Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Однако в середине I тыс. н.э. в Биниленде созрели условия для дальнейшей политической централизации и концентрации власти.





Д.М. Бондаренко

 

Цель данной главы - проследить в общих чертах процесс сложения, возможно, наиболее яркого общества доколониальной Тропической Африки, эволюцию его характера и системы социально-политических институтов.

 

Предки бини пришли в места своего нынешнего расселения в зоне тропических лесов к западу от низовьев р. Нигер из пояса саванн, вероятнее всего, - из области слияния Нигера и Бенуэ. После примерно трех тысячелетий жизни в саванне они начали проникать в леса в III-II тыс. до н.э. и окончательно переселились туда в I тыс. до н.э. Есть основания полагать, что протобини были вынуждены покинуть историческую прародину вследствие климатических перемен, происходивших в Северной и Западной Африке начиная с VII тыс. до н.э. Эти изменения привели к сокращению территории саванны как с севера (из-за нараставшей аридизации, ведшей к увеличению площади пустыни Сахары), так и с юга, где разрастался тропический лес. В итоге саванна оказалась не в состоянии и дальше обеспечивать существование прежнему числу насельников, вынудив часть из них мигрировать за ее пределы.

 

Однако народы этно-лингвистической группы ква, к числу которых относятся бини, не были первопоселенцами в поясе лесов Верхнегвинейского побережья. Человек впервые появился на территории средневекового Бенина не позднее пяти тысяч лет назад, если не еще раньше. В Бенине народ, населявший страну до прихода бини, называют «эфа». При нынешнем объеме наших знаний очень немногое может быть сказано о нем, и едва ли есть надежда на существенное расширение имеющейся об эфа информации без дополнительных археологических исследований. Тем не менее очевидно, что аборигены леса к приходу бини уже были мотыжными земледельцами - об этом, в частности, свидетельствует устойчивый, постоянный характер их поселений. Предельным же уровнем сложности социально-политической организации эфа был уровень локальной общины

 

Можно предположить, что поначалу - с момента прихода и оседания ква в зоне леса - представители двух этнических массивов сосуществовали, проживая чересполосно. Но в конце концов бини (очевидно, немирным путем) возвысились над эфа, превратив этнокультурные различия также в различия социально-политические. В дальнейшем же, частично вследствие смешанных браков, а главным образом, благодаря влиянию престижной культуры элиты, бини ассимилировали эфа. При этом потомки эфа поныне являются обладателями нескольких довольно важных жреческих титулов, в прошлом имевших и политическое значение.

Первые биниязычные обитатели тропических лесов были еще охотниками-собирателями, и им, несомненно, потребовалось время для всесторонней адаптации к новым экологическим условиям; адаптации, приведшей к не только экономическим, но и социокультурным, политическим изменениям.

 

Переход к земледелию произошел в конце I тыс. до н.э. - первой половине I тыс. н.э., хотя охота и собирательство играли довольно значительную роль в системе жизнеобеспечения бини еще целое тысячелетие. В социально-политической сфере радикальное изменение типа экономической организации ознаменовалось сложением у бини земледельческой общины с присущими ей институтами управления.

Подъем независимых общин представлял собой наиболее раннюю стадию процесса, в итоге приведшего к возникновению Бенинского «королевства». С момента своего сложения большесемейная община, в которой большесемейные связи дополнялись соседскими (такая община в науке именуется «гетерогенная», стала базовым, субстратным социально-политическим институтом бини. Фундаментальное значение большесемейно-соседской общины для социокультурной и политической эволюции бини во многом было связано с характером их системы земледелия. Система ручного (мотыжного) земледелия представляется оптимальной (из-за природных условий) и, по сути дела, предельной для бини. Следовательно, и существование у них большесемейно-соседской общины как субстратного социального института оказывается оправданным и необходимым на весьма длительную историческую перспективу. В практически неизменном виде большесемейно-соседская община сохраняется в деревнях бини по сей день. И именно ее стабильность позволяет экстраполировать значительную часть этнографических данных по общине на более ранние периоды социально-политической истории народа с достаточно большой степенью уверенности в близости получаемой картины к истинной

 

Принцип старшинства, столь характерный в большей или меньшей степени для всех уровней бытия бини времен существования у них независимого «королевства», коренился в общинной системе трех мужских возрастных рангов. Члены каждого возрастного ранга выполняли определенные виды работ. В частности, обязанностью представителей старшего ранга эдион было управлять семьями (эгбе) и общинами. В сознании бенинцев культ предков определял место каждого человека в мироздании и в обществе как важнейшей части мироздания. Именно пожилые люди считались наиболее близкими к предкам, а потому способными лучше всех играть роль посредников между ними и их ныне живущими потомками.

