Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Романтизм - негативная реакция на рационализацию сознания и распространение утилитарного подхода к жизни





Романтизм, будучи одним из основных представителей иррационально-символических тенденций в культуре конца 18 - начала 19 вв., возник, прежде всего, как оппозиция излишней рационализации сознания в классицизме. Географической родиной романтизма была Германия, а философской базой - немецкая идеалистическая философия, в первую очередь творчество Фихте, Шеллинга, Канта, Шлейермахера, провозгласившая началом мира субъективное Я и видевшая специфику человека в том, что он - единственное существо, причастное миру свободы. Значимым моментом для возникновения романтизма были и социокультурные европейские реалии конца 18 века - господство общественных идеалов, опиравшихся на понятия разумности мира, верящие в исторический прогресс, закончились кровавым террором Великой Французской революции. Это породило настроения печали, «мировой скорби», разочарования и способствовало настроениям «бегства от действительности».

Подобные умонастроения привели к кардинальному переосмыслению сущности человека, места и роли искусства. Мир - это хаос, случайность, поэтому его сущность не может быть явлена в строгих логически выверенных нормах и образцах. Мир - форма реализации человеческой свободы и только чувство, эмоция способны передать внутренний мир человека, который и является единственно достойным предметом искусства. Если классицизм пальму первенства отдает рациональному началу в человеке, то романтизм - индивидуальному, личностно неповторимому. Его девиз - долой кодексы, регламентации, рационализацию, единообразие, ограничивающие и обедняющие искусство. Искусство - это наивысшая ценность, идеальный способ освоения действительности, а художник - гений, способный в акте художественного творчества, иррационального по своей сути, интуитивно постичь высший смысл бытия.Тем самым эстетическая деятельность рассматривается романтиками как высшее, наиболее совершенное проявление человеческого в человеке. Именно в романтизме эстетизация действительности нашла свое максимальное воплощение.



Искусство является фундаментом и философии, и религии, и всех наук; в нем наиболее полно и совершенно выражаются космические и божественные тайны бытия. Романтики убеждены, что искусство сродни божественному таинству, в процессе созидания художественного произведения художник отыскивает следы Бога на земле и в творческом акте причащается к Божественному. Ф.Шлейермахер утверждал, что эстетика романтизма - это новый религиозный опыт, на основе которого возможно осуществить единение души с Универсумом.

Поэт постигает природу лучше, чем разум ученого… Чем поэтичнее, тем истинее.

Ф.Лист

В художественном творчестве воображение первичнее рассудка, интуиция более значима, чем разум, а процесс творчества наполняет художника большей радостью, чем законченное произведение.

В отличие от античности и Возрождения, в которых преобладают визуальные формы искусства (как следствие их стремления эстетизировать телесность), в романтизме наибольшее развитие получили поэзия и музыка, ибо именно они в наибольшей степени способны передать «томления души», выразить сокровенные глубины человеческих переживаний.

Чувство разочарования, стремление убежать от удручающего мира социальной реальности - преобладающие настроения романтизма.Поэзия Новалиса и Байрона, романы В.Гюго и В.Скотта, музыка Р.Вагнера и Ф.Листа, живопись У.Блейка и Россетти, архитектура неоготики - убедительное подтверждение ностальгических идеалов романтиков. Противопоставление реального и воображаемого, настоящего и прошедшего с явной идеализацией «старины далекой» типично для романтического мировосприятия. Своей идеал «чистой и совершенной жизни» они ищут в идеализации сельского быта и народного фольклора, в эстетизации средневековой культуры или в экзотическом искусстве южных и восточных стран. Экзотичность сюжета, экстравагантность костюма (зачастую и личного!) или пейзажа являлись для них способом отчуждения от банальной современности. Романтический герой погружен в мир карнавала, многокрасочность восточной экзотики (алжирский и марокканский циклы Делакруа), охотится на диких животных, погибает в морской пучине, отстаивает честь прекрасной незнакомки (исторические романы В.Скотта), путешествует по фантастическим мирам (творчество Т.Гофмана). Романтический пейзаж изобилует развалинами рыцарских замков, крутыми скалами, вулканами, ущельями, залитыми таинственным лунным сиянием. В целом для романтизма характерен культ неопределенности, ощущение хаотичности и бесконечности жизни, настроение мистицизма.

