|
Форма «Организационная культура»1. Важные разделяемые верования и предположения _________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Разделяемые вещи материального мира _________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Разделяемые выражения _________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Разделяемые действия _________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Разделяемые мысли и чувства _________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки Что является элементами формальной организационной культуры? 1. Действующие нормы и правила. 2. Степень внешнего контроля. 3. Групповые отношения и нормы. 4. Эмоциональные ощущения. Потребности и желания. Что является элементами организационной культуры? 1. Философия производственно-хозяйственных систем. 2. Технологическая динамика. 3. Социализация персонала. 4. Организационная структура. Что определяет ключевые ценности, разделяемые большинством работников предприятия? 1. Сильную культуру. 2. Доминирующую культуру. 3. Высокую культуру. 4. Субкультуру. 4. Выделите признанные в науке управления виды организационной культуры: 1. Высокая; 2. Концентрированная; 3. Субкультура; 4. Сильная; 5. Доминирующая. Что относится к элементам неформальной организационной культуры? 1. Кадровая политика в действии. 2. Субъективный взгляд на организацию. 3. Степень удовлетворенности личным развитием.
Кроссворд [6] Вопросы По горизонтали 2.Одна из основных характеристик групп, отражающая различия мнений ее членов. 4. Длительно функционирующая группа, для которой характерна высокая сплоченность, устойчивая система взаимоотношений между ее членами (прилагательное). 6. Группа, создаваемая по решению руководства для выполнения целей организации (прилагательное). 12. Одна из основных характеристик группы. 14. Тип группы (команды) из модели Дж. Котценбаха и Дж. Смита, члены которой не применяют никаких мер для повышения эффективности совместной деятельности. 16. Фактически существующая группа (прилагательное). 17. Тип формальной группы, создаваемой для выполнения какого-либо задания или их комплекса. 19. Бывает предписанной, бывает предполагаемой, бывает воспринимаемой. 20. Один из авторов модели развития команды. 23. Немногочисленная по составу группа (прилагательное). 24. Давление, оказываемое на члена группы с целью заставить его приспособиться к групповым нормам. 26.... в общении, для удовлетворения которой люди объединяются в группы. 28. Американский социальный психолог, выявивший основные симптомы группового единомыслия. 29. Группа, создаваемая для долговременного выполнения определенной функции (прилагательное). 31. Шаблонное... - основной недостаток групп с высоким уровнем сплоченности. 32. Группа, создаваемая для выполнения разовых задач (прилагательное). По вертикали 1. Правило группового поведения. 3. Вид группы, находящейся на более высокой ступени развития. 5. Активные взаимно направленные действия противостоящих сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. 7. Ситуационная характеристика группы. 8. Стадия развития группы, на которой возникает конфронтация между ее членами. 9. Одна из классических теорий группообразования, считающая основной причиной объединения людей в группы общность установок и ценностей. 10. Важнейшая интегральная характеристика группы, отражающая силу стремлений ее членов быть в группе и выполнять перед ней свои обязанности. 11. Группа, создаваемая сотрудниками в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами (прилагательное). 12. Один из симптомов группового единомыслия, проявляющийся в сомнениях, оправдываемых лояльностью группе. 13. Группа, выполняющая функции управления (прилагательное). 15. Одна из стадий развития группы. 18. Положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью. 20. Один из видов комитетов. 21.... мышление - синоним группового единомыслия (прилагательное). 22. Автор теории формирования групп, разработавший модель поведения в рабочей группе. 23. Исследователь, инициировавший изучение неформальных групп, «отец» школы человеческих отношений. 25. Вид группы, разновидность неформальной группы (прилагательное). 27. Вид группы, примером которой могут служить класс, нация, общественная организация (прилагательное). 30. Группа, в которую людей объединяют по определенному признаку для проведения конкретного исследования (прилагательное).
Практическое занятие 4. «Этапы жизненного цикла организации»
Под жизненным циклом организации понимается последовательность качественно разных этапов, которые сменяют друг друга в процессе ее жизнедеятельности, начиная с момента создания и до момента ликвидации.[2] Различают два вида моделей ЖЦО: генетическую и экономическую. Генетическая модель представляет этапы становления и роста, а в последующем и в возможной деградации организаций. Экономическая представляет этапы инвестирования средств в создание социотехнической системы (СТС) и последующего их возмещения в результате ее жизнедеятельности. Обобщенная модель ЖЦО, синтезированная на основе известных моделей, включает следующие этапы: Преднатальный - организация пока существует в воображении инициаторов как идея. Формируется преданность этой идее и предстоящему делу. Разрабатывается мыслительный и реальный проект. Формирование - отбирается и набирается персонал, возможно только из нескольких энтузиастов, осуществляется внутренняя адаптация. Становление -организация прошла внутреннюю адаптацию, освоила проектную производственную мощность, приобретает определенную известность (чаще всего ограниченную). Выживание - отсутствие основательного опыта, необходимость принятия ответственности и риска, эпизодические срывы сроков поставок; на этом этапе организацию поджидает кризис лидерства (руководства). Признание - деятельность и наличность стабилизируются, но бурный рост не предоставлял возможности создать адекватную систему управления, отобрать соответствующий персонал; организация выросла из рамок единоличной власти руководителя, наступает пора делегирования полномочий руководителем, создания подлинного управленческого аппарата; роль личности руководителя становится менее заметной, а организация получает как бы второе рождение. На этом этапе руководитель может не заметить или недооценить необходимости делегирования полномочий. Рост - организация существенно наращивает потенциал, возможно диверсифицирует свою деятельность. На этом этапе ее поджидают несколько кризисов: кризис контроля, бюрократизма, дефицита синергии. Это неоправданная и неподотчетная автономизация отдельных подразделений, разбухший аппарат, слабая взаимосвязь подразделений из-за чрезмерной диверсификации производства. Стабилизация - проблемы, обусловленные масштабами деятельности, требуют перейти на новые стандарты деятельности, обрести новую роль в обществе, сформулировать миссию, закрепить торговую марку и район деятельности. Спад - предполагает необходимость осознания неблагоприятных реалий, адаптации к ним, в частности, путем сокращения масштабов деятельности и персонала. План семинарского занятия 1. Понятие жизненного цикла организации. 2. Этапы жизненного цикла организации. 3. Задачи, стоящие перед организацией на разных стадиях жизненного цикла организации. 4. Задачи, стоящие перед руководителями на разных этапах жизненного цикла. Контрольные вопросы 1. Покажите взаимодействие жизненного цикла продукции и жизненного цикла организации. 2. Объясните, какими знаниями должен обладать руководитель на разных стадиях жизненного цикла организации. 3. Дайте краткую характеристику каждого этапа жизненного цикла организации.