 

Члены возрастного ранга эдион, включая глав и представителей всех без исключения больших семей [, образовывали общинный совет старейшин. Совет провозглашал старейшего члена общины, главу эдион пожизненным главой и совета, и общины. Он получал титул одионвере (мн.ч. - эдионвере). Таким образом, глава общины вполне мог не быть представителем семьи своего предшественника: изначально в общине бини не существовало единственной привилегированной семьи. (В тех случаях, когда община состояла только из одной большой семьи, глáвы и представители ее малых семей становились членами семейного и общинного советов одновременно. Главой общины и главой семьи - одионмваном - также был один и тот же человек. Но такие общины были редкостью, исключением из).

 

Общинный совет собирался по инициативе или одионвере, или совета одной из больших семей, будучи продолжением и развитием этого института на более высоком уровне. Он принимал реальное и весьма деятельное участие в управлении общиной, рассматривая совместно с ее главой (и при сохранении за последним права решающего голоса) все вопросы, входившие в компетенцию одионвере: поземельные, судебные и др.

 

Возможно, в додинастическую эпоху свою роль в управлении общинным коллективом играло и народное собрани е. Сказать что-то более определенное по этому поводу затруднительно, поскольку реминисценции о его вероятном существовании в далеком прошлом сохранились лишь в праве членов совета общины обращаться к широкому кругу общинников за консультациями (последние правом «законодательной инициативы» не обладали), да, может быть, в единичных «глухих» намеках устной традиции. Видимо, косвенным подтверждением существования у бини в далеком прошлом народного собрания может служить и его наличие еще в первые десятилетия ХХ в. у многих социально-политически менее развитых этнических групп современной Южной Нигерии, включая некоторые народы, родственные бини.

Главный смысл самогó существования института эдионвере в сознании общинников (отраженный в принципе назначения лидера общины) обусловил восприятие ими ритуальной функции как важнейшей среди всех обязанностей эдионвере. К тому же отправление одионвере культов божеств и предков от имени общинников еще более усиливало его позиции в коллективе. Но в изначальной общине бини ее глава, одионвере, не был лишь ритуальным лидером. Как уже отмечалось, он был ответственен за распределение земельного фонда общины, вершил суд, выступал блюстителем общинных традиций и т.д.. Хотя эдионвере общинниками подносились «дары», они имели преимущественно престижно-ритуальную значимость. В большинстве случаев не подношения были основой материального благополучия главы старшего возрастного ранга и всей общины, а труд членов его семьи.

С утверждением Второй династии, приведшим к установлению эффективной надвождеской власти, исторический поиск наиболее оптимальных для общества бини форм социально-политической организации и моделей их взаимодействия был, наконец, практически завершен на всех его «уровнях сложности». Бенин обрел социополитические «рамки», в которых и происходили все последующие изменения вплоть до момента потери независимости и насильственного пресечения эволюции институтов этого общества после британской «карательной экспедиции» 1897 г.

Бенин XIII-XIX вв. представлял собой особый тип сложного негосударственного иерархически организованного социума, в целом не менее развитого, чем большинство так называемых «ранних государств». Неслучайно создатель концепции «раннего государства» Хенри Классен и его последователи без тени сомнения включают Бенин в число «ранних государств». Для обществ данного типа социально-политической организации был предложен термин «мегаобщина». Ее структура может быть представлена в виде системы четырех концентрических кругов, образующих перевернутый конус. Эти круги - большая семья (мельчайшая самодостаточная единица социума [Бондаренко 1995a: 134–144]), большесемейно-соседская община, вождество и, наконец, самый широкий круг, собственно мегаобщина, бенинский социум. В каждом следующем круге социально-политические институты функционально и формально воспроизводили аналогичные им институты предшествующих кругов, но содержание их деятельности расширялось и преображалось в связи с необходимостью соответствовать более высокому уровню общественного бытия бини. Таким образом, в социокультурном отношении круги мегаобщины соотносились друг с другом по принципу подобия, столь характерному для африканских культур.