Природа привлекает их тем, что есть в ней странного… и они равнодушны ко всему обыденному в ней. В природе, как и в душевной жизни, они любят только скрытое. Из ночного мрака, из-за покрова тумана мир глядит более загадочными взорами… Поэтому самые восприимчивые и изысканные художники с проникновенной любовью изучают туман. Более всего их радует вечер, когда краски умирают и когда выступают прозрачные тени… и в пейзаже разлито печальное настроение.

Мутер

Для романтизма характерно пристальное внимание к эстетической категории «возвышенное», ибо именно она в наибольшей степени позволяет раскрыть силу и величие человеческого духа, его принципиальную несводимость к телесно-материальной или социально-практической форме жизни. Сила человека - в его духе!

Основные черты романтического идеала красоты:

• иррационализм и интуитивизм как необходимые условия художественного творчества,

• культ свободы и индивидуализма,

• поэтизация «бегства от действительности», противопоставление реального и воображаемого, эстетизация средневековых духовных ценностей и восточной экзотики,

• преобладание настроений пессимизма и «мировой скорби»,

• культ движения, неопределенности, бесконечности и хаоса,

• углубленный метафоризм и мистицизм

 

26.Фовизм, кубизм, футуризм и их место в культуре ХХ века. Стилевые особенности и основные представители.

Фовизм(от фр. Fauve-хищный, дикий) является одним из первых направлений беспредметного искусства. Его представители (ранние работы Анри Матисса, Мориса Вламинка, Анри Дерена) поставили своей задачей принципиальный отказ от «подражательной» живописи, т.е. живописи, тем или иным образом отражающей действительность, и сосредоточились исключительно на передаче личностных эмоций. Их творческая установка - предельное самовыражение. Способом подобного самовыражения они избрали экспериментирование с цветом, уделяя особое внимание сочетаниям цветов по принципу диссонанса. По воспоминаниям современников (первая выставка фовистов состоялась в 1905 г. в Париже), у зрителей было впечатление, будто им в лицо выплеснули горшок с красками. (Отсюда и происхождение термина «фовизм»).

Большим заблуждением всех художников было стремление отразить минутный эффект природы … и не думать, что простая цветовая подборка приведет ум в такое же состояние, как увиденный пейзаж.

Анри Дерен

Для фовистов предметы не имеют самостоятельного значения, они - лишь носители цвета. Поэтому в своей живописи они либо вообще отказываются от передачи объема, либо прибегают к сознательным деформациям. Примером может служить работа А.Матисса «Красная комната», в которой единый красный цвет применяется для изображения пола, стен, скатерти и мебели, очертания которых лишь условно выделены контурными линиями. Таким образом, уже в самой ранней форме неклассической живописи проявился основополагающий принцип всего неклассического искусства - деформация реальности во имя максимально полного творческого самовыражения художника.

Работы и представители фовизма: А. Матисс(художник, Площадь в Сен-Тропе, Танец)

А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген(художник, Портрет Долли, Танго с архангелом )

Кубизм,в отличие от фовизма, экспериментирует с формой предметов, утверждая, что все предметы и явления окружающего мира, включая и человека, могут быть изображены в виде совокупности геометрических фигур. Кубисты (Жак Липшиц, Жорж Брак, Пабло Пикассо (поздние работы), Фернан Леже) стремились избегать внешнего, видимого сходства изображаемого предмета с соответствующим объектом реальности. Возникновение кубизма как самостоятельного направления в живописи ХХ датируют 1907 годом, когда молодой П.Пикассо выставил свою работу «Авиньонские девицы».

Отличает кубизм от прежней живописи то, что он является искусством не подражательным, а концептуальным, которое стремится подняться до уровня теории, это - чистое искусство.

