|
IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.Логопед показывает детям пары картинок. На одной из них изображен один предмет (название которого оканчивается на –а), на другой – несколько (название предметов во множественном числе имеет окончание –ы), например: конфета – конфеты; лента – ленты; тыква – тыквы; липа – липы; кофта – кофты; яма – ямы; канава – канавы; панама – панамы. Логопед произносит конечный гласный (а или ы); вызванный ребенок «угадывает», какая картинка задумана, и четко произносит нужное слово. Внимание детей обращается на различные окончания существительных в единственном и множественном числе. V. Произнесение предложений. На наборном полотне выставлен ряд уже знакомых детям картинок (панамы, конфеты, коты, кофты, лимоны и т.п.). Логопед предлагает детям самостоятельно составлять предложения по такому образцу: У Наты дыни. Дети по вызову логопеда составляют предложения «про папу», «про маму», «про Тату», «про Вову». VI. Знакомство с буквой ы. Выкладывание прямых слогов с буквой ы. Преобразование слогов (пы – мы – ты…; ты – та – то…). Чтение слогов. Письмо буквы ы. VII. Подведение итогов занятия. Приведем примерный план занятия на дифференциацию звуков ы – и. Тема занятия: дифференциация звуков и – ы. Цель занятия: дифференциация звуков и – ы; произнесение слов со звуками и – ы; развитие слухового восприятия; выкладывание и чтение прямых слогов; образование множественного числа существительных с окончаниями –ы и –и. Примерный ход занятия I. Постановка цели занятия. Логопед говорит о том, что сегодня будут повторяться звуки и и ы. Затем он спрашивает: «Какие это звуки?» Дети вспоминают, что звуки и и ы – гласные. II. Сравнение и правильное произнесение звуков и и ы. 1. Логопед предлагает детям произнести звук и и посмотреть (в индивидуальные зеркала), в каком положении находятся язык и губы (язык у нижних зубов, губы «улыбаются»). По просьбе логопеда дети произносят звук и и рассматривают свою артикуляцию. 2. Затем произносится звук ы. Устанавливается, что при произнесении этого звука язык оттягивается от зубов. 3. Детям предлагается шепотом и вполголоса поочередно произносить звуки и и ы, ощущая изменения в положении языка и губ. III. Произнесение слогов со звуками ы и и. По просьбе логопеда дети произносят слоги пы – пи, вы – ви, мы – ми и др. Внимание детей вновь обращается на изменение артикуляции при произнесении звуков ы и и. Дальнейшие упражнения в произношении слогов и слоговых сочетаний могут быть проведены в различной форме. По просьбе логопеда дети произносят различные слоговые сочетания типа мы – пы – пи и т.п. Упражнение проводится в игровой форме как соревнование. Проводится игра «Эхо». Одна половина детей произносит какой-либо слог со звуком ы, например пы, другая («эхо») – отзывается, произнося пи. Детям предлагается прослушать и запомнить ряд из трех-четырех слогов, например пы – пи – пи. Затем дети поочередно произносят по одному слогу, соблюдая данную последовательность. Четвертый опять начинает со слога пы и т.д. Это упражнение проводится по типу игры «Телефон». Проводится игра с мячом. Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч кому-либо из детей и произносит слог с одним из дифференцируемых звуков (например, мы). Ребенок, поймавший мяч, возвращает его обратно, произнося слог с другим звуком (т.е. ми). IV. Произнесение слов со звуками ы и и. Упражнения в произнесении слов также могут иметь разные варианты. Перечислим некоторые из них. Детям предлагается на слух воспринимать ряды слов (три-четыре слова), а затем правильно их произносить в заданной последовательности. Слова подбираются так, чтобы они содержали возможно больше дифференцируемых звуков, т.е. звуков ы и и, например: тыквы, липы, мотыльки и т.п. Логопед произносит существительные в единственном числе; детям предлагается те же слова произносить во множественном. При этом дается примерно такая инструкция: «Я буду говорить про один предмет, а вы про много, если я скажу липа, вы должны сказать липы». Для образования множественного числа подбираются примерно такие слова: ель, клен, липа, олень, охотник, веник, лимон, лента и т.