 

Целостность мегаобщины обеспечивалась в принципе теми же разнообразными механизмами, что и общины. Само же существование и процветание жителей мегаобщины, по их собственному убеждению, гарантировалось наличием династии сакрализованных верховных правителей: именно роль символа всебенинского единства, а не «профанного» главы общества объективно оказалась важнейшим историческим предназначением оба. И именно в сакральных функциях оба особенно наглядно отразились и мегаобщинный характер всего общества, и суть верховного правителя как мегавождя [Palau Marti 1964; Кочакова 1986: 197–224; Kochakova 1996; Бондаренко 1991в; 1995a: 203–231]. В частности, семья верховного правителя (как и семьи титулованных вождей) не только сохраняла свою традиционную структуру, но и в целом функционировала в соответствии с обусловленными этой структурой нормами.

 

Принадлежность к семье потомков основателя общины (и/или вождества) как условие обретения статуса вождя, наличие элементов сакральности, функция отправителя культа общинных предков (и/или предков населения вождества), а также ряда других важнейших ритуалов и обрядов, роль распорядителя общинными землями и судьи, «вдохновителя» общественно полезных работ – и отсутствие при этом единовластия, контроль со стороны глав семей… Все это, как и многое другое, мы видим и у верховного правителя. Однако, опять же, все эти особенности были присущи оба на высшем уровне, когда, к примеру, культ предков суверена превратился в общебенинский, а сам правитель - в верховного жреца уже всей страны. Оба считался владельцем земель не отдельной общины, а всех угодий страны, имея на них в действительности не больше прав, чем старейшины на общинные земли; деятельность его контролировалась не главами больших семей, а титулованными вождями и т.д.

Конечно, все эти и многие прочие изменения не были лишь количественными. Неслучайно среди титулов верховного правителя был и обасогиеоба более велик, чем вождь»). Например, оба являлся не только верховным жрецом, но и объектом поклонения (а собиравшаяся для него дань рассматривалась не только как подать, но и как своего рода жертвоприношение). Он считался всемогущим и виделся единственным легитимным законотворцем. С течением времени верховный правитель получил право назначать линиджи, из которых выдвигалось большинство титулованных вождей. Если в общине вместе с титулом наследовалось и имущество, то на уровне мегаобщины материальные богатства и престижное положение подчеркнуто разделялись.

В то же время оба не вышел из бенинской общинной организации. В поддержке его народом, в том числе материальной, проявлялся «общинный дух». Верховный правитель не воспринимался как чуждая общине сила. И именно то, что его власть считалась (и действительно генетически и в значительной мере сущностно была) как бы продолжением и усилением на новом уровне законной власти общинных вождей, придавало обществу социально-политическую стабильность, тогда как община обеспечивала ему социально-экономическую устойчивость.

 

 

Картина мира бини оказывалась социоцентричной. Бенинское общество признавалось центром всего мироздания; мифы повествуют о том, как именно в Бенине были созданы земная твердь и жизнь на ней. Фокусом же социума являлась община, в сознании бини представавшая самой сердцевиной сердцевины, ядром ядра мироздания. И в действительности община как основополагающий, базовый институт скрепляла все этажи иерархической структуры бенинского социума. На всех них доминировали общинные по характеру связи и отношения, выражая сущность этого общества.

Тот факт, что община бини в основе своей была большесемейной, с универсально распространенной в ней полигамией, имел фундаментальное значение ввиду иерархического характера ее социальной структуры и антидемократической системы ценностей. Им определялись геронтократические принципы и методы общинного управления, с одной стороны, и изначально - с момента прихода к власти Второй династии - иерархический (конический) тип бенинской мегаобщины – с другой.

 

О т эпохи огисо мегаобщина унаследовала ряд черт, присущих сложному вождеству, в ее рамках они даже усилились.

 

Распад - типичная судьба вождеств. Простые вождества распадаются на независимые общины, а сложные вождества - на простые вождества и также независимые общины. Следовательно, мегаобщина представляет собой возможный путь трансформации сложного вождества через дальнейшее усложнение социально-политической организации общества, выступает альтернативой его дезинтеграции.