Гийом Аполлинер

Философской основой кубизма являлись:

• идея Платона о первичности мира абстрактных сущностей (идей) и о посреднической роли геометрических форм,

• идея Декарта о рациональной природе мира абстрактных сущностей,

• идея французских материалистов о техникоподобном характере Вселенной и человека (Гольбах, Ламетри),

• апологетика индустриальной цивилизации.

По мнению кубистов, сущность мира может быть представлена в виде некой рациональной конструкции, которая имеет пространственно-временной характер. Их цель - вычленение в вещах и явлениях характеристик устойчивости, стабильности, показ внутренней конструкции, которая хоть и не воспринимаемая визуально, является «каркасом» всего существующего. Данная творческая задача решалась кубистами посредством сознательной деконструкции формы предмета. Под аналитическим взглядом кубиста реальность «распадается» на множество отдельных геометрических элементов, ракурсов, плоскостей и граней. Поэтому живопись - это не копия, украшение или иллюзия, это - форма рационализации и геометризации мира, расчленения его на составные части для выявления скрытых элементарных форм и объемов. В живописи кубистов возникла новая художественная реальность, не имеющая практически ничего общего с реальностью окружающего мира.

Характерными живописными приемами кубистов являлись:

• цветовой аскетизм с преобладанием серого, коричневого, иногда белого цвета. Подобная цветовая неиндивидуализированность применялась для того, чтобы возможно более четко передать ощущение формы, выразить плоскость, сделать ее более «твердой»,

• статичность, стремление к массивности фигур и, наоборот, отказ от воспроизведения динамики. Типичным примером могут служить работы Пикассо, изображающие женские фигуры путем их разложения на тяжеловесные, монументальные конструкции преимущественно ромбообразной или треугольной формы,

• отрицание самого понятия движения и развития, передача которых осуществляется как показ объекта в различных плоскостях, которые в реальности одновременно существовать не могут (принцип симультанности, т.е. одновременности): например, поворот головы изображается как лицо, видимое с различных сторон, с одновременным изображением трех глаз, нескольких носов и т.п.

 

Основные принципы кубистского идеала красоты:

 

• культ искусственно изобретенных пространственных форм в противовес наблюдаемым,

• подчеркивание устойчивости и стабильности,

• особый интерес к техническим и «изломанным» (война, революция, катастрофа) сюжетам,

• геометризация линий и форм,

• отказ от объемности,

• одновременное изображение нескольких ракурсов предмета,

• ограниченная цветовая палитра.

 

Представители и работы для кубизма: Пикассо, "Авиньонские девицы", "Гитара", Грис Хуан,"Портрет Пикассо" Александр Архи́пенко «Шагающая»

Кубизм,в отличие от фовизма, экспериментирует с формой предметов, утверждая, что все предметы и явления окружающего мира, включая и человека, могут быть изображены в виде совокупности геометрических фигур. Кубисты (Жак Липшиц, Жорж Брак, Пабло Пикассо (поздние работы), Фернан Леже) стремились избегать внешнего, видимого сходства изображаемого предмета с соответствующим объектом реальности. Возникновение кубизма как самостоятельного направления в живописи ХХ датируют 1907 годом, когда молодой П.Пикассо выставил свою работу «Авиньонские девицы».

Отличает кубизм от прежней живописи то, что он является искусством не подражательным, а концептуальным, которое стремится подняться до уровня теории, это - чистое искусство.

Гийом Аполлинер

 

Философской основой кубизма являлись:

• идея Платона о первичности мира абстрактных сущностей (идей) и о посреднической роли геометрических форм,

• идея Декарта о рациональной природе мира абстрактных сущностей,

• идея французских материалистов о техникоподобном характере Вселенной и человека (Гольбах, Ламетри),

• апологетика индустриальной цивилизации.

