Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар № 4: Античность как тип культуры.





Вопросы для обсуждения (УО 3)

  1. Греческий мир эпохи архаики. Социокультурные парадигмы древнегреческой цивилизации: полис, миф. Логос. Характеристика научного знания данного периода: натурфилософия, логика, риторика, аксиоматика.
  2. Греческий мир классического периода: философия «золотого века». Ликей. Палестра, гимнасия. Ораторское искусство. Медицина и точные науки.
  3. Феномен эллинизма как синтеза двух типов культуры: материальные детерминанты этого периода; философские, нравственные и религиозные искания этой эпохи.
  4. Латинская культура античности: наука, риторика, политеизм, христианство в древнеримской культуре.

Практическое задание (ПЗ 2):

- объясните словосочетание из мифологии Древней Греции. Вошедшие в наш обиход, и их современный контекст: «троянский конь», «ахиллесова пята», «сизифов труд», «авгиевы конюшни»;

- есть мнение, что греческий полис благодаря своим небольшим масштабам интенсифицировал развитие античной культуры. Подтвердите или опровергните это мнение.

- период расцвета древнегреческой культуры называют «греческим чудом». Существуют ли какие-нибудь объяснения этого феномена;

- охарактеризуйте понятия «полис», «миф», «логос»;

- перечислите основные философские системы античности, приведите примеры;

- что было главным фактором культурного развития Древней Греции.

Литература:

    1. Большая советская энциклопедия.
    2. Советская историческая энциклопедия.
    3. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990 г. С. 54-61, 71-79, 92-95, 100-105, 108, 129-136, 149-158, 296-302.
    4. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1997 г. Т.4. С. 67-71, 131-142. Т.6. С. 222-227, 235-238, 239-256.
    5. Учебник по культурологи соответствующего раздела.

Семинар № 5: Ренессанс как тип культуры.

Вопросы для обсуждения (УО 4)

  1. Особенности социально-экономического развития Европы в этот период: переориентация торговых путей, процессы секуляризации, становление буржуазности.
  2. Наука и техника этого периода: изменение физической и космологической картины мира, эмпиризм и рационализм.
  3. Учение о человеке в культуре Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм и универсализм.

Задание для самостоятельной работы (КСР 2):

- раскройте культурологический смысл понятий «Возрождение», «гуманизм», «секуляризация»;

- в чём состоят особенности распространения гуманистической культуры в Италии и других европейских странах;

- охарактеризуйте основные научные открытия этого периода;

- каковы коренные отличия в культурных парадигмах Средневековья и Возрождения и чем были вызваны естественнонаучные открытия Галилея и Джордано Бруно, натурфилософские изыскания Н. Кузанского.

Литература:

    1. Большая советская энциклопедия.
    2. Советская историческая энциклопедия.
    3. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1997 г. Т.9. С. 39-45. Т.10. С.38-47, 113-116, 133, 210-213, 362-366, 381-386. Т. 12. С. 558-581.
    1. Учебник по культурологи соответствующего раздела.

Семинар № 6: Западноевропейская культура эпохи абсолютизма и просвещения 17-18 вв..

Вопросы для обсуждения (УО 5)

1. Западноевропейский абсолютизм как культурный фактор.

2. Социально-экономические основания развития культуры Европы эпохи Просвещения.

3. Религиозное сознание эпохи абсолютизма: пуританизм, янсенизм. Проблемы образования и системы воспитания в культуре эпохи Просвещения.

4. Абсолютизация роли науки в 17 веке: смена философских догматов; разработка эмпирических оснований науки (появление химии, открытия в области математики, физики, анатомии, физиологии).

5. Философские и эстетические концепции Просвещения: учения Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локка, Г. Лейбница. Д. Юма, энциклопедистов.

Литература:

1. Большая советская энциклопедия.

2. Советская историческая энциклопедия.

3. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1997 г. Т.12. С. 582-587. Т. 13. С. 26-34, 182-189, 252-263. Т.15. С. 140-141, 307-316.

4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 16-19 вв. М., 1988 г.

5. Учебник по культурологи соответствующего раздела.

 

Семинар № 7: Западноевропейская культура 19-20 вв.

Вопросы для обсуждения (УО 6)

1. Социокультурные доминанты промышленной революции 19 века.

2. Естественнонаучный и гуманитарный комплексы знания в культуре 19 века.

3. Наука и техника в системе культуры 20 века. Создание новой картины мира.