Очевидно, крушение постигло подавляющее большинство из ста тридцати ранних вождеств бини, и примерно десять протогородских поселений - потенциальных центров сложных вождеств, в отличие от Бенина времен огисо, не смогли утвердить свое господство над соседями и постепенно опустились на уровень больших деревень. С течением времени все они оказались включенными в пределы бенинского социума. Только бенинская мегаобщина XIII-XIX вв. (в данном случае точнее было бы сказать «мегаобщинные политические институты») образовала подлинный «центр», который возвысился над всеми социально-политическими компонентами страны и оказался в состоянии установить по-настоящему действенную надобщинную власть. И именно это обстоятельство стало решающим «аргументом» в борьбе Бенина с другими протогородами за роль всебинийского центра притяжения. Не случайно Бенин начал доминировать над ними непосредственно после подчинения Эведо узама - со второй половины XIII в. (см. Бондаренко 1995a: 94-95). По той же самой причине мегаобщинные институты, включая монархию династии оба и различные категории титулованных (мегаобщинных) вождей (см. Eweka 1992; Roese 1993), обладали высокой степенью устойчивости. И именно поэтому есть все основания утверждать, что с приходом Оранмияна и утверждением его династии социально-политическая организация Бенина претерпела радикальную трансформацию от модели «большая семья - большесемейно-соседская община - вождество - сложное вождество» к мегаобщинной «формуле», приведенной выше.

Таким образом, в соответствии с практически общепринятой идеей о неразрывности связи между существованием государства и бюрократии, следует, безусловно, признать, что бенинская мегаобщина государством не была.

Суммируя же высказанное в этой главе, представляется разумным и обоснованным классифицировать мегаобщину как особый тип сложной иерархической социально-политической организации. Этот тип организации был альтернативен государству, поскольку столь же очевидно, что со всех точек зрения по уровню своего развития Бенин не уступал большинству ранних государств.

 


 

Д.М. Бондаренко

 

Цель данной главы - проследить в общих чертах процесс сложения, возможно, наиболее яркого общества доколониальной Тропической Африки, эволюцию его характера и системы социально-политических институтов.

 

Предки бини пришли в места своего нынешнего расселения в зоне тропических лесов к западу от низовьев р. Нигер из пояса саванн, вероятнее всего, - из области слияния Нигера и Бенуэ. После примерно трех тысячелетий жизни в саванне они начали проникать в леса в III-II тыс. до н.э. и окончательно переселились туда в I тыс. до н.э. Есть основания полагать, что протобини были вынуждены покинуть историческую прародину вследствие климатических перемен, происходивших в Северной и Западной Африке начиная с VII тыс. до н.э. Эти изменения привели к сокращению территории саванны как с севера (из-за нараставшей аридизации, ведшей к увеличению площади пустыни Сахары), так и с юга, где разрастался тропический лес. В итоге саванна оказалась не в состоянии и дальше обеспечивать существование прежнему числу насельников, вынудив часть из них мигрировать за ее пределы.

 

Однако народы этно-лингвистической группы ква, к числу которых относятся бини, не были первопоселенцами в поясе лесов Верхнегвинейского побережья. Человек впервые появился на территории средневекового Бенина не позднее пяти тысяч лет назад, если не еще раньше. В Бенине народ, населявший страну до прихода бини, называют «эфа». При нынешнем объеме наших знаний очень немногое может быть сказано о нем, и едва ли есть надежда на существенное расширение имеющейся об эфа информации без дополнительных археологических исследований. Тем не менее очевидно, что аборигены леса к приходу бини уже были мотыжными земледельцами - об этом, в частности, свидетельствует устойчивый, постоянный характер их поселений. Предельным же уровнем сложности социально-политической организации эфа был уровень локальной общины

 

Можно предположить, что поначалу - с момента прихода и оседания ква в зоне леса - представители двух этнических массивов сосуществовали, проживая чересполосно. Но в конце концов бини (очевидно, немирным путем) возвысились над эфа, превратив этнокультурные различия также в различия социально-политические. В дальнейшем же, частично вследствие смешанных браков, а главным образом, благодаря влиянию престижной культуры элиты, бини ассимилировали эфа. При этом потомки эфа поныне являются обладателями нескольких довольно важных жреческих титулов, в прошлом имевших и политическое значение.