По мнению кубистов, сущность мира может быть представлена в виде некой рациональной конструкции, которая имеет пространственно-временной характер. Их цель - вычленение в вещах и явлениях характеристик устойчивости, стабильности, показ внутренней конструкции, которая хоть и не воспринимаемая визуально, является «каркасом» всего существующего. Данная творческая задача решалась кубистами посредством сознательной деконструкции формы предмета. Под аналитическим взглядом кубиста реальность «распадается» на множество отдельных геометрических элементов, ракурсов, плоскостей и граней. Поэтому живопись - это не копия, украшение или иллюзия, это - форма рационализации и геометризации мира, расчленения его на составные части для выявления скрытых элементарных форм и объемов. В живописи кубистов возникла новая художественная реальность, не имеющая практически ничего общего с реальностью окружающего мира.

Характерными живописными приемами кубистов являлись:

• цветовой аскетизм с преобладанием серого, коричневого, иногда белого цвета. Подобная цветовая неиндивидуализированность применялась для того, чтобы возможно более четко передать ощущение формы, выразить плоскость, сделать ее более «твердой»,

• статичность, стремление к массивности фигур и, наоборот, отказ от воспроизведения динамики. Типичным примером могут служить работы Пикассо, изображающие женские фигуры путем их разложения на тяжеловесные, монументальные конструкции преимущественно ромбообразной или треугольной формы,

• отрицание самого понятия движения и развития, передача которых осуществляется как показ объекта в различных плоскостях, которые в реальности одновременно существовать не могут (принцип симультанности, т.е. одновременности): например, поворот головы изображается как лицо, видимое с различных сторон, с одновременным изображением трех глаз, нескольких носов и т.п.

 

Основные принципы кубистского идеала красоты:

 

• культ искусственно изобретенных пространственных форм в противовес наблюдаемым,

• подчеркивание устойчивости и стабильности,

• особый интерес к техническим и «изломанным» (война, революция, катастрофа) сюжетам,

• геометризация линий и форм,

• отказ от объемности,

• одновременное изображение нескольких ракурсов предмета,

• ограниченная цветовая палитра.

 

 

Футуризм(от лат. Futurum - будущее) является дальнейшим развитием творческих позиций кубизма. Представителями футуризма являлись Умберто Боччони(скульптор и художник, картины: Мать с вязальным крючком, Синьора Массимино, скульптура: «Силовые линии бутылки») Джино Северини, Филиппо Маринетти, Карла Кара, Джакомо Балла (итальянская ветвь, более представленная в живописи и скульптуре), В.Маяковский (ранний период), братья Ф. и С. Бурлюки, В.Хлебников, А.Крученых, И.Северянин (русский футуризм, представленный живописью и поэзией). Футуризм был одним из первых предельно эпатажных направлений неклассического искусства. Их задача достаточно провокационна - напугать и встряхнуть обывателя.

Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом, феминизмом и всеми низостями, оппортунистическими и утилитарными. Нужно восстать против тирании слов «гармония», «хороший вкус». Критики искусства бесполезны и вредны.

Маринетти Филиппо

 

Также как и кубизм, данное направление решительно отказывается от «подражательной» живописи и стремится к «геометризации» мира. Однако если кубисты основное внимание сосредоточили на мире статичных форм, то футуристы свою основную цель видят в передаче движения.Футуристы находились под завораживающим впечатлением от возможностей наступившей технической цивилизации. Упоенные новейшими техническими изобретениями они призывают вырезать «раковую опухоль» традиционной культуры ножом урбанизма и техницизма. Гоночный автомобиль представляется им прекраснее Ники Самофракийской. Вся их живопись наполнена ритмом движения и прогресса, их излюбленные предметы - поезд, автомобиль. Футуристы стремятся к передаче даже не самих движущихся предметов, а, скорее, их энергетического образа и характера психолого-эмоционального воздействия на человека, изображаемые с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве форм. Для передачи движения футуристы весьма активно используют прием дивизионизма, т.е. повторения. Повтор деталей предмета (множество ног идущей по балкону девочки у Д.Северини, ритмическое пересечение предмета повторяющимися линиями) - весьма типичный футуристический прием, напоминающий последовательное наложение кинематографических кадров. В результате футуристам удалось добиться изображения динамического пространства чисто живописными средствами.