п. Внимание детей обращается на различные окончания - -ы или –и. Вызванный ребенок должен четко произнести нужное слово, а затем назвать последний гласный звук (ы или и). Как игра в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных множественного числа и на выделение гласного из конца слова. Логопед показывает детям пары картинок. На одной из них изображен предмет, название которого во множественном числе имеет окончание –и; на другой – окончание –ы, например: маки – пионы; тыквы – дыни; утки – дубы; конфеты – вафли; ленты – клетки. После того как дети четко произнесут названия предметов, им предлагается догадаться, какой предмет задуман. Логопед произносит конечный гласный (ы или и). Вызванный ребенок угадывает задуманное слово. Внимание детей обращается на различные окончания во множественном числе. Проводится игра в мяч. После соответствующего пояснения логопед, стоя в середине круга, по очереди бросает мяч детям и при этом начинает предложения. Дети договаривают. Примерные предложения: В лесу волки… (выли.) Птички гнездышко… (вили.) Вова и Коля окно… (мыли.) Петя и Сережа дрова… (пилили.) V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов. VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста. Примерный текст: Это новый дом. У дома поляна. Алик и Коля копают ямы. Тут будут ели, липы и клены. VII. Подведение итогов занятия. Логопед задает вопросы, на которые дети дают ответы: «Какие звуки мы сегодня учились правильно произносить?» (Ы и и.) «Какие это звуки?» (Гласные.) В описание хода занятий мы включили несколько вариантов упражнений в закреплении правильного произношения слогов и слов. Одни упражнения логопед может включить в план фронтальных занятий, другие – использовать, занимаясь с отдельными группами. Седьмая неделя обучения Дифференциация звуков ы – и (продолжение) – одно занятие. Мягкие звуки – одно занятие. Звук и буква и – одно занятие. Звук с и буква с – два занятия. Следующее занятие на дифференциацию звуков ы и и может начинаться со сравнения этих звуков. Затем проводятся те или иные слоговые упражнения и упражнения в правильном произнесении слов. Большое внимание уделяется составлению (по картинкам, демонстрации, вопросам) и правильному произнесению предложений. Опишем примерные упражнения. Повторение предложений с последующим воспроизведением при помощи вопросов или по первому (или любому) слову. Примерные предложения: У дома ивы и липы. Инна покупает конфеты и вафли. Это пионы и маки. У канавы утки. Ким любит дыни. Составление предложений с помощью вопросов «что делают?» или «что сделали?». Логопед с помощью специально подобранных двух-трех пар сюжетных картинок (по одной из картин каждой пары можно составить предложение с глаголом несовершенного вида, по другой – с глаголом совершенного вида) обращает внимание детей на завершенность или незавершенность действия. Перечислим примерные пары предложений: Дети строят дом. – Дети построили дом. Дети украшают елку. – Дети украсили елку. Мальчик рисует лошадь. – Мальчик нарисовал лошадь. Выставив на наборном полотне картинки, логопед предлагает детям внимательно его слушать и угадать, какую картинку он задумал. Каждый раз произносится только одно слово, обозначающее действие, например: украшают… построили… нарисовал… и т.п. Дети должны молча указать на нужную картинку. Логопед, подтверждая «догадку» детей, произносит предложение полностью. Во время проведения второй части упражнения логопед предлагает детям самостоятельно составлять предложения по картинкам или по демонстрациям. Могут быть составлены следующие пары предложений Все составленные предложения должны произноситься детьми предельно четко. В случаях затруднений с отдельными детьми упражнение проводится повторно в часы индивидуальных занятий под руководством воспитателя или логопеда. Что касается анализа и синтеза звукового состава речи, то, кроме используемых раньше, вводятся упражнения, цель которых – анализ и синтез слов типа СГС, состоящих из твердых согласных и гласных а, о, у, ы. Продолжаются упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов, а также слогов типа ма. С целью подготовки к чтению слогов, содержащих мягкие звуки, в конце первого периода обучения внимание детей привлекается к различному звучанию твердых и мягких звуков. Дети учатся определять на слух наличие мягких звуков в составе слогов и слов, начинают овладевать умением выделять их из состава слогов, состоящих из знакомых согласных звуков и гласного звука и, читать такого типа слоги. Напомним, что к этому времени дети уже знают, что есть звуки твердые и мягкие, умеют правильно произносить и отличать от твердых пройденные мягкие звуки п, к, м, х, л и некоторые другие (н, в и т.д.), которые не отрабатывались специально, но попутно вводились в словарный материал. Занятие, цель которого повторение всех мягких звуков и сравнение их с твердыми, строится примерно по следующему плану. Тема занятия: мягкие звуки. Цель занятия: различение твердых и мягких звуков; выделение мягких звуков из начала слова; анализ слогов типа ми. I. Организационный момент. Произнесение мягких звуков с составе слогов. Логопед говорит: «Сядет тот, кто правильно произнесет то, что я скажу». Логопед произносит сочетания в два-три слога, включая в них любые из доступных для произношения мягкие согласные звуки, например: ли – ля; вя – мя – ня и т.п. Дети постепенно садятся. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|