Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способности человека: их классификация, механизмы развития, соотношение врожденного и приобретенного в способностях.





Способности человека: их классификация, механизмы развития, соотношение врожденного и приобретенного в способностях.

Способности человека – индивидуально психологические особенности человека, которая выражает его готовность овладеть определенным видом деятельности и усиленно ее осуществить.

В психологии остро дискутируется вопрос о природе способностей. Существует два подхода к ответу на этот вопрос. Одни психологи считают, что способности даются от рождения, другие способности принужденно формируются.

Аргументы в пользу врожденности способностей:

1) Если есть Врожденные способности у человека, то они проявляются рано, на столько рано что нет времени на их формирование;

2) Заметные способности как правило проявляются в целом ряде поколений какого-нибудь семейства;

3) Результат эксперимента с применением близнецового метода. Он предназначается для выяснения того какой из двух факторов- врожденность или среда- оказывает доминирующее влияние на формирование того или иного психологического качества. Результаты близнецовых методов показало, что при формировании большинства способностей, доминирующем фактором является наследственность;

4) Результаты эксперимента в котором формировали способности при помощи чисто биологического метода- искусственного отбора. Эти эксперименты проводили на крысах – их разделили на дв группы в зависимости от сформированности моторных способностей: в одной группе одаренные крысы; в другое- бездари. Моторные способности замерили по времени пробежки крысы по лабиринту.

 

 
 

 

 


Аргументы в пользу приобретенных способностей:

1) Из педагогической практики известно, что у хороших педагогов ученики всегда оказываются более одаренными;

2) Эксперимент исследования, который указывал на большую роль среды, при формировании способности, чем наследственности.

Первый эксперимент связан с исследованием музыкальных способностей. Эксперимент показал, что при формировании способности решающую роль играет среда;

Второй эксперимент – на мышах-1 группа- моторноодаренные и 2 группамоторно бездарные. Затем первых окрестили со вторыми. Второе поколение бездарных поместили в предметно обогащенной среде, а одаренных в обычной среде. Когда второе поколение достигло определенного возраста, ученые замерили их способности и выяснилось, что ранее бездарные мыши показали наиболее хорошие результаты чем первое поколение, и наоборот ранее одаренные мыши показали более плохие результаты, чем первое поколение. Эксперимент показал, что условия среды играют важную роль в формировании способностей.

Для формирования способности нужны определенные биологические задатки, которые передаются по наследственности. Но для превращения этих задатков в способности, должна быть проделана специальная работа. Если эта работа не будет сделана, задатки пропадут, способности не сформируются.

В процессе развития способностей выделяют сензитивные периоды – Это такие периоды в пределах которых воздействие на развитие способностей являются эффективными и ведут к их формированию. За пределами этих периодов формирующее воздействие является неэффективным, к формировании способностей не ведут.

Синзитивные периоды в развитии моторных способностей является возраст от 4 до 6 лет. Сензитивным периодом в развитии способностей к чтению является возраст от 7 до 9 лет.

 

Типология характеров П.Б.Ганнушкина.

Особенности характера и строение тела.

Психофизиологические предпосылки индивидуальных различий. Методы определения профиля функциональной асимметрии головного мозга.

Внимание. Признаки внимания.

1) Феминологический признак- это то на что направлено внимание, то что воспринимается более ясно и отчетливо;

2) Продуктивность- если в деятельность включен акт внимания, оно выполняется, оно выполняется более качественно, с меньшим количеством ошибок;

3) Мнемнический принцип. Это процесс, который связан с памятью. Содержание, на которое направлено внимание запоминается лучше, чем то на которое оно не направлено.

4) Внешний признак. Он заключается в том, что внимание связано с определенной ориентировкой органов. Акт внимания сопровождается установкой органов чувств в положении наилучшего восприятия, всевозможными позномышечными признаками, вегетативными признаками (замедление дыхания, увеличение адреналина в крови, расширение зрачков)

5) Селективный (избирательный) признак – то на что направлено внимание воспринимается, а все остальное игнорируется.

 

Внимание. Виды внимания.

Память. Виды памяти.

Память- это способность организма к образованию, хранению и воспроизведению следов прошлого воздействия.