Задания для самостоятельного решения Задание 1. «Стадии жизненного цикла организации» Цель работы: понять особенности управления на различных стадиях жизненного цикла организации. В таблице 12 приведены основные задачи, стоящие перед организацией на различных стадиях ее жизненного цикла. Определите, какой стадии жизненного цикла соответствует каждая из задач, и заполните таблицу. Обоснуйте свой выбор и постройте экономическую модель жизненного цикла организации.
Таблица 12 - Задачи, стоящие перед организацией на различных стадиях ее жизненного цикла
Задание 2. «Решения, принимаемые руководителями на этапе упадка» [9] Цель работы: оценить ситуацию по реструктуризации отдела маркетинга. На этапе спада руководство организации осознало необходимость снизить издержки производства, для чего было принято решение о реструктуризации отдела маркетинга. В программе реструктуризации отдела перед руководством встала проблема - какие подразделения отдела маркетинга сохранить, а какие функции можно отдать маркетинговым фирмам – посредникам. По данным таблицы 13 необходимо оценить ситуацию, сложившуюся в организации и принять решение о сохранении структуры маркетинга в неизменном виде или обеспечить ее реструктуризацию.
Таблица 13 – Исходные данные для расчетов
Для решения задачи необходимо рассчитать: 1. интегральный показатель эффективности функционирования отдела маркетинга; 2. эффективность маркетинговой деятельности от агентств, действующих самостоятельно в рамках цепочки посредников () (формула 1):
, (формула 1) где - эффективность первого агенства-посредника; - эффективность i-го агенства; - количество посредников, работающих с фирмой по функциям маркетинга.
3. коэффициент взаимодействия ()(формула 2):
, (формула 2) где - эффективность работы собственного отдела маркетинга (отношение прибыли к затратам).
При условии, если > 1, то работа собственного отдела маркетинга будет эффективнее работы агентств-посредников, если меньше, то наоборот.
Задание 3. «Ранжирование подразделений отдела труда и заработной платы» [9] Цель работы: оценить эффективность работы подразделений организации. В таблице 14 даны сведения о деятельности отдельной структуры отдела труда и заработной платы (ОТиЗ). Требуется оценить эффективность работы каждого подразделения: 1. Технико-нормативного бюро (ТНБ), 2. Бюро научной организации труда (НОТ), 3. Нормативно-исследовательской лаборатории (НИЛ), 4. Технико-экономического бюро (ТЭБ).
Таблица 14 – Показатели деятельности ОТиЗ
Корпоративную эффективность работы подразделений организационной структуры ОТиЗ можно оценить по следующему алгоритму: 1. Вычисляется доля финансовых затрат (), как отношение затрат i-го подразделения () к общей величине бюджета отдела () (формула 3):
(формула 3)
2. Вычисляется доля ожидаемой прибыли () каждого подразделения () в ожидаемой прибыли () от деятельности отдела (формула 4): ( формула 4 ) 3. Рассчитывается коэффициент эффективности работы каждого подразделения отдела () (формула 5): (формула 5)
4. По рассчитанному коэффициенту ранжируются подразделения отдела, выявляется подразделение-лидер и подразделение-аутсайдер.
Тест для самопроверки 1. На какой стадии жизненного цикла организации должен быть выбран такой тип управления, который обеспечил бы поддержание стабильного баланса между постоянством и новшествами, осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего: 1. На стадии создания; 2. На стадии роста; 3. На стадии зрелости; 4. На стадии спада. 2. Для какой стадии жизненного цикла организации характерны следующие символы: снижение спроса ужесточает конкуренцию и изменяет ее форму, возрастает роль цены в конкурентной борьбе: 1. Для всех стадий; 2. Для стадии спада; 3. Для стадии зрелости; 4. Для стадии роста; 5. Для стадии создания. 3. Жизненный цикл организации характеризуется: 1. Временем существования организации на рынке; 2. Временем, в течение которого организация проходит этапы своего функционирования; 3. Периодом активности организации; 4. Периодом продвижения своего товара; 5. Временем завоевания рынка. 4. На какой стадии жизненного цикла формулируется миссия организации: 1. На стадии формирования; 2. На стадии становления; 3. На стадии выживания; 4. На стадии признания; 5. На стадии роста; 6. На стадии стабилизации. 5. Творческий процесс протекает свободно: 1. На стадии формирования; 2. На стадии признания; 3. На стадии роста; 4. На стадии выживания. 6. Возрастает роль руководящего звена: 1. На этапе создания; 2. На этапе роста; 3. На этапе зрелости; 4. На этапе упадка.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|