Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие этики и ее предмет.





Этика возникла более 2.5 тысяч лет назад в результате общественного разделения труда, когда познавательно-теоретическая деятельность отделилась от нравственного сознания. Этика изначально ориентировалась на решение нравственных проблем бытия – что хорошо, что плохо, что правильно, а что нет, что такое честь, достоинство, любовь, жизнь. Aethos(др.греч.)- место совместного проживания людей. Этика всегда стремилась к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысложизненных проблем человека (как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему стремиться. Изучение этики привлекает внимание личности к морали, прививает интересы к высшим жизненным ценностям, способствует повышению нравственной культуры человека. Не делая человека автоматически добрее и порядочнее, она помогает развить моральное самосознание личности, пробудить чувство личной ответственности за свое самосовершенствование и учит творческому отношению к нравственным проблемам. Современная этика стремится не навязать, а научить человека другому – сознательному и разумному отношению к нравственным проблемам. Она предлагает человеку самому осознать и выбрать модель поведения. Этика – наука, означающая особенностные характеристики ценностных отношений людей. Предмет этики составляет мораль, а предмет этики права – моральное содержание права.

В предмет этики права (т.е. в моральное содержание права) входят: а) его онтология, б) основные ценности, в) нормы, г) практика реализации права в различных правовых системах или условиях. Этика включает в себя такие разделы как: история нравов социология морали психология морали теория нравственного воспитания история этических учений профессиональная этика. Профессия как определенный, относительно устойчивый вид общественно-трудовой деятельности представляет собой сложное социально-психологическое и нравственно-правовое явление. В ней находят свое отражение цели и задачи профессионального труда, его содержание, организация, условия осуществления и результаты. Настоящий профессионал службы по поддержанию правопорядка формируется только на основе нравственного совершенствования при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при обязательном наличии морального «стержня» повседневного поведения. Сотрудники правоохранительных органов в своей профессиональной деятельности призваны способствовать адаптации граждан к соблюдению нравственно-правовых норм, установленных в обществе. Отсюда возникает важность и необходимость обращения к знаниям в области морали, которые помогут в профессиональной деятельности более точно ориентироваться в морально-психологической обстановке, верно квалифицировать как свое поведение, так и действия других людей, проникать в систему их мотивации, подвергать критическому пересмотру устаревшие взгляды. Труд юристов отличается разнообразием и сложностью решаемых задач, поэтому каждая из них предъявляет к своим субъектам ряд характерных нравственных требований, постепенно накладывая на их нравственную культуру свой специфический отпечаток. Нравственную сущность труда определяет прежде всего то, что он есть основное условие человеческого существования, главная сфера жизни общества. Поэтому общественная полезность труда юриста - это главный показатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, которые складываются в процессе данной деятельности.



Юридическая этика — профессиональная этика юриста; учение о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридического профиля, о правовой культуре правоприменительной деятельности.

Проблемы этики деятельности юристов поднимались ещё в Древнем Риме. Е. В. Васьковский отмечал, что «ни одна профессия не представляет для нравственности занимающихся ею лиц таких соблазнов, как адвокатура». Адвокат, «будучи специалистом в правоведении, может облечь в законную форму любую уловку, любой подвох…». По его мнению, «судьи и прокуроры, находятся в таком же положении».

А. Ф. Кони, за свой труд «Нравственные начала в уголовном процессе» (1902), считается основателем российской науки судебной этики.

В 1973 году вышла в свет первая отечественная монография по вопросам судебной этики: «Судебная этика: Некоторые проблемы нравственных начал советского уголовного процесса», написанная учеными юридического факультета Воронежского государственного университета Геннадием Федоровичем Горским, Львом Дмитриевичем Кокоревым, Дмитрием Петровичем Котовым. Данная работа вызвала большой общественный резонанс среди криминалистов и процессуалистов, о чем свидетельствуют опубликованные на нее за короткое время девять рецензий в центральной печати таких ученых, как В.Г. Беляев, А.Д. Бойков, Ю.В. Кореневский, М.С. Строгович и др.

Наряду с юридической этикой выделятся также юридическая деонтология — учение о проблемах морали и нравственности (деонтология) в юридической деятельности. Точки зрения на понятие профессиональной морали юриста

По вопросу о сущности профессиональной морали юриста можно выделить три позиции.

