|
Специальность 230202 «Информационные системы и технологии (профиль Информационные технологии в образовании)Стр 1 из 11Следующая ⇒ УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры от 20 сентября 2012г. протокол №1 Зав. кафедрой _____Т.А. Верещагина
ЭКОНОМИКА (учебная и рабочая программы и методические материалы к ним) для студентов неэкономических специальностей дневного отделения Факультет информатики
Специальность 230202 «Информационные системы и технологии (профиль Информационные технологии в образовании)
Челябинск, 2012 Содержание Стр. I. Выписка из государственного общеобразовательного стандарта 3 II. Программа курса 5 III. Литература 11 IV. Рабочая программа 12 4.1. Тематические планы 12 4.2. План лекционного курса 14 4.3. План семинарских и практических занятий 16 4.4. Организация самостоятельной работы. 18 V. Методические рекомендации. 44 5.1. Темы рефератов и курсовых работ 44 5.2. Терминологический минимум 44 5.3. Вопросы и требования к зачету. 44 5.4. Вопросы к экзамену и критерии оценки 47 I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последние 10-15 лет российская экономическая система претерпел га переход от командно-административной системы организации хозяйственной) жизни к новому типу – рыночной, а точнее, смешанной экономике (сочетанию) рыночной и регулируемой государством), существующей в большинстве: развитых стран. В основе смешанной экономики заложены следующие черты: · многообразие форм собственности как определяющая основа рынка; · наличие разнообразных рынков и форм ценообразования на них как; организационной движущей силы рыночных процессов; · свобода предпринимательства и выбора, право гражданина на последующее использование результатов своей деятельности; · личный интерес как главный побудительный мотив, формирующий поведение различных экономических: субъектов; · конкуренция как регулирующий механизм рыночных отношений. Этот переход означает, что каждому из нас придется не только отказаться от многих прежних стереотипных представлений о мире, обществе, экономике и т.д., но и многому научиться. Прежде всего, необходимо разобраться в том, что понимается под словом «рынок», из какого состояния наша экономика переходит к нему, что может помешать этому переходу, почему рынок соединяет конкурирующие цели, служит им, но вместе с тем не дает гарантий их полного выполнения, какова роль государства в этом переходе и в рыночной экономике вообще, как адаптироваться к существованию и преуспеванию в рыночной среде. На эти и многие другие вопросы можно ответить, ознакомившись с курсом «Экономика». Предлагаемый курс предназначен для студентов неэкономических специальностей: «информатика,» (факультет информатики), «химия, английский язык» и «химия, биология» (естественно-технологический факультет). Курс построен с учетом достижений мировой экономической мысли. Особое внимание уделяется изучению структурного механизма функционирования рыночного хозяйства и микро- и макроуровнях, анализу экономической роли государства в рыночной экономике и инструментов экономической политики. Курс нацелен на овладение основами экономического анализа, формирование рыночного экономического мышления. По окончании обучения студенты должны: 1. знать и понимать основные экономические понятия и термины; 2. иметь представление об основных инструментах экономического анализа; 3. уметь правильно применять инструменты анализа на практике; 4. уметь грамотно описывать экономические процессы и явления. Основными формами обучения являются лекции, практические и семинарские занятия по обсуждению проблемных ситуаций и решению задач, работа со схемами, графиками деловые игры. Большое внимание уделяется дискуссиям, решению задач, обсуждению материалов лекций по аналитическим заданиям и вопросам для обсуждения. Материалы лекций студенты должны изучать самостоятельно с последующей проверкой их знаний по конкретным вопросам и тестированию. II. ПРОГРАММА КУРСА СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел I. Введение в экономическую теорию. Тема 3. Типы и модели экономических систем. Экономические системы. Основные вопросы экономики. Системообразующие факторы: собственность и механизм координации хозяйственной деятельности. Теория «прав собственности». Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, командно-административная, смешанная экономические системы. Переходный период в экономике. Категории и понятия: экономическая система; собственность государственная, частная, смешанная, права собственности, спонтанный «стихийный» и иерархический способы координации хозяйственной деятельности, рыночное ценообразование, традиционная, рыночная, командно-административная и смешанная экономические системы; переходная экономика.