В самом деле, все движется, все бежит, все быстро трансформируется. Профиль никогда не бывает неподвижным перед нами. Он беспрестанно появляется и исчезает. Ввиду устойчивости образа в сетчатке предметы множатся, деформируются, преследуя друг друга, как торопливая вибрация в пространстве, ими пробегаемом. Вот таким образом у бегущих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и их движения треугольны.

Северини Джино

Футуристический герой - это машиноподобный, механический человек (в идеале - с заменяемыми частями тела!), а мир - бесконечный хаос, который должен быть преодолен посредством силы. Данная установка привела к тому, что культ силы и телесности - значимые мотивы футуризма (более выраженные в итальянской, чем русской, версии).

Футуризм как стилевое направление европейской живописи оказался недолговечен, возникнув в 1905-07 гг., он распался в начале 1 Мировой войны. Ф.Маринетти - основатель данного направления, автор скандально известного «Манифеста футуризма» - впоследствии примкнул к фашизму.

Футуризм(от лат. Futurum - будущее) является дальнейшим развитием творческих позиций кубизма. Представителями футуризма являлись Умберто Боччони, Джино Северини, Филиппо Маринетти, Карла Кара, Джакомо Балла (итальянская ветвь, более представленная в живописи и скульптуре), В.Маяковский (ранний период), братья Ф. и С. Бурлюки, В.Хлебников, А.Крученых, И.Северянин (русский футуризм, представленный живописью и поэзией). Футуризм был одним из первых предельно эпатажных направлений неклассического искусства. Их задача достаточно провокационна - напугать и встряхнуть обывателя.

 

Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом, феминизмом и всеми низостями, оппортунистическими и утилитарными. Нужно восстать против тирании слов «гармония», «хороший вкус». Критики искусства бесполезны и вредны.

Маринетти Филиппо

 

Также как и кубизм, данное направление решительно отказывается от «подражательной» живописи и стремится к «геометризации» мира. Однако если кубисты основное внимание сосредоточили на мире статичных форм, то футуристы свою основную цель видят в передаче движения.Футуристы находились под завораживающим впечатлением от возможностей наступившей технической цивилизации. Упоенные новейшими техническими изобретениями они призывают вырезать «раковую опухоль» традиционной культуры ножом урбанизма и техницизма. Гоночный автомобиль представляется им прекраснее Ники Самофракийской. Вся их живопись наполнена ритмом движения и прогресса, их излюбленные предметы - поезд, автомобиль. Футуристы стремятся к передаче даже не самих движущихся предметов, а, скорее, их энергетического образа и характера психолого-эмоционального воздействия на человека, изображаемые с помощью абстрактных лучащихся динамически закручивающихся в пространстве форм. Для передачи движения футуристы весьма активно используют прием дивизионизма, т.е. повторения. Повтор деталей предмета (множество ног идущей по балкону девочки у Д.Северини, ритмическое пересечение предмета повторяющимися линиями) - весьма типичный футуристический прием, напоминающий последовательное наложение кинематографических кадров. В результате футуристам удалось добиться изображения динамического пространства чисто живописными средствами.

 

В самом деле, все движется, все бежит, все быстро трансформируется. Профиль никогда не бывает неподвижным перед нами. Он беспрестанно появляется и исчезает. Ввиду устойчивости образа в сетчатке предметы множатся, деформируются, преследуя друг друга, как торопливая вибрация в пространстве, ими пробегаемом. Вот таким образом у бегущих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и их движения треугольны.

Северини Джино

 

Футуристический герой - это машиноподобный, механический человек (в идеале - с заменяемыми частями тела!), а мир - бесконечный хаос, который должен быть преодолен посредством силы. Данная установка привела к тому, что культ силы и телесности - значимые мотивы футуризма (более выраженные в итальянской, чем русской, версии).

