Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Внимание как контроль. Концепция внимания П.Я.Гальперина.





Гальперин Считает, что внимание - это контроль за выполнением действия. Любое внешнее действие включает в себя следующие компоненты: 1) Ориентировочная часть; 2) Исполнительная часть; 3) контроль за выполнением.

После перехода внешнего материала действия во внутренний план в результате интериоризации, ориентировочная часть внешнего действия превращается в акт понимания того, что вы делаете. Второй исполнительный компонент внешнего действия превращается в акт автоматического, как бы по формуле выполнения внутреннего действия.

А контрольная часть превращается в обращение собственного «я» к процессу протекания умственного действия, т. е. акт внимания. От сюда ясно, что внимание не имеет своего продукта по той причине, что оно является контролем, поэтому всегда направлено на что- то не собственное, а при этом результат этого несобственного поднимается. С содержательной стороны акт внимания нельзя описать, потому что это внутренний контроль (умственный контроль). Поэтому это умственное действие протекает в сокращенном действии, как по формуле. Как ассоциативный переход от одного звена умственных действий к другому. Этот переход для самонаблюдения не заполнен новым содержанием.

Прежде чем говорить о том, как формируется восприятие необходимо коротко рассмотреть концепцию Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

Прежде чем приступить к поэтапному формированию умственных действий, Гальперин считал, что ученика надо сначала замотивировать

В формировании этих качеств. Перед началом поэтапного формирования необходимо разработать ориентировочную основу деятельности (полное описания алгоритма того действия, которое требуется сформировать у ученика (ООД)). ООД с точки зрения Гальперина должна оцениваться по трем критериям:

1. Самостоятельность разработки ООД самим обучающимся или ее может предложит учитель (несамостоятельно);

2. Полнота описания ООД- либо описано выполнение этого действия для любой полной ситуации, либо описание действий для каждого конкретного случая (неполное описание);

3. Обобщенность ООД- описания либо одного конкретного вида действия, либо описание всех его разновидностей (обобщенное).

В зависимости от того каким требованиям удовлетворяет ООД Гальперин выделяет три вида обучения:

1. Тип- ООД формируется обучаемым самостоятельно (поэтому она является неполной и обобщенней). Такой тип обучения характерен для ребенка при овладении родной речи.

2. Тип обучения – ООД не самостоятельное, неполное и обобщенное- характерно для средней школы.

3. Тип обучения – ООД не самостоятельное, но полное и обобщенное. Характерен для высших форм.

После формирования мотивов и ООД можно переходить к формированию умственной деятельности. Формирование умственной деятельности по Гальперину включает в себя три этапа:

1) Выполнение формируемого действия во внешнем материальном плане с опорой на ООД (схемы, чертежи, графики и т. д.);

2) Выполнение этого действия в громкоречевом плане. Если ООД еще не освоена, тогда с опорой на нее. Обучаемый комментирует каждый шаг своего действия.

3) Выполнение формируемого действия без опоры на схему ООД во внутриречевоп плане. На этом этапе формируемое действие приобретает все атрибуты умственного действия. Т.е. оно становится обобщенным, сокращенным и автоматизированным.

Произвольное внимание - контроль за действием, который осуществляется по плану заранее определенных критериев. Что бы сформировать произвольное внимание, за выполнения некоторого действия необходимо развернуть это действие во вне и указать способы и критерии оценки качества его выполнения. После поэтапной обработки этого действия вместе с контролем за ним оно превращается в умственное, т. е. обобщенное, сокращенное, автоматизированное. А контроль за ним превращается в акт произвольного внимания.

Непроизвольное внимание - это тоже контроль за выполнением действия, но без заранее разработанного плана и специально подобранных критериев и без заранее продуманных действий по выполнению контроля. Формируется из развернутого во вне действия. Во внешний материальный план. Обучаемому дается задача контролировать, но не даются способы и не предлогаются критерии оценки. После интериоризации этого действия в результате поэтапного формирования, у обучаемого формируется непроизводный контроль за выполнением этого действия (непроизвольное внимание).

Память. Виды памяти.

Память- это способность организма к образованию, хранению и воспроизведению следов прошлого воздействия.

