|
Основные черты культуры Возрождения (Ренессанса). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Термин «возрождение» (Ренессанс - фр.) был введен итальянским историком искусства Дж. Вазари для обозначения сравнительно небольшого - с 1250 по 1550 гг. - периода итальянского искусства. Содержание термина Возрождение развивалось, и в законченном виде под этим термином понималось освобождение науки и искусства от богословия, секуляризация культуры, что отвечало интересам молодой буржуазии, которая все громче о себе заявляла в городах. В конечном итоге культура Возрождения стала олицетворяться с верой в человека, в его творческие возможности, с гуманизмом и героическим оптимизмом. С социологической точки зрения это городская культура. Развитие городской культуры было связано с развитием простого товарно-денежного производства. В это время формируется новая картина мира. В 1519-1521 гг. флотилия Магеллана совершила первое кругосветное путешествие, доказав, что Земля имеет форму шара. В сер. XVII в. голландские мореплаватели открыли берега Австралии, французы обосновались в Канаде. Семен Дежнев и Федот Алексеев открыли Берингов пролив, новгородцы преодолели огромные пространства Сибири. Эти великие географические открытия не только стали началом колониальной эпохи, но и перевернули в сознании передовых людей библейскую картину устройства Вселенной. Хронологически Возрождение делят на следующие этапы: Предвозрождение - (XII-XIV вв.); Раннее возрождение - (XIV- XVвв.); Позднее возрождение - (1540 - 1580 гг.). Для культуры Возрождения характерны: • индивидуализм - абсолютизация человеческой личности; • гуманизм - утверждение нового мировоззрения, сущность которого, человек - мера всех вещей; • опытное познание мира -природы и человека; • переосмысление христианской традиции и освобождение науки и искусства от господства церкви; • становление искусства как профессиональной деятельности, совершенствование его видов и жанров. Гуманисты были творцами новой системы знаний. Это не только великие писатели, художники, скульпторы, но и священники, юристы, купцы, ремесленники. Основная идея гуманизма заключалась в том, чтобы реальный, земной и внутренне свободный человек стал мерой всех вещей. Крупнейшим представителем новой культуры является великий итальянский поэт Данте Алигьери (1265-1321). Данте - автор «Комедии», получившей название «Божественной». В типичном для средневековья сюжете - путешествия поэта по Аду, Чистилищу и Раю, Данте сумел выразить новое личностное отношение к грешникам - героям поэмы. Один из первых гуманистов Италии - Франческо Петрарка (1304-1374). Он стоит у истоков национальной итальянской литературы, является творцом новой европейской лирики. Личность и творчество Леонардо да Винчи (1452-1519) обычно приводят в качестве примера «титанизма». Он был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, математиком, анатомом, ботаником, военным и инженером, изобретателем. Чертежи многих машин и механизмов, найденные в его рукописях, говорят о том, что он предвосхитил многие открытия механики и техники 19 в. Другой великий мастер эпохи Ренессанса - Микеланджело Буонарроти (1475-1564) тоже был универсальной личностью: он прославил себя как скульптор, архитектор, художник и поэт. «Певец Мадонн» - Рафаэль Санти (1483-1520) - третий из троицы наиболее знаменитых мастеров итальянского Высокого Возрождения, личность титанического склада: художник, архитектор, монументалист, мастер портрета и декора. Вершиной французской литературы Возрождения является творчество Франсуа Рабле (1494-1553). Сказка-сатира «Гаргантюа и Пантагрюэль» принесла ему славу. Он сатирически изобразил феодальный мир. Подверг едкой критике средневековую схоластику и религиозный фанатизм. Творчество В.Шекспира (1564-1616) великого англичанина - обычно относят к позднему Возрождению. Автор многочисленных сонетов, комедий, трагедий и трагикомедий отразил в своем творчестве «сумерки Возрождения», когда пафос, радость и уверенность в близком прекрасном будущем у многих гуманистов сменилась разочарованием и даже ощущением трагичности бытия. Испанское Возрождение дало мировой литературе творчество Сервантеса и Лопе де Беги. Сервантес создал новый тип эпического жанра - реалистический роман. Образ Дон Кихота стал нарицательным. В искусстве эпоха Возрождения стала периодом рождения трех величайших европейских систем: маньеризма, барокко и рококо. Маньеризм - (манера, стиль), стилевое направление в западноевропейском искусстве XVI в. на переходном этапе от Возрождения к барокко. Для художников этого направления характерно субъективное восприятие мира, ощущение его неустойчивости, трагичности, беззащитности человека. Барокко - (странный, причудливый), направление в европейской дворянско-церковной культуры XVI в. (Италия, Испания) - сер. XVIII в. (Венгрия, Славянские страны). Барокко связано со значительными переменами в культуре Ренессанса. Возрождение перестало быть только итальянским феноменом. В Европе появилось новое многоликое движение - контрреформация, которое стремилось приостановить поступательное движение истории. Интеллектуальная революция XVII в. была подготовлена философией Ф.Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, трудами Г.