Первые биниязычные обитатели тропических лесов были еще охотниками-собирателями, и им, несомненно, потребовалось время для всесторонней адаптации к новым экологическим условиям; адаптации, приведшей к не только экономическим, но и социокультурным, политическим изменениям.

 

Переход к земледелию произошел в конце I тыс. до н.э. - первой половине I тыс. н.э., хотя охота и собирательство играли довольно значительную роль в системе жизнеобеспечения бини еще целое тысячелетие. В социально-политической сфере радикальное изменение типа экономической организации ознаменовалось сложением у бини земледельческой общины с присущими ей институтами управления.

Подъем независимых общин представлял собой наиболее раннюю стадию процесса, в итоге приведшего к возникновению Бенинского «королевства». С момента своего сложения большесемейная община, в которой большесемейные связи дополнялись соседскими (такая община в науке именуется «гетерогенная», стала базовым, субстратным социально-политическим институтом бини. Фундаментальное значение большесемейно-соседской общины для социокультурной и политической эволюции бини во многом было связано с характером их системы земледелия. Система ручного (мотыжного) земледелия представляется оптимальной (из-за природных условий) и, по сути дела, предельной для бини. Следовательно, и существование у них большесемейно-соседской общины как субстратного социального института оказывается оправданным и необходимым на весьма длительную историческую перспективу. В практически неизменном виде большесемейно-соседская община сохраняется в деревнях бини по сей день. И именно ее стабильность позволяет экстраполировать значительную часть этнографических данных по общине на более ранние периоды социально-политической истории народа с достаточно большой степенью уверенности в близости получаемой картины к истинной

 

Принцип старшинства, столь характерный в большей или меньшей степени для всех уровней бытия бини времен существования у них независимого «королевства», коренился в общинной системе трех мужских возрастных рангов. Члены каждого возрастного ранга выполняли определенные виды работ. В частности, обязанностью представителей старшего ранга эдион было управлять семьями (эгбе) и общинами. В сознании бенинцев культ предков определял место каждого человека в мироздании и в обществе как важнейшей части мироздания. Именно пожилые люди считались наиболее близкими к предкам, а потому способными лучше всех играть роль посредников между ними и их ныне живущими потомками.

 

Члены возрастного ранга эдион, включая глав и представителей всех без исключения больших семей [, образовывали общинный совет старейшин. Совет провозглашал старейшего члена общины, главу эдион пожизненным главой и совета, и общины. Он получал титул одионвере (мн.ч. - эдионвере). Таким образом, глава общины вполне мог не быть представителем семьи своего предшественника: изначально в общине бини не существовало единственной привилегированной семьи. (В тех случаях, когда община состояла только из одной большой семьи, глáвы и представители ее малых семей становились членами семейного и общинного советов одновременно. Главой общины и главой семьи - одионмваном - также был один и тот же человек. Но такие общины были редкостью, исключением из).

 

Общинный совет собирался по инициативе или одионвере, или совета одной из больших семей, будучи продолжением и развитием этого института на более высоком уровне. Он принимал реальное и весьма деятельное участие в управлении общиной, рассматривая совместно с ее главой (и при сохранении за последним права решающего голоса) все вопросы, входившие в компетенцию одионвере: поземельные, судебные и др.

 

Возможно, в додинастическую эпоху свою роль в управлении общинным коллективом играло и народное собрани е. Сказать что-то более определенное по этому поводу затруднительно, поскольку реминисценции о его вероятном существовании в далеком прошлом сохранились лишь в праве членов совета общины обращаться к широкому кругу общинников за консультациями (последние правом «законодательной инициативы» не обладали), да, может быть, в единичных «глухих» намеках устной традиции. Видимо, косвенным подтверждением существования у бини в далеком прошлом народного собрания может служить и его наличие еще в первые десятилетия ХХ в. у многих социально-политически менее развитых этнических групп современной Южной Нигерии, включая некоторые народы, родственные бини.