Раздел II. Микроэкономика. Раздел III. Макроэкономика. III. ЛИТЕРАТУРА Основная литература:
Дополнительная литература 1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ.ред. А.В.Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 1998. 2. Грис Т., Леусский А., Лозовская Е. Мировая экономика. Санкт- Петербург, 2001. 3. Каретников М.В., Каретникова Т.М. Государственное регулирование экономики. – Челябинск, Челябинский институт Московского государственного университета коммерции, 1998. 4. Львов Д. Экономика развития. – М., 2003. 5. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. – М.: Дело и Сервис, 2000. 6. Мицкевич А.А. Сборник задач по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики. – М., Вита-пресс, 2001. 7. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – М.:Изд-во МГУ,1994. 8. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М., Экономика, Дело, 1992. 9. Портер М. Конкуренция. – М.: ИНФРА–М, 2000. 10. Самуэльсон П. Экономика. - М., 2002, тт.1-2. 11. Словарь по экономике. Пер. с англ. под ред. П.А.Ватника. – СПб: Экономическая школа, 1998. 12. Уолл Н., Маркузе Я. и др. Экономика и бизнес. А-Я. Словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 13. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. / Рук.авт.кол.: Д.С.Львов. – М., «Экономика», 2002. 14. Финансы, деньги, кредит: учебник. Под /ред Соколовой О.В. – М.: Юристъ, 2001. 15. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М., 2006. 16. Раджабов. З.К. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М., 2006
Рекомендуется использовать научные журналы: Вопросы экономики, Российский экономический журнал, ЭКО, Экономист, Мировая экономика и международные отношения, Общество и экономика, Человек и труд, Вестник Московского Университета: серия экономика. IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 4.1. Тематические планы IV. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 4.1. Тематические планы Факультеты:
информатики (5, 6 сем.), (дневное отделение)
Формы отчетности: зачет, экзамен
План лекционного курса для факультетов: информатики (54 часа),
План семинарских и практических занятий ЗАДАНИЯ Основные термины и понятия Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие: 1. Метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими фактами. 2. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов. 3. Ограниченность ресурсов, необходимых для удовлетворения безграничных потребностей общества. 4. Изучение эффективного использования ограниченных ресурсов общества для удовлетворения потребностей общества. 5. Обобщения, характеризующие мотивы и практику поведения индивидов и институтов. 6. Часть экономической теории, которая исследует экономику как целостную систему, формирует цели экономической политики и определяет инструменты, необходимые для ее реализации. 7. Направление в экономической науке, основанное на суждениях, относительно того, какой должна быть экономика. 8. Принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод. 9. Часть экономической теории, которая исследует, во-первых, обособленные экономические единицы (фирмы, отрасли, семейные хозяйства), во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены; она формулирует принципы эффективного поведения продавцов и покупателей. 10. Анализ фактов (данных), на основе которых формируются принципы экономического поведения. а) Редкость е) Макроэкономика б) Предмет экономической теории ж) Индукция в) Нормативная экономика з) Дедукция г) Позитивная экономика и) Принципы (теории, законы)| д) Микроэкономика к) Экономическое мышление Верно / Неверно Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения: 1. Чтобы теория имела практическое применение, она должна подтверждаться в каждом конкретном случае 2. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности. 3. Экономика не является точной наукой, но она может использовать статистические методы для изучения своих проблем. 4. Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться ошибочной в других. 5. По сравнению с естественными науками, экономика более связана с практической деятельностью и в меньшей степени опирается на фундаментальную теоретическую основу. 6. Нормативная экономика ориентирована на анализ вопроса, «что должно быть», а не на констатацию «что есть» 7. Роль экономической теории значительна, в частности, и потому, что она доказывает правомерность тезиса «что правильно для конкретных людей, правильно и для всего общества» 8. Без знания высшей математики заниматься экономической теорией невозможно. Причинно-следственные связи Рассмотрите следующие зависимости и определите, что является причиной и что следствием. Могут ли причина и следствие меняться местами? 