Футуризм как стилевое направление европейской живописи оказался недолговечен, возникнув в 1905-07 гг., он распался в начале 1 Мировой войны. Ф.Маринетти - основатель данного направления, автор скандально известного «Манифеста футуризма» - впоследствии примкнул к фашизму.

29. Трансформация реальности в культуре сюрреализма. Творчество Р.Магритта и С.Дали.

«Трансформация телесности» в культуре сюрреализма и её философско-мировоззренческие основания.

Эстетика сюрреализма занимает в культуре ХХ века особое место. С одной стороны, она, в гораздо большей мере, чем рассмотренные выше формы «беспредметного» искусства является наследницей классики, с другой, - является явной предтечей пост-классических форм искусства. Чем же обусловлена такая противоречивость и разнонаправленность данного направления?

Сюрреализм - одно из наиболее сильных и ярких течений нон-классики, возникшее в 20-х годах ХХ века и не потерявшее своей популярности вплоть до 70-х годов. Представителями сюрреализма были С.Дали, М.Эрнст, А.Бретон, Р.Магритт, Л.Арагон, П.Элюар и многие другие.

Философской основой сюрреализма является философия З.Фрейда и Фр.Ницше. Философия З.Фрейда столь мощно вошла в мировоззрение сюрреалистов, что данное течение вполне может быть понято как визуально-художестенная версия психоанализа.

Сюрреализм возник в Париже, его теоретиком был писатель Андре Бретон, автор «Первого манифеста сюрреалистов» (1924). Группа молодых литераторов, художников и поэтов стремилась не только создать новое направление в искусстве, их задача изначально была глобальнее - они стремились создать новый тип мышления, новый способ взаимодействия с миром, и, следовательно, новый стиль жизни. В этом плане на сюрреализм значимое влияние оказал дадаизм. Сюрреализм стремился абсолютно по-новому решать коренные вопросы бытия и места человека в мире.

Сюрреалисты были уверены, что только освобождение человека от диктата разума и стремление к максимально возможному воплощению бессознательного начала в человеческой психике является адекватной основой творчества. Они убеждены, что художник должен опираться на сновидения, галлюцинации, бред, нечеткие детские воспоминания, мистические настроения и т.п. Искусство - это обитель грез, своеобразный наркотик, а отнюдь не копия реальности. Андре Бретон определяет стиль классической живописи как «механический», противопоставляя ему «психический» (или психоаналитический) стиль сюрреализма, выделяя в качестве основных условий творчества:

• освобождение сознания от рациональных связей и достижение состояния, близкого к трансу,

• полное подчинение неконтролируемым и неразумным внутренним импульсам,

• необходимость, по возможности, быстрой работы, не задерживаясь на осмыслении созданного.

С.Дали полностью разделял «рецепты» А.Бретона, отождествляя художественное творчество с «логикой сновидения», неподвластной контролю разума. Призвание художника состоит в максимально полном освобождении своего бессознательного Оно, в бегстве от реальности в мир внутреннего Я. Принятие сюрреалистами фрейдистского тезиса об отсутствии четкой грани между психической нормой и патологией привело сюрреалистов к признанию сумасшествия как состояния, наиболее перспективного для занятия творчеством. Признавая высвобождающую силу сна, С.Дали принимался за творчество сразу же после сна, когда его мозг еще не полностью освободился от образов бессознательного, а зачастую вставал и ночью, чтобы работать. Он стремился достичь состояния души, граничащее с подлинным безумием. Сам Дали определял свой творческий метод как «параноидально-криический», а себя демонстративно называл «великим параноиком».

Сюрреализм - чистый психический автоматизм, диктовка вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений.

Дали С.