Главный смысл самогó существования института эдионвере в сознании общинников (отраженный в принципе назначения лидера общины) обусловил восприятие ими ритуальной функции как важнейшей среди всех обязанностей эдионвере. К тому же отправление одионвере культов божеств и предков от имени общинников еще более усиливало его позиции в коллективе. Но в изначальной общине бини ее глава, одионвере, не был лишь ритуальным лидером. Как уже отмечалось, он был ответственен за распределение земельного фонда общины, вершил суд, выступал блюстителем общинных традиций и т.д.. Хотя эдионвере общинниками подносились «дары», они имели преимущественно престижно-ритуальную значимость. В большинстве случаев не подношения были основой материального благополучия главы старшего возрастного ранга и всей общины, а труд членов его семьи.

Однако в середине I тыс. н.э. в Биниленде созрели условия для дальнейшей политической централизации и концентрации власти.

Следующим этапом общественной эволюции бини явилось разделение власти в общине на ритуальную, оставшуюся в руках одионвере, и профанную. Этот шаг был связан с процессом преодоления общинного уровня организации как предельного - со сложением исторически первой из ставших в дальнейшем основных надсубстратных форм бытия бини. Такой формой социально-политической организации явилось вождество - структура иерархического типа.

 

Во второй половине I тыс. н.э. вождество, иерархическая в своей основе форма социально-политической организации, быстро превзошло по степени распространенности в Биниленде союз независимых равноправных общин. И роль вождества в дальнейших социополитических и исторических судьбах народа также оказалась несравнимо более значительной. В то же время и независимые общины, и союзы независимых равноправных общин продолжали существовать параллельно с вождествами. А в эпоху, наступившую после образования бенинского «королевства», ранее независимые общины обладали автономией, их эдионвере в административной иерархии приравнивались к главам автономных же вождеств.

 

Образование вождеств у бини было связано с возникновением новой системы управления общиной. В то время как в одних общинах по-прежнему не было привилегированной семьи, а единственный правитель, одионвере, мог представлять любую родственную группу, в части общин появился особый профанный, в том числе военный лидер (оногие; мн.ч. – энигие), всегда выдвигавшийся из одной и той же семьи и сосуществовавший с сохранявшим за собой ритуальные функции одионвере. Появление оногие сначала усложнило систему общинного управления, а уже затем привело к повышению общей степени сложности социально-политической организации бини. Только вокруг общин нового типа – с «разделением властей» - складывались вождества.

«Разделение властей» в общине и консолидация соседних общин вокруг ее «профанного» главы - вовсе не обязательное условие последующего образования вождества.

 

Но все же в конкретных условиях общества бини эдионвере в принципе продемонстрировали неспособность обеспечивать своим общинам военные успехи в борьбе с соседями, через которые, вероятно, и пролегал путь к сложению вождеств. Будучи членами старшего возрастного ранга, эдионвере не только в силу возраста, но и потому, что участие в боевых действиях предписывалось людям среднего ранга, более не могли проявлять себя в военной сфере. И это притом, что и соответствующие достоинства, и достижения в этой сфере ценились исключительно высоко, тогда как былые заслуги здесь в счет, похоже, не шли. К тому же, эдионвере были слишком тесно связаны со своими родными общинами, ассоциировались только с ними и считались лишь их законными правителями как наследники предков именно данных общин. Стремление эдионвере к «профанной» власти подавлялось тем, что сакрально-ритуальные функции всегда рассматривались как наиглавнейшие из выполнявшихся ими, ну а в общинах с «разделением властей» являлись абсолютно доминирующими

 

Именно в силу этих обстоятельств вождества у бини формировались исключительно вокруг общин с «разделением властей»: на ритуальную власть одионвере и профанную, включая военную, - оногие. Хотя, в отличие от оногие, одионвере существует в каждой деревне бини по сей день, поддерживая связи с предками членов данной общины и в связи с этим также осуществляя (совместно с другими членами эдион деревни) контроль над общинным землепользованием, только носитель «профанной» власти мог стать главой вождества. Община оногие занимала в вождестве столь же привилегированное положение, сколь и семья оногие в этой общине. Культ же предков главы вождества был подобен культам глав семей и общин (а в эпоху монархии - и верховного правителя).

 

Определение власти одионвере и оногие как соответственно ритуальной и «профанной» до некоторой степени условно.