1. Доход и образование. 2. Низкий доход и многодетность. 3. Рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране. 4. Изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара. ЗАДАНИЯ Основные термины и понятия Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие: 1. Отношение между затратами редких ресурсов и тем объемом товаров и услуг, которые созданы в результате использования этих ресурсов. 2. Кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов (групп продуктов) в условиях полной занятости и полного использования всех других ресурсов в экономике. 3. Оборудование, орудия труда, машины, при помощи которых производятся товары и услуги. 4. Издержки, связанные с выбором варианта использования производственных ресурсов. 5. Физические и умственные способности человека, которые затрачиваются при производстве товаров и услуг. 6. Способность человека рационально использовать ресурсы, принимать рациональные 'решения, находить новое, уметь рисковать и выигрывать. а) Труд б) Физический капитал в) Предпринимательский талант г) Экономическая эффективность е) Альтернативные издержки д) Кривая производственных возможностей Упражнения 1. На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. 1) Начертите на рис.1 кривую производственных возможностей этого острова. 2) Предположим, на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его жителей может ежедневно собирать 28 кокосов. Как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики этого острова? Покажите на графике.
2. Дана таблица производственных возможностей:
Рис.2 1) Постройте кривую производственных возможностей, 2) Определите альтернативные издержки производства товаров X и Y в каждой указанной точке. 3. Альтернативные возможности выпуска товаров на предприятиях, входящих в объединение, представлены в таблице 2 (производство в тысячах единиц):
Требуется произвести 24 тысячи столов. Как распределить заказ между предприятиями, чтобы добиться при этом максимального выпуска стульев? ЗАДАНИЯ Основные термины и понятия 1. Экономическая система, основанная на государственной собственности и централизованном управлении. 2. Экономическая система, в которой традиции, обычаи, опыт определяют практическое использование ресурсов. 3. Период, в течение которого происходит кардинальное изменение отношений собственности и особенностей координации хозяйства. 4. Что производить, как производить, для кого производить? 5. Экономическая система, основанная на частной собственности, в которой действует «невидимая рука» рынка. 6. Присвоение экономических ресурсов. 7. Экономическая система, основанная на разнообразных видах собственности и регулируемая рынком, но со значительным элементом государственного а) смешанная система; д) командная экономика; б) собственность; е) традиционная экономика; в) переходный период; ж) главные экономические вопросы г) рыночная экономика; Определите тип экономической системы: ЗАДАНИЯ Основные термины и понятия Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие:
а) Эластичность спроса по цене и) Рынок потребительских товаров и услуг б) Рынок к) Рыночное равновесие в) Рынок ресурсов л) Спрос г) Кривая спроса м) Взаимодополняющие товары д) Рыночный спрос н) Кривая предложения е) Предложение о) Взаимозаменяемые товары ж) Деньги з) Бартер Упражнения 1. В таблице 3 представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли.
Рис.3 1) Изобразите кривую спроса и кривую предложения по данным таблицы 3. 2) Если рыночная цена на банку фасоли равна 8 пенсам, что характерно для данного рынка - излишки или дефицит? Каков их объем? 3) Если рыночная цена на банку фасоли составит 32 пенса, что характерно для данного рынка - излишки или дефицит? Каков их объем? 4) Чему равна рававновесная цена на этом рынке? 5) Рост потребительских расходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн.банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства? 2. Допустим, функция спроса равна Qd = 100 - Р, а функция предложения Qs = 2Р - 50, где Р - это цена в рублях, а величина спроса (Qd) и предложения (Qs) - в тысячах штук. 1) Найдите равновесную цену и равновесное количество товара. 2) Если правительство установит цену на этот товар в 40 рублей, к чему это приведет? 3. Как влияют перечисленные в таблице 4 изменения на спрос и предложение? Охарактеризуйте их влияние с помощью кривых спроса и предложения (поставьте «галочки» в колонках, название которых характеризует эффект изменения).