Значение памяти в жизни человека:

1) Осознание окружающих объектов;

2) Ориентировка в окружающем мире;

3) Без памяти разрушается мышление, т.к. мы мыслим понятиями;

4) Без памяти утрачивается способность к восприятию;

Утрата памяти ведет к значительным личностным расстройствам. Человеку без прошлого не начто опираться- он не знает что делать. Отсутствие памяти ведет к невозможности прогрессивного развития личности.

 

Виды памяти.

Существуют различные классификации видов памяти. Все они отличаются друг от друга своими основаниями.

I. В качестве основания здесь выступает носитель запоминаемой информации

1) Биологическая (видовая память). Эта память пердставляет из себя информацию о биологическом виде, которая заложена в структуре ДНК. Здесь записано как человеческий организм будет расти и развиваться;

2) Историческая память. Это информация об обществе, его устройстве и законах функционирования. Эта информация хранится в книгах, преданиях, мифах и любых предметах культуры.

3) Индивидуальная память. Ее носитель- сам человек. В этой памяти хранится весь его жизненный опыт.

II. Генетическая классификация. Основание- предмет запоминания. Она была разработана отечественным психологом Блонским.

1) Моторная память- память на моторные, физические внешние действия.

2) Аффективная память- память на эмоциональные переживания;

3) Образная память- память образы различной модальности;

4) Вербально (словесно)- логическая на тексты.

Блонский назвал эту классификацию генетической потому, что в выше указанном порядке перечисленные виды памяти появляются в фило и онтогенезе.

Филогенез- история развития вида. В филогенезе сначала появилась моторная память, т. е. память на действия. Приявление моторной памяти можно наблюдать уже в поведении простейших одноклеточных животных. Пример:

 

 

В этот аквариум запускали амеб или инфузорий туфелек. Потом добавляли слабый раствор соляной кислоты. Одноклеточные начинали шарахаться и со временем перебирались в соседнюю часть. Ученые засекли время, за которое они перебирались в соседнюю часть. Тот же эксперимент с этими же амебами повторили несколько раз. Каждый раз время их пути сокращалось. Это значит, что у низ идет научение.

Следующей развивалась аффективная память. Её появление можно наблюдать в поведении простейших многоклеточных животных (дождевых червей).

Пример: бинарный лабиринт (ход которого раздваивается).

 
 

 

 


В левой его части расположились два электрода. Червя загнали в лабиринт. Если он двигался в лево- его ударяли током, в право- ничего не происходило. После нескольких таких экспериментов он на лево стал ползать реже. Т. е. у него выработалась способность к запоминанию неприятных переживаний.

В след за аффективной памятью появляется образная память. Она проявляется в поведение млекопитающихся животных. Например: мартышке показывают банан, а потом демонстративно закапывают его в коробке с хламом. Она начинает его раскапывать. Найдя его она успокаивается. Во второй серии эксперимента было то же самое, но банан уже в коробке незаметно заменили морковкой. Перекапав коробку, но не найдя банан мартышка начала сильно нервничать (стресс). Поведение мартышки управлялось некими образами.

Позже всего появилось вербально логическая память. Она предпологает наличие речи, а ею овладеет только человек.

Онтогенез- история развития индивида от рождения до смерти. В точно такой же последовательност перечисленные виды памяти появляются и в онтогенезе. Раньше всего появилась моторная память- уже на втором месяце жизни. Например в виде пищевого рефлекса на положение при кормлении. Пищевой рефлекс- сухой палец и он начал сосать. Пика в своем развитии моторная память достигает в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети легче всего овладевают всевозможными движениями. С подросткового возраста прогрессивное развитие моторной памяти идет на спад.

В след за моторной в онтогенезе появляется аффективная память. Она однозначно появляется в полугодовалом возрасте. Наличие аффективной памяти было показано в работах Джона Уотсона. Он изучал реакцию страха у младенцев и выяснил, что он боится только громкого звука и кратковременной потери опоры. После шести месяцев страх начинал переносится с одного объекта на другой. У ребенка появилась эмоциональная память на объекты т. е. связь эмоций с объектами он хранит в памяти.

