дополнительное вложение) денег;

2. Соотношение доходности и риска – чем выше доходность, тем выше риск потери доходов.

3. Принцип финансового рычага – характеризует соотношение собственных и заемных источников – чем больше доля заемных средств, тем выше эффект финансового рычага, но тем меньше надежность и финансовая устойчивость предприятия;

4. Принцип производственного или операционного рычага – связан с соотношением постоянных и переменных затрат. Показывает, на сколько процентов увеличится прибыль предприятия при увеличении объема производства на 1% при относительном снижении постоянных затрат;

5. Принцип страхования рисков путем резервирования. Чтобы получить доход, используя резервы необходимо сначала заморозить доходы;

6. Принцип цены капитала или принцип финансового магнита, притягивающего деньги из различных источников. Однако деньги из различных источников имеют разную цену. Цена кредита – проценты, цена акционерного капитала – дивиденд, цена прибыли – налог и т.д. поэтому финансовый менеджер должен знать методы расширения и удешевления капитала;

7. Принцип балансирования доходов и расходов. – действует в перспективном, текущем и оперативном планировании – получение и использование средств должно происходить в установленные сроки чтобы не допустить дефицита доходов, а стимулировать их рост.

 

Лекция 2. Информационное обеспечение финансового менеджмента

 

Вопросы:

1. Состав показателей информационного обеспечения;

2. Пользователи финансовой отчетности и требования к ней.

 

Управление запасами

Управление запасами направлено на обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции и минимизацию текущих затрат по их обслуживанию.

Запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Запасы классифицируют: сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция и прочие запасы материальных ценностей.

Цели формирования запасов:

– обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);

– обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);

– накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде.

Определение потребности предприятия в запасах осуществляется в процессе нормирования. Это установление норм запасов по элементам оборотных средств необходимых для нормальной деятельности предприятия. Нормы устанавливаются в днях. Например, 24 дня, значит, что запасов должно быть ровно столько, сколько обеспечит производство в течение 24 дней.

Ввиду разнообразия условий функционирования предприятий, величины оптимального объема запасов различны и должны определяться экономическими службами самих предприятий. Для этой важной задачи экономического управления необходимы специальные методы (методы управления материальными запасами, закупками сырья, материалов, комплектующих, управления сбытом продукции).

Система управления запасами – это комплекс мероприятий по созданию и пополнению запасов, организации непрерывного контроля и оперативного планирования поставок.

Одной из систем контроля за движением запасов является «система АВС», суть которой в разделении всех запасов на три категории по их стоимости, объему и частоте расходования, отрицательным последствиям их нехватки.

В категорию А включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного еженедельного контроля в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком.

В категорию В включают запасы имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного производственного процесса. Запасы этой группы контролируются обычно 1 раз в месяц.

В категорию С включают все остальные запасы с низкой стоимостью не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Объем закупок таких запасов, как правило, большой, поэтому контроль за их движением осуществляется 1 раз в квартал.

 

Теории дивидендной политики

Подходы к формированию дивидендной политики разработаны на основе существующих теорий дивидендной политики:

1. Теория независимости дивидендов (авторы: Миллер и Модельянни). Теория утверждает, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в текущем и перспективном периодах. Так как эти показатели зависят от суммы формируемой прибыли, а не распределяемой. Поэтому дивидендная политика должна предусматривать прежде всего направление основной массы прибыли на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов, а обыкновенным акционерам дивиденды должны выплачиваться по остаточному принципу;

2. Теория предпочтительности дивидендов (авторы: Гордон и Линтнер). Теория утверждает, что каждая единица текущего дохода, выплаченного в форме дивидендов в настоящее время, стоит всегда дороже, т.к. она очищена от риска, чем доход, отложенный на будущее с присущим ему риском. Исходя из этой теории, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли. Противники этой теории утверждают, что доход, полученный в форме дивидендов в большинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналогичных компаний, а это, в свою очередь, не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики;

3. Теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений. По этой теории эффективность политики определяется критерием минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот, а также налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственника. Налогообложение текущих доходов в виде дивидендных выплат будет всегда выше, чем у предстоящих за счет временной стоимости денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли. Поэтому следует обеспечить минимум дивидендных выплат и максимально капитализировать прибыль. Эта теория зависит от системы льгот в конкретной системе налогообложения, конкретной страны в конкретный момент времени;

4. Теория сигнализирования построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций, в качестве базового элемента используют размер выплачиваемых по акциям дивидендов. Поэтому рост уровня дивидендных выплат определяет возрастание реальной и котируемой рыночной стоимости акций. Это возрастание автоматическое; реализация таких же акций будет приносить акционерам дополнительный доход. Наряду с этим выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой прозрачностью фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебание рыночной стоимости акций;

5. Теория клиентуры (или теория соответствия дивидендной политики составу акционеров). По этой теории компания должна осуществлять дивидендную политику таким образом, чтобы удовлетворить ожидания большинства акционеров и их менталитет. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему дивиденду, то следует направить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и, наоборот, если основной состав хочет капитализировать прибыль, то надо ее капитализировать. Та часть акционеров, которая будет не согласна с дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний. В результате состав клиентуры станет более однородным.

Лекция 1. Основы финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента

 

Вопросы:

1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента;

2. Функции финансового менеджмента;

3. Механизм финансового менеджмента;

4. Принципы финансового менеджмента;

5. Базовые концепции финансового менеджмента.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.