4. Человек в культуре 20 века. Культура и коммуникации. Культура и массовая культура.

Практическое задание (ПЗ 3):

- каковы социокультурные условия развития и какую трансформацию претерпевают основные нововременные мировоззренческие установки в 19 веке;

- охарактеризуйте индустриальную цивилизацию;

- на каких духовных посылках западноевропейской культуры основывался научный и технический прогресс 19 в;

- охарактеризуйте место философии в культуре Европы 19 века;

- определяющим типом художественной культуры 19 века становится асинхронность и многостилье, борьба противоположных направлений. Чем вы это объясните;

Литература:

    1. Большая советская энциклопедия.
    2. Советская историческая энциклопедия.
    3. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1997 г. Т.19.. С. 272-310. Т. 22. С. 389-420.
    4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 16-19 вв. М., 1988 г.
    5. Учебник по культурологи соответствующего раздела.

Семинар № 8: Историческое своеобразие русской культуры.

Вопросы для обсуждения (УО 7)

  1. Восток и Запад в культуре Древней Руси. Преемственность византийской культуры в культуре допетровской Руси.
  2. Реформы Петра I и их культурно-историческое значение. Новая система воспитания и образования в России 18 века.
  3. Социально-нравственная направленность русской культуры 19 века.
  4. Светский период развития культуры России.

Задание для самостоятельной работ (КСР 3):

- каковы социокультурные особенности и основные культурные доминанты восточной и западной культур;

- назовите и охарактеризуйте традиционные общества. В чём особенности стиля мышления представителей восточных и западных культур;

- существует ли культурное влияние на Русь Орды;

- в чём состоят достижения и проблемы в области советской культуры.

Литература:

    1. Большая советская энциклопедия.
    2. Советская историческая энциклопедия.
    3. Всемирная история / Под ред. А.Н. Бадак и др. Минск, 1997 г.
    4. Учебник по культурологи соответствующего раздела.

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО

Протоколом заседания кафедры

Культурологии и литературы № от 2011г.

Зав. кафедрой Океанский В.П.

 

Правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов Естественно-географического факультета

Специальности 050102.65 – Биология и специальности 050103.65 – География

По курсу Культурология на 2 семестр 2010/2011 уч. г.

Вид работы Количество баллов
Текущая работа: 0-68
Устный ответ 7 занятий х 5 баллов 0-35
Практическое задание 3 занятия х 5 баллов 0-15  
Контрольная самостоятельная работа 3 работы х 6 баллoв 0-18
Текущий контроль 1 (коллоквиум) 0-10
Текущий контроль 2 (тестирование) 0-14
Посещаемость 0-8
Итого 0-100
Премиальные баллы:    
Активность на занятиях (дополнения, уточнения, исправления устного ответа товарища) 8 Х 0,5 0-4
Участие в олимпиаде 0-4
Выступление на конференциях 0-4
Участие в конкурсах научных работ 0-4
Штрафы    
Нарушение сроков сдачи работ минус 1-3
Отказ от ответа на семинаре     минус 0,5  
Небрежное отношение к выполнению контрольной работы минус 0,5  
Промежуточный контроль (экзамен) 0-30
Рейтинговая оценка по дисциплине максимум 100 баллов

 

Ст. преподаватель, кандидат культурологии Красильникова М.Ю.


Приложение 2

Критерии оценивания устного ответа, выполнения практического задания и задания для самостоятельной работы

Критерии Количество баллов
Студент демонстрирует полные и объемные знания, основанные на комплексном анализе различных источников информации, содержащие ссылки на практическое применение сообщаемой информации, логично структурированные, с аргументированными выводами; свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок  
Студент демонстрирует твердое знание программного материала, основанное на комплексном анализе различных источников информации, содержащее ссылки на практическое применение сообщаемой информации. Ответ логично структурирован, с выводами, но имеет несущественные неточности. Студент справляется с задачами и практическими заданиями в полном объеме, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками для выполнения практических заданий  
В ответе представлен только основной материал, студент не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала, отсутствуют выводы, ссылки на практическое применение недостаточны. Нарушена последовательность в изложении программного материала, студент испытывает затруднения в выполнении практических заданий  
Студент не знает отдельные вопросы, категории программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи  
Студент отвечает лишь на наводящие вопросы преподавателя без существенных ошибок, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи  

 

Лист ознакомления

№п Курс, группа Ф.И.О. Подпись
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.