 

В вождестве также существовал совет, который по своим структуре и функциям был подобен, на более высоком уровне, советам большой семьи и общины. Помимо оногие в него входили эдионвере и другие члены эдион составлявших данное вождество общин. Таким образом, ведущую роль в управлении вождествами, как и деревнями-общинами, в конечном счете играли члены старшего возрастного ранга.

Образование вождеств явилось существенным шагом на пути этнической консолидации, политической централизации, концентрации власти и иерархизации общества у бини. С их появлением уменьшилось количество прежде почти неизменно тождественных локальным общинам независимых бинийских социумов, в то время как площадь и население последних увеличились. Но почему и как в Биниленде появились вождества? Кем были их правители - энигие? И какова связь между становлением у бини вождеств и протогородских центров?

Сама возможность повышения уровня социополитической интеграции путем объединения соседних общин в вождества создавалась развитием земледелия, ростом его производительности на основе новых технологий.

 

Социополитическая ситуация - существование чересполосно с первопоселенцами эфа, имевшими естественные претензии на превосходство над пришельцами - также являлась очевидной предпосылкой немирного пути объединения в форме вождеств соседствовавших общин бини. Использование железа сыграло исключительно важную роль в эскалации военной активности в регионе; роль, не менее важную, чем в демографической сфере.

 

Существуют, однако, свидетельства, заставляющие предположить, что процесс объединения общин бини протекал мирно, что они вступали в союзы ради более эффективного военного противостояния другим группам общин, какой-либо отдельной общине или вторжению неких интервентов. Очевидно, что эфа были вполне в состоянии явиться для них подобным «раздражителем». Там, где соседствовали несколько общин бини, они могли объединяться; общины же, оказавшиеся более или менее изолированными от других групп бини вследствие соседства с эфа, были вынуждены оставаться вне вождеской организации.

Так как «по законам военного времени» наиболее ценимые добродетели связаны с войной, именно такой герой становился самой популярной фигурой в данной группе общин. Сначала все общины союза признавали его своим военным вождем - «главнокомандующим», и лишь затем он начинал также контролировать отношения внутри группы общин. Теперь оногие разрешал межобщинные споры, созывал совет вождества, председательствовал на его собраниях и т.д. В конце концов он превращал свой титул в наследственный, а свою общину - в общину с «разделением властей», привилегированную (подобно тому, как большая семья оногие оказывалась в политически исключительном положении в родной общине). Это и был момент возникновения иерархии общин - сложения вождества.

Таким образом, можно прийти к заключению, что вождества появились у бини в результате мирного объединения общин в ходе завершившейся победоносно борьбы с эфа за землю, приведшей, в частности, и к ассимиляции последних Впрочем, позже или даже в то же самое время вождества бини также вполне могли противостоять и друг другу

В начале II тыс. у бини насчитывалось не менее 130 вождеств тяготевших к тому или иному протогородскому центру. Обнаруживаемые по всему Биниленду окольцовывавшие их земляные валы, именуемые, как и не разрушавшиеся, но продолжавшие существовать валы общинные, ийя, - свидетельства существования вождеств в ту эпоху

 

1500 человек же, по Дарлингу, - как раз и есть приблизительная численность населения социально-политического организма, достаточная для того, чтобы был возведен ийя. То есть в большинстве случаев примерно полутора тысяч человек оказывалось достаточно для завершения конституирования группы общин как вождества. В частности, Окхунмвун возник в результате увеличения численности населения на данной территории, стимулированного приходом мигрантов, с одной стороны, и естественным приростом – с другой.

В непосредственной связи с подъемом вождеств у бини находился и процесс урбогенеза. Не случайно его начало практически совпало со временем бурного роста вождеств. В принципе, вождествами изначально и являлись ранние протогородские центры бини. Главы протогородских общин входили в совет протогорода как вождества. В частности, представляется правдоподобным, что в городе Бенине ими были вожди, чьи потомки при правителях династии оба вошли в первую категорию титулованных (общебенинских) вождей, именовавшуюся с тех пор узама н’ихинрон. Таким образом, подъем вождеств стал и предпосылкой, и одной из составляющих процесса градообразования на территории современной Нигерии, в том числе в Биниленде, будучи порождением отчасти одних и тех же факторов и условий, в частности, демографического роста и объединения земледельческих общин.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.