Верно / Неверно Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения: 1. Вводя в оборот выражение «невидимая рука», великий английский экономист Адам Смит имел в виду, что экономикой руководит государство, но общество этого не осознает. 2. В рыночной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, в конечном итоге решают потребители. 3. В экономической модели кругооборота товаров (услуг) и ресурсов домашние хозяйства предъявляют спрос на ресурсы. 4. Кривая спроса показывает, что при снижении цены растет величина спроса. 5. Сдвиг кривой предложения вправо означает, что производители предлагают большее количество продукта, при каждом уровне цен. 6. Изменение потребительских предпочтений приводит к движению спроса вдоль кривой. 7. Рост потребительских доходов вызовет расширение спроса на все товары. 8. Товар, который плохо сделан, относится к товарам низшей категории (товарам Гиффена). 9. Если рыночная цена ниже равновесной, то она будет снижаться, ибо в таких условиях спрос будет падать, а предложение расти. 10. В рыночной системе цены служат ограничением производства товаров и оказания услуг.
ЗАДАНИЯ Основные термины и понятия Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие: 1. Состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует полезность. 2. Изменение величины спроса на подешевевший товар, вызванное замещением этим товаром других благ. 3. Способность блага удовлетворять потребность. 4. Линия, графически отображающая множество наборов продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат. 5. Изменения величины спроса на данный товар, вызванное изменением реального дохода. 6. Набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью. 7. Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности. 8. Кривая, отображающая наборы двух продуктов, имеющих одинаковую полезность. 9. Возникает у индивидуума, когда он может приобрести товар по цене ниже той, которую он готов был заплатить. 10. Прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на единицу.
а) Эффект замены б) Эффект дохода в) Полезность г) Предельная полезность д) Набор безразличия е) Карта безразличия ж) Кривая безразличия з) Равновесие потребителя и) Бюджетная линия к) Излишек потребителя Упражнения ]. Потребитель решает, каким образом распределить свой доход между покупкой видеокассет и одежды. Рисунок 4 показывает его бюджетную линию и кривую безразличия. Укажите на рисунке: 1) Точку, в которой он максимизирует свою прибыль. 2) Точку, в которой он покупает только видеокассеты. 3) Точку, такого набора, выбрав который он не израсходовал бы весь свой доход, предназначенный на покупку данных товаров. 4) Точку, в которой он получает такое же удовлетворение, что и в точке d, но выходящее за пределы его бюджетных возможностей. 5) Точку, в которой он покупает только одежду. 6) Точку, отражающую более предпочтительный набор, чем тот, который представлен точкой d, но выходящий за пределы бюджетных возможностей потребителя. 2. Таблица 5 показывает изменение совокупной полезности, полученной потребителем при увеличении потребления данного товара (например, персиков).
1) Рассчитайте предельную полезность для каждого дополнительно потребленного персика. 2) Начертите кривую совокупной полезности. 3) Начертите кривую предельной полезности.. 3. Функция полезности потребителя имеет вид U = ху. Какое количество товара х и у будет приобретать потребитель, если его доход равен 600 рублям, а цены товаров х и у соответственно Рх = 25р., Ру = 30р.? Изобразите точку оптимума графически.
Верно / Неверно Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения: 1. Кривые безразличия никогда не пересекаются. 2. Наклон бюджетной линии зависит от сочетания цен двух товаров. 3. Потребитель максимизирует полезность, когда его бюджетная линия пересекает кривую безразличия. 4. Если все цены и номинальный доход увеличатся на 10%, бюджетное ограничение не изменится. 5. Изменение в величине дохода приводит к изменению в наклоне бюджетной линии. 6. Эффект замены при увеличении цены товара приводит к уменьшению спроса на этот товар. 7. Чем меньше доход потребителя, тем выше ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|