Значение памяти в жизни человека:

1) Осознание окружающих объектов;

2) Ориентировка в окружающем мире;

3) Без памяти разрушается мышление, т.к. мы мыслим понятиями;

4) Без памяти утрачивается способность к восприятию;

Утрата памяти ведет к значительным личностным расстройствам. Человеку без прошлого не начто опираться- он не знает что делать. Отсутствие памяти ведет к невозможности прогрессивного развития личности.

 

Виды памяти.

Существуют различные классификации видов памяти. Все они отличаются друг от друга своими основаниями.

I. В качестве основания здесь выступает носитель запоминаемой информации

1) Биологическая (видовая память). Эта память пердставляет из себя информацию о биологическом виде, которая заложена в структуре ДНК. Здесь записано как человеческий организм будет расти и развиваться;

2) Историческая память. Это информация об обществе, его устройстве и законах функционирования. Эта информация хранится в книгах, преданиях, мифах и любых предметах культуры.

3) Индивидуальная память. Ее носитель- сам человек. В этой памяти хранится весь его жизненный опыт.

II. Генетическая классификация. Основание- предмет запоминания. Она была разработана отечественным психологом Блонским.

1) Моторная память- память на моторные, физические внешние действия.

2) Аффективная память- память на эмоциональные переживания;

3) Образная память- память образы различной модальности;

4) Вербально (словесно)- логическая на тексты.

Блонский назвал эту классификацию генетической потому, что в выше указанном порядке перечисленные виды памяти появляются в фило и онтогенезе.

Филогенез- история развития вида. В филогенезе сначала появилась моторная память, т. е. память на действия. Приявление моторной памяти можно наблюдать уже в поведении простейших одноклеточных животных. Пример:

 

 

В этот аквариум запускали амеб или инфузорий туфелек. Потом добавляли слабый раствор соляной кислоты. Одноклеточные начинали шарахаться и со временем перебирались в соседнюю часть. Ученые засекли время, за которое они перебирались в соседнюю часть. Тот же эксперимент с этими же амебами повторили несколько раз. Каждый раз время их пути сокращалось. Это значит, что у низ идет научение.

Следующей развивалась аффективная память. Её появление можно наблюдать в поведении простейших многоклеточных животных (дождевых червей).

Пример: бинарный лабиринт (ход которого раздваивается).

 
 

 

 


В левой его части расположились два электрода. Червя загнали в лабиринт. Если он двигался в лево- его ударяли током, в право- ничего не происходило. После нескольких таких экспериментов он на лево стал ползать реже. Т. е. у него выработалась способность к запоминанию неприятных переживаний.

В след за аффективной памятью появляется образная память. Она проявляется в поведение млекопитающихся животных. Например: мартышке показывают банан, а потом демонстративно закапывают его в коробке с хламом. Она начинает его раскапывать. Найдя его она успокаивается. Во второй серии эксперимента было то же самое, но банан уже в коробке незаметно заменили морковкой. Перекапав коробку, но не найдя банан мартышка начала сильно нервничать (стресс). Поведение мартышки управлялось некими образами.

Позже всего появилось вербально логическая память. Она предпологает наличие речи, а ею овладеет только человек.

Онтогенез- история развития индивида от рождения до смерти. В точно такой же последовательност перечисленные виды памяти появляются и в онтогенезе. Раньше всего появилась моторная память- уже на втором месяце жизни. Например в виде пищевого рефлекса на положение при кормлении. Пищевой рефлекс- сухой палец и он начал сосать. Пика в своем развитии моторная память достигает в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети легче всего овладевают всевозможными движениями. С подросткового возраста прогрессивное развитие моторной памяти идет на спад.

В след за моторной в онтогенезе появляется аффективная память. Она однозначно появляется в полугодовалом возрасте. Наличие аффективной памяти было показано в работах Джона Уотсона. Он изучал реакцию страха у младенцев и выяснил, что он боится только громкого звука и кратковременной потери опоры. После шести месяцев страх начинал переносится с одного объекта на другой. У ребенка появилась эмоциональная память на объекты т. е. связь эмоций с объектами он хранит в памяти.