Главная черта сюрреалистической живописи - пугающая и одновременно завораживающая противоестественность в сочетаниях предметов и явлений, которым придается ощущение видимой достоверности. Сюрреалисты в своей живописи доводят до предела настроения алогичности бытия (излюбленная метафора С.Дали - растекающиеся, «мягкие» часы), его парадоксальности и неожиданности. Их мировидение принципиально символично и метафорично. Сюрреалистический мир - это мир «как будто», существующий исключительно в параллельном мире человеческого подсознания или сверхсознания, воспоминание о путешествии по лабиринтам нашей психики. Их картины изобилуют странными фантасмогорическими персонажами, созданными по принципу сочетания несочитаемого, деформаций и трансформаций предметов, частей человеческого тела. Их мир населен некими неопределенными биоморфными существами, образующими абсурдные с точи зрения обыденного сознания предметы и ситуации. В этом аспекте творчество Й.Босха и П.Брегеля может быть рассмотрено как своеобразная творческая предтеча сюрреализма. Сюрреализм живет в ирреальном пространстве и времени, заселяя мир ирреальными существами.

Очевидно, что создание подобного мира, в отличие от мира беспредметного искусства, требовал от художника высочайшего живописного мастерства. Действительно, собственно «технической» стороне живописи Дали уделяет колоссальное внимание, тщательно изучая технические приемы старой классической школы (особенно технику Леонардо, Рафаэля, Веласкеса). Его отношение к современному ему беспредметному искусству было резко отрицательным, художников-абстракционистов он всячески высмеивал и упрекал в элементарном неумении рисовать. Он был убежден, что авангардисты практически уничтожили живопись и только он, Дали, призван ее спасти.

Гений Дали отзывался практически на все темы. Сексуальная тема отражена в его работах «Загадка желания» и «Великий мастурбатор», тема гражданской войны - в работах «Лицо войны», «Предчувствие гражданской войны», возможности ядерной катастрофы посвящена работа «Ядерный крест», тема нацизма отражена в «Загадке Гитлера». Особо необходимо отметить серию работ, созданных в 1950-60 гг. и посвященных христианской тематике, - «Мадонна Порт-Льигата», «Христос Сан Хуана де ла Крус», «Гиперкубическое распятие», «Тайная вечеря», в которых бунтарский дух Дали трансформируется в мистико-религиозное настроение.

Помимо сюрреалистической живописи Дали создавал различные сюр-объекты («Губы-софа», чашка, внутренняя сторона которой сделана из меха), участвовал в организации сюр-действий, явившихся прообразом будущих постмодернистских перфомансов (стрельба из аркебузы, начиненной краской). Дали явился предшественником многих идей и течений, активно проявивших себя в арт-деятельности эстетики постмодерна.

Основные принципы сюрреалистического идеала:

• глобальность творческого замысла: стремление выйти за пределы собственно искусства и создать особое сюрреалистическое пространство жизни,

• выделение сферы бессознательного как единственного «места обитания» искусства, а сновидения как наиболее адекватного состояния творчества,

• принципиальный алогизм и иррационализм,

• трансформация (противоестественность сочетаний предметов и явлений, деформация телесности) как основной принцип сюрреалистической реальности,

• преобладание фантастических сюжетов, сновидений и галлюцинаций,

• виртуозная живописная техника,

• глубокая метафоричность

Авангардное искусство, при всей своей пестроте и многоликости, имеет ряд сходных если не в собственно художественном, то в мировоззренческом плане черт. В качестве основных можно выделить:

• принцип эстетической дистанцированности искусства, т.е. его принципиальной независимости от любых внехудожественных (утилитарных, экономических, политических и т.д.) контекстов,

• полный отказ от миметического принципа («подражательной живописи»),

• акцент на формально-выразительных способностях формы.

Последним «вздохом» авангардной культуры можно считать поп-арт(от англ. рopular art - «популярное искусство»), возникший в 1950-60 гг. практически одновременно в США и Англии как своеобразная ироническая реакция на элитарность авангардно-модернистских течений в европейском изобразительном искусстве. Его корифеями являлись Р.Раушенбах, Э.Уорхол, Р.Лихтенштейн, К.Ольденбург. Поп-арт - это непосредственное выражение потребительских настроений технологического массового общества. Эстетика поп-арта пыталась обнаружить эстетическую ценность и выразительность предметов повседневного быта, ранее находившихся вне пределов искусства.