1) Согласно первой точке зрения говоря о профессиональной этике, как о применении общих норм морали в специфических условиях профессиональной деятельности, даже условно нельзя говорить о профессиональной нравственности. Вывод формулируется так: нет никаких изъятий, исключений из общественных норм нравственности для юристов, как их нет и для представителей любой другой профессии…Во всех сферах жизни и деятельности в обществе действуют нравственные нормы, обязательные для всех членов общества, нет никаких особых, «своих» нравственных норм и нет изъятий из общих моральных принципов и норм. Но применение, выражение и преломление общих нравственных норм в различных областях профессиональной деятельности имеет в ряде случаев специфические черты и формы, и на основе этих норм решаются различные возникающие в процессе этой деятельности вопросов, что и определяет содержание профессиональной этики, в частности судебной этики (М.С. Строгович) .

2) По мнению других ученых, признающих существование профессиональной морали, общие нормы должны быть особым образом конкретизированы, должны отразить специфику труда, структуру моральных отношений, характерных для этого типа профессий. Специфика состоит в наличии совокупности особых требований, дополнительных норм, которые регулируют поведение членов этих профессиональных групп в их отношении к объекту труда, и через него к обществу, а также взаимоотношения внутри самих этих профессиональных групп. Эти особые требования и нормы составляют основное содержание профессиональной морали. Все они имеют соответствующий аналог в общих моральных требованиях. В любой профессиональной морали не может быть каких-то особых нравственных норм, которые не вытекали бы из общих нравственных принципов, не соответствовали бы, противоречили им, и тем более ограничивали действие принципов морали .

3) Согласно третьей точки зрения, недостаточно говорить о профессиональной морали лишь как о конкретизации общих моральных принципов. Сторонники этой позиции полагают, что каждая профессия налагает на своих представителей специфические нравственные обязанности, которые дополняют общие моральные принципы, а в некоторых случаях и ограничивают их действие. Например, требования правдивости, искренности предполагают известные исключения, когда речь идет о сведениях, составляющих следственную тайну .

Л.Д. Бойков выделял следующие объективные предпосылки специфики профессиональной морали: 1) Наличие своеобразных условий для реализации общеэтических предписаний. Эти условия определены характером трудовых отношений, в частности, объектом трудового воздействия. Действие этих условий таково, что существенно меняются последствия соблюдения или несоблюдения или несоблюдения той или иной обще-этической нормы, определяя меру ответственности члена профессионального коллектива перед коллективом и обществом. 2) Наличие неповторимых, свойственных только данной профессии ситуаций, приводящих к возникновению специфических моральных норм. Эти нормы не могут перерасти в принципы морали в силу их частного, нетипичного для общества в целом характера. Но они не противоречат общим принципам морали, поскольку ими опосредуются объективно необходимые отношения, отвечающие общественным интересам. 3) Особенности профессионального долга как этической категории предполагают определение специфики содержания и целей деятельности представителя той или иной профессии, морально допустимых средств достижения целей, особенностей нравственного идеала и нравственных стимулов .

Р.С. Белкин в русле этой позиции отмечал, что специфические моральные нормы не ограничивают общие нравственные принципы, а дополняют их такими этическими требованиями, которые предъявляются только к представителям данной профессии .

Юридическая деятельность связана с конфликтами, протекает в борьбе людей с противоположными интересами. Юрист, представляющий одну из сторон конфликта (адвокат, юрисконсульт), должен помогать своему доверителю в борьбе за спорное благо, т.е. действуя ему во благо, он действует с целью лишить блага противника, т.е. причинить зло противоположной стороне. Юрист, выступающий в качестве арбитра конфликта (следователь, судья), должен стремиться к достижению разумного баланса интересов, к вынесению справедливого решения, т.е. к нравственной истине. Но обычно одна из сторон остается неудовлетворенной решением по юридическому делу, считая его злом для себя.

Библия предписывает слушаться власти, «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» . Меч мести даже сотворившему зло олицетворяет все же не добро в обычном понимании. К тому же суть правоприменительной деятельности заключается в решении вопросов: было ли зло? кто причинил зло? Применение «меча» осуществляется в ситуации неочевидности, в преодолении сомнений, применяется ли меч правосудия к виновному или невиновному, что порождает нравственные проблемы, не присущие другим сферам человеческой деятельности. Объективная необходимость преодоления противодействия в решении названных вопросов опять же происходит в борьбе, порождающей конфликты и нормы борьбы в них, не присущие обычной нравственной жизни. В юридическом деле неизбежно следующее:

1) противоречие нравственных ценностей;

2) вмешательство в ситуацию (в юридическое дело) является объективно вынужденным, ибо невмешательство по принципу «лучше ничего не делать, чем делать вредное» есть зло, причиняющее вред более высокой ценности;

3) вмешательство порождает одновременно и зло и добро, т.е. результат носит противоречивый характер, но зло всегда должно быть меньшим по отношению к добру.









Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.