В след за эмоциональной памятью у ребенка появляется образная память. Она формируется к двум годам и расцвета достигает в дошкольном возрасе. Именно в этом возрасте у детей чаще всего встречаются эйдетические способности (способность к быстрому и полному запоминанию образа объекта после одного его предъявления). С половозрелостью эйдитические способности утрачиваются. С подросткового возраста пргресивное развитие образной памяти прекращается.

Затем в онтогенезе появляется вербально логическая память. Появляется в 3- 4 года с развитием речи. Своего пика достигает в младшем школьном возрасте. В юности её прогресс развития заканчивается. С развитием старческого слабоумия (сенильная деменция) наблюдается регресс памяти в обратном порядке. Сначало страдает вербально логическая память, затем образное, далее аффективна и наконец- маторная.

 

 

III. По критерию времени сохранения информации:

1) Мгновенная или иконическая память- функционирует лишь в тот момент времени, когда человек непосредственно воспринимает информацию с помощью органов чувств. Найсер впервые ввел термин «иконпамять». Она длится доли секунды.

2) Кратковременная память- способность запоминать информацию в течении 25- 30 секунд, после превращения ее в восприятие. Это один из ключевых видов памяти. Любая информация обязательно проходит через этот вид памяти. Ее объем 7+/- 2 (Т.Е. от 5 до 9).

3) Оперативная память- время хранения информации в этой памяти рассчитано на решение какой- либо задачи и определяется ее особенностями;

4) Долговременная память- она рассчитана на длительный срок хранения информации, и на повтореное обращение к соответствующей информационной базе. Без ее утраты. Здесь хранятся навыки учения, знания. Ее продолжительность – вся жизнь.

5) Генетическая память- то что передается от человека к человеку. Самая длительная по времени хранения. Это наш генотип.

IV. По критерию органов чувств к которым относится процесс памяти:

1) Зрительная;

2) Слуховая;

3) Осязательная;

4) Обонятельная;

5) Вкусовая;

6) Тактильная;

7) Двигательная.

 

V. По критерию использования сенс технических средств (средства, которыми изучают память.

1) Непосредственная память- память при которой запоминание, воспроизведение и извлекание материала происходит в результате воздействия запоминаемого материала на органы чувств.

2) Апосредованная память- память связанная с использованием человеком специальных мнемотехнических средств. Т.е. приемов и средств для запоминания, сохранения, воспроизведения или узнавание информации.

VI. В качестве основания выступает наличие мненической цели. Т.е. по участию воли в процессе памяти.

1) Произвольная память – запоминание с участием воли.

Первым наиболее детально ее изучил Эбингауз (немецкий ученый). Для изучения произвольного запоминания он разработал специальную методику. Он считал, что эту память надо исследовать на бессмысленном материале- бессмысленных аналогах. Он разработал три методики:

· Метод заучивания. Испытуемому предложен ряд бессмысленных слогов (15 -20). Зависимая переменная- количество предъявлений ряда. Независимая переменная – длина ряда.

· Метод сбережения. Испытуемый учит ряд бессмысленных слогов (15-20) по методу заучивания. Затем через некоторое время запоминает этот ряд по методу заучивания потом по методу сбережения.

С= (А+В)/100

А - количество повторения при первом заучивании;

В - количество повторений при повторном заучивании;

С – величина сбережения.

· Метод подсказки. Берут ряд бессмысленных слогов (15- 20), зачитывают его и просят воспроизвести первый элемент. Если его воспроизводят – просят воспроизвести второй. Если нет- подсказывают и идут дальше. Это повторяется до тех пор, пока ряд не воспроизводится без подсказок. Количество подсказок фиксируется.