Лейбница. Барокко - это стиль в европейском искусстве XVII-XVIII вв., отмеченный вычурным, усложненным художественно-образным мышлением. В живописи, архитектуре, художественной литературе - это преувеличенный пафос, импозантность, напряженная экзальтация, монументальность. Рококо - (раковина, узор из камней и раковин), западноевропейский художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной формой искусства барокко. Возникло и достигло расцвета в 20-40 гг. XVIII в. во Франции. Рококо стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной дворянской знати, предметом ее эстетического наслаждения. Игривость, легкомыслие, остроумие, стали модой высшего света, и это нашло отражение в живописи, керамике, резьбе, архитектуре, ювелирных изделиях, безудержной росписи внутренних интерьеров зданий, росписях стен, плафонов и т.п.
17. Культура средневековой Руси. Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие. Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. В одних районах - в Поднепровье, в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других - пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси. Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры. Они заключались в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов. Политический строй древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе государства стоял наследный князь; киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина, дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. Отношения князя и дружинников были далеки от отношений подданства - князь советовался с дружиной по всем делам. Вместе с тем и князь был нужен дружине не только как реальный военный предводитель, но и как некий символ государственности. Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет - «думу». Князья стали именоваться боярами, у некоторых из них могла быть и своя дружина. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «чадь», «гриди». Бояре выступали в роли воевод, а младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т.д. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов. Княжеская власть была ограничена и элементами сохранившегося народного самоуправления; народное собрание - «вече» - действовало активно в IX—XI вв. и позднее. Народные старейшины - «старцы градские» - участвовали в княжеской думе. Социально-политический строй древнерусского государства находит свое выражение в Русской Правде - древнейшем своде законов Руси (он состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Пространной Правды и дополнительных статей). Система наказаний в Русской Правде показывает, что в древнерусском государстве еще существовали пережитки родоплеменного строя. Правда Ярослава (1016 г.) допускает кровную месть - институт, типичный для эпохи, когда не существует государства, наказывающего за преступления. А в Правде Ярославичей (вторая половина XI в.) кровная месть уже запрещена, взамен нее введен денежный штраф за убийство (вира), который дифференцироваться в зависимости от социального положения убитого. Согласно Русской Правде, древнерусское общество состояло из свободных общинников - «людей» (основное население страны), смердов (полусвободные данники князя), холопов (рабов), закупов (неполные рабы), рядовичей (дети от браков свободных с рабынями, мужья рабынь и пр.) и изгоев (люди, лишившиеся своего социального статуса). Русская Правда рисует тяжелое положение холопов, которые были полностью бесправны. Холоп, ударивший свободного, если даже господин уплатил за него штраф, мог быть при встрече убит обиженным, а в более позднее время - жестоко телесно наказан. Холоп не имел права свидетельствовать в суде. Беглого холопа наказывал сам господин, но тяжелые денежные штрафы накладывались на тех, кто поможет беглому, указав путь или хотя бы накормив. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. Спорным остается вопрос о времени возникновения феодального землевладения в Древней Руси. Некоторые авторы относят его появление к IX-Х вв., но большинство полагает, что во второй половине XI - первой половине XII в. образуется феодальная вотчина. Поэтому преобладание среди непосредственных производителей материальных благ свободных общинников, значительная роль рабского труда и отсутствие феодального землевладения позволяют сделать вывод о том, что древнерусское государство носило раннефеодальный характер. Его дальнейшее развитие с необходимостью требовало введения на Руси христианства. Исторический акт принятия христианства византийского, православного толка был совершен князем Владимиром в 988 г., и с этого момента в сонме европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Ведь в эту эпоху Византия была еще в расцвете, там не умерла античная традиция - в ее школах изучали Гомера и других классиков древности, в философских диспутах продолжали жить Платон и Аристотель. Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества, что вполне соответствовало замыслам Владимира. Одновременно решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси. Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал - началось бурное, стремительное развитие страны. Приглашенные из Византии мастера строят каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее мастерству. Уже следующее поколение будет возводить сложные сооружения в русских городах, почти не прибегая к помощи иноземцев. Прибывшее духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит русские кадры для церкви, и, как следствие, распространяются знания и грамотность. Организуются школы, в которые Владимир под плач матерей собирает детей высшего сословия, молодых людей посылает на учебу за рубежи родной страны. Вводится летописание; как и всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую монету.Древняя Русь постепенно становится государством новой высокой культуры. Другая черта древнерусской культуры и в Киевской Руси, и в Московской Руси - это религиозность. В то время, когда в Западной Европе происходил кризис Реформации, сферы бытия русского человека были пронизаны православным религиозным воздействием и во многом определялись им. На Руси возникают целые города- памятники православного искусства, о которых современный человек может говорить как о городах-заповедниках: Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Кириллов и др. Характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие - сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев. Действительно, т. к. язычество было раздробленным, оно было уничтожено Владимиром довольно мирным путем. Столкнули в воду языческих идолов, простоявших в Киеве несколько лет, поплакали и забыли о них. И заметьте - не порубили, не сожгли, а проводили с почестями: так обветшалую икону будут класть на воду, доверяя ее реке. И все - древние боги ушли, а вот язычество в своих земледельческих и бытовых нравственных формах живо до сих пор. Древняя Русь в X—XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими европейскими и восточными народами и странами, и этим тоже объясняется стремительный взлет древнерусской культуры. Несомненно, наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром и общим источником культурных явлений. Как полагают современные ученые, византийское культурное влияние со временем поднялось на Руси до довольно высокого уровня общения развитых культур. За сравнительно короткое время киевскими книжниками были освоены громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства, прежде всего архитектуры и живописи. Непосредственно выросшая из эллинизма, византийская культура несла в себе богатое античное наследие, составляющее общую основу европейской цивилизации. Киевская Русь, осваивая литературные богатства и искусство Византии, тем самым приобщалась и к названной общей основе, она вместе с тем включалась и в процесс дальнейшего созидания и развития европейской культуры. Усваивая более развитую византийскую культуру и через нее опыт и достояние европейской и частично восточных культур, культура Киевской Руси обнаружила и яркую самобытность. Об этом свидетельствует оригинальная литература Киевской Руси, в частности «Слово о полку Игореве» - произведение, не имеющее прецедентов в византийской литературе и отличающееся от западных эпических поэм. Своеобразием отмечены также архитектура и другие искусства Киевской Руси. Несомненно, София Киевская немыслима без Софии Константинопольской, но она определенно говорит и о различии двух культур. Константинопольская София имеет форму базилики с одним громадным куполом. Киевская - форму крестово-купольного храма с малыми куполами вокруг центрального купола, и это многокупольное завершение характерно для древнерусского стиля. К оригинальным чертам Киевской Софии следует отнести также открытые аркады-галереи, широкое применение, наряду с мозаикой, фрески в росписи храма, наличие светской тематики в фресковой живописи. В XI-XII вв. стольный град Руси поддерживал весьма широкие отношения и с восточными соседями, и со странами Центральной и Западной Европы. В то время Древнерусское государство занимало важное место в политической жизни всего континента, о чем, в частности, свидетельствуют разветвленные династические браки великих киевских князей. Достаточно вспомнить, что Анна, дочь Ярослава Мудрого, стала королевой Франции и принимала участие в управлении страной. Значительным весом Древнерусского государства в европейских делах обусловлено и то, что западные послы, купцы, воины были в то время нередкими гостями Киева. Их поражали размеры столицы Руси, великолепие ее дворцов и храмов. Сообщаемые ими сведения о Киеве находили обобщенное отражение в западных хрониках и космографиях. Так, Адам Бременский, известный географ XI в., назвал Киев «соперником Константинополя и лучшим украшением греческого мира». О Руси и ее столице находим частые упоминания в эпическом творчестве народов Западной Европы - скандинавских сагах, немецких героических поэмах, французских рыцарских романах. Любопытно отметить, что в эти произведения приходили отзвуки и образы эпического творчества Руси, в частности образы князя Владимира и Ильи Муромца, который в немецких и скандинавских эпических поэмах XI- XIII вв. выступает под именем Ильи Русского. Монголо-татарское нашествие прервало связи древнерусского государства с западными странами, они были восстановлены уже Московской Русью, хотя и не прерывались у Новгорода.