В след за эмоциональной памятью у ребенка появляется образная память. Она формируется к двум годам и расцвета достигает в дошкольном возрасе. Именно в этом возрасте у детей чаще всего встречаются эйдетические способности (способность к быстрому и полному запоминанию образа объекта после одного его предъявления). С половозрелостью эйдитические способности утрачиваются. С подросткового возраста пргресивное развитие образной памяти прекращается.

Затем в онтогенезе появляется вербально логическая память. Появляется в 3- 4 года с развитием речи. Своего пика достигает в младшем школьном возрасте. В юности её прогресс развития заканчивается. С развитием старческого слабоумия (сенильная деменция) наблюдается регресс памяти в обратном порядке. Сначало страдает вербально логическая память, затем образное, далее аффективна и наконец- маторная.

 

 

III. По критерию времени сохранения информации:

1) Мгновенная или иконическая память- функционирует лишь в тот момент времени, когда человек непосредственно воспринимает информацию с помощью органов чувств. Найсер впервые ввел термин «иконпамять». Она длится доли секунды.

2) Кратковременная память- способность запоминать информацию в течении 25- 30 секунд, после превращения ее в восприятие. Это один из ключевых видов памяти. Любая информация обязательно проходит через этот вид памяти. Ее объем 7+/- 2 (Т.Е. от 5 до 9).

3) Оперативная память- время хранения информации в этой памяти рассчитано на решение какой- либо задачи и определяется ее особенностями;

4) Долговременная память- она рассчитана на длительный срок хранения информации, и на повтореное обращение к соответствующей информационной базе. Без ее утраты. Здесь хранятся навыки учения, знания. Ее продолжительность – вся жизнь.

5) Генетическая память- то что передается от человека к человеку. Самая длительная по времени хранения. Это наш генотип.

IV. По критерию органов чувств к которым относится процесс памяти:

1) Зрительная;

2) Слуховая;

3) Осязательная;

4) Обонятельная;

5) Вкусовая;

6) Тактильная;

7) Двигательная.

 

V. По критерию использования сенс технических средств (средства, которыми изучают память.

1) Непосредственная память- память при которой запоминание, воспроизведение и извлекание материала происходит в результате воздействия запоминаемого материала на органы чувств.

2) Апосредованная память- память связанная с использованием человеком специальных мнемотехнических средств. Т.е. приемов и средств для запоминания, сохранения, воспроизведения или узнавание информации.

VI. В качестве основания выступает наличие мненической цели. Т.е. по участию воли в процессе памяти.

1) Произвольная память – запоминание с участием воли.

Первым наиболее детально ее изучил Эбингауз (немецкий ученый). Для изучения произвольного запоминания он разработал специальную методику. Он считал, что эту память надо исследовать на бессмысленном материале- бессмысленных аналогах. Он разработал три методики:

· Метод заучивания. Испытуемому предложен ряд бессмысленных слогов (15 -20). Зависимая переменная- количество предъявлений ряда. Независимая переменная – длина ряда.

· Метод сбережения. Испытуемый учит ряд бессмысленных слогов (15-20) по методу заучивания. Затем через некоторое время запоминает этот ряд по методу заучивания потом по методу сбережения.

С= (А+В)/100

А - количество повторения при первом заучивании;

В - количество повторений при повторном заучивании;

С – величина сбережения.

· Метод подсказки. Берут ряд бессмысленных слогов (15- 20), зачитывают его и просят воспроизвести первый элемент. Если его воспроизводят – просят воспроизвести второй. Если нет- подсказывают и идут дальше. Это повторяется до тех пор, пока ряд не воспроизводится без подсказок. Количество подсказок фиксируется.

Опираясь на эти методы был открыт ряд закономерностей, характерных для произвольного заучивания.

a) Влияние количества повторений на качество восприятия. Для заучивания любого материала существует определенный оптимум количества повторений. Для доказательства осуществления такого оптимума можно провести следующий экспиремент. Испытуемому предлагают заучить при помощи метода сбережения ряд, определенной длины. При этом, при первом заучивании ряд повторяется 8 раз. Через дент осуществляется повторение заучивания и вычисляется величина сбережения. Затем берется новый аналогичный по сложности ряд (с тем же испытуемым) и он снова заучивает по методу сбережения. Но при первом заучивании его повторяют 12 раз. Через день его выслушивают повторно и подчитывают величину сбережения. Полученный результат представлен на графике. Т.е. сначала, при возрастании числа повторений, сбережения возрастают, достигают максимума, а потом начинают убывать. Пример для ряда 15-20 бессмысленниых слогов оптимумом будет 24 повторения.