Опираясь на эти методы был открыт ряд закономерностей, характерных для произвольного заучивания.

a) Влияние количества повторений на качество восприятия. Для заучивания любого материала существует определенный оптимум количества повторений. Для доказательства осуществления такого оптимума можно провести следующий экспиремент. Испытуемому предлагают заучить при помощи метода сбережения ряд, определенной длины. При этом, при первом заучивании ряд повторяется 8 раз. Через дент осуществляется повторение заучивания и вычисляется величина сбережения. Затем берется новый аналогичный по сложности ряд (с тем же испытуемым) и он снова заучивает по методу сбережения. Но при первом заучивании его повторяют 12 раз. Через день его выслушивают повторно и подчитывают величину сбережения. Полученный результат представлен на графике. Т.е. сначала, при возрастании числа повторений, сбережения возрастают, достигают максимума, а потом начинают убывать. Пример для ряда 15-20 бессмысленниых слогов оптимумом будет 24 повторения.

 

 

 


Оптимальным числом повторений является их количество, которое ведет к первому безошибочному воспроизведению всего материала. Т. е. как только повторили без ошибок можно сделать перерыв.

 

b) Влияние распределения повторений во времени на запоминание. Чем больше число повторений распределено во времени, тем это лучше сказывается на запоминании. Эксперимент. Каждому из трех испытуемых давали для заучивания один и тот же ряд, и одинаковое число повторений (24). Ряд заучивается при помощи метода подсказки. Различие заключается только в том, что у первого испытуемого 24 повторения разделены на 4 дня, у второго на 8, а у третьего -12. Подсчитав общее число подсказок выяснили, что большее число подсказок было сделано первому испытуемому, а меньше всего последнему.

c) Влияние объема заучиваемого материала на качество запоминания. Чем больше по объему запоминаемый материал, тем больше в обоюдних цифрах воспризведение, а в относительных цифрах воспризведение уменьшается.

Эксперимент. Ряд в 10 слогов повторяют три раза, а потом испытуемого просят воспроизвести его и подсчитывают объем воспроизводимого материала. Потом все тоже самое, но только 15 слогов, потом 20 слогов, 25, 30 и т. д. От заучивания к заучиванию количество количество правильно воспроизведенных слогов от длины ряда уменьшается.

d) С увеличением длины ряда, число необходимых повторений для полного его заучивания возрастает. Причем, это число пропорционально корню из длин этого ряда.

N = k*

N- число повторений для полного заучивания;

n- длина ряда.

e) Позиционный эффект. Лучше всего запоминается начало и конец ряда.

Эксперимент. Испытуемый заучивает ряд бессмысленных слогов по методу подсказки. Посчитав подсказки выяснили, что меньше всего их приходит на первые и последние элементы ряда.

 

 
 

 


N – номер элемента в ряду.

n – число подсказок, необходимых для запоминания данного элемента.

 

 

f) Запоминание связано с динамикой процесса забывания. Динамика процесса забывания так же впервые была изучена Эббингаузом. Он её исследовал методом сбережения.

Эксперимент. Испытуемым заучивался ряд по методике сбережения. Но промежуток между первым и последующим заучиванием увеличивался Результаты этого эксперимента представлены на графике.

 

 

 


Эта кривая получила название – «кривая Эббингауза». Вид этой кривой указывает на то, что забывание быстрее всего происходит в первые моменты времени после заучивания. Затем скорость забывания резко падает. Полного забывания никогда не происходит.

 

Более поздние исследования, которые использовали более точную процедуру измерения показали, что динамика забывания имеет несколько иной характер, т. е. она описывается другой кривой. Эту кривую можно построить если интервалы между первым и повторном заучиваниями увеличить не на сутки, а на час или полчаса. Тогда кривая примет следующий вид:

 


Оказалось, что сразу после заучивания воспроизведение с течением времени не ухудшается, а улучшается. Этот эффект получил название «реминисценсия». А период времени в течении которого наблюдается улучшение воспроизведения получил название периода реминисценсии.

2) Не произвольная память- не предпологает наличие мнимнической цели. Некоторые особенности непроизвольного запоминания были описаны в работе Зигмунда Фрейда, Б. В. Зейгарник П.И. Зинченко. Зинченко показал, что непроизвольное запоминание материала зависит от того места, которое занимает этот материал в структуре деятельности человека.

 

VII. В качестве критерия выступает участие мышления в процессе памяти.

1) Механическая память основана на простом, многократном повторении запоминаемого материала (зубрежка);

2) Логическая память основана на понимании и осмыслении понимаемого матеоиала.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.