При всем своем эпатажном, откровенно бунтарском характере авангардное искусство сохраняло принцип видовой дифференциации искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка и т.д.), унаследованный от классики. В этот период возникли еще только самые первые попытки их смешения и возникновения нетрадиционных форм искусств, в частности, в рамках дадаизма и футуризма. В рамках поп-арта возникли новые формы арт-практик (коллаж, инсталляция) и арт-акций (хепенинг, перфоманс), активно развиваемые эстетикой пост-модерна.

 

 

Идея «беспредметного искусства» и ее воплощение в культуре абстракционизма.

Абстракционизм -одно из наиболее интересных и продуктивных направлений искусства ХХ века, ориентированное на поиск неких чисто художественных пластических форм и цветовых сочетаний, позволяющих создать живописные полотна, предельно лишенные какого-либо вербализуемо-рассудочного содержания.Абстракционисты исходят из предпосылки, что произведения искусства являются самостоятельными сущностями, противостоящими природе, в своей основе не связаны с ней и не должны исходить из принципа внешнего подобия.

Живопись должна называться абстрактной, когда мы ничего не можем узнать в ней от объективной реальности, составляющей нормальную среду нашей жизни.

Воррингер В.

Идеиабстракционизма развивались в творчестве Хуана Миро, Франца Марка (Косули в камышах. Тироль), но самым знаменитый его представитель - Василий Кандинский («Колебание»,«Композиция»,«Москва»,«Восток»), являвшийся не только практиком, но и теоретиком данного направления.

Кандинский видел задачу нового искусства в том, чтобы увести зрителя от мира материальных форм в мир чистой духовной сущности. В отличие от других представителей авангардного искусства, проповедовавших принципиальный субъективизм, он считал, что в основе творчества лежит некое Абсолютное Духовное начало, проявляющее себя в любом предмете или фрагменте реальности. Художник, по Кандинскому, «слышит» внутреннее звучание Космоса и каждого предмета, «видит» его сокровенную духовную жизнь и его задача - высвобождение Духа от материально-предметной зависимости и господствующего утилитаризма. Это можно осуществить, только отказавшись от стремления воплотить внешне-явленческую сторону предмета; неважно как выглядит на самом деле тот или иной предмет, гораздо важнее передать его внутреннюю духовно-смысловую сущность, выраженную в «беспредметной» гармонии цвета и формы.

Задача искусства - путем ограничения внешнего заставить звучать внутреннее.

Кандинский В.

Художник-абстракционист может быть сравним с Алисой в Зазеркалье, которая видела улыбку Чеширского кота при отсутствии самого кота. Также и художник-абстракционист свободно манипулирует отдельными свойствами предмета - его формой и цветом, - самостоятельно существующими вне связи со своим носителем.

Приход беспредметной живописи на смену «реалистической» Кандинский сравнивает с появлением Нового Завета Христа, который не разрушил Ветхий Завет Моисея, но возник на его основе и углублял и развивал его более простые, прямолинейные нормы и установления. Если Закон Моисея в большей мере касался внешних поступков человека, то новозаветная этика прежде всего ориентирована на внутренние «деяния», для нее существенны и «мысленные грехи». Нечто подобное усматривает Кандинский и в беспредметной живописи. Она не отрицает и не зачеркивает старое искусство, но лишь «внутренне логично» и «чрезвычайно органично» развивает его; в ней делается акцент на требовании «внутренней жизни в произведении».

Бычков В.В.

На позициях, близких абстракционизму, основано творчество П.Мондриана (неопластицизм). Голландец Пит Мондриан полагал, что сущность мира может быть выражена посредством простых геометрических форм и линий. Оппозиция «горизонталь-вертикаль» с использованием локального цвета является наиболее типичной для его живописных полотен и наиболее адекватно, по его мнению, выражает ощущение пропорциональности, гармонии и равновесия как базовых принципов мироздания.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.