 

 

 


Оптимальным числом повторений является их количество, которое ведет к первому безошибочному воспроизведению всего материала. Т. е. как только повторили без ошибок можно сделать перерыв.

 

b) Влияние распределения повторений во времени на запоминание. Чем больше число повторений распределено во времени, тем это лучше сказывается на запоминании. Эксперимент. Каждому из трех испытуемых давали для заучивания один и тот же ряд, и одинаковое число повторений (24). Ряд заучивается при помощи метода подсказки. Различие заключается только в том, что у первого испытуемого 24 повторения разделены на 4 дня, у второго на 8, а у третьего -12. Подсчитав общее число подсказок выяснили, что большее число подсказок было сделано первому испытуемому, а меньше всего последнему.

c) Влияние объема заучиваемого материала на качество запоминания. Чем больше по объему запоминаемый материал, тем больше в обоюдних цифрах воспризведение, а в относительных цифрах воспризведение уменьшается.

Эксперимент. Ряд в 10 слогов повторяют три раза, а потом испытуемого просят воспроизвести его и подсчитывают объем воспроизводимого материала. Потом все тоже самое, но только 15 слогов, потом 20 слогов, 25, 30 и т. д. От заучивания к заучиванию количество количество правильно воспроизведенных слогов от длины ряда уменьшается.

d) С увеличением длины ряда, число необходимых повторений для полного его заучивания возрастает. Причем, это число пропорционально корню из длин этого ряда.

N = k*

N- число повторений для полного заучивания;

n- длина ряда.

e) Позиционный эффект. Лучше всего запоминается начало и конец ряда.

Эксперимент. Испытуемый заучивает ряд бессмысленных слогов по методу подсказки. Посчитав подсказки выяснили, что меньше всего их приходит на первые и последние элементы ряда.

 

 
 

 


N – номер элемента в ряду.

n – число подсказок, необходимых для запоминания данного элемента.

 

 

f) Запоминание связано с динамикой процесса забывания. Динамика процесса забывания так же впервые была изучена Эббингаузом. Он её исследовал методом сбережения.

Эксперимент. Испытуемым заучивался ряд по методике сбережения. Но промежуток между первым и последующим заучиванием увеличивался Результаты этого эксперимента представлены на графике.

 

 

 


Эта кривая получила название – «кривая Эббингауза». Вид этой кривой указывает на то, что забывание быстрее всего происходит в первые моменты времени после заучивания. Затем скорость забывания резко падает. Полного забывания никогда не происходит.

 

Более поздние исследования, которые использовали более точную процедуру измерения показали, что динамика забывания имеет несколько иной характер, т. е. она описывается другой кривой. Эту кривую можно построить если интервалы между первым и повторном заучиваниями увеличить не на сутки, а на час или полчаса. Тогда кривая примет следующий вид:

 


Оказалось, что сразу после заучивания воспроизведение с течением времени не ухудшается, а улучшается. Этот эффект получил название «реминисценсия». А период времени в течении которого наблюдается улучшение воспроизведения получил название периода реминисценсии.

2) Не произвольная память- не предпологает наличие мнимнической цели. Некоторые особенности непроизвольного запоминания были описаны в работе Зигмунда Фрейда, Б. В. Зейгарник П.И. Зинченко. Зинченко показал, что непроизвольное запоминание материала зависит от того места, которое занимает этот материал в структуре деятельности человека.

 

VII. В качестве критерия выступает участие мышления в процессе памяти.

1) Механическая память основана на простом, многократном повторении запоминаемого материала (зубрежка);

2) Логическая память основана на понимании и осмыслении понимаемого матеоиала.

 

 

Эффект Зейгарник.

