Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 10. Западноевропейская культура 19 века.





Культурологическое значение завершения культурологического переворота, образование новой инфраструктуры и информационных связей для развития культуры 19 века.

Место философии в культуре 19 века. Поиски «новой социальности» в философии и практике утопизма (Р.Оуэн, Ш. Фурье, А. Сен-Симон) и в социальной доктрине К. Маркса.

Развитие научного знания. Классический и неклассический этапы развития науки. Естественнонаучный и гуманитарный комплекс знания. Рационализм и иррационализм в культуре этого периода. Состояние техники в 19 веке.

Основные термины и понятия: промышленная революция, капитализм, инфраструктура, «новая промышленная система», «фаланга», «Новая гармония», классическая и неклассическая наука, позитивизм, электромагнитная картина мира, электричество, магнетизм.

 

Тема 11. Западная Европа и её культура в 20 веке.

Наука в системе культуры 20 века. Создание новой картины мира. Дифференциация и интеграция в науке. Новые типы науки. Связь науки и философии в культуре 20 века.

Человек в культуре 20 века. Идеализация и коммерсализация культуры.

Понятие. Технологические и социальные условия становления и развития «массовой культуры». Процессы американизации культуры западных стран и проблемы сохранения культурной самобытности в условиях «информационного бума». «Компьютеризация» и проблемы развития культуры. Соотношение элитарной, народной и массовой культуры. Феномен китча.

Место и роль рели в культуре 20 века. Классические и неклассические религии. Секты. Социокультурные факторы возрождения оккультизма, спиритизма, мистики. Сатанизма в культуре 20 века.

Итоги и перспективы развития культурной ситуации в Европе последней трети 20 века.

Основные термины и понятия: дифференциация. Интеграция. Технологии, квантовая механика. Теория относительности, иммунология. Экология, эклектика. Искусственный интеллект, массовая культура, элитарная культура, культура китча, эскетизм, комикс. Имидж, стереотип, глобальные проблемы.

Тема 12. Проблемы развития культуры России.

Трудности определения типа культуры. Доминанты русской культуры. Исторический спор западников и славянофилов. Н. Бердяев. Д. Лихачёв. Г. Померанц. А. Солженицын о русской культуре.

Культурологические характеристики славянства. Язычество на Руси: нравы, обычаи, традиции, обряды. Культура домонгольской Руси, семантика русского города.

Значение принятия христианства для культурной жизни Руси. Русь и Византия. Роль монастырских скрипториев в становлении и развитии «книжной культуры». Реформы церкви и её раскол. Раскольники и их влияние на культурную ситуацию в стране.

Культурологическое значение реформ Петра I: дилемма европеизации России и сохранения её национальной самобытности. Начало светского образования в России 18 века: сословные школы. Главные и малые народные училища, московский университет.

Процессы дифференциации русской культуры 19 века: либеральная, консервативная, демократическая культуры. Морально-философские и религиозные искания Л. Толстого, Ф. Достоевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева, П. Флоренского.

Достижения и проблемы в области советской культуры. Процессы дифференциации культуры: официальная и оппозиционная, советская и возвращенная, культура русской эмиграции, андеграунд. Феномен существования двух параллельных русских культур. Кризис культуры. Нарастание элементов мистицизма и ожидания чуда.

Исторические перспективы современной культуры России и её место в системе мировой культуры.

Основные термины и понятия: язычество, идолы, волхвы, Коляда, летопись, житие, поучение, Печеры, «русофильство», «русофобство», евразийство, кремль (детинец), «Третий Рим», «Бунташный» век, обмирщение культуры, Славяно-Греко-Латинская академия, цифирные школы, гражданский шрифт, сословные школы, профессиональные школы, западники, славянофилы, русское зарубежье, андеграунд, культурная революция, «оттепель».

 

 

Семинар № 1: Процесс становления научного знания о культуре. Культура как мир человеческих смыслов.

Вопросы для обсуждения (УО 1)

1. Этапы становления наук о культуре.

2. Подходы и методы изучения культур.

3. Культура как способ творческой самореализации человека через смысл.

4. Причины кризиса и рождение новой культуры.

5. Полифункциональность культуры.

6. В чём состоит смысл теории «культурной деградации» Ж.-Ж. Руссо.

Литература:

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993 г.

2. Волков В.Н. Культурология. Иваново, 1997 г.

3. Гуревич П.С. Культурология. М., 2001 г.

4. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: справочное учебное пособие. М., 2001 г.

5. Культурология в вопросах и ответах. / Под ред. Г.В. Драча. М., 2002 г.

Семинар № 2: Первобытная культура и её особенности.

Вопросы для обсуждения

1. Материальные основания первобытной культуры, от палеолита к неолиту.

2. Формы социализации в первобытной культуре: первобытная община и семейно-брачные отношения периода каменного века, их формы и эволюция.

3. Мировоззрение древнего человека: донаучные представления первобытного человека о мире, роль мифа в первобытной культуре.

4. Первичные формы религиозности и религия в первобытной культуре: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.

Задание для самостоятельной работы (КСР 1):

- каково значение знаний о первобытной культуре сегодня;

- значение реконструкции первобытной культуры и её временные параметры. Теория «двух скачков»;

- предметное и духовное освоение мира. Синкретизм;

- ранние формы религиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм;

- что такое архетип, приведите примеры.

Литература:

1. Большая советская энциклопедия.

2. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1996 г. Т.1. С. 37-44, 48-52, 54-56, 61-64, 71-74, 78-78, 95-99, 139-143, 168-181.

3. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1950 г.

4. Першиц А.И. и др. История перваобытного общества. М., 1982 г.

5. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995 г. Гл. 2.

6. Культурология / Под ред. Ю.Я. Малюги. М., 1998 г. С. 35-41.

 

Семинар № 3: Культура и цивилизации Востока.

Вопросы для обсуждения (УО 2)

1. Проблема происхождения древних цивилизаций Востока: изменения в общественной жизни земледельческих племён; сельская община, возникновение рабства и государства.

2. Феномен деспотии Древнего Египта и Месопотамии. Сакральный характер научных представлений. Особенности «религиозного реализма» Древнего Египта и Месопотамии.

3. Культура Китая. Конфуцианство и даосизм. Этика и ритуал в традиционном Китае.

4. Культура Индии. Буддизм и индуизм. Индийский эпос и его значение для мировой культуры.

5. Традиции и новации в культуре Японии. Синтоизм и его значение для духовной жизни японской нации.

Практическое задание (ПЗ 1):

- в каких сакральных текстах нашли отражение история и мифология Шумера, приведите примеры;

- как вы понимаете выражение вавилонян, дошедшие до наших дней: «Сильный человек живёт своими руками, а слабый – ценой своих детей», и почему иногда это высказывание применяют относительно современной российской культуры;

- Индийская культура – одна из самых уникальных культур мировой цивилизации. Что, на ваш взгляд, этому способствовало;

- что собой представляет даосизм, назовите главные принципы даосизма;

- назовите основные достижения древнего Китая.

Литература:

1. Большая советская энциклопедия.

2. Советская историческая энциклопедия.

3. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1996 г. Т.1. С. 229-241, 317-329. Т.2. С. 26-31, 61-67, 207-210, 227-228. Т.3. С. 294-297, 312-321. Т. 5. С. 79, 139-141, 264-265, 366-371, 501-505.

4. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995 г. Гл. 2.

5. Культурология / Под ред. Ю.Я. Малюги. М., 1998 г. С. 35-41.

6. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996 г. С. 151-172.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.