18. Итальянский Ренессанс: периодизация, своеобразие этапов, основные представители и их творения. Итальянский Ренессанс своим происхождением обязан XIV в. Северное Возрождение появилось только в XVI в. Некоторые ученые уверяют, что не было никакого Ренессанса. Возрождение для стран Севера Европы «открыл» Альбрехт Дюрер (1471-1528), художник из Нюрнберга. Своему первому успеху этот художник обязан своей серией гравюр, которые были посвящены апокалипсическим видениям Святого Иоанна. Германия, тогда еще не имевшая представления о том, что такое итальянский Ренессанс, и ожидавшая конца света и возникновения Лютера, по достоинству оценила изображения последних дней мира. Гравюры под общим названием «Апокалипсис» Дюрер начать писать в возрасте 25 лет. Неудивительным является и то, что изменить статус художника в менталитете жителей севера Европы также предстояло Дюреру. До его возникновения живописцы, ваятели и граверы в Северной Европе почитались обычными ремесленниками. Традиция приписывает художникам, который продолжили итальянский Ренессанс, особый интерес к человеку, его личности. У Дюрера он сосредоточен, главным образом, на самом себе. Художник отличился большим количеством автопортретов, один из которых, написанный в 1500 г., заслуживает особого внимания, т.к. облик художника очень напоминает лик Христа. Дело в том, что в эпоху Средневековья Бога иногда сопоставляли с художником, а итальянский Ренессанс в корне изменил приоритеты. Теперь художник уподоблен Богу. Дюрер, несмотря на все это, так и не смог обрести свободы в изображении обнаженного тела, которое и является главным отличием итальянских мастеров. Итальянский Ренессанс и традиции готического искусства постоянно противоборствовали в душе Дюрера. Отсюда нет единой оценки его наследия. Если вести речь об идеях Возрождения, то, наверно, особо ярко они воплотились в живописном диптихе «Адам и Ева» (1507), который украшает картина эпохи Итальянский Ренессанс коллекцию Прадо, и на гравюре с таким же названием от 1504 г. В 1506 г. в Венеции Дюрер написал еще одну картину, которую хорошо восприняли итальянцы, - «Праздник четок» (Национальная галерея, Прага). Помимо этого, некоторые историки искусства склонны видеть не только алтарный образ, но и комментарий к событиям, возникшим в Италии в то время, когда Дюрер работал над ней. Дюрер в своей последней живописной работе под названием «Четыре апостола» (1526, Старая Пинакотека) достигает нового уровня мастерства и понимания духа идей Возрождения. К концу XV в., времени возникновения первых произведений мастера, античное наследие, как на его родине в Германии, так и в сопредельных странах было запамятовано. Эпоха Античности, этот золотой век искусства, на всю жизнь для Дюрера стала пределом мечтаний, надежд и чаяний, ей он посвятил свои практические и теоретические труды. Художник очень любил итальянский Ренессанс с его рационалистической теорией искусства, но комбинировал ее с немецким мистицизмом и практически романтическим индивидуализмом. В его стремлении изучить тайну совершенных пропорций Дюрера торопило ужасное подозрение, что итальянцы, владеющие ей, намеренно скрывают ее, чтобы сохранить положение своей школы. Однако в конечном итоге художник обращается к природе, потому что понял: только одному Богу дано знать, какая из человеческих форм идеальна.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|