Произвольное внимание по Гальперину- это внутренний контроль за действием, которое осущуствляется по определенному плану с использованием заранее приготовленных критериев.

Зейгарник в своей дипломной работе показала, что не завершенное действие запоминается лучше, чем завершенное – эффект Зейгарник.

Этот эффект был продемонстрирован в экспериментах, проводимых по методике с прерыванием действия. Процедура: Испытуемому предлагали выполнить 15- 20 заданий, при этом половина заданий выполнялась до конца, половину заданий завершить не дали. Затем испытуемого просили воспроизвести действия. Выяснилось, что незавершенное действие испытуемый воспроизводил в 2 раза лучше, чем завершенное (Н.Д/З.Д≈1,9). Зейгарник объясняет этот эффект, опираясь на квази – потребности. По мнению Курта Левина квази – потребность это некоторые динамичные структуры, которые формируются в психике человека, при возникновения намерения выполнить какое- то действие. Они формируются на основе инстинктивных потребностей. Они непосредственно побуждают человека и направляют поведение человека, при выполнении им действия. Квази – потребности разрушаются по мере выполнения этого действия. При некоторых условиях проведения эксперимента эффект не наблюдается. Он не наблюдается тогда, когда испытуемому в конце эксперимента, явно дают задание выполнить все то, что он делает.

Способности человека: их классификация, механизмы развития, соотношение врожденного и приобретенного в способностях.

Способности человека – индивидуально психологические особенности человека, которая выражает его готовность овладеть определенным видом деятельности и усиленно ее осуществить.

В психологии остро дискутируется вопрос о природе способностей. Существует два подхода к ответу на этот вопрос. Одни психологи считают, что способности даются от рождения, другие способности принужденно формируются.

Аргументы в пользу врожденности способностей:

1) Если есть Врожденные способности у человека, то они проявляются рано, на столько рано что нет времени на их формирование;

2) Заметные способности как правило проявляются в целом ряде поколений какого-нибудь семейства;

3) Результат эксперимента с применением близнецового метода. Он предназначается для выяснения того какой из двух факторов- врожденность или среда- оказывает доминирующее влияние на формирование того или иного психологического качества. Результаты близнецовых методов показало, что при формировании большинства способностей, доминирующем фактором является наследственность;

4) Результаты эксперимента в котором формировали способности при помощи чисто биологического метода- искусственного отбора. Эти эксперименты проводили на крысах – их разделили на дв группы в зависимости от сформированности моторных способностей: в одной группе одаренные крысы; в другое- бездари. Моторные способности замерили по времени пробежки крысы по лабиринту.

 

 
 

 

 


Аргументы в пользу приобретенных способностей:

1) Из педагогической практики известно, что у хороших педагогов ученики всегда оказываются более одаренными;

2) Эксперимент исследования, который указывал на большую роль среды, при формировании способности, чем наследственности.

Первый эксперимент связан с исследованием музыкальных способностей. Эксперимент показал, что при формировании способности решающую роль играет среда;

Второй эксперимент – на мышах-1 группа- моторноодаренные и 2 группамоторно бездарные. Затем первых окрестили со вторыми. Второе поколение бездарных поместили в предметно обогащенной среде, а одаренных в обычной среде. Когда второе поколение достигло определенного возраста, ученые замерили их способности и выяснилось, что ранее бездарные мыши показали наиболее хорошие результаты чем первое поколение, и наоборот ранее одаренные мыши показали более плохие результаты, чем первое поколение. Эксперимент показал, что условия среды играют важную роль в формировании способностей.

Для формирования способности нужны определенные биологические задатки, которые передаются по наследственности. Но для превращения этих задатков в способности, должна быть проделана специальная работа. Если эта работа не будет сделана, задатки пропадут, способности не сформируются.

В процессе развития способностей выделяют сензитивные периоды – Это такие периоды в пределах которых воздействие на развитие способностей являются эффективными и ведут к их формированию. За пределами этих периодов формирующее воздействие является неэффективным, к формировании способностей не ведут.

Синзитивные периоды в развитии моторных способностей является возраст от 4 до 6 лет. Сензитивным периодом в развитии способностей к чтению является возраст от 7 до 9 лет.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.